Трагедия над боденским озером причины. Столкновение над боденским озером

Михайлов Андрей 02.07.2012 в 7:00

2 июля 2002 года в небе над Германией столкнулись Ту-154М компании "Башкирские авиалинии" и транспортный самолет "Боинг-757" американской почтовой авиакомпании. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. Виновными в страшной катастрофе оказались диспетчерские службы Швейцарии. Виталий Калоев отомстил за гибель семьи, убив диспетчера "Скайгайд".

10 лет назад, 2 июля 2002 года, в небе над Германией столкнулись Ту-154М российской компании "Башкирские авиалинии" и транспортный самолет "Боинг-757" американской почтовой авиакомпании. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка. Виновными в страшной катастрофе оказались диспетчерские наземные службы Швейцарии.

До сих пор помнится, что эта авиакатастрофа потрясла не только Европу, но и весь мир. Еще бы - 26000 пассажирских и грузовых лайнеров летают каждый день над Европой, причем около четырех тысяч над Швейцарией. Эта катастрофа поставила много вопросов о безопасности авиаперевозок над Старым Светом. Много в ней было эдакого мистического и непонятного…

В ночь с понедельника на вторник 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией на высоте 12000 метров столкнулись Ту-154 компании "Башкирские авиалинии", летевший из Москвы в Барселону, и грузовой "Боинг-757" американской почтовой компании, следовавший из Бахрейна в Брюссель. На борту российского лайнера находились 69 человек, включая 12 членов экипажа и 57 пассажиров, большинство - дети, летевшие в Испанию из Башкирии на отдых. Кстати, катастрофа, весьма мистическим образом произошла ровно через год после трагической гибели Ту-154 под Иркутском.

По горячим следам власти Германии возложили вину за столкновение на пилота российского авиалайнера. Представитель швейцарской авиадиспетчерской службы "Скайгайд" тогда лихо сообщил, что машины находились на встречных курсах, и летчик Ту-154 лишь на третий раз отреагировал на указание диспетчеров начать экстренное снижение.

Затем диспетчер предупредил пилота летящего встречным курсом "Боинга-757" об опасном сближении с российским самолетом. Но пилот грузовика не успел среагировать. В общем, русские плохо владели английским языком, да и техника на Ту-154, сообщающая об опасном сближении, наверняка устаревшая. По другой германской версии, экипаж Ту-154 не успел переключиться на нужную частоту и просто не услышал команд с земли.

Однако, по "отечественной" версии, экипаж российского самолета был очень опытным и такой грубой ошибки не допустил бы. Наш самолет в эксплуатации находился всего семь лет, что, по авиационным меркам, достаточно мало. Лайнер был полностью исправен.

Российская сторона сразу же после заявления германцев и швейцарцев заняла довольно спокойную и взвешенную позицию, чувствуя за собой силу фактов. Ведь в момент столкновения Ту-154 и "Боинга-757" их вели именно наземные авиадиспетчеры!

Очень скоро даже иностранным сторонам стало ясно, что без ошибок диспетчеров катастрофа не обошлась. Тем более, что в диспетчерских службах Швейцарии царила если не неразбериха, то хотя бы некая неопределенность. Буквально за сутки до гибели Ту-154 над южной Германией глава службы авиадиспетчеров Швейцарии "Скайгайд" признался в неизбежности катастрофы во вверенном ему воздушном пространстве, так как авиадиспетчерская компания находится на грани банкротства. Ни больше, ни меньше!

Встает проблема "демотивации персонала". Проще говоря, диспетчерам нечем платить, средства технического контроля безнадежно устарели. Все это, естественно, может отразиться на безопасности полетов. Заметьте - это было озвучено швейцарской стороной всего за сутки до катастрофы!

Потом швейцарцы вынуждены были признать, что за несколько часов до столкновения в диспетчерском центре цюрихского аэродрома Клотен была отключена для профилактических работ система автоматического предупреждения диспетчеров об опасном сближении самолетов. Будучи извещены об этом, в данных обстоятельствах диспетчеры должны были проявлять особое внимание к работе по контролю воздушной обстановки в ручном режиме.

