Сказкотерапия: как лечить сказкой психологические проблемы у детей. Цели и функции сказкотерапии для дошкольников

Сказкотерапия для малышей раннего возраста. Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Автор: Ошева Ирина Ивановна
педагог - психолог
ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка"

Краткое описание: Сказочный игровой сеанс "Курочка ряба в гости к нам пришла" - одно из игровых занятий по циклу "Сказкотерапия для малышей - "Волшебный сундучок". Данные занятия проводятся в группах раннего возраста в период адаптации. Будет полезно для педагогов групп раннего возраста, педагогов - психологов и родителей.

Сказкотерапия для малышей раннего возраста

Игровой сеанс «Курочка Ряба в гости к нам пришла».

Цели и задачи:
1. Продолжать прививать интерес к устному народному творчеству: песенкам, потешкам.
2. Формировать умение отвечать на вопросы, обогащать и активизировать словарь по теме (гребешок, клюв, красивая, пестрая).
3. Развивать умение различать и называть желтый и красный цвета. Развивать навыки звукоподражания, мелкую моторику пальцев. Развивать зрительное внимание и восприятие.
4. Развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично. Упражнять детей в приседании и построении в круг, в беге по разным направлениям.
5. Гармонизация эмоционального состояния
Оборудование: Волшебный сундучок; игрушки Курочка, яичко из-под киндер сюрприза, цыпленок, дед, баба.
Ход игрового сеанса
1. Сюрпризный момент - Показ сказки «Курочка Ряба»
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
2. Упражнение на развитие мимической выразительности
Педагог (задает детям вопросы по картинкам, помогает с ответами). Почему они плачут? Покажите, как плачут дедушка и бабушка. А какие дедушка и бабушка на этой картинке? Дедушка и бабушка веселые. Курочка обещала снести им другое яичко - не золотое, а простое. Сделайте веселые лица, как у дедушки и бабушки.
3. Упражнение «Курочка – тараторочка»
- Кто это? Курочка. Курочка какая (большая, красивая, пестрая) Расскажите, что есть у курочки (гребешок, клюв, крылья) Какой клюв у курочки (большой). Какого цвета гребешок? (красного).
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Хохолок раздувает,
Малых деток созывает:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! »
– А кто ее детки? Цыплятки. Цыплятки какие (мягкие, маленькие, пушистые). Какого цвета цыплята? (желтого) А как мама-курочка цыплят зовет? (Ко-ко-ко) Как цыплята пищат? (пи-пи-пи)
Курочка ласково своих цыплят называет – цыпы.
Покажите какие цыплятки были (маленькие). Посмотрите, как курочка называет цыплят (показ руками).

Выполняем упражнение:
1) по скамеечке пройти,
2) на горку подняться,
3) скатиться с горки,
4) через обруч пройти.
4. Малоподвижная игра «Вышла курочка гулять»
А теперь, я хочу с вами поиграть. Я буду мама-курочка, а вы мои детки – цыплятки
Вышла курочка гулять, (дети бегают по группе)
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки
Съели толстого жука, (развести руки в стороны)
Дождевого червяка,
Выпили водицы (наклоны туловища вперед)
Полное корытце.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко (грозим пальцем)
Не ходите далеко,
Лапками гребите, (имитируют движения)
Зернышки ищите.
5. Ритуал прощания.
Какие хорошие у нас цыплята, бегите скорее ко мне.
Молодцы, цыплятки!
Все вы постарались, детки!
Ну а мне опять пора, до свиданья детвора!

Анастасия Аллахвердян
Конспект занятия по сказкотерапии для детей 5–6 лет «Сказка о мальчике, который ушел далеко»

Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну , в которой узнаем о приключениях мальчика Вани .

Для начала давайте поиграем в "солнечного зайчика" и поздороваемся друг с другом, передавая искорку. Отлично, искорка вернулась к нам. А теперь давайте присядем и послушаем сказку .

В одной сказочной , а может быть, в самой обычно стране, жил-был мальчик , и звали его Ваня.

Ему было 5 лет, и он жил в красивом доме вместе со своими мамой и папой. Вместе с мамой они часто проводили время вместе, ходили в парк, читали книги. Мальчик Ваня очень любил проводить время с папой : гулять и смотреть фильмы.

