«Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Тема: «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.». Технологическая карта урока

Слайд 2

В Средней Греции находится область Аттика. Ее главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами. Северная Греция Средняя Греция Афины Аттика 1. Территория Афинского полиса.

Слайд 3

В Аттике нет ни полноводных рек, ни обильных источников. Население брало воду из вырытых колодцев. Большая часть области покрыта горами. На ее каменистых почвах плохо растут зерновые.

Слайд 4

В 8-7-м веках до н. э. на улицах Афин появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, сапожников. Растущему населению города требовалось все больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало.

Слайд 5

2. Разведение оливок и винограда. Земледельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы. Много труда и забот требовало выращивание олив - вечнозеленых деревьев с искривленными стволами и серебристыми листьями. На деревьях росли иссиня-черные плоды - оливки (мы называем их так­же маслинами). При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упавшие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осторожно сбивали палками, тут же собирая.

Слайд 6

Масло наливали в глиняный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва разгонял мрак. Вкус оливок особый, ни на что не похожий, мякоть маслянистая. Их ели солеными и вымоченными в уксусе. Лучшие сорта золотистого оливкового масла шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело перед спортивной борьбой, отчего кожа становилась скользкой.

Слайд 7

Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали. В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград.

Слайд 8

3. Знать и демос в Афинском полисе. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу войны Аресу, заседал совет знати - ареопаг. Ареопаг: Ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики.

Слайд 9

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими землями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давался им тяжким трудом Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок... А как жить дальше без земли? По­неволе становился он батраком у богача: за пищу, одежду и обувь пахал поле, давил виноград, собирал оливки. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна.

Слайд 10

Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы, продать его на чужбину. Или же продолжал работать на своем бывшем участке: но при этом лишь одну шестую часть урожая оставлял себе, остальное отдавал за пользование землей новому ее владельцу. Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство.

Слайд 11

Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, земледельцы, призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством.

Посмотреть все слайды

В VIII-VII вв. до н. э. греки населяли южную часть Балкан-ского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. В древности единого греческого государства не су-ществовало, почти в каждой горной долине, на каждом острове образовалось самостоятельное государство - город-полис. В каждом таком, очень небольшом по территории, государстве были свои правители и войско, были установлены законы, на основе которых судили население. Наибольшую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса - Афины и Спарта. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей Афинского полиса.

Предыстория

К VIII в. до н.э. греки населяли большую часть Балканского полуострова. Несмотря на то, что на данной территории не сформировалось единое централизованное государство, греческие полисы (города-государства) были тесно связаны между собой благодаря религиозному и культурному единству, а также экономическому и торговому взаимодействию.

Одним из наиболее развитых и сильных полисов были Афины - главный город области . Как и остальные земли Балканского полуострова, Аттика не отличалась особым плодородием: большая часть этой области была занята горами, в долинах выращивали оливки, виноград и злаковые, но это не давало местным жителям достаточного количества продовольствия.

События

VII в. до н.э. - вся политическая власть в Афинах сконцентрирована в руках родовой аристократии (полисом управлял ареопаг - совет знати), которая владела большей частью плодородных земель. Остальное население полиса было вынуждено жить на грани полной нищеты, нередки были и случаи голода. Всё это вынуждало бедных землевладельцев занимать деньги у богатых аристократов, что в конечном итоге приводило к долговому рабству и еще большему имущественному и экономическому расслоению.

Середина VIII в. до н.э. - эпоха древнегреческой колонизации : греки были прекрасными воинами и мореходами, а недостаток плодородной земли побуждал их к ее поискам за пределами Балканского полуострова. Поэтому в течение трех веков греками было основано множество колоний по всему Средиземноморью и побережью Черного моря. Это способствовало бурному развитию торговли и обогащению власть имущих и торговцев, что в свою очередь приводило к усилению имущественного расслоения между демосом (народом) и родовой аристократией.

Законы Афин этого периода отличались суровостью, за многие мелкие провинности приговаривали к смертной казни. По отношению к рабам законы были еще более суровыми, можно сказать, что человек, попавший в рабство из-за долгов, полностью лишался своих прав.

