Сценарий на тему международный день родного языка. Сценарий развлечения «День родного языка

Главная > Сценарий

«День родного языка» проводится для учащихся ГБОУ СОШ № 107

Координатор – Куземина О.А.

Идея: «Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития нашего культурного наследия в его материальных и нематериальных формах. Любая деятельность по содействию распространению родного языка поможет не только лингвистическому разнообразию и многоязычию, но и более полному пониманию языковых и культурных традиций во всем мире, а также солидарности на основе понимания, терпимости и диалога» (ЮНЕСКО)

Цель: вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа.

Сценарий радиопередачи «Международный День родного языка».

(На всем протяжении трансляции радиопередачи звучит музыка А. Вивальди «Времена года». В начале – громко, затем – чуть слышный фон).

1 ведущий:

Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.

2 ведущий:

Двенадцать лет назад на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Это произошло в ноябре 1999 года, а отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.

3 ведущий:

Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля. И мы, ведущие сегодняшней радиопередачи, хотели бы подробнее остановиться на теме важности изучения и любви к родному языку. Ведь язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

1 ведущий:

А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

3 ведущий:

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

2 ведущий:

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День родного языка. В связи с этим мы пригласили в нашу студию Дипломанта конкурса чтецов «Я лиру посвятил народу своему…» ученицу 7 класса «А» Рудую Алину, которая прочитает нам стихотворение «Родной язык».

(Музыкальный фон усиливается, затем делается тише)

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

(Музыкальное отступление)

1 ведущий:

Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа.

2 ведущий:

Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

3 ведущий:

Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

1 ведущий:

Замечательный русский писатель Максим Горький написал о русском языке: «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им».

2 ведущий:

Завершить нашу радиопередачу, посвященную Международному дню родного языка, хочется отрывком из стихотворения кабардино-балкарской поэтессы Т. Зумакуловой «Два языка»:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

(Звучит музыка)

Звучит русская народная плясовая. Пританцовывая, выходят
Ведущая и Ведущий.I

Ведущая. Что за праздник нынче мы отмечаем, весельем да радостью встречаем?I

Ведущий. Праздник необычный, но очень симпатичный. День русского языка, вот какой праздник.

Ведущая. А-а-а, вот оно что. Наверное, этот день сегодня отмечают в школах всего мира, ведь праздник же международный.

Ведущий. Верно, он создан совсем недавно — с 2000 года по инициативе международной детской организации ЮНЕСКО с целью сохранения культурных традиций всех народов.

Ведущая. Вот и празднуют его сегодня на разных языках- в Германии на немецком, во Франции на французском, в Англии на английском. А мы — на своем, на родном нашем русском.

Ведущий. О, это великий язык. Сколько в нем прекрасных слов! И изучать русский язык можно до бесконечности, узнавая в нем все новые и новые стороны, делая все новые и новые открытия.
Ведущая. Учите русский годы кряду
С душой, с усердьем и с умом.

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Ведущий. Попробуем провести небольшую викторину по русскому языку.

1 этап Что мы знаем о слове?

Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего строительного материала и самая главная – корень.

КОРЕНЬ: У слов корень – это самое важное, самое главное. Он берет на свои плечи смысл не только одного слова, а и многих. И эти многие слова с одним корнем оказываются родственными.

ПРИСТАВКА: Слева от корня располагается приставка и придает слову новое значение. С помощью приставок представляются большие возможности образования новых слов. Именно приставки создают особую выразительность глаголов, указывают на степень интенсивности действия, на разнообразные оттенки его проявления.

Суффикс Справа от корня стоит суффикс, который также придает слову новое значение. В одних словах суффиксы отражают положительную оценку предметов, в других – отрицательную. Одни слова звучат ласково, другие – пренебрежительно, иронически.

ОКОНЧАНИЕ: В конце слова стоит окончание. Окончания служат для связи слов в предложении.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

— Извини меня!

Это значит:

— Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня,

Свое пространство, свои рубежи,

И когда я слышу:

— Обереги меня!

Это значит:

Берегами меня окружи.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

Когда я слышу:

— Защити меня!

Это значит:

Укрой меня щитом!

Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

Ведущий.. Вот вам первое задание.

Ребята, от какого слова произошло, слово извини?

— От какого слова произошло слово обереги?

— Какой корень в этом слове? Назовите приставку.

(Ответы детей)

— Какой корень в слове защити? Назовите приставку

— Какое окончание в этих трех словах?