Кроме того, в работе швейцарской службы было выявлено грубое нарушение должностных инструкций. Во время подобных отключений за пультом должны находиться как минимум два диспетчера. Дежурил один, некто Петер Нильсен, разрешивший напарнику поспать, - благо в момент катастрофы в зоне их ответственности было лишь пять самолетов. В конце концов и даже с телефоном возникли проблемы - швейцарский диспетчер долго не мог связаться со своими немецкими коллегами.

Летчики "Башкирских авиалиний" до последнего момента сомневались в правильности команд диспетчера, но, строго следуя его инструкциям, продолжали выполнять их. А всего за 1,8 секунды до столкновения пилот Ту-154 увидел стремительно приближающийся "Боинг" - но сделать что-либо было уже невозможно. Благодаря сохранившимся "черным ящикам", специалистам удалось восстановить записи переговоров двух экипажей и диспетчера швейцарской фирмы "Скайгайд".

Собственно, именно из распечатки переговоров экипажей с диспетчером совершенно ясно, что вина последнего несомненна. В точку столкновения "Боинг" и Ту-154 летели около 12 минут на одной и той же высоте - 36000 футов. Но даже в последние 50 секунд катастрофу можно бы предотвратить - если бы не путаница в командах диспетчера.

В конце концов и швейцарцы признали, что система контроля полетов "Скайгайд" работает с сильной задержкой, и диспетчер слишком долго разбирался, куда направить российский самолет…

Много лет прошло с тех пор, как над Германией столкнулись грузовой "Боинг" и российский пассажирский самолет. Но для людей, потерявших в той катастрофе над Боденским озером близких, боль не утихла. Масштабная трагедия унесла жизни не только взрослых, но и детей.

Участники катастрофы

Катастрофа над Боденским озером произошла в ночь с первого на второе июля в 2002 году. Она унесла жизни 71 человека. В памяти людей событие навсегда останется как одна из масштабнейших трагедий, забравших жизни сразу 52 детей. В небе над Германией столкнулись два самолета. Один из них - Ту-154М - принадлежал «Башкирским авиалиниям» и следовал из Москвы в Барселону. Второй участник происшествия - грузовой "Боинг-757" - летел из Бергамо в Брюссель. Если на борту "Боинга" находился только экипаж, то на российском лайнере было 57 пассажиров и команда.

Самое ужасное, что в катастрофе над Боденским озером (фото приведено в статье) погибло 52 ребенка. Среди пассажиров было лишь пятеро взрослых. Школьники из Башкирии летели в Испанию на отдых. Путешествием в теплые края были премированы самые талантливые ученики, которым комитет по делам ЮНЕСКО и выдал путевки.

Череда нелепых событий

Башкирские дети прибыли в Москву и должны были отправиться авиарейсом в Испанию. Но по какой-то случайности сопровождавшие их взрослые перепутали аэропорт. А потому вместо Домодедово дети оказались в Шереметьево. Ошибка выяснилась достаточно поздно, поэтому вся группа просто опоздала на свой рейс. Казалось бы, что в этом такого? Да, просто досадная случайность. Конечно, дети были расстроены, но, по логике, они должны были просто отправиться домой. Тогда бы катастрофа над Боденским озером не случилась.

Однако стоит сказать, что в группе учеников были дети высокопоставленных людей. Поэтому влиятельные родители решили направить в Москву борт «Башкирской авиалинии». Самолет должен был чартерным рейсом переправить школьников в Испанию. Экипаж лайнера возглавил Александр Гросс, который неоднократно летал в данном направлении и хорошо ориентировался в маршруте.

