Что делать разбор предложения. Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор предложения является наиболее часто задаваемым заданием из школы, которое у некоторых не получается сделать. Сегодня я расскажу, как обхитрить училку и сделать всё правильно.

Я приведу сегодня ТОП-5 сервисом, которые помогут Вам провести разбор предложения на члены речи.

Все они могут выполнить какой-то синтаксический разбор предложений или слов. В каждом из них есть какие-то плюсы и минусы.

Данные сервисы будут специализированы как для русского, так и для английского языка.

И скажу сразу, они работают не великолепно само собой, но они помогут Вам справиться с большей частью Вашего задания.

Сравнение

В таблицы выше я перечислил лучшие из лучших сервисов, которые могут помочь Вам в выполнении ваших заданий по синтаксическому разбору предложений.

Если Вы ознакомились с таблицей, я предлагаю начать разбирать каждый из сервисов и начнем мы с самой последней строчки нашего списка и постепенно дойдем до лидера нашего ТОПа.

Название сервиса Язык сервиса Слово/предложение Ссылка
GoldLit Русский Предложение http://goldlit.ru/component/slog
Грамота.ру Русский Слово http://gramota.ru/slovari/dic
Морфология онлайн Русский Слово http://morphologyonline.ru
Delph-in Английский Предложение http://erg.delph-in.net/logon
Lexis Res Английский Предложение http://www.lexisrex.com/English/Sentence-Study/

№5 Lexis Res

По этой ссылке Вы можете попасть на данный сервис и сами оценить его работу: http://www.lexisrex.com/English/Sentence-Study .

Что же это за сайт? Для людей, которые изучают английский язык – это просто клад. Эта страница позволяет анализировать английский текст. Его может использовать человек с любым уровнем знаний.

Это сервис, который позволяет Вам провести синтаксический разбор предложения полностью на английском языке. Предложения могут быть как простыми, сложными, сложносочиненными и сложноподчиненными.

Помимо того, что сайт делает этот разбор любого вида предложения, он еще объясняет каждое слово по значениям. То есть, если Вы не знаете точное значение какого-нибудь слова, то этот ресурс Вам отлично подойдет.

Вам просто нужно написать нужный Вам текст в поле или нажать кнопку «Random sentences» (т.е. «Случайное предложение»), и затем нажать кнопку «Analyse», и затем Вы получите подробный анализ каждого слова в предложении: объяснение значения слова, часть речи.

Какие же преимущества у этого сайта перед другими? Прежде всего, сервис очень прост в использовании, Вам не нужно будет тратить уйму времени, чтобы понять, что к чему.

Во-вторых, сайт имеет огромную базу, которая позволяет делать синтаксический разбор текста любой сложности и тематики.

Помимо этого, сайт имеет огромный функционал, он будет полезен еще многими своими фишками для людей, которые занимаются изучением английского языка.

  • простой в освоении сайт;
  • практически нет рекламы, которая бы отвлекала;
  • простой интерфейс сайта;
  • огромный функционал;
  • очень хороший синтаксический разбор.

Негатив:

  • если Вы не владейте удовлетворимым уровнем знания английского языка, будет немного трудновато читать все объяснения на сайте;
  • слова при разборе не подчеркиваются линиями частей речи;
  • нету адаптации сайта под русский язык.

Как видите, соотношения плюсов и минусов позволяет назвать этот сайт хорошим, но не отличным, поэтому он на пятом месте.

№4 Delph-in

На четвертом месте расположен сервис под названием « Delph- in».

По этой ссылке Вы можете его опробовать: http://erg.delph-in.net/logon . Этот сайт – настоящий монстр для людей, которые изучают английский язык. Этот сервис позволяет иметь онлайн-доступ к LinGO English Resource Grammar (ERG).

Здесь используется платформа разработки грамматики Linguistic Knowledge Builder.

Данный интерфейс позволяет вводить одно предложение, используя систему ERG и визуализировать результаты разбора в различных формах.

Сразу скажу, что сайт подойдет для тех, кто достаточно опытен в английском языке, но этот сайт просто великолепен и необходим для таких людей.

