Тренинг по скорочтению. Созерцание зеленой точки. Игра «Числовой охват»

Педагоги младшей и средней школы давно обнаружили взаимосвязь между скоростью чтения и успеваемостью учащихся. Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. По этой причине родители стремятся научить ребенка скорочтению до начала обучения в школе или в начальных класса. Какие существует упражнения для детей по быстрочтению, как их проводить и с чего начать заниматься, будем обсуждать в нашей статье.

Что такое

Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.

Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.

Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память).

  1. Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
  2. Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
  3. Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
  4. Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке.

Упражнения

Самыми эффективными считаются те упражнения, которые устраняют причину низкого темпа чтения и тренируют скорость визуального восприятия информации. Рассмотрим некоторые из них.

На расширение поля зрения

Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению. Дети в 7 и 8 лет или небольшими словами. Широкий угол и поле зрения позволяют захватывать взглядом фразы, предложения, даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок читает и сразу видит текст дальше, воспринимая его подсознательно. Похвастать таким навыком могут далеко не все взрослые, а дети, спустя 1-2 месяца тренировок, делают это легко. Используйте следующие методы работы.

Таблицы Шульте

Это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

Красно-черные таблица Горбова-Шульте






Словесные пирамиды

Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема.

На борьбу с регрессией глаз

Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.

  • Отрезаем полстрочки

Действовать нужно следующим образом:

  • Ребенок читает предложения, например, первую строчку абзаца.
  • Кладет на прочитанный фрагмент лист бумаги, широкую закладку.
  • Продолжает чтение, двигая закладку по странице.
  • Возврат глаз на верхний текст невозможен - он спрятан. Закономерность движения только вперед вырабатывается автоматически.
  • Указка

Можно пользоваться ручкой, пальцем. Учитель или сам ученик указывают на движение чтения. Глаза следят за ручкой автоматически, но первое время школьнику придется заставлять себя не оглядываться.

На подавление артикуляции

Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. Артикуляцию придется подавить. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки навыка подойдут следующие упражнения.

  • Читаем под музыку

Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного. Задавайте вопросы по тексту, просите пересказать абзацы, параграф учебника.

  • Бормотун

Или шмель. Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

  • Карандаш

Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

  • Барабанная дробь

Отстукивать ритм может учитель или сам ученик. Барабаньте без ритма или в определенном темпе, наигрывая знакомую мелодию.

Важно! Этот тренировочный блок выполнять школьникам младших классов сложно. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому контролировать смысловое восприятие прочитанного нужно регулярно.

Упражнения на внимание

Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:

  • Составляем слова

Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного – двух слогов: мир, лес, стол и другие.

  • Найди отличия

Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.

  • Загадки

Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.

Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.

  • Работа обоих полушарий
  • Путаница

Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.

  • Отмечаем главное

Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

  • Называем цвета

Увлекательное задание. Используйте такое поле:

Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, которыми они напечатаны.

Упражнения на развитие памяти

Для тренировки памяти подойдут такие задания:

  • Визуальный диктант

Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Школьник читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

  • Ремонт слов

Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

  • Восстановление цепочки

Учитель, родитель читают группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус- водитель- гараж- бензин-ремонт-слесарь- автошкола. Число слов зависит от способностей юного ученика и его возраста.

Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

  • Выработка стратегии быстрого чтения

Есть несколько вариантов. Выбирайте любой, который подходит и понятен Вам, ребенку. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на одном уроке или через занятие:

  • Метод принудительного ускорения

Нужно работать в паре. Помогать отстающим ученикам могут более успешные. Ведущий читатель быстро проговаривает текст, водит пальцем или указкой по странице. Наблюдающий следит, подстраивается под темп. На следующем уроке чтение проходит в бесшумном режиме. Нужно только следить за движениями указкой или пальца. При этом скорость должна быть на хорошем уровне.

  • Метод фиксации

Ребенок читает текст по частям с метрономом. Нужно обвести овалом начало, средину и конец строчки. Таким образом, несколько предложений поделены на три равные части. Под каждый такт метронома ученик схватывает отдельную часть взглядом, вслух читать нельзя. Занятие по метод проводите ежедневно 3-4 недели.

  • Метод скольжения

Способ похож на диагональное чтение. Карандашом обведите несколько первых слов каждого предложения, включите метроном. На первых ударах ученик читает обведенные слова, на втором - остальные. Скорость скольжения постепенно увеличивается.

Важно! На первых порах требовать понимания нельзя. Важно отработать навык восприятия текста фрагментарно. Осознание прочитанного придет позже.

