Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно,. Проверить это можно так. Если произнести перед горящей свечой слово дом , пламя дрогнет один раз, слово рука ­­­­– пламя дрогнет два раза, молоко – три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав , и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау! – и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный – слоговой (слогообразующий) звук, остальные звуки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговым, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли выступают сонорные согласные, как самые звучные из согласных.

Вот стихи М.Ю.Лермонтова:

Поцелуями прежде считал

Я счастливую жизнь свою…

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер – анапест.

При этом слово жизнь произносится в два слога; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начинает третью стопу. Слогообразующим второго слога выступает сонорный согласный.

У звонких сонорных шум – незначительная составляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т.п. были и формы мужского рода с суффиксом -л- : неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения перестал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т.п.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глухие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может выпадать, а количество слогов в слове при этом может сохраняться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные согласные.

Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые – долготой, звонкие взрывные – долгой смычкой, глухие взрывные – придыхательностью, дрожащие – многоударностью, раскатистостью. Таким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог – волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога – слоговой, менее сильный – неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется дифтонгом. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, когда оба гласных обладают одинаковой силой и длительностью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слоговой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг. Если в дифтонге первый согласный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий дифтонг. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме.

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся неслоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [даска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-ли], [за-ко-ны], [ти-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закрытым: [стол], [краи], [заи-ч-ик].

Слогораздел

В потоке речи слова обычно на слоги не делятся, границ между слогами нет, соседние звуки как внутри слога, так и между слогами произносятся без перерыва, «перетекают» один в другой. Невозможно обнаружить эти границы и никакими приборами. Но иногда нам нужно произнести слово или несколько слов громко и отчетливо. Тогда сцепление между звуками ослабевает, слово распадается на слоги. Вы говорите близко стоящему человеку: «Миша, иди сюда». А в лесу, если он далеко от вас, вы кричите: «Ми-ша-и-ди-сю-да!» По телефону, чтобы лучше расслышали вашу фамилию, вы диктуете: «И-ва-но-ва». Но никто не станет диктовать так: «Ив-ан-ов-а» - такое членение противоречит законам русского слогоделения.

Слогораздел – реальная или потенциальная граница между слогами, то место в слове, где при скандировании можно сделать паузу.

Законы слогоделения неодинаковы в разных языках и даже в диалектах одного языка.

В русском литературном языке, опирающемся на московское произношение, большинство неконечных слогов построено по принципу восходящей звучности. При этом начальный звук наименее звучный, а конечный – наиболее звучный, т.е. слоговой. Поэтому большинство неконечных слогов открытые.

Принципом восходящей звучности обусловлен ряд особенностей слогораздела. Один интервокальный (находящийся между гласными) согласный отходит к следующему гласному: [за-ро-дыш]. Группа интервокальных согласных отходит к следующему гласному, если она состоит из шумных согласных; сонорных согласных; начинается шумным и заканчивается сонорным согласным. Во всех этих случаях начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности.

В группе неслоговых звуков первый всегда отходит к предшествующему гласному, если это [й]: [тай-га]. Сонорный согласный может тоже отходить к предшествующему гласному. В этих случаях образуется предыдущий закрытый слог. Место слогораздела обусловлено здесь тем, что первый из группы неслоговых звуков обладает большей звучностью, чем следующий. Наличие слогораздела после первого звука обеспечивает возрастание звучности в следующем слоге. Но у сонорного согласного перед шумным звучность может снижаться до уровня этого шумного. Такой сонорный примыкает к следующему слогу.

Закрытыми могут быть и конечные слоги. Но и в закрытых слогах начало слога, включая слоговой звук, строится по принципу восходящей звучности. Это основной принцип строения слога в русском языке.

Слогораздел и правила переноса части слова с одной строки на другую могут не совпадать. Правила переноса строятся на нескольких принципах, и перенос слова по слогам – это только один из этих принципов. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами: се-стра, сес-тра, сест-ра, а слогораздел в этом слове один: [с`и-стра], слово разбить можно перенести только так: раз-бить, а слогораздел в нем [ра-зб`ит`].сти в следующем слоге. \сному, если это ей звучности. построено по принципу восходящ

Ударение

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. В русском языке ударный слог отличается от безударных большей длительностью, силой и особым качеством входящих в него звуков.

Сила гласного проявляется в его громкости. Так, в словах пила, пилы, пилу, пили или трава, вода, сукно, сырой ударный гласный громче безударного. Но экспериментально установлено, что в таких словах, как пали, травы, могу, безударный гласный громче ударного. Однако все равно мы безошибочно узнаем ударный слог, выделяя его как более сильный. Объясняется это следующим.

Мы можем произнести по желанию слово громче или тише. Но у гласных звуков есть еще собственная относительная громкость. Зависит она от степени раствора рта. Гласные узкие (верхнего подъема) [и, ы, у] обладают меньшей громкостью, чем средние (среднего подъема) [э, о], гласный [а] широкий (нижнего подъема) – самый громкий. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. В слове пили второй [и] не просто громче первого, его громкость еще и выше своего порога ударности, тогда как громкость первого [и] ниже этого порога. В слове пали [а] громче [и], но как ударный воспринимается не [а], а [и], так как громкость [и] в этом слове выше своего порога ударности, а громкость [а] ниже.

