Философия жан жака руссо. Философия жан-жака руссо

(1812 – 1878 гг.)

Жан Жак Руссо занимает особое место не только в истории философии, но и среди философов эпохи Просвещения. В отличие от других философов-просветителей, Руссо считает, что развитие культуры ведет к деградации человека и общества, науки и искусства являются причиной упадка нравственности, а культ разума заменяет сердечность. Критикуя цивилизацию, он призывает: «Назад к природе!».

Руссо критикует не только официальную религию, но и атеизм. Являясь деистом, в отличие от Вольтера, основу веры в бога он находит не столько в разуме, сколько в непосредственном чувстве, личном переживании.

Единственный среди просветителей, Руссо отстаивает интересы и достоинство самых бедных слоев населения. Борясь за свободу и равенство, он выдвигает гипотезу о причине происхождения неравенства, а также предлагает свою программу преобразования общества, основанную на народовластии. Его трактат «Общественный договор» оказал огромное влияние на деятелей Великой французской революции.

Руссо прославился не только оригинальностью идей, но и формой их изложения, не только как философ, но и как гениальный писатель. Его взгляды оказали большое влияние на последующую философию, социологию, психологию, педагогику, эстетику.

Дижонская академия объявила в 1750 году конкурс на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов? Руссо представил на конкурс трактат и был отмечен премией. На поставленный вопрос он дал отрицательный ответ: успехи наук и искусств привели не к улучшению, а к порче нравов. Чем же был обоснован этот неожиданный ответ?

1. Науки и искусства занимают место нравственности, подменяют и вытесняют ее. Это приводит к отчуждению человека от своей природы: вместо истины – видимость, вместо нравственности – этикет, вместо личного – общее, вместо сердечности – рассудочность, вместо дел – слова, вместо практики – теория, вместо добрых дел – бесполезные знания. Руссо выступает против условностей культуры - проявлений лицемерия, фальши, ханжества: «Нет ни искренней дружбы, ни настоящего уважения, ни полного доверия, и под однообразной и вероломной маской вежливости, под этой хваленой учтивостью, которую мы обязаны просвещению нашего века, скрываются подозрения, опасения, недоверие, холодность, задние мысли, ненависть и предательство».

2. Науки и искусства обслуживают несправедливое общество, построенное на угнетении бедных богатыми, рабов господами, простых знатными, слабых сильными.: «В то время как правительство и закон охраняют общественную безопасность и благосостояние сограждан, науки, литература и искусство – менее деспотичные, но быть может, более могущественные – обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественное чувство свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы».

3. «Науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам». Одним из них является роскошь. Она порождает науки и искусства, а они, в свою очередь, увеличивают роскошь, а «роскошь с добрыми нравами несовместима», « пристрастие к роскоши никогда не уживается с честностью… А во что обратится добродетель, если люди будут поставлены перед необходимостью обогащаться во что бы то ни стало? Древние политики беспристрастно говорили о нравах и добродетели, наши говорят лишь о торговле и деньгах… Они расценивают людей, как стадо скотов. По их мнению, каждый человек представляет для государства известную ценность лишь в качестве потребителя…».

Во втором трактате Руссо исследует вопрос о происхождении неравенства между людьми. Для ответа на этот вопрос Руссо использует понятие о первоначальном «естественном состоянии». Гоббс считал, что в «естественном состоянии» «человек человеку волк» и ведется «война всех против всех». Руссо выдвигает свою точку зрения: естественный (природный) человек – дикарь – ни зол, ни добр, но склонен к состраданию.

В дальнейшем происходит развитие ума, совершается ряд переворотов в технике, совершенствуется производство. И в результате всего этого возникает частная собственность. Основателем гражданского общества, утверждает Руссо, был тот, кто «первый… напал на мысль, огородив участок земли, сказать: «Это мое».

Гоббс считал, что для прекращения войн необходим переход из «естественного» состояния в «гражданское» Руссо же наоборот доказывает, что «ожесточеннейшая война» началась именно после того, как человечество покинуло «естественное состояние».

Бедствиями масс своекорыстно воспользовались богатые. Они предложили людям признать над собой верховную власть, которая на основании законов, должна была бы защищать всех членов общества. Законы «еще более увеличили силу богатых, безвозвратно уничтожили свободу, навсегда упрочили собственность и неравенство, превратили ловкий захват в незыблемое право и обрекли – к выгоде нескольких честолюбцев – весь род человеческий на труд, нищету и рабство».

Возникновение собственности и развивающееся неравенство сопровождается нравственной деградацией. Из свободного человек превращается в раба (в том числе, и господин). Эгоизм, честолюбие, жадность, зависть, жестокость и др. пороки – таковы черты цивилизованного, или общежительного человека. Ему Руссо противопоставляет первобытного, естественного человека, или дикаря. Дикарь помышляет «только о спокойствии и свободе», он «живет в самом себе». Напротив, человек «общежительный» всегда вне самого себя; он может жить лишь во мнении других. В «общественном» состоянии все становится деланным и притворным и представляет собой только обманчивую и пустую внешность: честь без добродетели, разум без мудрости и наслаждение без счастья.

