Словесные игры детей 5 6 лет. Игра «Рассыпанные буквы». Игра «Превращение чисел»

Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников

Автор : Пашкова Лариса Александровна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида»
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе. Данный материал рекомендован педагогам разных типов учреждений, в том числе и дополнительного образования, воспитателя, учителям. Игры предназначены для детей старшего возраста. Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

Игра «Столяр»

Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)

Игра «Веселая олимпиада»

Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)

Игра «Звуки перепутались»

Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра «Добавлялки»

Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!

Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко

« Отвечай быстро»

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», - и бросает мяч. «Стол», -

отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». - «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«Кто больше назовет действий?»

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход игры.

Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.».) Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии».

Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной» - наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

« Да - нет»

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - «Нет». «На стене?»- «Нет». «На потолке?» - «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» - «Да». «Лампочка?» - «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» - «На полу». «Нужно было их называть?» - «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», - предлагает воспитатель. «Он квадратный?»- «Да». «В рамочке?» - «Да». «На нем нарисованы цветы?» - «Да». «Картина?» - «Да».

Вариант 2. Молено предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

« Кто больше заметит небылиц?»

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры.

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница» 1 . В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положив фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

« Что кому нужно?»

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» - говорит воспитатель. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», - говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», - отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Охотник»

Цель игры. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры.

Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медведем»; делает третий шаг: «...волком»; четвертый шаг: «...лисицей»; пятый: «...барсуком...». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, окуня» и т. д.

«Придумай предложение»

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

«Скажи по-другому»

Цель игры. Учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

«Подбери слово»

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?»-«Носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать?» - «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?»-«Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». «Надеть?»-«Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

« Не ошибись»

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры.

Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Правильно, - говорит воспитатель. - Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!»

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

« Кузовок»

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Ход игры.

Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

«Только на эту букву».

Цель игры.Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Ход игры.

Каждый выбирает себе одну из букв - А, Б, В, Г, Д и так далее.
Когда у каждого есть своя буква, воспитатель обращается к одному из играющих и спрашивает:
- Какая твоя буква?
- А.
И на все следующие вопросы этот игрок может подбирать ответы только на букву «А». Подбирать надо быстро, не раздумывая.

Воспитатель спрашивает:
- Как тебя зовут?
- Андрей.
- Как твоя фамилия?
- Азбукин.
- Откуда ты приехал?
- Из Архангельска.
- Куда ты едешь?
- В Астрахань.
- На чём ты туда поедешь?
- На автобусе.
- Что там растёт?
- Арбузы.
- А ещё что?
- Абрикосы.
- Какие там птицы водятся?
- Аисты.
- А какие звери?
- Архары.
- Кто тебя встретит дома?
- Алёша.
- Что ты ему привезёшь в подарок?
- Альбом (или алмаз, или аквариум, или атлас, или ещё что угодно, только непременно на А).

Затем воспитатель обращается к другой букве и задаёт ей подобные вопросы.
- Какая твоя буква?

Бывает и так, что тот, кто должен называть все слова на букву «А», на вопрос: «Как тебя зовут?» - назовёт своё собственное имя: Саша или Наташа, или ошибётся в названии города, страны, куда он едет, или дерева, цветка, птицы. Тогда все играющие три раза топают ногами или щёлкают пальцами.

А когда слышат правильный ответ, три раза быстро хлопают в ладоши. Ну а что делать, если какая-нибудь буква ошибётся и второй раз?
Тогда эту букву заставляют что-нибудь сделать: или обскакать стол на одной ножке, или сесть под стол и прокричать три раза «кукареку», или надеть на голову бумажный колпак и сидеть в этом колпаке до тех пор, пока не ошибётся другой: тогда колпак надевают на того.
Играют до тех пор, пока не дадут ответы все буквы.


