Как управлять людьми? Психология управления человеком. Психология человека: как управлять людьми

По детским сказкам и урокам зоологии каждый из нас знает о том, что практически все животные, живущие и добывающие себе пропитания стаями, имеют своих вожаков. В стае всегда присутствует четкая иерархия, согласно которой направление движения всей группы задает вожак, вожак и самые сильные особи получают наилучшую еду, а более слабые довольствуются остатками. В животных все достаточно просто - сила и ловкость являются главными инструментами для влияния на других особей из стаи и собственного продвижения по лестнице иерархии. Человеческое общество также, в некотором роде, живет по законам стаи - в социуме есть лидеры (вожаки) и есть ведомые. Однако времена, когда лидером становился самый сильный член общины, давно прошли, и сейчас используют в основном психологические методы управления.

Психология управления людьми: цели и способы

Психология управления людьми представляет собой полноценную отрасль науки, изучающую виды и методы психологического воздействия человека, способы прямого и скрытого управления социумом и отдельными личностями, а также прирожденные способности некоторых людей к психологическому воздействию на других. Овладев приемами психологии управления людьми, практически каждый человек сможет научиться с помощью психологических методов склонять других к определенным действиям. Прирожденные лидеры, в совершенстве владеющие приемами скрытого управления, могут заставить большое количество людей добровольно действовать в своих интересах.

В зависимости от моральных качеств и мотивов лидера, он использует различные методы психологии управления людьми, которые образно можно подразделить на две группы: конструктивные и деструктивные. К первой группе методов скрытого управления можно отнести все способы воздействия на человека, которые предполагают взаимную выгоду и для лидера, и для ведомых, а ко второй - способы воздействия, использующиеся лидером для достижения только собственных корыстных целей.

Методы скрытого управления людьми

Методов психологического воздействия и управления очень много, однако наиболее часто используемыми, эффективными и одновременно достаточно простыми в применении считаются следующие:

1. Мотивация. Лидер, у которого есть идея и задумки о том, как воплотить ее в жизнь, мотивирует других помочь ему в воплощении этого проекта взамен на какую-либо выгоду: материальную или духовную. Ярким примером мотивации как психологического метода управления людьми можно назвать положительный опыт предпринимателей, добившихся успеха с нуля, изобретателей, сумевших убедить весь мир в пользе своих изобретений, и , подчиненные которых всегда готовы поддержать лидера и всецело отдаются идеям компании.

2. Вдохновение. Данный метод схож с предыдущим, однако его особенность заключается в том, что ведомыми становятся не случайные люди, которых лидеру удалось мотивировать, а единомышленники лидера, имеющие схожие с лидером взгляды и идеи, но не смогли воплотить их в жизнь по причине отсутствия определенных личностных качеств или возможностей. Этот способ управления достаточно прост, так как лидеру необходимо только вдохновить сподвижников работать их собственными идеями под его руководством.

3. Признание. Этот метод психологии управления людьми базируется на потребности каждого человека в признании его незаменимости и важности результатов его деятельности. Благодаря окружающих за поддержку, высказывая им искреннюю признательность за оказанную помощь и признавая их значительные достижения в какой-либо сфере, лидер дает группе окружающих почувствовать себя незаменимы членами команды. Такой прием скрытого психологического управления окружающими можно также назвать "игрой на тщеславии", ведь большинство людей не равнодушны к похвалам и признанию их достижений, а значит, давая высокую оценку действиям какого-либо человека, тем самым можно стимулировать его на дальнейшие свершения.

4. Манипуляция. Психология управления людьми выделяет огромное количество методов манипуляции посредством самых различных эмоций и потребностей человека. Самыми простыми и широко распространенными способами манипулирования являются:

  • Манипуляция, основанная на физиологических потребностях - часто используется в рекламе каких-либо товаров
  • Манипуляция чувством вины или чувством долга. Суть данного приема - убедить оппонента в том, что он чем-либо обязан манипулятору либо причинил ему вред в прошлом, и теперь, чтобы искупить вину либо отдать долг, оппонент должен оказать какую-либо услугу
  • Манипуляция любовью - как правило, этот метод психологического управления используют самые близкие, и суть его можно описать следующим образом: "если ты меня любишь, то ты окажешь мне услугу" либо "окажи мне эту услугу, я ведь тебя люблю"
  • Манипуляция обидой, гневом, плачем - ярким примером этого метода скрытого психологического управления можно назвать поведение ребенка в магазине - и капризничать в отделе игрушек или сладостей и, чтобы успокоить дитя, мама покупает ему желаемую игрушку
  • Манипуляция надеждой - прием, который часто используют нечестные управленцы и руководители, когда убеждают работника выполнять больший объем заданий, работать сверхурочно и др., обещая в будущем повышение зарплаты, премию, продвижение по карьерной лестнице и др. Коротко суть этого приема управления людьми можно описать фразой из знаменитого романа Ильфа и Петрова: "утром стулья, а вечером деньги", вот только обещанных денег можно никогда не дождаться.

Помимо сравнительно простых способов психологического управления людьми, существуют и более сложные методы скрытого воздействия, разработанные опытными психологами и специалистами в области НЛП. Данные методы подразумевают применение различных приемов, однако все они имеют одну общую черту: началом скрытого управления людьми является тот момент, когда сигналы манипулирующего находят эмоционально-психологический отклик у объектов манипуляции. Поэтому, чтобы не поддаться на манипуляцию недобросовестного лидера, преследующего корыстные цели, необходимо оценивать всю поступающую информацию с позиции здравого смысла, и давать ей рациональную, а не эмоциональную оценку.

