Педагогическое речеведение. Словарь-справочник Что такое Структура абзаца, что означает и как правильно пишется

СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ
Рубрика (тематическая категория) Литература

Ошибки при построении определœения

Любое определœение должно быть соразмерно, ᴛ.ᴇ. объѐм опреде-ляемого и определяющего понятий должен совпадать. Несоблюдение этого правила приводит к ошибкам:

1) определяющее понятие шире определяемого: Овца – млекопи-тающее позвоночное животное (заяц, корова, тигр тоже подходят под это определœение);

2) определяющее понятие у´же определяемого: Кража есть тайное хищение чужих денег (при таком определœении тайное хищение других предметов кражей не является);

3) определœение понятия через само данное понятие (тавтология, ʼʼпорочный кругʼʼ): Количество - ϶ᴛᴏ характеристика предмета с его количественной стороны . Ось - ϶ᴛᴏ прямая, вокруг которой происхо-дит вращение. Вращение - ϶ᴛᴏ движение вокруг своей оси.

В рамках отдельного научного произведения одному понятию мо-жет быть дано несколько определœений, которые раскрывают разные его стороны. При помощи дефиниций достигается взаимопонимание между автором и читателœем, между общающимися людьми.

В построении учебных и научных текстов чаще используется де-дуктивный метод объяснения материала: текст начинается с определœе-ния, затем следуют примеры (от общего к частному). Стоит сказать, что для научно-популярных текстов характерным является индуктивный метод: текст начинается с примеров, затем выводится определœение (от частного к общему).

Абзац является структурно-композиционной единицей текста. Он обладает смысловой законченностью, относительной самостоятельно-стью в тексте, наличием особой синтаксической структуры. В научном тексте абзац включает от 3 4 до 7 8 предложений. Предложения в аб-заце соединœены по определѐнным правилам. Существует три вида свя-зи предложений в абзаце: цепочечная, параллельная и комбиниро-ванная .

Чтобы лучше понять, в чѐм состоит специфика этих видов связи, крайне важно усвоить несколько терминов. Термины эти – тема и рема. Движение человеческой мысли осуществляется от уже известного к неизвестному. Мысль выражается предложением, и в связи с этим в предло-жении вначале принято называть то, что уже известно тому, кто пи-шет / говорит, и тому, кто читает / слушает. Известное принято назы-вать темой предложения. В конце предложения указывается новая информация, то, для чего оно и было написано или произнесено. Но-вое в предложении принято называть ремой предложения.

Сравним два предложения.

М.В. Ломоносов сыграл в развитии отечественной науки ключевую роль.

В развитии отечественной науки ключевую роль сыграл М.В. Ло-моносов.

По своему словарному составу оба предложения идентичны, внеш-не они различаются только порядком слов. При этом первое предложе-ние отвечает на вопрос: ʼʼКакую роль сыграл в развитии отечествен-ной науки М.В. Ломоносов?ʼʼ А второе предложение является ответом на вопрос: ʼʼКто сыграл ключевую роль в развитии отечественной науки?ʼʼ Следовательно, в приведѐнных предложениях различными являются известное – неизвестное, т. е. тема и рема. В первом предло-жении известно всѐ, кроме роли Ломоносова в развитии отечественной науки, в связи с этим ремой является словосочетание ключевая роль , а во втором предложении новой информацией, квантом знания является имя М.В. Ломоносов.

Предложения в абзаце соединяются друг с другом либо при помо-щи дублирования ремы, и тогда это цепочечная (последовательная) связь, либо при помощи дублирования темы, и в таком случае имеет место параллельная связь. При комбинированном виде связь цепочеч-ная и параллельная чередуются.

Приведѐм пример цепочечной связи предложений в абзаце.

Представим себе материальную точку, которая движется (рема) в пространстве. Линия, по которой движется (тема) материальная точка, принято называть траекторией точки (рема). В случае если траектория точ-ки (тема) – прямая линия, то движение точки принято называть прямоли-нейным движением (рема).

На этом примере отчѐтливо видно, что при цепочечной связи рема первого предложения абзаца превращается в тему второго предложе- ния, рема второго предложения – в тему третьего, как бы присоединяя друг к другу звенья цепи. Отсюда и название – цепочечная. Другое на- звание этого вида связи предложений в абзаце – последовательная связь.

Цепочечная связь, представленная схематически, выглядит сле- дующим образом:

Страница 163 - перерисовать

Пример параллельной связи предложений в абзаце можно проде- монстрировать следующим отрывком.

Важно заметить, что для слуха (тема) характерна однократная воспроизводимость пе- ред данным слушающим (рема). Важным отличием слуха (тема) явля- ется и то, что он обязательно подвергается дальнейшей трансляции (рема). Стоит сказать, что для него (тема) крайне важно создавать вспомогательные внеш- ние условия (рема). Распространению слуха (тема) зачастую не могут помешать даже противодействующие ситуации (рема).

В данном абзаце тема каждого предложения одна и та же, в каждом предложении к теме присоединяется новая рема, новая информация. По этой причине понятно, почему подобный тип связи принято называть параллель- ным.

Схематически это можно представить следующим образом.

Страница 163 - перерисовать

Дублирование может осуществляться при помощи лексических по- второв, а также путѐм местоимѐнных или синонимических замен.

