Мир велик и прекрасен. Конспект занятия по программе "Экологический букварь" на тему "Буква Р. Росомаха. Рысь."




Наша местность богата водой. Встречаются разные водоёмы: источники, ручьи, реки, озёра, пруды. Все они имеют важное значение для людей и широко используются. Водоёмы украшают нашу местность. Мы должны следить за тем, чтобы они оставались чистыми и красивыми.


Вот верблюд – живое чудо! Вот верблюд – живое чудо! Два горба есть у верблюда. Два горба есть у верблюда. Вдосталь он пока напьётся – Вдосталь он пока напьётся – Может выпить полколодца. Может выпить полколодца. Но зато потом в пустыне, Но зато потом в пустыне, Где воды нет и в помине, Где воды нет и в помине, Может он по многу дней Может он по многу дней Не тревожиться о ней. Не тревожиться о ней.





















Расскажите, кому и для чего нужна вода. Расскажите, кому и для чего нужна вода. Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Какие звуки издаёт вода? Какими словами можно описать воду? Какие звуки издаёт вода? Какими словами можно описать воду? Вода: Вода: - Плещется - Журчит - Булькает - Чистая - Мутная - Прозрачная - холодная












Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить? Зачем и для чего животные купаются и чистят своё тело? Почему плохо быть грязнулей? Где больше всего скапливается грязи на теле человека? Как вы заботитесь о чистоте тела? Прочитаем советы доктора Воды:


Раз в неделю мойся основательно. Раз в неделю мойся основательно. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши. Каждый день мой ноги и руки перед сном. Каждый день мой ноги и руки перед сном. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.



Сказка о микробах Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось. Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.


Вот на столе кто- то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Вот на столе кто- то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на ее лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.


Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать! Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!

«Природоведение 5 класс» - Схемы использования ЦОР на уроках. Ряд уроков имеет недостатки технического плана. При подготовке к уроку; при проведении урока; во внеурочной работе. Соответствие требованиям СанПина. Использование ЦОР. Задачи ЦОР. Положительные стороны: Использование ЦОР значительно повышает. Редактор презентаций.

«Окружающий мир школа России» - Навыки сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях. Определение причинно-следственных связей. Реализация идеологической основы ФГОС – концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (регулятивные УУД).

«Программа по окружающему миру» - Тематическое планирование. Реализует принципы деятельностного подхода. Преимущество УМК «Начальная школа 21 века». Кружок «Юный эколог». Календарно- тематическое планирование уроков окружающего мира. Учебный предмет «Окружающий мир». Отражает интересы и потребности современного ребенка. Проектирование отдельного урока.

«Работа с учебником» - Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания, развития младших школьников. В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков.

«Современный урок окружающего мира» - Составление плана задания. «Перспективная начальная школа» О.Н.Федотова, Г.Ф.Трафимова. Интернет – ресурсы для подготовки к современному уроку. Место учебного предмета в учебном плане. Классификация методов. Оборудование. Исходные представления о природных и социальных объектах. Информационно-коммуникативная технология.

«Курс Окружающий мир» - Методы получения новой информации: Разделы: Введение Строение организма человека Люди на Земле. Формы обучения. Разделы. « Я ученик ». Недельная организация содержания (2часа) ПОЗВОЛЯЕТ. Методы актуализации: Рассказ и рассказ в картинках с незаконченным сюжетом дискуссия. Классы. «Окружающий мир» первый класс.

Всего в теме 25 презентаций

; показать значение воды в природе; учить определять влияние человека на водоёмы; формировать экологическое сознание и бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с представленными заданиями; ребусы; кроссворд «Части реки».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Назовите источники питьевой воды.

– Отгадайте загадки:

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море.

(Река, ее исток, устье.)

Из земли пробился, как сердечко бьётся.

Ты в жару напился, и другой напьётся.

(Родник.)

Дом узнаешь без труда: в четырёх стенах – вода.

И журавль у входа раздаёт всем воду.

(Колодец.)

II. Работа по учебнику.

– Приходилось ли вам наблюдать исток какой-нибудь реки или её устье? Как они выглядели?

– Бывали ли вы на горной реке?

– Плавали ли вы на корабле по равнинной реке? Чем различаются водные потоки в горной и равнинной реках?

Задание 2.

– Прочитайте в учебнике стихотворение Владимира Орлова. О чём это стихотворение? (О значении реки для живой природы и для человека.)

Задание 3.

– Чем важны реки?

Местные климатические условия влияют на животный и растительный мир реки. В реках большое разнообразие рыб. Встречаются и крупные речные животные. Реки и их берега богаты растительностью. С давних времен люди селились по берегам рек, так как, живя около воды, они имели возможность выращивать хлеб и другие культурные растения. Здесь было достаточно воды для полива. , то, конечно, заметите, что все крупные города расположены по берегам рек. Тысячелетиями реки использовались для путешествий и в качестве торговых путей. И сегодня по рекам перевозится огромное количество людей и грузов.

