Самодельный прицеп кемпинг. Прицеп-дача своими руками: готовимся к далекому путешествию

Бывалые путешественники знают, что не всегда есть возможность дешево и комфортно переночевать. Поэтому при длительных путешествиях и наличии собственного автомобиля грех не купить фаркоп и не подцепить прицеп-дачу. По сути, это дом на колесах - такой себе маленький номерок с кухней, туалетом… Ну в общем, со всеми предметами цивилизации. В таком «мини-отеле» можно не то что удобно переночевать, но и даже приготовить пищу на несколько человек, и там же пообедать, а главное - совершенно бесплатно! И сегодня мы рассмотрим, как делается прицеп-дача своими руками.

Ходовая система и рама

Основной составляющей частью любого прицепа является рама. Именно на нее ложится вся нагрузка от металлического кузова (каркаса «дома»), а снизу мост, балка и колеса. Кстати, по поводу у вас не будет возникать особых трудностей, ведь конструкция прицепа не имеет принципиальных отличий от системы автомобиля, за исключением двигательных агрегатов. Поэтому когда делается в качестве ходовой системы можно целиком «вырвать» часть колес, рессор и других деталей подвески с какого-либо старого автомобиля. Для такого транспортного средства может подойти любая модель авто, будь это "Волга", "Москвич" или "Жигули".

Как делается прицеп-дача своими руками? Проектировка комнат

И если алгоритм проектировки прицепа-дачи от обычного грузового варианта практически не отличается на этапах строения ходовой системы и рамы, то вот с кузовом могут возникнуть трудности. Дело в том, что самодельный прицеп-дача должен действительно быть комфортным и практичным, поэтому еще на чертеже вам необходимо разработать план конструкции и расположения всех деталей. Укажите, где будет находиться спальня, кухня, а если это рама с длиной 5 и более метров, можете дополнительно установить и санузел. Однако при этом помните, что каждая новая комната влечет за собой дополнительные растраты, а значит, и цена на готовый прицеп будет существенной. Более того, чтобы легально ездить в такой сцепке, нужно еще и зарегистрировать данное транспортное средство в ГАИ. А это как минимум несколько тысяч долларов сверху. Поэтому не перенасыщайте свой прицеп лишними устройствами.

Вариант доукомплектования

Самым практичным вариантом является конструкция, у которой сбоку расположен встроенный каркас под тент (вспомните про легендарный советский «Скиф»). Когда он находится в развернутом состоянии, получается своего рода большая палатка. Это значительно удешевляет стоимость работ и затраченные на нее усилия. Такой прицеп-дача, своими руками сделанный, очень функционален и в то же время удобен в использовании.

Тягово-сцепное устройство и иллюминация

На завершительном этапе стоит позаботиться о том, как готовая конструкция будет крепиться к фаркопу автомобиля. Также самодельный прицеп-дача должен иметь пару стоп-сигналов и поворотники. По центру или сбоку продумайте расположение для номерного знака и проведите к нему подсветку, лучше всего светодиодную. Такой прицеп-дача на колесах точно будет лучшим отелем для путешественника.

Дом на колесах – это тип транспорта, являющийся одновременно жильем и средством передвижения. Свою популярность подобного рода жилье обрело в начале прошлого века.

По стандартам передвижной дом должен вмещать в себе восемь человек. Для каждого жильца предусмотрено свое спальное место, еще есть небольшая кухня. Остальные удобства и оборудование могут варьироваться зависимо от конкретной модели, но в большинстве случаев имеются также:


В более дорогих моделях есть санузел, состоящий из (нередко заменяющего стул, что дает несколько дополнительных метров свободного пространства), умывальника и душа. Иногда передвижные дома оборудуются душевыми кабинками.

Обратите внимание! В автодоме водительское и пассажирское кресла подвижны, вследствие чего во время стоянки превращаются в дополнение к жилой площади. В хвосте зачастую оборудуется отдельная комната с U-образной мебелью.