Елена Ладыгина
Консультация для родителей «Словесные игры с детьми 6–7 лет»

Речь детей 6-7 лет значительно отличается от речи 4-5-летнего ребёнка. В норме в 6-7-летнем возрасте дети правильно различают звуки на слух, придумывают слова на заданный звук, выделяют звуки из слова, из ряда слогов или звуков, правильно произносят сложные слова со стечением согласных, состоящие из трёх и более слогов: пуговица, аквариум, экскаватор, произносят предложения, состоящие из 7 и более слов, правильно употребляют простые (в, на, из) и сложные (около, возле, из-за, из-под) предлоги в собственной речи, правильно согласовывают прилагательные с существительными, числительные с существительными, образовывают слова с помощью приставок и суффиксов, понимают обращённую речь в полном объёме. В этом возрасте быстро пополняется активный словарь. Дети активно используют в собственной речи синонимы, антонимы, видовые и родовые понятия. Умеют классифицировать предметы, находить «лишний» предмет и обосновывать свои действия. Дети 6-7 лет самостоятельно могут составлять описательный и повествовательный рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, пересказывать сказки. Свои мысли они излагают логично, используя сложные предложения с причинно-следственными союзами.

Предлагаю словесные игры, в которые родители могут играть со своими детьми дома. Играя в них, вы будете способствовать не только речевому развитию вашего ребёнка, но и развитию его внимания, мышления, логики и памяти. Успехов вам!

«Моё имя»

Правила игры:

Взрослый называет какое-нибудь имя: мужское или женское, ребёнок называет производные имена от этого имени, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, различные окончания. Нужно подобрать как можно больше производных имён.

Например:

Маша (Мария, Маруся, Машуня, Машуля, Машенька, Машулька, Машулечка). Ваня (Иван, Ванюша, Ванюшка, Ванечка, Ванятка).

«Назови детёныша»

Правила игры:

Взрослый называет животное или зверя, ребёнок должен назвать его детёныша.

Например:

Заяц - зайчонок, волк - волчонок, собака - щенок, корова - телёнок, овца - ягнёнок.

«Движения»

Правила игры:

Взрослый называет живой объект: человека, животное, птицу, ребёнок называет глаголы, обозначающие движения этого объекта (как можно больше).

Например:

Мальчик (бегает, прыгает, идёт, бежит, едет, скачет и т. д.); утка (идёт, летит, плывёт).

«Чей, чья, чьё, чьи?»

Правила игры:

Взрослый называет словосочетание, состоящее из двух существительных, ребёнок должен изменить фразу, образовав из одного существительного притяжательное прилагательное.

Например:

Хвост лисы - лисий хвост, шуба мамы - мамина шуба, пальто бабушки - бабушкино пальто, ботинки папы - папины ботинки.

«Слова – ассоциации»

Правила игры:

Взрослый называет слово, ребёнок называет слова, которые у него ассоциируются с этим словом.

Например:

Ёлка (подарки, Дед Мороз, Снегурочка, Новый Год, зима, снег, снеговик, метель, мороз, снегопад).

«Я умею» («Я не умею»)

Правила игры:

Взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит начало фразы: «Я умею или я не умею…». Ребёнок ловит мяч. Затем бросает его назад взрослому и озвучивает, что он умеет (не умеет) делать и почему.

Например:

Я не умею ездить на велосипеде, потому что боюсь упасть на асфальт и пораниться.

«Продолжи предложение»

Правила игры:

Взрослый произносит первую часть сложного предложения, ребёнок продолжает (произносит вторую часть сложного предложения).

Например:

Нужно взять в дорогу зонт… (потому что может пойти дождь). Жёлтые листья опадают с деревьев… (потому что наступила осень).

Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко Словесные игры 6 – 7 лет А.К. Бондаренко

« Отвечай быстро»

Цель игры. Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следующему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, например: «Деревянный», - и бросает мяч. «Стол», -

отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». - «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку. Тот называет предмет квадратной формы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

«Кто больше назовет действий?»

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход игры.

Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.».) Каждый человек, имея профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии».

Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной» - наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

« Да - нет»

Цель игры. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры.

Вариант 1. Воспитатель сообщает детям п равила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает загадать. Потом вы позовете меня.

Воспитатель выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - «Нет». «На стене?»- «Нет». «На потолке?» - «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» - «Да». «Лампочка?» - «Да».

