Идиот достоевский краткое анализ. "Идиот" Достоевского: подробный анализ романа

Смотрите также по произведению "Идиот"

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
  • Краткая характеристика произведения "Идиот" Достоевского Ф.М.

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.

План пересказа

1. Князь Мышкин по дороге в Петербург знакомится с сыном купца Парфеном Рогожиным. Портрет Настасьи Филипповны.
2. Знакомство Мышкина с семьей Епанчиных. История Настасьи Филипповны.
3. Князь поселяется у Иволгиных и знакомится со всем семейством.
4. Приезд шумной компании с Настасьей Филипповной в дом Иволгиных.
5. Вечер в доме Тоцкого: Настасья Филипповна отказывается от брака с Ганей, узнает о любви князя, но уезжает с Рогожиным.
6. Встреча князя с Рогожиным. Рогожин покушается на его жизнь.
7. Мышкин в Павловске. Разговор о «рыцаре бедном». Приход Бурдовского. Речи Ипполита.
8. Вызывающий поступок Настасьи Филипповны по отношению к Радомскому, жениху Аделаиды Епанчиной.
9. Попытка самоубийства Ипполита.
10. Свидание князя с Аглаей, а потом с Настасьей Филипповной.
11. Князь Мышкин предстает перед родными и гостями Епанчиной, Аглая отказывается от мысли выйти за него замуж.

12. Князь поставлен перед выбором, он остается с Настасьей Филипповной.
13. В день свадьбы она уезжает с Рогожиным.
14. Мышкин узнает, что Рогожин убил Настасью Филипповну.
15. Рогожина отправляют на каторгу, князя Мышкина с помутившимся рассудком помещают в больницу.

Пересказ
Часть I

Глава 1
В конце ноября в Петербург прибывает поезд из Швейцарии. Знакомятся трое пассажиров. Один из них - князь Лев Николаевич Мышкин, «молодой человек лет двадцати шести лет, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и легонькою, востренькою... бородкой», последний из знатного дворянского рода. В детстве заболел тяжелой нервной болезнью, рано осиротел и был помещен своим благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Прожив там четыре года, возвращается на родину с неясными, но большими планами послужить ей. Второй — Парфен Рогожин, сын богатого купца, унаследовавший после смерти отца огромное состояние. Он рассказывает о себе: отец помер, ни мать, ни братец не уведомили и даже денег на дорогу не прислали; сам-то кутежами родителя раздражал, грех попутал, из Пскова чуть не без сапог едет домой, в Петербург; братец подлец, с покрова парчового на гробе родителя ночью кисти литые золотые обрезал. Хорошо, что адвокаты Парфену отписали его долю, больше миллиона. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого дворянина Троцкого, которой страстно увлечен Рогожин. «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала», — говорит князь, рассматривая ее портрет. Третий — Лебедев - проныра-чиновник, который всегда все знает.

Глава 2
Князь со своим скромным узелком отправляется в дом дальних родственников, к генералу Епанчину. В семье генерала три дочери: старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица, Аглая. В передней князь на равных разговаривает с лакеем, чем наводит генерала на мысль: «князь просто дурачок и амбиции не имеет, потому что умный князь и с амбицией не стал бы в передней сидеть и с лакеем про свои дела говорить». И тем не менее «князь почему-то ему нравился».

Глава 3
В кабинете князя принимает генерал. Генерал Епанчин сразу отгораживается от князя: говорит, что очень занят, что между ними никаких родственных связей быть не может. Князь откровенно рассказывает о себе: он был тяжело болен, «частые припадки болезни сделали из него почти идиота (князь так и сказал идиота)». Генерал знакомит князя со своим чрезвычайно самолюбивым секретарем Ганей Иволгиным, у которого Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны. «Это необыкновенное по своей красоте... лицо сильнее еще поразило теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное: эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание... Эта ослепляющая красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота!»

Глава 4
Князю рассказывают некоторые подробности судьбы Настасьи Филипповны. Еще девочкой, круглой сиротой, она попала к дом к богатому господину Тоцкому. Он взял ее на воспитание, дал образование, а потом обольстил, превратил в наложницу, а после бросил. Тоцкий, стремясь освободиться от нее и вынашивая планы женитьбы на одной из дочерей Епанчиных, сватает ее за Ганю Иволгина, давая в качестве приданного семьдесят пять тысяч, которые и манят Ганю. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизительность положения. Ему предпочтительнее брак с Аглаей Епанчиной, в которую он даже немного влюблен (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждет от нее решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия.

Главы 5, 6
Князь поражает семейство Епанчиных непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно. Например, на вопрос, красива ли Аглая, он ответил: «Почти так же хороша, как Настасья Филипповна». Удивляет его проницательность, душевная чуткость: «От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! ...Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет». Дети искренни, поэтому князю Мышки-ну хорошо с ними: «Я... не люблю быть со взрослыми — не люблю, потому что не умею. ...С ними мне всегда тяжело почему-то, и ужасно рад, когда могу уйти поскорее к товарищам, а товарищи мои всегда были дети...» С каждым днем к нему начинают относиться с все большей симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни.

Глава 7
Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу. Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных.

Глава 8
У Иволгиных князь, не успев занять предоставленную ему комнату, знакомится со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и заканчивая женихом его сестры, молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко. Он сближается с тринадцатилетним братом Гани Колей Иволгиным.

Внезапно появляется Настасья Филипповна. Князь открыл ей дверь, и она приняла его сначала за лакея. Она приехала пригласить Ганю и его близких к себе на вечер.

