Психологический тренинг: «Внутренняя раскрепощенность педагога. Упражнения для актерского тренинга

Эти игры используются, чтобы снять зажатость, преодолеть стеснение между ребятами. Они помогут им почувствовать себя свободнее, более раскованными, раскрепостится в новой и необычной обстановке. Это веселые и подвижные игры, часто направленные на физический контакт. В ходе этих игр каждый участник почувствует себя частью коллектива.

«Любишь ли ты своих соседей»

Все участники становятся в круг. В центре круга находится ведущий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Любишь ли ты своих соседей?». Если он отвечает: «Да», то его правый и левый сосед меняются местами. Если он отвечает: «Нет», то ведущий спрашивает: «А кого же ты любишь?». Играющий говорит: «Тех, у кого есть на руке часы (кто в брюках, у кого длинные волосы, у кого сережки в ушах и т.д.)». Все те, у кого есть часы на руках меняются местами друг с другом. Задача ведущего занять любое свободное место. Тот, кто остался без места становится ведущим. Игра продолжается.

«Топотушки»

Играющие делятся на две команды с равным количеством игроков. Каждый участник задумывает любого игрока противоположной команды. Важно, чтобы загадали всех. Далее команды строятся в линию друг напротив друга. Первый играющий одной из команд подходит к любому участнику противоположной команды и спрашивает, не он ли его задумал. Но делает он это необычным способом – топая ногами. Если он угадал, то играющий ему отвечает топотом. Образовавшаяся пара отходит, а игра продолжается. Если мнения играющих не совпали (то есть задуманный игрок не он), то противник ему отвечает шаркая ногами по полу. Затем происходит переход хода и спрашивать идет игрок противоположной команды. Побеждает та команда, игроки которой угадали больше людей, задумавших их.

«Веревочка»

Играющие образуют круг, держась руками за связанный шнур. Водящий, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно ударить кого-либо по руке. Играющие должны быстро отдергивать руки, избегая удара (но немедленно возвращать их прежнее положение). Тот, кого водящий ударит, становится на его место внутрь круга, и игра продолжается.

«Человек к человеку»

Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».

«Циклоп»

Играющие становятся в круг, ведущий выходит на середину. Задача играющих – установить контакт с товарищем на противоположной стороне круга только с помощью взгляда. Нельзя произносить звуки и телодвижения для привлечения внимания. Как только двое установили зрительный контакт, они должны одновременна поменяться местами, перебежав через середину круга. Ведущий, в свою очередь, внимательно наблюдает за играющими и старается догадаться, кто взглядом договаривается о перемене мет. Когда кто-то начинает меняться местами, ведущий должен постараться занять одно из пустых мест. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, становится новым ведущим.

«Колобок»

«Колобок» – это мяч, который перекатывают друг другу присевшие на корточки участники игры. Они образуют круг диаметром 5-7 метров. В середине круга скачет на корточках «лиса», которая старается поймать «колобок». Если это ей удастся, она меняется ролью с тем, от кого «колобок» попал «к плутовке в лапы».

«Золотые ворота»

Половина играющих образует круг. Взявшись за руки и подняв их как арки «ворот», они говорят нараспев:

«Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз прощается, второй запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!»

Остальные играющие, тоже взявшись за руки, бегут за ведущим. Змейкой обегают они каждого из стоящих в кругу: одного спереди, другого сзади, третьего снова спереди и т. д. После слов «не пропустим вас!» – стоящие опускают руки – «закрывают ворота». Кто из бежавших оказался внутри круга, считается пойманным и идет в центр круга. Остальные повторяют игру еще несколько раз, пока не пойманных останется 3-5 человек. Они – победители.

«Пузыри»

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Затем дважды сходятся к центру и расходятся в стороны, не размыкая руки. Расходясь от центра на третий раз, хором говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся!» Играющие стараются сделать круг как можно шире, не расцепив при этом рук. Тот, кто разомкнул круг, выбывает из игры, игра продолжается. В конце игры определяю пять самых цепких ребят.

«Лес-болото-озеро»

Ведущий определяет на поляне три области, каждая из которых представляет лес, болото и озеро. Дети стоят на нейтральной территории, а ведущий называет живые существа. Задача детей – быстро перебежать в то «место» на поляне, где обитает это существо.