История

Серийное производство передвижных домов было запущено в прошлом веке, хотя некоторые историки полагают, что были более ранние самодельные аналоги. Они представляли собой небольшие фургоны, оборудованные для проживания людей (преимущественно скотоводов).

Первый дом на колесах, установленный на обычное автомобильное шасси, был представлен в 1938 году компанией «Дженнингс».

Разновидности передвижных домов

Существует несколько классификаций автодомов. Так, по особенностям конструкции выделяют:


В зависимости от предназначения они делятся на:

  • те, что применяются в качестве долговременного/ постоянного жилья;
  • те, что применяются для путешествий.

В первом случае имеют место более комфортные условия, в то время как часто переезжающие конструкции крайне редко разделены на собственно жилую площадь и кабину.

Категории


Рассмотрим детально каждую из категорий.

С-класс

Малогабаритные дома, предназначающиес я для коротких путешествий. Обычно изготавливаются на основе внедорожников, поэтому на ночь кабину можно в двуспальную кровать (при желании).

В-класс

Единственным отличием между ним и С-классом является спальное место – оно стационарно и располагается в хвосте транспорта. Пользуется большой популярностью среди молодых пар (по крайней мере, в Америке).

А-класс

Такие дома, внешне похожие на обычный автобус, являются самыми комфортными и, следовательно, самыми дорогими. Их строят на основе грузовиков, поэтому с точки зрения транспортной классификации они относятся к категории «С».

Они отличаются большим лобовым стеклом, фиксированным водительским креслом и выдвижными перегородками, образующими разные зоны и отдельные спальные места. Более того, подобные конструкции автономны, оборудованы генератором, имеют газ и большой запас воды.

Можно выделить несколько дополнительных категорий.


О названии

Под термином «автодом» (другое название – «кемпер») зачастую подразумевается автомобильный караван.

Обратите внимание! Кемперами называют вагончики В- и С-класса, в то время как домами на колесах – исключительно модели А-класса.

Также стоит отметить, что в отдельных странах все без исключения автодома называют винебаго.

Для превращения автомобиля в дом на колесах понадобится много сил и времени, а также соответствующее оборудование.

Обратите внимание! Вначале следует изучить этот вопрос с точки зрения законодательства. Разные регистрирующие организации по-разному воспринимают самодельные автодома, и будет неприятно, если транспорт в итоге окажется незаконным.

Этап 1. Вначале определяется количество жильцов и, исходя из этого, подбирается транспортное средство и внутренняя «начинка». Составляется детальный план конструкции – это можно сделать на бумаге, но лучше воспользоваться компьютером.

Этап 2. Далее расчищается кузов автомобиля. Если были выявлены вмятины, они удаляются, а отслоившаяся краска счищается. Оборудуется несколько окон (если их не было) в корпусе для освещения и поступления свежего воздуха.

Этап 3. Вырезаются вентиляционные отверстия и клапаны для подачи газа. Все участки «голого» металла покрываются грунтовкой для защиты от коррозии и агрессивного воздействия окружающей среды.

Этап 4. Дом отделывается термоизоляционны м материалом.

Обратите внимание! Для этого нужно использовать исключительно качественные материалы, экономить крайне нежелательно. Кроме того, материал, из которого изготовлены метизы (металлические крепежные элементы) должен быть аналогичным металлу кузова автомобиля – это для дополнительной защиты от ржавления.

Этап 5. Отделывается внутренняя поверхность автодома.

  • ковровое покрытие;
  • влагоустойчивую фанеру.

В боковые стенки вставляются толстые панели с набитыми планками для монтажа мебели. Характерно, что вначале лучше выровнять потолок, а уже после этого переходить к стенкам.

Этап 6. После установки мебели следует позаботиться о водоснабжении. Для этого можно установить под раковиной несколько канистр с водой и установить небольшие насосы. Кроме того, можно поставить большие резервуары – к примеру, для принятия душа.

Обратите внимание! Не стоит забывать и о сточных водах – для этого устанавливается еще один резервуар. В качестве туалета можно использовать обычную садовую конструкцию.