Жан Жак Руссо "Общественный договор"

В 1762 году Руссо написал трактат «Общественный договор». В основе его лежит мысль о том, что государственная власть может быть основана только на общественном договоре, отвечающем воле народа. Целью ее должны стать свобода и равенство. Насилие не может быть источником права.

Руссо пытается решить в трактате проблему преодоления противоречия между общим и личным, найти такую форму государства, которая «охраняет и защищает личность и имущество каждого своего члена и в которой каждый, соединяясь со всеми, повинуется все-таки только себе самому и остается таким же свободным, как и раньше».

Для решения этой проблемы Руссо вводит понятия: «общая воля» и «воля для всех». «Общая воля» - то, в чем совпадают все частные воли. «Воля для всех» есть совокупность частных воль, каждая из которых преследует свой особый интерес. Если из «воли всех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некоторое среднее мнение. Оно-то и будет «общей волей».

Выражение «общей воли» возможно только при условии, что каждый гражданин подает свой голос отдельно от других (плебисцит). Наличие партий противоречит «общей воле».

В своем «Общественном договоре» Руссо выдвигает требование единства политики и нравственности.

Через некоторое время, в 1762 году было опубликовано следующее сочинение Руссо «Эмиль, или О воспитании». Основой педагогики Руссо является философия чувств. Руссо настаивает на первичности чувств и вторичности разума. Поэтому сначала надо развивать чувства: «…наши первые учителя философии – наши ноги, наши руки, наши глаза». Ощущения безошибочны, заблуждение начинается с суждения.

Критерием отбора предметов познания и времени, когда их надо изучать, является по Руссо польза.

Руссо настаивает на том, что главное в человеке - не мысли и знания, а чувства и страсти. Чувства, которыми нас наделила природа, являются врожденными. Это чувства, содействующие нашему самосохранению: любовь к себе, боязнь страдания, отвращение к смерти, стремление к благополучию. Врожденным чувством, благодаря которому человек может стать существом общественным, является принцип справедливости и добродетели, который Руссо называет совестью. Совесть – «непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобным богу».

«Все хорошо, выходя из рук творца вещей, все вырождается в руках человека». Эти слова могли бы быть поставлены в качестве эпиграфа ко всем сочинениям Руссо.

Провидения Руссо оказались пророческими. В ХХ веке они обрели характер глобальных проблем современности. Развитие противоречия между цивилизацией и природой достигло такого уровня, что может стать причиной гибели всего человечества. Единство науки и нравственности является проблемой выживания человечества. Противоречие искусства и нравственности проявилось в чудовищных формах. Противоречие между богатством и бедностью, роскошью и нищетой, господством и рабством не только не утратило своего значения, но обрело грандиозные масштабы. Холодная рассудочность заменяет теплоту непосредственных человеческих чувств. Завоевывает мир психология «потребительского» общества, в котором место нравственных отношений занял культ торговли, выгоды, денег и вещей.

Страстный призыв Руссо к возрождению нравственности в наши дни более чем актуален!

Жан-Жак Руссо один из представителей философов эпоху Просвещения. Родился Жан-Жак Руссо 28 июня 1712 года в Эрменонвиле, в городе близ Парижа. Свои взгляды Жан-Жак изложил в таких трудах, как «Эмиль», «Новая Элоиза» и «Общественный договор». В политической сфере Руссо затронул весьма непростую тему неравенства и пытался рассмотреть ее причины. Также он создал классификацию социального неравенства, разделив его на виды. Человек, по мнению Руссо, природное существо. Из-за того, что возникли определенные материальные ценности, которые распределились неравно между людьми, кому-то досталось больше, а кому-то вообще ничего. Чтобы как-то решить этот социальный конфликт, Руссо вместе с группой Энциклопедистов, создает понятие общественного договора, которое включает в себя такой пункт, как государство. Чтобы разрушить социальное неравенство, человек заключает договор с государством, посредством передавания в ее руки или возлагания на нее определенной ответственности, как на контролирующий орган, который должен решать какие-то вопросы.

Закон должен стать выражением воли народа. Таким образом, народ получает суверенитет, а значит остается на правах руководящего государством, а представители государства, которые должны быть более осознаны и подкованы, которые будут разбираться в том, что делают, должны всего лишь выражать волю народа. Но правящее меньшинство, или элита, узурпировала власть, тем самым всё более отдаляясь от народа, от его потребностей, мнений и взглядов, совершенно забыв, чего он хочет и в чем нуждается. Они начали наживаться на народе, который сам возложил власть в их руки, доверился им. Благодаря закону теперь стало возможно добиться теоретического, возможного равенства. То есть, равенство в распределении имущество стало только относительным.

Но идеи Руссо все-таки повлияли на создание определенных органов общественного управления, которые могут в какой-то мере провозглашать волю народа, например, референдум, где каждый может выступить и каким-то образом быть причастным к политическому обсуждению. Также появились такие институты общественного волеизъявление, как народная законодательная инициатива, такие требования, как сокращение срока депутатских полномочий, а, значит, власть немного урезают в ее возможностях, что уже является хорошо. Кроме того, новые политические требования, такие как, обязательный мандат для депутата, отзыв о проведенной работе, рапорт, депутатов избирателям.