Взяв на себя роль первого водящего, воспитатель учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

Эта игра учит детей мыслить логично: если предмет не на полу, значит, он может быть на стене или на потолке. Дети не сразу делают правильные выводы. Бывает так: узнав, что этот предмет не на полу, ребенок продолжает спрашивать: «Стол?», «Стул?» Воспитатель в таких случаях помогает ребенку прийти к правильному умозаключению: «Ира, мы тебе ответили, что предмет не на полу. А где находится стул, стол?» - «На полу». «Нужно было их называть?» - «Нет». «Ты узнала, что предмет на стене. Посмотри, какие предметы на стене, и отгадай, что мы загадали», - предлагает воспитатель. «Он квадратный?»- «Да». «В рамочке?» - «Да». «На нем нарисованы цветы?» - «Да». «Картина?» - «Да».

Вариант 2. Молено предложить более сложный вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится за пределами комнаты: «Предметов, дети, очень много, и отгадать будет трудно, если вы не узнаете, на земле это или на небе, в доме или на улице, животное это или растение».

Если дети несколько раз играли в эту игру, они быстро начинают подбирать вопросы и отгадывать задуманный предмет. Например, дети загадали солнце. Миша-отгадчик задает такие вопросы: «В доме? На улице? В огороде? В лесу? На земле? На небе?» Узнав, что предмет на небе, 011 задает следующие вопросы: «Воздух? Тучи? Снег? Воробьи? Ракета? Самолет? Солнце?»

По его вопросам можно проследить ход логического мышления: узнав, что предмет находится на небе, он называет уже только те объекты, которые могут там быть.

« Кто больше заметит небылиц?»

Цель игры. Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Ход игры.

Дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского «Путаница» 1 . В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положив фишку, заметит еще одну небылицу - положит вторую фишку рядом и т. д. Кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу».

Сначала читается небольшая часть этого стихотворения. Читается стихотворение медленно, выразительно, акцентируются места с небылицами.После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные им небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в другой раз.Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех детей, которые заметили больше небылиц и правильно их объяснили.

« Что кому нужно?»

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» - говорит воспитатель. «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, дворник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцует и поет, играет», - говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», - отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры большой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка словами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

«Охотник»

Цель игры. Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры.

Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг вперед и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медведем»; делает третий шаг: «...волком»; четвертый шаг: «...лисицей»; пятый: «...барсуком...». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно называть только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправляется следующий. Неудачливому охотнику можно разрешить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, окуня» и т. д.

«Придумай предложение»

Цель игры. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры.

Дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Мише камешек. Он возьмет камешек и быстро ответит: «Я живу близко от детского сада». Затем он назовет свое слово и передаст камешек рядом сидящему». Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий. Так по очереди (по кругу) камешек переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им. Эта игра проводится после того, как дети познакомились со словом и предложением.

«Скажи по-другому»

Цель игры. Учить детей подбирать синоним - слово, близкое по значению.

Ход игры.

Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

«Большой», - предлагает воспитатель. Дети называют слова; «Огромный, крупный, громадный, гигантский».

«Красивый» - «Пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «Сырой, влажный». И т. д. Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

Воспитатель может по аналогии с этой игрой разработать другие игры, например: он называет какое-нибудь существительное, а дети подбирают к нему подходящие эпитеты. Так, к слову «море» дети подбирают эпитеты «спокойное, бурное, тихое, лазурное, грозное, штормовое, красивое, южное». Ребенка, который вспомнит больше слов, нужно похвалить.

Все эти игры можно проводить на занятии по родному языку (как часть занятия).

«Подбери слово»

Цель игры. Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход игры.

Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им вопросы, например: «Вспомните, что можно шить». Ответы детей. «Платье, пальто, сарафан, рубашку, сапоги, шубу и т. д.». «Штопать?»-«Носки, чулки, варежки, шарф». «Завязывать?» - «Шнурки, веревочку, шарф, завязки». «Надвигать?»-«Шапку, платок, шляпу, панаму, бескозырку, фуражку, буденовку». «Надеть?»-«Пальто, платье, чулки, шубу, плащ, юбку, сарафан, колготки».

Воспитатель называет заранее намеченные им слова. Дети дают ответы, подбирая слова, подходящие по смыслу.

« Не ошибись»

Цель игры. Развивать быстроту мышления, закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Ход игры.

Воспитатель проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью. Затем воспитатель предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся умываемся, чистим зубы, причесываемся» и др. «Правильно, - говорит воспитатель. - Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад» или «делаю гимнастику» или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!»

Воспитатель называет разные части суток, дети отвечают.