Этап 7. Для приготовления пищи и обогрева, как отмечалось ранее, лучше использовать газ пропан. Баллон размещается в нижней части кузова, равно как и дополнительное отверстие для вентиляции. Это объясняется достаточно просто: вес пропана больше, чем воздуха, поэтому в случае утечки подобные меры безопасности позволят предотвратить печальные последствия.

Этап 8. Остается лишь позаботиться об энергоснабжении. Оптимальный вариант – мощная аккумуляторная батарея, оборудованная наружным выходом для зарядки.

Передвижной дом из старого прицепа

Трейлер-прицеп у нас стоит порядка 500 000 рублей. Сумма внушительная, поэтому если есть возможность приобрести старый автомобильный прицеп, то можно соорудить небольшой автодом своими руками. Для этого потребуются:

  • прицеп (обязательно с крепким шасси);
  • деревянные элементы (рейки, бруски, вагонные доски);
  • фанера;
  • металлопрофиль (для кровли);
  • фурнитура, выполненная в одном стиле;
  • набор соответствующих инструментов.

Технология изготовления

Такой автодом будет представлять собой вагончик с в задней части. К слову, кровать лучше сделать на всю ширину конструкции – так она будет соединять боковые стены и усиливать тем самым жесткость. Эркерное окно будет изготовлено позже и оборудовано индивидуальным блоком. Дверь устанавливается голландского типа – она будет состоять из двух половинок.

Этап 1. Прицеп разбирается, шасси тщательно зачищается и покрывается антикоррозийной краской. Из сосновых досок сооружается рама, в соответствующих местах выпиливаются подпорки.

Этап 2. Из реек сечением 2х2 см сооружается каркас, в каждом углу дополнительно устанавливается дубовая рейка сечением 3х3 см. Сверху каркас обвязывается горизонтальной рейкой.

Желательно использовать вагонку различной толщины:

  • для боковых стенок – 6 мм;
  • для передней и задней – 19 мм.

Обратите внимание! Для термоизоляции можно уложить вагонку двумя слоями.

Этап 3. Пол укрывается фанерными листами. Для крыши используются брусья из тополя – они прикручиваются вдоль каркаса с шагом в 30 см. На брусьях фиксируется фанера, поверх которой стелется влагоустойчивый материал и металлопрофиль небольшого сечения.

Этап 4. В корпусе будет всего одно окно (если дверь не учитывать) – в верхней части задней стены. Окно желательно выполнить в виде эркера.

Дверной замок в подобных конструкциях расположен снизу, но можно поставить еще один – дополнительный – сверху. Кроме того, дверь оснащается небольшим створчатым окном.

Этап 5. Рекомендуется оборудовать стол, выдвигающийся из-под кровати (как было некогда в поездах Великой Британии). Для этого под кроватью формируются специальные ящики-рундуки. К слову, нижнее пространство также может быть использовано как спальное место.

Кроме того, из дерева строятся полки и съемная лестница.




Буква закона

Никакого дополнительного разрешения не требуется, если габариты дома на колесах не будут превышать:

  • 400 см в высоту;
  • 255 см в ширину;
  • 100 см в длину (без учета той части, которая не выступает за пределы прицепа).

Если габариты больше, то автодом перевозится по спецправилам (мигалки, сопровождение и т. д.). Разумеется, это относится только к трейлерам-прицеп ам.

Организация бизнеса на передвижных домах

На сооружении автодомов можно организовать собственный бизнес. Есть четыре варианта развития подобного бизнеса.

Вариант №1. Изготовление домов на продажу для летнего отдыха или проживания на даче. Серьезных материальных затрат это не потребует, т. к. дома будут упрощенной конструкции – к примеру, без утепления.

Вариант №2. Сдавать дома на колесах в аренду. Это относительно новый бизнес, а за все новое можно брать очень дорого. Количество автодомов в данном случае наращивается по мере роста клиентской базы.

Вариант №3. Делать передвижные закусочные или магазинчики.

Вариант №4, он же самый интересный. Заключается в создании автопарка и дальнейшем его использовании в качестве отеля. Здесь главное – разделить вагончики на бюджетные, премиум- и среднего класса.

