Новый рейхстаг. Почему немцы сохранили надписи советских солдат на стенах рейхстага
18 января 1871 года, после победы в франко-прусской войне, в Зеркальной галерее Версальского дворца была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было, якобы, умышленно подобрано, чтобы унизить французов.
А я думал, фюрер был пионером со своим компьенским вагоном..)
Провозглашенная Германская империя (Deutsches Kaiserreich) во главе с Пруссией - с прусским королем Вильгельмом I (Wilhelm I) являлась федерацией из 25 государств - четырех королевств, шести великих герцогств, пяти герцогств, семи княжеств и трех свободных городов. Новый имперский парламент (Reichstag) начинает работать в Берлине во временных помещениях. Уже через несколько месяцев он принимает постановление о строительстве достойного репрезентативного здания, после чего начинаются поиск участка и международный архитектурный конкурс. С этого момента до новоселья пройдет 23 года.
В первом конкурсе 1872 года победил проект родившегося в Санкт-Петербурге немецкого архитектора Людвига Людвиговича Бонштедта.
Вот так могло выглядеть здание Рейхстага.
Начало строительства постоянно откладывалось. Большая задержка с началом строительства была вызвана, в первую очередь, трудностями при поисках подходящего места в Берлине. Граф, владевший городским домом на приглянувшемся участке, не хотел его продавать.
Странное засилье польской аристократии в Берлине. Решились наконец-то немцы построить здание парламента в своей столице, но на лакомом месте живет прусский дипломат польского происхождения Рачинский с русским именем Афанасий.
150 лет назад на этом месте был плац и по нему маршировали прусские гренадеры. В 1860 году плац преобразован в широкую городскую площадь, которая в 1864 году получила название Королевская. На этой площади и находился дом польско-прусского графа Рачинского.
Генерал был большим поклонником искусства и расположил в южном павильоне большую коллекцию приобретенных картин. Правящий в то время король Пруссии Фридрих Вильгельм IV (1840-1861), дал разрешение на строительство дома с условием доступа к картинной галереи широкой публики.
Путем длительных переговоров (после смерти графа наследники оказались позговорчивей!), дворец Рачинского был куплен и снесен, освобождая место для нового здания. Когда формальности были урегулированы, члены рейхстага решили устроить второй конкурс, так как проект Бонштедта, по их мнению, уже устарел. Бонштедт также принял в нем участие, но без особых шансов на победу. Через несколько лет он умер. Прямо гробница Тутанхамона какая-то...
Среди двухсот конкурсантов выиграл Пауль Валлот с проектом в стиле неоренессанса с использованием элементов барокко.
Вот его оригинальный эскиз.
Примером для архитектора служил Меморальный зал в Филадельфии, построенный к всемирной выставке в 1876 году.
Главная мысль архитектурного проекта, разработанного Паулем Валлотом, была проста: новая Германия, отраженная в камне, должна была производить впечатление силы, державной власти и государственности. Такой стиль в архитектуре называют имперским. Архитектор намеренно «утяжелил» здание, сделал его массивным, крупным, основательным.
1884 год - первый камень в основание здания Рейхстага от Вильгельма I.
И все заверте.... Панорама начала строительства Рейхстага. Рисунок.
Стены - кирпич, облицовка - песчаник, широко применяемый в строительстве в качестве стенового и облицовочного материала.
Рисунок строительства здания Рейхстага с очень вольной территориальной привязкой.
Еще рисунок.
Задача перед Валлот стояла нелегкая. Понятно, что до него никто таких репрезентативных зданий для парламентов в Германии не строили. Кроме того, он должен был постоянно согласовывать проект и его осуществление с государственными ведомствами Пруссии, чиновники которых упорно вмешивались в планы. Среди них были и те, кто участвовал в конкурсе, но проиграл. Показательна, например, история купола. Под давлением прусских консультантов Валло, вопреки исходным планам, согласился установить его не над залом заседаний в центре здания, а перенести к Западному порталу.
После того как в ходе реализации проекта архитектор окончательно убедился в неприемлемости такого решения, он с огромным трудом смог уговорить кайзера вернуть купол в центр. К тому времени несущие стены зала заседаний Рейхстага уже построили - без расчета на его массу. Поэтому общую высоту купола пришлось уменьшить с 85-ти до 75-ти метров над землей, а при строительстве применить максимально легкую конструкцию.
