Разоблачаем! Настолько ли толстые священники? Киселев Юрий Митрофанович (игумен Стефан) (1955)

И там была парочка очень популярных в интернете фото, которая уже наверное лет 10 ходит по сети.

Вот например эта фотка в начале поста. Все ее наверное когда то видели.

А вот оригинал.

Есть разница?

Причем часто в сети можно встретить вот такое разоблачание:

"«Героем» этих демотиваторов стал игумен Стефан из Новосибирска. Умнейший и добрейший человек, настоящий монах и священник. У о. Стефана страшное эндокринное заболевание - феохромоцитома, опухоль надпочечников. Он набирает вес даже от воды… Мучается человек, врагу не пожелаешь. Неизвестно, жив ли он теперь. С такой болячкой долго не живут. А теперь подумайте, стоит ли «лайкать» демотиваторы вроде тех, что ниже."

Но обман видно, как говорится, невооружённым глазом. Во-первых, священник совершенно точно не игумен, а, вероятнее всего, митрофорный протоиерей. А во-вторых, в новосибирской епархии совершенно точно нет никаких игуменов Стефанов - ни больных, ни здоровых.

Второе популярное фото тоже было изменено:


Хоть и пишут в сети, что это тоже якобы Стефан, но на самом деле это бывший игумен Феодосий (Чернейкин), действительно ранее служивший в клире Новосибирской епархии, но в 2015 году лишённый сана.

Ну и по ерунде, в которую вы и так не поверили много конечно всякого в сети, которое пытаются выдать за оригинал:

Это конкурс фотожаб у Артемия Лебедева в ЖЖ:



Но конечно были и знаменитые "зафотошопленные часы":

Так что на этом все:

Может быть пропустил какой известный случай "православного фотошопа"?

В 1994 г. при бывшем монастыре была создана православная община. Ей было передано здание монастырской трапезной, где был устроен храм в честь Преображения Господня. Постройки были переданы в таком состоянии, что сегодня без слез не взглянешь на фотографии тех лет. Семь десятилетий безбожной власти привели монастырь в полное запустение. То, что не уничтожили люди, разрушило время. Казалось, что обитель погибла безвозвратно. Но Господь судил иначе.

9 июля 1998 года Святейшим Синодом во главе с патриархом Московским и всея Руси Алексием II было принято решение о восстановлении монастыря; настоятелем монастыря поставлен игумен Георгий (Хлебников). В стенах обители восстанавливается монашеская жизнь, расширяется поле хозяйственной деятельности, ведутся строительные и реставрационные работы. Большую часть территории по-прежнему занимает психоневрологический интернат, крупнейший в Подмосковье. Владыка митрополит Ювеналий посещал его в 2004 году на Преображение. Конечно, никто из ныне живущих не виноват в том, что теперь собор со всех сторон плотно окружен больничными корпусами. Похожие ситуации во многих обителях нашей страны. Эти раны лечатся медленно, иногда очень медленно. Но иначе нельзя. Церковь умеет терпеть и, конечно, сострадает больным.

А в день Преображения Господня 2009 года, благочинный монастырей Московской епархии епископ Роман Серпуховской на праздничной Божественной литургии представил прихожанам нового настоятеля монастыря – игумена Стефана (Макарова), до того времени занимавшего должность настоятеля церкви Новомучеников и Исповедников Российских на бывшем расстрельном полигоне НКВД «Коммунарка» Ленинского района Подмосковья – подворья Екатерининского монастыря.

Наступили новые времена. Молитвами и заботами игумена Стефана началось возрождение жизни обители. Монашеская жизнь трудная – это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная, неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостию вечною сияющая – это малым известно. Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Как у Луки и Клеопы горели сердца, когда с ними шел Господь, так и теперь у многих монахов сердце горит любовью к Господу, и душа их во смирении духа и любви прилепилась единому Богу.

