Картинг своими руками бюджетный вариант. Сколько стоит собрать свой авто карт. Картинг своими руками: подробное описание. Один из вариантов карт машины выглядит так

Сделать картинг своими руками не так просто. Комплекты изготовления и готовые материалы стоят не так дешево. А чертежи порой сложно найти, да и определенные детали не всегда можно достать. В данной статье мы попробуем разобраться как сделать картинг своими руками, где достать необходимые для этого детали и материалы, а также попробуем разобраться как самому составить чертеж для изготовления картинга.

Где достать необходимые материалы.

Для изготовления картинга своими руками, необходимо определиться с материалами и их доступностью. Если неподалеку от вас есть пункт приема металла или какая-либо авторазборка, то некоторую часть деталей можно приобрести там.

  • Педали
  • блок крепления педалей
  • рулевой вал
  • рулевые тяги
  • полуоси
  • поворотные кулаки
  • шкворни
  • главный и рабочие цилиндры дисковых тормозов
  • кресло

В основном все детали, можно снять со старых советских автомобилей, кресло лучше брать от иномарки т. к. оно будет более удобным. При покупке деталей стоит обратить внимание на их состояние — поворотные кулаки и шкворня должны вращаться без заедания, тормозные цилиндры не должны протекать, а остальные детали не ржавые.

В пункте приема металла можно поискать следующие детали:

  • шестерни
  • металлические трубы, полоски, уголки
  • мотор
  • колеса
  • подшипники

Разрабатываем схему

Когда все детали собраны, приступаем к разработке схемы. Общей концепции для размеров и формы картинга не существует, поэтому каждый делает то что ему нравится. Решающим аргументом здесь является доступность деталей. Однако стоит учесть рост пилота, для высоких людей карт должен быть более длинный. Если вы нашли автокресло с салазками, то можно сделать длинный карт с регулировкой расстояния до педалей.


Для большей простоты, берем любой чертеж найденный в интернете и подгоняем его под свои материалы и агрегаты. При разработке схемы необходимо учесть размеры шкворней, способы установки тормозных цилиндров и особенности крепления сиденья к раме.

Необходимо учесть способ креплениярулевых тяг к маятнику руля. На большенстве самодельных картингах рулевые тяги изготавливаются из стального прута диаметром 8-15мм, а маятник из пластины толщиной 5-7мм. Данная схема не позволит регулировать схождение колес, поэтому велика вероятность быстрого износа покрышек.

Поэтому при помощи сварки объединяем их с наконечниками рулевых тяг от автомобиля, это позволит изменять угол схождения.



Рулевое управление и силовой агрегат

В качестве силового агрегата, мотор от бензопилы не самый лучший вариант, т. к. из него получится сделать привод только с одной передачей. Это не удобно, потому что нет регулировать соотношение ведущей/ведомой шестерни, крутящий момент колес будет одинаков при постоянном движении и разгоне.

Оптимальным вариантом будет мотор от скутера или старого советского мотороллера «Муравей» или его аналогов. Благо особых проблем с покупкой такого агрегата возникнуть не должно. Для увеличения крутящего момента во время разгона если будем использовать коробку передач от мопеда, то нам придется установить рычаг выбора передач и педаль сцепления.. Для двигателя от скутера эти операции не нужны, т. к. в нем используется вариаторная передача.

Для создания рулевого управления лучше всего подходят полуоси заднеприводных машин и наконечник рулевого вала.

Обрезаем наконечник и привариваем к полуоси. Далее полуось обрезается до нужной длины, а с другого конца привариваем маятник рулевой колонки. С помощью болта или сварки крепим рулевые тяги к маятнику, устанавливаем одну снизу, другую сверху. Для того чтобы вал с рулем не болтался, закрепляем его двумя подшипниками полуосей. Для того чтобы зафиксировать подшипники, используем штатные втулки полуосей, которые придется нагревать до температуры в 500 градусов. На любой авторазборке находим главный и рабочие цилиндры передних тормозов от советских Жигулей или Лад (т. к. тормозные механизмы от спортивных велосипедов найти сложнее, да и обойдутся они гораздо дороже).

В случае если тормозной диск окажется большим, то используем заменитель, например фланец главной передачи или плоскую шестерню, приваренную к полуоси. При маленьких нагрузках и небольшой скорости вращения полуоси, фланец проработает довольно долго.