Между с тем, как развивается и возникает собственность, развивается дальше неравенство, а, как следствие, нарастающая деградация и дискриминация. Человек никак не развивается в веке рационализма, а значит, ему нужно вспомнить, что идеальной природой человека считалась природа до возникновения крупных общин, то есть, когда человек был в свободном естественном состоянии, словно дикарь, который принадлежит сам себе, который чувствует полноту мира и жизни, который владеет всем миром, сам себе добывает еду, живет ради себя, а значит, ни от кого не зависит. Вот что, по мнению Жан-Жака Руссо, может быть идеальным для человека и к чему, по его мнению, опять-таки, человек должен стремит.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Дата рождения - 28.06.1712 г. Место рождения - Женева (город, на юго-западе Швейцарии).

Матери, Сюзанны Бернар, не стало, когда она рожала Жана-Жака. Отец же, Исаак Руссо, работал учителем танцев и был часовщиком. Невзирая на то, что Исаак долго не мог смириться со смертью жены, Жан-Жак не остался без внимания и стал «любимцем» в семье.

Однако вскоре отец Руссо уехал в другой кантон, там нашёл вторую жену, и Жан-Жак остался один в Женеве. Два года (1723 - 1724 гг.) жил в пансионе Ламберсье около французской границы. Сначала его отправили обучаться должности нотариуса, позже он учился у гравёра. Он много рабочего времени уделял чтению, и поэтому к нему сурово обращались. Нередко поздно возвращаясь, он встречал запертые ворота ночевал на улице. А 14 марта 1728 года Руссо принял решение уехать из города. За пределами Женевы Жан-Жак Руссо встретил Луизу-Элеонору де Варанс. По её настоянию он принял католичество в Турине и, следовательно, лишился женевского гражданства.

В 1729 году Руссо снова приехал к мадам де Варанс в Аннеси. Она оказала на него огромное влияние: научила правильно писать, грамотно говорить, настояла на поступлении в семинарию. Отношения с этой дамой и с её гостями сделали его манеры более утончёнными. Жан-Жак стал расположен к общению с интеллектуалами. Впоследствии мадам де Варанс решила продолжить обучение Руссо и отдала его учиться к органисту. Вскоре он бросил это занятие, вновь приехал в Аннеси, но госпожа уже уехала в Париж.

Около двух лет Жан-Жак претерпевал всякую нужду, скитаясь по Швейцарии. Позже в 1732 году снова встретился с Луизой-Элеонорой. Благодаря ей Жан-Жак стал гувернером в 1740 году у Жана Бонно де Мабли (брата Мабли и Кондильяка). Однако со своей задачей он не справился и ему пришлось уйти. Впоследствии он попытался представить академии в Париже спроектированную им систему обозначения нот цифрами, но все попытки были тщетны, и система не была принята. Затем он работал в качестве домашнего секретаря у графа Монтегю. Жан-Жак видел в себе дипломата, однако граф не был им удовлетворён и позже попросил Руссо освободить данную должность. Впервые он поставил свою оперу «Les Muses Galantes». Руссо был женат на Терезе Левассер, служанке гостиницы. Позже он писал, что никогда не испытывал к ней любви, однако у них было 5 детей.

Знакомство и разрыв с энциклопедистами

Пребывая на даче г-жи д’Эпине близ Сен-Дени, Жан-Жак влюбился в молодую графиню Софи д’Удето, возлюбленную его друга (Сен-Ламбера). О симпатии Руссо к Софи Сен-Ламбер узнал из анонимного письма, и Жак-Жан заподозрил в донесении г-жу д’Эпине, в связи с чем отправил ей оскорбительное письмо. Впоследствии он был прощён ею, но друзья оказались непреклонны. Позже Жан-Жак отказался проводить госпожу в Женеву, что привело теперь уже к полному разрыву отношений Руссо с кружком «Энциклопедии».

В 1761 году была издана «Новая Элоиза», в следующем году «Эмиль», затем «Общественный договор». Правительство же посчитало, что философы и авторы таких произведений, как «Эмиль» должны быть арестованы за религиозное вольномыслие. В «Эмиле» Руссо раскритиковал сословную школу, схоластику в обучении, обвиняя систему современного образования за то, что она уделяет недостаточное внимание духовному миру человека, его чувствам и эмоциям. Впоследствии ему незамедлительно пришлось покинуть страну.

Философия Жана-Жака

Но именно эти романы являются главными произведениями философии Жана-Жака, в которых были изложены все его мировоззренческие идеалы. Руссо впервые начал рассуждать о социальном неравенстве, пытался объяснить его причины. Как уже говорилось ранее, в своей первой диссертации Жан-Жак считает, что упадок нравственности напрямую связан с распространением науки и искусства. Он полагал, что такое пагубное влияние они могли оказать только на людей, живущих в государстве, характеризующимся социальным неравенством. «Редко бывает, чтобы роскоши не сопутствовали науки и искусства, последние же никогда не обходятся без нее» - пишет Руссо. Во второй своей работе он пытается объяснить, откуда же пошло неравенство, где его корни и для этого вводит такой термин, как «естественное состояние человека». Данное определение употреблялось и другими философами ранее, но Жан-Жак понимал его иначе. Жан-Жак писал, что в «естественном состоянии» люди испытывают, такие чувства, как человеколюбие и сострадание, а они являются основами мирной жизни и равенства людей.