Методика профессионального обучения детей скорочтению, а также полная система обучения в домашних условиях представлена в книгах. Возьмите себе на заметку несколько пособий из перечисленных ниже:

  1. Г. Абдулова. “Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше”.
  2. Ш. Ахмадуллин “Скорочтение для детей”.
  3. Ш.Ахмадуллин. “Обучение детей скорочтению”.

Авторские материала подходят для организации индивидуальных занятий с родителями и в группах. Разработчики методик утверждают, что результат появится быстро: от 10 дней до месяца, если посвящать тренировкам 1 час в день. Книги по скорочтению для детей можно скачать бесплатно в интернете или заказать их бумажный вариант.

  • Не тратьте время на чтение большого текста, лучше обработать пару маленьких отрывков в хорошем темпе.
  • Делайте перерывы между занятиями, если они короткие. Например, для первоклассников выбирайте такую схему: читать 3 раза в день по 7-10 минут, через каждые 2-3 часа.
  • Начинайте с простых тестов.
  • Перед началом обучения скорочтению автоматизируйте звуки, восприятие слогов. Можно воспользоваться слоговой таблицей. Ее читают по вертикали, горизонтали, диагонали. Скачайте в интернете понравившийся вариант или воспользуйтесь этим.
  • Как разминку используйте на каждом уроке.
  • Для первоклассников или дошколят пользуйтесь яркой литературой, с картинками, красочными иллюстрациями, чтобы развить интерес к урокам.
  • Автоматизируйте чтение частотных слов. Для этого подходят карточки Домана-Маниченко. Их можно использовать с младенческого возраста. Метод основан на фотопамяти.
  • Вместо строгих систем работы используйте , хоровое чтение, обработку текста в парах.
  • Контролируйте технику чтения регулярно, записывайте в дневник.
  • Ведите тетрадь успехов. Хвалите малыша за малейший успех, чтобы не отбить желание заниматься.
  • Занимайтесь чтением вместе, покажите положительный пример.
  • Предоставить ребенку время читать самостоятельно, без вашего контроля. Это повысит ответственность, самооценку.

Скорочтение для детей может стать спасательным кругом. С помощью упражнений на развитие памяти, внимания, поля зрения ребенок улучшает массу психических свойств. А это помогает осваивать школьную программу, быть успешным и уважаемым среди одноклассников и учителей.

Скорость чтения у всех разная, но в среднем она составляет 200 слов в минуту. Поупражнявшись в скорочтении, можно увеличить этот показатель в 2-3 раза. Продолжая же тренировки, вы будете способны одолеть примерно 200 страниц текста за полчаса без ущерба для усвоения информации.

Основные приемы скорочтения

Как и у каждого научного метода, у скорочтения есть свои приемы.



  1. Следите за текстом . Для этого ведите по строкам пальцем или карандашом. Данный прием позволит читать быстрее.


  2. Не возвращайтесь назад . Для этого нужно сконцентрироваться на материале, который изучаете. Как часто бывало так, что вы, задумавшись, пропускали смысл абзаца или даже целой страницы? Ваша задача - не доспустить этого. Понимайте прочитанное с первого раза.


  3. Не проговаривайте текст про себя . Этот прием помогает очень хорошо прокачать навык скорочтения, поскольку вы больше не будете тратить время на проговаривание слов. Для этого используйте одно упражнение: во время чтения пойте про себя какую-нибудь песенку, например, "в траве ", и в то же время старайтесь усвоить смысл прочитанного. Практикуйте это упражнение до тех пор, пока не перестанете произносить прочитанные строки про себя.


  4. Читайте сверху вниз или по диагонали . Это следующий шаг после приема "следи за текстом". Вы уже достаточно опытны в скорочтении, чтобы стараться захватывать целый абзац в поле своего зрения или хотя бы целую строку, фокусируя взгляд на ее середине. Начинайте с малого. Сначала осваивайте узкие колонки текста, постепенно переходя к стандартному книжному формату.


  5. Пропускайте "воду" . Междометия, вводные конструкции и прочие несущесственные элементы читать совсем необязательно, это никак не скажется на смысле. Так что просто "проскальзывайте" по ним взглядом и двигайтесь дальше к самой сути.


  6. Фокусируйтесь на важном . Этот совет может показаться схожим с предыдущим, но тут речь немного о другом. Предварительно изучите оглавление и расставьте приоритеты, что нужно прочитать обязательно, а что можно пропустить. Таким образом, из-за недостатка времени вы не пропустите ничего важного, а в случае, если время останется, сможете изучить менее важные материалы.