Для передней оси лучше подойдет шкворня в сборе с поворотным кулаком от автомобилей ГАЗ 21, 24. Но для них необходимо устанавливать автокресла хотябы от «Оки».

В случае с маленькими колесами, придется отрезать подшипники шкворней и поворотного кулака, далее сделать новый узел и прикрепить к нему ступицу колес.

Сборка картинга.

Если все чертежи, агрегаты и мелкие детали готовы к созданию картинга своими руками, то можно приступать к сборке.

Для монтажа используем сварочный инвертор с электродами диаметром 2-3 мм. Следует тщательно проверять каждый шов. Если вы не умеете варить то лучше обратиться к знакомому сварщику. Хоть это и увеличит затраты, зато самодельный картинг получится более прочным.

По окончанию монтажа каркаса, следует обработать все швы болгаркой и зачистным диском, затем покрасьте его. После того как краска высохнет, приступаем к установке колес. Во время установки задних колес, навариваем на полуоси тормозные диски, шкив и шестерню главной передачи.

Далее приступаем к рулевому управлению. Важно обратить внимание на то чтобы люфт не превышал 5мм. Иначе карт будет кидать из стороны в сторону. Затем приступаем к установке тормоза. В случае использования автомобильных тормозов, не забудьте соединить цилиндры стальными или медными трубками, расположенными сверху рамы. Далее заполняем их тормозной жидкостью и прокачиваем. Не рекомендуется располагать трубки снизу, в данном случае велика вероятность их повреждения, что приведет к отказу тормозов.

Если вы используете тормозные приводы от малогабаритной техники или мотороллеров, то придется проявить смекалку.

Для проверки рулевой и тормозной системы, устанавливаем сиденье. Попросите приятеля потолкать вас. Если системы работают нормально, то приступаем к монтажу привода и двигателя. Закрепляем мотор согласно ранее разработанной схемы. Далее подключаем топливный бак, тягу акселерометра и кнопку выключения.

Внимательно проверьте работу всех систем карта! Если все нормально то проводите первый тест-драйв. Следует помнить, что вы собрали картинг своими руками, поэтому ездить на нем можно только на специальных треках!

Картинг – детская мечта многих мальчишек, однако, сделать его самостоятельно не так просто. Комплекты для изготовления картинга или готовые машинки стоят очень дорого, а чертежи рассчитаны на определенные детали, которые не всегда можно достать. Прочитав статью, вы узнаете, как сделать картинг своими руками, где достать детали и материалы для него, а также научитесь составлять чертежи для его изготовления.

Где достать материалы

Если вы решили сделать картинг своими руками, то в первую очередь необходимо определиться, какие материалы вам доступны. Если неподалеку есть авторазборка или пункт приема черного/цветного металла, то часть агрегатов можно приобрести там. На авторазборке вы сможете купить:

  • кресло;
  • педали;
  • блок крепления педалей;
  • полуоси;
  • руль;
  • рулевой вал;
  • поворотные кулаки;
  • рулевые тяги;
  • шкворни;
  • главный и рабочие цилиндры дисковых тормозов.

Все детали, кроме кресла, можно снимать со старых советских автомобилей. Кресло желательно снять с иномарки, оно будет более удобным. При выборе деталей проверяйте их состояние – шкворня и поворотные кулаки вращаются не заедая, тормозные цилиндры без протечек, остальные запчасти не ржавые.

В пункте приема черного или цветного металла вы сможете приобрести:

  • подходящие шестерни;
  • цепи;
  • металлические трубы, уголки, полоски;
  • колеса;
  • мотор;
  • подшипники.

Разработка схемы

Подобрав необходимые материалы, можно приступать к разработке схемы. Не существует общепринятой концепции формы или размеров картинга, поэтому каждый строит то, что ему больше нравится. В большинстве случаев решающим аргументом становится доступность тех или иных деталей. Существует правило – чем выше человек, тем длинней должен быть самодельный картинг, в противном случае высокому человеку будет очень неуютно в короткой машинке. Если вы купили автокресло вместе с салазками, которые обеспечивают его передвижение по салону, то сможете сделать длинный картинг с возможностью регулировки расстояния до педалей. Благодаря этому даже низкорослые люди не будут испытывать затруднений при управлении таким картингом.