Общайтесь на «одной волне». Чтобы расположить к себе собеседника, нужно учитывать свойства его личности, темперамент и круг интересов. В беседе используйте лексику и стиль общения вашего партнера, подчеркните общие черты характера, хобби и увлечения. Людям нравятся родственные души, и они могут воспринять желания себе подобного как свои собственные.

Будьте позитивны и улыбайтесь. Составьте изначально положительное мнение о себе у вашего собеседника. Всегда приятно иметь дело с оптимистичным человеком, веселым и жизнерадостным. Такой личности легко прощают недостатки и с радостью оказывают содействие при необходимости.

Будьте внимательны к окружающим и проявляйте интерес к чужим достижениям. Не скупитесь на искренние комплименты, подчеркивая реальные преимущества и достоинства личности, от которой ждете участия. Каждый человек стремится к доверительным отношения и желает получить признание окружающих. Приятно осознавать, что личные заслуги не остались незамеченными. Оценивайте положительные черты, подчеркивайте чужую исключительность и вам от души постараются помочь.

Используйте авторитет и убедительные аргументы

Завоевывайте собственный авторитет и стремитесь к новым достижениям. Сильные и талантливые личности вызывают уважение, им трудно отказать. Совершенствуйтесь как личность и постоянно приобретайте новые знания и навыки.

Будьте убедительны в своей речи, используйте безоговорочные аргументы. Приводите мнение экспертов и проверенные факты. Используйте в разговоре из жизни и опыт успешных людей. Стремитесь достичь полного доверия к вашей личности.

При просьбе, обращайте внимание на доводы, в которых присутствует взаимная выгода обеих сторон. Создавайте общие цели, смещайте акцент со своей выгоды на личные преимущества для того человека, от которого ждете содействия. Учитесь мотивировать людей, используя их сильные и слабые стороны. Добивайтесь согласия в малом, постепенно переводя тему к важной для вас ситуации.

Всегда имейте свою точку зрения и не позволяйте оказывать на вас психологического давления. Сильный человек способен сокрушить волю окружающих своим характером, жизненными принципами и верой в свою правоту.

Исключите из сознания собеседника возможные трудности и сомнения. Если из вашей просьбы очевидно вытекают неблагоприятные для партнера факторы, не спорьте и не скрывайте их от человека. Соглашайтесь с мнением вашего оппонента, но планомерно уводите разговор от негативной стороны в позитивное русло. Представляйте предполагаемые минусы от сотрудничества как потенциал для роста в будущем и необходимый жизненный опыт.

Добрый день, уважаемые читатели! Хотим мы того или нет, но всю свою жизнь мы оказываем влияние на других людей. Будет ли это влияние подконтрольно вам, зависит только от вашего желания. Существует простая техника влияния, которая поможет вам добиться желаемого при минимальных затратах. Сегодня я бы хотела поговорить именно об этом. Психология человека: как управлять людьми.

Для чего нужно управление людьми

Хорошие управленцы в крупных компаниях проходят многочисленные тренинги и практические занятия для обучения влиянию на людей. Чтобы многомиллионная корпорация работала как часы, начальство обязано уметь управлять людьми. Но ведь эти навыки могут помочь простым обывателям в бытовых ситуациях.

Приведу вам простой пример. Жена хочет чтобы супруг вынес мусор. Она ходит за ним и постоянно говорит: выкинь мусор, выкинь мусор, выкинь мусор. В итоге она так достает его, что он психует, они ругаются и как итог — мусор остается на своем месте, а супруги не разговаривают пару дней. Насколько было бы умнее со стороны жены сделать по-другому, знай она парочку техник по влиянию.

Умение управлять людьми может пригодиться не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни, когда вы взаимодействуете с партнером, другом или родителями. Многих конфликтных ситуаций можно было бы легко избежать, воспользуйся вы одним из приемов управления.

Мы часто хотим, чтобы другие люди поступали так, как надо нам, но не всегда мы понимаем как этого добиться. Изучение психологии влияния помогает обзавестись необходимыми механизмами, которые будут работать на вас и помогут не испортить отношения с окружающими.

Власть требует ответственности

При изучении техник влияния необходимо помнить об ответственности. Нельзя просто так управлять людьми и не брать на себя ответственность за это. Простого умения манипулировать будет мало для достижения желаемого результата.

Помните, что ваше влияние на другого человека накладывает свой отпечаток в его жизни. Здесь очень важно помнить про баланс.

Вы оба должны получать выгоду от положения, ни один из вас не должен испытывать психологического или физического дискомфорта, не должно быть унижения человеческого достоинства.

Управление людьми не значит попустительское отношение к их желаниям. Человек всегда обязан уважать другого человека, ценить его свободу выбора и не пытаться взять его под свой контроль. Очень важно уметь использовать техники во благо для всех участников процесса.

Плохие и хорошие манипуляции

Есть люди, которые в жажде получить свое готовы идти по головам, сметают все вокруг и не считаются ни с кем. Это плохие манипуляции. Когда нет уважения к людям, своя выгода ставится на первое место - это алчность, которая может погубить при одном неверном движении.

Хорошая манипуляция заключается в том, что вы получаете желаемый результат и при этом остальные участники извлекают из ситуации выгоду для себя. Как минимум должно соблюдаться правило «не навреди». Если другой человек не получит ничего полезного, то он как минимум не должен получить негатива.

Когда вы добиваетесь своей цели кровью других людей, тогда это плохая манипуляция и вы совершенно не имеете понятия об ответственности, честности и достоинстве.

Здоровое общение строится на взаимовыгодности. Именно таким образом можно добиться большого успеха.