Каждое предложение в абзаце играет свою строго определѐнную роль: первое и второе предложения обычно выражают основную мысль абзаца, это так называемый информативный центр абзаца. Сле-дующие предложения расширяют и углубляют мысль абзаца; они со-держат аргументы, примеры, цифровые данные. Завершает абзац пред-ложение-вывод. Абзацы, имеющие вывод, располагаются обычно во вводной и заключительной частях текста. Чаще встречаются ʼʼусечен-ныеʼʼ, не содержащие вывода абзацы. К примеру:

1. В 1687 году английский математик Исаак Ньютон представил миру три простых закона, на которых зиждется вся современная ме-ханика. 2. Первый закон гласил: ʼʼТело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинœейного движения до тех пор, пока какая-либо внешняя сила не выведет его из этого состоянияʼʼ. 3. Это озна-чает, что покоящийся камень спокойно пролежит целую вечность, пока какой-нибудь толчок не заставит его двигаться. 4. Но сам он никогда не сдвинœется ни на миллиметр.
Размещено на реф.рф
5. Первый закон подчѐркивал инœертность тел, поднимал еѐ до статуса естественного закона, по-этому Первый закон Ньютона называют ещѐ принципом инœерции.

Исходя из сказанного, информативным центром данного абзаца яв-ляются предложения 1 и 2. Развивают тему предложения 3 и 4. Итог (вывод) содержится в предложении 5.

СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СТРУКТУРА АБЗАЦА В НАУЧНОМ ТЕКСТЕ" 2017, 2018.

Цели урока:

1. Воспитание любви к родной природе через постижение поэтического слова, гармонии человека и природы, отражённой в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева.

2. Обобщение и углубление знаний учащихся о строении текста и строении абзаца, роли абзаца в тексте, логике выделения абзацев.

3. Совершенствование умений речеведческого анализа текста, выделения в тексте абзацев, определения их микротем; развитие монологической речи учащихся.

Эпиграф: “Не то, что мните вы, природа…” (Ф.И.Тютчев)

Тип урока: обобщение и углубление полученных знаний, совершенствование умений и навыков.

Форма урока: интегрированный (русский язык + литература).

Оборудование: доска, мел, учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы; дидактический материал (фрагменты статей о Ф.И.Тютчеве); компьютер, проектор, презентация .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, его целей, постановка задач. (Слайд 1)

III. Повторение ранее изученного материала о тексте, его признаках. Проверка домашнего задания.

1. (Слайды 2, 3) Ответ на вопрос: Что такое текст? (Слайд3. Щелчок мышью после ответа учащегося)

2. (Слайд 4) Повторение признаков текста, нахождение их в тексте домашнего упражнения №291 (отрывок из романа Л.Н.Толстого “Война и мир”).

3. (Слайд 5) Знакомство с текстами, состоящими из одного предложения (пословицы, стихотворение Ф.Тютчева). Объяснения учащихся: Почему их можно назвать текстами?

Сообщение учителя о том, что в качестве дидактического материала на всех этапах урока будут использоваться фрагменты литературно-критических статей о Фёдоре Ивановиче Тютчеве и тексты стихотворений поэта (таким образом осуществляется интеграция предметов, расширяются и углубляются не только знания о тексте и его строении, но и о творчестве Тютчева, особенностях его поэтики).

4. (Слайд 6) Синтаксическая пятиминутка (устная работа).

Конечно, самый трудный род поэтических произведений – это те произведения, в которых, по-видимому, нет никакого содержания, никакой мысли; это пейзаж в стихах, картинка, обозначенная двумя-тремя чертами (Н.А.Некрасов).

5. (Слайд 7) Объяснительный диктант с заданием – определить способ и средство связи между предложениями.

Главное достоинство стихотворений г.Ф.Т. заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её (Н.А.Некрасов).

(Слайд 7, после щелчка) Самопроверка выполненной работы.

(Слайд 7, после щелчка) Прослушивание аудиозаписи стихотворения Ф.Тютчева “День и ночь” (исполняет И.Смоктуновский).

IV. (Слайд 8) Углубление теоретических знаний об абзаце с помощью статьи учебника и составленных на её основе схем, представленных в презентации.

1. (Слайд 9) Соотношение содержания и темы текста.

“Заключённая в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме.

Во многих произведениях может быть несколько тем. Содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к теме”.

2. (Слайд 10) Строение текста.

“В тексте определяется его тема. Текст складывается из микротекстов (щелчок) – абзацев (щелчок), в каждом из которых раскрывается определённая микротема (щелчок).

Таким образом, микротема – это наименьшая составная часть общей темы, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

Слово “абзац” имеет два значения: 1) (щелчок) отступ в начале строки, красная строка;

2) (щелчок) часть текста между двумя такими отступами”.

Вопрос ученикам: Какое именно значение слова “абзац” представляет для нас сейчас главный интерес? (щелчок после ответа)

“Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве”.

3. Строение абзаца. (Слайд 11)

“Части текста имеют свои правила построения, по определённым правилам строится и абзац. Если абзац состоит не из одного предложения, то в нём выделяются абзацный зачин и комментирующая часть.

Абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание.

Все последующие предложения абзаца – комментирующая часть, которая раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении”.

V. (Слайд 12) Закрепление знаний. Текущий контроль знаний. Отработка умений и навыков. (Коллективная практическая работа – речеведческий анализ текста)

1. (Слайд 13) Чтение текста К.Пигарева (раздаточный материал).

Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях, говоря о ней, он пользуется готовыми мифологическими образами (“Весенняя гроза”, “Полдень”). Однако от них не только не веет архаическим холодком, но они даже под его пером приобретают какую-то новую жизненность. Охотно прибегает Тютчев к олицетворениям (“Летний вечер”, “Весенние воды”). Но и в тех стихах, где нет ни мифологических образов, ни явных олицетворений, природа рисуется им как некое одушевлённое целое. И это опять-таки не просто художественный приём. Только поэт, действительно веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью утверждать:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Представлением о всеобщей одушевлённости природы порождены характерные тютчевские образы. У него полдень “лениво дышит”, небесная лазурь “смеётся”, осенний вечер озарён “кроткой улыбкой увяданья”, солнечный луч будит спящую девушку “румяным громким восклицаньем”.

Тютчева принято называть “певцом природы”. Таким он предстаёт перед нами и тогда, когда стремится философски осмыслить жизнь вселенной, и тогда, когда пишет как бы небольшие “этюды с натуры”, запечатлевая в них конкретно-зримые приметы внешнего мира. (К.Пигарев)

2. (Слайд 14) Анализ текста по предложенному плану.

1) Доказать, что данный отрывок статьи можно назвать текстом.

2) Сопоставить тему и содержание текста, подобрать название.

3) Определить микротему каждого абзаца, объяснить логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.

4) Сделать выводы о строении абзацев, найти абзацные зачины и комментирующие части.

Сначала выслушиваются ответы учащихся по каждому пункту плана, затем на экран выводятся правильные ответы.

3. (Слайд 15) Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза” (текст стихотворения в учебнике русского языка – упр.539).

Сообщение учителя о том, что в стихотворном тексте роль микротекстов, в которых содержатся составляющие тему стихотворения микротемы, часто играют строфы. (На слайде определение строфы)

Учащиеся находят в тексте стихотворения “характерные тютчевские образы”, художественные приёмы, с помощью которых поэт создаёт образ одушевлённой природы, “одушевлённого целого”, включающего в себя мир природы и мир человеческой души. Называются олицетворения, метафоры, эпитеты, мифологические образы, которые затем также выводятся на экран.

Объясняется значение слова “перлы”, даётся справка о греческих богах Зевсе и Гебе, так как без знания греческой мифологии нельзя понять, для чего введён в произведение образ Гебы.

VI. Объяснение домашнего задания.

1. (Слайд 16) Перечисляются номера упражнений, в которых содержатся тексты стихотворений Ф.Тютчева. Среди стихотворений выделены те, что посвящены теме природы.

(Слайд 17) Задание: прочитать названные стихотворения. Дать интерпретацию одного из них, составив текст из 3-4 абзацев, соблюдая правила построения абзаца и устанавливая логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами.

2. Работа с учебником. (Слайд 17)

Для предупреждения ошибок при построении и выделении абзацев (в домашней и последующей классной самостоятельной работе) вновь обращаемся к теоретическому материалу учебника.

Берём на заметку: “Основные фразы абзаца (абзацные зачины) должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное”.

Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу утверждения известного русского лингвиста, академика Л.В.Щербы: абзац “углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мысли”. (Согласны ли вы с этим высказыванием?)

VII. Самостоятельная работа. (Раздаются карточки с текстом)

(Слайд 18) 1. Ознакомление учащихся с заданием:

2) Выделить абзацы, найдя абзацные зачины, проследив логику развития мысли автора.

3) Озаглавить текст.

4) Переписать текст, делая отступы в начале абзацев, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Прослушивание аудиозаписи , романса на слова Ф.Тютчева “Весенние воды” (композитор С.Рахманинов, исполняет Муслим Магомаев).

3. Выполнение работы.

Тютчев по справедливости считается мастером “пейзажа в стихах”. Но сравнительно редко пейзаж даётся поэтом сам по себе. Поэту в высокой степени доступна передача эмоц…онального ощущения вызываемого в человеке явлениями внешнего мира. Именно поэтому каждую весну Л.Н.Толстой повторял тютчевские строфы Как н… гнетёт рука судьбины…, а Некрасов писал по поводу стихотворения “Весенние воды” Читая их чу…ствуеш… весну когда сам н… знаеш… почему делается весело и легко на душе как будто несколько лет свалилось долой с плеч … . Гораздо чаще образы природы служат поэту для вопл…щения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения – прямой, связа…ый с миром природы, и переносный, ин…сказательный, связа…ый с внутре…им миром человека, - подчёркивается самой к…мпозицией. Так например в стихотворени… “Поток сгустился и тускнеет…” образ застывшего “под твёрдым льдом” потока на дне которого продолжает журчать ключ переносится во второй строфе на “убитую хладом бытия” человеческую душу “подо льдистой корой” которой по-прежнему бьются жизне…ые силы. В других стихотворениях оба плана настолько слиты друг с другом, что сост…вляют единое целое (“В душном воздухе молчанье…”. “Дума за думой, волна за волной…”). В некоторых же случ…ях, когда на первый взгляд Тютчев даёт только эмоц…онально окраше…ый “пейзаж в стихах” (“Что ты клонишь над водами…”, “Обвеян вещею дремотой…”), аналогии с человеком н…вольно возникают в сознании… читателя.

VIII. Подведение итогов урока.

1. Сбор выполненной в тетрадях или на листочках самостоятельной работы.