Центральный вход оформлен в виде торжественного древнеримского портала с 6 парами колонн, над которыми находится портик с барельефом, изображающим триумф объединенной Германии.
С двух сторон портика разместились башенки механического ударного музыкального инструмента карильона. Но поскольку колоколов на нем сейчас нет, инструмент считается недействующим.
Е-мое...там еще и музыка играла????! Мда.
Не всем современникам пришелся по душе подобный архитектурный синтез, среди противников нового Рейхстага оказался и сам император Вильгельм II, с 1892 года испытывавший возрастающую антипатию к зданию, которое он называл «вершиной безвкусицы». Но, не смотря ни на что, строительство Рейхстага было закончено в соответствии с первоначальным планом.
Строительство обошлось в 24 миллиона рейхсмарок. Их взяли из французских репарационных выплат после войны 1870-71 годов. Что касается технического оснащения, здание было оборудовано на высоте эпохи: собственный электрогенератор, двойное остекление окон, центральное отопление с датчиками температуры, водопровод, туалетные комнаты, пневматическая почта, телефоны, электрические вентиляторы. Среди прочего были и читальный и конференц-залы, библиотека, расположенные в башнях, но о внутреннем убранстве поговорим попозже.
Один большой недостататок все же был - очень мало места для индивидуальной работы депутатов.
В 1894 году здание Рейхстага было готово. Лужайку с фонтаном оставили.
1895 год.
Четыре башни по углам олицетворяли исторические немецкие земли, вошедшие в единое государство - Пруссию, Саксонию, Баварию и Вюртемберг. Тем самым башни стали символом объединения Германии.
У основания башен Рейхстага установлены статуи, аллегорически символизирующие промышленный сектор и сельское хозяйство, вооруженные силы, искусство и ряд других важных составляющих в жизни страны. Всего таких скульптур-аллегорий шестнадцать. Есть среди них и символизирующая пивоваренную промышленность, считающуюся основой благосостояния государства и народа.
Купол символизировал самого кайзера, объеденившего Германию.
Конная статуя "Германия", венчающая центральный вход в Рейхстаг. Самая загадочная статуя здания парламента. Не верите?! Наберите в поисковике. Максимум, что вы найдете - автор ЯКОБЫ Рейнгальд Бегас. Знаменитый по Берлину скульптор, но ни одна статья не увяжет его и "Германию". Огромная статуя без "биографии". Странно.
Королевская площадь в 1900 году. Рейхстаг и Колонна Победы.
В 1901 году перед Рейхстагом появился огромный, не побоюсь этого слова, памятник Бисмарку, скульптора Р. Бегаса.
А металлические скульптуры "Германия" и рыцари Рейхстага не пережили послевоенного времени Второй мировой и безвозвратно исчезли в немецких (английских?) пунктах сбора металлолома г. Берлина.
Парламент принадлежит народу. "Dem deutschen Volke" - "Немецкому народу", - написано над входом в Рейхстаг в Берлине. Архитектор Пауль Валло (Paul Wallot) хотел разместить эту своего рода дарственную надпись еще в 1894 году, к открытию здания имперского парламента на его фасаде, однако столкнулся с сопротивлением германского кайзера Вильгельма II (Wilhelm II.). Упоминание "народа" в этом контексте ему не понравилось.
Место, предусмотренное для посвящения, более десяти лет оставалось пустым. Лишь в разгар Первой мировой, когда в 1916 году и депутаты от Социал-демократической партии согласились проголосовать за военные кредиты, а Германия уже изрядно устала от войны, кайзер решил ответить широким жестом. Буквы отлили модным в те времена каллиграфическим шрифтом унициал из бронзы двух французских пушек, взятых во время освободительных войн 1813-1815 годов. Реально немцы "любят" французов....)) И сколько добра в загашниках...))
Перерабатывала пушки в буквы литейная Loevy - еврейский семейный бизнес.
Продолжение следует.
Использовался различный текст из разных источников. Но не корысти ради, а пояснения для!)
История возведения
Великолепная постройка в стиле высокого итальянского Возрождения была воплощена согласно проекту архитектора из Франкфурта Пауля Валлота. Первый камень Рейхстага был заложен собственноручно кайзером Вильгельмом I в 1884 году. Капитальные работы не начинались еще очень долго, поскольку данная территория находилась в частном владении дипломата Дюка Радзинского, который до конца своих дней не давал разрешения на строительство.