После того как детей посадили в самолет, оказалось, что еще остались свободные места. А потому было решено реализовать семь билетов. Так на борт попали совершенно случайные люди. Среди них оказалась семья Шисловских (жителей Беларуси). Они тоже опоздали на свой самолет, а потому вынуждены были приобрести новые билеты. Оставшиеся три места достались семейству Калоевых из Северной Осетии. Светлана Калоева вместе со своими детками летела к мужу в Испанию, который уже достаточно давно работал в этой стране. После катастрофы над Боденским озером (фото останков самолета см. ниже) имена этих людей даже не сразу были выяснены.

Работа диспетчерской службы

В ночь катастрофы над Боденским озером два лайнера (грузовой "Боинг" и российский Ту-154М) находились в воздушном пространстве Германии. Однако по непонятным причинам координация их движения была передана швейцарской организации «Скайнайд» в Цюрихе. В диспетчерском центре фирмы обычно в ночное время дежурит не менее трех человек. Но в ночь трагедии на рабочем месте оказался всего один - Питер Нельсен. Впоследствии его имя станет известно всем. Находясь один на дежурстве, диспетчер был просто вынужден одновременно отслеживать два терминала. Видимо, это и привело к трагедии.

Питер Нельсен слишком поздно обнаружил сближение двух самолетов. До катастрофы над Боденским озером оставалось не более минуты. Но и в критической ситуации можно было предотвратить беду. Однако дальнейшие действия Питера Нельсона, наоборот, усугубили положение. По непонятным причинам диспетчер дал неправильную команду, которая привела к крушению двух лайнеров.

Действия пилотов и диспетчера

Обнаружив, что самолеты идут на сближение и их курсы пересекаются, Питер Нельсен предпринял попытку спасти ситуацию. Он дал указание российским пилотам пойти на снижение. Но в это же самое время экипаж башкирского самолета уже сам обнаружил приближение другого самолета с левой стороны. Пилоты могли успеть сделать маневр во избежание столкновения.

После команды диспетчера о снижении на борту сработала система TCAS, оповещающая об опасности столкновения. Именно система предписывала набирать высоту.

Точно такая же система сработала и на "Боинге", предлагая команде снизить высоту. Если бы пилоты самолетов выполнили инструкции TCAS, возможно, и не было бы катастрофы 2002 над Боденским озером.

Один из пилотов российского борта обратил внимание экипажа на тот факт, что команда диспетчера противоречит предписанию системы. Но было принято решение выполнять инструкции с земли. Тем более что прозвучала повторная команда.

Кто виновен в трагедии?

Экипаж российского самолета действовал строго по инструкции, предписывающей ориентироваться на команды наземных диспетчеров. Не секрет, что бортовые приборы могут выходить из строя. Поэтому пилоты всегда ориентируются на мнение диспетчеров. Аппаратура центров отслеживания полетов намного точнее и надежнее, нежели бортовые системы, подверженные сбоям при работе в сложных условиях. Времени на раздумья в критической ситуации просто не было, поэтому пилоты выполнили команду Питера Нельсена. Именно она и стала причиной трагедии, что и было доказано комиссией, расследовавшей катастрофу.

Расшифровка черного ящика позволила доказать, что диспетчер просто дезинформировал пилотов. Экипаж, ориентируясь на его слова, посчитал, что справа от них имеется еще один самолет, а их система показывает только борт справа. Следовательно, TCAS дала сбой. Логичные действия пилотов вполне укладываются в рамки инструкции. Единственное, что остается загадкой - почему экипаж не обратил внимание Нельсена на противоречие его команд предписаниям системы безопасности. Скорее всего,у пилотов просто не было на это времени, а потому они выполнили указания диспетчера. Ведь оставались считанные секунды до катастрофы.

Столкновение над Боденским озером

Команда Питера Нельсена привела к неизбежному столкновению "Боинга" и Ту-154М. Оба самолета шли на снижение. При этом российский лайнер выполнял предписание диспетчера, а Боинг - инструкцию бортовой системы безопасности. Экипажи двух самолетов сообщили о своих действиях диспетчеру, однако он не услышал кого-то из них, из-за того, что одновременно выходил с ними на связь. Если бы в ту роковую ночь на месте было два сотрудника службы, то информация была бы вовремя услышана и катастрофы на Боденским озером (2002 год) не было.