«Мышь и кот»

Для игры надо приготовить две разные игрушки или два маленьких предмета, которые отличаются друг от друга, например: шарик и кубик, ручку и резинку и так далее. Все участники игры садятся в круг. Один из игроков берет одну вещь и передает ее соседу слева со словами: «Это кот». «Кот» таким образом передается по кругу от игрока к игроку. В это время первый игрок берет вторую вещь и передает ее игроку справа со словами: «Это мышь». И обе вещи начинают ходить по кругу, только в разных направлениях. Со временем скорость передачи увеличивается и игроки начинают путать «мышь» и «кота». Каждый, кто назовет «мышь» «котом» или наоборот, выбывает из игры.

«Коснись синего»

Игроки разбиваются на группы по 6-8 человек и встают довольно близко друг к другу. Водящий выкрикивает часть тела и цвет, (например: правой рукой коснитесь синего или левой рукой коснитесь красного и т.д.) Игроки должны касаться указанного цвета на ком-то другом из группы.

«Обувная фабрика»

Все снимают обувь и кладут в центр круга. Каждый участник надевает два разных ботинка и пытается поставить каждую ногу рядом с ногой, обутой в парную обувь.

«Быстро поменяться»

Игроки встают в квадрат, повернувшись лицом к ведущему в центре. Каждый должен хорошо помнить, кто стоит справа и слева от него и как они располагаются по отношению к ведущему, потому что как только игроки выяснят это, ведущий поворачивается и говорит: «Быстро поменяться». Это сигнал к тому, чтобы все заняли свою исходную позицию. Сторона квадрата, которая окончила быстрее поднимает руки и кричит: «Быстро поменяться!»

«Сидячий круг»

Игроки встают в круг плечом к плечу, лицом друг к другу. Все поворачиваются направо и смыкают круг, делая шаг в центр. Положите руки на плечи впередистоящего. Ведущий, считая до трех, просит вас посадить к себе на колени впередистоящего. Слушайте инструкции ведущего, выполняйте их. После того как все сели, на счет «3» делается шаг правой ногой и т.д.

«Маги. Карлики. Великаны»

Игроки делятся на две команды, и каждая выбирает свое движение (маги, карлики, великаны). Затем команды выстраиваются в ряд лицом друг к другу, делают три больших шага навстречу и показывают свое движение (карлики – приседают, великаны – тянутся вверх, подняв руки, маги – выставляют вперед руки). Выигравшие пытаются поймать проигравших (карлики ловят магов, маги ловят великанов, а великаны – карликов), но погоня прекращается, когда проигравшие пересекут заранее оговоренную линию. Игра повторяется до тех пор, пока одна из команд не захватит полностью другую.

«Встать!»

Сначала попробуйте в паре, затем в тройке, затем все вместе. Посадите играющих на землю спинами друг к другу так, чтобы колени у всех были согнуты, а локти сцеплены. Готовы? Встать! Помните, что вы должны сидеть близко друг к другу и обязательно все вместе.

«Поймай дракона за хвост»

Игроки встают в линию и кладут руки на пояс, стоящим перед ним. Последний в линии кладет носовой платок себе за пояс. Дракон, будучи в добром здравии начинает реветь, что означает начало игры. Затем он начинает гоняться за своим хвостом. Цель человека, стоящего во главе дракона, поймать платок. Когда голова, наконец, хватает платок, она становится хвостом и т.д.

«Заколдованный замок»

Играющие делятся на две команды. Первая должна расколдовать «замок», а вторая команда – помешать им в этом. «Замком» может служить дерево или стена. Около «замка» находятся главные ворота – двое ребят из второй команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать «замок» по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача – незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до «замка». При этом игра считается оконченной. Но задача второй команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к «замку». Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями.

«Светофор»

На площадке чертятся две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить, перебегающего пространство между линиями, игрока. Осаленный становится водящим.

«Заяц без логова»

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные руки вверх. Это «домики» или «логово зайца». Выбираются двое водящих - «заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.

«Сантики-сантики-лим-по-по»

Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние. За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим». Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове и т.д.) Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает все движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом, на протяжении всей игры хором произносятся слова «Сантики-санти-ки-лим-по-по». В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть три попытки для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, а как скажем «Скок, скок, скок», (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается сначала.

«Белки, орехи, шишки»

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо». Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто – «орехом», кто – «шишкой». Ведущий один, гнезда у него нет. Если он сказал «белки», то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время ведущий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится ведущим. Если ведущий говорит: «орехи», то местами меняются орехи и ведущий, занявший место в гнезде, становится орехом. Ведущим может быть подана команда: «белки, шишки, орехи», и тогда меняются местами сразу все.

«Невод»

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача – поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «рыб» – не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказаться в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».