Ударные гласные характеризуются и особым тембром. В предложении Вот брат взял нож ударение воспринимается на всех словах, хотя здесь нет безударных слогов, с которыми можно было бы сравнивать ударные. Объясняется это, в частности, тем, что гласный [о] в словах вот и нож и гласный [а] после мягкого согласного в слове взял - [вз´ал] могут быть только под ударением и не характерны для безударных слогов, а у звука [а] в слове брат отсутствует редукция.

В некоторых случаях один из признаков ударности моет быть незначимым. Так, иногда ударный и безударный гласные не отличаются по долготе. Тогда в качестве основных показателей ударности выступают сила и тембр гласного. В других случаях ударный и безударный гласные не отличаются по силе, и тогда основными показателями ударности гласного становится его долгота и тембр.

Ударность и безударность – это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах.


Фонетический слог - естественная минимальная произносительная единица речевого потока, одна из основных звуковых единиц фонетической системы русского языка. Л.Р. Зиндер писал: «Как бы ни была замедлена речь, как бы мы ни добивались ее членораздельности, дальше, чем на слоги, она не распадается».
Фонетические слоги состоят из одного или нескольких звуков, причем один из них должен быть слогообразующим. В русском языке слоговыми звуками являются гласные, как наиболее звучные.
В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный - два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.
Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог - это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные - 4, сонорные - 3, шумные звонкие - 2, глухие - 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный - произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).
В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф. де Сос- сюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю - чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

Слог как фонетическая и фонологическая единица.

Исходя из выбранного аспекта, можно рассмотреть и различные трактовки слога, а также связанные с ними теории слогообразования.

Так, анализируя артикуляторный или моторный аспект, можно начать рассказ с так называемой теории экспирации (пульсации грудной клетки), которая была экспериментально обоснована Р. Х. Стетсоном. Согласно этой теории выдох в потоке речи представляет собой пульсирующий процесс, где каждый слог соответствует одному выдоху, т.о., количество слогов в высказывании должно соответствовать количеству выдохов в процессе производства этого высказывания. Эта теория подвергалась критике со стороны советских и зарубежных фонетистов на том основании, что иногда на одном выдохе можно произнести несколько слогов, а то и слов подряд.

Другая распространённая теория слога называется теорией сонорности , её разработал О. Есперсен. Он считал, что каждый звук можно охарактеризовать определённой степенью сонорности. Сонорность является акустической характеристикой звука, которая определяет его способность быть воспринятым. (Т.е., теория сонорности рассматривает звук с акустической и перцептивной точки зрения.) В соответствии с этой теорией, все звуки можно классифицировать по степени сонороности, которой они обладают. Начинают ряд открытые гласные (низкого подъёма), как обладающие наибольшей степенью сонорности, за ними следуют закрытые гласные (низкого подъёма), затем сонанты, далее – звонкие фрикативные, звонкие взрывные, глухие фрикативные и, наконец, глухие взрывные как обладающие наименьшей степенью сонорности. При любом порядке следования друг за другом звуки, обладающие наибольшей степенью сонорности, образуют ядро слога, а звуки, обладающие наименьшей степенью сонорности, - его крайние сегменты, т.е., слогораздел происходит в местах наибольшего контраста по сонорности. Например, в слове plant степень сонорности меняется от минимальной на звуке [р], к болей высокой на звуке [l] и достигает наивысшей степени на . Затем она снова начинает уменьшаться сначала до уровня [n], а потом и до второго минимального порога на [t].

Где, по этой теории, проходит слогораздел? В местах наибольшего контраста по сонорности. Это правило дополняется другим: согласный, непосредственно предшествующий гласному, всегда с этим гласным составляет слоговое единство.

Возникает вопрос, не противоречат ли данной теории такие слова как мхи, рдеть, рвы – явно односложные, хотя по теории сонорности они должны состоять из 2 слогов. Несогласие с теорией мнимое! У слов, где в начале сонорный согласный + шумный, всегда впереди (до сонорного) длительный гласный призвук: [әмх’и], [әржат’] и т.д. Записи с помощью аппаратов это хорошо показывают. Призвук нейтрального гласного в такой позиции нормален, обычен в нашем произношении.



При членении на слоги таких слов как моржи, коржик , возможны 2 способа: мор-жи, кор-жик; либо мо-ржи, ко-ржик. Во втором случае выделяется слог [ржы], в котором 2 сонорные вершины. Получается, что слог – не волна сонорности, а впадина сонорности. В нём подъём на [р] и подъём на [ы], провал на [ж]. Каждый подъём – это особый слог; значит в слове моржи последний слог [ржы] – состоит из 2 слогов!

По мнению Васильева, наиболее серьёзный недостаток этой теории состоит в том, что она не объясняет, в чём состоит механизм слогообразования и слогоделения. Кроме того, само понятие сонорности не совсем чётко определено, что проявляется в некоторой непоследовательности данной теории.

Многочисленные эксперименты были нацелены на описание слога как фонетического явления, и эта работа получила своё отражение в теории де Соссюра, теории румынского лингвиста А. Розетти, теории чеха В.Халы. В качестве примера разберём эксплозивную теорию Соссюра.