Уже в последние секунды пилоты лайнеров пытались уйти от сближения, отклонив свои штурвалы. Но самолеты столкнулись почти под прямыми углом. А точнее сказать, "Боинг" врезался в российский лайнер, разрубив его на две части на высоте около десяти тысяч метров. Рухнув вниз, Ту-154М разломался на четыре части. Его обломки разлетелись в окрестностях Иберлингена. Остатки грузового "Боинга" были найдены всего в семи километрах от российского самолета.

Расследование авиакатастрофы

Катастрофа над Боденским озером долгое время расследовалась для выявления ее причин. Поскольку трагедия произошла в небе над Германией, то и расследование вело немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссия опубликовала лишь спустя два года. Была доказана вина диспетчера, не сумевшего вовремя дать правильные команды. А вот с российских летчиков в последствие были сняты все обвинения. Хотя изначально шведская компания обвинила во всем именно экипаж Ту-154М, который якобы неправильно повел себя, поскольку не понимал команд Питера Нельсона на английском языке.

В ходе следствия был установлен ряд поразительных факторов некомпетентности работы шведской компании. Оказалось, что на момент катастрофы в центре управления полетами была отключена система экстренного оповещения о сближении и телефонная линия. А также не функционировал и резервный телефон. Почему так произошло - неизвестно.

Дополнительные неполадки системы

Диспетчер из Карлсруэ заметил катастрофическое сближение лайнеров и пытался об этом сообщить на пункт фирмы «Скайгайд», но его попытки были безуспешны, поскольку все каналы связи были отключены.

После катастрофы Питера Нельсена отстранили от работы, а в отношении организации «Скайгайд» велось следствие.

Судьба диспетчера

Однако на этом не закончилась история катастрофы над Боденским озером. Список погибших пополнился еще одним именем. Это печально известный Питер Нельсен, который официально не признавал своей вины. Диспетчер, по чьей вине погибло такое количество людей, был убит Виталием Калоевым, семью которого унесла трагедия. Дело Калоева с учетом всех обстоятельств рассматривали в течение целого года. И в 2005 году Виталий был признан виновным в убийстве, его приговорили к восьми годам лишения свободы. Но, учитывая крайне сложное психическое состояние мужчины, срок уменьшили до пяти лет. А впоследствии он был выпущен через три года за примерное поведение. После всех событий Калоев вернулся в родную Осетию.

Мемориал погибшим

На месте трагедии в 2004 году установили памятник погибшим пассажирам, который выполнен в виде разорванной нити жемчуга. Идея такого мемориала зародилась из-за найденного жемчужного ожерелья дочери Виталия Калоева. Скульпторы возвели увеличенный прототип жемчужин на месте катастрофы над Боденским озером.

Фото погибших людей навсегда увековечены в Уфе на Южном кладбище, где были похоронены практически все жертвы трагедии. Могилы расположили в той последовательности, как дети сидели в салоне самолета.

В Цюрихе еще один мемориал напоминает о трагических событиях 2002 года. Напротив печально известной компании «Скайгайд» установили памятник из камня и стекла. Осколки в виде спирали на мемориале символизируют 72 свечи - 71 жертва катастрофы и убитый диспетчер.

Экранизация истории

Жуткая трагедия заставила американских режиссеров снять фильм про катастрофу над Боденским озером. Лента получила название «Последствия». Сюжет и некоторые нюансы истории немного изменены. Действие картины происходит в США. Здесь работает главный герой (праобраз Виталия Калоева) - Роман Мельник. Он с нетерпением ждет, когда к нему прилетит беременная жена и ребенок. Главную роль в фильме сыграл Арнольд Шварценеггер, что еще больше привлекло внимание общественности к этой трагедии.