Далеко не каждый может стать монахом. Для этого нужно призвание свыше, особенное благословение Божие, особенные черты характера: целеустремленность, желание покаяния, очищения души, большая любовь, приверженность к Богу, когда человек ради Бога может все оставить в этом мире.

Монастыри всегда были центрами духовной жизни того региона, в котором они находились, несли не только молитвенное, но и просветительское служение людям. Вследствие малочисленности православных церквей в нашем районе монастырскому собору приходится выполнять задачи приходского храма. Тут приходят к вере, принимают Святое Крещение, духовно окормляются жители города Куровское, поселка Давыдово и еще нескольких деревень. В Гуслицкой обители проводится подготовка для желающих приступить к таинствам Святого Крещения и Венчания. На огласительных беседах в Гуслицком монастыре можно не только подготовиться к Крещению или Венчанию, но и приобрести ясные и твёрдые знания об основах православной веры и нравственности, стать сознательными и живыми членами Церкви.

В монастыре с 2010 года открыта воскресная школа для детей. При помощи иерея Игоря создана православная подростковая организация «Гуслицкое братство», на занятиях которой немалое место отводится не только духовному, но и физическому развитию детей.

Город Куровское тоже не остаётся в стороне от жизни обители. Многие образовательные, культурные и социальные учреждения города и окрестностей стали поистине её добрыми друзьями. В декабре 2009 года была освящена школа № 6. По договоренности с руководством школ священник Алексий регулярно проводит уроки по основам православной веры в перовой школе и гимназии. Театральная студия «Цветик-Семицветик» районного Центра детского творчества готовит православные спектакли – на Рождество, Пасху, Преображение Господне. Православные праздники стали радостными событиями для жителей города Куровское и поселения Давыдово. Детские выступления, ярмарки, совместные игры, соревнования, подарки – всё это делает эти дни поистине незабываемыми.

В июне 2010 года по благословению настоятеля монастыря игумена Стефана создана служба милосердия «Преображение».

За эти годы сделано многое по реставрации обители. Трапезный братский корпус к 2013 году перестроен настолько значительно, что, кажется, легче было построить его заново. Но – нельзя, поскольку он является важным историческим объектом, который нужно было сохранить. Здание трапезной построено в 1860–1870-х гг., а к 2010 году его состояние оценивалось как аварийное, требующее срочных восстановительных мероприятий. Перекрытия имели значительный недопустимый прогиб, кирпичная кладка расслаивалась на глубину 13-15 см, местами обрушивалась, в аварийном состоянии была также кровля здания.

Была проведена полная реконструкция корпуса: усилен фундамент всего здания, заменены перекрытия, укреплены стены, сделан усиливающий пояс из монолитного железобетона, сделана новая крыша. В здании был устроен храм Царственных Страстотерпцев, расписаны стены, написаны иконы для иконостаса, изготовлен и установлен иконостас.

Два года назад с Божией помощью закончено обустройство храма Царственных Страстотерпцев, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил его освящение.

О. Стефан (Макаров)


Игумен Стефан (Макаров), в миру - Андрей Александрович Макаров, родился 28 октября 1967 г. в г. Первоуральске Екатеринбургской области в семье рабочего. Русский.

  • В 1975 г. пошел в школу.
  • В 1978 г. семья переехала в город Муром Владимирской области.
  • 1985 г.- окончил среднюю школу № 20, г. Муром.
  • 1985 г. - поступил в Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева, где проучился год.
  • 1986-1988 гг. - срочная военная служба
  • 1988-1989 г. - учился в Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева, окончил 3 курса
  • В 1993 г. окончил Международную Школу бизнеса МГИМО.
  • 1 октября 1993 г. поступил послушником в Екатерининский мужской монастырь города Видно
  • 19 апреля 1995 г. настоятелем Екатерининского мужского монастыря игуменом Тихоном (Недосекиным) был пострижен в монашество с именем Стефан в честь святителя Стефана Пермского.
  • 28 мая 1995 г. епископом Можайским Григорием рукоположен в сан диакона. С этого времени до 2000 г. нес послушание водителя Московского Епархиального управления.
  • 1996-2000 гг. учился в Коломенской Духовной семинарии
  • 7 апреля 2000 г. митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем церкви Новомучеников и исповедников Российских полигона «Коммунарка» - подворья Екатерининского мужского монастыря города Видное
  • В 2007 г. - удостоен сана игумена
  • 2012 г. - окончил Московскую Духовную Академию
  • 10 октября 2009 г. - 22 октября 2015 гг. - настоятель Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря.
  • С 2015 г. - клирик Борисоглебского мужского монастыря, г. Дмитров