«Человек - это не только разум, но и чувства», разум же ведёт впоследствии к самолюбию, а наука заставляет людей полностью замкнуться в себе о ограничиться от общения с другими. То есть напрашивается вывод, что если неравенство и существовало в «естественном состоянии», то оно было слишком мало. Следовательно, есть какие-то другие причины и факторы, повлиявшие на развитие этого неравенства. А такое развитие происходит именно в момент, когда люди отходят от «естественного состояния» и прибегают к «гражданскому». Основателем же гражданского общества он считает того человека, который впервые решил присвоить себе конкретный участок земли и стать его единственным хозяином. Именно поэтому главный причину возникновения неравенства он искал в появлении частной собственности.

Следовательно, равенство в понимании Руссо- это естественное состояние общества. К сожалению, люди практически всех современных обществ перешли к «гражданскому состоянию». Он выдвигает такой путь решения, как предоставление равной собственности всем гражданам.

Философ исследовал феномен «свободы».

В начале романа «Общественный договор» употребляется следующая фраза: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах». Руссо пытается понять, почему одни считают себя повелителями, а другие подчиняются им, теряя свою свободу. Он рассматривает главную ячейку любого общества - семью, которую уподобляет государству, где отец - правитель, дети - народ, и все, рождённые свободными, отказываются от этой самой свободы только лишь для собственной пользы.

Впоследствии он делает вывод, что общая свобода проистекает из природы человека. Главный закон свободы - это стремление сохранить свою жизнь в безопасности. «Человек рождается свободным» - это закон, «который является основой для других прав». Для Жана-Жака человек, который отказывается от своей свободы, одновременно отрекается от своего человеческого достоинства, от своих естественных прав и даже обязанностей. Лишение свободы воли - это лишение нравственности.

Кроме того, Руссо исследует проблему сущности государственных законов:

Закон видит подчиняющихся ему людей не как отдельных личностей, а как нечто нераздельное.

Законы должны выражать волю всех людей.

Законы определяют условия жизни и обязывают людей повиноваться.

Закон является гарантией того, что люди не станут жертвами произвола со стороны правительства, которое не имеет права преступать закон.

Закон, являющийся волей всех людей, может решить и проблему неравенства.

Чтобы понять и найти такие законы, которые удовлетворяют всех граждан, людям нужен соответствующий законодатель, обладающий «высоким умом», не подверженный страстям, готовый служить во благо народа.

Однако практически все его философские взгляды были направлены на изучение проблемы государства и государственной власти. Данная тема впервые затрагивается ещё в «Рассуждении о неравенстве», затем описывается в «Политической экономии», позже в «Общественном договоре». Его интересовало не столько само происхождение государства, сколько принципы его устройства. Не удивительно, что он утверждал, что государство появилось вслед за социальным неравенством, когда уже зажиточные люди вдруг выдвинули предложение создать так называемую государственную власть для примирения с низшими слоями населения, которые, не подозревая о том, что это будет выгодно только богатым, приняли предложение, дабы упрочить своё спокойствие. Данная точка зрения была одобрена К. Марксом.

Стоит упомянуть тот факт, что до Руссо уже выдвигались такие теории, одна из которых принадлежит Т. Гоббсу. Однако, две эти теории имеют существенные различия.

Т. Гоббс считал, что народ в «естественном состоянии», ранее упоминавшемся, выглядит как толпа враждующих людей. В обществе же царит анархия и бесправие. Это требует незамедлительного создания государственной власти. Следовательно, его общественный договор можно рассматривать как соглашение об учреждении правительства. Причем данное соглашение является соглашением неравных в социальном плане людей, ведь выбирая правителя, человек лишается некоторых прав, что нельзя сказать о его наставнике. Руссо же считал абсолютно иначе, и поэтому критиковал модель Т. Гоббса. Он не признавал факт того, что люди в «естественном состоянии» находятся во взаимной вражде друг с другом. Он полагал, что человек в «естественном состоянии», стремясь сохранить свою жизнь, никак не может помешать самосохранению других окружающих его людей. Следовательно, такое состояние он считал самым благоприятным для людей, а первобытное общество и вовсе казалось ему «золотым веком». Кроме того, он писал, что человек в «гражданском состоянии» приобретает свободу, так как начинает подчиняться закону, который сам же для себя и установил.