– Что такое плотина? (Сооружение, преграждающее реку для подъёма уровня воды.)

– Назовите искусственные водоёмы. (Водохранилища, пруды, каналы.)

– Зачем нужны каналы?

– Как питаются реки?

– В какое время года особенно много воды в реках? (Весной.)

– Чем опасны реки?

– Что такое наводнение?

– Как называются насыпи на берегах наиболее опасных рек? (Дамбы.)

– Мысленно проплывите по реке. Обсудите, как люди загрязняют реку. Назовите добрые дела воды.

Задание. Вставьте пропущенные слова в текст (на доске).

Всему живому … (нужна) вода. Пресной воды на Земле … (мало) . Необходимо … (бережно) расходовать воду. Краны в доме должны быть … (закрыты) . Нельзя … (загрязнять) водоёмы.

– Пользуясь рисунками (на с. 192) , расскажите, кому и для чего нужна вода.

– Заполните крестословицу. (Возит, моет, охлаждает, поит, исцеляет, гасит.) Прочитайте ключевое слово. (Водица.)

– Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек? Какие звуки издаёт вода? (Плещет, журчит, булькает.)

– Какими словами можно описать воду? (Чистая, мутная, прозрачная.)

Задание 7 (рисование реки по описанию).

Задание 8 (подписи к рисункам).(Гейзер, водопад, плотина.)

Задание 9.

– Рассмотрите схему и напишите, что на ней изображено. (Реки Московской области.) Какие реки соединяет канал имени Москвы? (Волгу, Клязьму, Истру, Рузу, Москву-реку.)

– Назовите водохранилища Московской области.

IV. Фронтальная работа.

– Прочитайте ребусы. (Волга, Москва, Дон, берег, русло.)

– Расскажите, используя рисунок, как действия человека могут повлиять на окружающую природу.

– Отгадайте кроссворд «Части реки».

1. Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой. (Озеро.)

2. Как называется место выхода подземных вод на поверхность земли? (Родник.)

3. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.
(Река.)

4. Как называется начало реки? (Исток.)

5. Место впадения реки в море или озеро. (Устье.)

6. Как называется речка, которая впадает в главную реку? (Приток.)


5

6

4

у

п

и

с

3

р

е

к

а

с

т

и

т

ь

т

1

о

з

е

р

о

2

р

о

д

н

и

к

к

V. Итог урока.

– От чего зависит течение реки? (От местности, где она протекает.) Какое течение у рек на равнинах? (Плавное.) Какое течение у рек в горах? (Бурное.)

– Чем питаются реки и озера? (Подземными и поверхностными водами.)

Ученик читает стихотворение.

По руслу бежит поток голубой.

Есть горные речки, есть речки долин.

Все они разных длин и глубин.

Но все они к морю бегут, в океан,

К водным просторам, где ветер-буян.

– Найдите в шуточном стихотворении названия пяти рек России.

Иволга готовила снадобь е.

– Эх, «Жигули» мне бы надобны,

А то для огня не хватает полена ,

В клюве нести его – это не дело!

Иль привезти мне машиной Кама За

Урал ьские бревна, штук двадцать так сразу?!

Урок 38
Тема : Пресные водоёмы

Цели: ввести понятие «озеро»; познакомить с удивительными озёрами России; учить находить по карте водоёмы; развивать творческие способности, внимание.

Оборудование: физическая карта России, родного края; фотографии озёр, обитателей пресных водоёмов.

Ход урока

I. Сообщение темы.

– Отгадайте загадку:

 Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная. (Озеро.)

II. Работа по учебнику.

– Что такое река? Назовите части реки. Опишите, какими бывают реки. Каков вкус речной воды? В каких водоёмах, кроме рек, есть пресная вода? Прочитайте текст учебника. О каких водоёмах в нём говорится? (Об озёрах.)

– Что такое озеро? (Озеро – естественный водоём, углубление (котловина), постоянно заполненное водой.)

– Какие бывают озера? Назовите самое большое озеро нашей планеты. (Каспийское.) Назовите самое глубокое озеро на Земле. (Байкал.)

– Найдите на карте Каспийское море и озеро Байкал. Обсудите, как образовались эти озёра.

Учитель рассказывает об удивительных озёрах нашей страны.

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 10.

– Что изображено на рисунке? (Горное озеро.) Как и где оно образовалось? Сколько рек вытекает из озера? (Одна река.) Вода в озере солёная или пресная? (Пресная.)

Задание 11.

– Решите кроссворд , отгадайте ключевое слово и составьте к нему вопрос.


6

1

г

о

р

ы

2

р

е

к

а

й

3

о

з

е

р

о

4

м

о

р

е

5

б

о

б

р

(Гейзер – горячая подземная вода, бьющая фонтанами.)