Участники

Почвы для зерновых в Аттике, как и в большей части осталь-ной Греции, были неважные, зато виноград и оливки здесь росли прекрасно. Оливы - вечнозеленые небольшие де-ревья с искривленным стволом и серебристыми листьями. На де-ревьях росли зеленоватые плоды, которые называются оливками, или маслинами. Греки ели оливки свежими, солеными и маринованными, вымачивая их в виноградном уксусе. Из оливок выдавливали золотистое высоко-качественное масло. Лучшие сорта оливкового масла шли в пи-щу, на нем жарили рыбу, им заправляли овощи и ячменную ка-шу. Худшие сорта оливкового масла употреблялись для освещения. Масло наливали в глиняный светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонек едва раз-гонял мрак, но другого способа освещать дом греки не знали. В богатых домах вечерами зажигали десятки светильников, в бедных - один-два. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натирали им тело при посеще-нии бани, перед спортивной борьбой (кожа становилась скользкой, противнику труднее было сделать захват). Во время сбора оливок срывать их нужно было руками по од-ной. При сборе оливок трясти ветви не следовало: упавшие и по-мятые оливки сохнут и дают меньше масла. Иногда оливки осто-рожно сбивали палками, тут же собирая (рис. 2).

Рис. 2. Сбор олив ()

В Аттике на склонах холмов выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьянство резко осуждали.

В VII веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос, в управлении не участвовал. На холме, посвященном богу Аресу, заседал ареопаг - совет знати. Из числа знатных и богатых афинян избирали архонтов - правителей и судей. В Афинском полисе действовали суровые законы, написанные архонтом Драконом. Даже за мелкое воровство приговаривали к смертной казни.

Лучшими землями в Аттике владели знатные люди. Крестьяне Аттики часто голодали, у многих не хватало даже семян для нового посева. Приходилось брать в долг у богатых соседей. На крестьянской земле появлялись долговые камни. На них было вырезано имя знатного человека, дав-шего в долг зерно или серебро, имя должника и срок возвращения долга. Если крестьянин не отдаст долга, у него отберут землю. Но семью надо кормить, и приходится вновь залезать в долги. Многим крестьянам грозила участь стать раба-ми. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину. Афинский демос стал вооружаться на борьбу со знатью, требуя отмены долгового рабства и передела земли (рис. 3).

Рис. 3. Борьба демоса против долгового рабства ()

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс - М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991.

Домашнее задание

  1. Опишите природные условия древней Аттики.
  2. Какие земледельческие культуры выращивали жители Афинского полиса?
  3. Кому принадлежала власть в Афинском полисе?
  4. Чем были недовольны простые земледельцы в Аттике?

5 класс

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Педагогические цели:

    способствовать ознакомлению с экономическим и политическим развитии Греции в VIII в. до н.э.

    содействовать формированию представлений о занятиях, управлении греческих полисов в изучаемый период;

    создать условия для развития УУД: групповые, поисково-самостоятельные: поиск ответа; составление плана-ответа, сообщение по проблеме

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы . Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Основные понятия: VIII в. до н.э. - изобретение письменности в Древней Греции, Аттика, полис, законы Драконта, демос, долговое рабство

Ожидаемые результаты. Объяснять, как образовывались греческие полисы. Объяснять причины деления полисов по роду занятий на торгово-ремесленные и сельскохозяйственные.

Образовательные ресурсы:

1) учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2014 г.,

3) Шевченко Н.И. Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации.5 класс: пособие для учтиелей общеобразоват. учреждений /.Н.И Шевченко. – М.: Просвещение, 2012.

3) Максимов Ю.И.. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А.Вигасинв, Г.И.Годера, И.С.Свеницкой «История Древнего мира. 5 класс»/ Ю.И. Максимов.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Наглядность: настенная карта «Древняя Греция»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

3.Работа с классом.

На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика - область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

Проблемный вопрос: Почему Афины стали самым могущественным городом- государством?

I. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии - МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника . Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника.При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

Аттика богата полезными ископаемыми. Здесь есть серебряные рудники, а в горах залежи железной и медной руды. Для земледелия было очень мало пригодных земель. Значит все население Аттики не могло заниматься земледелием.

Чем же занималось остальное население Аттики? (ремеслом - кузнечное, сапожное) В горах было много глины, поэтому здесь развивалось и гончарное ремесло.

2. Разведение оливок и винограда.

Обратите внимание на рисунок на стр. 141. Чем занимаются жители Аттики? (собирают оливки)

Что могли дать оливки людям? Как их использовали?

Ели свежими и солеными, вымачивали в винном уксусе, выдавливали масло, лучшие сорта использовали в пищу. Худшие для освещения. Смазывали ожоги, входило в состав лекарств. Натирали тело при посещении бани, перед спортивной борьбой. Таким образом, мы действительно видим, что оливы можно назвать настоящим деревом жизни. Кроме оливок греки выращивали еще и виноград.

