Фонология. Трактовка основных фонологических понятий. Фонетика и фонология как разделы языкознания

Фонология – часть науки фонетики. Появилась30 годы прошлого века. Одним из первых на необходимость отдельного изучения смыслоразличительных свойств звуков указал представительКазанской лингвистическойшколы (младограмматического направления)Бодуэн де Куртене . Он пользовался термином «фонема », хотя вкладывал в него несколько отличное от современного значение. Подлиннымсоздателем фонологии считается представительПражской лингвистическойшколы (структурализм)– Н.С.Трубецкой. Как все структуралисты, Трубецкой основывался на идеях Соссюра, и в основу своих рассуждений он положил дихотомию языка и речи. В работе «Основы фонологии» (1939) он указывает, что если естьнаука о звуках речи (фонетика) , то должна быть инаука о звуках языка . Он предложил назвать её фонологией.

Языковеды столкнулись с необходимостью выделить в многообразии слышимых звуков данного языка ограниченное количество основных звуковых единиц – фонем. И.А. Бодуен-де-Куртуне разграничил такие понятия как звук (фонацию) и фонему , как психический эквивалент звука.

Звуки объединяются в фонемы не по аккустич. принципу, апо общности функциональной , т.е. если звуки произносятся по-разному, но выполняют одну т ту же функцию (образуют тот же корень, приставку), то это разновидности фонемы. Понятия «фонема» и «звук речи» не совпадают, т.к. фонема может состоять не только из одного звука. Две фонемы могут звучать в виде одного звука (сшить). В основе разных вариантов произнесения одного и того же звука заложено нечто общее, это общее и будет фонемой.

Определения фонемы:

    Фонема – набор различительных признаков , набор признаков, который отличают одну фонему от другой.

    Фонема – минимальная единица плана выражения , которая представляет собойрезультат деления текста на более мелкие части.

    Фонема – абстрактная единица , котораяреализуется в речи в виде класса аллофонов .

    Фонема – этомельчайшая единица звуковой системы языка , которая являетсяэлементом звуковой оболочки слов и морфем , которая служит ихразличению .

В речи мы произносим не фонемы, а звуки (аллофоны ). Некоторые лингвисты считают, что фонема – односторонняя единица, то есть у нее есть только означающее. Другие считают, что фонема двустороння единица, они полагают, чтоозначающим фонемы являетсясмыслоразличительная функция.

1. смыслоразличительная функция – основная. 2. сигнальная – появление фонемы в какой-либо позиции может о чем-либо сигнализировать.

Фонемы могут вступать в - парадигматические и синтагматические отношения - дистрибутивные и в отношения тождества и различия (оппозиции)

Основным понятием, от которого отталкивался Трубецкой, было понятие ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ.

ФО – звуковое противопоставление, дифференцирующее значение двух слов данного языка. Члены ФО называются фонологическими единицами.

Типы оппозиции:

    привативная (два члена оппозиции, элементы рассматриваются по одному признаку. Тот элемент, у которого есть признак называется маркированным, элемент, у которого нет – немаркированным)

    градуальная (несколько членов оппозиции, каждый из компонентов обладает искомым признаком, но в разной степени )

    эквиполентная (все элементы логически равноправны и каждый член оппозиции обладает своимнабором признаков , часть из этих признаков будет общей для всех членов оппозиции, а часть признаков будет дифференциальной)

Трубецкой – 3 принципа классификации.

IПо отношению к системе оппозиции в целом

    одномерные (общие признаки не свойственны ни одной, ни другой оппозиции данного языка: «д», «т» – согласные, шумные, смычные, твердые, переднеязычные, и т.д.) и многомерные ФО(общие признаки обнаруживаются в других оппозициях данного языка: «б», «к» будет повторяться в оппозиции «п», «г»)

    пропорциональные и изолированные

IIПо отношению между членами оппозиции.

    привативные

    ступенчатые (градуальные)

    равнозначные (эквивалентные)

IIIПо объёму смыслоразличительной силы

    Постоянные («м», «л»),

    Нейтрализуемые («д», «т»)

Трубецкой сформулировал основной принцип выделения и анализа фонемы: Если в данном языке различия между двумя данными звуками позволяют различать разные слова или разные грамматические формы, эти звуки относятся к разным фонемам.