Каждое утро вся семья просыпалась, одевалась и шла на работу, а Ваню отводили в детский сад. В детском саду у него было много друзей, и группа была большая. Среди нее были и мальчики , и девочки. Девочки очень любили прыгать со скакалкой и играть в куклы. А мальчики играли в машинки , танки, догонялки.

Но однажды в детском саду появился новый мальчик . Он был очень непослушным, и звали его Петя. Петя всегда баловался, иногда даже потрошил шкафчики без разрешения. Воспитатель часто наказывал Петю за то, что он брал чужие вещи, но это не помогало. И еще Петя очень любил командовать. Он придумывал игры и хотел, чтобы другие дети играли вместе с ним.

Однажды вся группа отправилась на площадку. Петя играл с Ваней, Лешей, Сережей и Мишей. Сначала они бегали, догоняли друг друга, а потом Петя предложил новую игру. Он захотел поиграть в шпионов и проследить, кто ходит мимо калитки детского сада. Все отправились за ним и подкрались к выходу из детского сада. За калиткой росли березы и липы, цвели цветы, стоял яркий солнечный день. Изредка проходили тети и дяди, но никто не заходил в детский сад. Ребятам было очень весело, придумывать, кто из них кто и сочинять истории. Им было интересно прятаться, их никто не замечал. И тут Петя скомандовал :

Теперь мы идем туда! – и показал на улицу, к тропинке, которая вела к магазину . – Там будем следить за прохожими и искать шпионов, которые ходят в вон тот синий магазин.

Дети переглянулись : они знали, что это опасно, и воспитательница может поругать. Кроме того, Ваня помнил, как мама рассказывала , что дети на улицу не ходят без взрослых, потому что там есть нехорошие люди, которые крадут детей .

Сначала дети хотели отказаться. Когда Сережа сказал , что он не пойдет, Петя топнул ногой и крикнул :

Тогда я не буду с тобой дружить! И вами – тоже!

Ваня очень переживал. С одной стороны, играть в шпионов было очень интересно, он как раз недавно с папой смотрел про них фильм. С другой стороны, воспитательница могла начать их искать и потом могла поругать, за то, что они вышли из сада. Ванне очень хотелось, чтобы все мальчики с ним дружили , даже Петя. А Петя сказал , что не будет дружить с теми, кто не пойдет. А еще Ваня очень волновался, потому что мама и папа говорили, что без взрослых ходить на улицу опасно. Он думал-думал, так и не успел ничего придумать, как Петя отворил калитку, и дети вышли со двора. Ваня тоже пошел.

Но тут приехала полицейская машина. Из нее вышел офицер и обратился к ребятам.

Так, так. Кто это тут ходит без взрослых? Нам как раз нужны такие дети. Мы ищем беспризорников и тех, кто потерялся, забираем в полицейский участок, чтобы выдать родителям, когда они начнут искать вас. Запрыгивайте в фургон!

Ванне стало очень страшно. А вдруг мама и папа будут его искать? А вдруг воспитательница их не найдет, когда позовет на ужин?

Мы больше не будем! – хором ответили Сережа, Миша, Леша, Ваня. А Петя решил удрать. Он пустился со всех ног в сторону магазина. Полицейский поймал его и чуть не забрал в участок, но тут вышла воспитательница и сказала : «Дети, я ищу вас! Идите ужинать!» Воспитательница накормила их ужином, но поставила в угол. Дети больше никогда не убегали. Даже если они играли в шпионов, то только внутри детского сада.

Ребята, как вы думаете, чему учит эта сказка ? Правильно, она учит нас не уходить далеко без взрослых .

Давайте возьмем карандаши и нарисуем тот момент из сказки , который понравился вам больше всего.

На этом наше занятие заканчивается , до свидания!

Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. В сатье рассмотрим различные методы сказкотерапии, а также варианты практического применения.

Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы . Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.

Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:

  1. Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.
  2. Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.
  3. Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.
  4. Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Эффективность лечения сказками заключается в том, что большинство людей очень позитивно воспринимать сказку, не происходит отторжения и внутреннего конфликта. В тоже время идет глубокое воздействие на духовном и моральном уровне.