Награды Русской Православной Церкви:

  • орден преподобного Сергия Радонежского III степени, 2007
  • медаль «В память 1000-летия преставления равноап. вел. кн. Владимира», 2015
  • медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года», 2012
  • медаль Московской епархии «За усердное служение» II степени, 2013

Дата рождения — 17 апреля 1965 г.
Дата хиротонии — 26 августа 1993 г.
Дата и наименование последней награды – орден св. прп. Сергия Радонежского III степени, 04 июня 2006 г.
Дата назначения на Приход – 17 февраля 1995 г.
Телефон: сотовый 8-913-859-01-62 //
рабочий 8-38259-5-63-85.
Адрес электронной почты: [email protected]

Выдержка из
УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Москва, 13 — 16 августа 2000 года

1. Настоятель
18. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.
19. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.
20. В обязанности настоятеля, в частности, входит:
а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;
б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями Священноначалия;
в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;
г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;
д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;
е) созыв и председательствование на заседаниях Приходского собрания;
ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений Приходского собрания и Приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;
з) наблюдение за осуществлением решений Приходского собрания и работой Приходского совета;
и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;
к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о его работе;
л) осуществление официальной церковной переписки;
м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;
н) выдача свидетельств о крещении и браке.
21. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.
По информации Официального сайта Русской Православной Церкви

Игу́мен (греч. «ведущий») – первоначально – начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов.
В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем.
Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

Хиротония (от греч. χειρ — рука и τονεω — полагаю, рукоположение) — таинство Священства (также Рукоположение), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.
Таинство Священства совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном Церковью, или принявшим монашеские обеты. Таинство Священства возводит в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера и епископа.
«В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.
К внешней, видимой стороне Таинства Священства относятся возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения (хиротонии) является особая благодать Священства. Она возвышает избранных над остальными верующими и наделяет духовной силой и властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой. Таинство Священства «может по справедливости назваться венцом и связью всех других, ибо оно служит спасительным орудием для их сообщения по благодати, данной апостолами и постепенно нисшедшей через непрестанное рукоположение до нынешних служителей Христовой Церкви». Священниками Бога Вышнего, служителями Его тайн поставляет людей Сам Дух Святой и, по словам апостола, «никто сам собою не приемлет этой части, но призываемый Богом, как и Аарон» (Ев. 5, 4).
Рукоположение в степени Священства — это сакраментальный акт, в котором, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается, как должно» (На Деян. Апост., Беседы XIV, 4). Благодатная действенность Таинства Священства состоит во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души. Григорий Нисский говорит, что «поставляемый в Священство по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимое некоею силою и благодатию».
Посвящение в степени священнослужителей есть дверь, через которую пастырь входит «во двор овчий», облеченный духовной властью над паствой и ответственностью за нее перед Господом. Поэтому в каждодневном молитвенном предстоянии перед Богом он должен возгревать в своем сердце полученную благодать, чтобы быть достойным Призвавшего его. «Священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, и по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (Праведный Иоанн Кронштадтский).
Благодать Священства избранник Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной молитвы. Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви — народа Божия, с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время Литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу».

Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

«Для того чтобы хиротония была действительной и законной, требуется соблюдение ряда условий, касающихся как лиц рукополагающих и рукополагаемых, так и самого совершения Таинства
1. Власть совершать рукоположение принадлежит епископам, и только им, как преемникам святых апостолов. Рукополагающий епископ должен быть православным.
2. Второе условие действительности хиротонии заключается в том, чтобы она совершалась в определенном порядке: от низших степеней к высшим, чтобы никто не поставлялся на высшую степень, минуя низшую. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в канонах. Вместе с тем в них предусмотрено следующее: кандидат на более высокую степень должен успеть обнаружить способность к занятию ее достойным исполнением своего служения на низшей степени.
3. Хиротония действительна, если она связана с назначением на определенное место, в определенной церкви — это третье условие. В Православной Церкви не допускается так называемое абсолютное рукоположение, дающее сан без определенного места служения. 6 правило Халкидонского Собора гласит: «Решительно никого, ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковнаго чина, не рукополагати иначе, как с назначением рукополагаемаго именно к церкви градской, или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю. О рукополагаемых же без точнаго назначения Святый Собор определил: поставление их почитати недействительным, и нигде не допускати их до служения, к посрамлению поставившаго их».
4. Четвертое условие, касающееся самого акта хиротонии — это ее неповторяемость. Рукоположение, единожды правильно совершенное, не повторяется ни при каких условиях. Повторение его означало бы отрицание действительности ранее совершенной хиротонии.
В 68 Апостольском правиле сказано: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священнаго чина, и он и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями Церкви быти не возможно».

Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право.

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРАДАХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Архиерейский Собор 2008 г

Орден Преподобного Сергия Радонежского трех степеней был учрежден Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 1978 г. Орденами I и II степени награждаются предстоятели Поместных Православных Церквей, главы инославных Церквей и религиозных объединений, видные церковные и государственные деятели - за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.
Преподобный Сергий (1322-1392; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) вошел в историю России и Русской Церкви как великий «воспитатель русского народного духа» (В.О. Ключевский), реформатор русского православного монашества, основатель десятков монастырей. Его называли по праву «игуменом Земли Русской». Но значение аввы Сергия далеко выходило за рамки собственно церковной деятельности. Духовный вождь Руси, именно он благословил святого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, а затем скрепил его духовное завещание, по которому великое княжение переходило к сыну Димитрия великому князю Василию.
Так, впервые великое княжение стало наследственным, династическим, что способствовало укреплению и консолидации русской державной государственности.
Первый орден Преподобного Сергия I степени был вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену - за выдающийся вклад за развитие взаимоотношений между православными Сестрами-Церквами, миротворческие заслуги. Вторым награжденным стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Третий орден получил Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
В день 600-летней годовщины Куликовской битвы, в праздник Рождества Богородицы 8/21 сентября 1980 г. орден Преподобного Сергия I степени был присвоен основанной великим русским подвижником Троице-Сергиевой Лавре.

Описание ордена преподобного Сергия Радонежского.

I степень.

Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и килевидным завершением. Внутри креста узкий выпуклый рант, образующий другой крест, с треугольным завершением, покрытый зеленой прозрачной эмалью. В центре знака расположен круглый медальон с поясным изображением преподобного Сергия Радонежского, в рясе, с епитрахилью. Правая рука святого - благословляющая, в левой - свиток. По сторонам, над плечами, стилизованная надпись: справа - СВ. ПРП, слева - СЕРГIЙ РАД. Икона выполнена в технике ростовской финифти. Медальон обрамлен выпуклым пояском с двенадцатью стразами. Между ветвями креста - 20 гладких двугранных лучей, центральные из которых более длинные и широкие. На оборотной стороне знака посредине расположен девиз: СМИРЕНИЕМ ВОЗВЫШАЕМЫЙ.

Материалы: латунь с позолотой, литье, стразы, холодная эмаль, финифть.

Крепление: булавка.

Подвеска ордена.