По своему фонологическому составу языки мира, больше 200 из которых проанализировал в своей работе Трубецкой, подразделяются по трём характеристикам:

    по общему числу фонем в языке

    по наличию частных фонологических систем или классов фонем и их способности сочетаться друг с другом

    по системам ДП, т.е. по правилам нейтрализации.

Фонология – это лингвистическая дисциплина, в которой до сих пор не достигнуто единство по принципиальным теоретическим вопросам. Расхождение мнений особенно велико при определении фонемы. Существуют различные фонологические школы:

    московская

(не рассматривают звук изолированно, они рассматривают его в морфофонеме, если например мы меняем звук «и» на «ы», смысл не изменяется, значит это варианты одной и той же фонемы)

    ленинградская

(исходят из акустических характеристик фонемы, если можно выделить специфические характеристики звука, это и будет самостоятельной фонемой)

    лондонская

    копенгагенская

    пражская

Две крайние точки зрения на фонему: аллофон – вариант фонемы и фонема – класс аллофонов.

К о р р е л я т и в н ы е оппозиции - такие, члены которых различаются только одним признаком, по всем другим совпадают. Они в свою очередь могут быть замкнутыми (два члена - д-т).; незамкнутыми (более 2-х членов п-т-к), усиливают какой-либо признак, например, высоту тона.

Организация фонем в систему оппозиций различна в каждом данном языке, определяется своеобразием языка, пропорциями гласных и согл., распределением их по позициям и т.п. Таким образом, описание фонетики к.-л. языка должно быть представлено не беспорядочным перечислением звуков, а в виде последовательной системы, охватывающей кол-во и группировку фонем.

П е р ц е п т и в н а я функция – возможность воспринимать органом слуха звуки речи и их сочетания.

Звуки не как физ. явление, а как общественное.

Фонемный состав языка. Модель дистрибуции . Разработали их американцы , когда начали изучать языки индейцев. На момент колонизации были несколько 1000, а сейчас и на момент изучения - несколько десятков. В полевых условиях стали изучать их языки. Слушали и записывали звучающую речь. Письменности у них не было. Этот звучащий поток они должны были разделить на минимальные, далее неделимые единицы. Чтобы выяснить, самостоятельные единицы или нет, стали употреблять метод субституции (подстановки ), и выработали понятие дисрибуции (окружения ). Для любой модели дистрибуции является важным окружение.

  1. Контрастное (только она дает нам самостоятельные единицы).Если в одном и том же окружении замена одного элемента другим приводит к изменению значения , то мы имеем дело с самостоятельными единицами , которые находятся в контрастной дистрибуции.

    Свободного варьирования.Если замена одного элемента другим не приносит нового значения , то это свободное варьирование .

    Дополнительная. Если два элемента никогда не встречаются в одном и том же окружения , то они – комбинаторные варианты одной и той же фонемы .Варианты одной фонемы.

Ы и И. И – невозможна после твёрдого знака. А Ы только после него может быть.

Москвичи считают, что это комбинаторные варианты одной фонемы, а петербургские считают, что это разные фонемы. Петербуржцы считают, что если мы можем подобрать какие-то специфические характеристики звуку, звук будет представителем самостоятельной фонемы. Фонему изолированно не рассматривают москвичи, только в окружении, и если это окружение совпадает, то эти звуки – разные фонемы. А если не существуют в одном окружении, то – это одна фонема. Вся путаница из-за того, что в русском языке два значка.

Каждую фонему описали в виде признаков. Вывели два вида признаки:

    Интегральные признаки (общий признак у этой фонемы и других фонем)

Например, «а» - не назально. Есть и другие не назальные.

    Дифференциальные , различительны признаки. Суммой дифференциальных признаков отличается одна фонема от другой. Существует даже такое определение для фонемы (Фонема – это пучок дифференциальных признаков (подчёркивается их роль).

Трубецкой выделил понятие оппозиции . Суть его заключается в том, что любая фонема это набор как общих, так и отличительных, дифференциальных признаков . Если бы их не было, фонема не смогла бы разграничивать смыслы слов – это одна из основных функций фонемы:

(1.Смыслоразличение.У фонемы нет значения, но она ориентирована на различение значений смысла. 2. Сигнальная функция. Стык двух разных фонем означает слогораздел.)

Типы оппозиции:

    Эквиполетная

    • Несколько членов оппозиции , абсолютно равноправные , есть общие признаки , но при этом есть и свои собственные признаки , поэтому иерархию нельзя построить . Большинство членов оппозиции, которые встречаются в речи относятся к этому типу.

