Опыты и наблюдения на уроках окружающего мира по учебнику О.Т. Поглазовой. Опыты с магнитом и солнечным светом

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

«Суша под солнцем»

Ход урока
I. Организационный момент.

- Допишите слова:
Движение Земли вокруг Солнца происходит по слегка вытянутой орбите, имеющей форму… (эллипса). Полный оборот Земля совершает за… (365 суток). Круглый год ось Земли направлена в одну точку, нацеленную прямо на… (Полярную звезду) в созвездии… (Малая Медведица). Земля вращается с… (запада) на… (восток). Солнце один раз в году бывает в полдень в зените, это… (дни солнцестояний). 22 декабря - это… (зимнее солнцестояние). 21 марта - это…(весеннее равноденствие), 22 июня - это… (летнее солнцестояние). 23 сентября - это… (осеннее равноденствие).

II. Формирование новых знаний.
- Что происходит с телами при нагревании? (Они расширяются.)
- Что происходит при охлаждении? (Они сжимаются.)
- Что может произойти с предметом, если его нагревать и охлаждать? (Он может разломиться и разрушиться.)
- Когда хотят построить что-то прочное, из чего его делают? (Из камня.)
- Мосты, памятники делают из камня. Проходят года, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят. Но как ни прочны камни, они не вечны. Камень постепенно, хотя и очень медленно, разрушается. От чего это происходит? (Это воздействие высокой и низкой температуры, дождя, снега, воды и ветра.)
- Могут ли разрушаться горы от высокой температуры, дождя, снега, ветра? (Конечно, могут.)
- Что происходит в жаркую погоду? (Склон горы сильно нагревается.)
- Что происходит ночью? (Камень остывает.)
- Что происходит с частицами гор? (При нагревании частицы увеличиваются в объёме, а при охлаждении сжимаются, уменьшаются в объёме.)
- Эти расширения и сжатия очень невелики, но, сменяя друг друга не день или два, а сотни и тысячи лет, они уменьшают прочность горы. Появляются трещины. Во время дождей вода попадает в трещины, размывая их. Зимой вода замерзает, расширяя трещину. Гора начинает разрушаться.
- Рассмотрите фотографию Останца в учебнике (на с. 99). Это остаток когда-то крутой скалы в жаркой песчаной пустыне. Как вы думаете, почему от огромной скалы остался такой кусочек? (Много лет скалу раскаляло солнце, обдували ветры, а ночью она остывала. Перепады тепла и холода ослабляли связь между частицами вещества скалы, и она разрушалась.)
- Что произойдет дальше с Останцем? (Со временем он так и будет разрушаться и превратится в песок.)

Физкультминутка
III. Закрепление изученного.
- Послушайте рассказ одного путешественника. Он увидел на тихоокеанском острове, как островитяне «жарили гору».
Чтение рассказа в учебнике (на с. 99-100).
- Откуда они взяли такой способ? (Они наблюдали его в природе.)
- Какое свойство веществ они использовали? (Они использовали свойство расширения веществ при нагревании и свойство сжимания при охлаждении.)
- Давайте проведем еще один опыт. Ставим пустой металлический ковш на горелку. Сколько времени потребуется, чтобы нагрелся пустой ковш? (Несколько секунд.)
- Нальем теперь в холодный ковш стакан воды и поставим на горелку. Сколько теперь потребуется времени? (Несколько минут, так как в ковше вода.)
- Перельем горячую воду из ковша в стакан, но чтобы он не лопнул, нужно положить в него ложку.
- Что произойдет с ковшом? (Он через несколько минут станет холодным.)
- Что произойдет со стаканом, ложкой? (Его нельзя будет взять в руки, он, как и ложка, будет очень долго горячим.)
- Наблюдали ли вы подобное явление в природе?
- В жаркий летний день у реки какой песок и вода? (Песок очень горячий, а вода - прохладная.)
- что произойдет вечером? (Песок будет прохладный, а вода - теплая и приятная.)
- Почему так произошло, ведь и вода, и песок весь день грелись под одним солнцем и получили одинаковое количество тепла? (Твердые тела быстро нагреваются и быстро остывают, а жидкости долго нагреваются и долго остывают.)