Направления в сказкотерапии

Методы работы со сказкой очень разные, так как любое явление может быть описано в форме волшебной истории. При этом каждый специалист использует сказку в собственном ключе. Тем не менее есть несколько популярных форм работы со сказкой, которыми пользуется большинство терапевтов.

Диагностика с помощью сказки

Основа методики – реакция пациента. Именно благодаря ей терапевт делает выводы о состоянии человека, его проблемах и жизненной ситуации.

Для этого требуется соблюсти несколько условий:

  • Создать доверительную атмосферу во время сеанса.
  • Выказать пациенту искреннюю заинтересованность его проблемами.
  • Искренность и открытость самого терапевта.

Формы с работы со сказкой:

1. Рассказывание сказки. Суть в том, чтобы именно рассказывать историю, а не читать. Здесь очень важны настоящие чувства и переживания. Во время сеанса психолог наблюдает за реакцией и комментариями ребенка. Иногда ребенок перебивает, задает вопросы, сочиняет другую сюжетную линию и т. д. Это важнейшие моменты в работе, именно они характеризуют психо-эмоциональное состояние пациента.

2. Сочинение сказки. Здесь терапевт и ребенок вместе сочиняют историю, вкладывают туда свои чувства, драматизируют, меняют сюжет. Здесь можно все: переделать старую сказку на новый лад, поменять местами добрых и злых героев, поставить себя на место одного из них. Методика помогает ребенку раскрыться, выявляет скрытые эмоциональные состояния, которые не отражаются в поведении.

3. Рисование сказки. Как правило, эта методика используется как второй этап работы со сказкой. Пациенту предлагают нарисовать, слепить или сделать аппликацию на тему услышанной истории. Здесь он может выплеснуть свои чувства и тревоги, освободится психологически. При плохом состоянии пациент рисует чудовищ мрачные картины, в рисунке преобладают темные цвета. Но при систематическом прохождении сеансов, каждый следующий рисунок становится ярче и позитивнее. Для рисования можно использовать любые подходящие материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры и т.д.

4. Изготовление кукол. Основа метода – включение механизма самоисцеления, заложенного в психике каждого человека. Изготавливая куклу, пациент расслабляется, уходит стресс, тревога, страх. Человек входит в легкое медитативное состояние. Он как бы ассоциирует куклу с одним из аспектов своей личности. В сказкотерапии психолог предлагает пациенту создать куклу по мотивам сказки.Это может быть любой герой понравившийся пациенту. Методика может использоваться и как диагностика и как терапия. Результат — осознание проблемы пациентом и поиск решения через расслабление.

5. Постановка сказки. Обычно проходит в несколько этапов: прочтение или рассказ, изготовление кукол-персонажей, придумывание сюжета, постановка. Каждый участник может выбрать себе роль и наделить своего персонажа такими качествами, какими он захочет. Это может быть и положительный и отрицательный герой. Он может быть похож на участника, а может быть его полной противоположностью. Здесь очень важен экспромт и творческая атмосфера. Метод призван снимать напряжение и помогать раскрываться. Участники должны иметь возможность выражать свои чувства и ощущения. Результат – раскрытие потенциала каждого ребенка. Дети становятся боле общительными, более приспособленными к жизни, выходят из своей «скорлупы».

Внимание! При постановке недопустимо выучивание ролей, длительные репетиции, жесткий сценарий. Постановка сказки — это всегда экспромт.

Практическое использование метода сказкотерапии в работе с детьми

Сочинение сказки, практическая методика

Сеанс строится по следующему образцу:

  1. Терапевт вместе с ребенком описывает главного героя похожего на ребенка по внешности, характеру и возрасту.
  2. Ведущий рассказывает о жизни героя так, чтобы ребенок увидел сходство между собой и им.
  3. Герой сталкивается с проблемой похожей на реальную ситуацию ребенка, у него возникают такие же переживания и чувства.
  4. На заключительном этапе сказочный герой ищет выход и ситуацию и с успехом находит его.

В данной практике ведущий обязательно вовлекает ребенка в творческий процесс, интересуется его мнением, задает вопросы, предлагает варианты развития сюжета. но не настаивает на них.

Внимание! Во время сочинения истории не следует называть главного героя именем ребенка, чтобы не навязывать ему готовые модели поведения. Если методика сработала, ребенок сам проведет параллели между собой и главным героем

Медитативная сказкотерапия для детей 5-7 лет

Цель практики — сформировать у ребенка энергетический фундамент личности, компенсировать отсутствие родительского тепла.