  7. Читая, читайте . Исключите все раздражители, все, что может отвлечь ваше внимание. Тогда процесс скорочтения пойдет намного приятнее и легче.

Как развить боковое зрение

Для этого используйте самый популярный метод - таблицу Шульте. Ваша задача, сконцентрировавшись только на центральной части таблицы, найти все числа в порядке возрастания, при этом используя только боковое зрение. В интернете вы можете найти специальные тренажеры-таблицы, ниже приведен пример такой таблицы.

Развивайте концентрацию

В этом деле вам помогут всевозможные оптические иллюзии, например, значенитый рисунок Кови.



Старайтесь переключить внимание 90 раз за 10, а лучше 5 минут.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 10 минут

А А

Каждый из нас читает по-своему. Кто-то не торопясь, растягивая удовольствие, проговаривая слова про себя. Кто-то запоем, ненасытно, практически «глотая» книжки и постоянно обновляя свою библиотеку. Скорость чтения человека определяется многими факторами — от активности психических процессов и характера до особенностей мышления.

Но не все знают, что эту скорость вполне можно повысить в 2-3 раза.

Мы расскажем — как это сделать.

Как определить начальную скорость чтения – тест

Чаще всего для определения скорости чтения пользуются следующей формулой:

Q (кол-во знаков в тексте, без пробелов) разделить на T (кол-во минут, потраченных на чтение) и умножить на K (коэффициент понимания, то есть, усвоение прочтенного текста) = V (знаков/мин).

Время чтения, конечно, замеряется с помощью секундомера.

А что касается осмысленности чтения, этот коэффициент определяется через анализ ответов, полученных на 10 вопросов по тексту. При всех 10-ти правильных ответах К равен 1, при 8 правильных ответах К=0, и пр.

Например , на чтение текста из 3000 знаков вы потратили 4 минуты, а правильных ответов дали только 6. В этом случае, ваша скорость чтения будет вычисляться по следующей формуле:

V = (3000: 4)х0,6 = 450 зн/мин. Или около 75 слов/мин., учитывая, что среднее кол-во букв в слове равно 6-ти.

Нормативы скорости:

  1. Менее 900 зн/мин : низкая скорость.
  2. 1500 зн/мин: средняя скорость.
  3. 3300 зн/мин: высокая скорость.
  4. Более 3300 зн/мин: очень высокая.

Согласно исследованиям, самая высокая скорость, позволяющая полноценно усвоить текст — 6000 зн/мин.

Более высокая скорость возможна, но лишь при чтении-«сканировании», без понимания и усвоения прочитанного.

Как еще проще проверить свою скорость «книгоглотания»?

Обойдемся без формул! Копируем текст любой выбранной статьи, выделяем ту его часть, что состоит из 500 слов, включаем секундомер и… поехали! Правда, читаем не «наперегонки», а вдумчиво и в обычном режиме.

Прочитали? Теперь смотрим на секундомер и изучаем показатели:

  • Менее 200 сл/мин: низкая скорость. Скорее всего, вы сопровождаете чтение мысленным проговариванием каждого слова. И вы, наверное, даже не замечаете, как движутся ваши губы. Страшного в этом ничего нет. За исключением того, что вы тратите на чтение немало времени.
  • 200-300 сл/мин: средняя скорость.
  • 300-450 сл/мин: высокая скорость. Вы читаете быстро (и, вероятно, много), не проговаривая мысленно слова, и даже успевая обдумать прочитанное. Отличный результат.
  • Более 450-ти сл/мин: ваш показатель «отрегулирован». То есть, при чтении вы сознательно (а может бессознательно) применяете техники либо приемы для увеличения скорости чтения.

Подготовка к упражнениям для увеличения скорости чтения – что понадобится?

Улучшив свою скорость чтения с помощью определенных методик, вы не только повысите эффективность чтения, но и улучшите свои показатели памяти.

А прежде чем перейти непосредственно к изучению техники, следует максимально тщательно подготовиться к упражнениям.

  1. Подготовьте ручку, секундомер и любую книжку с кол-вом страниц более 200-т.
  2. Позаботьтесь, чтобы вас не отвлекали в течение 20 минут тренировки.
  3. Позаботьтесь о держателях для книги .

7 упражнений для увеличения скорости чтения

Человеческой жизни не хватит, чтобы осилить все шедевры мировой литературы. Но попытаться-то можно?