    Градуальная

    • Несколько членов оппозиции , каждый из которых обладает интересующими нас признаками. Но все обладают признаком в разной степени . (Например, открытость гласных. А Э Е И (по уменьшению признака).

    Привативная

2 члена оппозиции:

      Обладает искомым признаком. М аркированный член оппозиции

      Лишен его. Н е маркированный член оппозиции

Пример: П - Б, если нас интересует звонкость, то маркирован б , а не маркирован п .

Фонология -- раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе (предмет ). Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования -- противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка.

В отличие от фонологии, фонетика изучает физический аспект речи: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Создателем современной фонологии считается учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Ноам Хомский, Моррис Халле.

Фонемы, аллофоны и оппозиции

Основное понятие фонологии -- фонема , минимальная языковая единица, обладающая в первую очередь смыслоразличительной функцией. Проявление фонемы в речи -- фон, конкретный отрезок звучащий речи, обладающий определёнными акустическими свойствами. Число фонов потенциально бесконечно, однако в каждом языке они распределены по разным фонемам в зависимости от устройства каждого фонологического набора. Фоны, принадлежащие к одной фонеме, называются аллофонами .

Ключевую роль в фонологии также имеет понятие противопоставления (оппозиции). Две единицы считаются противопоставленными, если существуют так называемые минимальные пары, то есть пары слов, не различающиеся ничем, кроме данных двух единиц (например, в русском: том -- дом -- ком -- ром -- сом -- ном -- лом). Если два данных фона вступают в такую оппозицию, они относятся к разным фонемам. Напротив, если два фона не встречаются в одном и том же контексте, -- это необходимое условие для отнесения их к одной фонеме.

Типы оппозиций

В книге Н. С. Трубецкого «Основы фонологии» описывается несколько принципов классификации оппозиций. Привативные оппозиции -- такие оппозиции, в которых один из членов обладает указанным свойством, а другой -- нет. Примером может судить противопоставление по звонкости/глухости: звонкому согласному присуща вибрация голосовых связок, а глухому -- нет. Член привативной оппозиции, которому присуще наличие признака, называется маркированным ;

Эквиполентные оппозиции -- такие оппозиции, в которых оба значения дистинктивного признака логически равноправны, ни одно из них не является простым отрицанием другого. Типичный пример эквиполентной оппозиции -- противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных);

Градуальные оппозиции -- такие оппозиции, члены которых различаются степень проявления какого-либо признака. Таковы, например, противопоставления по подъёму у гласных или оппозиция кратких, полудолгих и долгих гласных.

Нейтрализация

Ещё одно важное понятие фонологии -- нейтрализация оппозиций, то есть неразличение элементов, обычно выступающих в противопоставление. Типичный пример нейтрализации: оглушение звонких согласных в конце слова, характерное для русского или немецкого языков. Позиция, в которой противопоставление снимается, называется позицией нейтрализации, или слабой позицией.

Фонологическая единица, находящаяся в слабой позиции, в классической («пражской») фонологии Трубецкого называется архифонемой .

Сегменты и другие фонологические единицы

В первую очередь фонология, особенно классическая, занималась системой фонем, то есть функционированием сегментов.

В фонологии распространена аллоэмическая номенклатура: в работах можно часто встретить такие понятия, как тонема (и аллотон), то есть минимальная смыслоразличительная тоновая единица, хронема (минимальная единица длительности).

Среди множества лингвистических дисциплин особенно стоит выделить такой раздел, как фонология. Это наука, изучающая звуковой строй языка, реализацию фонем в нем. Осваивают данную дисциплину на первых курсах специальностей, связанных с переводом, преподаванием языков, в особенности русского.

Мы с вами рассмотрим, что такое фонология, каковы ее предмет и задачи, строй нашего языка на данном уровне. Также познакомимся и с основной терминологией этого раздела.

Определение

Начнем наш разговор с самого определения.

Фонология - это раздел современного языкознания, который рассматривает звуковой строй языка, функционирование различных звуков в его системе и их характеристики.

Относится она к теоретической лингвистике. Основная которую изучает наука, - фонема.

Зародилась она в 70-80-х годах 19-го века в России. Основатель ее - Иван Александрович Бодуэн де Куртене, русский ученый с польскими корнями. В 30-х годах 20-го века оформилась как самостоятельная наука. Сегодня является одной из основных филологических дисциплин и занимает первое место в цикле предметов теоретической грамматики языка.