«Капканы»

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. Побеждает тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

«Волки во рву»

На площадке чертится коридор («ров») шириной до одного метра. Ров можно начертить зигзагообразный, где уже, где шире. Во рву располагаются водящие – «волки». Их немного – всего два или три. Все остальные играющие – «зайцы» – стараются перепрыгивать через ров и не оказаться осаленными. Если до «зайца» дотронулись, он выбывает из игры или становится «волком». «Волки» могут осалить «зайцев» только находясь во рву. «Зайцы» ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога «зайца» коснулась территории рва, это значит, что он «провалился в ров» и в этом случае также выбывает из игры.

«Горелки»

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

«Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!»

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремиться занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара», или «вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

«Аленушка и Иванушка»

1 вариант . Выбираются Аленушка и Иванушка, им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!». Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!». Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

2 вариант. Игра проводится аналогично предыдущей, т.е. Иванушкадолжн поймать Аленушку, но ориентироваться они могут только на хлопки товарищей. При приближении Иванушки к Аленушки игроки, стоящие в кругу, начинают хлопать громче, а при удалении – тише.

«Кошки-мышки»

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой - «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – «ворота». Задача «кошки» догнать (дотронуться рукой) «мышку». При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Комплекс музыкальных игр - упражнений для эмоционального раскрепощения и развития актерского мастерства»


Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.

Описание материала: Данный материал предназначен для учеников Детской Школы Искусств по классу народного пения или фольклорного ансамбля. Упражнения данного комплекса можно включать по одному или несколько в уроки вокала, а также фольклорного ансамбля, в зависимости от возраста детей выбираем этапы от простого к сложному. Если убрать музыкальный материал и оставить просто скороговорки, то эти упражнения можно использовать как игры в развлекательной программе летнего детского лагеря.

Цель:
Добиться эмоционального раскрепощения и самовыражения детей

Задачи:
Развивать актерское мастерство;
Развивать музыкальный и ритмический слух;
развивать память, внимание;
Вызвать интерес, пробудить фантазию;
Развивать умение работать как в коллективе, так и самостоятельно.
Оборудование: карточки – картинки, музыкальный инструмент.

Предварительная работа: Изготовление карточек-картинок к упражнениям, разучивание с детьми музыкальных распевок (сложных для запоминания).

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЧАЙНИЧЕК С КРЫШЕЧКОЙ»



Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой
Шишечка с дырочкой
В дырочке пар!

1 Этап «ЗЕРКАЛО»:
Педагог пропевает скороговорку, показывая:
Чайничек – круговое движение руками сверху вниз, как бы рисуя в воздухе чайник;
Крышечку – хлопок ладонями, параллельно полу;
Шишечку – кулак одной руки поставить на открытую ладонь другой;
Дырочку – соединить большой и указательный палец поднятой вверх кисти;
Пар – восходящее движение кистями.

(для детей младшего возраста, лучше показывать картинку чайника)

Дети, молча или артикулируя, повторяют движения педагога.
Этот этап позволяет произвести разучивание текста скороговорки.

2 Этап «У КОГО САМЫЙ КРАСИВЫЙ ЧАЙНИЧЕК?»
(упражнение на выразительность речевой интонации)

Педагог идет и поочередно проговаривают скороговорку с движениями, стараясь добиться наибольшей интонационной выразительности, «нарисовать» чайник речевой мелодией. Можно предложить детям проговорить текст «от лица» самого большого, самого маленького, самого стеснительного, самого добродушного, самого надменного и т.д. чайника. Для маленьких детей я использую картинки с изображением чайника.

ПРИМЕРЫ:








3 этап «СКАЗКИ СТАРОГО ЧАЙНИКА»
Ребенок пропевает скороговорку с задуманным эмоциональным подтекстом (желательно из картинок представленных выше), остальные же дети пробуют угадать – какой это был чайник, его характер и тд.

4 Этап «СПРЯТАННОЕ СЛОВО»
Педагог предупреждает детей о том, что он «прячет» какое-либо слово, которое теперь можно будет только показать, но не произносить. Кто не сумеет с этим справиться и при пропевании скороговорки назовет «секретное спрятанное» слово вслух – выходит из игры. (варианты: пропевание скороговорки шёпотом»; переходит в «оркестр» аккомпанирующий пению детей звучащими жестами)

5 Этап «ПЕРЕПУТАНИЦА»
Дети пропевают скороговорку с движениями (см. 1 этап). Педагог показывает неправильные движения. Дети тренируя «зрительное двухголосие», стараются не повторять ошибки.