Эта же игра может проводиться по-другому. Воспитатель называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, ночь, вечер. Например, воспитатель говорит: «Завтракаю», - и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Воспитатель: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «Вечером».

« Кузовок»

Цель игры. Развивать слуховое внимание; активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Ход игры.

Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

«Только на эту букву».

Цель игры.Закреплять знания детей о букве и звуке; воспитывать слуховое внимание, быстроту реакции на слово.

Ход игры.

Каждый выбирает себе одну из букв - А, Б, В, Г, Д и так далее.
Когда у каждого есть своя буква, воспитатель обращается к одному из играющих и спрашивает:
- Какая твоя буква?
- А.
И на все следующие вопросы этот игрок может подбирать ответы только на букву «А». Подбирать надо быстро, не раздумывая.

Воспитатель спрашивает:
- Как тебя зовут?
- Андрей.
- Как твоя фамилия?
- Азбукин.
- Откуда ты приехал?
- Из Архангельска.
- Куда ты едешь?
- В Астрахань.
- На чём ты туда поедешь?
- На автобусе.
- Что там растёт?
- Арбузы.
- А ещё что?
- Абрикосы.
- Какие там птицы водятся?
- Аисты.
- А какие звери?
- Архары.
- Кто тебя встретит дома?
- Алёша.
- Что ты ему привезёшь в подарок?
- Альбом (или алмаз, или аквариум, или атлас, или ещё что угодно, только непременно на А).

Затем воспитатель обращается к другой букве и задаёт ей подобные вопросы.
- Какая твоя буква?

Бывает и так, что тот, кто должен называть все слова на букву «А», на вопрос: «Как тебя зовут?» - назовёт своё собственное имя: Саша или Наташа, или ошибётся в названии города, страны, куда он едет, или дерева, цветка, птицы. Тогда все играющие три раза топают ногами или щёлкают пальцами.

А когда слышат правильный ответ, три раза быстро хлопают в ладоши. Ну а что делать, если какая-нибудь буква ошибётся и второй раз?
Тогда эту букву заставляют что-нибудь сделать: или обскакать стол на одной ножке, или сесть под стол и прокричать три раза «кукареку», или надеть на голову бумажный колпак и сидеть в этом колпаке до тех пор, пока не ошибётся другой: тогда колпак надевают на того.
Играют до тех пор, пока не дадут ответы все буквы.

Ведущий объясняет детям правила игры: - Я буду перечислять предметы, которыми украшают новогоднюю елку. Если их вешают на нее, вы говорите «да"", а если не вешают, вы говорите «нет». И так, слушайте внимательно и думайте, где надо говорить «да», а где «нет":


яркая игрушка... звонкая хлопушка... Петенька-Петрушка... старая подушка... белые снежинки... черные ботинки... зайчики из ваты... зимние лопаты... красные фонарики... хлебные сухарики... яблоки и шишки... рваные штанишки...

Много друзей

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Медленно двигаясь по кругу вправо или влево, все играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего, расхаживающего в середине круга. Если, например, водящего зовут Саша, то все поют:


У нашего Сашеньки много друзей, Все они как тени следуют за ним Что 6 ни сделал Саша, делают они... (или: «Все, что Саша делает, делают они».)


Дети поют песенку, а в это время водящий, так же как и все, двигается внутри круга в общем направлении. Когда же песня доходит до слов: «Чтоб ни сделал Саша...», водящий проделывает различные движения, принимает разные позы, но такие, чтобы не мешали движению хоровода, а все дети в хороводе должны точно повторять их. На последние слова песенки:


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг?


Кто тебе, Сашенька, самый лучший друг? -


водящий останавливает свой выбор на том, кто, по его мнению, лучше других повторил за ним его движения. Тот, на кого падает выбор, выходит на середину круга и сменяет водящего, а водящий уходит на его место, и игра продолжается. Дети запевают песенку сначала, называя имя нового водящего.


Эта игра имеет несколько разновидностей. Иногда она проводится так: в середину круга становится водящий, а все остальные, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод и тоже поют песенку, но уже другую, хотя в тексте ее также упоминается имя водящего.


Например:


Катя во кругу стоит, Круг на Катеньку глядит. Ну-ка, Катя, покажи, Что нам делать. Раз-два-три!


На счет «три» водящий делает какое-нибудь движение, а все остальные в точности повторяют его.