Главы 9, 10
Настасья Филипповна забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Она издевается: это ее-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Происходит нечто вроде торга, с ее презрительно-насмешливым участием. Рогожин же отступать не собирается, он обещает к вечеру принести сто тысяч. Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно. Сестра Гани Варвара Ардалионовна не выдерживает и называет Настасью Филипповну «бесстыжей». Разражается скандал: возмущенная сестра плюет Гане в лицо. «У Гани в глазах помутилось, и он, совсем забывшись, изо всей силы замахнулся на сестру. Удар пришелся бы непременно ей в лицо. Но вдруг другая рука остановила на лету Ганинуруку. Между ним и сестрой стоял князь». Взбешенный Ганя «со всего размаха дал князю пощечину». Князь поступает, казалось бы, странно: он сочувствует обидчику. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — в этой фразе вся кротость князя. Затем он обращается к Настасье Филипповне: «А вам и не стыдно! Разве вы такая, какою теперь представляетесь!» В ответ на упрек Настасья Филипповна целует руку матери Гани и «быстро, горячо, вся вдруг вспыхнув и закрасневшись», шепчет: «Я ведь и в самом деле не такая, он угадал». Она уходит со смятением в душе: с этой минуты она полюбила князя.

Главы 11—13
Ганя приходит повиниться перед князем. Вечером князь отправляется к Настасье Филипповне. Здесь собралось «разношерстное» общество — от генерала Епанчина, тоже увлеченного героиней, до «шута» Фердыщенко.

Главы 14, 15
Настасья Филипповна задает внезапный вопрос князю, едва знакомому ей человеку, о предполагаемой свадьбе с Ганей Иволгиным: «Скажите мне, как вы думаете: выходить замуж или нет? Как скажете, так и сделаю». Все изумлены. Князь шепчет: «...ннет... не выходите», и Настасья Филипповна объявляет вопрос решенным. На протестующие реплики она отвечает: «Князь для меня то, что я в него первого, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с первого взгляда поверил, и я ему верю». Планы присутствующего здесь же Тоцкого тем самым оказываются разрушены. К полуночи появляется компания во главе с Рогожиным, который выкладывает перед Настасьей Филипповной завернутые в газету сто тысяч. Настасья Филипповна выговаривает Гане: «Да неужели ты меня в свою семью ввести хотел? Меня-то рогожинскую!.. Это он торговал меня: начал с восемнадцати тысяч, потом вот и эти сто...»

Князя больно ранит происходящее, он признается в любви Настасье Филипповне и выражает готовность взять ее, «как есть без ничего!», в жены. Она потрясена: «Чем жить-то будешь, коли уже так влюблен, что рогожинскую берешь за себя-то, за князя-то?» Он отвечает: «Я Вас честную беру, а не рогожинскую... Я ничего не знаю... и ничего не видел, но я... я сочту, что Вы мне, а не я сделаю честь. Я ничто, а Вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много... Я Вас, Настасья Филипповна, люблю. Я умру за Вас...» Он рассказывает, наконец, то, о чем хотел сказать весь день, но его прерывали: он получил письмо еще в Швейцарии, с известием, что ему полагается получить от умершей тетки миллионное наследство.

Глава 16
«Развязка неожиданная... я... не так ожидала, — говорит Настасья Филипповна. — Полтора миллиона, да еще князь, да еще, говорят, идиот в придачу, чего лучше? Опоздал Рогожин! Убирай свою пачку, я за князя замуж выхожу и сама богаче тебя!» Настасью Филипповну охватывает вспышка гордости, истерический приступ. Она швыряет пачку ассигнаций в камин и велит Гане руками из огня достать, а то сгорят: ведь он хотел жениться на ней из-за денег Тоцкого. Ганя из последних сил сдерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане «в награду за его муки» (потом они будут гордо возвращены им). Сама же она не хочет губить князя и решает ехать с Рогожиным.

Часть II

Глава 1
Проходит шесть месяцев. По Петербургу ходят слухи, что Настасья Филипповна несколько раз бежала от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя. Жизнь остальных вошла в обычное русло.

Князь ездит по России, в частности и по наследственным делам, да и просто из интереса к путешествиям по стране.

Глава 2
В июне князь приезжает из Москвы в Петербург. На вокзале князь чувствует на себе чей-то горячий взгляд, который пробуждает в нем смутные предчувствия. Он встречается с Лебедевым.

Главы 3, 4
Князь наносит визит Рогожину в его мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице. Во время их разговора князь замечает садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин, наконец, в раздражении не отбирает его. Князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен спаситель, только снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на нее, князь в изумлении восклицает: «...от этой картины у иного еще вера может пропасть», и Рогожин это неожиданно подтверждает. Рогожин предлагает обменяться крестами, ведет князя к матушке для благословения, поскольку они теперь как родные братья.

Глава 5
Побродив по городу, вечером князь возвращается к себе в гостиницу. В воротах он неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на темную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесенный нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает. Коля Иволгин перевозит князя на дачу к Лебедеву в Павловск.

Глава 6
К Лебедеву же переезжает семейство Иволгиных. В Павловске находятся также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. У князя собирается общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин поддразнивает Аглаю «рыцарем бедным», намекая на ее симпатию к князю и вызывая интерес матери Аглаи, Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображен человек, способный иметь идеал и отдать за этот идеал жизнь.

Глава 7
Аглая вдохновенно читает стихотворение Пушкина. Чуть позже появляется компания молодых людей. Один из них, некий Бурдовский, утверждает, что он «сын Павлищева». Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, «дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с».

Главы 8, 9
Зачитывается пасквиль из газетки о князе. Все сконфужены, а затем от него требуют, чтобы он, как благородный и честный человек, вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания сначала в смущении отступает, но потом опять наступает на князя. Не выдержав, всех пытается усовестить Лизавета Прокофьевна, но ее успокаивают.

Глава 10

Все внимание на себя теперь обращает чахоточный Ипполит Терентьев, который начинает «ораторствовать», дабы само утвердиться. Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили. Одновременно он стыдится своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Потом он уезжает со своими друзьями, а Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым. Когда все расходятся, появляется коляска с Настасьей Филипповной. Она фамильярно разговаривает с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей. Он делает вид, что не знает ее.

Главы 11, 12
Через три дня Лизавета Прокофьевна сама приходит к князю и допрашивает его о письме к Аглае. Затем она уводит его к себе.