УПРАЖНЕНИЕ 2 «ЕГОРКА С МАКАРКОЙ»



Егорка на горке,
Макар под горой.
Егорка с Макаркой
Торгуют водой

Этап 1 «ПУТЕШЕСТВИЕ»
Эта игровая модель для малышей предоставляет широкие возможности для использования ее в интерактивных сказочных путешествиях, которые являются одной из наиболее удачных форм построения занятия с малышами дошкольниками. «Поход» к Егорке с Макаркой может быть основной сюжетной линией урока или;без этой воды нельзя сварить кашу для Сороки-вороны, приготовить чай с пирогами у доброй хозяюшки Глаши, нечем напоить зайчика-побегайчика и тд…
Приключения которые могут быть в пути у Егорки с Макаркой: высокая трава, болото, горы, встреча с ежиком, обезьянки,… можно сделать «спортивную эстафету» как угодно), либо возникновение очередной необходимости возвращения за водой: например, в первый раз отправились за водой для Сороки-вороны, затем вспомнили, что оставили немытым волшебное яблоко, вымыв его сообразили, что нет воды помыть руки, перед тем, как его съесть и тд.

Этап 2 «ДИАЛОГ»
Дети могут разыграть свою встречу с героями скороговорки, в результате чего может сложиться такой ритмизированный диалог:
-Зачем пришли? –строго, уперев руки в боки, низким голосом
-За водой пришли! – руки перед собой с открытыми ладонями, «убеждая»
-Ну, пойте для нас,
Веселите вы нас! – ритмизированные хлопки справа и слева.
Этот диалог дает прекрасную мотивацию для пропевания скороговорки с движениями, а так же для повторения песни, танца или любого другого учебного материала.

УПРАЖНЕНИЕ 3 «ЦАПЛИ»



Цаплям постоять охота
Целых два часа подряд
Цапли посреди болота
На одной ноге стоят

1 этап «ЗАМИРАНИЕ»
С пением скороговорки дети ходят «как цапли» по классу. С окончанием замирают, удерживая равновесие на одной ноге. (я делаю паузы в разных местах, и в середине и обрывая слово)

2 этап «ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ШАГ»
Дети пропевают скороговорку и делают хореографический шаг («в одну ножку», «в две ножки», «в три ножки», «горох», «трилистник»). Прекрасно помогает для закрепления пройденного материала по хореографии.(можно также использовать паузы, заранее договорившись о замене шага)

УПРАЖНЕНИЕ 4 «ТРИ СОРОКИ»



Три сороки тараторки
Тараторили на горке

1 Этап «СОРОЧЬИ СКАЗКИ»
Дети совместно с учителем придумывают, что происходит у сороки и в зависимости от этого меняют тональность исполнения скороговорки. Например: за сороками охотятся лиса – и они вынуждены подниматься все выше и выше (восходящее движение по полутонам),;сороки украшают елку к Новому году – развешивают игрушки то на верхних, то на нижних ветках; поднимаются все выше и выше по веткам, чтобы увидеть гостей; спускаются на землю, чтобы схватить вкусную шишку (пропевание скороговорки в нижнем регистре); играют в прятки (педагог нажимает ноту, а дети пытаются ее повторить «найти» и тд…

2 Этап «СОРОЧЬЯ СПЛЕТНЯ»
Дети пропевают скороговорку, а затем «трещат», как сороки, сопровождая речь быстрыми шлепками по коленям. Сорочий стрекот(«Тррр! Тррр1 Тррр!») может быть в свободной или заранее определенной ритмической форме.

Вариант:
Дети пропевают скороговорку, пускают по кругу «сорочью сплетню», трещат таким образом, чтобы соло одного ребенка без пауз переходило в соло другого. Это достаточно трудное, но чрезвычайно увлекательное и полезное упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 4 «ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ»



Ехал Грека через реку
Видит грека в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку Цап!

Игровое содержание:
1 вариант:
Дети делятся на пары и встают в круг таким образом, что первые номера образуют внутренний, а вторые –внешний круг. С пением скороговорки на каждую фразу они меняются местами в паре, сигналом к смене мест служит хлопок в ладоши на последнюю долу фразы. С окончанием скороговорки (на слово «Цап»)ребенок, стоящий во внутреннем кругу, должен осалить своего партнера, а ребенок стоящий во внешнем кругу – присесть, отскочить или увернуться, чтобы не быть пойманным. В случае если игрок внешнего круга сумел засолить товарища, они меняются местами; если же нет, игра продолжается в прежнем варианте.