После нескольких запевов водящий выбирает на свое место того, кто, по его мнению, лучше других справился с задачей, после чего игра продолжается с новым водящим.

Гуси-лебеди

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки - гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине - волк. А дальше в игре начинаются разговоры.


Хозяин (зовет гусей). Гуси, гуси?


Гуси (отвечают). Га-га-га.


Хозяин. Есть хотите?


Гуси. Да-да-да.


Хозяин. Ну, летите!


Гуси. Мы боимся.


Хозяин. Почему?


Гуси. Серый волк под горой,


не пускает нас домой!


Хозяин. Что он делает?


Гуси. Гусей щиплет.


Хозяин. Каких?


Гуси. Сереньких да беленьких.


Хозяин. Вы летите как хотите,


Только крылья берегите!


Гуси-лебеди, домой!


Гуси летят с пастбища домой, а волк ловит их до того места, где стоит хозяин. После 2-3 перелетов гусей, выбираются новые волк и хозяин. Каждый раз пойманных волком гусей ведущий подсчитывает и отпускает.


Выигрывает тот из волков, кто сумеет поймать больше, чем другие.

Вопросы

Дети делятся на 2 команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто из ребят не видел, после чего спрашивает игроков, что это за предмет. Это может быть игрушка, конфета, яблоко, мяч, книга - словом, все, что знакомо детям. Они должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».


Например: Оно круглое? Съедобное? Красного цвета? Его можно кидать? Оно тяжелое? Из железа? и т. д.


Побеждает команда, которая быстрее соперников правильно угадает и назовет предмет, лежащий в коробке.

Пощипай! (игра-загадка)

Ведущий объясняет игру 1 или 2 детям, которые, уяснив ее смысл, разыгрывают своих товарищей.


Тарин, барин, пощипай, Ехали на лодке. Тарин, барин утонул - Кто остался в лодке?


Пощипай!


Затеявший игру начинает щипать своего партнера.

Закончи слово

Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) - и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Ка-тя, Ми-ша, Ири-на, Све-та, Ко-ля, О-ля и т. д. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Са...» - и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «мо» - и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «лет» (Са-мо-лет) -и бросает мяч ведущему и т. д.

Какие слова бывают

Ведущий предлагает детям сыграть в игру, кто больше знает разных слов. Выигрывает тот из ребят, кто назовет больше слов, чем другие.

Дразнилки

Дразнилка - это жанр игрового детского творчества. Она возникает как прибавление к имени ребенка рифмованного прозвища или созвучного слова («Андрей-воробей», «Антошка-картошка», «Лиза-подлиза», «Лешка-лепешка»). Ведущий предлагает детям придумать слова, созвучные именам девочек и мальчиков, и чтобы это были дразнилки. Например:


Аркашка-таракашка-букашка.


Саша-каша-простокваша.


Андрей-воробей-ротозей.


Зинка-корзинка-резинка.


Танюшка-лягушка-ватрушка.


Валя-краля.


Света-конфета.


Мишка-шишка.


Анна-ванна.


Побеждает тот из ребят, кто сумеет придумать слов-дразнилок больше, чем другие, и тот, кто придумает самую необычную дразнилку.

Ласковые слова

Один ребенок садится лицом к другим детям. По команде ведущего игроки должны по очереди говорить ему только ласковые слова - солнышко, зайчик, березка, котик, милый, дорогой, нежный, хороший, травка, цветочек и т. д.


Нельзя повторять ранее произнесенные слова, на придумывание в случае затруднения ведущий дает игроку 15-20 секунд. Не сумевший справиться с заданием за это время или назвавший «не ласковое слово», выбывает из игры.


Побеждает участник, успешно справившийся с заданием и вышедший в финал в единственном числе.

Цапки

Выбирается водящий, он вытягивает вперед руку ладонью вниз. Все дети ставят под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:


Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба,



На горе стояли зайцы

и кричали: «Прячьте пальцы!»


При слове «цап!» водящий сжимает ладонь в кулак, а все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот становится водящим.

Ушки

Дети разбиваются по парам, ударяют 2 руками в ладоши друг друга и приговаривают:


Мама била, била, била И все папе доложила. Папа бил, бил, бил И все бабе доложил. Баба била, била, била И все деду доложила. Дед бил, бил, бил И все сестрам доложил. Сестры били, били, били И все братьям доложили. Братья били, били, били, И в кадушку закатили, А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!