Вниманию всех книгоглотателей, которым не хватает времени в сутках — лучшие упражнения для совершенствования техники чтения!

Метод 1-й. Руки — ваши помощники!

Физическое участие в процессе чтения, как ни странно, тоже помогает увеличить скорость.

Как и почему?

Мозг человека запрограммирован на фиксирование движений. Используя при чтении руку или даже обычную карточку-разделитель, вы создаете движение на книжной странице и автоматически усиливаете концентрацию внимания.

  1. Палец-указка. Данной «указкой» вы легко и непринужденно, исключительно вертикально ведете по книжной странице со скоростью, немного превышающей движение глаз. Темп указки менять нельзя — он должен быть постоянным и стабильным, без возвращения пальца на уже прочитанный текст и без остановок. Где именно вести «указкой» — не имеет особого значения. Хоть по центру текста, хоть по боковому полю.
  2. Карточка-разделитель. Либо чистый листок бумаги, для удобства сложенный вдвое. Размер — около 7,5х13 см. Главное, чтобы лист был однотонным, и вам удобно было его держать и двигать одной рукой. Разместите карточку над читаемой строкой. Именно сверху, а не снизу! Таким способом вы повышаете внимательность, исключая возможность для возврата к прочитанным строчкам.

Метод 2-й. Развиваем периферическое зрение

Ваш главный инструмент (или один из) в скорочтении — это ваше боковое зрение. С его помощью вместо нескольких букв вы способны прочесть слово или даже целую строку. Тренировка бокового зрения осуществляется посредством работы с известной таблицей Шульте.

Что она собой представляет, и как тренироваться?

Таблица — это поле из 25-ти квадратов, в каждом из которых — цифра. Все цифры (прим. — от 1 до 25) расположены в случайном порядке.

Задача: глядя только на центральный квадрат, найти все эти цифры по убыванию (либо же по возрастанию).

Как тренироваться? Таблицу можно распечатать для себя на бумаге и использовать таймер. А можно тренироваться в интернете (это гораздо проще) — в Сети достаточно подобных сервисов.

Освоив диахромную таблицу «5 на 5», переходите на усложненные версии с цветными полями и далее.

Метод 3-й. Отучаемся от субвокализации

Это один из ключевых принципов скорочтения. Под «субвокализацией» подразумеваются движения губ/языка и мысленное проговаривание слов в процессе чтения.

Почему она мешает чтению?

Среднее количество слов, произносимое человек за минуту — 180. При повышении скорости чтения произношение слов становится затруднительным, и субвокализация становится препятствием в освоении нового навыка.

Как перестать проговаривать про себя слова?

Для этого в процессе чтения…

  • Зажимаем зубами кончик карандаша (или иного предмета).
  • Прижимаем язык к небу.
  • Прикладываем к губам палец свободной руки.
  • Считаем про себя от 0 до 10.
  • Проговариваем мысленно стихи или скороговорки.
  • Ставим тихую музыку фоном и выстукиваем карандашом мелодию.

Метод 4-й. Назад пути нет!

Возврат к уже прочитанному тексту (прим. — регрессия) и перечитывание уже пройденных строк увеличивают время прочтения текста на 30 процентов.

Это может происходить невольно, автоматически — например, если вас отвлек посторонний звук, и вы не успели усвоить несколько слов. Или же для повторного чтения слишком информативной фразы, которую вы не поняли (или не успели понять из-за высокой скорости чтения).

Как отучиться от регрессий?

  • Пользуйтесь карточкой, закрывая доступ к прочитанному материалу.
  • Используйте соответствующие программы в Сети (например, Best Reader).
  • Используйте палец-указку.
  • Тренируйте силу воли и чаще вспоминайте о том, что ниже по тексту вы, скорее всего, восполните все информационные пробелы, допущенные вами ранее.

Метод 5-й. Концентрируемся

Понятно, что при высоких скоростях качество усвоения материала заметно снижается. Но, во-первых, это лишь на первых порах, пока вы не освоили технику скорочтения, а во-вторых, можно и на первых порах набирать скорость, не теряя качества чтения.