Предмет и задачи

Как и любая другая наука, данный раздел лингвистики имеет свои задачи и предмет.

Предмет фонологии - фонема, которая является минимальной языковой единицей. Именно ее изучают ученые-фонологи. Невнимательные студенты могут считать, что предметом является звук, но это вовсе не так. На самом деле их изучает другая дисциплина - фонетика.

Второй вопрос, который следует рассмотреть, - задачи. К ним относятся:

  • реализация в языке;
  • анализ сущности;
  • установление соотношений между фонемой и звуком;
  • описание системы фонем и их модификаций;
  • описание фонологической системы;
  • связь между фонемой и другими значимыми единицами языка - морфемами и словоформами.

И это далеко не все задачи фонологии. Стоит отметить, что вышеперечисленные приоритетны для всех существующих ныне фонологических школ.

Известные лингвисты-фонологи

Как уже отмечалось выше, основоположником науки стал Иван Александрович Бодуэн де Куртене. Он разработал ее основы, дал толчок к дальнейшему ее развитию.

Не менее известен и его ученик Николай Сергеевич Трубецкой, написавший знаменитые «Основы фонологии». Он значительно расширил научный аппарат дисциплины, описал основные классификации и понятия.

Работали в данном разделе языкознания и Роман Осипович Якобсон, Аврам Ноам Хомский и многие другие.

Немало научных трудов посвящено проблемам данного раздела языкознания. Следует отметить следующие статьи и монографии, которые дадут исчерпывающее представление о развитии науки, ее основных постулатах:

  • Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров издали в свое время монографию "Система фонем русского языка".
  • Довольно известна работа С. И. Бернштейна "Основные понятия фонологии".
  • Й. Вахек, "Фонемы и фонологические единицы".

Тем, кто интересуется историей вопроса, пригодится книга Л. Р. Зиндер "Основные фонологические школы".

Отметим также работы:

  • С. В. Касевич, "Фонологические проблемы общего и восточного языкознания".
  • Т. П. Ломтем, "Фонология современного русского языка на основе
  • В. И. Постовалов, "Фонология".

Студенты-филологи изучают ее на первом курсе университета, перед знакомством с фонетикой или же параллельно с ней. Знание основ данной дисциплины в дальнейшем помогает не только усвоить грамматику, но и правила орфографии и орфоэпии.

ФОНОЛОГИЯ

ФОНОЛОГИЯ (от греч. phone - звук и ...логия), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка, изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка (слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в центре её внимания находятся не сами звуки как физич. данность, а та роль (функция), к-рую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц - морфем, слов. Поэтому Ф. иногда называют функцией, фонетикой. Соотношение Ф. и фонетики, по определению Н. С. Трубецкого, сводится к тому, что начало любого фонологич. описания состоит в выявлении смыслоразличит. звуковых противоположений; фонетич. описание принимается в качестве исходного пункта и материальной базы. Осн. единицей Ф. является фонема, осн. объектом исследования - противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологич. систему языка (фонологич. парадигматику). Описание системы фонем предполагает использование терминов различит. признаков (РП), служащих основанием противопоставления фонем. РП формулируются как обобщение артикуляц. и акустич. свойств звуков, реализующих ту или иную фонему (глухость - звонкость, открытость - закрытость и т. п.). Важнейшим понятием Ф. является понятие позиции (см. Позиция фонологическая), к-рое позволяет описать фонологич. синтагматику, т. е. правила реализации фонем в различных условиях их встречаемости в речевой последовательности и, в частности, правила нейтрализации фонемных противопоставлений и позиционной вариативности фонем.

В соответствии с тезисом об уровневой организации языка (см. Уровни языка) в Ф. различаются сегментный (фонемный) и суперсегментный (просодический) уровни; последний имеет свои единицы, параллельные фонемам сегментного уровня - просодемы, тонемы и др.