IV. Итог урока.
- Что происходит с рельефом Земли под воздействием Солнца? (Он разрушается.)
- Как меняется рельеф местности под воздействием воды и воздуха? (Выветривание и работа текучих вод приводят к выравниванию земной поверхности, к выравниванию рельефа. Реки и горные потоки не только разрушают горы, но и создают обширные равнины.)

Домашнее задание: подготовить сообщение об извержениях вулканов и землетрясениях, происходящих на нашей Земле.

Астрономия в воспитании ребенка абсолютно незаменима. Неудивительно, что детей куда больше интересует звездное небо, чем их родителей. Ведь взрослым постоянно некогда, они заняты, у них проблемы и заботы. Но дети задают массу самых неожиданных вопросов и на них нужно отвечать. Любознательных мальчишек и девчонок уже интересует не только Земля, Луна и Солнце, но и другие планеты, галактики, кометы. Обеспокоенные родители задумываются: «С какого возраста можно начать разговаривать с ребенком о такой интересной науке, как астрономия?». Некоторые детишки уже в два-три года мечтают слетать на Луну. А другие в четыре года просят маму перед сном читать не веселые сказки и забавные истории, а вполне серьезную книгу «Вселенная». Но мы отвлеклись. Сегодня в этой статье мы хотим познакомить родителей с несколькими увлекательными опытами, которые однозначно понравятся вашим детям. И, как знать, может, благодаря именно этим экспериментам, ваш ребенок станет великим астрономом и не только слетает на Луну, но и откроет новую неизведанную планету.

Опыт День-ночь

Основная задача этого опыта заключается в том, чтобы рассказать ребенку, почему на нашей планете бывает день и ночь.

Для опыта нам понадобится всего лишь фонарь и глобус.

Как провести эксперимент:

  1. Заведите ребенка в комнату с выключенным светом и направьте луч фонарика на глобус. Объясните ему, что условно вы будете считать фонарик – Солнцем, а глобус – Землей. В тех местах Земли, куда попадают солнечные лучи (свет от фонаря) – светло, там день. А куда они не доходят – ночь, ведь там темно.
  2. А теперь поверните глобус, солнечный свет будет освещать другие районы земли. Найдите на глобусе свой край или город и попросите ребенка сделать так, чтобы в вашем городе наступил день, а потом ночь. Поинтересуйтесь у ребенка, какое время суток на границе света и темноты. Дети очень быстро сориентируются и скажут: «Либо ранее утро, либо вечер». Объясните ребенку, что в нашей Вселенной все планеты и звезды находятся в постоянном движении. Но они движутся не хаотично, а по заданной траектории. И наша планета Земля вращается вокруг своей оси. Это можно легко продемонстрировать на примере глобуса. На глобусе прекрасно видно, что земная ось слегка наклонена. Именно благодаря этому, на нашей планете есть полярная ночь и полярный день. Дайте ребенку глобус, пусть он самостоятельно, вращая его, поиграет в день-ночь.
  3. Освещая то одну, то другую часть глобуса, он сможет убедиться, что один полюс всегда темный, а другой светлый. В ходе эксперимента можно рассказать ребенку, как живут люди в условиях полярной ночи. Поверьте, ребенку будет очень интересно.
  4. А еще можно нарисовать на обычном листе бумаги контуры Северной Америки и Австралии. Вырезать их и наклеить на воздушный шарик. Но наклеить их так, как они в действительности расположены на нашей планете. Затем нужно привязать свободно шарик и посвятить фонариком на одну его сторону. Отпустить веревочку и дать шарику упасть. Но упасть с той высоты, с которой вырезалась бумага. А теперь медленно повернуть его. Старайся держать шарик так, чтобы в Австралии была полночь, а в Северной Америке рассвет. Демонстрируя этот космоса можно проще объяснить ребенку, что наша планета находится в постоянном движении. Люди, живущие на той стороне, что в данный момент повернута к Солнцу, встречают рассвет, а люди с другой ее стороны любуются звездами и собираются ложиться спать.