Для более детального ознакомления с технологией строительства ознакомьтесь с тематическим видеороликом.

Видео – Дом на колесах своими руками

Всем большой мозгопривет ! При подготовке к своей свадьбе я запланировал во время медового месяца отправиться в автопутешествие. И для этой поездки я своими руками сделал небольшую мобильную самоделку , о которой сейчас и расскажу.

Мы с женой задумали осуществить традиционный вояж по дорогам Америки, но при этом хотелось бы иметь побольше комфорта, нежели обычные палатки. И в процессе планирования точек маршрута, которые необходимо посетить, я наткнулся на небольшие жилые прицепы и другие подобные недорогие способы отдыха в кемпингах. Для большей информации я отправился изучать форумы про «капельные» трейлеры и нашел пару журналов о создании собственного кемпинг-трейлера из бортового прицепа, фанеры и большого количества ручной работы!

Итак, после консультаций с женой, посещения нескольких форумов и учитывая наше финансовое положение, мы решили, что путешествие в кемпинг-трейлере будет самым идеальным вариантом для нашего медового месяца! А данное мозгоруководство это пошаговый отчет о всем процессе проектирования, постройки и путешествии в нашем кемпинг-трейлере «Слезинка»!

(заранее извиняюсь за качество некоторых фото, но таковы исходники — прим. переводчика.)

Шаг 1: Идеи и проектирование

Первой задачей при построении нашей кемпинг-самоделки было определиться с подходящими нам размером и дизайном, и которые к тому же укладываются в наш бюджет. С выбором дизайна трейлера нам помог форум Teardrop n Tiny Travel Trailer , не могу вам советовать остановиться только на этом сайте, но форумчане с него предложили нам просто огромное количество полезной информации, и полагаю без их поддержки мы вообще не осуществили бы этот проект!

Особая благодарность мозгосамодельщику e1ioan и его руководству о создании «капельного» прицепа, которое было моим основным стимулом и из которого я заимствовал многие идеи для своей поделки .

Требования к нашему проекту:

— трейлер должен быть достаточно легким, чтобы мы могли его буксировать на нашей машине, для которой разрешенный буксировочный вес при длительных поездках не более 680 кг;
— он должен быть достаточно просторным, чтобы в нем могли свободно разместиться два взрослых человека, и при этом оставалось место для хранения и кухонной комнатки с мойкой и складной плитой;
— он должен помещаться в стандартный гараж на 1 машину;
— пространство трейлера должно хорошо проветриваться, то есть окна и двери должны быть достаточного размера и могли открываться, а еще должен быть вентилятор питающийся от переменного тока;
— электрика прицепа должна в состоянии полноценно работать без подзарядки не менее двух суток. В нескольких местах которые мы посетили не было возможности «запитаться» от электросети, то есть все что нужно было включить «питалось» полностью от аккумуляторных батарей, которые мы и решили использовать в таких случаях.
— бюджет мозгопроекта (не включая дополнительных расходов) составляет 2000 долларов, и еще 200 отложено на инструмент.

Исходя из наших требований мы поняли, что нам вполне подойдет бортовой прицеп 150х240см, чтобы использовать его в качестве основания нашего легковесного кемпинг-трейлера.

Шаг 2: Материалы и инструменты

На инструменты и материалы для данного проект мы рассчитывали потратить не более 2200 долларов. Поэтому, чтобы сократить некоторые расходы я позаимствовал что-то из инструмента у друзей и родственников (циркулярный стол, лобзик класса «экстра», дрель тоже «экстра» класса, болгарку). Из остального инструмента у меня что-то уже имелось, а что-то пришлось докупить вместе с материалами во время самого процесса создания нашей поделки. По мере возможностей я старался отслеживать все наши приобретения во время проекта, но все же половину из них я упустил.