Гибель семьи в автокатастрофе заставляет героя метаться в поисках виновников. Из счастливого человека Роман Мельник в одно мгновение превращается в одинокого загнанного волка. А вместо извинений и соболезнований от компании, виновной в катастрофе, главный герой лишь получает непонятные для него предложения об отступных. Все это еще более усугубляет психическое состояние Романа Мельника, пытающегося найти справедливость, ведь виновник трагедии преспокойно находится на свободе и не понес наказания. Его разум не в состоянии понять, почему так все происходит… В итоге Мельник отправляется с ножом к диспетчеру авиакомпании. В киноленте все происходит в точности так, как это было в реальной жизни. Конечно, некоторые детали и имена были изменены режиссером. Но главная задача, которую он преследовал, была выполнена. Режиссер сумел на экране передать всю глубину человеческой трагедии и внутренних переживаний главного героя.

Десять лет назад в небе над Германией произошла авиакатастрофа, в результате которой погибли 52 ребенка и 19 взрослых - пассажиры и экипаж Ту-154 и грузового Boeing-757, столкнувшихся в результате ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

В ночь с 1 на 2 июля 2002 года в Германии в районе Боденского озера российский пассажирский авиалайнер Ту‑154 компании "Башкирские авиалинии", выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону (Испания), и грузовой самолет Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL, летевший из Бергамо (Италия) в Брюссель (Бельгия). На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров - 52 ребенка и пять взрослых. Большинство детей направлялись на отдых в Испанию в качестве поощрения за отличную учебу Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии. По трагической случайности в самолете - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и 4‑летней Дианой, которая летела к мужу, Виталию Калоеву, в Испанию, где тот работал по контракту. Грузовым "Боингом" управляли два пилота.

От столкновения Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей, упавших в окрестностях немецкого города Юберлинген.

В результате авиакатастрофы - 52 ребенка и 19 взрослых.

Трагедия произошла через несколько минут после того, как немецкие диспетчеры передали сопровождение российского самолета швейцарским коллегам из центра воздушного контроля "Скайгайд" (SkyGuide), действующего в одном их крупнейших европейских аэропортов Цюрих‑Клотен (Швейцария).

В ту ночь в авиадиспетчерском центре "Скайгайд" на рабочем месте находился один дежурный диспетчер вместо положенных двух - Питер Нильсен. Он отдал экипажу Ту‑154 команду на снижение, когда сближавшиеся самолеты уже не могли занять безопасные эшелоны.

Основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении самолетов была отключена. Не работали основная и резервная телефонные линии. Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов,11 раз пытался дозвониться - и безуспешно.

После авиакатастрофы Нильсен был отстранен от работы, а в отношении компании "Скайгайд" и ее руководства швейцарские следственные органы провели уголовное расследование.

24 февраля 2004 года Питер Нильсен в пригороде Цюриха Клотене гражданином России Виталием Калоевым, потерявшим в авиакатастрофе над Боденским озером всю свою семью - жену, дочь и сына. В этот день Калоев пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю, что привело к потере контроля над собой убитого горем человека.

В октябре 2005 года Калоев был признан виновным в убийстве и . В ноябре 2007 года он был досрочно освобожден и вернулся на родину, в Северную Осетию. В 2008 году Виталий Калоев строительства и архитектуры Республики Северная Осетия ‑ Алания.

Сразу после катастрофы швейцарская компания "Скайгайд" возложила всю вину на российских пилотов, которые, по ее мнению, плохо понимали указания диспетчера по‑английски.

В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы.

Эксперты признали, что в столкновении пассажирского авиалайнера Ту‑154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" с грузовым "Боингом" из "Скайгайд".

Диспетчерский центр в Цюрихе вовремя не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. Экипаж российского Ту‑154 выполнял команду диспетчера на снижение, несмотря на то, что бортовая система обеспечения безопасности полетов ТИКАС требовала срочно набрать высоту.

Только после публикации отчета компания "Скайгайд" признала свои ошибки и, спустя два года после катастрофы, ее директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил президенту России Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу над Боденским озером.