Как сделать солнечные часы – инструкция

Для создания солнечных часов приобретите:

  • Упаковку от CD.
  • Просвечивающийся компакт диск.
  • Клейкую бумагу.
  • Этикетки, предназначенные для CD.

Инструкция:

  1. На дно коробки, а точнее на ее внутреннюю поверхность, приклеить полукруг, на котором заранее отметить часовые пояса. При этом метка «0» должна располагаться четко горизонтально.
  2. Аккуратно вырезать серый сектор. Он находится на вставной части диска. Наклеить его на диск.
  3. Определить в коробке центр и просверлить в этом месте отверстие. Его диаметр должен быть приблизительно 2 мм.
  4. В отверстие закрепите гномон — небольшой гвоздик без шляпки. Подойдет и зубочистка. Закреплять по отношению к плоскости самого диска перпендикулярно. Гвоздик должен выступать на 20 мм в обе стороны.
  5. Затем компакт диск можно установить в держатель. Шкалу расположить под наклоном 90 градусов географической широты.
  6. Роль подставки может исполнять крышка от коробки. Ее нужно просто откинуть. Добиться нужного угла уклона можно, немного подрезав края коробки.
  7. Теперь солнечные часы необходимо сориентировать. Гвоздик направить на север. Естественно, верхняя часть шкалы будет направлена на южный полюс. Чтобы солнечные часы можно было использовать, нужно отметить на «карте» долготу своего города и эту метку совместить с номером часового пояса региона. Тень от гномона будет являться показателем поясного времени.

Как смоделировать затмение дома – эксперимент

Древние китайцы были уверены, что затмение – это результат того, что Дракон проглотил Солнце. В двадцать первом веке мы сами может устроить небольшое домашнее затмение. Чем мы хуже китайского Дракона.

Для этого эксперимента нам понадобятся: теннисный мячик, шарик для настольного тенниса и фонарик.

Инструкция:

  1. Теннисный мяч кладем на расстояние 60 см от фонарика, а между ними (посередине) положим шарик для настольного тенниса.
  2. Погасим в комнате свет.
  3. Включим фонарик и направим луч света на мяч, одновременно передвигая шарик вокруг мяча.
  4. А теперь представим, что теннисный мяч – это Земля, а теннисный шарик – это Луна. Естественно фонарик – это Солнце.
  5. Внимательно проследим, что будет происходить, когда шарик (Луна) будет проходить между фонариком и мячом, и когда он будет двигаться позади мяча (Земли).

Мы увидим модель настоящего затмения.

Микрокосмос в рюмке — опыт по астрономии

Для создания микрокосмоса в рюмке нам понадобятся : чистый медицинский спирт (водка не подойдет), рюмка 250 мм, вода, растительное масло любое, пипетка.

Инструкция:

  1. Наливаем 150 мм спирта в рюмку.
  2. В пипетку набираем масло и аккуратно капаем большую каплю в рюмку со спиртом.
  3. Капля масла сразу же опустится на дно рюмки.
  4. Посмотрите, как красиво выглядит капля – настоящий золотистый шар.
  5. В данном случае разные жидкости имеют разный удельный вес, именно поэтому они и не смешиваются.
  6. Почему масло выбрало форму шара? Просто потому, что это самая экономичная фигура. Спирт давит на масло со всех сторон, и масляный шар пребывает (в своего рода) невесомости.
  7. А теперь превратим наш шар не просто в лежащий на дне предмет, а в настоящую парящую планету. Для этого нам надо разбавить спирт водой. Но ее надо добавлять в рюмку постепенно крохотными порциями.
  8. Шар начнет отрываться от дна.
  9. Масло с водой и со спиртом не смешивается. Между ними всегда будет граница. А вот вода и спирт легко смешиваются. Жидкость в рюмке меняет свою плотность, и масляный шар начинает всплывать со дна.
  10. Результат этого будет просто потрясающим, если в воду заранее добавить пищевой краситель.
  11. А теперь можно дать ребенку пипетку и позволить самому добавить несколько «планет» в космическое пространство. Он может самостоятельно соединять несколько маленьких планет в одну большую, может разделять планету на несколько более мелких. Он может помешать палочкой в рюмке и создать новую планетарную систему.

Как сделать ракету из бутылки?

Этот опыт позволит смоделировать пневмогидравлическую модель ракеты, взлетающую под действием реактивной силы.

Для опыта понадобится обычная двухлитровая бутылка из пластика, насос, герметичная пробка, трубка для накачивания воздуха, ниппель, станина, крепление.

Инструкция:

  1. На станину (подставку из дерева) строго вертикально закрепляем трубку из пластика.
  2. Заполняем на 1/3 водой обычную пластиковую бутыль.
  3. Бутыль герметично устанавливаем на трубку.
  4. Заранее на низ трубки устанавливаем ниппель. Можно использовать велосипедный ниппель.
  5. Насосом, используя ниппель, в бутыль накачиваем Н2О.
  6. Благодаря воздуху, в верхней части бутыли создается давление.
  7. Н2О начинает выталкивать жидкость.
  8. Бутыль срывается со станины.
  9. Поток воды устремляется вниз, создавая при этом реактивную тягу. Именно она и поднимает бутыль вверх (в космос – шутка).

Смех, смехом, но ракета, изготовленная из бутыли, способно подниматься на высоту девятиэтажного дома. А сколько болельщиков соберется понаблюдать за запуском ракеты – сложно себе даже представить.

Канадец Стивен Ликок в свое время сказал, что астрономия учит нас беречь и правильно пользоваться не только Солнцем, но и всеми другими планетами.

А учиться любить, беречь и восхищаться нашей Вселенной нужно с самого раннего детства.

Департамент образования администрации г. Липецка

Муниципальное бюджетное учреждение

экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка

" Опыты и эксперименты как практические методы на занятиях"

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецк

Липецк, 2016 г.

Пояснительная записка.

Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития. Люди, животные, растения, техника, явления природы, законы физики и химии, география - все это становится предметом пристального изучения и наблюдения. Конечно, можно дать детям готовые ответы, встроить шаблоны в их мировосприятие. А можно предоставить им возможности проверить все на собственном опыте. Поэкспериментируем?

Опыт показывает, что уже в младшем школьном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес к природным явлениям.

Занятия в нашем центре простроены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи воспитанников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.

Практические методы ценны тем, что они позволяют включить детей в активную познавательную деятельность , «открывать» знания через деятельность. К этой группе методов относятся: выявление свойств объектов, сравнение, распознавание объектов, опыты, наблюдения. Рассмотрим подробнее опыты и эксперименты.

Существует несколько определений понятию «опыт».

Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания

Опыт - попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Опыт - это научный эксперимент по лабораторным работам .

Эксперимент требует наличия у ученика навыков самостоятельной работы и поэтому является более высокой ступенью в формировании проблемного и творческого мышления. По отношению к теоретическим положениям он выполняет доказательную функцию, подтверждая их справедливость. Одни теоретические знания, не подкрепленные знаниями опытов, бесполезны, поскольку не могут быть использованы в практической деятельности.