Что изготавливали из винограда?

Кусты винограда имели длинный гибкий стебель, который подпирали жердями. Спелые грозди винограда срезали и складывали в четырехугольный деревянный чан на высоких ножках. Затем греки тщательно мыли ноги и ногами давили виноград: это был тяжелый труд, и поэтому занимались им мужчины. Выжатый сок стекал по желобкам в подставленные сосуды. Иногда сок выдавливали прессом – большим и тяжелым плоским камнем, который поднимали с помощью рычага.

3. Знать и демос в Афинском полисе.

Работа с новыми терминами.

Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг - совет знати государства.

Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.

В 7-м веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ, по-гречески демос , в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Аресу, заседал совет знати – ареопаг . Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей – архонтов , судил жителей Аттики. Однако знатные судили не по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство присуждали к смертной казни

- Ареопаг:

1) принимал законы,

2) следил за порядком,

3) судил жителей Аттики.

- Деятельность архотнов:

1) разбирали ссоры,

2) следили за торговлей,

3) делили земли.

Давайте прочитаем о законах Драконта (стр. 141 – в синей рамке)

V. Закрепление изученного на уроке. Игра « Крестики- нолики»

1. Аттика находится в Средней Греции (Х)

2. В Аттике было много плодородных земель и полноводных рек. (О)

3. Природные условия позволяли выращивать оливки и виноград (Х)

4. Власть в Афинах принадлежала демосы(О)

5. Совет знати назывался ареопаг (Х)

6. Законы Драконта не были слишком суровыми (О)

7. Лучшими землями владели знатные люди (Х)

8. Долговой камень обозначал, что земледелец арендует у города землю (О)

9. Афинский демос призывал сбросить власть знатных и самим заниматься управление государством.(Х)

VI. Итог урока

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Что объединяло всех греков, живших в часто враждовавших между собой государствах (опор­ные слова: язык, письмо, религия, Олимпия)? 2. Почему неболь­шая по территории Греция, разделённая на десятки государств, су­мела дать отпор могущественной Персидской державе?

Спустя несколько веков после Троянской войны греки научились обрабатывать железо.

Развивались кузнечное дело, кораблестроение и другие ремёсла. В Греции стали возникать небольшие са­мостоятельные государства - полисы1. В территорию каждого полиса входил город, расположенные вокруг него хлеб­ные поля, пастбища, оливковые рощи и виноградники; поселения земледельцев, усадьбы богачей.

В VIII (8-м) веке до н. э. в Греции по­явилась новая письменность (древнейшее письмо было забыто). Её создали на ос­нове финикийского алфавита. Греческий алфавит состоит из 24 букв. Впервые

1 Полис - по-гречески «город».

в истории греки стали обозначать буквами гласные зву­ки. Это позволило точно передавать при письме звуковую речь.

1. Древняя Аттика и её население. В Средней Греции находится область Аттика. Её главным городом были Афины. Берега Аттики изрезаны глубокими и удобными для стоянок кораблей бухтами.

В Аттике нет полноводных рек. Большая часть области покрыта горами. На её каменистых почвах плохо растут пшеница и ячмень.

В VIII-VII (8-7-м) веках до н. э. в Афинах появилось много мастерских и лавок кузнецов, горшечников, са­пожников. Растущему населению города требовалось всё больше и больше хлеба, а его в Аттике не хватало. Земле­дельцы Аттики страдали от малоземелья и неплодородных почв, от частых засух, сжигавших на полях посевы.

2. Разведение оливок и винограда. Природные условия Аттики позволяли выращивать оливки и виноград. Но это требовало много труда и забот.

Оливки росли на вечнозелёных деревьях с искривлённы­ми стволами и серебристыми листьями. При сборе урожая оливки срывали руками. Трясти ветви не следовало: упав­шие и помятые плоды сохли и портились. Иногда их осто-


Афинского

Аттика в древности.

государства

Важнейший район

земледелия

рожно сбивали палками, тут же собирая.

Оливки ели солёными и вымоченными в уксусе. Вы помните, что из оливок вы­давливали золотистое масло. Его лучшие сорта шли в пищу, худшие употреблялись для освещения. Масло наливали в глиня­ный или бронзовый светильник с узким носиком, в который вставляли фитиль. Коптящий огонёк едва разгонял мрак. Оливковым маслом смазывали ожоги, оно входило в состав лекарств. Греки натира- Сбор оливок, ли им тело перед спортивной борьбой, от­чего кожа становилась скользкой.