Несколько техник

Итак, мы подошли к самому интересному. Я предлагаю вашему вниманию способы, благодаря которым вы сможете быстрее и проще добиться желаемого результата. Есть более простые, с которых мы и начнем, а есть и такие, которым придется учиться долгое время.


Преувеличение различия. Люди склонны видеть больше различий в предметах, которые явно отличаются.

Приведу вам простой и понятный пример. Когда я изучала психологию влияния, этот принцип стал одним из моих любимых и я использовала его практически всегда и везде.

Однажды, я пришла к приятелю и попросила тысячу долларов, сославшись на срочную оплату по кредиту. Конечно, он отказал, хоть и очень мило. Следом я попросила одолжить его мне свой плеер в отпуск. Он с широкой улыбкой и радостью предоставил мне свой гаджет на временное пользование.

На самом деле мне не нужна была тысяча долларов, моей целью был его плеер. Но я знала, как парень относиться к таким вещам. Он никогда никому ничего не одалживал их техники. И тогда я решила испробовать этот принцип влияния. Когда он отказал мне от большей услуги (тысяча долларов), то с легкостью согласился на меньшую услугу.

Еще один бытовой пример. Я попросила мужа сходить в магазин. На улице уже темно и холодно. Конечно, он отказался. Тогда второй менее серьезной просьбой было вынести мусор. На что он быстро согласился.

Помните, что этим принципом нельзя злоупотреблять. Слишком большая просьба явно будет смотреться глупо. Подготовьтесь заранее, предусмотрите от чего человек точно откажется, но это не будет чрезмерной просьбой.

Услуга за услугу. Человек, который получил что-то обязательно захочет отплатить той же монетой. Мы не любим казаться неблагодарными в глазах окружающих.

Этим принципом часто пользуются торговые представители. Они преподносят вам в подарок маленькие сувениры, а потом предлагают оформить годовую подписку или приобрести товар по акции. Вы чувствуете себя обязанным за сувенир и совершаете подписку.

В быту этот принцип может использоваться по-разному. Вы оказываете человеку небольшую услугу, а когда просите об ответном действии, то он согласится уже с большей вероятностью.


Социальное доказательство. Человек привык оглядываться на других. Когда мы видим, что кто-то так поступает, то и себе позволяем данный поступок.

Этот принцип можно с легкостью заметить на курильщиках. Когда человек не знает можно ли здесь курить или нет и он не видит ни одного курящего вокруг, то он с малой вероятностью достанет сигарету. А если он заметит хотя бы одно курильщика рядом, то тут же достанет пачку из кармана.

Такой принцип вы можете использовать во благо себе в разных ситуациях. Например, если вашему другу стало плохо на улице, а у вас нет ни телефона с собой ни денег. Просто остановите любого прохожего и скажите: позвоните в скорую. Другого прохожего попросите дать воды. Окружающие начнут проявлять внимание и действовать по принципу социального доказательства. Вы и оглянуться не успеете, как вокруг окажется несколько десятков помощников.

Кроме того, человек с радостью выполнит услугу для того, кто часто его хвалит. Комплименты могут сыграть большую службу в управлении людьми, не пренебрегайте ими. Вы можете по выражению лица вашего собеседника заметить, как влияют на него ваши комплименты и похвалы.


Дефицит. Сильнейший принцип влияния, которым пользуются предприниматели. Они постоянно устраивают акции с ограниченным количеством товаров. Человек хочет обладать чем-то уникальным и особенным. Поэтому когда он видит на полке последнюю банку, то, скорее всего, он ее возьмет.

Вы можете манипулировать своим временем, говоря, что у вас оно ограничено. Когда подчиненный приходит к начальнику, то босс говорит «у меня мало времени, поэтому сразу к делу». Подчиненный ценит время начальника и дорожит такими встречами. Главное, чтобы подобная фраза не показалась пренебрежением.

Это далеко не все способы управления людьми. Много полезных и практичных советов вы найдете в книге Роберта Чалдини «Психология влияния» . Если у вас не хватает времени читать, то вы всегда можете найти вариант аудиокниги.

Помните, что управление людьми вещь, которая требует от вас большой ответственности. Не стоит манипулировать своими близкими и любимыми людьми.

В статье « » я рассказываю про возможные неприятности, связанные с желанием взять близкого человека под свой жесткий контроль.

Есть ли у вас свои техники влияния на людей? Каким способом вы добиваетесь желаемого? К каким техникам прибегаете? Замечаете ли подобное влияние на себе со стороны окружающих?

Помните об ответственности за свое влияние на других!

The art of making things happen

Научный редактор русского издания Валерий Никишкин, профессор, декан факультета маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова

Издательство выражает благодарность за помощь в научном редактировании книги Юлии Куриленко, Анастасии Казаковой и Роману Малаховскому.

© Jo Owen 2006, 2009

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2010

* * *

«Когда-то Наполеон сказал: "Управлять – значит предвидеть", а Джо Оуэн утверждает, что управлять – значит доводить дело до успешного завершения. Главное – достижения, а не активность. Атакая идеология управления порождает множество вопросов. Каких результатов я хочу добиться? Каких результатов ждут мои партнеры и клиенты? Что следует сделать для этого? Как мотивировать себя и окружающих вместе продвигаться к намеченному результату? С кем добиваться результата, а от кого отказаться на этом пути? Кто нужен сегодня? Кто понадобится завтра? И много-много других. Но ни один из этих вопросов автор не оставляет без ответа или хотя бы совета о том, как его получить. Уровень компетентности менеджера Оуэн определяет его способностью к достижению результата.