Кроме того, эксперимент позволяет поднять учащихся на более высокий уровень развития познавательного интереса, так как он связывает теорию с практикой, показывает применение теоретических знаний и необходимость их экспериментального подтверждения. Результаты эксперимента бывают столь удивительны и неожиданны для учеников, что естественно возникает желание разобраться в наблюдаемом явлении. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание человека и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, педагог не должен наносить вред и ущерб живым организмам.

В методическом пособии даны конкретные рекомендации по проведению опытов и экспериментальной деятельности на занятиях по экологии с детьми младшего школьного возраста, описание самих опытов, рекомендации для родителей в проведении опытов в домашних условиях. А также литература и другие источники, которые можно использовать в помощь педагогам для проведения экспериментальной деятельности на занятиях по экологии.

Материал для проведения опытов на занятиях в детских объединениях по программе

«Путешествие в мир экологии»

Опыты со светом

Опыт «Тень»

Цель: показать детям, что лучи прямолинейны, не могут обогнуть тело, поэтому появляется тень.

Материалы: лампа.

Ход опыта. Встаньте между зажженной лампой и стеной на довольно большом расстоянии от лампы. Свет от лампы не может пройти через ваше тело. На стене образуется тень. Если бы лучи света не были прямолинейны, то они могли бы обогнуть тело, и тени бы не было бы.

Вывод: лучи света прямолинейны.

Опыт «Уличные тени»

Цели: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от и предмета, их взаиморасположение.

Ход опыта: Рассматривание теней. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень.

Опыт «Уличные тени от фонарного света»

Цель: показать на опыте, как образуется тень; рассмотреть зависимость тени от источника света и предмета, их взаиморасположение .

Ход опыта: Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень, почему она образуется? (Это темное пятно: тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)

Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тень короче тень; чем прозрачней предмет, тем светлее тень. Тень может образовываться не только от Солнца, но от любого источника света.

Опыт «Макет Земли»

Цель: показать детям суть суточного и годового вращения Земли. Смены дня и ночи и времён года.

Материалы: мяч, лист белой бумаги, настольная лампа или фонарь.

Ход опыта. Возьмите лист бумаги, больший по размеру темного пятна на земле, образуемого мячом. Накройте пятно бумагой и, придерживая ее за край мячом, поднимайте лист по направлению к мячу. Посмотрите, что происходит с затемненным пятном. (Оно исчезает.)

Пусть ребенок закрасит область рисунка, где наблюдается затемнение от мяча, и укажет на рисунке направление на солнце. Ребенок, наверное, и сам догадался, что это - тень.

Задайте ребенку вопросы:

1. По каким признакам ты узнаешь, что приближается вечер? Какие у тебя вечером возникают ощущения?

2. Похожи ли эти ощущения на те, которые человек испытывает, когда днем прячется в тень от жары?

3. Не кажется ли тебе, что к вечеру мы все вместе с домами, деревьями уходим в тень?

4. В тень от чего?

5. Когда тебе тепло и светло, а когда холодно и темно? Объясните, что Земля имеет форму, похожую на шар, и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

6. Вращение Земли вокруг своей оси создает эффект смены дня и ночи. Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за одни сутки, а вокруг Солнца - за один год.

Вывод: при вращении Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи; при вращении Земли вокруг Солнца происходит смена времён года.

Материал: зеркала.

Вывод: свет отражается от предметов.

Опыт. «Чем отличается солнечная сторона от затенённой?»

Цель: показать детям, что освещённая сторона отличается цветом от затенённой.

Материалы: мяч, солнечный свет.

Ход опыта. Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Вывод: освещённая сторона у предметов светлее, чем противоположенная.

Опыт «Яблочный спутник свечи»

Цель: показать детям, что вращение Земли вокруг своей оси приводит к смене дня и ночи, а вокруг Солнца – времён года.

Материалы: яблоко свеча, лампа.

Ход опыта. Возьмите яблоко (это будет Земля) и зажженную свечку (это будет солнце) и проведите оборот Земли вокруг своей оси и вокруг солнца.