При последних словах ребята должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Испорченный телефон

Дети садятся в одну линию. Ведущий тихо, быстро, но отчетливо шепчет на ухо первому с краю какое-нибудь слово или короткое предложение, например: «жадина-говядина» или «муха села на варенье». Тот передает, что услышал, второму, тот - третьему и т. д. Последний в цепочке встает и громко говорит, что он услышал. А после этого ведущий называет первоначальное слово. Если слово по дороге исказилось, нужно пройти «обратно по линии» отыскать, кто первым его исказил. Виновник становится ведущим, и игра продолжается. Если слово дошло до последнего участника без искажения, тогда ведущий еще раз начинает игру, придумав новое сообщение.

Загадки-складки

Игра проводится так же, как и с детьми 3-4 лет «Загадки-складки» в разделе «Словесные игры». Изменение состоит в том, что ведущий предлагает детям новые, более сложные загадки.


Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком, Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, Он зовется... (Чиполлино)


Перед волком не дрожал,


От медведя убежал,


Но лисице на зубок


Все ж попался... (Колобок)


На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок Покатился... (Колобок)


С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган, Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? Вот подсказка вам, друзья, Его девочка Мальвина Называла... (Буратино, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)


Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор... (Айболит)


Вместе с Карлсоном Прыгал с крыш Шалунишка наш... (Малыш)


Скачет лошадь не простая -


Чудо-грива золотая,


По горам парнишку носит,


Да никак его не сбросит.


У лошадки есть сынок -


Удивительный конек,


Удивительный конек,


По прозванью... (Горбунок)


Он дружок зверям и детям, Он живое существо, Но таких на белом свете Больше нет ни одного. Потому что он не птица,


Не тигренок, не лисица, Не котенок, не щенок, Не волчонок, не сурок Но заснята для кино И известна всем давно Эта милая мордашка И зовется... (Чебурашка)


Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят... (Черепахи)


У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя - маленький хвост, Спереди у зверя - хвост большой, Ну, конечно, это он Ну, конечно, это... (Слон)


И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете -На поляне, на опушке Мы зеленые... (Лягушки)


На ветке не птичка -Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка... Кто же это? ... (Белка)


Я в любую непогоду Уважаю очень воду И от грязи берегусь -Чистоплотный, серый... (Гусь)


Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков, В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей!


Я бывалый... (Воробей)


На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это... (Цапля)


За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках - иголки Что же это? ... (Елки)


Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверек уносит ноги. Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверек зовется? ... (Зайка)


Очень ласковый и чистый,


Лапой моется пушистой,


Если пустит ногти в ход -


Страшный зверь - домашний... (Кот)


Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он веселая игрушка, И зовут его... (Петрушка)


Стройный, быстрый, Рога ветвисты, Пасется весь день. Кто же это? ... (Олень)


Звонко время отмечает, Утром солнышко встречает. Вот последний луч потух - Спит на жердочке... (Петух)


Не олень он и не бык,


В жарких странах жить привык,


На носу имеет рог.


Кто же это? ... (Носорог)


Кто-то за кого-то Ухватился цепко:


Ох, никак не вытянуть!


Ох, засела крепко! Но еще помощники Скоро прибегут... Победит упрямицу Дружный общий труд! Кто засел так крепко? Может, это... (Репка)

Загадки и отгадки

Ведущий раздает детям карточки с картинками. Сам же берет карточку с текстом загадки и читает ее. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдется предмет, являющийся отгадкой, то ребенок поднимает карточку и говорит: «Это про...» Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках.


Сама мелковата,

А хвост богатый.

С ветки на ветку скок-скок,

Орешек за орешком щелк-пощелк. (Белка)


Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.


(Медведь)


Словно елка, весь в иголках. (Еж)


Прыг-скок трусишка: Хвост - коротышка,


Ушки вдоль спинки, Глаза с косинкой. Одежда в два цвета: На зиму и лето. (Заяц)


На овчарку он похож


Что ни зуб - то острый нож!