IV. Фронтальная работа.

Учитель рассказывает об образовании озёр.

В зависимости от того, где и как образовалось озеро, откуда пополняется его водный запас и какая в нем вода, существует несколько классификаций озер.

Во-первых, озера делятся на соленые и пресные. Большинство озер – пресные. Соленые озера, как правило, не имеют выходов для воды, и поэтому минеральные соли, попадающие в них, оседают на дно и кристаллизуются. Самое соленое озеро в мире – Мертвое море. Вода в нем солонее океанской в 8 раз. Во-вторых, озера делятся на так называемые сухие, или сезонные, и постоянно существующие. Сухие озера часто встречаются в Австралии. Таково, например, озеро Эри. Его дно покрыто слоем соли толщиной в 4,5 м. Лишь в период дождей озеро наполняется водой.

Формируются озера по-разному. Многие появились в ледниковый период , когда лед покрывал ту местность, на которой они впоследствии образовались. Помогает образованию озер движение земной коры, происходящее по разным геологическим причинам. Подобным образом возникли Каспийское море и озеро Байкал, глубина которого достигает 1640 м.

Иногда озера образуются в кратерах потухших вулканов. Таково кратерное озеро в Орегоне в США.

Часто в горных районах оползни могут образовывать естественные дамбы на реках. Это впоследствии становится одной из причин возникновения озер. Но они недолговечны. Дамбы, состоящие в основном из земли, быстро разрушаются.

С развитием гидроэнергетики в мире появляется все больше «рукотворных озер» – водохранилищ.

В озерах живет много различных растений. Их разнообразие объясняется различиями в климате, высотой расположения озера над уровнем моря , неоднородностью почвы. Огромное влияние на растительность озер оказывает и человек. Растения приносят пользу не только животным, но и самому озеру, выделяя большое количество кислорода. Стоячая вода способствует образованию вокруг озер заболоченных участков.

Растительность озер по зонам обитания делится на 3 типа.

Зона всплывающих растений расположена недалеко от берега; здесь растут остролистник, водяная лилия .

Обитатели зоны подводных растений не видны на поверхности озера: это мох, канадский сорняк .

Последняя группа – плавающие растения . Это растения, живущие на поверхности воды, они не связаны с дном и могут перемещаться по поверхности озера в любом направлении. Это водяной солдатик, утиный сорняк.

Разнообразен и животный мир озер.

Люди издавна селятся по берегам озер. В них ловят рыбу, перевозят по ним грузы, используют для спортивных соревнований и отдыха. К сожалению, люди часто загрязняют озера промышленными выбросами и отходами сельского хозяйства. В настоящее время ведется борьба с загрязнением озер.

V. Итог урока.

– Назовите пресные водоёмы, озёра России, обитателей озёр.

– Почему пресные водоёмы необходимо охранять?

МБОУ Манычская СОШ

П. Сорговый

Зерноградский район

Ростовская область

Руководитель: учитель начальных классов Нестеренко Н.В.

Предмет: «Учись создавать проект», 1 класс

Задачи

Образовательные:

    Познакомить учащихся с разнообразием воды;

    Познакомить с понятиями «пресная» и «соленая» вода;

    Отработать приемы фиксации наблюдения за расходованием питьевой воды,

    Формировать понятие «вода и её назначение».

Воспитательные:

    Формировать у учащихся эстетическое видение воды;

    Формировать навыки поведения у водоемов и на водоемах;

    Прививать любовь к природе;

    Прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наглядно-образное мышление;

    Умение сосредотачиваться на главном;

    Развивать память;

    Развивать наблюдательность и любознательность.

Ход работы

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых имеет свое название.

1 этап - «Вода на земле»

Путешествуя по карте мира, дети обнаруживают, что большая часть Земли покрыта водой. Они знакомятся с океанами, морями, реками, озерами и другими водоемами. Дети также знакомятся с понятиями «пресная» и «соленая» вода.

2 этап - «Живительная вода».

На этом этапе ребята узнают о роли воды в жизни человека, природы, всей планеты, о связи человека с водой.

3 этап - «Берегите воду!».

На этом этапе ребята узнают о пагубном использование пресной воды, о загрязнении водоемов. Обсуждают проблему отчистки воды и экономном её использование.

При работе над проектом помимо бесед, проводится работа с различными заданиями: загадки, кроссворды, ребусы, пословицы и поговорки. Используются различные опорные схемы, которые помогают сделать правильный вывод.

В заключение проекта ребята провели акцию в школе. Они развесили над кранами и питьевыми фонтанчиками небольшие плакаты, призывающие беречь воду и экономно её расходовать: «Берегите воду!» и «Не забывайте закрывать кран!».