День да ночь - сутки прочь

А теперь зажженная лампочка пусть будет Солнцем, а ребенок - Землей. Пусть он покажет, как двигается Земля за сутки и за год.

Вывод: вращение Земли вокруг своей оси приводит к смене дня и ночи, а вокруг Солнца – времён года.

Опыт «Мяч светит отражённым светом»

Цель: показать детям, что освещённые предметы светят отражённым, а не собственным светом.

Материалы: электрический фонарь, мяч.

Ход опыта. Зажжём в тёмной комнате электрический фонарь и его свет направим на белый мяч. Если смотреть на мяч из темноты, то он кажется ярким. Свет фонаря отражается от него. Такой свет называется отражённым. Если фонарь погасить, то мяч в темноте становится невидимым. Потому что он не излучает собственного света.

Вывод: предметы светятся отражённым светом и не излучают собственный.

Опыт «Преломление света»

Цель: показать детям явление преломления света на примере карандаша в стакане с водой.

Материалы: карандаш, стакан с водой.

Ход опыта. Например, карандаш в стакане с водой выглядит сломанной на границе воды и воздуха. Это происходит от того, что происходит преломление света на границе между веществами с разными свойствами.

Вывод: на границе между разными веществами происходит преломление света.

Опыт «Радуга»

Цель: Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

Материалы: емкость с водой, зеркало, лист белой бумаги.

Ход опыта. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на составляющие.

Вывод: солнечный свет состоит из спектра. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на составляющие.

Опыт «Во что превращается радуга?»

Цель: показать детям, что все цвета радуги образуют серый цвет.

Материалы: зубочистки, кружёчки из бумаги, цветные карандаши, линейка.

Ход опыта: Как смешать разные цвета, что бы получить серый цвет?

Возьмите небольшую круглую карточку из плотной бумаги. Карандашом разделите круг на 6 равных частей. Получилось очень похоже на пирог. Карандашами раскрасьте каждый из получившихся кусочков в свой цвет радуги. В центре острым карандашом проткните отверстие. Наденьте карточку на зубочистку. Получилась радужная юла. Предложите детям быстро вращать её.

-Какой цвет вы видите на вращающейся юле?

Вывод: все цвета сливаются в один: сероватый.

Опыт «Передача «солнечного зайчика»

Цель: показать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета.

Материал: зеркала.

Ход опыта. В солнечный день дети рассматривают «солнечного зайчика». Как он получается? (свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик» поставить еще одно зеркало? (он отразится еще один раз).

Вывод: свет может многократно отражаться от предметов.

Опыт «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цели: познакомить с оптическим прибором – линзой, сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения, развивать познавательную активность.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, веточки, травинки, волос.

Ход опыта. Рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через линзу.

- Когда вы смотрите через лупу, предметы увеличиваются или уменьшаются? Почему это происходит?

-Если смотреть через выпуклую линзу предметы уменьшаются или увеличиваются? Почему?

Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того какая используется линза.

Литература

1. Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1993г.

2. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». М., 1978г.

3. «Лесная мозаика». М., 1993г.

4. «Мир природы и ребёнок». Спб. 1998г.

5. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.

6. «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду.»Я., 1998г.

7. «Я и природа». М., 1996г.

8. «Волшебница вода». М.,1997г.

9. «Воздух – невидимка». М., 1998 г.

10. Рыжова ниточки природы». М., 1995г.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».

сайт выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.

1. Лавовая лампа

Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

2. Личная радуга

Нужны : Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

Опыт : В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Объяснение : Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.

3. Вулкан

Нужны : Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.

Опыт : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан - для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Объяснение : Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

4. Выращиваем кристаллы

Нужны : Соль, вода, проволока.

Опыт : Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли - такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.

Объяснение : С остыванием воды растворимость соли понижается, и она начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей проволочке.

5. Танцующая монетка

Нужны : Бутылка, монета, которой можно накрыть горлышко бутылки, вода.