Прочтите эту книгу, попробуйте применить принципы Оуэна к управлению своим бизнесом – и вы убедитесь, что только сосредоточенность на итогах приведет вас к достижению желаемых результатов».

Вадим Маршев
заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук

Введение
Реальные менеджеры в реальных условиях

Когда-то менеджмент был намного проще: руководители руководили, а работники работали. Менеджеры продавали свои мозги, а работники – руки. Мысли и дела разделялись. Это были хорошие времена для менеджеров, но плохие для работников.

Но со временем у менеджеров начались проблемы. Работники стали расширять свои права, а менеджеры – утрачивать свои привилегии; работники теперь трудились меньше, а менеджерам приходилось задерживаться допоздна. Сокращение рабочего времени, давшее работникам все преимущества, обернулось для менеджеров, прикованных к компьютеру, документам и телефону, постоянным стрессом. Менеджмент стал не только намного тяжелее, но и непонятнее. Задумайтесь, к примеру, о том, в чем заключается секрет успеха и выживания вашей организации. Вряд ли вам удастся отыскать какой-нибудь формальный критерий ее благополучия.

На какой риск я должен пойти, чтобы выжить, и на какой риск я должен пойти, чтобы преуспеть?

Над какими проектами стоит работать и с кем?

Когда лучше отстаивать свою точку зрения, а когда – уступить?

Как тут все происходит на самом деле?

Каких ловушек нужно избегать?

Ответы на эти вопросы не дают никакие руководства по политике компании или обучающие программы. Вы предоставлены сами себе, когда речь идет о главном, а в руководстве указано только второстепенное.

Правила выживания и успеха диктует практика: мы сравниваем людей, которые достигли успеха и выжили, с теми, кто столкнулся с трудностями, а затем анализируем, почему им это удалось или не удалось.

Взгляните на успешных сотрудников своей организации. Надеюсь, те из них, кто может похвастаться какими-то достижениями, оказались среди победителей. Но в организациях с горизонтальной структурой узнать, кто и за что отвечает, достаточно сложно.

Большинство оценочных систем опираются на две характеристики, которые называют совершенно по-разному.

Традиционно предполагалось, что менеджеры (у которых были мозги) умнее работников (у которых были руки). Помогал высокий IQ, или коэффициент интеллектуального развития. Многие системы оценки все еще ориентированы на IQ: многие бизнес-школы все еще принимают слушателей по результатам IQ-теста в форме GMAT (общего теста для выявления управленческих способностей). Считается, что высокий IQ – признак умения решать проблемы, аналитических способностей, бизнес-мышления и знаний.

Даже если вы семи пядей во лбу, этого еще недостаточно, чтобы управлять людьми. Управлять – это умение выполнять поставленные задачи, то есть дело делать. Многие умные людьми с высоким IQ слишком умны, для того чтобы что-то делать. Большинство компаний требуют от менеджеров хороших навыков межличностного общения, или хорошего EQ – коэффициента эмоционального интеллекта (emotional quotient). Это предполагает умение работать в команде, адаптироваться, эффективно взаимодействовать с окружающими, а также обладание харизмой и способностью мотивировать сотрудников и т. д.

Теперь посмотрите на всех своих менеджеров и попробуйте с помощью IQ и EQ проверить, кто из них в вашей организации добился успеха, а кто нет. Менеджеров с высоким IQ и EQ должно быть не так уж и мало: умные (IQ) и приятные (EQ) менеджеры существуют, несмотря на сформировавшиеся медийные стереотипы. Но вы также обнаружите множество умных и приятных людей, довольствующихся посредственными результатами где-то «на задворках» компании: они нравятся всем, но никуда из своего «болота» не двигаются. Однако есть много успешных менеджеров, возможно, не столь умных и приятных, которые достигают высот, используя менеджеров-интеллектуалов как «половичок» на пути к офису руководителя.

Чего-то здесь недостает. Высокие IQ и EQ – огромный плюс, но этого недостаточно. Менеджерам нужно преодолеть еще одно препятствие. Их жизнь стала намного сложнее, а не проще.

Новое препятствие касается политического опыта, или PQ – коэффициента политического интеллекта (political quotient), предполагающего, кроме всего прочего, способность добиваться власти. Более того, речь идет об умении использовать власть для реализации задач. Таким образом, PQ – основной аспект управления, которое и состоит в том, чтобы выполнять задачи с помощью людей.

Конечно, менеджерам всегда был нужен определенный уровень PQ. Но в иерархии командно-административного управления прошлого для выполнения задач не требовалось высокого PQ, достаточно было приказа. В современном мире горизонтальных, матричных организаций власть – расплывчатое и неопределенное понятие. Менеджеры ничего не добьются без поддержки союзников, без выхода за рамки официальной ответственности. Многих ресурсов, которые им понадобятся, просто нет в их организации. Поэтому сегодня менеджеры больше, чем когда-либо, нуждаются в высоком PQ, чтобы достичь своих целей.

Успешные менеджеры обладают тремя качествами – IQ, EQ и PQ. Каждое из них предполагает наличие навыков, которые можно освоить. Для того чтобы стать хорошим менеджером, вам потребуются не особые научные знания (во многих научных учреждениях полно умных людей и плохого менеджмента), а навыки EQ и PQ, которые каждый может освоить.

Эта книга рассказывает о том, как развить способности, лежащие в основе IQ, EQ и PQ, которые помогут вам выжить и добиться успеха в преобразованиях. Абстрагировавшись от повседневных трудностей менеджмента и болтологии теории менеджмента, вы сможете сосредоточиться на важнейших способностях, необходимых менеджеру. В книге говорится о том, что вам нужно сделать и как это сделать в мире, который стал жестче и сложнее, чем когда-либо.