2. Выставление оценок за устную работу на уроке.

Что такое "Структура абзаца"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Структура абзаца характер организации содержания абзаца и взаимоотношений между его частями. Самые сложные абзацы строятся как бы в трехплановой проекции: фоновом (релятивном) плане, предназначенном для создания баланса общих знаний с читателем, сюжетном (референтном) плане, служащем для развертывания сообщения о предмете речи, и авторском - приспособленном для авторских отступлений, оценок, объяснений, домысливания и т. д. С этой точки зрения можно говорить об одно-дву- и трехплановых абзацах. В одноплановых абзацах реализуется, как правило, референтный (сюжетный), релятивный (фоновый) или авторский план текста. Наиболее употребительной в одноплановых абзацах является структура типа: тематическое предложение + детализация тематического предложения путем приведения примеров, сравнения, указания причины или следствия, дополнения, определения и т. д.: «В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости. Так, например, стоя у доски и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом. Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске. И доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр» (Н. Шаховская). В дву- и трехплановых абзацах сопрягаются соответственно референтный, предназначенный для описания предмета речи или сюжетного действия, и релятивный (фоновый) планы текста, или референтный и авторский, или все три плана текста: «Юный Шахматов обнаруживает умение использовать известный в науке принцип относительной хронологии (референтный план абзаца). Следует сказать, что вообще в лингвистике невозможно указать точную дату начала или конца какого-либо языкового процесса: новые явления зарождаются исподволь, незаметно и эволюционируют довольно долго, и сложно сказать, где конец начала и где начало конца. Для лингвиста представляется ценным установить хотя бы очередность, последовательность зарождения и развития тех или других факторов языка относительно друг друга (релятивный или фоновый план абзаца). Располагая косвенными данными о хронологических рамках старого состояния в исследуемой области, А. Шахматов делает логически безупречный вывод о периоде, в который появляется новое явление (референтный план абзаца). Поразительное для молодого ученого прозрение!» (авторский план абзаца) (В.И. Макаров). Нередко содержание фонового или авторского планов представлено в абзаце небольшими включениями в виде словосочетаний, оборотов или отдельных предложений: «Сохранился портрет отца Даля - Ивана Матвеевича Даля. У него внешность командира мушкетеров - острая с проседью бородка, подкрученные кверху усы. Светлые глаза окружены темным ободком. Глаза проницательные и диковатые: такие называют шалыми, в них не озорство, а отчаянная решимость, которая, впрочем, так ни в чем и не проявилась» (М. Бессараб). Лит.: Лосева Л.М. К изучению межфразовой связи (абзац и сложное синтаксическое целое) // Русский язык в школе.- 196? - № 1; Лунева В.П. О степени самостоятельности предложения в сложном синтаксическом целом // Русский язык в школе. - 1972. - № 1; Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.- М., 1973. В. Н. Мещеряков

Текст членится на абзацы – более мелкие отрезки речи.

Абзац – относительно самостоятельный, графически выделенный элемент текста, который оформляет начало новой мысли и сигнализирует об окончании предшествующей. Деление на абзацы проясняет композицию текста, может служить средством эмоционального воздействия на читателя.

Абзац имеет определённую структуру: абзацный зачин, далее идет главная абзацная фраза, затем комментирующая часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы. Заканчивается абзац выводом. Иногда абзацный зачин является и главной фразой, а вывод, если комментирующая часть занимает два абзаца или более, может быть выделен в отдельный абзац. Ключевые слова (слова, содержащие основной смысл высказывания) находятся в главной абзацной фразе. Чтобы найти ключевое слово, словосочетание или предложение, необходимо знать строение абзаца.

Основное назначение абзаца – расчленение текста с целью выделения его компонентов, что, безусловно, облегчает восприятие сообщения, так как дает некоторую «передышку» при чтении.

Для научного произведения характерно четкое построение абзацев как законченной единицы высказывания. В научных произведениях абзацы обладают особенно четким логическим единством и последовательностью. Абзац в научной речи часто строится по логическому плану: от общего к частному, от утверждения к доказательству, от причины к следствию. Концовка абзаца – своеобразная логическая точка, которая подводит итог.

Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.

Микротема – наименьшая составная часть общей темы. Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац, т.е. начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Абзац и сложное синтаксическое целое – это единицы разных уровней членения, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого), однако это единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они играют семантико-стилистическую роль. Именно поэтому абзац и сложное синтаксическое целое могут в своих частных проявлениях совпадать, соответствовать друг другу.

Сложное синтаксическое целое как единица текста (ССЦ)

Выражение структурно-смысловых связей в составе сложного синтаксического целого

Одним из средств организации связного текста являются синтаксические единицы. Это – сложное синтаксическое целое (ССЦ) – наиболее крупная единица синтаксиса, представляющая собой структурно-смысловое единство. Итак, группа взаимосвязанных законченных предложений (простых, сложных, осложненных различными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста или устного высказывания, образует сложное синтаксическое целое.

Предложения, входящие в состав сложного синтаксического целого, свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу, так что содержание второго предложения развивает содержание первого и т.д., пока не будет раскрыта данная микротема.

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу. Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами:

лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп);

морфологическими (соотношение видовременных форм глаголов-сказуемых в объединяемых предложениях);

синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения), ритмомелодическими (интонация частей и целого), стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Гуманитарный факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин и связей с общественностью

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Современный русский язык
Тема Абзац, его структура и значение для письменного текста

По специальности 030602 Связи с общественностью

Выполнил:
Студентка 1 курса
Войтенкова К.П.
Проверил:
Малыгина Т.П.