Самой большой проблемой с материалами было то, что большинство из доставленных листов фанеры и металла были размером 120х240см, а трейлер имеет размеры 150х240см. Поэтому для пола и потолка пришлось еще докупить два листа 120х240см, а затем нарезать листы до размера 120х150 и соединять их, чтобы получить размер 150х240. Это естественно увеличило мозгорасходы , и осложнило нам задачу оставаться в рамках бюджета (хотя есть в этом и плюс - остались обрезки фанеры и металла размером 90х120см)! Инструмент который нам пришлось докупать весь был на аккумуляторном питании, так как в нашем гараже имелась всего одна электророзетка!

Трудно ли соорудить на базе обычного автомобильного прицепа дом на колесах? Из каких материалов может быть построен этот прицеп-дом-дача? Каковы его минимальные габариты? Какая внутренняя планировка позволит наиболее эффективно использовать внутреннее пространство? Давайте попробуем найти ответы на этот список вопросов.

Цели

Небольшая загородная дача — вероятно, самое распространенное хобби на постсоветском пространстве за последние полвека. Площадь городов растет с каждым годом, и участки закономерно отодвигаются от центра населенных пунктов. Расстояния порой измеряются десятками километров; самый комфортный способ преодолеть их — поездка на собственном автомобиле.

Вместе с тем превращать небольшой участок в место постоянного проживания готовы далеко не все дачники. Максимум, на что может решиться средняя городская семья — раз в неделю переночевать на своем участке. Строить ради этой ночевки капитальный дом — сомнительная затея; спать в автомобиле — уж очень неудобно…

Для дачников, располагающих базовыми навыками работы с электроинструментом, нередко выходом становятся самодельные прицепы-дачи.

Одну из таких конструкций нам предстоит изучить, познакомившись с применяемыми материалами и конструктивными решениями.

Благодарность: фотографии, использованные в этой статье, были любезно выложены одним из завсегдатаев форума «Лига Караванеров».
Работа автора свелась лишь к разъяснению некоторых технических тонкостей.

Выбор материалов

В большинстве случаев основанием, на котором сооружается компактный прицеп-дача-автодом, становится одноосный прицеп с максимальной нагрузкой не больше тонны. С учетом веса предметов обихода и пары людей наш выбор — прицеп-дача до 750 кг весом.

Ограничение по массе накладывает свой отпечаток на выбор материала.

  • Каркас строения мы выполним из соснового бруска сечением 50 мм.
  • Стенки — из 10-миллиметровой фанеры (влагостойкой или с пропиткой, снижающей гигроскопичность материала и предотвращающей его загнивание); пол — из 12-миллиметровой. Она же используется для сооружения внутри.
  • Наружная обшивка — оцинкованная сталь. Листы подшиты к бруску каркаса саморезами; нахлесты дополнительно герметизированы силиконовым герметиком. Наружные углы усилены алюминиевым уголком — опять-таки с герметизацией силиконом.

  • Что выбрать в качестве утеплителя, проложенного между внутренним и наружным слоями фанеры — предоставим решать читателю. Приведем сравнительную теплопроводность популярных утеплителей:

Нюанс: стекловата со временем неизбежно будет слеживаться.
Лучше использовать жесткие утеплители.

Размеры

Разумный минимум размера необходимого для наших целей прицепа — 2300х1600 мм. Такие габариты позволят соорудить внутри достаточно комфортное спальное место для двух человек и оставить немного места для столика под умывальник и/или газовую плиту.

Двухосный прицеп-дача обеспечит куда больше комфорта; однако и цена такого прицепа будет вдвое — втрое больше. Его габариты (до 4,5 метров длины) позволяют построить полноценный и туалетной комнатой.

Разумный минимум высоты сооружения в общем случае составляет 2 метра. Высота может быть скорректирована в зависимости от габаритов владельцев: понятно, что человеку очень высокого роста не захочется постоянно цеплять потолок макушкой.

Строительство

Итак, приступим. Как строится дача из прицепа своими руками?

Пол, нижняя обвязка

  1. Борта полностью демонтируются. От прицепа остается лишь ровная площадка. Если горизонтальное основание обладает достаточно жесткостью, лаги пола и обвязка могут крепиться непосредственно к нему; тонкий гибкий лист лучше обварить каркасом из профтрубы сечением 50х25 мм.
  2. Затем к основанию фиксируется болтами нижняя обвязка из бруска, уложенная по периметру; боковые бруски соединяются лагами с шагом 20 см (для 12-миллиметровой фанеры).