За основу можно взять любой чертеж, выложенный в интернете, и подогнать его под свои материалы или агрегаты. Это проще, чем составлять чертеж с нуля, высчитывая прочность всей конструкции. При разработке схемы необходимо учитывать особенности крепления сиденья к раме, способы установки тормозных цилиндров и размеры шкворней. Также внимательно отнеситесь к способу крепления рулевых тяг к маятнику руля. На многих самодельных картингах рулевые тяги изготавливают из стального прутка диаметром 8–15 мм, а маятник из металлической пластины толщиной 5–7 мм. Такая схема не позволяет регулировать схождение колес, из-за чего велика вероятность быстрого износа покрышек. Можно с помощью сварки объединить их с наконечниками рулевых тяг от автомобилей, что позволит менять угол схождения колес, или самостоятельно сделать нечто похожее.

Силовой агрегат и рулевое управление

Если вы смогли достать только мотор от бензопилы, то из него получится сделать привод с одной передачей. Это не слишком удобно, потому что нет возможности регулировать соотношение ведущей/ведомой шестерни, поэтому крутящий момент колес будет одинаков при разгоне и во время постоянного движения. Если же вы смогли достать силовой привод скутера, мотор от старого советского мотороллера «Муравей» или его аналогов, то можно будет использовать его коробку передач для увеличения крутящего момента во время разгона. Для этого вам придется установить педаль сцепления и рычаг выбора передач. Для силового привода скутера эти операции не нужны, потому что в нем используется вариаторная передача.

Для создания рулевого управления удобно использовать полуоси заднеприводных машин и наконечник рулевого вала. Наконечник обрезают, затем приваривают к полуоси. После этого полуось обрезают для нужной длины и приваривают с другого конца маятник рулевой колонки. К маятнику с помощью болта или сварки крепят рулевые тяги, устанавливая одну сверху, другую снизу. Чтобы вал с рулем не болтался, его закрепляют двумя подшипниками полуосей. Для фиксации подшипников можно использовать штатные втулки полуосей, которые придется нагревать до температуры 400–500 градусов. Тормозные механизмы спортивного велосипеда или мопеда проще в монтаже, но достать их сложно или дорого. Главный и рабочие цилиндры передних тормозов с Жигулей или Лад можно найти на любой разборке, к тому же, они обойдутся очень дешево. Если штатный тормозной диск очень велик, придется использовать какой-то заменитель – плоскую шестерю или фланец главной передачи, приваренную к полуоси. Благодаря малой скорости вращения полуоси, а также невысоким нагрузкам, фланец проработает очень долго.

Для передней оси хорошо подходят шкворня в сборе с поворотным кулаком от автомобилей ГАЗ 21 и ГАЗ 24. Но для них необходимо устанавливать автомобильные колеса, хотя бы от «Оки». Если же у вас маленькие колеса, то придется отрезать подшипники поворотного кулака и шкворней и с помощью сварки делать новый узел, к которому крепить ступицу колес.

Сборка картинга

Подготовив чертежи, агрегаты и мелкие детали, необходимые чтобы создать картинг своими руками, приступайте к сборке. Для монтажа рамы проще всего использовать сварочный инвертор с электродами диаметром 2–3 мм. Тщательно проверяйте каждый шов. Если вы не умеете самостоятельно варить, обратитесь к знакомому сварщику. Это увеличит затраты, но самодельный картинг получится более прочным. После окончания монтажа каркаса, обязательно обработайте все швы болгаркой и зачистным диском, затем покрасьте ее. Когда краска высохнет, приступайте к установке передних и задних колес. Во время монтажа задних колес необходимо наварить на полуоси тормозные диски, шкив или шестерню главной передачи.

Затем монтируйте рулевое управление. Очень важно сделать его так, чтобы люфт руля не превышал 5 мм. В противном случае самодельный картинг будет кидать из стороны в сторону. Справившись с рулевым управлением, монтируйте тормоза. Если вы используете тормоза от автомобиля, не забудьте соединить цилиндры медными или стальными трубками, расположенными сверху рамы, заполнить тормозной жидкостью и прокачать. Если трубки окажутся снизу, то велика вероятность их сплющивания из-за удара о кочку, что приведет к неправильной работе или отказу тормозов. Если же у вас есть тормозные приводы от мотороллеров или какой-то другой малогабаритной техники, то придется проявить смекалку.