Построение занятия:

  1. Ведущий включает легкую медитативную музыку и предлагает ребенку расслабиться и закрыть глаза.
  2. Терапевт обращают внимание ребенка на дыхание, дышать нужно глубоко и медленно. Вдох – через нос, выдох – через рот.
  3. Психолог неторопливо начинать рассказывать сказку. Его задача — включить у ребенка все органы чувств. Через сказку он должен почувствовать образы: с как выглядит голубое небо, как журчит ручей, как пахнет земляника и т.д. Здесь важно включить все виды ощущений (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые).
  4. На заключительном этапе терапевт постепенно выводит ребенка из медитации с такими словами: «Все что ты для себя нашел в этом прекрасном мире остаётся с тобой, постепенно открываем глаза и возвращаемся». На этом этапе важно чтобы ребенок подольше сохранил ощущения из медитации, запомнил их и научился входить в это состояние самостоятельно.

Такая методика раскрывает в ребенке заложенный потенциал, повышает самооценку, помогает разобраться в различных явлениях. Медитация на сказку часто применяется в работе с детьми из неблагополучных семей.

Постановка сказки для детей 4-5 лет

Цель техники – раскрытие внутреннего «Я» через образ игрушки. Практику проводят как с одним пациентом, так и с группой.

Как проходит сеанс:

  1. Терапевт показывает детям в шкатулку с игрушками и предлагает выбрать главного героя.
  2. Ведущий рассказывает детям о герое: как его зовут, какой у него характер. Так же он предлагает детям описать героя, выразить свое отношение к нему.
  3. Психолог описывает ситуацию, в которую попадает герой и предлагает детям построить сюжетную линию, поиграть за героя, пофантазировать. Ведущий произносить следующие слова: «Представьте, что вы оказались на острове попали в сказочную страну или улетели на другую планету. Что вы будете делать?»
  4. В спектакле может учувствовать и больше одного героя. По желанию дети могут выбрать из шкатулки еще несколько игрушек и расширить сюжетную линию.
  5. По окончании спектакля ведущий задает детям вопросы: Как вы себя чувствовали в роли? Почему вы вели себя именно так? Какие выводы можно сделать?

Главная задача практики — помочь детям проявить себя в творчестве, показать себя настоящего, научится гармонично общаться. Ни в коем случае здесь не должно быть формальности и лицемерия.

Книги по сказкотерапии

1. «Авторская сказкотерапия», Гнездилов А.В. В книге известного петербургского врача и сказочника собраны его сказки, помогающие людям справиться с затруднительными для них ситуациями — проблемами в семье, потерей близких, открыть в себе новые силы и обрести внутреннюю гармонию.

2. «Сказки и подсказки», Козлова Е.Г.

Настоящий сборник содержит 350 задач (с подсказками,решениями и ответами), предлагавшихся на занятиях математических кружков и решенных детьми.
Книга будет интересна и полезна школьникам, их родителям, а также преподавателям математики и студентам математических факультетов педагогических институтов.

3. «Практикум по сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.

Руководство по сказкотерапии адресовано психологам, педагогам, психотерапевтам, врача, филологам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру.

4. «Сказки и сказкотерапия» Соколов Дмитрий

Эта книга — одна из первых и самых юрких ласточек сказкотерапии, популярного и быстро развивающегося направления практической психологии. В отличие от «серьезных» учебников она излагает основы подхода легко и красочно.

В книге собраны сказки, имеющие самостоятельную художественную ценность, которые за последние десять лет полюбились многим детям и взрослым, встретившимся с ними через первые издания этой книги, а также через журналы, аудиокассеты и кукольные спектакли.

Заключение

Как метод сказкотерапия появилась в конце шестидесятых годов XX века, она использовалась психологами с целью коррекции патологических состояний. Сказка – это своеобразный посредник между терапевтом и пациентом. Работа со сказкой снижает тревожность, напряжение, корректирует деструктивное поведение. Методика в мягкой форме помогает осознать проблему, а при систематическом применении — находить нужное решение серьезных задач.