Как вариант — вся конструкция может быть собрана на стенде и уже потом притянута к основанию прицепа.

  1. Лаги крепятся к обвязке оцинкованным уголком; брусок обязательно пропитывается горячей олифой на два раза.

Совет: вместо подогретой на водяной бане олифы можно использовать холодную.
В этом случае после нанесения каждого слоя брусок прогревается строительным феном.

  1. Между лагами закладывается утеплитель; затем пол застилается фанерой, которая притягивается саморезами.

Каркас

Инструкция по сборке каркаса ничем не отличается от сооружения нижней обвязки: брусок соединяется уголками на саморезы. До или после сборки дерево пропитывается олифой. Не бойтесь, что каркас окажется недостаточно жестким: прочность конструкции придаст обшивка.

Обшивка, утепление

Готовый каркас начинает обшиваться изнутри. Фанера притягивается саморезами длиной 32 миллиметра с шагом примерно 25 см. Саморезы — только оцинкованные: в сырую погоду черная сталь неизбежно украсит стены неопрятными ржавыми потеками.

Три нюанса:

  1. Отверстия под саморезы предварительно засверливаются и раззенковываются, чтобы шляпки не цепляли одежду. Альтернатива — использование саморезов с полупотайными головками.

  1. Фанера с внутренней стороны обязательно шлифуется перед лакировкой и после нанесения первого слоя. Любое увлажнение поднимет на верхнем слое шпона ворс, который сделает поверхность шершавой.
    Объем работы будет достаточно большим, поэтому лучше использовать шлифмашинку — пусть самую простую, вибрационную. Если там, где вы ведете строительство, нет электричества — выход всегда найдется: аренда дизель-генератора для дачи обходится в сумму от 1000 рублей в день.
  2. Наружная сторона и торцы фанеры тоже нуждаются в защитной пропитке. И в этом случае самый дешевый и практичный вариант — два слоя горячей олифы.
    Утеплитель фиксируется в пазах, образованных каркасом и внутренней обшивкой, после чего обшивается снаружи проолифленной с обеих сторон фанерой.

Дверь собирается аналогично стенам и навешивается на оцинкованные петли; в качестве запора используется обычный дверной замок или пара шпингалетов — внутри и снаружи.

Последний этап — наружная отделка оцинковкой. Она фиксируется саморезами длиной 25 мм с шагом 10 см вдоль всех брусков каркаса; затем углы закрываются уголком. Не забудьте о герметике: он защитит углы и стыки от затекания воды.

На фото — готовая к покраске обшивка.

Окна

Если вам хочется, чтобы у вашего миниатюрного дома были световые окна — нет проблем.

  1. Проем предусматривается еще на стадии сооружения каркаса. Он опоясывается бруском сечением те же 50х50 мм.
  2. В качестве наружного штапика используется дюралевый уголок, прикрученный саморезами заподлицо с наружной обшивкой. Посадочное место под уголок предварительно промазывается герметиком.
  3. Вырезанный по размеру проема кусок оргстекла садится на герметик и фиксируется изнутри штапиком из того же дюралевого уголка.

Внутренняя планировка

Наш выбор — трансформируемая кровать-сиденье и откидной столик. Механизм трансформации сделают понятным снимки.

Полезные мелочи

  • Альтернатива фанере, покрытой оцинковкой — наружная обшивка из профлиста . По аналогичной схеме часто сооружаются дачные дома из блок-контейнеров.
  • Ремонт прицепа дачи своими руками обычно сводится к периодической покраске оцинковки . Старая краска удаляется смывками. В тех немногочисленных случаях, когда колеса, крылья или подвеска прицепа получают повреждения, запчасти для прицеп-дачи покупаются в ближайшем автомагазине.

  • Простейший способ организовать вентиляцию — предусмотреть в двери пару закрытых москитной сеткой лючков (снизу и сверху) .

Заключение