Однако его сын и наследник все же подписал разрешительные бумаги, так что через десять лет после закладки первого камня возведение здания парламента завершилось. Хотя архитектор старался сделать Рейхстаг величественным, соответствующим духу кайзеровской империи, Вильгельму II, который принимал работы вместо почившего предшественника, результат совершенно не понравился. Тем не менее, парламент перенес сюда свои заседания.
Пламя рабочих протестов, разгоревшееся в начале XX века, добралось и Германии. Именно с одного из балконов Рейхстага была объявлена демократическая республика. Само здание, не без ущерба для него, было занято революционерами.
В 1933 году в Рейхстаге произошел сильнейший пожар. Гитлер, уже пришедший к власти, обвинил в этом инциденте представителей коммунистического движения. Многие историки считают, что поджег был подстроен социал-демократами ради укрепления своих позиций.
К 1945 году от здания остались одни руины в результате бомбардировок советской авиации. Как символ гитлеровской Германии постройка стала главной военной мишенью столицы. Только почти через 10 лет после окончания войны правительство страны вынесло на повестку дня вопрос о реконструкции Рейхстага. Оставшиеся руины были взорваны, но отдельные их части все же сохранились. Уже через пару лет началось полное перестраивание памятника истории.
К 1972 году архитектор Пауль Баумгартен смог возвести Рейхстаг заново. Он отличался от первоначального проекта, но все же сохранил некоторые черты стиля Возрождения. До 1992 года здесь размещался институт истории. В этом же году британский архитектор Норман Фостер возвел грандиозный стеклянный купол в центре крыши. К 1999 году Рейхстаг снова стал правительственным зданием.
Схема РейхстагаКупол и стена памяти
Под куполом РейхстагаГлавным украшением Рейхстага стала великолепная полусфера из стекла и металла. Первоначальный проект реконструкции предполагал простую плоскую крышу, однако это сильно подпортило бы красоту строения, свело бы на нет его величие. Поэтому архитектор Норман Форстер, известный и другими масштабными проектами в Европе, возвел действительно грандиозный купол.
Надписи советских солдат на одной из стен РейхстагаЗдесь оборудована большая смотровая площадка, на которую можно подняться на лифте. Каждый турист получает возможность насладиться великолепной панорамой Берлина и с близкого расстояния рассмотреть купольный массив. Он создан из прочнейшего стекла и специальных зеркал, которые пропускают свет. Их прозрачность зависит от внешней освещенности, управляется в автоматическом режиме с помощью компьютера. В центре купола находится стеклянная воронка. Она служит не только футуристичным декоративным элементом, но и частью энергосберегающей системы здания. Зимой это позволяет осуществлять вентиляцию с минимальными потерями тепла.
Стена памяти в Рейхстаге не одна. Это фрагменты поверхностей, которые сохранились после Второй Мировой войны, испещренные надписями советских солдат. Стены эти оставлены нетронутыми: здесь есть следы гари, автографы самой войны, начертанные подручными материалами. Для сохранения первозданного вида, а также защиты от вандалов, поверхности обработаны гладким стекловидным покрытием. Единственным нюансом является «цензурирование» надписей: бранные послания были заштукатурены во время реставрации.
Стеклянный купол Рейхстага – популярная обзорная площадка в БерлинеВремя работы и порядок посещения
В мае 1945 года в Берлине проходили тяжёлые бои. Несмотря на приказ Гитлера «Берлин не капитулирует», город пал перед объединёнными силами Советской армии и союзников 70 лет назад - 2 мая 1945 года.
К юбилею этого знаменательного события, немецкий фотограф Fabrizio Bensch подготовил фотопроект, благодаря которому можно сравнить разрушенный 70 лет назад Берлин с тем, как он выглядит сейчас. Фабрицио использовал архивные снимки, сделанные в 1945 году советским фотографом Георгием Самсоновым.