В этом помогут специальные упражнения:

  1. Разноцветными фломастерами напишите на листке в хаотичном порядке названия цветов. Слово «красный» напишите желтым цветом, «зеленый» — черным, и т.д. Уберите лист в стол на денек. Потом достаньте и, останавливая палец на том или ином слове, быстро называйте цвет чернил.
  2. Берем лист и бумагу. Сосредотачиваемся на каком-либо предмете. Например, на том фикусе в горшке. И не отвлекаемся на посторонние мысли хотя бы в течение 3-4 минут. То есть, думаем только об этом фикусе! Если посторонняя мысль все-таки закралась — ставим «зарубку» на листе и снова сосредотачиваемся на фикусе. Тренируемся до тех пор, пока у вас не останется чистый лист после упражнения.
  3. Считаем, читая. Как? Просто. Во время чтения считаем каждое слово в тексте. Конечно, только мысленно и без различных «помогалочек» в виде постукивания ногой, загибания пальцев и пр. На упражнение — 3-4 минуты. Закончив его, обязательно проверьте себя — просто посчитайте слова, не пытаясь их прочесть.

Тренируйтесь до тех пор, пока не сравняется количество слов, полученное в процессе чтения и имеющееся на самом деле.

Метод 6-й. Учимся распознавать «ключевые» слова и отметать лишние

Рассматривая картину, вы не спрашиваете себя — что пытался сказать художник. Вы просто смотрите и все понимаете. Причем, ваш взгляд охватывает сразу всю картину, а не отдельные детали.

Похожая «схема» используется и здесь. Вы должны научиться выхватывать сигнальные, ключевые слова из строки и отсекать все лишние. Каждое слово, не несущее особого значения, используемое «для красоты» или связки фраз в тексте — отсекаем, пропускаем, игнорируем.

Основное внимание — на ключевые слова , несущие основную информативную нагрузку.

Метод 7-й. Определяем темы абзацев

Как тренироваться?

Возьмите любую книжку, прочтите один из абзацев и попытайтесь быстро определить тему. Далее засеките 5 минут и определите темы максимального количества абзацев за этот короткий период. Минимальное число определяемых тем в минуту — 5.

И еще пара советов «на посошок»:

  • Сократите длительность остановки на каждой строчке.
  • Тренируйте навыки по отдельности. Не пытайтесь охватить все техники сразу.
  • Отучайтесь бегать глазами по строчке — охватывайте взглядом всю строку сразу.

Контрольная проверка скорости чтения – уже идеал, или надо тренироваться ещё?

Вы уже неделю (или даже месяц) работаете над собой. Пора проверить — достигли ли вы той скорости, на которую рассчитывали, или нужно тренироваться дальше.

Ставим таймер на 1 минуту и начинаем чтение на максимальной скорости, которая возможна теперь без потери качества усвоения информации. Записываем результат и сравниваем с самым первым.

Если вы не «филонили» при тренировках, то результат вас удивит.

Безусловно есть. Но главным остается качество усвоенной информации. Что толку глотать книги, если после прочтения в вашей памяти не остается ничего, кроме цифр с секундомера.

Для дальнейших тренировок можно использовать, как уже изученные техники, так и новые. Благо, недостатка в них сегодня нет. Достаточно заглянуть в поисковик и ввести соответствующий запрос.

Тренируйтесь на разных видах текста:

  • На разорванных и вращающихся текстах.
  • На текстах, в которых отсутствуют гласные буквы.
  • На чтении снизу и вверх и задом наперед.
  • На деконцентрации и расширении угла зрения.
  • На чтении сначала второго слова, потом первого. Далее четвертого, потом третьего.
  • На чтении «по диагонали». Этой техникой могут владеть только самые упорные.
  • На чтении первого слова в его естественном виде, а второго — наоборот.
  • На чтении только 2-й половины слов в строке при полном игнорировании 1-й и определении данной границы на глаз.
  • На чтении «зашумленных» текстов. То есть, текстов, которые сложно прочесть по причине наличия на них рисунков, пересекающихся букв, линий, штриховки и пр.
  • На чтении перевернутых «вниз головой» текстов.
  • На чтении «через слово». То есть, перескакивая через одно слово.
  • На чтении слов, которые остаются видимыми при накладывании на страницу какого-то либо трафарета. Например, пирамиды или елочки. Прочитав все, что не смогла скрыть пирамида, следует перечитать текст и выяснить — правильно ли вы поняли смысл.
  • На чтении только тех 2-3-х слов, что стоят в середине строки. Остальные слова (справа и слева) считываем боковым зрением.

Практикуйтесь ежедневно. Даже 15 минут практики в день помогут вам значительно нарастить темп чтения.