2 вариант:
В основе этой модели лежит игра, известная многим под названием «Механическое пианино». И.П. – игроки сидят, положив руки на колени соседей. Предполагаемая игровая ситуация: Грека едет по новому месту, на котором еще не прибиты дощечки, поэтому там где он проезжает, дощечка чуть подпрыгивает.
Игроки с пением скороговорки по очереди шлепают по коленям. Сложность заключается в том, что руки играющих перепутаны (на правом колене – рука соседа справа, на левом соседа слева) и приходиться быть очень внимательным, чтобы не пропустить свой ход и не шлепнуть по колену соседа раньше времени.
Эта игра не только замечательное упражнение на координацию речи и движения, но и отличный тренинг на развитие внимания, чувства партнера и ритмической пульсации.

УПРАЖНЕНИЕ 5 «У ВАРВАРЫ КУРЫ СТАРЫ»



Тары - бары, растабары
У варвары куры стары
Стары- старенькие,
Растабаренькие.

(Обязательно объясняем детям, что слово "растабаренькие" означает толстые, жирные)

1 этап «НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»
Пропевание скороговорки с различными эмоциональными и фонапедическими фильтрами.
Например:
Узнали куры, что Варвара считает их старыми и хочет сварить в супе – расстроились – дети поют скороговорку очень грустно, жалобно
Но Варвара передумала, старые – значит мудрые, опытные: куры обрадовались и даже возгордились – петь важно, с достоинством
Но тут на птичий двор пробралась лиса – куры затаились на насесте –пропевание скороговорки piano (тихо)
В сарай к курам пожаловали гуси и утки и начался у них настоящий птичий базар, гуси и утки гогочут о своем, а куры – о своем: исполнение скороговорки активно, азартно, энергично
Куры нашли брошенную кем-то жевательную резинку, попробовали ее, и клювы у них склеились: пропевать скороговорку, собрав губы в трубочку или сквозь зубы
Пришлось Варваре вызвать ветеринара, он почистил курам клювы,но они никак не могут поверить, что клювы снова свободны: пение с утрированным открыванием рта, активным разминанием артикуляционного аппарата.
И так далее…. Хочется лишь отметить, что чем большую свободу в сочинении подобных историй предоставит детям педагог, тем больший интерес вызывает у них подобная игровая форма. (отмечу, что на первых занятиях лучше давать не все предложенные ситуации, а лишь несколько и от занятия к занятию прибавлять историю)

2 Этап «НАЙДИ ЗЕРНЫШКО»
Куры нашли жемчужное зерно и спрятали его от Варвары, желая устроить для нее сюрприз. Водящий – «Варвара» или «Хозяин кур» - стараются определить, где (при игре в классе) или у кого (при круговом исходном положении) спрятано «зерно». Игроки подсказывают ему направление поисков динамикой исполнения скороговорки: forte- «горячо», piano- «холодно»

Упражнения данного комплекса можно использовать как вместе, так и по отдельности, в зависимости от возраста учащихся.

На нашем сайте направлены, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства. Этим и объясняется использование в обучении специальных игр и упражнений на закрепление знаний и тренировку актерских навыков. Представленные ниже упражнения, нацелены на развитие не только какого-то определенного профессионального качества, но и на совершенствование целого набора умений, полезных для перевоплощения в роль. Многие из этих приемов и упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.

Упражнения на выразительность: пантомимы и инсценировки

Для мастерства любого актера важны чувство правды и выразительность. Именно эти качества помогают актерам услышать от режиссера заветное слово «верю». Актерам необходимо развивать выразительность и правдоподобность, чтобы стать понятными своему зрителю, нужным образом донести до них идею театрального произведения. Для этого существуют специальные методики и упражнения.

Пантомима. Пантомима - это вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Для выполнения упражнений с пантомимой отлично подходят всем известные игры: Крокодил, Активити, Alias. Цель подобных игр - с помощью пантомимы и без слов постараться объяснить загаданный предмет, явление или фразу другим игрокам так, чтобы они догадались. Это не только полезно для тренировки выразительности, но и очень весело, так что смело приступайте к выполнению данного упражнения!

Инсценировка пословицы. Чтобы справиться с этим заданием, вы можете использовать не только возможности своего тела, но и слова. Цель упражнения - сыграть небольшую сценку, иллюстрирующую общеизвестную пословицу, таким образом, чтобы максимально доходчиво донести до партнёров по игре или зрителей ее смысл. Возможные примеры пословиц: «Семь раз отметь - один отрежь», «Баба с возу - кобыле легче» и т.п.

Упражнение «Слова на букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы помочь вам максимально эффективно выполнить это упражнение, предлагаем обратить внимание на определенные группы окружающих предметов, которые вы, возможно, забыли включить.