Он бежит, оскалив пасть,


На овцу готов напасть. (Волк)


С хозяином дружит, на чужих лает, в дом не пускает. (Собака)


Мордочка усатая,


Шубка полосатая,


Часто умывается,


А с водой не знается. (Кошка)


Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (Мышь)


Рыжий молокозавод День жует и ночь жует: Ведь траву не так легко Переделать в молоко! (Корова)


Хвост крючком, а рыльце пятачком. (Свинья)


Плаваю под мостиком


И виляю хвостиком.


По земле не хожу


Рот есть, да не говорю.


Глаза есть - не мигаю,


Крылья есть - не летаю. (Рыба)


Пишет он, когда диктует, Он и чертит, и рисует.


И сегодня вечерком


Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)


Я пыхну, пыхну, пыхну,


Больше греться не хочу.


Крышка громко зазвенела:


"Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)


Она меня впускает в дом И выпускает вон, В ночное время под замком Она хранит мой сон. (Дверь)


Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь о земь кидать -Станет кверху летать. (Мяч)


Есть, ребята, у меня


Два серебряных коня.


Езжу сразу на обоих.


Что за кони у меня? (Коньки)


За веревочку-узду Через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, А назад его тащу. (Санки)


Две курносые подружки Не отстали друг от дружки: Обе по снегу бегут, Обе песенки поют, Обе ленты на снегу Оставляют на бегу! (Лыжи)

Чистоговорки и скороговорки

У ребят 5-го года жизни произношение отдельных звуков может быть еще не сформированным: шипящие


звуки произносятся не достаточно четко, не все дети умеют произносить звуки лир. Ведущий проводит игру так же, как и с детьми 4-го года жизни. Изменение состоит в том, что к прежним чистоговоркам добавляются новые, более сложные.


Нужно помнить, что скороговорка - это всегда забава, и работать над ней надо весело. В скороговорке всегда есть материал для шутки: неумение произнести быстро предложение и нелепая ошибка ребенка вызывают смех товарищей, что само по себе благотворно действует на малыша, заставляя стремиться к более чистой и четкой речи.

С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц

Слоны умны, . Слоны смирны, Слоны спокойны И сильны.


В лесу темно, Все спят давно. Одна сова не спит, На суку сидит.


Сок с березы стек, стек с березы сок. Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой. Нисколько не скользко, не скользко нисколько. У осы не усы, не усищи, а усики. Осип охрип, Архип осип. Сачок зацепился за сучок. По семеро в сани уселися сами. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.


Едут Сеня, Саня с Соней На санках: санки скок, Сеню с ног, Саню в бок, Соню бух в сугроб.


Мы сидим на лесенке, И поем мы песенки.


Не хочет косой косить косой.


Шел косой козел с косой. Пришел косой козел с косой.


Веселей, Савелий, сено пошевеливай!


Оса на ноги боса и без пояса.


Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь, строчат.


Пол Света вымыла, сор из дома вымела.


Саня, погляди в окно, Сколько снега нанесло! И в лесу, и в саду, Сосны, ели - все в снегу.


Идет коза, коза-дереза, За-за-за, за-за-за. Злые глаза у козы-дерезы, Зы-зы-зы, зы-зы-зы. Козлята идут вместе с козой, Зой-зой-зой, зой-зой-зой.


Зоя ведет козлят и козу, Зу-зугзу, зу-зу-зу.


Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.


У хозяина - козел, у хозяйки - коза-дереза.


Шли две Зинки, несли корзинки, у каждой Зинки - по две корзинки, в каждой корзинке - по две резинки. Сколько резинок было у Зинок?


Звала по малину Марина Галину, Марину Галина звала по малину.


Гроза грозна, грозна гроза.


Захар змея запускает, Зоя с зайкою* играет, Зина в лес пошла, Землянику нашла.


Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.


Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шутливо шарят гроши.


Чешуя у щучки, щетинка у чушки. В шалаше шесть малышей шалят.


В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.


Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон - как в капюшоне он смешон.


Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.


У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку И накормила кошку.


Жутко жуку жить на суку.


Лежебока рыжий кот Отлежал себе живот.


Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет.


Жужжит жук, жужжит, да не кружится. Под дуб вполз уж, уж вполз под дуб.


Бедный ежик ежится, Все ему не можется, Посинела кожица, И скривилась рожица Мать его тревожится: «Вот забот умножится - Бедный ежик ежится».