Произнесите медленно какое-нибудь длинное слово. Заметьте: его произношение состоит из раскрытий и закрытий ротовой полости; в каждый момент проход для воздушного потока то сужается, то расширяется. Каждый звук произносится либо во время сужения прохода для воздуха во рту, либо во время расширения. Будем называть звуки, которые произносятся при смыкании органов речи, - имплозивными, а звуки, которые произносятся при размыкании органов речи, - эксплозивными.

Энергично произнесите аппа . Замечаете, что в сочетании [аппа] произносится первый [п] – во время смыкания («захлопывания») ротовой полости, а второй [п] – во время её раскрытия? Первый согласный – имплозивный, второй – эксплозивный.

Обозначим это в транскрипции так: ап ><па.

Щелевые согласный могут быть смыкательными и размыкательными. В сочетании асса долгий согласный [с:] в середине другой, чем в начале и конце. В середине сжатие органов речи (язык +зубы) становится энергичнее. Первую часть этого [с:] произносим с усиливающимся сжатием, вторую – с ослабевающим: долгий [с:] состоит из [с><с].

Даже гласные могут быть эксплозивные, если произносятся в момент раскрывания ртовой полости, или имплозивные, закрывающиеся. Например, в междометии: А-а… гласный эксплозивный. В ах! – гласный имплозивный. После [а] следует согласный – «ртосмыкатель»; произнося [а], мы готовимся к [х] – и произносим гласный, смыкая рот. Гласные в русском языке, как правило, имплозивны.

В сочетании аппа слоговая граница проходит так: [ап-па]. Первый [п] – имлозивный, он – продолжение того движения, которым производится [а]. Второй [п] произносится в момент размыкания. Это движение – подготовка к произношению широкого звука - [а]. Оно продолжается и на гласном [а], но основная часть гласного – смыкательная (перед каждой паузой.

Так же произносятся акта, лапта и т.д. Слогораздел – там, где «птички « повёрнуты носами друг к другу, где переход от эксплозии к имплозии.

Слог – волна эксплозии-имплозии.

Эксплозивно-имплозивная теория позволяет понять факты, без неё непонятные. Слогоделение мо-ржи, ко-ржик объясняется тем, что звук [р] –смычный, [ж] – щелевой. Они могут быть двумя моментами увеличивающегося размыкания (а третий момент – начало гласного) Такое единство размыкательного движения облегчено тем, что [р] и [ж] артикулируются в одном месте.

Но и эта теория не может овладеть всеми фактами. Например, слово вздор должно бы состоять из 2 слогов, на самом деле оно односложно. Факты здесь расходятся с теоретическими предположениями.

Существование стольких теорий и подходов к слогу доказывает только то, что это явление – очень сложное. Именно поэтому, каждая из теорий объясняет лишь ограниченное количество примеров, с ним связанное. Так, например, теория сонорности принимает во внимание только степень восприятия звука, теория пульсации – силу выдоха, и т.д. Резюмируя всё вышесказанное, заметим, что вопрос о том, что представляет собой артикуляторный (физиологический) механизм слогообразования, до сих пор открыт, и можно только предположить, что этот механизм одинаков во всех языках и принадлежит к так называемым фонетическим или физиологическим универсалиям.

Среди советских лингвистов принято придерживаться теории, которую в общем виде сформулировал Л.В. Щерба. Она называется теорией мускульного напряжения . Её суть состоит в том, что в большинстве языков в центре слога находится так называемая слогообразующая фонема, чаще всего – гласная, а иногда – сонант. Фонемы, предшествующие или следующие за слоговым пиком, называются крайними или маргинальными. Энергичность или напряжённость артикуляции увеличивается при переходе от превокалических согласных к центру слога и затем уменьшается на поствокалических согласных. Т.о., слог можно определить, как дугу артикуляторного (мускульного) напряжения.

Стоит отметить, что позднее теорию дорабатывал Васильев, в частности, он заметил, что слог, как и любую другую произносимую единицу, можно охарактеризовать с помощь 3 физических величин: высоты тона, мощности и длительности . В пределах слога эти величины меняются от минимума на превокальных согласных до максимума в центре слога, а затем снова уменьшаются на поствокальных согласных. Отсюда следует вывод, что если мы принимаем во внимание напряжённость артикуляции и вышеупомянутые акустические данные, то на уровне речепорождения слог можно рассматривать как дугу артикуляторного усилия.

До сих пор мы говорили о теориях, которые описывают слог либо с точки зрения артикуляции, либо с точки зрения восприятия. Так называемая теория громкости советского лингвиста Жинкина Ник. Ив. сочетает оба эти подхода. Эксперименты, проведённые этим учёным, показали, что дуга громкости на перцептивном уровне формируется в процессе изменения объёма полости зева, это происходит при сокращении стенок зева. Сужение фарингального прохода и, как результат, усиление мускульного напряжения, увеличивает первоначальную громкость гласного, т.о. формируя пик слога. Отсюда слог можно рассматривать как дугу громкости, которая соответствует дуге артикуляторного напряжения на уровне речепроизводства, поскольку изменения громкости являются результатом работы всех речевых механизмов.

Итак, трудности адекватного описания слога обусловлены многообразием подходов к этому явлению. Все точки зрения можно разделить на 2 группы:

· Некоторые считают слог артикуляторной единицей, не имеющей никакой функциональной значимости. Эту точку зрения доказывает тот факт, что границы слогов не всегда совпадают с границами морфем.