Полезным для вас также может стать урок тренинга по творческому мышлению, посвященный развитию воображения . В этом уроке вы найдете различные советы и упражнения, которые будут актуальны и для развития ваших актерских способностей.

Упражнение «Повтори»

Любому начинающему актеру необходим свой ориентир, пример для подражания. В отличие от времен Станиславского, сейчас в нашем распоряжении огромное количество разнообразных примеров отечественного и зарубежного актерского искусства, легко доступных в Интернете. Нужно просто открыть youtube, скачать фильм с нужным нам персонажем и попытаться повторить его эмоции, речь.

Для выполнения упражнения включите видео и начните копировать позу, мимику, жесты, движения вашей модели. По возможности, копируйте голос, интонации, речь. Поначалу будет трудно, но чем больше вы будете репетировать, тем лучше будет получаться. Конечно, невозможно всё сделать в точности так, как делает ваш персонаж, старайтесь быть как можно более похожими: обращайте внимание на все детали, типичную манеру исполнения, испытываемые эмоции.

Приведенный ниже видеоролик иллюстрирует, как это упражнение на сцене выполняет знаменитый комедийный актер Джим Керри.

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай»

Во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи и старайтесь придумать обоснование каждой детали внешнего вида наблюдаемого человека.

Эти упражнения направлены на развитие творческого мышления и фантазии актера, для которого богатое воображение является одной из важнейших составляющих успеха. Чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны на какое-то время убедить себя в том, что являетесь своим персонажем и живете его жизнью. Станиславский называл способность актера сотворить своего персонажа и вжиться в его роль искусством переживания, о котором вы сможете прочитать в данном уроке нашего тренинга .

От предлагаемых обстоятельств к роли

В этом упражнении вам нужно на основе известных жизненных обстоятельств героя додумать его характер и представить его эмоциональное состояние. Можно сказать, что это упражнение является противоположным предыдущему. Для его выполнения постарайтесь вообразить, как определенные жизненные обстоятельства повлияли на героя, его поведение, эмоции, слова. Постарайтесь описать или даже показать человека, который:

  1. Уже давно не спал и очень устал от выполнения сложной работы.
  2. Вчера получил повышение и новую зарплату в 2 раза больше предыдущей.
  3. Получил сверхспособности настоящего супергероя, теперь он умеет летать, лазить по стенам, пускать паутину запястьем.
  4. Только что проиграл все свое состояние в рулетку.
  5. Смотрит скучный актерский спектакль в то время, когда по телевизору идет футбольный матч его любимой футбольной команды.

Упражнения на концентрацию

Концентрация внимания очень важна для актера. Вокруг нас много факторов, которые влияют на наше поведение, мысли и эмоции. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, вам нужно научиться не отвлекаться на внешние раздражители. Кроме того, важно уметь быстро собраться и настроиться на предмет своего перевоплощения. Для развития актерского внимания существует ряд техник и упражнений.

Обратный отсчет. Закройте глаза и досчитайте от 100 до 1 про себя. Постарайтесь считать одинаковым темпом и не очень быстро. Дышите ровно и концентрируйтесь на числах, пытайтесь представлять их визуально.

Концентрация на предмете. Присядьте поудобнее и сконцентрируйте свой взгляд на каком-то одном предмете, например, на стрелке висящих на стене часов. Постарайтесь выкинуть посторонние мысли из головы и думайте только о стрелке.

Также существуют специальные техники улучшения концентрации, видео одной из которых вы можете посмотреть ниже, начиная с 4-й минуты:

Выполняйте эти упражнения для тренировки умения быстро сконцентрироваться, но помните, что для внимательности иногда полезно просто выспаться и четко определить объект концентрации. Другие полезные советы, как быть внимательными, вы можете прочитать в специальном уроке .

Упражнение «Смена ролей»

В жизни мы нередко играем различные роли, попадая в разные обстоятельства. Если мы хотим развить в себе актерский талант, нам важно научиться управлять эмоциями, играя самые разнообразные роли. Ведь все эти умения - профессиональное ремесло актера, которое должно быть у него на самом высоком уровне.

Чтобы тренировать контроль над эмоциями и способность быстро менять роли, попробуйте выполнить следующее упражнение. Несколько раз произнесите одну и ту же фразу (к примеру, «Дорогие друзья, я не зря собрал/а вас здесь»), с позиции разных персонажей: маленькой девочки, ее мамы, пожилого человека, бизнесмена, знаменитого артиста, президента. Попытайтесь найти особенности каждого из них, для этого фразу можно немного модифицировать, добавляя типовые речевые приемы каждого персонажа. Кроме того, вы можете попробовать произносить фразу от имени одного и того же персонажа, но находящегося в разных эмоциональных состояниях.