НОВОКУЗНЕЦК
2009
ВВЕДЕНИЕ

Долгое время в лингвистике – науке, обобщающей и анализирующей языковые факты как застывшие факты, очень мало внимания уделяли смыслообразующей функции абзацев. Лингвисты до сих пор не могут согласованно квалифицировать явление абзаца. Внешняя, графически выделенная самостоятельность абзаца некоторое время приводила ученых-языковедов к мысли считать его собственно сверхфразовой единицей. Однако еще А.М.Пешковский отмечал отсутствие специального термина для сверхфразовых единиц и существующую в связи с этим необходимость использовать типографический термин «абзац».
По мнению Пешковского абзац - это интонационно- синтаксическая единица. Однако есть и другие мнения относительно абзаца как единицы текста. Абзац считают «семантико- стилистической категорией» (Л.М. Лосева), «частью текста между двумя отступами» и «средством членения связного текста на основе композиционно-стилистической» (Н.С. Валгина), «синтаксической единицей» (А.Г.Руднев). В результате можно сделать вывод, что пока не прекратится полемика по данному вопросу, его следует считать актуальным.
Итак, цель нашей курсовой работы - на основе анализа лингвистической литературы дать представление о том, как в современной науке освещается явление абзаца, а также показать особенности его структуры и выявить значение для письменного текста.
Соответственно для достижения нашей цели поставлены следующие задачи:

    Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой явления абзаца;
    Описать различные точки зрения на проблему основных принципов деления текста на абзацы;
    Обосновать возможность и необходимость деления текста на абзацы;
    Рассмотреть возможности абзацного членения как стилеобразующего фактора и средства эмоционального воздействия.
Объект исследования: структура письменного текста.
Предмет исследования: деление письменного текста на абзацы.
Прежде, чем мы приступим непосредственно к решению поставленных нами задач, дадим определение для абзаца.
Абзац – отрезок письменного текста от одной красной строки до другой, составляющий относительно законченный отрезок литературного текста, заключающий в себе обычно несколько предложений. Абзац – это дополнительное средство группировки суждений по смыслу. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Этот термин был заимствован из типографского дела. При чтении абзац выделяется удлиненной разделительной паузой. Она подводит итог сказанному в предыдущем абзаце и готовит читателя к следующему. В абзаце все предложения связаны общей темой. Абзац можно рассматривать как композиционный прием, облегчающий восприятие текста читателем, поскольку он графически отражает его логическую и эмоциональную структуру. Характерными особенностями абзаца являются относительная завершенность (незавершенность), самостоятельность (несамостоятельность) составляющих его предложений. Абзац – графико-композиционная единица письменного текста. Абзац воздействует на читателя не изолированно, а взаимодействуя с другими элементами и сообщением в целом.
Абзац является лингвистическим выражением логического, прагматического и эстетического факторов. Обычно абзацы состоят из 8 – 12 предложений. В газетном стиле абзацы могут включать от 1 до 3 предложений.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
ПОНЯТИЕ АБЗАЦА, ЕГО СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    Абзац как литературный термин
АБЗАЦ - в первоначальном значении своем - то же, что и красная строка. Но он означает и отрывок письменной речи, заключенный между красными строками. Абзац можно рассматривать с двух точек зрения:
1) целесообразности начертательной;
2) целесообразности поэтической.
Начертательная целесообразность абзаца в том, что он придает книге или рукописи более эстетичный вид, внося некоторое разнообразие в однообразный рисунок параллельных строк; кроме того, абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками. Эти свойства абзаца служат косвенно и целям поэтического воздействия, как это можно утверждать и о других внешних особенностях книги или рукописи.
Но абзац имеет и непосредственную поэтическую целесообразность: его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Группировки образов в абзаце производятся как по их статической связи, так и по связи динамической: так, характеристика действующего лица, описание местности и пр., устанавливающие статическую связь между абзацами, требуют, обычно, красной строки; точно также красной строкой отделяется существенный поворот в развитии сюжета, новый момент в романе или повести, где события даются по преимуществу, в динамической их связи. Там, где передаются рассуждения автора, размышления действующих лиц, абзац подчеркивает логическую связь между идеями. Абзац отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении или отрывке. Так как употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами, то и в обычном его употреблении проявляется художественное намерение автора и здесь его применение в значительной мере субъективно. Единственное, на практике установленное ограничение в этой области требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы.
Художественные возможности абзаца, все же, наиболее выявляются тогда, когда он нарушает установленную традицию. Неожиданные абзацы придают особую нервную напряженность художественной прозе. Необычно-короткие абзацы газетного фельетона или передовой статьи делают речь отрывистой, создавая впечатление лаконизма и особой значительности. Еще более явственна выразительная сторона абзаца, когда художник устанавливает внутреннее взаимоотношение слов, не совпадающее с взаимоотношением внешним.
В стихотворной речи абзац совпадает со строфой. Но строфа, благодаря небольшой обычно длине стихотворной строчки, - гораздо меньше, чем абзац прозаический, служит типографским целям. Строфа может быть произвольной величины, но в поэтической практике наблюдается предпочтительное употребление некоторых излюбленных ее видов; наряду с этим, в каждом почти стихотворном произведении наблюдается строфическое единообразие (впрочем, здесь возможны отклонения, пример чему - поэмы Байрона, где каждая строфа произвольна по величине). В строфе явственно проступает ритмический ее смысл.
В прозаическом абзаце ритмический смысл не столь подчеркнут, но столь же несомненен. Совершенно явственной ритмической особенностью служит здесь пауза, отделяющая один абзац от другого. Тем, что недостаточно разработана еще теория ритма художественной прозы, затрудняется и изучение абзаца. Мы ощущаем разницу между абзацем Гоголя и абзацем Л. Толстого, сходство между абзацами Пушкина и Кузмина, но проверка этого впечатления при помощи объективных показателей была бы затруднительна. Определять величину абзаца по количеству входящих в него фраз не было бы целесообразно, - во-первых, потому, что не всегда абзац совпадает с фразой, во-вторых, потому, что самая фраза не есть достаточно определившаяся мера.
Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Но с уверенностью можно сказать, что он выполняет логическую роль, так как выделяет главные идеи и облегчает тем восприятие мысли.
    Структура абзаца
Абзац представляет собой структуру со встроенным в нее самое механизмом развертывания темы. Абзацы – это единицы восприятия готового текста. Все в них – их объем, структура, функции – приспособлено к аналитическим возможностям читателя. Этому служат:
    Тематическое предложение абзаца (например: В Париже рассказывали много анекдотов о чудовищной рассеянности Ампера и его необыкновенной доверчивости.) и содержащиеся в нем информемы – слова, словосочетания или даже части предложения, которые являются семантически неполными и требуют распространения; в нашем случае это словосочетания: чудовищная рассеянность и необыкновенная доверчивость;
    Небольшое число способов распространения тематических предложений: детализация, приведение подробностей, приведение примеров, объяснение, сопоставление и некоторое другое;
    Легко выявляемая связь всех предложений абзаца с его тематическим предложением и информемами в нем:
«[В Париже рассказывали много анекдотов о (Тематическое предложение
чудовищной рассеянности Ампера и его и информемы абзаца)
необыкновенной доверчивости]
[Так, например, стоя у доски во время лекций и увлекшись объяснениями, он иногда вместо носового платка употреблял влажную тряпку, запачканную мелом.] – относится к «чудовищной рассеянности».
[Остряки-студенты уверяли почтенного академика, будто они плохо разбирают цифры на доске, и доверчивый ученый писал все крупнее и крупнее, покуда на огромной доске помещалось не более пяти цифр. (По Шаховской)] – относится к «необыкновенной доверчивости».
Наличие тематического предложения в абзаце важно как для пишущего, так и для читающего. Пишущему такое предложение позволяет определить тему абзаца, а читателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.
Концептуальное предложение – это предложение, предающее главную мысль (тезис) абзаца. Например:
1) « Я очень хорошо знаю типы актеров всех стран. <Тематическое предложение абзаца с информемой «типы актеров»>. 2) Французы всегда немного взвинчены, готовы на декламацию, на пафос с жизни. 3) Для немецкого актера свойственны «ходули», ложная приподнятость. 4) Итальянцы просты, но изрядно заштампованы <2,3,4 – детализация, распространение информемы «типы актеров всех стран»> 5) И все актеры поразительно национальны, если можно так выразиться, по духу, восприятию жизни и красоты . <Концептуальное предложение>.
Так же можно отметить, что для оформления концовки абзаца используются специальные синтаксические средства. В этой роли активно употребляется союз и в «завершающем» значении. Завершать абзац могут восклицательные и вопросительные предложения, прямая речь и другие конструкции. В любом случае синтаксический облик концовки изменен по сравнению с предшествующим текстом.
    Научные взгляды о соотношении абзаца и сложного синтаксического целого
Абзац и сложное синтаксическое целое – это единицы разных уровней, так как основания их организации различны (абзац не имеет особого синтаксического оформления в отличие от сложного синтаксического целого (ССЦ), однако эти единицы перекрещивающиеся, функционально соприкасающиеся, поскольку обе они выполняют семантико-стилистическую роль.
В настоящее время существует три точки зрения на вопрос о соотношении абзаца и ССЦ.
Некоторые исследователи до сих пор отказываются от понятия ССЦ, называя абзац сложным синтаксическим единством. Так, Р.А.Каримова в работе, посвященной организации текста, выделяет специальную часть «Абзац как основная единица текста». Опираясь на идеи, высказанные Л.Г.Фридман и Т.Н.Сильман, автор считает, что «абзац предстает как многоплановое явление, по отношению к которому действуют как объективные, так и субъективные факторы членения. К объективным, безусловно, относится традиционно выделяемый критерий тематичности абзаца, то есть содержательный, имеющий под собой грамматическую базу».