Часть III

Главы 1, 2
В доме Епанчиных собралось все семейство, а также Радомский и князь Щ., жених Аделаиды. Они все отправляются на прогулку. На вокзале они видят другую компанию, в которой Настасья Филипповна. Она снова фамильярно обращается с Радомским, сообщает ему о самоубийстве его дядюшки, растратившем крупную казенную сумму. Все приходят в негодование от провокации. Офицер, приятель Радомского, замечает: «тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!», в ответ на это Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает ему лицо. Офицер хочет ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его. Появляется Рогожин и уводит ее.

Главы 3, 4
Вечером князь получает записку от Аглаи, а позднее встречается с Рогожиным, который сообщает ему, что Настасья Филипповна пишет письма Аглае. Вернувшись к себе, князь застает там веселящуюся компанию, празднующую его день рождения.

Главы 5—7
Ипполит Терентьев читает вслух написанное им «Мое необходимое объяснение» — потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обреченного болезнью на преждевременную смерть. После чтения он пытается покончить с собой, но в пистолете не оказывается пули. Над ним начинают смеяться, но князь защищает Ипполита, мучительно боявшегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Уже рассвело, и князь идет на свидание с Аглаей.

Глава 8
Аглая предлагает князю стать ее другом и бежать с ней. Князь чувствует, что по-настоящему любит ее. Тут они встречают Лизавету Прокофьевну, и та зовет князя к себе.

Главы 9, 10
Возвращаясь к себе, князь разговаривает с Лебедевым. Мышкин читает письма, которые Настасья Филипповна писала Аглае. Немного позднее он идет бродить по парку и оказывается у дома Епанчиных, а потом в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны. Она встает перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным.

Часть IV

Главы 1—4
Через неделю, придя из дома Епанчиных, Варвара Ардалионовна сообщает Гане, что князь формально объявлен женихом Аглаи. Ганя показывает сестре записку от Аглаи, где она просит встретиться с ней. С генералом Иволгиным случается удар.

Главы 5—7
Некоторое время князь блаженствует от осознания того, что Аглая любит его. Однажды вечером у Епанчиных должны были состояться своего рода «смотрины» князя, были приглашены высокопоставленные гости. Аглая считает, что князь несравненно выше всех их, но она боится, что он скажет или сделает что-нибудь не так. От этого князь еще больше нервничает и боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке. Присутствующим становится неловко. Аглая говорит, что никогда не считала его своим женихом.

Глава 8
На следующий день князя приходит навестить семейство Епанчиных. Потом к нему заходит Ипполит. Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Присутствует также и Рогожин. Аглая строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в ее и князя личную жизнь. Оскорбленная тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в гневном порыве приказывает князю остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Рогожин уходит. Князь осознает, что любит Настасью Филипповну любовью-жалостью и не в силах бросить ее.

Глава 9
Прошло две недели, по Павловску ходили слухи о последних событиях. Состояние князя становилось все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Глава 10
Назначается день свадьбы князя и Настасьи Филипповны. Вскоре умирает генерал Иволгин. Накануне свадьбы Настасья Филипповна, воодушевленная, радостно готовится к венчанию. В день свадьбы возле церкви она видит Рогожина и внезапно бросается к нему, прося увезти ее отсюда. Парфен подхватывает ее на руки, садится в экипаж и увозит. Князь отправляется за ней.

Глава 11
В Петербурге князь сразу идет к Рогожину. Открывшая дверь старушка говорит, что того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь отправляется на квартиру к Настасье Филипповне, ходит по ее знакомым, пытаясь что-нибудь узнать про нее. Возвращается к дому Рогожина несколько раз, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Неожиданно он встречает его: Рогожин шепотом просит его следовать за ним. В доме он проводит князя в комнату. Там в алькове на кровати под белой простыней, обставленная «склянками со ждановской жидкостью», чтобы не чувствовался запах тления, лежит мертвая Настасья Филипповна. Рогожин признается, что это он ее убил. Рогожин оставляет князя провести с ним вместе ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открыли дверь, то «застали убийцу в полном беспамятстве и горячке. Князь сидел подле него неподвижно и тихо, каждый раз при взрывах крика или бреда больного, спешил провести дрожащею рукой по его волосам и щекам, как бы ласкал и унимал его. Но он уже ничего не понимал, о чем его спрашивали, и не узнавал вошедших людей».

Глава 12
На суде Рогожин отвел от князя все подозрения в соучастии, взяв всю вину из себя. Рогожина осуждают на пятнадцать лет каторги. Князя Мышкина снова помещают в больницу в Швейцарии. Рассудок его окончательно помутился. Аглая вышла замуж за какого-то прохвоста, якобы польского графа, и рассорилась с семьей. Аглая погружается душой в католицизм, ненавистный князю Мышкину.