· Большинство учёных считают слог минимальной произносимой единицей, которая может обладать некими лингвистическими функциями.

Когда мы определяем слог с артикуляторной точки зрения, то можем говорить об универсалиях, т.е. категориях, применимых к любому языку. Когда мы определяем функциональный аспект слога, необходимо делать это с оглядкой на структуру данного конкретного языка, не обращая внимания на всеобъемлемость теории, поскольку, как указывает Джимсон, схожие звукосочетания в разных языках можно разделить по-разному.

Определение слога с функциональной точки зрения в современной лингвистике выделяет в слоге следующие черты:

a) Слог – это цепочка фонем разной длительности.

b) Слог формируется на основе контрастных компонентов (обычно гласный/согласный).

c) Ядром слога является гласный, присутствие согласных не обязательно; не существует языков, в которых гласные не используются как ядро слога, однако, есть такие языки, в которых слогообразующая функция присуща согласным.

d) Дистрибуция фонем в слоговой структуре происходит в соответствии с правилами каждого отдельного языка.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится одним толчком вы­дыхаемого воздуха. Такое определение наиболее наглядно. Проверить это можно так.

Если произнести перед горящей свечой слово дом, пламя дрогнет один раз, слово рука - пламя дрогнет два раза, молоко - три раза.

Но эта теория не объясняет всех случаев. Произнесем односложное слово сплав, и пламя свечи дрогнет два раза: смычка губ у [п] разорвет воздушный поток на две части. Произнесем ау/ - и пламя дрогнет один раз, хотя в слове два слога.

В современном русском языкознании широко призна­на сонорная теория слога, основанная на акустиче­ских критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. По этой теории слог - это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звуч­ный - слоговой (слогообразующий) звук, остальные зву­ки неслоговые.

Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают сло­говыми. Но, например, гласный [и] может быть и неслого­вым: [ии э вра е п’эиск’и*и] - в этом слове три таких звука. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Чаще всего в этой роли высту­пают сонорные согласные, как самые звучные из соглас­ных.

Вот стихи М. Ю. Лермонтова:

Поцелуями прежде считал Я счастливую жизнь свою...

В каждой строке 3 трехсложные стопы с ударением на последнем слоге. Размер - анапест:

При этом слово жизнь произносится в два слога [жы-з’н’]; первый слог заканчивает вторую стопу, второй слог начина­ет третью стопу. Слогообразующим второго слога выступа­ет сонорный согласный.

Можно обозначить по степени звучности гласные цифрой 4, сонорные звонкие согласные - 3, шумные звонкие соглас- 318 ные - 2, глухие - 1, паузу - 0. На линейках, соответству­ющих этим индексам, будем откладывать звуки, обозначая их точками. Если соединить эти точки, получится волна сонорности, характеризующая слово. Тогда слово попрыгунья будет выглядеть так:

Сколько в этой волне пиков, вершин сонорности, столько и слогов. Звук [и] гласный, но с ослабленной сонорностью, поэтому он ниже верхней линейки.

Слова льды, смотр схематично выглядят так:

Эти слова двусложные - у них две вершины сонорно­сти: [л’ды], [смотр]. Так же могут быть произнесены слова: мхи, Мценск, льстить, львы, лжет, рты, ртуть, рвы, ржав, рдеть и Петр, вепрь, смысл, мысль, казнь, фавн, драхм и т. п.

Но эти же слова могут быть и односложными, с одной вершиной сонорности:

Сонорный при таком произнесении частично или полно­стью оглушается, его звучность на уровне шумного соглас­ного, звонкого или глухого. Так же могут произноситься и приведенные выше слова: [мх’и], [л’с’т’ит’], [в’эпр’], [смысл] и др.

Двуликость подобных слов используют поэты. Так, в сти­хотворной строке В. Хлебникова кЭта жизнь и жизнь та* слово жизнь в первом случае односложно, а во втором - двусложно.

Слоговые согласные нетипичны для русского языка, по­этому перед ними могут развиваться гласные. Может про­износиться [каз’д’] и [каз’и э н’], [т’и э атр] и [т’и э атэр], [л’н’и 3 - нби] и [ в л’н’и э нои], [ржы] и [ 9 ржы] и т.п.

У звонких сонорных шум - незначительная состав­ляющая звука. Поэтому, когда сонорный оглушается, он плохо воспринимается на слух и часто выпадает.

С этим связано произношение [руп’] рубль, [жыс’] жизнь, [ак- т’апск’ии] октябрьский. В древнерусском языке наряду с формами глаголов несла, несли, могла, могли и т. п. были и формы мужского рода с суффиксом -л-: неслъ, моглъ с гласным [ъ] на конце слова. После его выпадения пере­стал произноситься и глухой [л]. Так возникли формы нес, мог, вез, утих и т. п.

В некоторых языках слоговые сонорные вполне обычны, например в сербском и чешском: серб, рж - ‘рожь’, крв - ‘кровь’, прст - ‘перст, палец’, врба - ‘верба*; чеш. vrch - ‘верх, вершина’, vlk - ‘волк’, slza - ‘слеза’.

