Конспект урока по русскому языку "безударные гласные в корне слова". Конспект урока по русскому языку на тему "безударные гласные в корне слова"

Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе

Тема урока: « Безударные гласные в корне слова».

Цель урока: повторить и закрепить правописание безударной гласной в корне слова;

Задачи урока:

Предметные:

Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;

Развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной;

Совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне;

Способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Метапредметные:

Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание, проверять себя;

Развивать умение анализировать, делать вводы;

Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность, творческое мышление;

Развивать навыки самооценки;

Развивать умения работать в группе.

Планируемые результаты:

Различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;

Объясняют выбор орфограммы.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Форма урока: традиционная, с игровыми элементами.

Оборудование:

Учебник русский язык, 2 класс (авт. Р.Н. Бунеева, О.В. Пронина)

Музыкальное сопровождение

Алгоритм проверки безударной гласной

Рисунок тетушки совы. Посылка почтовая, конвертики с заданиями

«Орфографический словарик», «Толковый словарь для учащихся начальных классов»

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.

Прозвенел сейчас звонок

В класс вошли вы на урок.

За окном сейчас прохладно,

Мы работать будем ладно.

Cамое последнее слово - ладно . Что означает это слово? Где мы можем найти ему объяснение? Конечно, в толковом словаре Ожегова. Это один из самых важных источников информаций.

(ЛАДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно (разг.). 1. Во всех отношениях хороший. Выражает согласие, хорошо, да.)

    Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Учитель:

1. - Откройте тетради, запишите число.

2. - Я вам сейчас загадаю загадки,

А вы постарайтесь найти к ним отгадки!

    Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
    Не нужна и шоколадка.
    Я сушить его могу,
    Получу я курагу.
    Отвечай мне на вопрос.
    Что же это? - …(АБРИКОС )

    Очень густо он растет,
    Незаметно он цветет,
    А когда проходит лето,
    Мы едим его конфеты,
    Не в бумажке, а в скорлупке –
    Берегите, детки, зубки! (ОРЕШНИК )

    Ее всегда в лесу найдешь -
    Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ЕЛЬ )

    Наклонилась над водой, ветви опустила.
    Словно девица свои волосы помыла.

Так лирична и красива!
Догадались? Это – ...(ИВА )

    Стоит чудо-дерево,
    На дереве – мячики:
    Летом – зеленые,
    Осенью – румяные. (ЯБЛОНЯ )

Какие это буквы? (гласные)

Как можно назвать их одним словом? («опасные»)

Когда эти буквы будут «опасные» на письме? (когда они будут в корне слова и безударными )

Какова тема нашего урока? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (тема урока на слайде)

    Минутка чистописания .

Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Задание: Определите порядок написания букв и запишите.

Аа Оо Ее Ии Яя

III . Постановка учебной задачи.

(вызываю к доске ученика)

– Запиши, пожалуйста, окна – окно

- Поставь ударение, какой первый звук слышишь в слове «окно»?(а ) Какой – в слове «окно»? (о )

Что ты можешь сказать об этих гласных звуках? (В русском языке в корне однокоренных слов под ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме они обозначаются одной и той, же буквой )

- Каким словом является «окно »? (проверочным )

- Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово »? (проверочное слово это слово с ударным гласным в корне слова )

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Сразу надо повторять!

Вывод:

Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать )

    Систематизация и обобщение.

Когда я пришла сегодня в школу, то перед дверью в класс, я увидела посылку, адресованную 2 «Д».

Давайте я открою ее и посмотрим, что же там внутри? (открываю посылку )

Здесь разные конвертики, и письмо от умной совы. (вывешиваю картинку совы )

Задание 1. (конверт красный)

Ребята, создайте 3 группы, рядом со второй партой (раздаю карточки)

Задание: - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

В…РОБЕЙ Р..КА

Д..РОГА М..РЯ

ГОР..Д Д..МА

В…СЕЛО Н..РА

К..РАНДАШ СН..ГА

(Проверка по очереди, смотря, какая команда задание выполнила быстрее )

Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?

Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? (Мы слышим другие звуки )

Молодцы! Сядьте все, пожалуйста, на свои места (дети садятся за свои парты).

Физкультминутка

Итак, продолжим нашу работу.

Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?

(в 1 столбике безударную гласную нельзя проверить, во 2 столбике безударную гласную можно проверить ).

Как можно проверить безударную гласную?

Какой существует алгоритм? (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень, изменяю слово или подбираю однокоренные слова и нахожу проверочное, пишу слово или вставляю букву, обозначаю орфограмму )

(Вывешиваю алгоритм)

Задание 2. (открываю синий конверт)

Запишите слова второго столбика себе в тетрадь, также в столбик и подберите проверочные слова к словам второго столбика (работа в тетради ).