Какие же преимущества есть у этого сервиса? Прежде всего этот сайт имеет более хорошую степень разбора предложение по методу, который используется в университете в Осло, а если быть точно, то Языковой технологической группе.

Здесь используется европейская система синтаксического разбора предложения. Помимо использования этого метода, данный сайт показывает разные способы разбора предложения, что делает разбор более гибким и удобным.

Теперь же мы рассмотрим, как плюсы, так и минусы этого сервиса.

Позитив:

  • очень гибкая система синтаксического разбора предложения;
  • можно писать предложения на самые различные тематики;
  • неограниченное количество символов в предложении можно использовать.

Негатив:

  • первый из них - это то, что сервис достаточно сложный для использования людям, с низким и средним уровнем английского;
  • чтобы понять, как работает сервис и разобрать, чтобы понять, что к чему, нужно уделить сайту несколько часов.

Мы ознакомились с четвертой позицией и теперь перейдем к третьему месту нашего ТОПа.

№3 MorphologyOnline

Этот сайт идеально подойдет для тех, кому нужно качественно разобрать предложение поэтапно, слово за словом, чтобы точно не ошибиться и правильно подобрать каждую часть речи к каждому слову в разбираемом предложении.

Сервис так же полезен тем, что у него очень широкое описание каждого искомого слова.

Какие же преимущества есть у данного сервиса? Давайте их разберем.

Прежде всего, это то, что он очень прост в использовании. Его интерфейс не имеет никаких отвлекающих элементов, что позволит Вам полностью сосредоточиться на написанной информации.

Еще, помимо того, что сервис указывает часть речи слова, он еще описывает морфологический анализ, что делает анализ слова более глубоким и тщательным.

Это поможет Вам никогда не ошибиться в синтаксическом анализе Вашего предложения. Так же, если Вы захотите сами детально ознакомиться с частями речи, Вы можете найти информацию на этом сайте, которая очень удобно и понятно объяснена.

Теперь же рассмотрим сервис с двух стороны и увидим, как плюсы, так и минусы. Начнем с положительной стороны.

Позитив:

  • очень прост – с ним справится даже самый юный пользователь;
  • нет никаких назойливых реклам, что делает использование сервиса комфортным;
  • глубокий анализ;
  • огромное количество информации для самостоятельного синтаксического разбора предложения.

Негатив:

  • этот сервис может анализировать только одно слово за раз, что делает весь процесс медлительным;
  • данный сайт больше акцентирован на морфологический разбор слова, но он так же прекрасно делает и синтаксический разбор;
  • отсутствуют еще какие-либо другие инструменты, что делает сайт узким для использования в разных сферах.

Именно из-за этих минусов и плюсов сервис занимает лишь третье место. А теперь настало время для второго места.

№2 «Грамота.ру»

Почему именно этот сервис расположен на 4 месте? Данный сайт позволяет проанализировать одно слово за раз по всем русским словарям, которые не только указывают часть речи, но и объясняют значение искомого слова, синонимы, антонимы, различные формы.

Здесь даже можно найти правильное ударение для любого русского слова.

Помимо этого сервиса полного разбора слова, здесь есть множество материалов по изучению русского языка, например: самые различные словари, журналы, азбуки, книги, репетиторы, различные полезные ссылки.

Поэтому, если Вы хотите полностью провести анализ слова или же увеличить свой уровень знаний русского языка, Вы можете смело пользоваться данным ресурсом.

Давайте рассмотрим более подробно преимущества сайта. Прежде всего, здесь очень приятный интерфейс, всё понятно, ничего не нужно искать. Всё нужное можно сразу же увидеть на дисплее монитора. Сам же сайт не имеет рекламы.

Всё оформление сайта выполнено в простых цветах, то есть от длительного чтения этого сайта глаза у Вас не так сильно устают.

С этим сервисом сможет разобрать абсолютно любой человек: от первого класса до пожилого возраста.

Поскольку я описал все возможные плюсы очень подробно, можно теперь составить целый краткий список и так же добавить негативные стороны, чтобы увидеть полную картинку.