Происходит действие романа Павловске в Петербурге конца 1867 - начала 1868 г.
Князь Мышкин Лев Николаевич приехал из Швейцарии в Петербург. Ему лет двадцать шесть, знатный дворянин, последний в своем род, он рано стал сиротой, в детстве сильно болел тяжёлой нервной болезнью и его опекун Павлищев поместил его в швейцарский санаторий. Там он жил четыре года и теперь возвратился в Россию, чтобы ей послужить. В поезде Мышкин познакомился с Парфеном Рогожиным, который был сыном богатого купца, которому после его смерти отца досталось очень большое состояние. Именно от него он узнает о Настасьи Филипповне Барашковой, которая была любовницей богатого аристократа Тоцкого. Также ее любит Рогожин.
Князь идет в дом к генералу Епанчина Мышкин является дальним родственником его жены Елизаветы Прокофьевны. У Епанчина есть три дочери: Александра, Аделаида и Аглая. Князя принимают с любопытством и симпатией. Князь был доверчивым, непосредственным, достаточно наивным и умным человеком. Здесь князя знакомят и с самолюбивым секретарём генерала Иволгиным Ганей.
Тоцкий, хочет избавиться от Настасьи Филипповны и жениться на одной из дочерей Епанчинных. А ее отдать за Ганю Иволгина, а качестве приданого дает деньги. Ганя очень любит деньги, с помощью их он хочет выбиться в люди. Он бы хотел жениться на Аглае Епанчиной. Он ждет от нее решения, так как от этого будут зависеть дальнейшие его действия. Князь становится посредником между Аглаей, и Ганей.
Князю предлагают пожить в квартире Иволгиных. Князь не успевает обжиться и познакомиться со всеми жителями квартиры, как происходят неожиданные события. Приезжает Настасья Филипповна, чтобы пригласить Ганю и его родных к себе на вечер. Она развлекается, слушая речи генерала Иволгина, которые сильно накаляют остановку. Приезжает шумная компания вместе с Рогожиным, который кладет перед Настасьей Филипповной деньги. Происходит что-то вроде торга, за Настасью Филипповну.
Для матери Гани и его сестры все происходящее очень унизительно. Настасья Филипповна женщина продажная, но для Гани она надежда на его обогащение. Происходит скандал. Ганина сестра Варвара Ардалионовна плюет брату в лицо, тот хочет ее ударить, но за нее заступается князь и получает пощечину от Гани.
Князь покорен красотой Настасьи Филипповны, и он приходит к ней вечером. В ее доме собралось очень много народа, начиная с генерала Епанчина до шута Фердыщенко. Настасьи Филипповна, задает вопрос, выходить ли ей за Ганю, и князь отвечает, что этого делать не стоит. Опять приезжает Рогожин, который кладет перед Настасьей Филипповной сто тысяч.
В это время князь признается к Настасье Филипповне в любви и говорит, что готов жениться на ней. Также выясняется, что Мышкин получил богатое наследство от умершей тетки. Настасья Филипповна уезжает с Рогожиным, а сверток с деньгами бросает в камин и предлагает достать их оттуда Гане. Ганя хочет уйти, но падает в обморочном состоянии. Настасья Филипповна каминными щипцами достает пачку с деньгами и оставляет ее Гане в качестве вознаграждения за его муки.
Прошло шесть месяцев. Князь, поколесив по России, едет из Москвы в Петербург. Ходят слухи, что Настасья Филипповна несколько раз сбегала из под венца, от Рогожина к князю.
На вокзале князь на себе чувствует чей-то огненный взгляд. Князь едет к Рогожину, он жил в доме на Гороховой улице. Они разговаривают, и князь постоянно в руки берет нож, Рогожин его убирает. В доме у Рогожина князь на стене видит копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен Спаситель, которого только что сняли с креста. Они меняются крестами, потом Парфен ведет князя для благословения к матушке, так как они теперь, как родные братья.
При возвращении в гостиницу, в воротах князь замечает знакомую фигуру и идет вслед за ней. Здесь он видит те же самые сверкающие глаза, что и на вокзале, это был Рогожин, принесенный нож. У князя случается припадок эпилепсии и Пафен убегает.
Мышкин переезжает в Павловск на дачу Лебедева, где присутствует семья Епанчиных и Настасья Филипповна. У него вечером собирается много народа.
Позже приезжает компания во главе с молодым человеком Бурдовским, который является сыном Павлищева. Они как нигилисты, по словам Лебедева, но только деловитее. Из газеты зачитывается клевета о князе, а потом от него требуют, чтобы вознаградил своего благодетеля Павлищева. Ганя Иволгин, доказывает, что Бурдовский не является сыном Павлищева. Компания уходит, остается только Ипполит Терентьев, который говорить против князя. Мышкин всех выслушивает, и перед всеми чувствует себя виноватым.
Потом князь посещает Епанчиных, и все присутствовавшие отправляются на прогулку. Неподалеку на вокзале появляется другая компания, где присутствует Настасья Филипповна. Она для провокации бесцеремонно обращается к Радомскому, говоря тому, что его дядюшка покончил с собой из-за потраченных казенных денег. Все возмущаются. Приятель Радомского, офицер, в гневе говорит, что с этой твари нужен хлыст. В ответ на это Настасья Филипповна выхватывает из рук у кого-то трость и рассекает его лицо до крови. Офицер хочет ответить ударом Настасье Филипповне, но князь Мышкин заступается за нее.
На дне рождении князя Ипполит Терентьев зачитывает написанную им исповедь(«Мое необходимое объяснение»), после чего совершает попытку самоубийства, но не оказывается пистона в пистолете. Князь защищает Ипполита от нападок и насмешек.
В парке утром Аглая предлагает князю быть ее другом. Князь понимает, что любит её. Немного позже, там же происходит встреча Мышкина и Настасьи Филипповны, которая спрашивает, счастлив ли он с Аглаей, а затем уходит с Рогожиным. Она Аглае пишет письма, в которых просит её выйти замуж за князя.
Через неделю князя объявляют женихом Аглаи. К Епанчиным на смотрины князя приглашены гости. Аглая считает, что князь все равно выше всех них. Сначала князь молчит, но потом очень красноречиво толкает речи. На вечере у Мышкина опять случается припадок.
Аглая назначила в Павловске встречу Настасье Филипповне, на которую идет вместе с князем. На встрече присутствует Рогожин. Аглая, спрашивает у Настасьи Филипповны, какое право она имеет писать ей письма и вмешиваться в ее личную жизнь с князем. Оскорбленная Настасья Филипповна в гневе просит князя остаться с ней и прогоняет Рогожина. Князь мечется между двумя женщинами. Он очень любит Аглаю, но также любит любовью-жалостью и Настасью Филипповну. Он не может, бросить ее. Состояние князя становится все хуже, он все больше погружается в душевное смятение.
Князь хочет жениться на Настасьи Филипповне. В день бракосочетания, по пути к церкви, она бежит к стоящему в толпе Рогожину, который и увозит её.
На утро князь приезжает в Петербург и едет к Рогожину. Его нет дома, князю кажется, тот смотрит на него из-за шторы. Князь начинает ходить по знакомым Настасьи Филипповны, пытаясь узнать про нее хоть что-нибудь. Он несколько раз приезжает к дому Рогожина, но того нет. Весь день князь надеется, что Парфен все-таки появится. На улице он встречается с Рогожиным и тот шепотом просит идти за ним. Рогожин приводит князя в комнату в доме, где на кровати мертвая лежит Настасья Филипповна.
Рогожин и Князь проводят вместе над трупом бессонную ночь, а на следующий день приезжает полиция и находит там мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его Мышкина, который уже никого не узнает и ничего не понимает. Эти события разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в идиота

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Идиот». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Оман «Идиот» - одно из любимых поэтических детищФ.М.Достоевского. Евангельская тема, разработка которой была начата писателем «Преступлении и наказании» не оставляла творца, и он в записных книжках к «Идиоту», замечает, что князь - это Христос, героиня - блудница и т.д.