Всему живому нужна чистая вода. Связь человека и воды неразрывна. Пресной воды на Земле мало, поэтому её необходимо беречь. Не загрязнять водоемы, ставить очистительные сооружения в сферах её использование, экономно её использовать.

    Это огромный водоём с солёной водой.

    Он бежит и журчит.

    Она шумит на дне страшной пропасти.

    Он только и делает, что падает.

    Оно – любимое место Кикиморы.

    За неё цепляются облака.

    Что общего у горы с ботинком

    Он растёт после дождей, но не вверх.

    С голубого ручейка начинается река, а с него начинается голубой ручеёк.

̶ Пресная вода

̶ Солёная вода

    Сушей или водой занята большая часть земной поверхности?

    Какой воды на земле больше: пресной или солёной?

    Где находятся запасы воды?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

________________


Кругом вода, а с питьём беда.

Приношу на берег я кусочки янтаря.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе. Все обходят это место:

Узкий кончик в роднике, Здесь земля будто тесто;

А широкий в море. Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Всё на свете отражает…

Напоит и освежит.

И всё время убегает,

Да никак не убежит.

___________________

Из земли пробился,

Как сердечко бьется.

Ту в жару напился,

И другой напьется.

____________________

Дом узнаешь без труда:

В четырёх стенах вода.

И журавль у входа

Раздаёт всем воду.

____________________

Приведи свои примеры.

Отгадайте загадку

  • Много её - беда!
  • Мало её – беда!
  • Нужна нам всегда
  • Больше, чем еда.
Сколько времени можно прожить без воды?
  • Человек – 3 дня
  • Верблюд – 8 дней
  • Человек должен употреблять в сутки не менее 3 литров воды
  • Остановка "Учебная"
Наша местность богата водой. Встречаются разные водоёмы: источники, ручьи, реки, озёра, пруды. Все они имеют важное значение для людей и широко используются. Водоёмы украшают нашу местность. Мы должны следить за тем, чтобы они оставались чистыми и красивыми. Вот верблюд – живое чудо!
  • Вот верблюд – живое чудо!
  • Два горба есть у верблюда.
  • Вдосталь он пока напьётся –
  • Может выпить полколодца.
  • Но зато потом в пустыне,
  • Где воды нет и в помине,
  • Может он по многу дней
  • Не тревожиться о ней.
Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
  • Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды.
Скажи «родник» -
  • Скажи «родник» -
  • И вот возник, бежит в зелёной чаще
  • Весёлый ключ журчащий.
  • Мы и родник зовём ключом
  • (ключ от дверей
  • Тут ни при чём)
  • Остановка
  • "Угадай-ка"
Отгадай загадки
  • Всё на свете отражает…
  • Напоит и освежит.
  • И всё время убегает,
  • Да никак не убежит.
Река Из земли пробился,
  • Из земли пробился,
  • Как сердечко бьётся.
  • Ты в жару напился,
  • И другой напьётся.
Ручей
  • Ручей
  • Дом узнаешь без труда:
  • В четырёх стенах – вода,
  • И журавль у входа
  • Раздаёт всем воду.
Колодец Назовите добрые дела воды.
  • Назовите добрые дела воды.
  • Отгадайте кроссворд на с.55
  • Вода:
  • Возит
  • Охлаждает
  • Исцеляет
  • Гасит
Расскажите, кому и для чего нужна вода.
  • Расскажите, кому и для чего нужна вода.
  • Могут ли обойтись без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика игрушек?
  • Какие звуки издаёт вода? Какими словами можно описать воду?
  • Вода:
  • Плещется
  • Журчит
  • Булькает
  • Чистая
  • Мутная
  • Прозрачная
  • холодная
Разгадайте ребусы
  • Остановка
  • "Подумай"
Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
  • Где используется вода в доме? (с.54,№ 2)
  • О чём предупреждает Мойдодыр? (с.55,№4)
Советы доктора Воды Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
  • Без какого доктора засохли бы все деревья, кусты и мы не смогли бы жить?
  • Зачем и для чего животные купаются и чистят своё тело?
  • Почему плохо быть грязнулей?
  • Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
  • Как вы заботитесь о чистоте тела?
  • Прочитаем советы доктора Воды:
Раз в неделю мойся основательно.
  • Раз в неделю мойся основательно.
  • Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
  • Каждый день мой ноги и руки перед сном.
  • Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
Я под краном руки мыла,
  • Я под краном руки мыла,
  • А лицо помыть забыла.
  • увидал меня Трезор,
  • Закричал: «Какой…!»
Остановка «Сказочная» Сказка о микробах
  • Жили-были микробы – разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.
Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
  • Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут - муха. А на ее лапках - сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки.
Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!
  • Муха улетела, а микробы остались на столе, на тарелке, на ложках, на хлебе. Сидят и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи». И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж до болезни рукой подать!