Слоговыми могут быть не только сонорные согласные, но и шумные, даже глухие. Так, русские подзывают кошку кс-кс-кс. В этом междометии три слога, хотя все звуки глу­хие. Слоговым здесь является звук [с]. Глухой щелевой согласный выступает слоговым и в возгласе отпугивания птиц кш! И в призыве к молчанию тс!

В разговорном языке безударный гласный может вы­падать, а количество слогов в слове при этом может сохра­няться. Роль слогового в этих случаях принимает на себя согласный, слоговыми могут быть не только сонорные со­гласные: п[ц]даватъ - продавать, мо[л]тобоец - моло­тобоец, вь"/[н’]сг/ - вынесу, но и шумные звонкие: [£]во рйть - говорить, [$]губйтъ - загубить, и шумные глухие: [$]погй - сапоги, [п]толдк - потолок, [т]лоры - топоры. По-разному произносятся [з]давать - сдавать и [$]да вать - задавать, вы[г]нем и вы[г]ним - выгоним, [п]ле вали и [п]ливали - поливали, зя[т’] пустил и зя[т’] пус­тил (зятя).

Слоговые согласные отличаются от неслоговых боль­шей напряженностью: щелевые - долготой, звонкие взрыв­ные - долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательно- стью, дрожащие - многоударностью, раскатистостью. Та­ким образом, вершину слога может образовывать не только самый сонорный звук в слоге, но и самый напряженный.

У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают большей силой, интенсивностью, которая про­является в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых зву­ков основана динамическая теория слога. С точки зрения этой теории слог - волна силы, интенсивности. Самый сильный, интенсивный звук слога - слоговой, ме­нее сильные - неслоговые.

В одном слоге может быть два гласных звука. Сочетание двух гласных в пределах одного слога называется диф- т о н г о м. В русском литературном языке дифтонгов нет, но они встречаются в русских диалектах, где произносит­ся кор[уб]ва, лголок[уб], л[йе]с, с[ие]но и т. п. Дифтонги есть, например, в английском, немецком, испанском и многих других языках. Дифтонги могут быть равновесными, ког­да оба гласных обладают одинаковой силой и длительно­стью, как, например, встречается в русском диалектном произношении. Если в дифтонге первый гласный слого­вой, а второй неслоговой, то это нисходящий дифтонг, на­пример в английском time - ‘время’, table - ‘стол’, go - ‘идти’, в немецком mein - ‘мой’, heute - ‘сегодня’. Если в дифтонге первый соглас­ный неслоговой, а второй слоговой, то это восходящий диф­тонг, например в испанском puerta - ‘дверь’, tierra - ‘зем­ля’, nuevo - ‘новый’. Дифтонги всегда относятся к одной фонеме (см. § 136).

Слог, начинающийся слоговым звуком, называется н е- прикрытым: [он], [ил], [а-ист]. Слог, начинающийся не­слоговым звуком, называется прикрытым: [сам], [да- ска], [иу-ла]. Слог, оканчивающийся слоговым звуком, называется открытым: [да-л’и], [за-ко-ны], [т’и-гр]. Слог, оканчивающийся неслоговым звуком, называется закры­тым: [стол], [край], [заи-ч’ик].

Теория слога Оглавление

Введение

Членение речевого потока на слоги Слогоделение Слог в тональных языках Структура слога Просодия слога

Заключение

Список литературы

Введение

В фонетике существует много теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога. Господствующими можно считать две из них - эспираторную и сонорную.

Эспираторная теория определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако, совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. За один фонационный период произносится обычно ряд слогов, причем слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха. Эспираторная теория основывается лишь на одном факторе словообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности. Эта теория подвергалась с разных сторон критике, считалась почти отвергнутой, но снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Статсона. По его определению, "слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается и заканчивается согласным".

В основе сонорной теории лежит акустический критерий словообразования. Сонорность - это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным - языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказывал, что в языке существует относительная cсонорность всех звуков. наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью - гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступить любой звук.

В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а "вокальность", т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь шума в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.

Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединять существующие теории слога, взять кое-что из эспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков. Такого взгляда придерживался Э. Сиверс: указанные две теории он считал не исключающими одна другую. По его мнению, возможны оба вида слогов, которые он назвал сонорными и эспираторными; однако слог любого вида представляет собой соединение звуков разной степени звучности, только в одном случае речь идет о различии в собственной интенсивности, а в другом – о градации интенсивности, обусловленной выдыхательным толчком. Такой же точки зрения придерживался и Томсон. Он полагал, что в одних языках господствуют эспираторные, а в других - сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный. "Градации в силе звуков, - писал он, - дающие акустическое впечатление, или обусловлены различием в полнозвучности, присущей звукам речи самим по себе (слоги, основанные на полнозвучности), или же производятся произвольным усилием силы звука (динамические слоги). В большинстве языков оба условия соединяются обыкновенно, т.е. большая полнозвучность сопровождается еще усилением звука".1

Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов в словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить правильные ответы. Расположив, например, по степеням звучности звуки слова пятница в полном стиле (/p"atn"ica/) и в разговорном (/p"atn"ca/), мы получим схемы, из которых видно, что число сонорных подъемов соответствует числу слогов. Такое соответствие будет далеко не всегда. Так, в русском слове полочка, произнесенном в разговорном стиле, второй гласный утрачивается, однако число слогов остается равным трем, так же как и в полном стиле . Как видно из схемы, число подъемов звучности равно в таком случае только двум. Почему мы в данной случае имеем все же три слога, с "точки зрения сонорной теории объяснить невозможно.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И.Аванесов, стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности, он пишет: "Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименьшей звучности.2

_________________

1 Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 219

2 Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. С. 83

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога – теория мускульного напряжения (Щерба, Фуше и др.). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усиления, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса, необходимого для вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина слога, следовательно, сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельного также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

1. Членение речевого потока на слоги

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносимая единица речи. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или является слогоносителем. Слогоносителем в зависимости от языка могут быть:

Гласный; дифтонг, трифтонг; согласный; многофонемная группа "гласный + согласный".

"Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями слова".3

_________________

3 Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960. С. 19

2. Слогоделение

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Условимся, что знак С – (consonant) – обозначает согласный звук слога, V – (vowel) – гласный, отсюда составляем условную структуру слога.

Слог – это наименьшая произносимая единица. Отрезок речи между паузами представляет собой, с произносительной точки зрения, цепочку следующих один за другим и связанных между собой слогов. Единственного членения на слоги внутри такого отрезка не происходит. В этом отношении слог, следовательно, не отличается от отдельного звука речи. Такие выдающиеся представители физиологически ориентированной экспериментальной фонетики, как Э. Скрипчур и Г. Панкончелли-Кальциа, считали слог фикцией, созданной лингвистами и психологами. "Все попытки, - пишет Панкончелли, - понять и представить слог фонетически были до сих пор бесплодными и останутся таковыми и впредь".

Звук речи вычленяется из речевой цепи только как языковая единица, как форма выражения фонемы. То же самое происходит в языках слогового строя, в которых граница слога всегда совпадает с границей морфемы, поэтому слог может рассматриваться как форма выражения силлабонемы.

В языках же не слогового строя, к которым относится большинство языков мира, слог может представлять две морфемы, а одна морфема может состоять из двух слогов. В таких языках слог и слогоделение не связаны со смыслом. И слог не является поэтому фонологической единицей. Применительно к таким языкам слогоделения, ввиду того, что оно не обусловлено в них языковыми факторами, наталкивается на большие теоретические трудности и остается неясной и спорной в самих своих основаниях.

Несмотря на все сказанное, слог как некое единство с гласным в качестве ядра представляет известную реальность для говорящих. Если на вопрос о том, где происходит граница между слогами таких слов, как точка, пластинка, ответ будет неоднозначным, то для всякого носителя русского языка первое слово является двухслоговым, а второе – трехслоговым.

Произносительная целостность слога доказывается рядом наблюдений. Во-первых, как бы ни была замедлена речь, как бы ни добивались ее членораздельности, далее чем на слоги она не распадется. Во-вторых, в специальном эксперименте было показано, что в слогах типа СТУ углубленность, необходимая при произнесении гласного, начинается уже одновременно с началом артикуляции первого согласного. В-третьих, произносительная неделимость слога обнаруживается при некоторых случаях афазии, которые характеризуются физиологами как "распад плавности речи". При этом, как пишет А.Р.Лурия, "единицей иннервационного акта становится здесь не фраза или мысль, как это бывает в норме, когда целый смысловой комплекс произносится "на едином дыхании (явление, хорошо известное в экспериментальной фонетике), а изолированное слово, в наиболее грубых же случаях даже слог". Из этой цитаты видно, что даже при самых исключительных случаях распада плавности речи, распада слога на отдельные звуки не происходит.

Необходимо иметь ввиду, что речь идет о неразличимости слога с произносительной стороны: на слух же слог может быть разложен на отдельные звуки. Это имеет место не только при фонемном анализе, который мы производим при восприятии знакомого языка. Даже при восприятии совершенно незнакомого языка мы, хотя и воспринимаем слог как слитное произношение звуков, все же отдаем себе отчет в том, что это некое сочетание звуков, а не одна какая-то единица. Само собой разумеется, что, не зная языка, мы не можем определить фонемный состав слога, а может быть. Даже и его звуковой состав, но разложимость слога на слух все же очевидна.

Речь шла до сих пор о слоге как о сочетании звуков не потону, что это единственный вид слога, а лишь потону, что это наиболее распространенный тип. В современных языках фонематического строя слог может быть представлен и отдельным звуком, может состоять и из одних согласных. Последний тип имеется в некоторых славянских языках (например, в сербскохорватском, в чешском). Так, двухслоговой является фамилия известного чешского лингвиста Trnka;

вершину первого слога в ней образует сонорный согласный /г/. В разных языках слог может иметь разное строение, т.е. количество и расположение согласных относительно гласного. Ввиду сложности вопроса слогоделения строение слога обычно определяют по односложным словам. Принято различать открытые слоги, заканчивающиеся гласным, и закрытые, заканчивающиеся согласным, причем количество согласных может быть разным. По началу различают неприкрытые слоги, начинающиеся с гласного, и прикрытые, начинающиеся с одного или нескольких согласных. Из данного определения вытекает, что слог, состоящий из одного гласного, является одновременно и открытым и неприкрытым.