В процессе разработки сюжет романа слагался медленно и изменялся до неузнаваемости. В итоге, в начале 1868 года автором сформулирована главная идея: изображение человека положительно прекрасного, каковым и является главный герой произведения - князь, Лев Николаевич Мышкин.

Итак, главный герой романа Ф.М.Достоевского «Идиот» - Лев Николаевич Мышкин, чуткий, впечатлительный молодой человек, представитель захудалого, княжеского рода. Он не имеет родных и болен эпилепсией. Несколько лет назад неким благотворителем молодой человек был отправлен на лечение в Швейцарию, откуда и возвращается в Петербург. С возвращения Мышкина и начинается повествование.

В поезде князь знакомится с попутчиком, Парфеном Рогожиным, младшим из купеческого рода. Характерные черты Парфена: импульсивность, страсть, ревность, душевная широкость. Встретившись однажды, Мышкин и Рогожин окажутся навсегда неразрывно связанными роковой любовью в одной женщине - Настасье Филипповне, наложнице Тоцкого. Мышкин и Рогожин - оба не отличаются светской образованностью. Оба стихийны, они словно единое целое в двух ипостасях: светлый тихий ангел Лев Николаевич Мышкин и темный, мрачный, страстный Парфен Рогожин.

По приезду в Петербург, князь Мышкин отправляется в дом генерала Епанчина. Знатная генеральша - родственница князя, она из рода Мышкиных. Свойственная ей искренность, светлая доброта и природная, до детскости, правдивость неоднократно напоминают читателю об этом родстве.

В доме Епанчиных Мышкин случайно увидел портрет Настасьи Филипповны, известной петербургской «камелии» (ее хотят выдать замуж за Ганю Иволгина, который служит у генерала Епанчина секретарем). Мышкин словно узнает в красавице родственную душу, в ее прекрасном лице он находит чрезвычайной глубины душевное страдание. Судьба Настасьи Филипповны действительно глубоко трагична. Ее, еще девочку-красавицу, дочь обедневшего помещика взял на воспитание богач и делец Тоцкий. Она стала для него предметом плотских утех. Она талантлива, умна, глубока, приспособилась к своему положению, но она не рабыня, а волевая женщина, и готова мстить за свое унижение, за свое положение в обществе, ведь она мечтала о счастье, о чистом идеале. Настасья Филипповна жаждет душевного счастья, и готова страданием искупить свои грехи, вырваться из отвратительного лживого мира, мира низости человеческой и лицемерия. Настасья протестует против брака с Ганей Иволгиным, который навязывают Тоцкий и Епанчин. В князе она сразу же узнала чистый непорочный идеал своей юности и полюбила его, такого не похожего на других петербургских представителей общества, чистой любовью. Он ее - любовью-жалостью. Она любит его любовью-восхищением и любовью-жертвой: она падшая женщина, «содержанка» не посмеет погубить чистого «младенца» князя. И она принимает искреннюю, звериную любовь-сладострастье Парфена Рогожина, человека, любящего порывисто, чувственно, необузданно.

Настасья Филипповна старается устроить брак Мышкина с Аглаей Епанчиной, дочерью генерала - умной и красивой девушкой. Но встреча двух любящих князя женщин приводят к разрыву. Князь Мышкин, окончательно запутавшись и исстрадавшись, в решающую минуту остался с Настасьей Филипповной, униженной Аглаей и глубоко страдающей. Они счастливы. И вот - свадьба. Однако Рогожин появляется вновь, и Настасья вновь - в метании. Парфен увозит невесту князя и в порыве ревности убивает ее.

Такова основная сюжетная линия романа Ф.М.Достоевского «Идиот» . Но ей сопутствуют другие параллельные истории. Поэтому, передать кратко содержание романа Ф.М.Достоевского невозможно. Ведь герои романов Достоевского - всегда идеи, а люди их носители, персонификации.

В романе представлены темы взаимоотношений церкви и государства, России и Европы, православия и католицизма. Каждый герой - особый тип: опустившийся отец Гани - генерал Иволгин и все их семейство, Лебедев - чиновник, своеобразный «комментатор» Апокалипсиса, ростовщик Птицын - будущий зять Иволгиных, пошляк Фердыщенко, позитивист Бурдовский и его товарищи, рогожинская компания, генерал Епанчин со своим семейством. В поэтическом мире Достоевского важна чрезвычайно каждая деталь, каждое слово персонажа, даже если он не является главным. Именно в романе «Идиот» Достоевский говорит фразу, ставшую хрестоматийной: «Мир красотой спасется», но где заканчивается красота и начинается некрасивость? Из всех романов писателя «Идиот» - поман-поэма, самое лирическое произведение. Человек прекрасный в бездуховном обществе обречен на гибель. Одна из самых сильных, высокохудожественных сцен в творчестве писателя - Парфен Рогожин и князь Мышкин у тела Настасьи Филипповны. Являясь «зерном» литературного шедевра, она потрясает читателя до глубины души.

Действие романа происходит в Петербурге и Павловске конца 1867 - начала 1868 г.

Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий. Там он прожил четыре года и теперь возвращается в Россию с неясными, но большими планами послужить ей. В поезде князь знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. От него князь впервые слышит имя Настасьи Филипповны Барашковой, любовницы некоего богатого аристократа Тоцкого, которой страстно увлечен Рогожин.