В декабре 2006 года директор "Скайгайд" Ален Россье .

В сентябре 2007 года окружной суд швейцарского города Бюлах признал четверых сотрудников авиадиспетчерской службы "Скайгайд" виновными в преступной халатности, приведшей к авиакатастрофе над Боденским озером. Всего перед судом предстали восемь сотрудников швейцарской компании. Обвиняемые , переложив ее на убитого диспетчера Питера Нильсена.

Четверо менеджеров "Скайгайд" в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы.

Компания "Скайгайд" предложила семьям жертв катастрофы определенную компенсацию при условии нерассмотрения их иска в одном из судов США. Часть семей не согласилась с этим предложением и на заседании комитета родителей погибших детей в июне 2004 года в Уфе, в котором приняли участие 29 человек, было , в том числе и по выплате компенсаций, в судебном порядке.

1 июля 2004 года стало известно, что иски в суды США и Испании на швейцарскую диспетчерскую службу "Скайгайд" , потерявших родных в авиакатастрофе над Боденским озером.

В феврале 2010 года Федеральный административный суд Швейцарии родственникам жертв авиакатастрофы.открыт мемориальный комплекс , посвященный жертвам катастрофы.

В 2004 году на месте трагедии в германском городе Юберлинген в авиакатастрофе, представляющий собой разорванное колье, жемчужины которого разлетелись по траектории обломков двух самолетов.

В 2006 году в Цюрихе, напротив здания компании "Скайгайд", была , представляющая собой спираль, на которой установлены 72 свечи в память о 71 жертве авиакатастрофы и убитом авиадиспетчере.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Шестнадцать лет назад в небе над Германией случилась страшная авиакатастрофа, которая унесла жизни 71 человека – 52 ребенка и 19 взрослых. Это были пассажиры и экипаж российского самолета Ту-154 и грузового Boeing-757. В ночь с 1 на 2 июля 2002 года воздушные суда столкнулись в Германии из-за ошибки швейцарских авиадиспетчеров.

Как произошло столкновение Ту-154 с Boeing-757

Ту‑154 компании «Башкирские авиалинии» выполнял чартерный рейс из Москвы в Барселону, грузовой Boeing‑757 компании международных авиаперевозок DHL летел из итальянского Бергамо в Брюссель. На борту Ту‑154 находились 12 членов экипажа и 57 пассажиров – 52 ребенка и пятеро взрослых. Дети летели в Испанию на отдых. Путевку им подарили в Комитете по делам ЮНЕСКО Башкирии за отличную учебу.

В самолете находилась семья из Владикавказа - Светлана Калоева с 10‑летним Костей и четырехлетней Дианой. Они направлялись к главе семьи, архитектору Виталию Калоеву, который работал в Барселоне по контракту.

Столкнувшись с грузовым самолетом, Ту‑154 развалился в воздухе на несколько частей. Они упали в окрестностях города Юберлинген (федеральная земля Баден-Вюртемберг). Обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Спасатели искали тела погибших на протяжении недели, находя их в поле, рядом со зданиями и на обочине дорог.

Трагедия случилась спустя несколько минут после того, как немецкие авиадиспетчеры передали сопровождение российского самолета коллегам из Швейцарии, которые располагались в центре воздушного контроля SkyGuide, действующего в аэропорту Цюрих‑Клотен.

Вина диспетчера Петера Нильсена

В ту роковую ночь на работе дежурил один диспетчер – Петер Нильсен, несмотря на то, что по правилам должны были двое. Датчанин приказал экипажу Ту‑154 снизиться, в то время как у приближавшихся друг к другу лайнеров уже не было возможности занять безопасные эшелоны.

Позднее СМИ узнали, что основная аппаратура телефонной связи и автоматического оповещения персонала центра об опасном сближении воздушных судов была отключена. Основная и резервная телефонные линии не работали. На опасное сближение самолетов обратил внимание диспетчер немецкого Карлсруэ. Мужчина 11 раз пытался дозвониться, но результата это не дало.