Подвеска ордена представляет собой позолоченный медальон круглой формы с узким рантом, внутри которого помещен четырехконечный крест аналогичный кресту знака ордена. В центре креста расположен круглый медальон покрытий белой эмалью с позолоченной рельефной монограммой Святейшего Патриарха. Медальон обрамлен выпуклым пояском с 20 стразами диаметром 2 мм. Между ветвями креста расположены 20 гладких двугранных лучей, размещенных внутри четырех каплевидных лучей обрамленных 28 стразами диаметром 1 мм. В верхней части креста расположено ушко для крепления на ленте, на которой размещены 2 стразы диаметром 2 мм и 3 диаметром 1 мм.

Материалы: латунь с позолотой, стразы, холодная эмаль.

Размеры знака ордена: 45х45х4 мм.

Крепление: носится на ленте.

Лента ордена шелковая муаровая, темно-зеленого цвета, шириной 100 мм. Обрез ленты фигурный. Концы ленты скреплены узким шелковым кольцом.

II степень.

Знак ордена аналогичен знаку ордена I степени, но изображение святого на центральном медальоне рельефное.

Медальон обрамлен двойным округлым пояском.

Материалы: латунь с позолотой, литье, холодная эмаль.

Размеры знака ордена: 55х55х7 мм.

Крепление: булавка.

III степень.

Знак ордена аналогичен знаку ордена II степени, но выполнен из латуни с серебрением, без лучей.

Материалы: латунь с серебрением, литье, холодная эмаль.

Размеры знака ордена: 55х55х7 мм.

Крепление: булавка.

Все сюжеты, живые и трогательные, веселые и грустные, взяты из жизни. Автор, талантливый, мудрый священник хочет, чтобы читатель увидел образ Божий в каждом человеке и утвердился в том, что миром правит доброта.

Протоиерей Александр Авдюгин родился в Ростове-на-Дону в 1954 году. Имеет высшее техническое образование. Трудился на телезаводе, затем на шахте. В 1989-1990 годах работал в издательском отделе Свято-Введенской Оптиной пустыни. В 1990 году окончил Киевскую духовную семинарию, был рукоположен в сан иерея и направлен на приход в село Ребриково Антрацитовского района Луганской области. В 2005 году получил новое послушание, стал настоятелем храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в городе Ровеньки Луганской области, построенном в честь погибших шахтеров. Протоиерей Александр ведет активную миссионерскую работу в интернете, является редактором региональной православной газеты «Светилен». Автор нескольких книг, постоянный автор сайта Православие.ру.

Предлагаем вниманию читателей рассказ из сборника.

Покровительство Покрова

Уверен, что не будет таких светских печатных изданий, страниц в интернете и телевизионных выпусков, освещающих праздник Покрова Богородицы, в которых нам не расскажут о том, что если на Покров ветрено, то будет большой спрос на невест; Покров землю покрывает и свадьбы благословляет; в Покров девушкам спозаранку надобно в церковь бежать и свечку к празднику ставить, потому что какая раньше поставит, та и замуж скорее выйдет.

К ежегодно повторяемым особенностям этого дня синоптики добавят народные погодные приметы, которые, как ни странно, обычно сбываются в отличие от официальных прогнозов.

Послушаешь или прочитаешь подобные «объяснения» любимого нами праздника — и самому, как в старину, частушку покровскую спеть захочется:

Скоро, девушки, Покров,

Скоро нам гуляночка,

Скоро-скоро заиграет

Милого тальяночка.

Да вот беда, день этот иной в сути своей. Богородица действительно во времена далекие народ, молившийся во Влахернском храме осажденного Константинополя, омофором Своим покрыла, но чудо это не снегом на землю снизошло и не фатой невесты было, а от беды и нашествия врагов защитило. Покров Богородицы — праздник благодарности Деве Марии за Ее заступничество и реально видимую и осязаемую помощь. Именно в покровительстве Пресвятой Богородицы смысл праздника. Все остальное, даже самое благочестивое и народом принятое, — лишь слабые отголоски главного: помощь Божию мы через молитвы и предстательство Богородицы получаем.