Общественный договор Руссо - это выражение народом своего желания объединиться и сфокусировать своё внимание на государственной власти, что является показателем высокого уровня развития. Казалось бы, ведь все люди изъявляют разные желания. Однако Руссо считает, что несмотря на все существенные отличия, есть и общий интерес, названный им общей волей. Он пишет: «важно понимать, что в государстве должно преобладать общественное чувство». Государство же - это итог договора людей о защите своих интересов путём передачи ему защитной функции от внешних и внутренних опасностей. В основе любого государства, по его мнению, лежит не договорённость правителя и народа, а соглашение абсолютно равных людей. Жан-Жак признавал несколько форм правления, основанных на общественном договоре. Среди них демократия, аристократия и монархия. Он чётко провёл границы между этими формами и определил для каких обществ характерна каждая из них. Например, для небольших государств наиболее уместна будет демократия, в более крупных должна быть аристократия, в самых же обширных - демократия. Последняя является лучшей, так как остальные могут быстро превратиться в тиранические. Для современного общества, по его мнению, подойдёт республика, способная обеспечить народу равенство, свободу и братство.

Отношение к религии

В «Общественном договоре» Жан-Жак также затронул и осветил тему религии. Он не считал религию опиумом для народа. Однако в романе содержатся жёсткие высказывания в отношении официально действующей феодально-клерикальной идеологии.

Прежде всего, он был против всяких отношений христианской церкви и политических организаций.

Кроме того, он утверждал, что христианство не достаточно ценит земную жизнь и слишком много времени уделяет небесным помыслам.

Также он считал, что христиане часто пребывают в замешательстве от того, кому стоит повиноваться: правителю или священнику.

Тему религии он затрагивает и в "Исповедании веры савойского викария". Что касается вероисповедания Руссо, то он с точностью писал, что исповедует теизм. Он не считает Бога первопричиной всего, однако полагает, что присутствие Бога можно обнаружить в любом творении. Бог так или иначе всегда вмешивается в естественный ход событий.Также Руссо создал свою модель «идеальной религии». Он смотрит на веру, как на создательницу всего сущего, а именно мира, природы и человека с его сердцем и совестью. В этой религии храмом является сама природа. Такая религия лишена всех культов и обрядов, она естественна и проистекает только из сердца. Душа, по мнению Жана-Жака, действительно, бессмертна. Чтобы получить счастливую жизнь в загробном мире, человек должен всячески стремится к этому и вести праведную жизнь.

Личность Руссо

Сразу стоит отметить, что Руссо был очень противоречивой личностью. Он был очень подвижным человеком, именно этим и объясняются его частые переезды и скитания. Несмотря на то, что он был знаком со многими знаменитыми людьми и философами, часто находился в их окружении, он никогда не мог найти с ними общий язык, а душа требовала уединения и единения с природой.

Несмотря на отсутствие хорошего образования, а также робость натуры, он был весьма самолюбивым человеком, горделивым и порой очень заносчивым. Последняя же черта нередко являлось причиной ссор с самыми близкими людьми. Противоречивость проявлялась не только в чертах его характера, но и в определённых методах и условиях работы. Он часто замечал, что воображение начинает работать только в неблагоприятной ему обстановке. Например, для того чтобы нарисовать весну, необходимо, чтобы было зимнее время суток.Также уникальным является тот факт, что Руссо жил в век рационализма, но совершенно не являлся приверженцем данного направления, а наоборот постоянно критиковал его. Одной из главных причин такого противостояния является несогласие Жана-Жака с тем, что в современный ему век все признают господство разума, в то время как он сам считает что именно чувства предшествуют разуму, а следовательно являются преобладающими.

Влияние и новаторство Руссо

Влияние философии Жана-Жака было слишком велико. Многие из его идей использовались идеологами Французской революции, например, Робеспьером. Руссо считал вполне обоснованным революционное выступление народа, если правительство не считается с его интересами и не удовлетворяет его требования. Но несмотря на то, что в подготовке идеологии буржуазной революции ему принадлежит важная роль, сам он недостаточно понимал, что данная революция неизбежна.

Огромный вклад Жан-Жак внёс в развитие философско-педагогической концепции. Первым его сочинением на данную тему является «Трактат о воспитании господина де Сент-Мари». А вот уже названный выше роман «Эмиль или о Воспитании» признано главным педагогическим произведением Руссо. Жан-Жак начал с того, что выдвинул трёх основных учителей и воспитателей: Природу, Людей и Предметы. Естественно, что все они принимают участие в образовании человека. Природа изначально создаёт нас в таком обличии и развивает наши органы, все окружающие нас люди помогают данному развитию, а предметы в целом воздействуют на нас. Основу воспитания он видит в чётком следовании указаниям природы.Кроме того, он считает что для каждого возрастного периода характерны конкретные формы обучения. Например, жизнь ребёнка он делит на 4 периода:

1.От рождения до 2 лет - это физическое воспитание

2.От 2 - 12 лет

3.От 12 - 15 лет

4.От 15 - 18 летПоследние три периода являются этапами интеллектуального воспитания.

В романе «Эмиль» он чётко проводит границы между каждым периодом, а также даёт им полную характеристику.

В данном произведении Руссо описывает не только самостоятельную жизнь ребёнка и основы его естественного воспитания, но и применяет два новых для того времени метода: естественных последствий и косвенного воздействия. Философские и педагогические взгляды Жана-Жака были, бесспорно, актуальными в современный ему век, но некоторые догматы остаются актуальными и в наше время, например, развитие трудового воспитания. Система взглядов Руссо, безусловно, стала очень популярной ещё при его жизни. Нельзя не отметить специфику его деятельности, своеобразную систему взглядов и совершенно разностороннюю философскую проблематику.