Почему именно этот сервис занял первое место в нашем ТОПе? Прежде всего, сайт может выполнить синтаксический разбор предложения, вне зависимости от количества символ и слов.

Анализ на сайте построен очень удобно. Сервис создан именно для синтаксического разбора предложений.

Этот сайт имеет ряд преимуществ. Как и говорилось, сайт может анализировать целые предложения, а не только лишь по слову.

Синтаксический анализ проводится очень удобно: сначала пишется начальные формы слова, затем части речи, затем идет грамматический анализ, и потом склонение по падежам.

Из всего ТОПа, у этого сервиса самый удобный и приятный для глаза интерфейс.

Помимо этих достоинств, сайт так же имеет разделы с различной литературой разных периодов, различные поэзии, как русские, так и зарубежные. Сайт имеет информацию о многих поэтах, множество удобно написанных биографий. Всё это так же поможет Вам изучить различную литературу, если Вам будет нужно это.

Но не смотря на все эти плюсы, у сайта есть так же некоторые минусы. О них мы поговорим после того, как подобьем все достоинства.

Позитив:

  • выполняет полный разбор именно предложения, вне зависимости от тематики, количества слов и символов;
  • минимальное количество рекламы, но даже она не мешает использовать сайт;
  • очень просто в освоении;
  • множество информации по литературе;
  • прекрасный интерфейс и хорошая цветовая гамма.

Негатив:

  • абсолютное отсутствие материалов по русском языку;
  • сайт заточен под литературу больше, но всё равно имеет инструмент для разбора предложений.

Итог

Давайте же подобьем итоги. Проанализировав целый ТОП, Вы можете понять, что, если Вам нужен сайт для синтаксического разбора предложений на русском, я рекомендую Вам использовать именно ресурс «Goldlit».

Простота сайта, прекрасный анализ предложения, множество интересных материалов – именно эти ключевые факторы повлияли на расположение сайта в нашем топе.

Он является абсолютным лидером в нашем ТОПе и лучших онлайн сервисом по синтаксическому разбору предложений на русском в русских сетях Интернета.

Это ресурс, который поможет Вам не только выполнить домашнее задание, но и ознакомиться с различной литературой. Используйте сервис «Goldlit».

Синтаксис – наиболее сложный раздел современного русского языка. В школе синтаксический разбор предложения практически всегда вызывает серьёзные затруднения, так как при анализе необходимо использовать полученные ранее знания комплексно: уметь различать части речи, обращаться к сведениям из лексики, отлично ориентироваться в смысловой нагрузке и функциях разных членов предложения, правильно указывать простые предложения в составе сложного и определять их роль.


В школе и вузе предъявляются различные требования к синтаксическому разбору предложения. Школьники обычно обозначают части речи, при анализе комментируют каждое слово. Требование связано с тем, что для правильного разбора необходимо хорошо знать морфологию, нельзя путать понятия синтаксиса и морфологии (существует распространённая ошибка, когда смешивают части речи и члены предложения). На филологических факультетах разных высших учебных заведений схемы синтаксического разбора индивидуальны: это зависит от того, по какому учебному комплексу проходит обучение, какие имеются методические разработки на кафедре. При подготовке к поступлению абитуриенту понадобится выяснить требования конкретного вуза, иначе разбор может быть признан неверным.

Чтобы правильно сделать синтаксический разбор предложения, нужно освоить большой объём теории, уметь точно использовать термины, получить практический навык. Практика играет особенно большую роль, поэтому желательно регулярно тренироваться, анализируя предложения разного уровня сложности.

К синтаксическому разбору предъявляются строгие требования: его можно делать только по чёткой схеме, не отступая от заданного алгоритма. Зачастую нужно также начертить графическую схему предложения, отразив в ней уровни членения, зависимость простых предложений друг от друга. Также члены предложения графически выделяются разными знаками прямо в тексте (несколькими типами подстрочных линий).

Общая схема синтаксического разбора предложения
Существует общая схема, по которой осуществляется синтаксический разбор предложения. Она варьируется в зависимости от конкретных требований, но основная база остаётся прежней.