Опыт : Пустую незакрытую бутылку нужно положить на несколько минут в морозилку. Смочить монетку водой и накрыть ею вынутую из морозилки бутылку. Через несколько секунд монетка начнет подскакивать и, ударяясь о горлышко бутылки, издавать звуки, похожие на щелчки.

Объяснение : Монетку поднимает воздух, который в морозилке сжался и занял меньший объем, а теперь нагрелся и начал расширяться.

6. Цветное молоко

Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета - перемешиваться.

Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

7. Несгораемая купюра

Нужны : Десятирублевая купюра, щипцы, спички или зажигалка, соль, 50%-ный раствор спирта (1/2 часть спирта на 1/2 часть воды).

Опыт : В спиртовой раствор добавить щепотку соли, погрузить купюру в раствор, чтобы она полностью пропиталась. Достать щипцами купюру из раствора и дать стечь лишней жидкости. Поджечь купюру и наблюдать, как она горит, не сгорая.

Объяснение : В результате горения этилового спирта образуются вода, углекислый газ и тепло (энергия). Когда вы поджигаете купюру, то горит спирт. Температура, при которой он горит, недостаточна для того, чтобы испарить воду, которой пропитана бумажная купюра. В результате весь спирт прогорает, пламя гаснет, а слегка влажная десятка остается неповрежденной.

9. Камера-обскура

Понадобится:

Фотоаппарат, поддерживающий длинную выдержку (до 30 с);

Большой лист плотного картона;

Малярный скотч (для обклеивания картона);

Комната с видом на что угодно;

Солнечный денек.

1. Заклеиваем окно картоном так, чтобы свет не поступал с улицы.

2. В центре проделываем ровное отверстие (для комнаты глубиной 3 метра отверстие должно быть около 7-8 мм).

3. Когда глаза привыкнут к темноте, на стенах комнаты обнаружится перевернутая улица! Наиболее видимый эффект получится в яркий солнечный день.

4. Теперь получившееся можно снимать на фотоаппарат на длинной выдержке. Выдержка 10-30 секунд подойдет.

Картотека опытов и экспериметнов

по теме «Космос»

Опыт № 1 «Солнечная система»

Цель : объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование : желтая палочка, нитки, 9 шариков.

Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?

Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся ситема развалится и не будет действовать это вечное движение.

Опыт №2 «Солнце и Земля»

Цель: объяснить детям соотношения размеров Солнца и Земли.

Оборудование: большой мяч и бусина.

Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с этот мяч, Земля бы тогда со всеми городами и странами, горами, реками и океанами стала бы размером с эту бусину.

Опыт №3 «День и ночь»

Цель: оюъяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. (Ребята догадаются, что это утро либо вечер)

Опыт №4 «День и ночь «2»

Цель : объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование: фонарик, глобус.

Содержание: создаем модель вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Для этого нам понадобится глобус и фонарик. Расскажите детям, что во Вселенной ничего не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго отведенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае к фонарику) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы ни вращался глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как люди живут за полярным кругом.

Опыт №5 «Кто придумал лето?»

Цель: объяснить детям, почему происходит смена времен года.

Оборудование: фонарик, глобус.

Из-за того, что Солнце по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима.

Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите детям то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда бумажного человечка или фотографию ребенка. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание ребят на то, что каждые пол-оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт №6: «Затмение Солнца»

Цель: объяснить детям, почему бывает затмение Солнца.

Оборудование: Фонарик, глобус.

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как многие думают. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца.

Даа… Звучит непонятно… Нас выручат простые подручные средства. Возьмите крупный мяч (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот раз станет наш фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света – вот вам и черное Солнце… Все очень просто, оказывается.

Опыт №7 «Вращение Луны»

Цель : показать, что Луна вращается вокруг своей оси.

Оборудование: 2 листа бумаги, клейкая лента, фломастер.

Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту. Встаньте лицом к «Земле». Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.

Итоги: пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к «Земле». Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела. ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

Опыт №8 «Голубое небо»

Цель: установить, почему Землю называют голубой планетой.

Оборудование: стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

Итоги : луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы так же выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суще воздух, тем голубее небо, т.к. голубые волны рассеиваются больше всего.

Опыт №9 «Далеко-близко»

Цель: установить, как расстояние отСолнца влияет на температуру воздуха.

Оборудование: 2 термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр)

Итоги: ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энегрии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий – ближайшая к Солнцу планета – получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт №10 «Далеко ли до Луны?»

Цель: узнать, как можно измерить расстояние до Луны.

Оборудование : 2 плоских зеркальца, клейкая лента, стол, листок из блокнота, фонарик.

Склейте зеркала лентой так, чтобы они открывались и закрывались как книга. Поставьте зеркала на стол.

Прикрепите листок бумаги на груди. Положите фонарик на стол так, чтобы свет падал на одно из зеркал под углом.

Найдите для второго зеркала такое положение, чтобы оно отражало свет на листок бумаги у вас на груди.

Итоги: на бумаге появляется кольцо света.

ПОЧЕМУ? Свет сначала был отражен одним зеркалом на другое, а затем уже на бумажный экран. Ретрорефлектор, оставленный на Луне, составлен из зеркал, похожих на те, которые мы использовали в этом эксперименте. Измерив время, за которое посланный с Земли лазерный луч отразился в ретрорефлекторе, установленном на Луне, и вернулся на Землю, ученые и вычислили расстояние от Земли до Луны.

Опыт № 11 «Далекое свечение»

Цель: установить, почему сияет кольцо Юпитера.

Оборудование: фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками.

Итоги: луч света едва виден, пока в него не попадает порошок. Разлетевшиеся частицы талька начинают блестеть и световую дорожку можно рассмотреть.

ПОЧЕМУ? Свет нельзя увидеть, пока он не отразится от чего-нибудь и не попадет в ваши глаза. Частицы талька ведут себя так же, как и мелкие частицы, из которых состоит кольцо Юпитера: они отражают свет. Кольцо Юпитера находится в пятидесяти тысячах километров от облачного покрова планеты. Считается, что эти кольца состоят из вещества, попавшего туда с Ио, ближайшего из четырех спутников Юпитера. Ио – единственный известный нам спутник с действующими вулканами. Возможно,что кольцо Юпитера сформировалось из вулканического пепла.

Опыт № 12 «Дневные звезды»

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Оборудование: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Итоги: дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другом стороны конверта, прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Опыт №13 «За горизонтом»

Цель: установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом.

Оборудование: чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

Положите банку на стол в 30 см от края стола. Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки. Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех. Положите шарик на стол, в 10 см от банки. Встаньте на колени перед книгами. Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.

Оставшись в таком положении, уберите банку из поля своего зрения.

Итоги: вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

ПОЧЕМУ? Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимается над горизонтом, а так же некоторое время после заката.

Опыт №14 «Звездные кольца»

Цель: установить, почему кажется, что звезды движутся по кругу.

Оборудование : ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги: на вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца.

ПОЧЕМУ? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя на кажется, что движутся звезды, движется вотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.

Опыт № 15 «Звездные часы»

Цель: узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу.

Оборудование: зонтик темного цвета, белок мелок.

Итоги: центр зонтика останется на одном месте, в то время, как звезды движутся вокруг.

ПОЧЕМУ? Звезды в созвездии Большой Медведицы соврешают кажущееся движение вокруг одной центральной звезды – Полярной – как стрелки на часах. На один оборот уходят одни сутки – 24 часа. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажетя, поскольку на самом деле вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа. Ось вращения Земли направлена к Полярной звезде и поэтому нам кажется, что звезды вращаются вокруг нее.