Чики-чики-чикалочки Еду я на палочке.


Сидят чернички в темной темничке.


В гнезде яички - выведутся птички.


Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.


Чок, чок, каблучок Наскочил на сучок, Оторвался, поломался, Чок, чок, каблучок. У забора старичок:


Дал ему я башмачок, «Старичок, старичок, Почини мне каблучок».


Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.


Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.


Щука в речке жила, Щеткой воду мела, Щи варила для гостей, Угощала пескарей.


Тащил Авдей мешок гвоздей, Тащил Гордей мешок груздей, Авдей Гордею дал гвоздей, Гордей Авдею дал груздей.


Кровельщик Кирилл Криво крышу крыл. Перекрыть крышу Пригласил Гришу.


Даже шею, даже уши Ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.


Курица волнуется, Не пугайте курицу.


Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Курица привела с улицы целый выводок цыплят.


Любовалась цыплятками курица Что ни цыпленок - то умница! Молодец, удалец,


Очень ценный птенец!


В цветнике две овцы Целый день пасутся. У крыльца без конца Киска ест из блюдца. Из цветов, наконец, Прогоните овец!

Считалка

О том, как играть в считалки и какие виды считалок существуют, уже было описано (дети 3- 4 лет). Детей 5-го года жизни ведущий знакомит со считалками более сложного содержания.


Захотел наш Том поесть, В холодильник он полез. В холодильнике сметана, Мясо, рыба, баклажаны, Огурцы и виноград, Кабачки и лимонад

Коли хочешь есть и ты, Так скорее выходи!


Джерри - мышь,

А Томик - кот. Вместе водят хоровод. Тут к ним Таффи прибегает, Скушать сыру он желает. Холодильник перерыл, Сыр унес - Таков и был!


Джерри весело живет, Джерри песенки поет! Раз, два, три, четыре, пять, Ну-ка, Джерри, спой опять!


Суп варили курочки, Помогали уточки Прибегали кошки Приносили плошки Стали кошки плошки мыть Выходи - тебе водить.


Ходит свинка по болоту, Зовет зайцев на работу. Зайцы скажут: «Не хочу!» Свинка скажет: «Заплачу!"


Вышла Машенька гулять Чтоб цветов себе нарвать. Тишина кругом стоит. Лишь кукушечка кричит.


Ты, кукушка, не кричи, А всю правду расскажи: Сколько лет еще весной Мы увидимся с тобой? Она стала куковать, Стала Машенька считать:


Раз, два, три, четыре, пять. Выходи - тебе играть!


Жаба прыгала, скакала, Чуть в болото не упала. Из болота вышел дед - Двести восемьдесят лет. Раз, два, три, Это верно будешь ты!


Раз, два, три, четыре! Жили мыши на квартире: Чай пили, чашки били, По три денежки платили! Кто не хочет платить - Тому и водить!


Дора, дора, помидора, Мы в саду поймали вора. Стали думать и гадать, Как же вора наказать. Мы связали руки, ноги И пустили по дороге. Вор шел, шел, шел И корзиночку нашел. В этой маленькой корзинке Есть рисунки и картинки. Раз, два, три! Кому хочешь - дари!


За стеклянными дверями


Стоит Мишка с пирогами.


Здравствуй, Мишенька-дружок,


Сколько стоит пирожок?


Пирожок-то стоит три,


А водить-то будешь ты.


Ежик, ежик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок и ну считать - Нам водилку выбирать!


Раз, два, три, четыре, пять,


шесть, семь, восемь, девять, десять,


Выплывает круглый месяц,


А за месяцем луна,


Мальчик девочке слуга.


Ты, слуга, подай карету,


А я сяду да поеду.


Ты, слуга, подай метлу,


А я в карете подмету.


И поеду в Петроград


Покупать себе наряд:


Красный, синий, голубой -


Выбирай себе любой.


Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы. Ты пойди-ка поводи!


До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Едет кошка на такси! А котята прицепились И бесплатно прокатились!


Тили-тили, тили-бом. Сбил сосну зайчишка лбом. Жалко мне зайчишку: Носит зайка шишку. Поскорей сбегай в лес Сделай зайке компресс!


Раз, два, оп-па! Америка, Европа, Индия, Китай, Из круга вылетай!


Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь - стой и жди, А не веришь - выходи!