(Всего 11 фото)
1. Здание Рейхстага, где 70 лет назад размещался парламент третьего рейха и где сейчас заседает немецкий Бундестаг. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
2. Советские солдаты на крыше Рейхстага. Ниже - тот же вид сегодня. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
3. Окрестности Рейхстага. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
4. Здание немецкого парламента. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
5. С помощью подписей на фотографиях и сведений об операциях Красной Армии в Берлине, фотограф отыскал те же места на карте города и сфотографировал их. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
6. Эти снимки напоминают о том, как по мирным сегодня улицам и площадям, 70 лет назад двигались танки и тяжёлая артиллерия. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
7. По словам Фабрицио, отыскать те же места и перспективы было очень сложно. Названия улиц изменились, многие здания так и не были восстановлены. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
8. В какой-то момент, по словам Фабрицио, он ощутил присутствие рядом с собой Георгия Самсонова: «я мог точно представить проходящий рядом бой, взрывы, выстрелы». (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
9. Чтобы придать своим снимкам аутентичности, немецкий фотограф сделал их той же моделью фотоаппарата, который использовал Самсонов - советской камерой ФЭД. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
10. Сравнение фотографий современного Берлина со снимками, сделанными 70 лет назад, незадолго до капитуляции города в 1945 году. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
11. Сравнение фотографий современного Берлина со снимками, сделанными 70 лет назад, незадолго до капитуляции города в 1945 году. (Фото: FABRIZIO BENSCH / REUTERS / REUTERS).
Тем не менее, именно внутри Рейхстага до сих пор остались некоторые надписи советских солдат. Сегодня, 9 мая я предлагаю почтить память погибших и посмотреть каким теперь стало главное правительственное здание современной Германии
В 2008 году, когда я впервые попал в Берлин на полдня, то встретил километровую очередь в Рейхстаг да еще и под дождем, мы уехали ни с чем. Когда я вернулся туда в 2011, то оказалось, что попасть внутрь здания можно только по предварительной записи через интернет. В 2012 году я вроде бы записался, но оказалось, что запись была лишь только на экскурсию по куполу здания. Оказывается посетить коридоры Рейхстага можно лишь записавшись на экскурсию, которую проводят только на немецком языке.
Поздним вечером, 4 марта мы прибыли на экскурсию в составе немногочисленной группы немцев, мы очень долго ждали гида, который оказался жутко скучным да еще и говорил на довольно непонятном (как для меня) немецком.
Сама экскурсию длится один час, и около половины из этого времени вы пробудете в зале заседаний, где долго будут рассказывать про процедуру этих самых заседаний, состава партий, деятельности правительства...Одинокий дедушка из экскурсии будет проявлять политическую активность и задавать гиду много вопросов
И только 5 минут гид уделил надписям советских воинов. Во время тотальной реконструкции здания планировалось полностью убрать все надписи, так как здание было полностью в них. Но российское посольство требовало оставить память хотя бы частично. В результате, надписи достаточно гармонично вписались в обновленный интерьер Рейхстага
Если кто-нибудь скажет, что немцы молодцы и так сильно чтят память, то я бы не сказал, что это на самом деле так. Гид (кстати реальный работник Бундестага) выразил общее мнение, что их давно следовало бы убрать со стен, что они никому не нужны и вообще там написаны русские маты. Народ в целом одобряет. Я его поправил, любезно переведя некоторые надписи, от чего мсье немного сконфузился, явно не ожидая увидеть потомка советского солдата среди экскурсионной группы. Мой прадед участвовал в штурме Берлина в составе 216 стрелкового полка 47 армии. И хотя в боях за здания Рейхстага он не принимал, но свой автограф там уже после оставил, знать бы где...
Видимо иногда на экскурсию попадают и русские, так как какой-то "боец" пытался не так давно там фломастером оставить и свой автограф, теперь там камеры наблюдения
На самом деле надписей осталось не так много
Нашел кстати некоторые надписи и от англо-американских солдат, видимо успели расписаться пока не поделили Берлин на сектора
Кое-где остались следы от пуль, внутри здания шли кровавые бои
К сожалению, не везде можно свободно походить, маршрут экскурсии направлен немного в другой вектор
По подземному мосту мы проходим в новое здание Бундестага
Эта часть мне напоминает сенат из звездных воин. На самом деле это отдельные залы, где проводят свои закрытые совещания члены партий
Кстати, эти зеленые человечки (не путать с крымскими) на лестнице символизируют отмывание этих самых надписей как символ перерождения новой Германии. Ну так нам сказали
Мы идем мимо купола, неплохой ночной кадр как без штатива
Комната для конференций. Даю интервью