Статью прочитали: 6 466

Сказкотерапия для детей — из рук в руки! Сегодня у нас в гостях автор множества детских сказок, волшебник-практик: с помощью ярких литературных произведений она не только приглашает в волшебный мир, но и помогает родителям и детям справляться с проблемами, решать задачи, менять что-то в жизни к лучшему и понимать непонятное. У нас в гостях Мария Шкурина , автор блога Мамины сказки и историй, которые вошли уже не в одну книгу! Мы знакомы с Марией по , а сегодня тема нашего разговора — сказкотерапия для детей.

Тем, кто любит прикоснуться к сказке и готов творить, хотим напомнить: на блоге у Марии проходит конкурс сказок «Любимая игрушка» — она приглашает всех принять участие и рассказывает о конкурсе

Дорогие друзья, думаю, что среди читателей сообщества вряд ли найдётся человек, который не слышал такого модного сейчас термина, как сказкотерапия . Слышать-то слышали, но при этом всегда остаётся куча вопросов о том, как именно можно использовать этот современный метод при воспитании своего ребёнка, с какого возраста можно использовать терапевтические сказки, когда и как их рассказывать, и действительно ли сказки обладают таким волшебным воздействием.

В этой статье я постараюсь ответить на эти и другие возможные вопросы любящих родителей. Хотела бы заметить, что я не являюсь профессиональным психологом или сказкотерапевтом. Все мои знания я почерпнула из книг, статей из журналов и Интернета, из общения с моей дочкой и другими детьми, из практической работы (решение определённой проблемы с помощью сказки) и из отзывов читателей, которые всегда чутко подмечают, как сказки влияют на настроение и поведение ребёнка, на преодоление тех или иных затруднений.

Что такое сказкотерапия?

Для начала давайте разберёмся, что же означает понятие «сказкотерапия». Сказкотерапия – это течение в психотерапии, которое представляет собой психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов.

Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приёмы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.

Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой . Также терапевтические сказки активно используются при лечении страхов, переживаний, связанных с потерей родных или появлением нового члена семьи . В последних случаях иногда требуется помощь профессионального сказкотерапевта. Он может показать вам, где именно нужно искать проблему. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину.

Почему сказки помогают детям?

Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.

С какого возраста сказкотерапию можно использовать для детей?

С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Я бы не рекомендовала использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.

Виды терапевтических сказок

Существуют два вида терапевтических сказок, о которых я хотела бы вам рассказать.

В таких сказках главным героем вы делаете ребёнка, который попадает в ситуацию, похожую на ситуацию вашего малыша. Сказка не должна прямо повторять сюжет из жизни вашего малыша , но должна быть похожей . Ребёнок понимает, что не один он может оказаться в подобной ситуации, и на примере другого ребёнка делает выводы и учится самостоятельно решать проблему. Такие сказки всегда развиваются по определённому сценарию:

  • Знакомство с героями (Жил-был мальчик Петя, который…). Если ребёнок очень маленький, то на месте героя может быть животное, игрушка. Для детей постарше гораздо эффективнее, если героем сказки будет настоящий ребёнок. Для дошкольников (после 4 лет) желательно вводить в сказку волшебных героев или волшебные предметы, а с 5 лет волшебство является обязательным условием сказки (в большинстве случаев).
  • Проблема. Герой сказки сталкивается с проблемой, конфликтом, страхом, присущим вашему ребёнку.
  • Пути решения проблемы. Рассказывается, что нужно сделать герою сказки, чтобы справиться с проблемой. Нередко при этом ему необходима помощь волшебных предметов.
  • Кульминация. Герой сказки справляется с проблемой.
  • Развязка. У терапевтической сказки всегда должна быть развязка. Нельзя оставлять конец открытым, недоделанным.
  • Мораль. Выводы, которые делает герой сказки. Мораль не должна быть затянута, 1-2 предложения. Не стоит обсуждать её с ребёнком. Он сам сделает выводы на подсознательном уровне.

Сказки такого плана не должны быть слишком сложными, с запутанным сюжетом.

Примеры

Давайте приведём пару примеров.