Сиденье должно быть с хорошей боковой поддержкой

Установите сиденье. Оно необходимо, чтобы проверить работу рулевой и тормозной систем. Садитесь в картинг и попросите приятеля толкать вас. Проверьте работу руля и тормозов. Если все нормально, приступайте к монтажу двигателя и привода. Закрепите мотор согласно разработанной вами схемы. Если вы чего-то не учли или поменялся мотор, придется импровизировать. Подключите топливный бак, кнопку выключения и тягу акселератора. Внимательно проверьте все системы машинки. Если все нормально, заводите и проводите тест-драйв. Помните, вы собрали картинг своими руками, поэтому ездить по дорогам на нем нельзя.

Вывод

Теперь вы знаете, как собрать картинг, где доставать материалы и какое оборудование вам понадобится. Эти знания, доступные материалы, чертеж и смекалка помогут вам собрать красивый практичный картинг, на котором можно кататься по двору или полю. Взяв его с собой на природу, вы удивите друзей и знакомых, ведь не у каждого есть, пусть и самодельный, но картинг, младший брат легендарных багги.

Самодельный картинг своими руками.

Что вам понадобится:
Квадратная / круглая труба для рамы и опоры
Сиденье
Рулевое колесо
Плоская заготовка
Круглый стержень
Ассорти болты

Шаг 2: Рамка




Мы построили раму из 1 “квадратной трубки, которая годами лежала рядом с домом. Мы начали с исследования рам гоночных картингов и придумали дизайн.

Шаг 3: шпиндели





Для сборки шпинделей вы берете кусок 1 “плоской заготовки длиной 7” и сгибаете ее, чтобы у вас была 2 “-3” -2 “форма U. Сделайте два из них. Как только они согнуты, просверлите отверстие размером болта, который вы используете сверху и снизу. Теперь отрежьте кусок круглой трубы, который немного меньше, чем внутренняя высота шпинделя. Этот кусок должен плотно прилегать к болту, который вы используете, чтобы труба свободно поворачивать вокруг болта, но не настолько сильно, чтобы его было трудно вращать. Теперь для детали, которая действительно вращается, я использовал квадратную трубу 1/2 “, чтобы сделать эту деталь. Приварите болт, который достаточно длинный и достаточно широкий, чтобы упасть на колеса, которые вы используете, на кусок трубы, через который болт проходит. Под углом 90 градусов к этой части приварите другой кусок трубы, к которому будут прикреплены компоненты рулевого управления.

Шаг 4: рулевой вал




Рулевой вал представляет собой кусок полой круглой трубки 1/2 “. Длина определяется тем, где вы хотите рулевое колесо. Мы сделали наш вал длиной около 18”, который идеально подходит для использования, поскольку оба были тонкими. Вам понадобятся две промышленные шайбы, чтобы удерживать вал на месте, чтобы вместо вала фактически вращались колеса.

Шаг 5: Управление




Мы сделали компоненты рулевого управления из цельного куска. Мы приварили круглую заготовку к некоторым концам рулевой тяги, а затем к промышленной шайбе. Наконечник рулевой тяги прикручен болтом, который мы приварены к квадратному штоку на шпинделе. Теперь вам нужно сделать поворотный кулак, к которому приваривается рулевой вал. Мы взяли 4-дюймовую секцию 1-дюймовой квадратной трубы и приварили два больших болта к противоположным сторонам трубы, и эти болты находятся внутри шайб, которые приварены к круглому штоку.

Шаг 6: Передние колеса




Мы использовали колеса от старых мини-велосипедов для передней и задней части. Это так же просто, как надеть колесо и закрепить его болтами.

Шаг 7: задние колеса





Ось для задних колес сделана из осей от мини-велосипедов, которые у нас были. Мы измерили расстояние, которое нам нужно, чтобы колеса и звездочки очистили и обрезали их. Приварите ось к боковой части рамы.

Шаг 8: Двигатель



Мы использовали старый двигатель на 3 л.с. для установки на самодельный картинг. Мы использовали оригинальную подвеску двигателя и приварили ее к раме.

Шаг 9: Сиденье и органы управления






Мы использовали старое место, которое мы нашли на стороне дома. Отрезаем ноги и привариваем к раме. Мы использовали тормоза от мини-велосипедов и сделали ручной тормоз на стороне. Для педали газа мы использовали тормозной рычаг от одного из мини-велосипедов и приварели опору на переднем бампере. Тормоза работают на другой тормозной рычаг от одного из мини-байков, и мы сварены его к опорной панели на бок сиденья.