Первый шаг в понимании этой революции – осознание ее причин и конечной цели.

IQ: рациональный менеджмент

Менеджмент существует столько же, сколько наша цивилизация, – даже если раньше никто этого не осознавал. Как самостоятельная дисциплина менеджмент зародился во времена Промышленной революции: масштабная деятельность требовала масштабной организации. Сначала менеджмент основывался на военной стратегии и тактике: классический командно-административный стиль.

Постепенно промышленный менеджмент отмежевался от военного. Подобно Ньютону, открывшему законы физики, менеджеры искали таинственную формулу успеха в бизнесе и менеджменте. Эту формулу ученые ищут до сих пор, хотя успешные предприниматели вполне обходятся без теории. Научный менеджмент был первой попыткой рас смотреть успех «под микроскопом».

Ведущей фигурой в научном менеджменте был Фредерик Тейлор, чьи «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management) были опубликованы в 1911 году. Его подход иллюстрирует следующая цитата:

«Одно из основных требований к человеку, который подходит для работы с доменным чугуном, – быть настолько тупым и флегматичным, чтобы своими умственными способностями больше напоминать быка, чем что-либо другое. Именно поэтому разумный человек, обладающий живым умом, совершенно не подходит для подобной монотонной работы».


Тейлор с неприязнью относился к работникам в целом, считая, что они будут плохо работать, если их не наказывать. Но его книга основывалась не только на личном мнении, но и на непосредственных наблюдениях. Это привело его к некоторым идеям, которые в те времена считались революционными.

Работникам нужно позволять отдыхать, чтобы они работали продуктивнее.

Людям с разными качествами нужно давать соответствующую работу, потому что на подходящей должности они будут работать лучше.

Станочная линия, которая разбивает сложную работу (например, сборку автомобиля или фаст-фуда) на части, повышает производительность и снижает затраты на оплату труда работников, от которых требуются минимальные способности.

Эти принципы сохраняются по сей день.

Мир научного, или рационального, менеджмента был создан благодаря Генри Форду, который предложил конвейерную линию для сборки машин. В период с 1908 по 1913 год он усовершенствовал концепцию и начал производство машин «Модели Т», которую называл с большим апломбом «легковым автомобилем для масс». К 1927 году примерно 15 миллионов «Моделей Т» сошли с конвейера, сметя кустарную промышленность, собиравшую автомобили по очень высокой цене.

Рациональный менеджмент жив и сегодня, в XXI веке, он все еще существует на автомобильных сборочных линиях и телефонных станциях, в ресторанах фаст-фуда, где незадачливые операторы работают, словно машины. Однако многие компании сделали уже следующий, вполне логичный шаг, совсем убрав людей и вынудив своих клиентов общаться с компьютерами.

EQ: эмоциональный менеджмент

Мир рационального, научного менеджмента был сравнительно прост: он опирался на наблюдения и холодный расчет.

А потом все усложнилось.

В какой-то момент кто-то обнаружил, что работники – не просто производственные или даже потребительские единицы. У них есть надежды, страхи, чувства, а иногда даже мысли. Они, по сути, люди. Это спутало карты менеджеров. Им пришлось не только решать производственные проблемы, но и управлять людьми.

Со временем руководить людьми стало сложнее. Рабочие, уже более образованные и профессиональные, чем прежде, теперь могли дать больше, но и ожидали большего. Они стали богаче и независимее. Дни моногородов, где все работали на одном предприятии, были сочтены: появились новые возможности для трудоустройства и более высокое пособие для тех, кто не мог или не хотел найти работу. Работодатели потеряли свою власть принуждения. Они больше не могли требовать лояльности – им предстояло заслужить ее. Постепенно происходил переход от культуры подчинения к культуре заинтересованности.

Менеджерам предстояло создать условия для обеспечения высокой работоспособности и заинтересованности людей, задействовав их надежды, а не страхи. Спустя 44 года после выхода книги Фредерика Тейлора Дениэл Гоулман выпустил свой труд «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ» (Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ , 1995), став отцом нового мира эмоционального менеджмента. По сути, он популяризировал принципы, которые развивались не одно десятилетие. Еще в 1920 году Э. Л. Торндайк из Колумбийского университета писал о «социальном интеллекте». Уже давно специалисты поняли, что ум (высокий IQ) не связан напрямую с успехом в жизни: другие аспекты тоже важны. В рамках профессиональной деятельности уже давно проводятся эксперименты с эмоциональным интеллектом (EQ, а не IQ). В частности, японцы добились больших результатов в эффективном вовлечении сотрудников, даже на автомобильных производственных линиях, с помощью нового движения – кайзен (непрерывное совершенствование). По иронии судьбы их вдохновил на это американец У. Эдвардс Деминг. Идеи Деминга были признаны в США только после того, как японцы стали уничтожать с их помощью американскую автомобильную промышленность.

К концу XX века работа менеджера стала намного сложнее, чем в конце XIX века. Менеджеры XX века должны были быть такими же умными, как их предшественники 100 лет назад. Им нужен был EQ, чтобы взаимодействовать с людьми, не меньше, чем IQ, чтобы решать производственные проблемы. Большинство менеджеров обнаружили, что им хорошо удается что-то одно: лишь немногие обладают одновременно высокими IQ и EQ. Планка эффективного менеджмента была поднята высоко.