  1. Указывается цель высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное предложение.
  2. На данном этапе следует написать, каким предложение является по интонации: восклицательным или невосклицательным.
  3. Определяется тип предложения: простое или сложное, состоящее из нескольких простых.
  4. У сложных предложений нужно указать тип конструкции: простая (однотипная), сложная (разные виды связи между простыми предложениями в составе сложного).
  5. Указывается тип связи предложений: союзная, бессоюзная.
  6. У союзных предложений два типа: сложносочинённые и сложноподчинённые.
  7. Для сложноподчинённого предложения определяют тип придаточного: определительное, изъяснительное, обстоятельственное, присоединительное;
  8. Нужно обозначить тип обстоятельственного придаточного предложения:
    • образа действия;
    • места;
    • времени;
    • условия;
    • меры и степени;
    • сравнения;
    • уступки;
    • следствия;
    • цели;
    • причины.
  9. Если предложение сложное, выполняется описание связи частей в составе сложного. Части нумеруются, указываются все виды связи (бессоюзная и союзная, подчинительная и сочинительная), при необходимости делают членение на уровни.
  10. Затем переходят к характеристике каждого простого предложения, указав его номер.
  11. Анализ простого предложения продолжает указание на наличие главных членов: односоставное или двусоставное.
  12. У односоставного предложения определяют его тип: назывное, обобщённо-личное, безличное, определённо-личное или неопределённо-личное.
  13. На данном этапе нужно написать тип сказуемого: ПГС (простое глагольное сказуемое), СГС (составное глагольное сказуемое) или СИС (составное именное сказуемое).
  14. Теперь следует определить наличие второстепенных членов: распространённое (имеются второстепенные члены), нераспространённое (второстепенные члены отсутствуют).
  15. В этом пункте разбора указывают, является ли предложение осложнённым, чем именно оно осложнено.
  16. В конце анализа надо определить, тип предложения по полноте: полное или неполное. Неполными называют предложения, в которых опущены главные или второстепенные члены, но их можно легко восстановить из контекста.
Также потребуется графически обозначить члены и границы предложений в тексте, начертить схемы, указав в них номера предложений, союзы, задав вопросы к придаточным предложениям от главных.

Способы выражения членов предложения
Знание способов выражения членов предложения поможет сделать синтаксический разбор предложенияправильно, не путая его части. Нередко ученики школ с трудом определяют даже главные члены предложения, поскольку существует ряд сложностей, а общепринятые стереотипы мешают верно найти основу и точно проанализировать второстепенные члены.

Необходимо помнить, что разные части речи обладают практически неограниченными возможностями и могут быть почти любыми членами предложения, за редким исключением. Зачастую школьники привыкают, что подлежащее – это существительное, а сказуемое – глагол. Не увидев подходящих частей речи в предложении, они оказываются в затруднительном положении и не знают, как разобрать его по составу. На самом деле нельзя заключать анализ в подобные рамки.

Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа и выражается разными частями речи: существительными, местоимениями, числительными. Также подлежащее может быть выражено:

  • прилагательным (красный – мой любимый цвет);
  • причастием, перешедшим в существительное (окружающие умолкли);
  • союзом (и – соединительный союз);
  • неопределённой формой глагола (например, неопределённая форма глагола с существительным в винительном падеже: иметь в доме врача – серьёзное преимущество).
Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? что происходит с предметом? каков предмет? что он такое?

Чтобы отличать разные типы сказуемых, важно вспомнить о лексическом и грамматическом значении слов. Лексическое значение отражает смысл слова, а грамматическое содержит грамматические категории (например, наклонение, время, число и род глагола). Типы сказуемых:

  • ПГС: сказуемое выражено личной формой глагола, в которой ГЗ и ЛЗ совпадают. Иногда ПГС выражено фразеологизмом, содержащим спрягаемую глагольную форму.
  • СГС: должно состоять как минимум из двух слов. Каждое слово несёт своё значение: инфинитив глагола (лексическое значение) и модальная или фазисная связка (грамматическое значение). Фазисная связка указывает на фазу действия, а модальная отражает отношение к действию. Связка может быть выражена словами, отражающими оценку действия, желательность, необходимость, краткими прилагательными.
  • СИС: должно состоять как минимум из двух слов. Именная часть (ЛЗ) и формальная либо полузнаменательная связка (ГЗ). Более распространена формальная связка: глагол быть. В роли именной части выступают все именные части речи, наречия, словосочетания. Полузнаменательной связкой бывают глаголы делаться, стать, являться, казаться и другие; глаголы состояния, движения.
Определения отвечают на вопросы какой? чей? Их делят на согласованные и несогласованные.
  • Согласованное определение узнать легко, оно выражено местоимением-прилагательным, прилагательным, причастием, порядковым числительным. Главное не спутать его с именной частью СИС.
  • Несогласованное определение обычно выражается существительными в косвенных падежах, но иногда им становятся наречия, словосочетания, инфинитивы, прилагательные сравнительных степеней. Существуют также несогласованные определения-приложения.
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Чаще выражается существительным.

Обстоятельство отвечает на общий вопрос как? Выражается наречиями, существительными. Обстоятельства делятся на разряды:

  • обстоятельство времени;
  • места;
  • образа действия;
  • причины;
  • сравнения;
  • уступки;
  • условия;
  • цели;
  • меры и степени.
Нужно учитывать нюансы выражения членов предложения разными частями речи, чтобы правильно выполнить синтаксический разбор предложения.

Типы придаточных предложений
Анализируя сложноподчинённое предложение, важно правильно определить тип придаточного предложения. Оно может быть обстоятельственным, изъяснительным и определительным.

  1. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. В качестве средств связи выступают союзы, союзные слова.
  2. Придаточные определительные предложения относятся к существительному, присоединяются с помощью союзных слов, иногда союзов, отвечают на вопросы чей? какой?
  3. Придаточные обстоятельственные предложения отличаются в зависимости от разряда:
    • ПО места отвечают на вопросы куда? откуда? где? присоединяются с помощью союзных слов;
    • ПО времени отвечают на вопросы до каких пор? как долго? когда? на сколько времени? Распространено присоединение с помощью союзов только, когда, пока, как только и т.д.;
    • ПО меры и степени отвечают на вопросы в какой мере? насколько?, относятся к слову, выражающему понятие, которое может иметь степень проявления;
    • ПО образа действия отвечают на вопрос как?, в главную часть можно вставить слова таким образом, так;
    • ПО условия отвечают на вопрос при каком условии?, присоединительные союзы – когда, если, как скоро;
    • ПО причины раскрывают вопрос почему?, союзы благодаря тому что, так как, потому что, вследствие того что;
    • ПО цели: вопросы с какой целью? зачем? и пр. Союзы лишь бы, чтобы, для того чтобы;
    • ПО следствия: следствие вытекает из первой части, союз так что;
    • ПО уступки: вопросы вопреки чему? несмотря на что? Союзы пускай, даром, несмотря на то что;
    • ПО сравнительные: вопросы как что? подобно чему?Союзы будто, словно, точно, как;
  4. Придаточные присоединительные не отвечают на вопросы, не выражают смысловых отношений обстоятельства, но дают дополнительную информацию к главной части. Средства связи: союзные слова (относительные местоимения что, где, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем).
В многочленных предложениях нужно указывать вид подчинения. Оно бывает последовательным: первое придаточное подчиняется главному, второе придаточное – первому и т.д. При параллельном подчинении придаточные зависят от главного, но отвечают на разные вопросы. Когда подчинение однородное, придаточные зависят от одного главного слова, отвечают на один вопрос.
В университетах разбирают в основном многочленные предложения, поэтому выделяют уровни членения, связи между ними, указывают все блоки и особенности их отношений между собой, чертят сложные схемы. В школе обычно ограничиваются предложениями, состоящими из двух-четырёх простых.
  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.

Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.

В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.

Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.

В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.

В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).

Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.

В 4 классе

В 5 классе

В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.

Сущ.(главное слово)+прил.,

Гл.(главное слово)+сущ.

Гл.(главное слово)+мест.

Нареч.+гл.(главное слово)

Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.

Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов.