  • Ваш ребёнок отличается чрезмерной неаккуратностью . Он не убирает за собой вещи, игрушки и пр. Вы рассказываете ему сказку о девочке (мальчике), который волшебным образом попадает в страну нерях и видит, как живут жители этой страны. Он делает выводы о том, как ужасно быть неаккуратным и обещает себе исправиться.
  • Другая частая проблема – ребёнок не хочет есть полезные овощи и фрукты . Расскажите ему сказку о том, как герой сказки подслушал разговор овощей о том, какие они полезные.

Важно помнить, что героем сказки такого вида является другой ребёнок, а не ваш . Иначе вы можете вызвать отрицание вашего чада, говоря ему в лоб о проблеме, и такая сказка может навредить, а не помочь.

2. Терапевтические сказки про вашего ребёнка.

Эти сказки отличаются от сказок первого вида тем, что главным героем является ваш малыш. Рассказывая сказки, нужно обязательно использовать какие-то элементы из жизни ребёнка, имена друзей и родных, название улицы, ввести в сказку любимую игрушку, предметы домашнего обихода и пр. Таким образом, ребёнок действительно поверит, что вы рассказываете сказку про него самого .

Дети по своей природе эгоцентричны. Ещё Джанни Родари в своей книге «Грамматика фантазии» говорил о том, как важны для ребёнка сказки про него самого и каким огромным потенциалом они наделены.

Главным отличием сказки данного вида является то, что вы наделяете главного героя сказки (своего ребёнка) тем качеством, которое хотите ему привить . Грубо говоря, мама или папа создают для своего малыша идеальную утопичную ситуацию, показывая чего можно достичь при желании.

Примеры

Например, если ваш ребёнок невежлив , в сказке вы показываете его очень вежливым, он обязательно здоровается со всеми встречными, говорит спасибо. Если ребёнок боится темноты , в сказке он смелый герой, помогающий маленькому котёнку, который заблудился в темноте. Ребёнок, который с трудом ложится спать , в сказке всегда идёт в кровать во время и, засыпая, попадает в волшебную страну, где его ждут невероятные приключения и т.п.

Такие сказки отличаются от сказок первого вида тем, что проблема, которую вы хотите решить, не стоит на центральном месте . Положительное качество ребёнка играет вспомогательную роль, помогает герою бороться с врагами, защищать слабых и т.п. Сюжет этой сказки может быть немного запутаннее, терапевтическая цель более завуалирована.

Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:

  1. Для того, чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз . Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
  2. Не используйте терапевтические сказки слишком часто . Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с какой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.
  3. Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки . Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
  4. Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки , воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
  5. Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего малыша , ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.

Надеюсь, что с помощью нехитрых советов из этой статьи вы сможете помочь вашим детям решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не прибегая к такому неэффективному методу, как наказание.

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы, росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.
У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них - множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность.

Для детей 6-11 лет.

Рассматривает проблему: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности.

Для детей 4-7 лет.

Рассматривает проблему: Страх темноты. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу жил Зайчишка Серое ухо, у которого было много-много друзей. Однажды его друг Ежик Маленькие ножки пригласил Зайчишку на свой день рожденья. Зайчишка очень обрадовался приглашению. Он пошел на дальнюю поляну и набрал для Ежика целую корзину земляники, а потом отправился в гости.

Его путь лежал через лесную чащу. Светило солнышко, и Зайка весело и быстро добрался до домика Ежика. Ежик очень обрадовался зайчику. Потом к ежику пришли Белка Рыжий хвостик и Барсучонок — Мягенький животик. Они все вместе танцевали и играли, а после пили чай с тортом и земляникой. Было очень весело, время бежало быстро, и вот уже начало темнеть – пора было гостям собираться домой, где их ждали родители. Друзья попрощались с ежиком и пошли по своим домам. И наш Зайчишка отправился в обратный путь. Сначала он шел быстро, пока тропинку было хорошо видно, но вскоре совсем стемнело, и Зайчику стало чуть-чуть страшно.

Для детей 4-6 лет.

Рассматривает проблему: Нарушение общения со сверстниками. Повышенная агрессивность.


Для детей 6-10 лет.

Рассматривает проблему: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость.


Мальчик Женя не умел говорить букву «р».

Ему говорят:

Ну-ка, Женя, скажи: «пароход».

А он говорит: «палоход».

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

Для детей 6-9 лет.

Рассматривает проблему: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.

Для детей 5-10 лет.

Рассматривает проблему: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя “белой вороной”.