Смерть

Умер 2 июля 1778 года в возрасте 66 лет в Шато де Эрменонвиль. Впоследствии тело Руссо было перевезено в парижский Пантеон. Существует и другой факт о его смерти. В швейцарском городе Биле/Бьенне на доме 12 по улице Унтергассе, находится табличка: «В этом доме Ж. Ж. Руссо нашел свою смерть в октябре 1765 года».

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ "Санкт-Петербургская Школа "Тет-а-Тет"

Учитель Математики Высшей категории

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество — от рождения до 2 лет;

детство — от 2 до 12 лет;

отрочество — от 12 до 15 лет;

юношество — от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

— Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

— Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

— Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

— Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

— Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

— Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

— Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза»(роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится "...с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин - богатый или бедный, сильный или слабый - есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание - великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек - идеал Руссо - гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло - жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию .)

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными - нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно - сиди в холоде, сломал стул - сиди на полу, сломал ложку - ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля - голова философа, а руки Эмиля - руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» - период нравственного воспитания.) три задачи нравственного воспитания - воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля - Софи.)

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле - удел женщины»

«естественное состояние» женщины - зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

- 52.88 Кб

Реферат на тему:

Жан-Жак Руссо, его философия свободы и равноправия.

Введение ……………………………………………………… ………………………2

Основная часть ……………………………………………………………………….3

Жизненный путь Жан-Жака Руссо и формирование философии взглядов…….5

Философия Руссо. Опыт свободы, равноправия и воспитания……………..…11

Заключение ………………………………………………… ……………………….17

Список использованной литературы…………………………………………...… 18

Введение.

Основная идея творчества Жан-Жака Руссо - культ природы и критика цивилизации, искажающей изначально непорочного человека, оказали и оказывают влияние на общественную мысль и литературу до сего дня. Исходя из этого, Руссо полагал, что всеобщее равенство и свобода людей - естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате общественного договора свободных людей. В полной мере Руссо можно назвать реформатором педагогики, одним из первых он высказал взгляд о том, что задача педагогии - развитие в ребенке заложенных природой задатков и помощь в усвоении необходимых для жизни в обществе знаний и умений. В его художественных произведениях в центре повествования ставилась личная жизнь человека, его душевные переживания, это послужило началу становления психологизма в европейской литературе.

Достоинство взглядов Руссо на свободу проявляется в его чувственно-практическом подходе, в противоположность умозрительно-созидательному, при котором свободу пытаются обнаружить как некоторый "объект", и, не находя, отрицают ее существование. Свобода означает у него внутренне рефлексивное отношение: быть господином самому себе, практиковать свою волю на самом себе, властвовать над страстями." [Руссо Ж.-Ж., Эмиль или о воспитании, с.40 ]. Преодоление страстей означает нравственную свободу. Она не привходит из вне в индивида, а вырабатывается и развивается изнутри. Процесс ее формирования в историческом плане Руссо связывает с переходом от первоначального, естественного состояния к цивилизованному, гражданскому. Человек как гражданин расстается со своей естественной свободой, зато приобретает свободу моральную.

Работая над данной работой, я поставила целью разобраться в философии Руссо, чем он руководствовался, что оказывало на него влияние. Проследить за красной нитью идеи свободы каждого человека и равенства, прошедшей через его жизненный путь, через созданные им произведения.

Задача: донести до читателя смысл учений Руссо, в чем он видел свободу и как предлагал за нее бороться. Донести, почему между философией Руссо и его собственной жизнью возникли противоречия, почему он сам не следовал написанному им же.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – ярчайший из представителей французского Просвещения. Он родился в стране гор, часов, банков и кантонов – Швейцарии, в городе Женева. Отцом Руссо был ремесленник-часовщик. Рождение Жан-Жака было омрачено трагедией – его мать умерла при родах. Это сделало будущего философа любимым ребенком в семье; старший Руссо много времени проводил с ребенком и привил тому любовь к чтению. Юного Руссо отец отдает в обучение ремеслу, но его это не занимает и шестнадцатилетний Жак уезжает из Женевы. Чтобы достать деньги на пропитание Руссо занимался разной работой и в разных местах. Он исколесил почти всю Италию и Францию. 1741 год встречает Руссо в Париже, где он знакомиться с Кондильяком, Дидро и многими другими мыслителями того времени, которые расширили кругозор его философской мысли. Эти знакомства имели большое значение при становлении философской личности Руссо.

Знаменательно, что свои взгляды он выложил в абсолютно антипросветительской форме, желая привлечь внимание к острейшим социальным проблемам. Однако это не означало, что Руссо недооценивал разум человека, наоборот – он был уверен, что разум человека несет в себе огромную потенцию в роли солнца, рассеивающего тьму невежества и несовершенства людей. К примеру, в своей работе он высказывал мысль о том, что ученых надо приглашать в качестве советников государственных деятелей, дабы они помогали создать общее благо. К союзу мудрости и власти призывал Руссо свое поколение

Так же перу философа принадлежат такие произведения как «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или О воспитании» (1762) в работах Руссо затронуты многие аспекты социального развития. Под объектив его философской телекамеры попал человек, как совокупность всех людей, потерявших свободу, присущую им в естественном состоянии. Естественное состояние для Руссо – это идеальный мир, в котором человек не зависит ни от кого, это та цель, от которой мы отошли, но к которой можно вернуться. Естественное состояние обеспечивает людей настоящим равенством, в естественном состоянии нет понятия частной собственности, поэтому в нравственном плане не испорчен ни один человек.