В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое.

Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые.

Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.

Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью.

Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления.

Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится.


План разбора простого предложения

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.

4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).

5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).

6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.

7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).

8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).

9. Записать характеристику предложения.

10. Составить схему предложения.

Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.

1) Это был необыкновенный осенний день!

2) Обязанность каждого - трудиться.

3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.

4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.

5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.

6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.

7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.

8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.

9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.

10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.

11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.

12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.

13) Вода, куда ты бежишь?

14) Может, он с ума сошёл?

15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.

Образцы разбора простых предложений


Синтаксический разбор – одна из самых сложных тем в программе русского языка. Многие вообще не понимают, что такое синтаксический разбор и для чего он нужен. Именно этот анализ позволяет увидеть структуру предложения, а это, в свою очередь, повышает уровень пунктуационной грамотности. Можно проводить синтаксический разбор словосочетания, простого предложения и разных видов сложных предложений.

Синтаксический анализ словосочетания

Во-первых, из предложения необходимо вычленить интересующее нас словосочетание из контекста. Во-вторых, необходимо определить, какое слово является главным, а какое – зависимым. Определите, какими частями речи является каждое из них. Назовите тип синтаксической связи, присущий этому словосочетанию (согласование, примыкание или управление).

Синтаксический разбор словосочетания является относительно простым анализом в разделе синтаксиса. Приведем пример разбора словосочетания "складно говорит". В этом словосочетании главное слово "говорит". Говорит как? Складно. "Складно" - это зависимое слово. Главное слово "говорит" является глаголом настоящего времени в изъявительном наклонении, третьем лице, единственном числе. "Складно" - это наречие. Тип связи в словосочетании - примыкание.

Синтаксический анализ предложения

В этой части статьи постараемся доступно рассказать, что такое синтаксический разбор предложения и из каких этапов он состоит. Синтаксический разбор предложения – это анализ, направленный на изучение структуры предложения и отношений между его компонентами. Синтаксический анализ состоит из нескольких последовательных операций.

Схема анализа простого предложения

  1. Необходимо определить, каким является предложение по цели высказывания. Все предложения в этом отношении делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Если в конце предложения стоит восклицательный знак, необходимо отметить это и указать, что предложение является еще и восклицательным.
  2. Найти грамматическую основу предложения.
  3. Опишите строение предложения. Односоставное – только сказуемое или только подлежащее в грамматической основе. В этом случае укажите, какое именно это предложение: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное или назывное. Предложение может быть и двусоставным – имеется и подлежащее, и сказуемое. Укажите, нераспространенным или распространенным является предложение, то есть, имеются ли в предложении дополнения, определения, обстоятельства. Если они есть (второстепенные члены), то предложение распространенное; если нет - нераспространенное. Также нужно указать, полным или неполным является предложение. Если неполное, то нужно указать, какой именно член предложения в нем отсутствует.
  4. Определить, осложненное предложение или неосложненное. Осложненным является то предложение, в котором есть однородные члены, приложения, обращения, вводные слова.
  5. Определить, каким членом предложения является каждое слово и какой частью речи они выражены.
  6. Если в предложении есть знаки препинания, поясните их расстановку.

Теперь мы объясним, что такое синтаксический разбор простого предложения, на примере предложения: "Девушка загорала на пляже и слушала музыку".

  1. Повествовательное, невосклицательное.
  2. Грамматическая основа: девушка - подлежащее, загорала - сказуемое, слушала - сказуемое.
  3. Двусоставное, распространенное, полное.
  4. Предложение осложнено однородными сказуемыми.
  5. Девушка - подлежащее, выраженное существительным жен. рода в ед. ч. и им. падеже; загорала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; на - предлог; пляже - обстоятельство, выраженное существительным муж. рода в ед. числе и предлож. падеже; и - соединительный союз; слушала - сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени в ед. ч. и жен. роде; музыку - прямое дополнение, выраженное существительным женского рода в ед. числе и винит. падеже.

На примере разбора словосочетания и простого предложения мы объяснили Вам, что такое синтаксический разбор. Также существуют синтаксические разборы сложных предложений.