Другие ученые в тех случаях, когда абзац не равен по объему одному предложению, не проводят разграничения между абзацем и сложным синтаксическим целым. Подобной точки зрения придерживается, например, А.А.Мецлер, который, отмечая, что «в настоящее время нет еще общепринятых признаков, четко отграничивающих ССЦ как единицу синтаксического уровня от абзаца как единицы композиционного уровня», считает целесообразным придерживаться «понятия текстового блока (Text block) ».
Значительный вклад в уточнение структуры и функций абзаца и ССЦ внесла Л.М.Лосева, которая убедительно показала, что «абзаца как особой семантической или синтаксической единицы не существует. В абзац может выделяться любое предложение, любое слово, любое ССЦ». И далее о функции абзаца: «Выделение абзацев – это способ (прием) семантико-стилистического выделения предложений». Автором подчеркивается также мысль о том, что в стилистическом плане с абзацем связана возможность выразить специфику функционального стиля и жанра речи, особенности индивидуального слога, отношение самого автора к описываемому. Сложное синтаксическое целое определяется Л.М.Лосевой как группа самостоятельных предложений, которая представляет собой единицу текста любого рода, характеризующуюся лексико-грамматическими и ритмомелодическими признаками.
На строгое разграничение функций абзаца и ССЦ указывает Л.Ю.Максимов, который отмечает, что «абзац, в отличие от сложного синтаксического целого, является не структурно-семантической, а стилистико-композиционной единицей. При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Таким образом, абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла, композиции текста, ССЦ же в отличие от абзаца – структурно-семантическая единица, главный строевой элемент текста.
    Основные принципы абзацирования
Характер абзацного членения текста зависит от стиля и жанра произведения. В.В. Бабайцева и Л.Ю. Максимов пишут: «Членение текста на абзацы является важным стилеобразующим фактором».
Здесь важную роль играет эмоциональность текста. В эмоционально нейтральных текстах научно- публицистического и официально-делового жанров границы абзацев в целом будут совпадать с границами сложного синтаксического целого. В художественном тексте абзацным отступом может подчеркиваться смысл отдельного предложения или в абзац могут объединяться мысли, подчиненные главной теме. Таким образом, абзацный отступ становится как бы в некотором смысле авторским знаком, что сближает его со знаками препинания.
Большие по объему абзацы более характерны для эпически спокойного повествования; абзацы небольшие, в том числе и абзацы-предложения, более свойственны повествованию напряженному, лирически взволнованному.
В работе «Как строится текст»» Л.М. Лосева выделяет такие виды абзацев:
1) предложения, заключающие в себе основные мысли текста;
2) предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предыдущим предложением;
3) предложения, заключающие в себе повторяющуюся информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистантной связью;
4) предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и т.д., не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения;
5) предложения, идущие после диалога и полилога.
В данной работе мы хотим выделить следующие принципы абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный.
Конструктивный принцип членения текста на абзацы предполагает, что с помощью абзацных отступов (красной строки) выделяются: предложения обозначающие одного и того же действия или последовательную (в абстрактном понимании «плавную») сменяемость различных действий при повествовании; предложения рассматривающие элементы или части одного объекта при описании; предложения, представляющие собой последовательность тезисов одного положения при рассуждении. Сущность данного принципа заключается в том, что каждое последующее абзацное предложение логически выводимо из начального предложения предыдущего абзаца и между ними прослеживается достаточно четкая дистантная межфразовая связь. Сами же начальные предложения являются носителями основной информации фрагмента текста.
В соответствии со смежно-тематическим принципом абзацирования рядом находятся и последовательно сменяют друг друга различные типы речи. В этом случае автор прерывает определенную последовательность сообщаемого в одном абзаце, чтобы передать нечто качественно новое.
Факультативно-модальный принцип членения текста на абзацы предусматривает выделение с красной строки определенного фрагмента, который привносит добавочное модальное значение (сомнения, одобрения, утверждения, отрицания, альтернативности действия и т.д.) и имеет характер собственно авторского проявления в тексте. Информация, содержащаяся в абзацах, выделяемых с учетом этого принципа, явно соотносясь с конструктивной и семантической функциями вводных слов, словосочетаний и предложений в составе простого или сложного предложения, указывает на авторское отношение к изображаемому.
Анализируя факультативно-модальный принцип абзацирования текста, следует отметить одну существенную, на наш взгляд, особенность: данный принцип четко проявляется в типе повествования от третьего лица, когда герой и автор семантически и грамматически ограничены друг от друга. Именно здесь дополнительная модальность, проявленная в авторских суждениях и замечаниях, как правило, фиксируется абзацным отступом. Если же повествование ведется от первого лица и герой-рассказчик близок образу автора или, возможно, сливается с ним, факультативно-модальный принцип заменяется смежно-тематическим, т.е. различные типы речи сменяют друг друга в рамках проявления одного грамматического лица, поэтому, видимо, неправильно будет говорить о дополнительной модальности текста или рассматривать авторские суждения как факультативные. В этих случаях налицо уже рассуждения автора-героя, который или ведет повествование, или описывает объект.
Согласно ассоциативному принципу абзацирования с помощью красной строки выделяют те части текста. Которые призваны вернуть читателя либо к более раннему (левому) контексту этого же произведения, либо к контексту другого, но гипотетически узнаваемого, как правило, классического произведения. Абзацы подобного типа оформляются автором как разного рода повторы в расширенном смысле этого слова – от точных цитаций из собственного и других произведений до реминисценций с доминантным словом общекультурного контекста. Композиционно-стилистическое членение текста, организованное на основе данного принципа, имеет, на наш взгляд, две основные задачи: во-первых, организовать дистантную семантическую связь, а иногда и кольцевую структуру в произведении; во-вторых, за счет привнесений извне расширить контекст целого произведения и углубить его смысл. Наиболее часто абзацированию по ассоциативному принципу подвергаются фрагменты. Содержащие вкрапления из библейских текстов. Метафоры или цитаты из Библии, будучи внесенным в произведение. По исторической традиции литературы занимают в нем господствующее, центральное положение, что обусловлено в первую очередь их огромным внутренним смысловым объемом и способностью развертываться в исторической ретроспективе.
Выделенные нами четыре принципа абзацирования в современной литературе названы основными и поэтому не претендуют на исчерпывающий охват особенностей композиционно-стилистического (абзацного) членения текста. Это скорее определенный опыт обобщения основных тенденций членения текста на абзацы. Тем не менее, за всем разнообразием авторского волюнтаризма просматриваются общие (лингвистические и экстралингвистические) черты.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Подведем итоги ко всему вышесказанному. Как мы уже говорили, наука уделяет недостаточно внимания изучению функции абзацев. Существует несколько научных взглядов на проблему абзаца, но нет законов и правил, определяющих принципы разбиения смысла и текста на абзацы. Науке еще не раз предстоит вернуться к этому вопросу.
Очевидно, все же есть некие принципы - по сути, языковые законы, определяющие организацию текста на уровне абзацев и других структурных единиц, более крупных, чем предложение, - страница, параграф, глава, часть и т. п.
Нами выделено четыре принципа абзацирования текста: конструктивный, смежно-тематический, факультативно-модальный и ассоциативный. Но они не претендуют на исчерпывающий охват особенностей разбиения текста. Характер абзацирования в первую очередь будет зависеть от стиля и жанра произведения.
Также мы рассмотрели структуру абзаца. Где важными составляющими являются тематическое предложение, его детализация и концептуальное предложение. Каждый абзац должен нести в себе какой-то один смысл, который, как правило, заключается в тематическом предложении.
Разбиение текста на абзацы имеет два преимущества. С одной стороны, абзац придает тексту более эстетичный вид, облегчает глазу процесс чтения. С другой стороны его можно рассматривать как литературный прием. Он отражает намерение художника выделить внешним образом в особую группу те или иные части произведения, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов.
Достаточно очевидна ритмообразующая функция абзацев. Длина абзацев упрощает или затрудняет понимание; при этом - что интересно - абзацы не нарезаются автоматически равными кусками текста, а, оформляются в соответствии с по-своему законченными фрагментами смысла.
Таким образом, в современной литературе абзац следует рассматривать только с точки зрения авторской стилистики и общего замысла. А лингвистика как научное и практическое знание в ближайшее время вряд ли приблизится к своим предметным пределам. Поэтому исследование экстралингвистических средств языковой практики чрезвычайно перспективно с точки зрения открытия принципиально новых языковых закономерностей.