Ведущая А вот второе задание.

Вы должны были посмотреть в толковом словаре значение слов ведьма, медведь и ответить на вопрос: «Какого цвета курочка Ряба?»

Учитель Являются ли слова ведьма и медведь родственными?

Дети. Слова ведьма и медведь родственные. Они произошли от одного и того же слова ведать, то есть знать. Ведьма - знающая, знахарка. Когда-то это слово было хорошим, ведьма знала лекарственные травы и как лечить ими больных. А потом появились сказки о злых ведьмах, и слово стало плохим. Медведь - зверь, который ведает, знает, где находится мед.

У. Назовите корни в этих словах.

Ответы детей.

А кто ответит, какого цвета курочка Ряба? Почему ее назвали Рябой, а не Чернушкой или Белянкой?

Д. Курочка Ряба - рябая, пестрая.

— Скажите, что за ягодка?

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Д. Рябина.

У. Почему ее так назвали?

Если дети не объясняют, то учитель показывает им рисунок с гроздью рябины и говорит, что слово рябина, как и Ряба, произошло от славянского слова ряб, что означает «рябой», «пестрый». Ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает ощущение, что рябит в глазах.

Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
Ответы детей.

Одни говорят, что корень ряб, а другие рябин. Кто же
прав? Значит, от корня могут образовываться не только но-
вые слова, но даже и новые корни. Суффикс ин так прирос в
слове рябина к корню ряб, что получился новый корень рябин. А из него выросли новые слова.

— Назовите за минуту родственные слова с этим корнем.

Д. Рябина, рябинка, рябинник, рябинный, рябиновый

Ведущий. Что же, ребята успешно справились с этими заданиями. Тогда — задание потруднее. Попробуем научиться писать стихи. Я вам дам рифмы для окончаний поэтических строчек, а вы придумайте к ним начала.

Ведущая. Я знаю: такая игра называется красивым французким словом «буримэ». Итак, ребята, играем в буримэ, сочиняем стихи

Ведущий. Вот последние слова в строчках: щенка — пока, помогите- найдите.

Ведущая. Вот еще одна интересная игра, которая возможна только в русском языке — расшифровка крылатых выражений

Ведущий.. Крылатые выражения — это сочетания слов, которые стали всем привычными. Например, когда человек отправляется на трудное задание, ему принято желать ни пуха, ни пера. Кто знает, откуда пошло такое выражение? Оказывается, его придумали охотники. Отправляясь на охоту, они боялись спугнуть удачу и притворно желали друг другу не принести домой ничего — ни пуха, ни пера. Теперь это ходячее выражение, которое означает пожелание успеха.

Ведущая. А кто сообразит, что означают следующие выражения

рукой подать, в час по чайной ложке, спустя рукава.

4 этап. Слова-невидимки.

Ведущий. Теперь давайте попробуем встретиться в словах русского языка с невидимками.

Ведущая. С невидимками? А что это такое?

Учитель:Это слова, которые запрятаны в другие слова. Попробуем их найти. (Вывешивает плакат с написанными словами хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, уточка.) Договоримся так, ребята. Я буду читать по одному слову, а каждый, кто найдет в нем другое, поднимет руку и расскажет о своей находке. (Чтение слов, школьники выполняют задание.)

Ведущая А вот задание потруднее.

Нет слов-неведимок хитрее на свете,

Запрятались так, что не всякий заметит.

Но мы их сумеем с вами найти.

Сначала слова на табличках прочти.

И помни: все буквы из первого слова

Должны появиться в составе второго,

Но только расставить их нужно иначе.

Попробуй-ка справиться с этой задачей.

Спаниель несется вскачь.

Принял апельсин за мяч.

В музее стоит золотая карета,

К далекой звезде стартовала ракета.

Насос накачивает шину,

Растет сосна среди равнины.

У лодки о камни корма раскололась.

Атлас листает задумчиво брат

Сестра уплетает на кухне салат.

Ромашка в поле расцветает.

Над нею мошкара летает

Ведущий. Недаром говорят, что русский язык от других отличается и напевностью, и музыкальностью, и поэтичностью. Поэтому на русском языке сложено так много песен, стихов и прибауток, пословиц, загадок

Ведущий. Причем, отметим, что сложены они с незапамятных времен, когда еще народ был в основном неграмотным, передавались из уст в уста и этому получили название «устное народное творчество». Вспомним эпизоды из таких сокровищ устного народного творчества.