(см. Суперсегментные единицы языка), к-рые также поддаются описанию в терминах особых РП (напр., признаки регистра и контура при описании тоновых оппозиций). Как сегментные, так и суперсегментные единицы Ф. могут выполнять смыслоразличит. функцию (способствовать опознаванию и различению значимых единиц языка), к-рая является для них основной. Кроме того, Ф. изучает делимитативную (разграничительную) функцию звуковых единиц, состоящую в сигнализации границ слов и морфем в потоке речи, в связи с чем говорят о фонологич. пограничных сигналах (напр., фиксированное ударение в чеш. яз. указывает начало слова; фонемы [h] и [n] в нем. яз. возможны - соответственно - только в начале и в конце слова, при этом они являются показателями его границ). Наконец, третья функция фонологич. единиц, гл. обр. суперсегментных (длительность, высота тона и т. д.),- экспрессивная (выражение эмоцион. состояния говорящего и его отношения к сообщаемому).

Наряду с синхронич. Ф. (см. Синхрония), изучающей фонологич. систему языка в определённый историч. период, существует диахронич. Ф. (см. Диахрония), дающая фонологич. объяснение звуковых изменений в истории языка путём описания процессов фо-нологизации, дефонологизации и рефоно-логизации звуковых различий, т. е., напр., превращения позиционных вариантов одной фонемы в самостоят. фонемы или, наоборот, исчезновения определённой фонемной оппозиции, или же, наконец, смены основания фонемного противопоставления.

В 70-х гг. 20 в. развивается порождающая Ф. как часть общей теории порождающей грамматики (см. Математическая лингвистика). Она строится как система правил расстановки ударений и правил развёртывания абстрактных символов морфем в конкретные звуковые цепочки. В порождающей Ф. центр. единицей становится уже не фонема, а РП, т. к. именно в терминах РП и позиций формулируются все фонологич. правила. Идеи порождающей Ф. применяются как в синхронической, так и в диахронич. Ф.

Ф. как самостоятельная лингвистич. дисциплина в её совр. понимании сложилась в 20-30-е гг. 20 в.; создателями её были Н. С. Трубецкой, Р. Якобсон, С. О. Карцевский, изложившие осн. идеи Ф. на 1-м Междунар. конгрессе лингвистов (Гаага, 1928). Важнейшей вехой в развитии Ф. была книга Трубецкого "Основы фонологии" (1-е нем. изд.- 1939) - первое систематич. изложение задач, принципов и методов Ф. Однако предпосылки к созданию Ф. сложились ещё в кон. 19 в. благодаря трудам нем. учёного И. Винтелера и англ. учёного Г. Суита; существенное общетеоретич. влияние на возникновение Ф. оказали труды Ф. де Соссюра и К. Бюлера. Особенно же велик вклад в подготовку почвы для развития фонологии И. А. Бодуэна де Куртенэ. Его труды впервые дают разработку идеи фонемы и её признаков, хотя с течением времени эта концепция изменялась. На базе исследований Бодуэна де Куртенэ сложились две отечеств. фонологич. школы - ленинградская (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и др.) и московская (В. Н. Сидоров, Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, А. М. Сухотин, М. В. Панов и др.)- и оригинальная концепция С. И. Берн-штейна. Осн. различие между этими школами состоит в понимании фонемы и степени автономности Ф. по отношению к морфологии (роли морфологич. критерия при определении тождества фонем). В европ. лингвистике проблемы Ф. разрабатывались в трудах членов Пражского лингвистического кружка - главного фонологич. центра в Европе - и Лондонской фонологич. школы (родоначальник - Д. Джонс; с 40-х гг. наз. Лондонской лингвистич. школой); особенно значителен вклад последней в развитие суперсегментной Ф. (труды Дж. Ферса, У. Аллена, Ф. Палмера, Р. Робинса и др.) в 40-60-е гг. 20 в. В меньшей мере Ф. разрабатывалась в рамках копенгагенской лингвистич. школы (см. Глоссематика). На развитие Ф. оказали заметное влияние труды нек-рых учёных, формально не принадлежавших к к.-л. школе, но идейно наиболее близких к концепции Пражского лингвистич. кружка- А. Мартине, Е. Куриловича, Б. Мальмберга, А. Соммерфельта. Значит. развитие Ф. получила в амер. дескриптивной лингвистике (труды Л. Блумфилда, Э. Сепира и их учеников - М. Сваде-ша и У. Тводделла). Важное достижение амер. Ф. (Ч. Хоккет, Г. Глигон, Б. Блок, Дж. Трейджер, К. Пайк и др.) - разработка метода дистрибутивного анализа (см. Дистрибуция).