Для этого упражнения полезно использовать уже описанные нами приемы, которые вы можете найти в уроках по ораторскому искусству и ремеслу актера.

Упражнения на импровизацию

Импровизация - это работа актёра по созданию сценического образа, действия и собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. С помощью импровизация легко проверить, насколько умело вы владеете качествами настоящего актера. Как правило, в жизни нам приходится играть именно спонтанные, неотрепетированные роли, поэтому тренировка импровизационных навыков актуальна не только для профессиональных актеров. Существуют различные модификации импровизации и упражнений для совершенствования умения выступать без подготовки:

«Без остановки». Задача данного упражнения заключается в том, что вам нужно без подготовки непрерывно произносить монолог на определенную тему в течение 3-5 минут. Паузы должны быть минимальными, а ваше изложение должно звучать так убедительно, чтобы слушатели подумали, будто вы произносите заранее подготовленную речь. Темы могут быть разными: начинайте с предметов, которые вам хорошо знакомы, а потом переходите к малознакомым или вообще неизвестным темам. Высшим пилотажем является монолог вообще без темы.

«Интервью». Другим видом импровизации является интервью. Попросите вашего знакомого или коллегу приготовить ряд вопросов для вас. Вопросы должны быть неожиданными и открытыми, то есть предполагающими развёрнутый ответ, а не просто «да» или «нет». Старайтесь быстро, уверенно и максимально подробно отвечать на поставленные вопросы, убедительно отстаивайте свое мнение и как можно ярче выражайте эмоции.

С привязкой к словам. Подберите 20-30 слов, которые отдаленно связаны между собой. Напишите каждое слово на отдельном листе бумаги или карточке. После этого вы можете начинать импровизационную речь, вытаскивая слова в произвольном порядке и связывая их в последовательный рассказ, обязательно используйте каждое из написанных слов в своем выступлении.

Комплекс упражнений на дикцию

Умение четко и внятно говорить является важнейшим качеством любого актера. Для тренировки дикции можно использовать специальные упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и органов дыхания. Некоторые из подобных упражнений вы сможете найти в специальном уроке по риторике , а также в видеоролике, который мы разместили ниже.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Практика

Актерских упражнений очень много, но самое главное - это практическое использование этих приемов на сцене и в жизни. Оно позволяет не только отшлифовать необходимые навыки, но и научиться работать в реальных условиях с настоящими зрителями. Если вдруг вам представится уникальная возможность сыграть роль в школьном спектакле или на новогоднем корпоративе, ни в коем случае не отказывайтесь от нее, а смело беритесь за дело. Кроме того, наша обычная жизнь часто предлагает нам новые роли:

  • Вчерашний студент в аспирантуре становится преподавателем.
  • Обычный менеджер во время презентации превращается в великолепного оратора.
  • Знакомство с новыми людьми помогает открыть в себе новые качества и показать себя с лучшей стороны.
  • И многие другие.

Хорошими актёрами не рождаются. Можно иметь склонность к этому ремеслу. Однако для того, чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо много работать над собой. В первую очередь важно раскрепощение. Актёрские тренинги на раскрепощение помогают избавиться от внутренних зажимов и скованности. Но только в том случае если модель мира этого человека обращена наружу, а не внутрь. Но обо всем по порядку.

Подход через смену ролей

Многие люди недовольны своей стеснительностью. Однако вести себя по-другому им мешает мнение окружающих. Необходима новая роль. В данный момент вы играете роль скромного, стеснительного человека. Следовательно, вы должны сменить эту маску на противоположную.

Попробуйте хотя бы один день вести себя не так, как обычно. Если вы привыкли просто и неприметно одеваться, умышленно избегая ярких красок, наденьте новую одежду или хотя бы украсьте себя чем-нибудь ярким, например, брошью или галстуком. Для первой стадии раскрепощения людей будет достаточно того, что окружающие начнут обращать на вас внимание.

Когда вы привыкнете к пристальным взглядам и перестанете их смущаться, можно переходить ко второму этапу. Позвольте себе более эпатажное поведение. Попробуйте сделать что-то, чего вы никогда не делали или даже осуждали за это других людей. Громко говорите по телефону в людном месте. Если вам никто не звонит, просто возьмите в руку трубку и кричите в неё. Т.е начинайте коммуницировать с обществом, а не просто находиться в нем.
Вскоре вы заметите недовольные взгляды окружающих. Использование этой техники раскрепощения поможет вам научиться чувствовать себя неловко даже при столкновении с недружелюбным окружением.