По началу Нильсен после катастрофы продолжил работать, однако потом компания SkyGuide уволила его.

Месть Калоева: более 20 ножевых ранений

Убитый горем Виталий Калоев, ждавший семью в Испании, одним из первых прибыл в Германию, на место авиакатастрофы. Поначалу специальный службы не хотели его пускать в зону трагедии, однако согласились, когда узнали, что он согласен вместе с ними искать тела погибших. В результате в лесу Калоев нашел жемчужное ожерелье, принадлежавшее дочке Диане. К удивлению спасателей, тело девочки почти не пострадало. Позднее будут обнаружены обезображенные катастрофой тела его сына и жены.

Узнав от журналистов о вине диспетчера в катастрофе, Калоев много раз настойчиво предпринимал попытки поговорить с руководством авиакомпании. Он задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины Нильсена в произошедшем. Известно, что директор компании очень испугался «русского с бородой».

Тогда Калоев решил поговорить непосредственно с датчанином. Он обратился с просьбой к Skyguide посодействовать этой встрече. Сначала там дали согласие, однако затем наотрез отказали и не объяснили причин этого. Во время траурных мероприятий, посвященных годовщине трагедии, Калоев вновь подошел к руководителям швейцарской компании, тем не менее отвечать ему отказались.

24 февраля 2004 года россиянин убил Нильсена в его доме в пригороде Цюриха Клотене. Калоев пришел к дому диспетчера для того, чтобы показать ему фотографии погибших жены и детей. Он хотел, чтобы мужчина покаялся в содеянном. Но Нильсен его оттолкнул, в результате снимки упали на землю. Калоев потерял контроль над собой и нанес диспетчеру более 20 ножевых ранений, от которых тот скончался. У Нильсена осталась жена и трое детей.

Наказание Калоева

Швейцарские полицейские очень быстро вышли на убийцу датчанина. Была разослана ориентировка на человека восточной внешности, который был одет в черные пальто и брюки того же цвета. Калоева обнаружили неподалеку в местном отеле. Во время допроса он рассказал, как узнал адрес Нильсена и что происходило в его квартире. По его словам, он вошел в дом диспетчера, показал ему фотографии. А что произошло потом, убитый горем отец и муж не помнил. Больше он ничего следователем не рассказал.

Было принято решение поместить его на обследование в психиатрическую клинику. Специалисты признали его вменяемым, в результате суд в октябре 2005-го приговорил его к восьми годам тюрьмы. Срок Калоев отбывал в швейцарской тюрьме. Между тем уже осенью 2007-го года Верховный суд Швейцарии постановил освободить его от наказания за примерное поведение. Калоев вернулся на родину в Северную Осетию, там его назначили заместителя министра архитектуры и строительства республики.

Итоги расследования, извинения SkyGuide

Весной 2004-го немецкие власти обнародовали заключение по итогам расследования катастрофы.

Специалисты пришли к выводу, что в столкновении Ту‑154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» с грузовым «Боингом» лежит вина на швейцарских диспетчерах. Диспетчерский центр в Цюрихе сразу не заметил опасности схождения на одном эшелоне двух самолетов. В итоге пилоты Ту‑154 выполняли команду диспетчера на снижение, в то время как бортовая система обеспечения безопасности полетов требовала срочно набирать высоту.

Только после того, как был опубликован отчет экспертов SkyGuide признала свои ошибки. Спустя два года после катастрофы директор Ален Россье принес извинения семьям погибших. 19 мая 2004 года тогдашний президент Швейцарии Йозеф Дайсс направил своему коллеге Владимиру Путину официальное письмо с извинениями за авиакатастрофу.