Река – реки

Моря – море

Дома – дом

Нора – норы

Снега – снег

Вывод:

Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово ).

3. Задание: Запишите слова в тетрадь, вставив попущенные буквы по памяти.

КАРАНДАШ

V . Закрепление материала. (Открываю желтый конверт)

А сейчас у нас с вами будет очень интересная парная исследовательская работа.

(Раздаю карточки)

Задание: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.

Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните (работа на карточках)

    Котенок сл…зал сметану.

ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ

ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ

    Миша сл…зал с дерева.

Проверка:

Какое слово выбрали?

Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?

Какие слова не будут являться проверочными и почему?

Какую безударную гласную выбрали?

Каким алгоритмом пользовались?

Вывод:

Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова? (Слова, с ударной гласной в корне слова ).

    Физкультминутка.

Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово – проверяемое, то вы подпрыгиваете.

(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом, коса, косы, след, следы)

Итог урока. Рефлексия.

Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова ).

Закончите предложения:

1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)

2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)

3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)

4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)

Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной ).

Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №115» г. Екатеринбург

Учитель:Талипова Светлана Владимировна .

Стаж работы: 34года, 1 квалификационная категория

Открытый урок по русскому языку на тему:

«Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок закрепление изученного материала (урок путешествие)

Вид урока: комбинированный

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

Оборудование: карта путешествия, записные книжки путешественников, сигнальные карточки (двух видов), тесты, смайлики, проектор, экран .

ИКТ: презентация к уроку

Цели: Отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты : Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке (дети произносят хором).

2. Приветствие гостей .

Поклонитесь гостям. Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока .

Цель этапа : воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Кого называют путешественником? (дети зачитывают из словаря, кто такие путешественники)

(Толковый словарь В.И.Даля: путешественник(-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)

Мы должны дойти до главного города этой страны, до города “Грамотеевск”. Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение)

Откройте тетради, запишите число – сегодня:

Классная работа.

Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, город Грамотеевск.)

5. Чистописание.

Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

На доске записаны буквы. А, Е, О, И.

Что вы можете о них сказать?

Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

6.Словарная работа

1) - Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь)

2) Взаимопроверка.

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника. (исправления выполнить карандашом)

Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

7.Физминутка для глаз

8. Постановка проблемы урока.

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

Почему так получилось?

Какое правило не знал автор записки?

Как правильно записать это слово?

с м…чом – м я ч – с м я чом

Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

9. Упражнения для закрепления.

Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных .

1) Игра «Молчанка»

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е) .

Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), кр…льчиха(кролик), м…слёнка (масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый (червь), п…лезный (польза), в…здушный (воздух), б…глец (бег), в…рхушка (вверх), ц…почка (цепь), п…лпть (пилит), г…стинец (гость), д…чурка (дочь), т…шина (тишь), с…сновый (сосны), р…бина (рябь), п…тнистый (пятна), д…тишки (дети).

2) Работа в парах (карточки)

Вставить пропущенные буквы.

КАРТОЧКА № 1

Выделить корень.

З…ма, з…мовать, з…мушка, з… мовье, м…роз, з…мующие, з…мние.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

Наступила суровая ………..… . В ……………… каникулы я отдыхал в деревне у дедушки. К нам прилетели ……………. птицы

КАРТОЧКА № 2

    Вставить пропущенные орфограммы.

Выделить корень.

Подчеркнуть проверочные слова.

Сн…жинка, сн…гопад, сн…жный, сн…говика, м…тель, сн…жок, сн…г, сн…гоход.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

    Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова

Выпал белый ………..… . Замелькают в воздухе первые ………………….. . Дети лепят …………………… .

КАРТОЧКА № 3

    Вставить пропущенные орфограммы.

Выделить корень.

Подчеркнуть проверочные слова.

Л…сок, л…сник, перел…сок, б…резняк, л…сной, л…с, л…совичок.

Найди лишнее слово. Докажи.

_ _________________________

    Впишите в предложение подходящие по смыслу однокоренные слова

В нашем ……..… живет………………… . Он знает все …………………..тропинки.

Зимовье – место, где зимуют люди, животные, рыбы.

Зимующие (птицы) – те, которые остаются зимовать.

Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова.

Снегопад – сильное выпадение снега

Снегоход – автомобиль для передвижения по глубокому снегу.

Значение слов из толкового словаря С.И.Ожегова.

Перелесок – редкий лес, отделенный полями от других лесных участков

Лесник – лесной сторож.

Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно обозначить безударный гласный в корне слова?

З). Самостоятельная работа.

Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

Какие гласные в корне слова надо проверять?

( О, А, И, Е, Я )

Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(-Изменить форму слова: трава-травы;

Подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Проверим себя.

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Мы снова в родной школе .

10. Итог урока.

Цель этапа : обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

1) Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

Я вам предлагаю ответить на вопросы:

Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

2). Работа с алгоритмом.

Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

Алгоритм

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово.

11.Рефлексия.Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный - . Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый -.Я ещё ошибаюсь

Зелёный - Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

Список использованной литературы

1. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика» пособие для родителей и педагогов.

2. В.И.Даль «Толковый словарь русского языка Современная версия».

4. Анимационные картинки взяты из интернета.

5. Физминутка для глаз Галкиной И.А.

Тема

Правописание безударных гласных в корне

Цель

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова.

Задачи

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне.

Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать.

Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову.

Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов.

Планируемый результат

Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне , решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные:

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы ; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах.

Основные понятия

Безударные гласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые, проверочные слова, проверяемые слова.

Ресурсы

Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся (4 шт.) для работы на сайте . , документ – камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy , толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями.

Межпредметные связи

Работа с информационными источниками

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: закрепление и обобщение

УМК: Школа 2100

Учитель: Пакшина Л. А

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов.

Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится.

Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2 ) Интерактивная доска SMART

ФИ ЛО ЛОГ

Кто такой филолог?

Прочитаем: Филолог – специалист по филологии.

Какой возникает вопрос?

Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3.

Посмотрим при помощи документ – камеры значение слова «филология» прямо из словаря.

Документ – камера MimioView

Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология – наука о языках и литературе.

А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык.

Обучающиеся улыбаются друг другу.

ФИЛОЛОГ

Высказывания учащихся.

А что такое филология?

Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Русский, английский и коми языки.

Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного отношения к процессу познания .

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные: Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

II этап.

Актуализация знаний.

Определение темы, целей урока.

Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5 ) Интерактивная доска SMART

Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?

Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово.

Интерактивная доска SMART

«Мозговой штурм».

Слайд 6

1. В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово , …

1) чтобы на согласный падало ударение.

2) чтобы после согласного стоял гласный.

3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].

4) чтобы на гласный падало ударение.

Слайд 7

2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:

1) ковёр

2) шалун

3) волна

4) свисток

Слайд 8

3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:

1) тарелка

2) пальто

3) улица

4) часовой

Слайд 9

4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:

1) весло – вёсла

2) чистый – чистота

3) шалун – шалость

4) гроза – грозный

Слайд 10

5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:

1) положить

2) гороховый

3) переделать

4) заколосится

Кто сможет сформулировать тему урока?

А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Воспользуйтесь словами подсказками на доске. Слайд 11

Интерактивная доска SMART

Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART

Учащиеся работают со словами на доске:

в.тер ч.тверг
п.года уж.н

обл.ко м..ря

Учащиеся вписывают пропущенные буквы.

Непроверяемая безударная гласная в корне.

В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне.

Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».

Чтобы на гласный падало ударение.

- волна

- часовой

Чистый – чистота

- заколосится

Правописание безударных гласных в корне.

1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова.

2. Применять правило.

3. Подбирать проверочные слова

Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма.

Прочитай слово.

Поставь ударение.

Выдели корень.

Подчеркни безударные гласные в корне.

Подбери проверочные слова.

Обозначь орфограмму.

Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока.

Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию.

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.

Закрепление и применение знаний . Цель: уметь применять полученные знания на практике

Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART

1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму.

.. - стр..ла

.. - к..л..сок

.. - б..р..да

.. - з..л..той

.. - в..шнёвый

.. - з..л..неть

.. - м..довый

Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая.

Какие слова лишние и почему?

2. - Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART

1 вариант . С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить.

2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать.

Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу.

Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?

3. - Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово?

Послушайте 2 текста.

«После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.

Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.

Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать?

Слайд 16. Интерактивная доска SMART

Работа в группе. Вспомните правила работы в группе.

Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру .

1 группа

Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв..вает ,
А на крыше мой флажок
Разв..вает ветерок.

2 группа

К старости наш дедушка очень пос..дел .
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.

3 группа

Зап…вать лекарство – зап…вать песню

4 группа

У Толи братишка пломбир весь сл..зал,

Пока тот с друзьями с забора сл..зал.

- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ – камеры. Документ – камера MimioView

Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART

4. - Проверочная работа на RayBook , тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося

Тест.

Какую букву надо вставить в слова?

1.Л..сёнок е и я

2.Кр..чать и е

3. Прош..гать о а

4. Покр..снели о а

5. Пот..мнело и е

Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?

Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.

Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.

Вспоминают правила работы в группе.

Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом . на персональных компьютерах для учащихся

Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.

Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz , получают отметку за работу.

Устно исправляют допущенные ошибки.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы ; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников;

Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Слайд 22. Интерактивная доска SMART

Какие цели ставили в начале урока?

Удалось ли выполнить поставленные цели?

Что нового узнали на уроке?

Как оцениваете свою работу?

Слайд 23. Интерактивная доска SMART

Я хочу закончить урок стихотворением.

Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

Подводят итоги урока.

Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

Здоровьесберегающая пауза

Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.

Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока.

Ссылка на видеозапись урока: https :// youtu . be / d 0 ACTmpUjk (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)

Чубурова Кристина
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова»

Здравствуйте, меня зовут Ксения Павловна. Я рада вас видеть. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания и узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!

У вас на столах лежат оценочные листы, в течение урока мы будем оценивать свою деятельность на уроке .

Давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова ? (корень, суффикс, приставка.) А что самое главное в слове ? (корень) .

Ребята, а теперь давайте вспомним какие бывают гласные ? (ударные/безударные ) .

(1 слайд) Давайте подберем однокоренные слова слову - грОза ) грозы. Прежде чем поставить пропущенную букву, давайте составим алгоритм наших действий. Что же мы сделаем в первую очередь? - прочитаем слово , а следующее действие? - поставим ударение. Хорошо, а что дальше? - выделим корень. А еще? - подчеркнем безударную гласную . И последнее? - подберем однокоренное слово , чтобы безударная была под ударением .

Какую букву пропустили в этом слове ? Букву О

Послушайте внимательно стихотворение, и постарайтесь определить тему урока :

(2 слайд)

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

(3 слайд) Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока . Правильно, сегодня на уроке мы говорим о правописании безударных гласных в корне слова . А что узнаем? узнаем алгоритм и правила проверки . А чему же мы с вами научимся? Находить орфограмму - безударную гласную и подбирать проверочные слова .

(4 слайд) Ребята, я вам предлагаю найти безударную гласную в корне слов , используя алгоритм который мы разработали.

мОря – ставим под ударение моря, выделяем корень мор, подчеркиваем б/гл О, подбираем проверочное слово море .

Молодцы. Давайте сделаем предположение : почему написание безударных букв надо проверять ? (потому что только ударная буква слышится ясно и отчетливо) .

Так Что нужно сделать, чтобы проверить ? (Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова , чтобы безударная стала ударной ).

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на данном этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились с заданием поставьте плюс в столбике «отлично» «хорошо» «неплохо» .

(5 слайд) Физминутка 12345-678910

А теперь, я предлагаю вам поработать в парах. А кто нам напомнит правила работы в паре? (6 слайд) . Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказываем вежливо . Если не понял переспроси.

Ребята, у вас на карточках надо найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова , и подчеркнуть орфограмму.

З. л…неть, к…р…шок, сп…шить, л…сник.

Хорошо, какие орфограммы вы увидели здесь? А на какие две группы мы можем разбить данные слова ? Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне ) . Как же их проверить? Можно ли сразу две безударных гласных проверить ? Как поступить в этом случае? (проверить двумя словами ) .

(7 слайд) Зеленеть - зелень, зелёный. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

Корешок - корень, коренья. Какие буквы вы вставите в этом слове ?

А слово СПЕШИТЬ , как напишете? А как вы догадались?

Лесник? …

Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на этом этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились, поставьте плюс в столбике «отлично» , если были небольшие затруднения в столбике «хорошо» , а если у вас остались вопросы поставьте плюс в столбике «неплохо» .

(8 слайд) Ребята, давайте вспомним, какая была тема урока ? А что мы с вами узнали? Алгоритм и правило проверки слов с безударной гласной в корне слова . А чему мы с вами научились? (находить орфограмму- безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова ).Справились мы с этой задачей? А где нам это пригодиться? Чтобы грамотно писать

Ребята, если у вас получились все плюсики в первом столбике, вы получаете оценку отлично, если вы ставили плюсики во втором столбике, вы получаете оценку хорошо, ребята, а есть те, кто ставил плюсики в третьем столбике? Нет, таких детей у нас нет.

Вы молодцы, прекрасно все работали на уроке , я горжусь вами. Давайте поаплодируем друг другу! Наш урок закончен .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Изучаем гласные буквы» Подготовка к школе детей 6 – 7лет Изучение гласных букв по БУКВАРЮ Н. С. Жуковой Читаем букву А. 1. Знакомство с буквой (Букварь – Н. С.

Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.

Конспект образовательной деятельности «Пропавшие гласные звуки» Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.