Руссо не признавал вечного существования неравенства. Его началом он полагал тот момент в истории человечества, когда возникла частная собственность. Расслоение на богатых и бедных – первейшая ступень неравенства, появившаяся в тот момент, когда один из древних людей первым определил личностную принадлежность чего-либо, и все поверили в это. После неравенство только усиливало свои позиции, чему во многом способствовало создание государства, как союза богатых и бедных, при котором богатые стали управляющими, а бедные – подданными. В этом случае государство « наложило новые путы на слабого и придало силы богатому, безвозвратно уничтожило естественную свободу, навсегда установило закон собственности и неравенства, превратило ловкую узурпацию в незыблемое право и ради выгоды нескольких честолюбцев обрекло с тех пор человеческий род на труд, рабство и нищету» ["Об общественном договоре"]. Последний этап окончательного закрепощения людей – переход государственной власти в деспотизм, превративший подданных в рабов, и этот деспотизм. Как считал Руссо в конце концов должен быть повержен.
Даже считая, что переход от естественного состояния к государству является причиной порабощения людей, Руссо не думает, что он может послужить причиной гибели человечества. Он видит и позитивные стороны в таком переходе, ведь социальное соглашение позволяет человеку с большим успехом сохранить имеющееся у него. Так же социальный союз позволяет людям неравным в физическом плане быть равными с другими людьми благодаря этому соглашению: « основное соглашение не только не разрушает естественного равенства, а напротив, заменяет моральным и законным равенством то физическое неравенство между людьми, которое могла создать природа; люди, будучи неравны по силе и уму, становятся равными в силу соглашения».

Огромное значение Руссо уделял системе воспитания человека: « у вас будет все, если вы воспитываете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами» [«Трактаты»].С малых лет требовал Руссо воспитывать граждан как с помощью общества так и педагогически. Огромную роль в этом деле он отдавал правительству, которое должно было установить ряд правил по которым воспитывались бы люди, в любви к окружающим их согражданам и отечеству.
Руссо утверждал, что в первую очередь нужно развить в человеке те добродетели, что позволяли бы людям пользоваться как можно меньшим количеством материальных благ.

Философия Руссо оказала большое влияние на всю Европу. Безапелляционно вскрыв противоречивые моменты в развитие общества, он, буквально, вскормил все прогрессивное течение Великой Французской революции. В пример тому тот факт, что Робеспьер читал отрывки из произведений Руссо на улицах, неся всю широту взглядов великого философа простым людям.

1.Жизненный путь Жан-Жака Руссо и формирование философии взглядов.

Вернемся немного назад и по первоисточнику и самому достоверному свидетелю попробуем проследить одни из самых важнейших моментов в жизни Философа. Поможет нам в этом нам «Исповедь», написанная самим Руссо в ответ на памфлет «Le sentiment des citoyens», в котором было обнажена история его жизни. Как я уже писала выше, рождение Руссо было омрачено смертью его матери, не выдержавшей родовых испытаний. Это ужасное событие и свое появление на свет сам Руссо называет первым несчастьем. Он был не спокойным и не идеальным ребенком, впрочем, как и каждый из детей малого возраста он проявлял присущие всем недостатки: был болтлив, любил сладкое и иногда лгал. Еще в детстве он был разлучен с отцом, сумевшим заложить в нем страсть к чтению. Он попадает в семью своего дяди, который отдает его в учение. Наставницы тех времен не отличались терпимостью и гуманистическими взглядами, поэтому,юного ученика часто наказывали, что сыграло большую роль в его последующих отношения со всем женским полом.

Уже подростком Руссо отдают в ученики к граверу. Это были та часть жизни и тот особенный момент в её течении, когда появление пороков может либо способствовать появлению добродетелей, либо усугубить уже появившиеся пороки. Судьба на стороне Руссо, в нем пробудились те зачатки страсти к чтению, которые заложил отец. Сам философ говорит, что те кражи, которые он совершал, шли на пользу выполняемой им работы. «В сущности, эти кражи были очень невинны, так как все, что я таскал у хозяина, употреблялось мною для работы на него же»[«Исповедь»]. Та характеристика, которую дает шестнадцатилетнему Руссо Руссо повзрослевший, подошла бы под каждого подростка его возраста, но признание этого уже состоявшимся философом и великим деятелем как культуры так и философии вызывает глубокое уважение. « Беспокойный, недовольный всем и собой, без расположения к своему ремеслу» - так пишет о себе того времени Жан-Жак.