PQ: политический менеджмент

Двухмерных менеджеров не существует, разве что в мультиках. Настоящие люди и настоящие менеджеры трехмерны. Высокие IQ и EQ – большой плюс, но их недостаточно, чтобы объяснить успех или неудачу разных менеджеров. Чего же не хватает? Первый шаг в поисках недостающего элемента – признание того, что организации создаются для конфликтов. Это откровение для некоторых ученых, которые считают, что они предназначены для сотрудничества. На самом деле менеджерам приходится бороться за время, деньги и бюджет своей организации, которые весьма ограничены. Потребностей всегда больше, чем ресурсов. Внутренний конфликт связан с тем, как расставляются приоритеты, – с маркетингом, производством, обслуживанием, управлением персоналом и различными продуктами и регионами, которые дерутся между собой, стараясь вырвать кусок побольше.

Для многих менеджеров настоящая конкуренция разворачивается не на рынке. Настоящая конкуренция сидит за соседним столом и бьется за то же повышение и премиальные, что и они.

Второй шаг – выявление того, кто побеждает, а кто проигрывает в этом корпоративном поединке за бюджет, время, зарплату и повышение. Если верить концепции высоких IQ и EQ, то все умные и приятные люди должны добиваться успеха. Однако на деле это далеко не так. Умные и приятные не всегда побеждают: многие из них исчезают с корпоративного радара или живут тихой жизнью людей, не раскрывших свой потенциал. При этом большинство из нас знает таких топ-менеджеров, которых трудно назвать умными или приятными, но каким-то мистическим образом они добиваются власти и признания.

Очевидно, есть что-то помимо IQ и EQ.

Короткого разговора у кулера обычно достаточно, чтобы понять, чего не хватает. Там часто говорят о тех, кто поднимается или спускается по карьерной лестнице, о том, кто чем занимается и для кого, о перспективных возможностях, о гиблых проектах и умении их избегать. Подобные разговоры показывают, что люди – не только социальные животные, но и политические.

Политика неизбежна в любой организации. И это не ново. «Юлий Цезарь» Шекспира – это пьеса о политике. «Государь» Макиавелли – это руководство по успешному политическому менеджменту времен Возрождения. Политика всегда существовала, но ее считали слишком «грязной» для научного анализа и корпоративных тренингов. Убийство Цезаря показывает, что случается, когда плохо разбираешься в политике. Когда кто-то упоминает Брута, сказавшего Цезарю: «Я позади тебя», бдительные менеджеры понимают, что им могут нанести удар в спину.

Для того чтобы разбираться в подобной политике, IQ и EQ недостаточно. Идет непрерывная борьба за управление и власть. Бесконечная потребность в изменениях касается не только людей, но и баланса сил в организации. Это политическая деятельность, для которой успешному менеджеру необходимы хорошие политические и организационные навыки.

MQ: коэффициент менеджерского развития

Настало время признать, что настоящие менеджеры «трехмерны». Помимо IQ и EQ им нужен высокий PQ. Если и существует формула успеха в менеджменте, то она может выглядеть так:

где MQ – коэффициент менеджерского интеллекта (management quotient).

Для повышения MQ необходимо развивать IQ, EQ и PQ. Формулу успеха легко сформулировать, но сложно реализовать. MQ (рис. 1) связан с практикой, а не с теорией менеджмента. Эта книга показывает, как использовать MQ для определения:

Уровня собственного менеджерского потенциала;

Способностей членов команды и возможности оказания им помощи в совершенствовании;

Основных навыков, необходимых для успеха с последующей их разработкой; правил выживания и достижения успеха в вашей организации.


Рис. 1. Компоненты MQ


Существует множество способов применить формулу MQ и добиться успеха или потерпеть поражение. Каждый человек развивает и применяет IQ, EQ и PQ по-своему, в зависимости от ситуации. Каждый человек обладает уникальным стилем управления, как и ДНК. В этой книге вы не найдете способа производства менеджерских клонов. Вы заслуживаете большего. Мы предлагаем основные принципы и инструменты, которые помогут вам понять и решить типичные проблемы менеджмента.

Одни люди воспринимают основные принципы как тюрьму: они применяют одну и ту же формулу к каждой ситуации. Другие используют принципы как фундамент для выстраивания собственного, уникального стиля управления. Эта книга, основанная на тысячелетнем опыте практикующих менеджеров, помогает адаптировать инструменты и основные принципы, рассказывая не только о теории, но и о реальной эффективности или неэффективности (что важнее) тех или иных методов. Все мы учимся на опыте – положительном и отрицательном. С помощью этой книги вы сможете развивать свой MQ, чтобы преуспеть, – на собственных условиях.

Глава 1
IQ-способности: проблемы, задачи и деньги

Быть умным менеджером еще не означает быть интеллектуалом. Блестящие ученые редко становятся прекрасными менеджерами. И наоборот, многие замечательные предприниматели сегодня не стали тратить деньги и время на MBA с его конформистским мышлением: например, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Ричард Бренсон и Стив Джобс.

Спрашивать самых успешных менеджеров о том, что делает их самыми успешными, – то же самое, что упражняться в лести и заискивании. Это приводит лишь к банальным ответам и самолюбованию. Я попытался и понял, что не стоит этим заниматься. В основном менеджеры говорят об «опыте» и «интуиции». А это совершенно бесполезно. Интуиции невозможно научиться. А опыт – это способ держать помощников менеджеров на должности помощников, пока у них не появится достаточно седых волос для вступления в клуб менеджеров. Мне пришлось пойти другим путем, чтобы выяснить, как мыслят менеджеры. Я решил наблюдать за их работой.

Наблюдать за тем, как люди работают, всегда намного приятнее, чем делать это самому.