По мотивам трагедии над Боденским озером в 2017 году в США вышла «Последствия» (первое название – «478») с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

В четверг, 20 сентября, состоится пресс-показ художественного фильма «Непрощенный» режиссера Сарика Андреасяна об авиакатастрофе над Боденским озером. Архитектора Виталия Калоева в социальной драме сыграл известный российский актер

Характер

Столкновение двух самолётов

Причина

Ошибка пилота и авиадиспетчера

Место

Около города Юберлинген ,

Координаты

47.778333 , 9.173889

Погибшие Раненые Воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт назначения Рейс Бортовой номер Пассажиры Экипаж Погибшие Раненые Выживших Второе воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт вылета Пункт назначения Рейс Бортовой номер Пассажиры Экипаж Погибшие Раненые Выживших

Компьютерная модуляция катастрофы

Столкновение над Боденским озером - авиационное происшествие произошедшее 1 июля 2002 года когда самолёт Ту-154М , выполнявший рейс 2937 «Башкирских авиалиний» , столкнулся в воздухе с Боингом-757 , рейс DHL 611 . Столкновение произошло недалеко от города Юберлинген , около Боденского озера (). Катастрофа унесла жизни всех, кто находился на борту обоих самолетов (71 человек, в том числе 52 ребёнка).

Предшествующие события

Ту-154М «Башкирских авиалиний», бортовой № RA-85816, следовал по маршруту Москва - Барселона . На его борту находилось 12 членов экипажа и 57 пассажиров, в их числе 52 ребёнка, летевших на отдых в Испанию . Эта поездка была организована Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии как поощрение за хорошую учёбу .

Накануне эта группа опоздала на свой рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе туристических фирм, занимающихся поездкой, срочно организовали дополнительный рейс . Сесть на него предлагалось и другим опоздавшим пассажирам, всего на рейс было продано 8 билетов .

Руководство Скайгайд в течение нескольких лет мирилось с тем, что в ночное время только один диспетчер управлял воздушным движением, когда его напарник отдыхал, и не обеспечило достаточное количество персонала, чтобы изменить эту практику. В дополнение к этому, в ночь столкновения оборудование, подсказывающее диспетчеру о возникновении опасности сближения самолётов, было отключено для проведения технического обслуживания. Были также отключены телефоны. Из-за этого Нильсен в критический момент не смог договориться с аэропортом Фридрихсхафена , чтобы они занялись прибывающим с задержкой самолётом, за которым он следил по другому терминалу. По этой же причине диспетчеры в Карлсруэ , видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена.

Комиссия отметила также, что документы ИКАО, регламентирующие применение TCAS и, как следствие, документы, которыми руководствовался экипаж Ту-154, были неполными и частично противоречивыми. Хотя, с одной стороны, в них содержался прямой запрет выполнения маневров, противоречащих подсказкам TCAS, с другой стороны, эта система была названа вспомогательной, что могло создать впечатление, что инструкции диспетчера имеют приоритет.

До этой катастрофы произошло несколько опасных сближений из-за того, что экипаж одного самолёта следовал подсказкам TCAS, а экипаж другого совершал маневры вопреки им. Тем не менее, необходимые разъяснения были опубликованы только после катастрофы.

Убийство диспетчера

Памятник жертвам авиакатастрофы и Питеру Нильсену в офисе "Skyguide"

Авиадиспетчер, управлявший столкнувшимися самолётами, был убит на пороге своего дома 24 февраля 2004 года . По подозрению в убийстве был арестован Виталий Калоев , потерявший в катастрофе жену и двоих детей. Калоев заявил, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы Нильсен извинился перед ним за то, что произошло. Нильсен ударил по руке Калоева, выбив фотографии. По словам Виталия Калоева, он не помнит, что произошло после этого . 26 октября 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорён к восьми годам заключения .

Судебный процесс по делу Скайгайд

В мае 2006 года начался судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании . Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года. Четверо менеджеров Скайгайд были признаны виновными в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы .

Память о погибших

Памятник «Die zerrissene Perlenkette»

На месте авиакатастрофы близ города Юберлинген установлен памятник «Die zerrissene Perlenkette» («Разорванная жемчужная нить»).