ГЛАВА ВТОРАЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА АБЗАЦИРОВАНИЯ В РЕКЛАМЕ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

Вы должны схватить читателя за глотку в первом абзаце, во втором – сдавить
покрепче и держать его у стенки до последней строки.
Пол О"Нил. "Американский писатель"

Описанные в предыдущей главе принципы абзацирования и выработка неких общих критериев абзацного членения необходимы в методических целях. Это во многом поможет более грамотно и, что не менее важно, мотивированно строить нашу письменную речь и четко структурировать тексты.
Абзацы образуют внешнюю (типографскую) структуру текста. Членение текста на абзацы создает внешний, неграмматический алгоритм распознавания фрагментов смысла, смысловых и логических комплексов в письменной речи.
Так как каких-либо правил членения текста на абзацы не существует, пишущий сам определяет уместность красной строки и размерность абзацев в соответствии со своим представлением о логике и даже со своим темпераментом.
Письменный текст без абзацев воспринимается труднее. Это нужно учитывать при составлении любых текстов. С другой стороны, разбивка текста на слишком мелкие абзацы (слишком частые красные строки) создает ощущение скачкообразной, спотыкающейся, рваной речи.
Весьма странными, если не абсурдными, выглядят рекомендации некоторых редакторов ограничивать абзац в гипертексте тремя предложениями, хотя такие рекомендации обусловлены законом «речевой экономии
Известно, что наше восприятие и память в норме характеризуется с числом В.Ингве, в соответствии с которым мы способны единовременно воспринять и запомнить 7 плюс-минус 2 компонента целого: предложений в абзаце, абзацев - в параграфе, параграфов – в главе и т.д. Но число В.Ингве здесь является следствием.
Создавая текст, мы должны его по максимуму сделать таким, чтобы привлечь внимание читающего, воздействовать на его сознание и задеть его эмоции. Абзацирование – один из многих приемов, влияющий на наилучшее восприятие текста. Разделяя текст на абзацы, мы придаем ему более эстетичный вид, вносим некоторое разнообразие в текстовый рисунок параллельных строк. Абзац облегчает глазу процесс чтения, давая ему некоторый повод для отдыха и помогая следить за строками.
Эту главу мы хотим посвятить выявлению и описанию определенных закономерностей абзацирования, способствующих грамотной письменной речи в рекламе и журналистике. Умение точно, красиво и убедительно излагать свои мысли на письме считаются нормой для любого образованного человека. Тем большей степени это положение относится к людям, профессиональная деятельность которых предусматривает – да, впрочем, просто требует, - свободного владения навыками письменной речи в рамках избранной специальности. При чем неважно работают они в бизнесе, некоммерческой организации или органах власти.
1. Рекламный текст
Итак, перейдем к делу, а именно к созданию грамотного рекламного текста. В первую очередь возникает банальный вопрос: «А с чего начать первый абзац?».
и т.д.................