Почитайте многочисленные акафисты к Пречистой Деве, обращенные к Ней молитвы и песнопения, Ей посвященные. Во всех них обязательно покровительство вспоминается и о нем просится. Да и понятно. К кому, как не к матери, наши руки в младенчестве тянулись, у кого изначально каждый из нас защиту искал? И матери наши находили силы и возможности нам помочь. Сейчас же, когда повзрослели, поумнели и веру обрели, мы к Самой Матери Бога руки с надеждой простираем. Ведь если наши мамы каждую слезу нашу утереть сумели, то сколь велико может быть заступничество Самой Царицы Небесной!

Уже во времена давние, лет пятнадцать назад, вез меня из села в город старенький батюшка из соседнего прихода. Ездил он из одной деревни в другую на полуразбитом «Москвиче-408». В город же путешествовать на этой колымаге не решался, потому что не проходила она уже несколько лет техосмотров положенных. Номер на машине был старого образца, да и вид она имела чрезвычайно неблагонадежный. Меня же священник взял по той причине, что я, по его мнению, каждого дорожного стража должен знать и в случае чего смогу беду отвести. Хоть и ехали мы путями окольными, гаишники тут как тут оказались. Первой их матушка увидела и кричит мужу:

— Пой тропарь Скоропослушнице!

А тот в ответ:

Дабы не отставать, и я вслед за ними затянул: «Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице…»

Милиционер палочкой своей полосатой взмахнул, но увидев и услышав, как два бородатых попа в рясах вкупе с матушкой молитвы воспевают, лишь честь отдал и перекрестился на всякий случай.

Лишь потом я задумался, почему же все мы втроем именно к Богородице обратились? Наверное, именно потому, что помощь Ее вольно и невольно принимаем.

Часто вопрос задают: а как помощь Царицы Небесной ощутить и Ее покровительство заметить? Есть ответ. Его когда-то протоиерей Валентин Свенцицкий дал: «…не все видят Покров Божией Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идем, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи и иже с ним горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар».

О празднике Покрова много говорят, пишут и чудесных историй рассказывают, но однажды мне повстречалось маленькое стихотворение со скромной подписью «Елена Семёнова», и теперь мне трудно вычеркнуть из осеннего праздничного дня и храмовой проповеди эти строки:

Покров Пресвятой Богородицы —

Кленовый, резной, золотой —

На грешную землю опустится,

Покроет своей добротой.

«О Мати, превысшая сладосте! —

К Тебе припадаем, любя: —

Не изми, Владычице, радости

У тех, кто взыскует Тебя».

Часть I. Отец Стефан и иже с ним

Отец Стефан

Восьмая заповедь

Таможенный эксклюзив

Указ владыки

Детективная история

Прогрессивный батюшка

Запечатал

«Это, братцы, не беда, а череда смирения»

Экзамен с псевдонимом

Историческое открытие

Батюшкин сон

Козлиная история

Православный Дед Мороз

Пожертвование

Часть II. Рассказы

Господь управит

А настоятель молится

Постовые особенности провинциальной епархии

Рождественский гость

Архиерейское благословение

Не удержался

Отец, товарищ старшина

Операция «Карацупа»

Церковный сторож

Грех батюшки

Рождественский Никола

«А можно посмотреть?»

О павлине

Батюшка и батя

О войне, бесе и страусе

Часть III. Воспоминания, размышлизмы

Господь привел

Военная история

День Победы

Мы не могли не встретиться

Оптинское

Мироносицы моей жизни

Спас и макитра

Баба Фрося

Божий одуванчик

«Делала, что могла…»

Баба Лида

Энгельс — Геннадий — Евгений

Дед Алексей

Современный «Отечник»

Солнышко

Рассказ священника

«Глаза бы мои на вас не глядели!»

Сельское

Литературные бесы

Ретроспективное

Слово исповеди

Утерянное отцовство

О книжках

Пятая заповедь

Плюнь и дунь на него

Краткий свод Крещенских правил

О бедной кукушке замолвлю я слово

Радоница

Покровительство Покрова

Без таксометра в голове