Шаг 10: Конечный продукт

После создания этого самодельного картинга есть некоторые вещи, которые у меня были бы другими, если бы у меня был материал. Я бы сделал заднюю ось прочной, чтобы она была сильнее. Я бы лучше спроектировал расположение педалей, мы не думали о педалях при выполнении рулевого управления. Будущие обновления включают в себя больший двигатель со сцеплением и, возможно, коробку передач, чтобы мы могли переключить его. После того, как все было завершено, я покрасил все в черный цвет.

КАРТИНГ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ "Пионер"

(Часть первая)

Картинг класса «Пионер» - самый маленький из спортивных гоночных автомобилей. Рабочий объем его двигателя всего 50 см3. Такие карты строят для гонок, в которых участвуют ребята в возрасте от 9 до 16 лет. К сожалению, промышленность эти машины пока не выпускает, и они создаются в секциях и кружках. В отличие от «взрослых» картингов «Пионер» имеет свои конструктивные особенности.

Рама его, к примеру, сварена из более тонких труб и имеет клиновидную форму. Ей присущи технологичность и надежность. Обладает она преимуществами перед себе подобными и в жесткости и прочности. Кстати, такой конфигурации рамы мы делаем для картов не, только, класса «Пионер», но и «Юниор» и «Союзный». Начальный этап строительства - разработка чертежей и подготовка приспособлений и оснастки.

Раму удобнее всего вычерчивать в натуральную величину на листе миллиметровой бумаги, наклеенной на плотный картон. Такой чертеж в дальнейшем послужит плазом, по которому вчерне подгоняются отдельные элементы. Вычерчивать раму необходимо в двух проекциях - вид сверху и вид сбоку. Отдельно изобразите передний лонжерон. Пусть вас не смущает отсутствие некоторых размеров на чертеже - это значит, что детали здесь надо подгонять по месту.

Следующий этап - изготовление стапеля для сборки рамы. Он потребуется в том случае, если вы намерены производить эти машины малой серией. Основание стапеля - лист дюралюминия размером 1700X900 мм толщиной 15-20 мм. Вдоль его большой оси проводится четкая продольная линия - след плоскости симметрии рамы карта и перпендикулярно ей - базовая линия для установки фиксаторов шкворневых втулок.

Отверстия в последних необходимо разделывать на расточном станке - это обеспечит необходимую точность установки втулок при сварке рамы. На стапеле устанавливаются также стальные уголки для фиксации продольных лонжеронов. Сама рама собирается из двух продольных лонжеронов, трех поперечин (передней, средней и задней), переднего отбойника и кронштейнов крепления рулевой колонки. Для ее элементов предпочтительнее всего хромаисилевые (из материала 30ХГСА) или цельнотянутые трубы из стали марки 20.

Порядок их подготовки к сборке таков. Нарежьте трубы с припуском около 30 мм и согните с помощью приспособления по чертежу-плазу. Эту операцию лучше всего выполнять без нагрева. Предлагаю несколько наиболее рациональных способов такой обработки. Наиболее просто гнуть трубы с использованием вставленной внутрь пружины из проволоки марки О ВС. Она навинчивается на токарном станке и затем обязательно нормализуется. Для более толстых труб потребуется проволока 2,5-3 мм, а для остальных 1,5-2 мм.

Внешний диаметр пружины должен получиться таким, чтобы она вставлялась в трубу с некоторым усилием. Если рама карта изготавливается в зимнее время, то перед гибкой в трубах можно заморозить воду. Неплохой эффект дает заливка расплавленной канифолью. И наконец, традиционный способ обработки - с набивкой Просеянным и прокаленным песком. Трубу легче согнуть, прогревая место изгиба пламенем горелки или паяльной лампы.

Но этот способ менее предпочтителен, поскольку нагрев легированной стали существенно снижает ее прочность и упругость. Придав заготовкам требуемую форму, подгоните - припилите их друг к другу так, чтобы в стыках не оставалось зазоров. Эту работу начинайте с установки на стапель передней поперечины (середину совместите с осевой линией стапеля). Далее на одной из сторон установите фиксатор со шкворневой втулкой и подгоните к ней поперечину так, чтобы образовавшаяся плоскость была наклонена под углом около 30 градусов к вертикали. Ту же операцию проделайте с противоположной стороны стапеля.