Лит.: Трубецкой Н. С., Основы фонологии, пер. с нем., М., I960; Мартине А., Принцип экономии в фонетических изменениях (Проблемы диахронической фонологии), пер. с франц., М., 1960; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Бернштейн

С. И., Основные понятия фонологии, "Вопросы языкознания", 1962, № 5; Якобсон Р., ХаллеМ., Фонология и ее отношение к фонетике, в сб.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Бодуэн де КуртенэИ. А., Избранные труды по общему языкознанию, т. 1 - 2, М., 1963 Основные направления структурализма, М. 1964; Пражский лингвистический кружок Сб. ст., М., 1967; Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. Очерк Хрестоматия, М., 1970; Щерба Л. В., Языковая система и речевая деятельность, Л., 1974; Martinet A., Phonology as functional phonetics, L., 1949; Hoenigswald H. M., Language change and linguistic reconstruction, Chi., 1960; Jakobson R., Selected writings, v. 1, ‘s-Gravenhage, 1962; Chomsky N., Halle M., The sound pattern of English, N. Y., 1968; см. также лит. при ст. Фонема, В. А. Виноградов.

Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения, как дискретные элементы, различающие между собой знаки и тексты языка.

Фонология - раздел ЯЗ, изучающий структурные и функциональные закономерности (роль звуков в системе языка) звукового строя языка.

Осн понятие и оснединица фонологии – это фонема, или фонологический различит. (дифференциальный) признак. Фонема – это мельчайшая единица звукового строя языка, способная различать более крупные единицы (морфемы и слова).

При выборе в качестве основной единицы фонологического уровня сегментной фонемы описание этого уровня (над которым надстраивается супрасегментный, или просодический, включающий ударение, тон, интонацию и тому подобное) в большей мере сводится к выявлению разных позиционных комбинаторных вариантов (аллофонов) каждой фонемы. Многие фонологические школы и направления при решении вопросов о выделении фонем и их вариантов обращаются к грамматической (морфологической) роли соответствующих звуковых единиц. Вводится особый морфонологический уровень и исследующая его лингвистическая дисциплина – морфонология, предметом которой является изучение фонологического состава морфологических единиц языка – морф (частей словоформ) – и разного рода грамматически обусловленных чередований фонем.

Функции фонемы:

Различительная

Конститутивная (для построения).

Проблемами фонем занимались Бодуен де Куртенэ, Щерба, Трубецкой, Якобсон.

Если звуки относятся к речи, то фонемы – к языку. Звук – это вариант, фонема – инвариант.

Например: датский, фонемы |т|, |с| образуют звук [ц].

  1. Понятие фонологической оппозиции.

Фонологическая оппозиция – это противопоставление фонем в системе языка.

Классификацию фонологических оппозиций разработал Трубецкой (ПЛК) в 30-е годы 20 века.

Критерии:

1. по количеству участников :

- бинарная оппозиция – 2 участника |з|vs|с|.

- тернарная оппозиция (3 участника)

|б| (губной), |д| (переднеязычный), |г|, (заднеязычный).

Групповая оппозиция (более 3-х участников)

2. по встречаемости в данном языке :

- пропорциональные оппозиции (можно выстроить пропорцию)

звонкий – глухой

мягкий – твердый

носовой – неносовой

- изолированный (нет пропорции, нет другой подобной оппозиции)

Например: |р| и |л|.

3. по отношению между участниками оппозиции :

- привативная . Отличие в 1-м дифференцированном признаке. У кого есть определенный признак, тот называется марки рованным, у кого нет признака – немарки рованный.

Например: признак – звонкость. |п| и |б|. Маркированным будет |б|, так как является звонким.

- градуальная (разная степень проявления признака).

Например, |а| |о| |у| - разная степень открытости, т.е разная степень проявления этого признака.

- эквиполентная (когда единицы противопоставлены по нескольким признакам и в результате они равноправны (по признакам).

Например: |б| vs|с’| признаки:

Мягкость/звонкость

Губной/переднеязычный

Смычный/щелевой

4. по объему различительной силы :

|т| и |н|, там и нам – всегда различаются в речи.

|т| и |д|, прут и пруд – не различаются в речи.

- постоянные оппозиции – когда фонемы обладают различной силой независимо от своей оппозиции. Например, |у|.

- нейтральные оппозиции – когда в определенном положении какой-либо признак нейтрализуется, т.е. фонема не выполняет различительной функции.

[п р у т], |д| - фонема, [т] – звук, т.к. в слабой позиции, в сильной фонема даст звук [д].