По приезде князь со своим скромным узелком отправляется в дом генерала Епанчина, дальним родственником жены которого, Елизаветы Прокофьевны, является. В семье Епанчиных три дочери - старшая Александра, средняя Аделаида и младшая, общая любимица и красавица Аглая. Князь поражает всех непосредственностью, доверчивостью, откровенностью и наивностью, настолько необычайными, что поначалу его принимают очень настороженно, однако с все большим любопытством и симпатией. Обнаруживается, что князь, показавшийся простаком, а кое-кому и хитрецом, весьма неглуп, а в каких-то вещах по-настоящему глубок, например, когда рассказывает о виденной им за границей смертной казни. Здесь же князь знакомится и с чрезвычайно самолюбивым секретарём генерала Ганей Иволгиным, у которого видит портрет Настасьи Филипповны. Её лицо ослепительной красоты, гордое, полное презрения и затаенного страдания, поражает его до глубины души.

Узнает князь и некоторые подробности: обольститель Настасьи Филипповны Тоцкий, стремясь освободиться от нее и вынашивая планы жениться на одной из дочерей Епанчиных, сватает её за Ганю Иволгина, давая в качестве приданого семьдесят пять тысяч. Ганю манят деньги. С их помощью он мечтает выбиться в люди и в дальнейшем значительно приумножить капитал, но в то же время ему не дает покоя унизительность положения. Он бы предпочёл брак с Аглаей Епанчиной, в которую, может быть, даже немного влюблён (хотя и тут тоже его ожидает возможность обогащения). Он ждет от нее решающего слова, ставя от этого в зависимость дальнейшие свои действия. Князь становится невольным посредником между Аглаей, которая неожиданно делает его своим доверенным лицом, и Ганей, вызывая в том раздражение и злобу.

Между тем князю предлагают поселиться не где-нибудь, а именно в квартире Иволгиных. Не успевает князь занять предоставленную ему комнату и перезнакомиться со всеми обитателями квартиры, начиная с родных Гани и кончая женихом его сестры молодым ростовщиком Птицыным и господином непонятных занятий Фердыщенко, как происходят два неожиданных события. В доме внезапно появляется не кто иной, как Настасья Филипповна, приехавшая пригласить Ганю и его близких к себе на вечер. Она забавляется, выслушивая фантазии генерала Иволгина, которые только накаляют атмосферу. Вскоре появляется шумная компания с Рогожиным во главе, который выкладывает перед Настасьей Филипповной восемнадцать тысяч. Происходит нечто вроде торга, как бы с её насмешливо-презрительным участием: это её-то, Настасью Филипповну, за восемнадцать тысяч? Рогожин же отступать не собирается: нет, не восемнадцать - сорок. Нет, не сорок - сто тысяч!..

Для сестры и матери Гани происходящее нестерпимо оскорбительно: Настасья Филипповна - продажная женщина, которую нельзя пускать в приличный дом. Для Гани же она - надежда на обогащение. Разражается скандал: возмущенная сестра Гани Варвара Ардалионовна плюет ему в лицо, тот собирается ударить её, но за нее неожиданно вступается князь и получает пощечину от взбешенного Гани, "О, как вы будете стыдиться своего поступка!" - в этой фразе весь князь Мышкин, вся его бесподобная кротость. Даже в эту минуту он сострадает другому, пусть даже и обидчику. Следующее его слово, обращённое к Настасье Филипповне: "Разве вы такая, какою теперь представлялись", станет ключом к душе гордой женщины, глубоко страдающей от своего позора и полюбившей князя за признание её чистоты.

Покоренный красотой Настасьи Филипповны, князь приходит к ней вечером. Здесь собралось разношерстное общество, начиная с генерала Епанчина, тоже увлеченного героиней, до шута Фердышенко. На внезапный вопрос Настасьи Филипповны, выходить ли ей за Ганю, он отвечает отрицательно и тем самым разрушает планы присутствующего здесь же Тонкого. В половине двенадцатого раздается удар колокольчика и появляется прежняя компания во главе с Рого-жиным, который выкладывает перед своей избранницей завернутые в газету сто тысяч.

И снова в центре оказывается князь, которого больно ранит происходящее, он признается в любви к Настасье Филипповне и выражает готовность взять её, "честную", а не "рогожинскую", в жены. Тут же внезапно выясняется, что князь получил от умершей тетки довольно солидное наследство. Однако решение принято - Настасья Филипповна едет с Рогожиным, а роковой сверток со ста тысячами бросает в горящий камин и предлагает Гане достать их оттуда. Ганя из последних сил удерживается, чтобы не броситься за вспыхнувшими деньгами, он хочет уйти, но падает без чувств. Настасья Филипповна сама выхватывает каминными щипцами пачку и оставляет деньги Гане в награду за его муки (потом они будут гордо возвращены им).

Проходит шесть месяцев. Князь, поездив по России, в частности и по наследственным делам, и просто из интереса к стране, приезжает из Москвы в Петербург. За это время, по слухам, Настасья Филипповна несколько раз бежала, чуть ли не из-под венца, от Рогожина к князю, некоторое время оставалась с ним, но потом бежала и от князя.

На вокзале князь чувствует на себе чей-то огненный взгляд, который томит его смутным предчувствием. Князь наносит визит Рогожину в его грязно-зеленом мрачном, как тюрьма, доме на Гороховой улице, во время их разговора князю не дает покоя садовый нож, лежащий на столе, он то и дело берет его в руки, пока Рогожин наконец в раздражении не отбирает его у него (потом этим ножом будет убита Настасья Филипповна). В доме Рогожина князь видит на стене копию картины Ханса Гольбейна, на которой изображен Спаситель, только что снятый с креста. Рогожин говорит, что любит смотреть на нее, князь в изумлении вскрикивает, что "...от этой картины у иного ещё вера может пропасть", и Рогожин это неожиданно подтверждает. Они обмениваются крестами, Парфен ведет князя к матушке для благословения, поскольку они теперь, как родные братья.

Возвращаясь к себе в гостиницу, князь в воротах неожиданно замечает знакомую фигуру и устремляется вслед за ней на темную узкую лестницу. Здесь он видит те же самые, что и на вокзале, сверкающие глаза Рогожина, занесенный нож. В это же мгновение с князем случается припадок эпилепсии. Рогожин убегает.