Подготовленную таким образом переднюю поперечину прижмите скобами к стапелю и к ней припилите продольные лонжероны. К последним аналогичным способом пристыкуйте заднюю поперечину, а к передней поперечине - отбойник. Все элементы рамы зафиксируйте на стапеле скобами и прижимами, проконтролируйте еще раз их положение и приступайте к сварке. Наилучшие швы получаются при использовании аргонно-дуговой или углекислотой сварки, несколько худшие результаты дает обычная электросварка.

Газовой же следует пользоваться в последнюю очередь. Сваривайте раму в несколько этапов. Сначала «прихватите» все стыки - каждый в одной-двух точках, а затем приварите их полностью. Не снимая рамы со стапеля, приварите кронштейны крепления двигателя и задней оси. Последние предварительно посадите на ось - это поможет обеспечить ее перпендикулярность плоскости симметрии рамы.

Оси же педалей, кронштейны рулевой колонки, среднюю поперечину и опоры сиденья следует приварить только после предварительной «примерки» карта к гонщику. Нижняя часть сиденья располагается на одном уровне с низшими точками лонжеронов рамы. Правильная посадка гонщика имеет следующие признаки: спина наклонена назад на 20-25°, ноги слегка согнуты в коленях. Последними привариваются ушки крепления пола, кронштейны и трубки переднего верхнего отбойника, косынки в местах соединения продольных лонжеронов с передней поперечиной и ушки рычага переключения передач, а также упоры тросов.

Для переднего моста понадобится несколько точеных деталей, в частности передние ступицы (из Д16Т). цапфы (из З0ХГСА), бронзовые втулки и шкворни из стали 45 или 40Х. Проушину переднего моста лучше всего выгнуть из стальной полосы размером 40x30 мм по шаблону. К ней следует приваривать рычаг, усиливающую косынку и в последнюю очередь цапфу. Конструкция заднего моста достаточно проста и технологична.

Ступицы корпуса подшипников отлиты из алюминиевого сплава с последующей чистовой обработкой на токарном и фрезерном стайках. Тормоз карта - дисковый с гидравлическим приводом. По техническим условиям картинг класса «Пионер» оснащают только тормозом задних колес. Тормозной диск закрепляют на задней оси карта, а на раме устанавливают тормозную машинку. Корпус ее дюралюминиевый, рабочий цилиндр стальной (З0ХГСА или Ст. 45). Поршень из латуни или же из материала Д16Т, Можно использовать и передний колодочный тормоз от мотороллера Т-200 или мотоцикла М-106.

При его монтаже следует очень внимательно отнестись к центровке тормозного барабана. Для подбора оптимального передаточного отношения цепного привода заднего моста рекомендуют изготовить комплект ведомых звездочек с числом зубьев от 22 до 28 с интервалом через два зуба. Это в значительной степени облегчит подгонку привода под вес карта и гонщика, мощность двигателя и частоту вращения его ведущей звездочки. Диски колес карта можно сделать из алюминиевых сплавов Д16АМ или ЛМГ-6. Толщина листа заготовки 2-3 мм. Способ выдавливания диска следующий.

Сначала из любого металла вытачивается пуансон. Заготовка поджимается к нему задней бабкой токарного станка и закрепленным в резцедержателе роликом обкатывается до тех пор, пока не при- мет форму пуансона. Обработка ведется при частоте вращения патрона станка от 150 до 300 об/мин, в качестве смазки применяется обычное мыло. Отверстия в дисках колес лучше всего сверлить по шаблону-кондуктору.

Последний желательно сделать из стали и закалить. Не пожалейте на это труда, особенно если вы задумали построить несколько машин. Крепления передних колес, рулевых тяг и педалей необходимо шплинтовать; вполне допустимы и самоконтрящнеси гайки.

Рис. 1. Картинг класса «Пионер»: 1 - передний верхний отбойник, 2 - педаль газа, 3 - педаль тормоза, 4 - рычаг переключения передач, 5 - задний отбойник, 6 - тормозной диск, 7 - главный тормозной цилиндр, 8 - рама. Л - подшипник рулевой колонки, Б - подпятник рулевой колонки.