В каждом языке, как правило, встречаются разнообразные типы строения слога, а набор типов в разных языках обычно не совпадает, хотя простейшие из них - СГС и особенно СГ - можно, пожалуй, считать в числе универсалий.

Эксперименты, проведенные в Лаборатории физиологии речи под руководством Л.А.Чистович, показали, что в особых условиях испытуемые разлагают слоги типа ССГ на СГ + СГ; например: СТО - СЪ + ТО. На основании полученных данных авторы делают следующий вывод:

"Это заставляет считать, что основными элементами речи являются простейшие артикуляторные комплексы типа СГ, а более сложные сочетания типа ССГ, СССГ представляют собой не что иное, как группы этих простых комплексов, организованные таким образом, что следующий комплекс начинается раньше, чем успевает закончиться предыдущий".

Практически членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

3. Слог в тональных языках

До недавнего времени теория слога разрабатывалась в основном на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова на слоги не совпадает с морфологическим членением слога. Например, если слово рука членить с точки зрения фонетической, то в нем два открытых слога и четыре фонемы (ру-ка). Если к членению слова рука подойти с точки зрения морфологической, то границы членения пройдут уже в другом месте, и мы выделим две морфемы (рук-а). Здесь мы наблюдаем два возможных подхода к членению слова – фонетическое и морфологическое. Фонетическое членение слова на слоги не совпадает с членением морфологическим. Слоги не связаны с определенным смыслом. Это характерно, например, для языков индоевропейской семьи.

Однако, если обратиться к ряду восточных языков (китайскому, тайскому, бирманскому или вьетнамскому), прежде всего к тональным дальневосточным языкам, то там роль слога особая. В европейских языках слова формируются из звуков и один звук может быть морфемой, тогда как в китайском и подобных ему языках слова формируются из слогов, и дисигнатор морфемы не может быть представлен единицей, меньшей, чем слог. Таким образом, фонетическая единица (слог) и морфологическая единица (морфема) взаимно соотнесены. Граница слога и морфемы совпадает. Смысловая делимость в этих языках не идет дальше слога, и слог в связи с этим всегда ассоциируется с определенным смыслом. Слог здесь служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, слог в тональных языках является не только важнейшей фонетической, но и словарно – морфологической единицей

4. Структура слога.

В каждом языке слоги дифференцируются по структуре и по выделению их различными способами в рамках слова.

С точки зрения структуры слог называется открытым, если он оканчивается на слогообразующий элемент (обычно на гласный), или закрытым, если он оканчивается на неслогообразующий элемент (обычно на согласный). "При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно назвать полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся с гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной)".

Например, в слове РУ-КА два открытых (и прикрытых) слога (тип слога CV), в слове ХОД закрытый слог (тип CVC) .

Для турецкого языка, например, характерны следующие структурные типы слогов: VC (ak-ek; at-et ot-it-ut И- т.п.);

CV (ta-te; sa-se ai-mu-mu и др.);

CVC (kar – kir - kir kor – kor – kur - kur и пр.);

VCC (alt, art, ust, orf и пр.);

CCV (ski, gri); CVCC" (kart, turk, kulp, harp);

CCVC (spor, prak);

CCVCC (frenk, brans).

Структурные особенности слогов турецкого языка объясняют протекание такого характерного для турецкого языка явления, как палатализация согласных.

В связи с этим в русской лингвистике складывается теория слогофонемы. Она восходит к мысли, высказанной впервые Л.В. Щербой в работе "Русские гласные в качественном и количественном отношении" и развиваемой в его статьях того времени. В частности, Л.В. Щерба приходит к заключению, что фонематический анализ китайской звуковой системы обнаруживает некоторую диффузность слого-звуков. Под диффузностыо слогозвуков Л.В. Щерба понимал функциональную неделимость слога. Е.Д. Поливанов для обозначения этого явления ввел понятие "силлабема"; А.А. Драгунов ("Дунганский язык") писал, что в китайском языке место фонемы занимает слогофонема. Теорию слогофонемы отстаивает В.Б. Касевич. Он предлагает считать минимальной единицей для китайского языка не фонему, а слог.

В каждой языке имеется свой набор структурных типов слогов как закрытых, так и открытых. Для некоторых языков характерно наличие нескольких согласных в начале слога, например в языке пушту, могут встретиться три согласных звука в начале (слог типа CCCV). В других языках стечения согласных в начале слога избегают, например, в персидском, арабском, а также в китайском.

Своеобразны структурные типы слогов в тональных языках. Слог в них может состоять из одного, двух, трех и четырех элементов. Например, в китайском языке слог может содержать один или два элемента (такие слоги составляет четверть всего слогового состава китайского языка) и даже три или четыре элемента (большинство слогов китайского языка).

В характерном для китайского языка структурном типе слогов первым звуком является согласный, вторым – неслогообразующий узкий гласный, третьим – слогообразующий гласный, и четвертым – неслогообразующий гласный или конечный сонант (который в китайском языке выступает в роли второго элемента дифтонга). Во вьетнамском языке, как и в некоторых диалектах китайского языка (например, в кантонском), четвертым элементом слога выступает согласный.