Через три дня после припадка князь переезжает на дачу Лебедева в Павловск, где находится также семейство Епанчиных и, по слухам, Настасья Филипповна. В тот же вечер у него собирается большое общество знакомых, в том числе и Епанчины, решившие навестить больного князя. Коля Иволгин, брат Гани, поддразнивает Аглаю "рыцарем бедным", явно намекая на её симпатию к князю и вызывая болезненный интерес матери Аглаи Елизаветы Прокофьевны, так что дочь вынуждена объяснить, что в стихах изображен человек, способный иметь идеал и, поверив в него, отдать за этот идеал жизнь, а затем вдохновенно читает и само стихотворение Пушкина.

Чуть позже появляется компания молодых людей во главе с неким молодым человеком Бурдовским, якобы "сыном Павлищева". Они вроде как нигилисты, но только, по словам Лебедева, "дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с". Зачитывается пасквиль из газетки о князе, а затем от него требуют, чтобы он как благородный и честный человек вознаградил сына своего благодетеля. Однако Ганя Иволгин, которому князь поручил заняться этим делом, доказывает, что Бурдовский вовсе не сын Павлищева. Компания в смущении отступает, в центре внимания остается лишь один из них - чахоточный Ипполит Терентьев, который, самоутверждаясь, начинает "ораторствовать". Он хочет, чтобы его пожалели и похвалили, но ему и стыдно своей открытости, воодушевление его сменяется яростью, особенно против князя. Мышкин же всех внимательно выслушивает, всех жалеет и чувствует себя перед всеми виноватым.

Ещё через несколько дней князь посещает Епанчиных, затем все семейство Епанчиных вместе с князем Евгением Павловичем Радомским, ухаживающим за Аглаей, и князем Щ., женихом Аделаиды, отправляются на прогулку. На вокзале неподалеку от них появляется другая компания, среди которой Настасья Филипповна. Она фамильярно обращается к Радомскому, сообщая тому о самоубийстве его дядюшки, растратившего крупную казенную сумму. Все возмущены провокацией. Офицер, приятель Радомского, в негодовании замечает, что "тут просто хлыст надо, иначе ничем не возьмешь с этой тварью!", в ответ на его оскорбление Настасья Филипповна выхваченной у кого-то из рук тросточкой до крови рассекает его лицо. Офицер собирается ударить Настасью Филипповну, но князь Мышкин удерживает его.

На праздновании дня рождения князя Ипполит Терентьев читает написанное им "Мое необходимое объяснение" - потрясающую по глубине исповедь почти не жившего, но много передумавшего молодого человека, обреченного болезнью на преждевременную смерть. После чтения он совершает попытку самоубийства, но в пистолете не оказывается капсюля. Князь защищает Ипполита, мучительно боящегося показаться смешным, от нападок и насмешек.

Утром на свидании в парке Аглая предлагает князю стать её другом. Князь чувствует, что по-настоящему любит её. Чуть позже в том же парке происходит встреча князя и Настасьи Филипповны, которая встает перед ним на колени и спрашивает его, счастлив ли он с Аглаей, а затем исчезает с Рогожиным. Известно, что она пишет письма Аглае, где уговаривает её выйти за князя замуж.

Через неделю князь формально объявлен женихом Аглаи. К Епанчиным приглашены высокопоставленные гости на своего рода "смотрины" князя. Хотя Аглая считает, что князь несравненно выше всех них, герой именно из-за её пристрастности и нетерпимости боится сделать неверный жест, молчит, но потом болезненно воодушевляется, много говорит о католицизме как антихристианстве, объясняется всем в любви, разбивает драгоценную китайскую вазу и падает в очередном припадке, произведя на присутствующих болезненное и неловкое- впечатление.

Аглая назначает встречу Настасье Филипповне в Павловске, на которую приходит вместе с князем. Кроме них присутствует только Рогожин. "Гордая барышня" строго и неприязненно спрашивает, какое право имеет Настасья Филипповна писать ей письма и вообще вмешиваться в её и князя личную жизнь. Оскорбленная тоном и отношением соперницы, Настасья Филипповна в порыве мщения призывает князя остаться с ней и гонит Рогожина. Князь разрывается между двумя женщинами. Он любит Аглаю, но он любит и Настасью Филипповну - любовью-жалостью. Он называет её помешанной, но не в силах бросить её. Состояние князя все хуже, все больше и больше погружается он в душевную смуту.

Намечается свадьба князя и Настасьи Филипповны. Событие это обрастает разного рода слухами, но Настасья Филипповна как будто радостно готовится к нему, выписывая наряды и пребывая то в воодушевлении, то в беспричинной грусти. В день свадьбы, по пути к церкви, она внезапно бросается к стоящему в толпе Рогожину, который подхватывает её на руки, садится в экипаж и увозит её.

На следующее утро после её побега князь приезжает в Петербург и сразу отправляется к Рогожину. Того нет дома, однако князю чудится, что вроде бы Рогожин смотрит на него из-за шторы. Князь ходит по знакомым Настасьи Филипповны, пытаясь что-нибудь разузнать про неё, несколько раз возвращается к дому Рогожина, но безрезультатно: того нет, никто ничего не знает. Весь день князь бродит по знойному городу, полагая, что Парфен все-таки непременно появится. Так и случается: на улице его встречает Рогожин и шепотом просит следовать за ним. В доме он приводит князя в комнату, где в алькове на кровати под белой простыней, обставленная склянками со ждановской жидкостью, чтобы не чувствовался запах тления, лежит мертвая Настасья Филипповна.

Князь и Рогожин вместе проводят бессонную ночь над трупом, а когда на следующий день в присутствии полиции открывают дверь, то находят мечущегося в бреду Рогожина и успокаивающего его князя, который уже ничего не понимает и никого не узнает. События полностью разрушают психику Мышкина и окончательно превращают его в идиота.