В Аттике на склонах холмов, как и повсюду в Греции, в обилии выращивали виноград. Из его сока делали вино. Греки не пили вино чистым, а разбавляли его водой. Пьян­ство резко осуждали.

3. Знать и демос в Афинском полисе. В VII (7-м) веке до н. э. власть в Афинах принадлежала знати. Простой на­род, по-гречески демос, в управлении не участвовал.

На холме, посвящённом богу войны Арёсу, заседал совет знати - ареопаг. Он ежегодно выбирал из числа знатных и богатых девять правителей - архонтов, судил жителей Аттики. Однако знатные не судили по правде, а выносили решения, выгодные им самим. Даже за мелкое воровство

Законы Дракбнта

Архонт Драконт записал древние обычаи, ставшие законами.

Некото­рые из них кажутся нам нелепыми. Например, бык, забодавший насмерть человека, приговаривался к изгнанию за пределы Аттики. Так же посту­пали с упавшей на голову прохожего и убившей его кровельной черепи­цейеё вышвыривали за границу полиса. Драконт ввёл и новые законы: по словам древних греков, они были «писаны не чернилами, а кровью». За все преступления, включая такие ничтожные, как кража кисти виногра­да или овощей, полагалась смертная казнь. Драконта спросили, почему он назначил одинаковое наказание и за убийство человека, и за кражу луковицы из чужого огорода. Драконт ответил, что даже мелкий воришка заслуживает казни, а за более тяжкие преступления он просто не сумел придумать ничего страшнее.

1 Черепица - пластинка из обожжённой глины для покрытия кровли.



Сапожник снимает мерку с ноги Кузнечная мастерская. С рисунков на женщины. вазах.

присуждали к смертной казни (на с. 141 вы прочитаете о суровых законах Дракбнта).

4. Бедственное положение земледельцев. Лучшими зем­лями, расположенными в долине, владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и камени­стые участки на склонах гор. Каждый кусок хлеба давал­ся им тяжким трудом.

В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. На участке земледельца ставили долговой камень, и бедняк тотчас лишался покоя и сна. Не отдаст он в срок долг - отберут у него участок. Станет он тогда батраком у богача: за пищу, одежду и обувь будет

Миф о споре Афины с Посейдоном

Рождённый самой Землёй получеловек-полузмей Кекрдп основал в Ат­тике город. Был он расположен на высоком холме с крутыми, обрывисты­ми склонами. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его владыка морей Посейдон. Кому из двоих стать покровителем горо­да?.. Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и по­бедит в споре. Ударил трезубцем по скале Посейдон - забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-солёной.

Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим... Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связывали с её именем.

пахать поле, давить виноград, собирать оливки. Или же продолжит работу на своём бывшем участке, но при этом лишь малую часть урожая оставит себе, остальное же от­даст за пользование землёй новому её владельцу.

Неудивительно, что безземельный бедняк вновь делал долги. И если такой несчастный снова не мог вернуть долг, то был вынужден отдавать жену, детей, а то и самого себя в рабство. Знатный рабовладелец мог послать раба-долж­ника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Засильем знати был недоволен весь афинский демос. На многолюдных сходках ремесленники, торговцы, зем­ледельцы призывали сбросить власть знатных и добиться права самим управлять государством. Демос требовал отменить долговое рабство и переделить землю.

Объясните значение слов: полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень.

Э

Проверьте себя. 1. Каким занятиям благоприятствовала природа Аттики? Каким нет? 2. Из кого состоял афинский демос? Чем он был недоволен в VII (7-м) веке до н. э.? Чего требовал?

Подготовьте сообщение по древнегреческим мифам (спор Афины с Посейдоном; см. текст на с. 142). Почему Афину признали победитель­ницей? Какую роль играло разведение оливок в Аттике? Подумайте. Чем различалось положение рабов-должников в Аттике в VII (7-м) веке до н. э. и в Вавилонии при царе Хаммурапи (см. § 14, п. 5)? Где оно было хуже? Чем хуже?

Еще по теме §29. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу:

  1. VI Эклектические теории ответственности. - Относительная свобода воли (ограниченная свобода - идеальная свобода - практическая свобода - противодействующий мотив - индивидуальный фактор). - Свобода разума. - Волеопределяемость. - Устрашимость. - Нормальность. - Индивидуальное тождество и социальное сходство. - Состояние преступности. - Заключение.Две конечных проблемы: а) форма социальной санкции; б) критерий социальной санкции. - Меры превентивные, меры вознаграждения, меры репрессивные, меры и