5. Просодия слога

Характерной чертой языков слогового строя является то, что в них на протяжении слога происходит закономерное изменение высоты основного тона голоса или же интенсивности. Для обозначения отдельных типов слогового акцента пользуются термином тон и говорят, что в таком-то языке различаются столько-то тонов. Наличие тонов признается только тогда, когда различие между ними имеет фонематическое значение, т.е. выполняет конститутивную (словообразовательную) и словоразличительную функцию, что имеет место в указанных языках. С этой точки зрения они относятся к политоническим.

Тоны бывают контурные и регистровые; первые различаются по характеру изменения высоты голоса, вторые – по тому, произносятся ли они с высоким или с низким голосовым тоном.

Согласный, предшествующий гласному, тоном не затрагивается. Характерное изменение высоты или интенсивности начинается, по-видимому, во всех политонических языках с гласного, но распространяется оно и на согласный, заканчивающий слог. Тон, следовательно, действительно является свойством слога, а не гласного.

В одних языках (например, во вьетнамском) различие тонов не зависит от места словесного ударения; в других же (например, в китайском) тоны различаются только в ударном слоге.

Количество возможных с общефонетической точки зрения контурных тонов определить невозможно, так как движение мелодии перекрещивается в них с различным характером интенсивности. Да и сама мелодия может бесконечно варьироваться. Так, во вьетнамском языке, в котором насчитывается шесть гонов, два из них различаются мелодически только тем, что один является постепенно нисходящим, а другой – резко нисходящим.

Принято различать следующие тоны: ровный низкий, ровный высокий, восходящий, нисходящий, восходяще-нисходящий и нисходяще-восходящий. К этому можно прибавить: ровно-нисходящий (ровный в начале и понижающийся к концу), ровно-восходящий, восходяще-ровный и нисходяще-ровный.

В отдельных языках число различающихся тонов, по-видимому, не превышает десяти, а в большинстве случаев их гораздо меньше.

В китайском литературном языке, например, имеется четыре типа:

Ровный - [та] "мать", восходящий - [та] "конопля" нисходяще-восходящий - [та] "лошадь", нисходящий - [та] "ругать".

К политоничным относятся не только слоговые языки, в некоторых неслоговых языках ударные слоги также произносятся, с разным направлением движения основного тона и интенсивности. Это обычно называют слоговым акцентом. К таким языкам относятся, например, сербскохорватский язык, литовский, латышский, шведский, норвежский и др.

В разных языках слоговой акцент реализуется по-разному. В сербскохорватском различают четыре вида такого акцента, сопряженных со словесным ударением: два восходящих (один – в сочетании с долгим гласным, другой – с кратким) и два нисходящих, аналогичным образом сочетающихся с долготой или краткостью гласного. В латышском языке слоговой акцент встречается только в слогах с долгими гласными и с дифтонгами; при этом различается три типа: с восходящим движением основного тона, с нисходящим движением и с гортанной смычкой внутри гласного.

Интересный случай представляет шведский язык, в котором различают музыкальное ударение наряду с динамическим в пределах одного слова. Музыкальное характеризуется двумя типами слогового акцента: при одном (так называемом "простом ударении") высота тона меняется в одном направлении (либо поднимается, либо падает), при другом (так называемом "сложном ударении") - поднимается, а затем падает. По слоговому акценту в шведском языке различается целый ряд слов, имеющих одинаковый фонемный состав.

Фонемы и слоги являются единицами линейными, или сегментными, т.е. такими, которые представлены отрезками (сегментами) той или иной протяженности (фонами, слогами в речи), следующими друг за другом в речевой цепи. Кроме такого рода единиц поток речи характеризуется также супрасегментныни звуковыми особенностями, которые как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц, т.е. реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные звуковые особенности называют просодическими явлениями, рассматриваемыми с функциональной, фонологической точки зрения. Как элементы в системе языка они представляют собой просодические единицы – просодемы.

Важнейшие просодические явления - это ударение и интонация.

Заключение.

Исследование фонетических характеристик словесного ударения представляет чрезвычайно большие трудности. Дело в том, что компоненты ударения - интенсивность, высота тона и длительность – являются общими у словесного ударения с просодикой предложения – с интонацией синтаксических единиц. В речи же отдельное слово, произнесенное изолированно, является одновременно предложением или синтагмой и, следовательно, наделено соответствующей интонацией; если же оно включено в синтаксическую единицу большего объема, то оно несет в себе часть интонации из этой единицы. Задача заключается в том, чтобы выделить из общей картины признаки, присущие именно словесному ударению. Сложностью определения объективных характеристик ударения объясняется противоречивость данных, которые можно найти в литературе по фонетике даже одного и того же языка.

Из сказанного вытекает, что при экспериментально – фонетическом исследовании словесного ударения нельзя ограничиваться чтением списка изолированных слов. Испытуемый, естественно, будет читать их если не с перечислительной, то с "назывной интонацией. Нужно подбирать экспериментальный материал с таким расчетом, чтобы данное слово находилось в предложениях с различной интонацией и в разных частях предложения. Задача тогда будет сводиться к тому, чтобы найти в ударном слоге такие признаки, которые окажутся инвариантными по отношению к фразовой интонации.

Список литературы. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. Вербицкая Л.А. Русская орфоэпия. Л., 1976. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979. Кочергина В.А. Введение в языкознание. Л., 1991. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., 1960.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.