Учитель. Назовите пословицы, связанные со всеми изображенными предметами.

(Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Цыплят по осени считают. Яблоко от яблони далеко не падает. Собака лает, ветер разносит. Шила в мешке не утаишь.)

Ведущая. Вот как много нового мы узнали сегодня о нашем родном языке — русском.

Ведущий. И как хорошо, что существует такой праздничный День родного языка, когда мы в очередной раз можем убедиться том, что русский язык- один из самых лучших языков во всем мире.

Учитель. Наш праздник заканчивается. Надеюсь, что вы сегодня убедились в том, что заниматься таким предметом как русский язык, вовсе не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно.

Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей жизни.

Государственное бюджетное образовательное учреждение СПО

«Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Утверждаю

Завуч_______

Кремзюк Е.П.

«__»______2014г.

«Международный

день родного языка»

(Внеклассное мероприятие)

Разработала

преподаватель ВКК

Заболотская Е.П.

Обсуждено на

Заседании ЦМК

«__»________2014

Председатель ЦМК

Заболотская Е.В.

Новокузнецк,2014

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню родного языка

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.

Задачи:

  1. развитие познавательности во внеурочное время;
  2. умение работать с различной литературой;
  3. развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация «Мы говорим на русском языке» (автор Селиверстова Елена),

Ход мероприятия:

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения. Причина - поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. 21 февраля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних отдельными главами комментариев выделены, в частности, Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. В главе «Сибирь» сообщается, что большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь, в частности, идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенкий). На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.
Для выживания языка необходимо, чтобы на нем говорило, по меньшей мере, 100 000 человек. Во все времена языки зарождались, существовали, затем вымирали, иногда даже не оставив следа. Но никогда ранее, они не исчезали настолько быстро. Объединение «племен» в государство достигалось в ущерб языкам. Для единства страны было необходимо заставить людей говорить на одном языке.
С возникновением новых технологий национальным меньшинствам стало еще труднее добиться признания своих языков. Ведь язык, не представленный в Интернете для современного мира «не существует». Итак, 81 % страниц в Интернете на английском. Далее с большим отставанием следуют немецкий и японский языки, каждый по 2 %, затем французский, испанский и скандинавские языки, каждый по 1 %. Все остальные языки, вместе взятые, едва ли представляют 8 % веб-страниц.

ЮНЕСКО создало портал, позволяющий национальным меньшинствам, находящимся в неблагоприятных условиях, получить доступ к образованию и знаниям человечества. ЮНЕСКО оказывает помощь странам, которые хотят сохранить свое культурное многообразие, обеспечивая качественное обучения языков национальных меньшинств. Программа MOST работает над программами, призванными способствовать равенству между различными этническими группами. Она стремится предотвращать и решать этнические конфликты. Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

1 ведущий с сообщением о русском языке:
В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.
Русский язык - важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находится под особой защитой со стороны государства в качестве одного из объектов системы обеспечения национальной безопасности страны. В связи с этим 2007 год был объявлен в России Годом русского языка, но этого мало. Необходим новый закон Российской Федерации о русском языке, и каждый человек должен оценить и более приобщиться, и полюбить свой родной русский язык.

2 ведущий:
Каждый гражданин России должен осознать, что русский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас наипервейшей задачей является сохранение русского языка и русской национальной культуры.
Развитие и сохранение русского языка и продвижение в мире русской словесности – задача замечательная. У нас великая культура – это, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.

1 – ый чтец:

Сегодня все наречия планеты

Идут единой поступью под марш,

Неся в себе культуру милой речи,

И уникальность среди равных масс.

Родной язык - богатое наследство,

Пришедшее из глубины веков.

Ты отражаешь мысли человека,

Ты помогаешь выразить любовь.

Ты создаешь из букв стихотворенья.

Храня в запасах сотни тысяч слов.

Спустившееся к нам благословенье –

Родной язык, проникший в нашу кровь.

2-ой чтец:

Родной язык
Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе

Конкурс “Шарада ”.

Шарады - слова-загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Предлагается разгадать всем вместе шараду:

Первый слог - занятие рыбака,
слог второй спроси у мясника.
Целое спортсмена отличает,
но и нам с тобой не помешает.
(Лов-кость )

Подготовить на карточках слова, которые являются частью шарады. Каждому игроку раздать по карточке.

Задание: игроки должны найти вторую половину шарады среди остальных игроков, чтобы получилось новое слово.