При наличии возможности попробуйте роль продавца. Можно устроиться на эту работу временно, например, на лето. Можно устроиться телефонным оператором. Можно также попытаться продать свои собственные вещи. Цена значения не имеет. Некоторые люди относятся к профессии продавца с отвращением или же стесняются торговать. Если вы из числа таких людей, это упражнение для вас.

Тренировка с голосом

Чтобы робкий, неуверенный голос не выдал в вас застенчивого человека, необходимо регулярно заниматься его тренировкой. Некоторые актёрские техники советуют выучить стихотворение или отрывок из прозы, а затем постоянно и с выражение повторять заученное.

Контактируйте

Недостаточно просто привлекать к себе внимание. Актёрские тренинги на раскрепощение созданы для того, чтобы научить потенциального актёра контактировать с публикой. Вы это можете делать в повседневной жизни.

Хорошим упражнением для вступления в контакт может стать опрос прохожих на улице. Вам предстоит не просто привлечь к себе чьё-то внимание, но и заставить совершенно незнакомого вам человека отреагировать на ваши действия. Общение с себе подобными необходимо для раскрепощения людей. Метод применяется на более поздних стадиях работы над собой, когда вы научитесь владеть своим голосом и будьте готовы к тому, что посторонние люди могут отреагировать на ваши действия неадекватно. Вопрос, который вы зададите прохожему, может быть заурядным («Как вы относитесь к курению?») или более смелым («Каких женщин вы считаете сексуальными?»).

Актёрские техники раскрепощения нужны не только тем, кто собирается делать карьеру в кино или театре. В первую очередь, они необходимы стеснительному, застенчивому человеку, страдающему замкнутостью. В наши дни успехи в карьере и личной жизни напрямую зависят от уровня раскрепощённости. Даже не будучи актёром, каждый из нас вынужден играть те или иные роли. Психологическое раскрепощение даёт возможность с лёгкостью подстраиваться под любое окружение.

Раскрепощенный человек — открытый миру

А теперь давайте посмотрим на выпускников актерских курсов, и на тех кто практиковался по таким заданиям — реально ли они дают пользу? Не всегда. А точнее лишь тогда, когда человек изначально обращен наружу. Давайте внимательно посмотрим разницу между раскрепощенным человеком и замкнутым.

Раскрепощенный человек в общении с друзьями весь находится в потоке. Сконцентрирован на процессе, общении. Т.е все внимание наружу. Замкнутый же человек думает в основном о себе: как я смотрюсь, правильно ли я стою, если я вклинюсь в разговор будет ли это нормально, или на меня не обратят внимание?

Раскрепощенный человек на сцене или публике весь сосредоточен на действии, на передаче эмоции, на зрителях. Закрытый же человек думает о том как бы ему не забыть слова, как бы ему не опозориться, как бы выглядеть более уверенно.

Вы видите разницу? Раскрепощенный человек это тот, кто обращен наружу. Закрытый как потребитель думает только о своей собственной персоне.

Мой аудио-комментарий:

Как работать со сменой парадигмы?

Ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

  1. Гладите ли собак, получаете от них удовольствие?
  2. Говорите людям комплименты?
  3. Интересуетесь ли целями и устремлениями других людей?
  4. Насколько внимательны к окружающим (во что они одеты, как двигаются, мимика, какой телефон)?
  5. Умеете ли видеть красоту в мире, животных, людях?
  6. Помните ли потребности/проблемы ваших друзей и знакомых?

Почему это важно? — Мое аудио-пояснение:

Как вы уже могли понять, задача перестать смотреть на себя и начать смотреть в мир. Вы не пуп земли. И единственный способ переключить внимание, это смена парадигмы. Делать дела не для себя и ради себя, а начать заботиться об окружающих людях.

Не бойтесь вы в проигрыше не окажитесь. По закону сохранения энергии сколько вы выпустили наружу, столько же вам и вернется. Поэтому можете спокойно включаться в процесс, от вас не убудет.

Для развития можно выделить 4 области: действия, мысли, виртуальное общение, разговоры. Мое пояснение в аудио:

Буду рад получить ваши истории как вы смогли стать более раскрепощенным с помощью моей методики, присылайте на почту, мне будет интересно!

Хочешь избавиться от замкнутости максимально быстро?
Жду на (работаем до победного)!
Олег.