Достоевский убеждён, что носитель добра и любви, высокого и неоспоримого этического и эстетического идеала может стать спасением отдельного человека и всего человечества. Вступая в полемику с просветителями XVIII века, которые делали акцент на разумном начале в процессе обретения людьми счастья, а также с российскими радикально настроенными демократами, которые уповали на решительные акции и деяния на пути преобразования общественной жизни, Достоевский рисовал героя, который воздействовал бы на людей своим состраданием, своей безграничной любовью, верой и готовностью к сознательному «самопожертвованию всего себя в пользу всех». Идеальность центрального героя романа ощущают почти все его персонажи. Генерал Иволгин восклицает: «Князь, вы благородны как идеал! Что пред вами другие? » Патетика, свойственная этому персонажу, соединена в этом высказывании с искренним восхищением.

«Идиот» (Достоевский): смысл названия

Почему же произведение Достоевского оказалось названным столь странным и столь шокирующим читателя словом - «Идиот»? Последнее имеет несколько значений, учтённых писателем. Одно из них используется в быту и имеет бранный характер. В этом плане оно употребляется «другими» персонажами, часто в раздражении, в сердцах, людьми, которые не в состоянии понять его, которым кажется он чужим. Однако эти персонажи ощущают условность такого словоупотребления, обидное его звучание для человека, который по своему интеллекту стоит намного выше таких, как генерал Епанчин или Ганя Иволгин. Другое значение этого слова — народное. В этом случае оно близко таким обозначениям, как «убогий», «юродивый», «божий человек». Третье значение связано с болезнью Мышкина, тяжелой эпилепсией, нервным расстройством, невменяемостью или, напротив, возбудимостью. Болезни эти поразили юношу ещё в России, вследствие чего он вынужден был долго лечиться в швейцарской клинике. В четвертом смысле это слово «идиот» употреблялось в эпоху Возрождения и в XVII веке по отношению к физическим уродам, выполнявшим функцию шутов и шутих и нередко страдавшим слабоумием или, напротив, отличавшимся острым умом. Таковы Эль Примо, Себастьян де Морра, Дон Антонио-англичанин, особенно Франсиско Лескано и Бобо де Корка при испанском дворе, изображенные Д. Веласкесом, Трибуле при дворе Франциска I, Риголетто в опере Верди. «Вот ужас: быть шутом! Вот ужас: быть уродом!» — произносит Трибуле в драме В. Гюго «Король забавляется», зная, что придворные его считают чуждым им идиотом. В пятом значении это слово употреблялось в Средние века, когда идиотом, как это показал Р.- И. Хлодковский, прозывали человека, обделенного «книжной премудростью», но богатого мудростью сердца. Большинство из этих смыслов присутствуют в ёмком названии романа Достоевского «Идиот», и автор «играет» ими в тексте, показывая относительную неуместность подобного прозвания героя в начале романа (с чем не считаются люди, окружающие Мышкина) и трагическую оправданность этого обозначения — в финале. Читатели книги в конце концов убеждаются в ёмкости и меткости выбранного автором названия произведения.

Место и время действия

Своего героя, молодого князя Мышкина автор приводит из далекой горной Швейцарии в Россию, сталкивая его с «хаосом» новой действительности. Иногда писатель сознательно раздвигает место действия, вводя при помощи рассказов персонажей и собственных описаний сцены из жизни Франции (Лиона), Швейцарии, русской провинции и Москвы, но в основном события протекают в Петербурге и его пригороде — Павловске. Но это сужение места действия не мешает автору ввести в читательскую орбиту всю русскую действительность пореформенной эпохи.

Время действия в романе «Идиот» Достоевского охватывает около семи месяцев, начавшись в конце ноября 1867-го, а завершившись летом 1868. Годы эти соответствуют времени написания Достоевским произведения, которое буквально «дышит» современностью. Эпоха 60-х годов отражена в упоминаниях о судебной реформе («здесь про суды много говорят»), о строительстве железных дорог, развитом ростовщичестве, гласности, росте уголовной преступности, в раскрытии судорожных метаний персонажей романа, в изломанности характеров, в ожидании людьми «обновления», в кричащих противоречиях поведения действующих лиц, в острой борьбе идей и мнений. «Тут у вас много разного наболело и наросло», — замечает проницательный Мышкин, едва встретив столичную жизнь. Ряд высказываний персонажей подтверждает эту суммарную характеристику. «Богатства больше, но силы меньше; связующей мысли не стало». Действительно, на одном полюсе швыряющие тысячами миллионщики Рогожины, на другом — усталость аристократов Тоцких, выпадение из привычной колеи жизни Иволгиных. Сама фраза Лебедева вызывает ассоциацию с давним свидетельством, запечатленным в «Гамлете»: «Распалась связь времен». Кризисность времени повторилась в новых исторических условиях. Генерал Епанчин охвачен страхом: «В воздухе как будто что-то носится, как будто летучая мышь, беда летает, и боюсь, боюсь!» Ясно, что это не восприятие пейзажа, а ощущение эпохи. Лизавета Прокофьевна воспринимает перемены столь же обостренно: «Всё навыворот, все кверху ногами пошло». Даже пятнадцатилетий Коля в недоумении: «И как это так всё устроилось, не понимаю. Кажется, уж как крепко стояло, а что теперь?» В обществе особую власть обрели деньги, распространились аферы, коммерческие сделки, откупы, получения богатейших наследств. «В наш век все авантюристы», — замечает один из героев романа. Общество заметно криминализировалось. В книге Достоевского отражены такие нашумевшие преступления, как убийство восемнадцатилетним гимназистом В. Горским шести человек в доме купца Жемарина; как ограбление студентом университета А. М. Даниловым ростовщика Попова и его служанки Нордман. Настасья Филипповна замечает: «Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели». Поэтому нельзя не ощутить внутреннюю связь «Идиота» с романом «Преступление и наказание», хотя в первом из этих произведений убийство происходит не только из-за денег, а в «Идиоте» и вообще не из-за них. Все эти приметы времени второй половины 60-х годов запечатлены в новом романе Достоевского благодаря тому пристальному вниманию, которое писатель уделил газетной информации, благодаря щедрому проникновению в роман фактов текущей общественной жизни. Всё это сделало картину нарисованной в нём жизни исторически-конкретной. Вот почему Достоевский однажды сказал о своём произведении: «Это хорошая вещь... Тут всё есть!» В значительной мере это относилось к отраженной в романе реальной российской действительности определенной эпохи.