Каждый человек уникален и каждый день уникален.

Некоторые предпочитают личное общение, а не переписку по электронной почте; некоторые дни перегружены важными встречами, некоторые люди работают больше, а некоторые меньше. Но если убрать все эти отличия, можно выделить нечто общее дня менеджеров:

Сильная фрагментация времени;

Одновременная работа над несколькими задачами;

Управление разными группами людей и конкурирующими проектами;

Непрерывный поток новой информации, требующей ответной реакции, изменений, адаптации;

Недостаток времени на то, чтобы поработать одному.

Есть пример, знакомый большинству менеджеров, – пытаться жонглировать мячами и при этом бежать стометровку, не уронив ни одного мяча. Это мир, в котором легко быть занятым, но очень сложно чего-то добиться. Активность не гарантирует успеха. Сегодня перед менеджерами стоит задача добиться наибольших результатов с наименьшими усилиями. Сделаем небольшую паузу и подумаем, что отсутствует в привычном распорядке дня менеджера:

Принятие решений с помощью формальных методов, таких, как байесовский анализ и дерево решений;

Решение проблем после глубоких размышлений в одиночестве или в результате работы в группе с применением формальных методов решения проблем;

Формальный стратегический анализ бизнеса.

Многие методы MBA примечательны тем, что отсутствуют в повседневной практике большинства менеджеров: пропала организационная и стратегическая теория; финансовые и бухгалтерские инструменты связаны только с финансами и бухгалтерией; маркетинг остается совершенно таинственной областью для сотрудников отдела производства и IT.

То, что большинство менеджеров не используют эти инструменты в своей работе, не умаляет их значимости. Их можно использовать аккуратно, в самые критические моменты. Большинству организаций не удалось бы долго просуществовать, если бы все их менеджеры постоянно занимались стратегическим исследованием бизнеса. Но хороший стратегический анализ, который генеральный директор проводит раз в пять лет, может преобразить компанию.

Итак, поиски принципов мышления менеджеров зашли в тупик в вихре деятельности, которая заполняет их типичный день. Похоже, успешным менеджерам не нужно быть великими интеллектуалами и владеть стандартными интеллектуальными и аналитическими инструментами, которые предлагаются в соответствующей литературе и на специальных курсах. Но надо быть очень смелым человеком, чтобы обвинить Билла Гейтса и Ричарда Бренсона в тупости. Все лидеры и менеджеры, с которыми мы беседовали, были достаточно умны, чтобы добиться власти и влияния. Они умны, но не в традиционном, школьном понимании. Менеджерский интеллект отличается от научного.

Мы решили копнуть поглубже, нарушив золотое правило: «Если оказался в яме, хватит копать». Надеюсь, мы не выкопали себе яму. Мы просто стремимся «откопать» основные принципы мышления менеджеров. И в итоге мы нашли эти основополагающие принципы, о которых и пойдет речь в этой главе, каковые может освоить любой менеджер.

1. Начать с конца: сосредоточиться на итогах.

2. Добиться результатов: работа и понимание.

3. Принимать решения: быстро развивать интуицию.

4. Решать проблемы: методы, схемы и инструменты.

5. Стратегическое мышление: основы, особенности и классический подход.

6. Определить бюджет: политика достижения цели.

7. Управлять бюджетом: ежегодная битва.

8. Управлять издержками: с минимальными затратами.

9. Электронные таблицы и расчеты: предположения, а не математика.

10. Знать свои данные: манипуляции цифрами.

Если бы мы были точны и скрупулезны, не все эти навыки вошли бы в главу об IQ-менеджменте. Но за кажущейся беспорядочностью скрывается определенный метод. Сосредоточенность на итогах и достижении результатов вошли в эту главу потому, что эти принципы лежат в основе эффективного менеджмента. Эффективный менеджер руководствуется стремлением к результатам и достижению цели. Это формирует определенный стиль мышления – очень прагматичный, стремительный и совершенно непохожий на те, которые описывают в книгах и изучают в институтах. Главное – достижения, а не активность.

Принятие решений, решение проблем и стратегическое мышление – классические IQ-способности. Существует огромная разница между тем, как учебники рекомендуют мыслить менеджерам, и тем, как они думают на самом деле. Учебники ищут идеальный ответ. Но идеальное решение – враг практического решения. Поиски идеала приводят к бездействию. Практические решения приводят к тому, что требуется хорошим менеджерам, – к действию. Для многих менеджеров настоящей проблемой является не поиск ответа, а формулировка вопроса. На самом деле успешные менеджеры тратят гораздо больше времени на поиски вопроса, чем на поиски прагматичного ответа.

Определение бюджета, управление бюджетом и расходами, подготовка расчетных документов и знание цифр можно назвать FQ – коэффициентом финансового интеллекта (financial quotient). Мы считали, что финансы и бухгалтерия на 100 процентов относятся к IQ-навыкам. И оказались на 100 процентов неправы. В теории управление финансами – объективное и интеллектуальное занятие, в котором есть два вида ответов – правильные и неправильные: либо все сходится, либо не сходится. Но для менеджеров интеллектуальная задача – лишь малая часть реальной задачи. Основная задача не касается интеллектуальных способностей: она политическая. Большинство финансовых обсуждений и переговоров представляют собой политические дискуссии о деньгах, власти, ресурсах, обязательствах и ожиданиях. Во многом финансовый менеджмент относится к главе, посвященной PQ (политическому интеллекту). Из уважения к теории финансов мы включили его в главу об IQ.