Игроки, образовавшие слова I столбца - одна команда, II столбца - вторая команда.

3-ий чтец:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной…

Конкурс “Из слова - слово, но другое”.

Анаграмма - это новое слово, составленное из одних и тех же всех букв данного слова. Может получаться из одного слова и несколько слов.

Для каждой команды на ватмане написать отдельно одинаковый вариант слов. Закрепить на стенд, один лист на одну сторону стенда для одной команды, второй лист - на другую.

Задание : найти командой анаграммы к словам. Каждый из участников подбегая к стенду, записывает рядом со словом полученный вариант анаграммы. Та команда, которая быстрее справится с заданием, и получает очко.

Найди анаграммы к словам:

Бокал – (колба)

Каприз – (приказ)

Уклон – (клоун, кулон, колун)

Апельсин – (спаниель)

Кобура – (уборка)

Ромашка – (мошкара)

Шрам – (марш)

Карета – (ракета)

Осколок – (колосок)

Ростки – (строки)

Шнурок – (коршун)

Старик – (стирка)

Пальто – (лапоть)

Ведущий 1. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.

Ведущий 2. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» - писал Белинский.

А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, В нём слышится его природа. Его душа и быт родной...»

Конкурс “Наборщик”.

Командам предложить составить из букв одного слова, как можно больше разных слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Ведущий 1. Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Ведущий 2. Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

Язык наш драгоценный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Свой великий язык!


21 февраля 2019 года отмечается Международный день родного языка. К празднику приурочено множество мероприятий, которые проходят в национальных культурных центрах и учебных учреждениях.

Сценарий мероприятия к Международному дню родного языка

Предлагаем вам план мероприятия, приуроченного к Международному дню родного языка, для детского сада или начальной школы.

Ведущие:
– Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.

– Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

– С рождения ребенок слышит звуки родного языка. Мать поет ему колыбельные, бабушка рассказывает сказки. Ещё не зная слов, малыш по звукам голосов узнаёт близких ему людей, а затем постепенно начинает овладевать речью. К семи годам, как выяснили учёные, ребёнок запоминает больше слов, чем за остальную часть жизни.

– В каждом языке есть свои пословицы и поговорки. Некоторые из них посвящены языку.

Продолжите ребятам продолжить следующие крылатые выражения:

  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь)
  • Что написано пером, (не вырубишь топором)
  • и т. п.

Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Предложите детям объяснить, что они означают?

  • Не бросай слов на ветер.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • По речи узнают человека.
  • Твоими бы устами да мед пить.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Продолжить мероприятие, посвященное Международному дню родного языка по сценарию может продолжить веселая игра.

Ведущие:
– Нам сложно представить, какой была бы наша жизнь, если бы мы не умели говорить. И все же давайте попробуем сделать это.

– Как мы знаем, у первобытных людей не было языка. Они общались с помощью жестов, отдельных звуков, объяснялись друг с другом с помощью рисунков. Давайте представим, легко ли им было понять друг друга.

Предложите ребятам выразить чувства и эмоции так, как это сделал бы первобытный человек в различных ситуациях.

  • Медведь или волк заглянул в пещеру.
  • Охотники возвращаются с добычей.
  • На охоте зверь ранил вождя.
  • В пещере погас огонь.

Затем можно провести с детьми игры на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

Ведущие подводят итоги игры и обращаются к детям:
– Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Затем мероприятие на Международный день родного языка может продолжить танцевальная программа.

Ведущие:
– У каждого из народов есть замечательные танцы, которые связаны с его культурой и бытом. Танцы – воплощение души народа, его национальных традиций.

А завершить мероприятие, проводимое в День родного языка можно, поиграв с ребятами в русские народные игры: салочки, пятнашки, горелки, «третий лишний» и др.

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

. — Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\

— На глобусе мы можем увидеть все страны.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы — украинском.

белорусы — белорусском.

поляки — польском.

немцы — немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Стихи (рассказывает ребенок)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы — слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно — тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо — плохо.

длинный — короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура — жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

ручка (рука,то, чем пишут, часть двери)

Кисть (часть руки, для рисования)

Лук (овощ, то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит, строительный)

Коса (прическа, то чем траву режут)

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа

Игра на русском языке: «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

— Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

— Язык острее бритвы.

— Язык до Киева доведёт.

— Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

— Язык мой — враг мой.

— Языком не спеши – спеши делом.

— Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. — Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша Нева.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!