Судьба не уготовила Руссо участи гравера, в 16 лет он переходит Рубикон своей жизни и отправляется странствовать, бросив все, что было в его жизни. Возможно, что та же самая судьба, которая увела его из Женевы, сводит Руссо с 28-летней госпожой де Варанс, и между ними складываются отношения, которые во многом были переломными в жизни философа. Первой переменой был переход из протестантства в католичество, сделанный им по настоянию де Варанс. Перед Руссо открываются ворота Турина, куда он отправляется в пристанище для новообращенных. Завершив обряд обращения, он вырывается на волю – это время беспечной жизни, бесцельных прогулок по городу, во время которых он влюбляется в каждую хорошенькую женщину. «Никогда еще страсти не были так сильны и так чисты, как мои; никогда любовь не была более нежной, более бескорыстной», - вспоминает он. Но беспечная жизнь быстро кончается по самой банальной причине – отсутствие денег, и Руссо вновь вынужден искать работу. Руссо поступает лакеем к некой графине. Здесь с Руссо происходит событие, которое надолго остается в памяти философа и мучает его всю жизнь. Взяв у хозяйки серебряную ленту, он обвиняет в этой краже юную служанку. Естественно девушку выгоняют, теперь её репутация испорчена, а вместе с ней возможно и вся жизнь. После смерти хозяйки Руссо приходиться снова искать работу, и он становиться секретарем в богатой семье. Все это время проходит в постоянном процессе учения, что позволяет Жан-Жаку открыть новые дороги для продвижения по службе, но страсть к бродяжничеству и путешествиям вновь пересиливает все остальное, и путь Руссо лежит в Швейцарию. Он снова попадает в родные края, где вновь встречается с госпожой де Варанс, которая рада его прибытию; Жан-Жак вновь поселяется у неё в доме. Она в очередной раз решает взять судьбу Руссо в свои руки и отправляет его в певческую школу, где ему приходить основательно заниматься музыкой. К счастью или же к сожалению, первый концерт, данный юным Жан-Жаком имеет оглушительный провал. Расстроенный до глубины души Руссо вновь отправляется странствовать.

И вновь он возвращается к своей «маме» (так он называл госпожу де Варанс). Бывший провал музыкального выступления не подорвал веру Руссо в себя как музыканта, и он продолжает заниматься музыкой. В это время Жан-Жак окончательно сближается с госпожой де Варанс, и это побуждает уже потерявшую блеск молодости женщину заняться светским воспитанием юноши. Но сам Руссо называл все её усилия «потерянным трудом».

Умирает управляющий госпожи де Варанс. Жан-Жак пытается выполнять его обязанности. Но все его усилия безуспешны. Имея самые честные намерения, он утаивает деньги от госпожи де Варанс, тратившей их нещадно. Но «пират» из Руссо получился совсем плохой. Каждый тайник был раскрыт и опустошен. Руссо приходиться начать искать выход из сложившейся ситуации. Он решил начать работать, чтобы обеспечить «маму». И снова его выбором становиться музыка, но он не придумывает ничего, как взять деньги у госпожи де Варанс для поездки в Париж, где он собирался улучшить свое мастерство. Но жизнь в Париже не принесла никаких положительных результатов, и Руссо возвращается к госпоже де Варанс. Здесь его настигает тяжелая болезнь. Излечившись, он вместе с «мамой» уезжает в деревню. «Тут начинается краткая пора счастья в моей жизни; тут наступают для меня мирные, но быстротечные минуты, дающие мне право говорить, что и я жил», - пишет автор. Он чередует сельскохозяйственные работы с упорным обучением. В кругу его интересов история, география и латынь. Но здесь болезнь вновь настигает его, но теперь её причины скрывались уже в оседлой жизни. Госпожа де Варанс настояла на его поездке в Монпелье для лечения.

По возвращении домой Руссо видит, что сердце госпожи де Варанс занято «высоким бесцветным блондином» с манерами балаганного красавца. Жан-Жак находиться в растерянности, и, испытывая огромную боль, уступает свое место. С этого момента он относится к госпоже де Варан лишь как к «своей дорогой матери». Теперь он смотрит на неё «глазами настоящего сына». Очень быстро в доме наступают иные порядки, инициатором которых является новый фаворит госпожи де Варанс. Руссо больше не чувствует себя с ними как дома и уезжает в Лион, где судьба преподнесла ему работу гувернера.

Красные и желтые листья осени 1715 года Руссо « собирает» уже в Париже, куда он приезжает «с 15 луидорами в кармане, комедией „Нарцисс“ и музыкальным проектом в качестве средства к существованию». Судьба дает молодому Жан-Жаку неожиданный подарок – место секретаря в посольстве Франции в городе каналов и гондол – Венеции. Руссо поражен Венецией – ему нравиться и город и работа. Удар приходит с той стороны, с которой его никто не ждал. Посол не желает видеть в качестве своего секретаря человека плебейского происхождения. Он старается всеми силами заставить Руссо уйти, что ему и удается. По возвращении в Париж Жан-Жак ищет правосудия, но ему в нем отказывают, оправдывая это тем, что ссора с послом – всего лишь частое дело, так как он просто секретарь, к тому же не имеющий подданства Франции.

Заключение ………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...…18