В дальнейших разделах мы отдадим должное теории. Она не лишена пользы: хорошая теория создает основу для структурирования и понимания неструктурированных и сложных вопросов. Однако основное внимание следует уделить практической стороне развития и применения IQ-способностей.

Теория вероятности Байеса – одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая определяет вероятность того, что произошло какое-либо событие (гипотеза), имея на руках лишь косвенные тому подтверждения (данные), которые могут быть неточны.

У каждого из нас была такая ситуация, когда смотришь в глаза человеку и тебе становится плохо из-за гипнотизирующего взгляда, полного эмоций, чувств и информации. «Говорить» глазами можно научиться.

Вообще, глаза это не только зеркало души, но и отличный способ понять характер человека. Сделать это можно оценив форму глаз. Пройдите тест по форме глаз , чтобы узнать лучше себя и научиться анализировать других людей. Такие навыки очень полезны при новых знакомствах или в работе и любом взаимодействии с людьми. Вы сможете видеть человека без общения, предсказывая его действия. Наше тело может рассказать окружающим очень многое о нас, поэтому существует огромное количество методик анализа характера и эмоций по глазам.

Сила взгляда

Все то, о чем мы думаем в каждый конкретный момент времени, отражается нашим взглядом, а также мимикой лица. Это чистая психология, известная людям уже около века. Нас выдают наши эмоции: гнев, ненависть, смущение, стыд, страх, любовь. Всё это можно прочитать по глазам и мимике, так что взглядом можно показать свои чувства. Бессознательно мы формируем тот или иной тип лица, характерный для каждой эмоции, но можно попробовать эмитировать эмоции, используя силу взгляда для пробуждения сочувствия, страха, ненависти.

Сила взгляда может быть доведена до такой степени, что люди будут вам подчиняться без слов. Это используется в такой известной психологической практике как гипноз, когда доктор внушает вам, что бояться пауков или высоты не нужно, что вы счастливы, что у вас есть то, ради чего нужно жить и радоваться каждому дню.

Сила взгляда может иметь не только психологическую, но и энергетическую составляющую. Энергетика человека — это невидимая аура, которой окружено тело. МЫ чувствуем страх других людей или их любовь, но глаза великолепно передают энергетические потоки — почти так же, как прикосновение рук. Есть люди, которые глазами могут заразить нас радостью, весельем или, наоборот, подарить уныние. Под пристальным взглядом некоторых людей становится жутко, не по себе и просто неловко. Энергетические потоки, несущие в себе информацию и эмоции, отлично передаются глазами. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда смотришь на человека и он оглядывается на тебя, будто знал, что вы смотрите на него. Это прямое доказательство того, что между нами всеми существует энергетическая связь, проводником которой являются глаза.

Как управлять людьми взглядом

Сила разума и подсознания помогает управлять судьбой , поэтому всегда контролируйте свои мысли. Стоит отметить, что не только люди, но и животные могут управляться одними только глазами, без слов. Они даже более подвержены этому, так что можно потренироваться на них.

Итак, существует две версии того, как необходимо смотреть на человека, чтобы внушить ему что-либо или воздействовать на какие-то чувства. Некоторые думают, что смотреть необходимо в один глаз, а кто-то утверждает, что концентрировать взгляд надо в переносице.

Что самое интересное, и те и те люди правы. Мастера психологии говорят, что правое полушарие мозга, которое связано с левым глазом человека, отвечает за сознательные эмоции, логику. Левое полушарие и, соответственно, правый глаз отвечают за чувства и бессознательные эмоции.

Смотря в переносицу или в брови, вы словно давите на человека. С близкими это может работать плохо, а вот с коллегами или незнакомыми людьми работает идеально. Создается впечатление того, что вы смотрите прямо в душу. Пережить это спокойно трудно, поэтому большинство людей отводит взгляд при этом.

Итак, если вы хотите пробудить в человеке логику, то смотреть необходимо в правый от вас глаз. Это наилучший способ общения делового характера, когда вас все устраивает. Если вам хочется что-то узнать, то смотреть надо в левый от вас глаз, так как он связан с отделом мозга, отвечающим за чувства. Когда вы влюблены в девушку, то смотрите ей в левый глаз, чтобы пробудить любовь и показать свои чувства, свои эмоции. Так вы заставите ее почувствовать их. Если вам страшно, то левый глаз собеседника скажет ему это. Если вы ненавидите человека, то это он тоже может почувствовать. Если хотите заставить человека бояться вас или подчиниться вам, то смотрите на переносицу. Это сильное средство сотрудников правоохранительных органов. Их обучают этому.

Это не всё. Помните про энергетику? Не забывайте думать о том, что вы хотите послать человеку. Ваша аура сделает свое дело, даже не сомневайтесь. Трудность состоит в том, что нужно учиться контролировать мысли. Думая о том, что вы хотите послать человеку, чтобы управлять им и его эмоциями, необходимо делать это непринужденно. Слишком пристальный взгляд заставит человека насторожиться. Это выглядит очень странно, когда на вас смотрят без остановки. Отводите периодически глаза и смотрите на человека около 80% времени общения. Не забывайте про этикет, так как это важно. Более того, слишком пристальный взгляд мужчины на другого мужчину воспринимается автоматически как угроза. У женщин все гораздо проще. Для них это всегда влюбленность. Не забывайте это.

Больше тренируйтесь и меньше думайте о негативе, когда хотите произвести положительное впечатление на человека. Энергетические потоки ему передадут то, что вы хотите, а со временем ваши навыки станут лучше. Тут работает один из законов Вселенной о том, что образы в вашей голове создают реальность, причем не только для вас, но и для других людей. Удачи вам и не забывайте нажимать на кнопки и