Правда, потом вам придется учиться скидывать этот темп, когда захочется спокойно пошуршать страницами любимой книжки, лежа в гамаке.
Но это — уже совсем другая история…

Использовали ли вы упражнения для повышения скорости чтения? Пригодилось ли умение читать быстро в дальнейшей жизни? Поделитесь своим опытом в комментариях ниже!

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ученые установили закономерность между скоростью чтения и успеваемостью учеников средней школы: отличники, как правило, читают со скоростью 130-170 слов в минуту, хорошисты довольствуются скоростью 100-135 слов, троечники – 90 слов в минуту и ниже.

Это яркая иллюстрация того, что обучиться методам скорочтения нашим детям просто необходимо. Темой нашей сегодняшней беседы станет скорочтение, упражнения для детей школьного возраста.

Ваш ребенок давно знает азбуку, читает словами, но скорость чтения его по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина не в его желании/нежелании, а совсем в других факторах:

  • Неразвитое внимание;
  • Слабая артикуляция (дикция);
  • Регрессия глаз;
  • Довольно узкое поле зрения.

В предыдущей статье мы уже подробно останавливались на разборе каждого из них. Методика быстрого чтения для детей преследует цель избавиться от этих побочных эффектов.

Над чем будем работать

  1. Развитие артикуляции;
  2. Улучшение внимания;
  3. Подавление регрессивных движений глаз;
  4. Подавление артикуляции (визуальное чтение);
  5. Расширение поля зрения;
  6. Развитие анципации.

Методика проведения занятий

Оптимальный режим занятий по скорочтению в домашних условиях – это ежедневные занятия по 20 минут и 5 минут перед сном.

Урок будет выглядеть примерно так:

  • Артикуляционная разминка. Чистоговорки, скороговорки читаем шепотом и в полный голос. Чтение небольшого текста вслух;
  • Основная часть. Работа с таблицами Шульте;
  • Подавление артикуляции. 1-2 упражнения;
  • Упражнения для корректировки внимания;
  • Упражнения на борьбу с регрессией (на начальном этапе) или на развитие анципации (в последующих занятиях);
  • Чтение в паре с взрослым для форсированной наработки скорости;
  • Заключительная часть. Рисование по мотивам прочитанного текста.

Перед отходом ко сну уделите пять минут чтению с пересказом (ребенок читает небольшой текст и пересказывает своими словами), или жужжащему чтению.

Артикуляционная разминка (упражнения)

  1. Согласные. Просим школьника сделать полный вдох, выдыхая, он проговаривает ряд из 15 любых согласных звуков: Ф,Щ,Л,В,Ш,К,Т,С,П,Н,Г,Ж,Б,Н,Р.
  2. Задуть свечу. Пусть ребенок наберет побольше воздуха в легкие и задует одну большую воображаемую свечу. А теперь задуем 3 маленьких свечки: выдыхаем воздух тремя порциями;
  3. Лифт тронулся. Взрослый и ребенок находятся в воображаемом лифте, который движется с первого этажа на десятый. Громко называем этажи, с каждым разом все больше повышая голос. Цифры называем четко, не проглатывая окончания. Дошли до последнего этажа – едем вниз, постепенно понижая голос.

Развитие поля зрения

Доказано, что процесс чтения текста состаит из:

  • Движения глаз;
  • Их остановки.

Причем восприятие текста происходит именно на втором этапе. Значит, чтобы повысить скорость чтения, нужно сократить кратность остановок глаз, при этом поле видимости должно максимально увеличиваться, чтоб захватить соседние слова и предложения.

Этого эффекта можно достигнуть занимаясь с таблицами Шульте.
Таблицы представляют собой сетку 5Х5 квадратов, в которую вписаны числа от 1 до 25.
Учащийся последовательно находит все числа на скорость.

Идеальный результат – уложиться в 5 секунд. Секрет данного задания в том, что глаза всегда должны находиться в центральной части таблицы, в этом случае поле зрения будет максимальным.

Помимо поля зрения таблицы Шульте способствуют развитию оперативной памяти.

Подавление регрессии

Регрессия – это способность читателя возвращаться глазами к строчке, которая уже была прочитана. Любой скажет, что такой способ чтения крайне медленный и нерациональный.

Упражнение.

Читаем текст и каждое прочитанное слово прикрываем специально заготовленной закладкой. Тренируясь таким образом, уже через неделю можно избавиться от регрессии.

Подавление артикуляции

Артикуляция – это проговаривание читаемого текста. Она важна, когда школьник читает вслух (чем меньше он запинается, тем выше техника чтения), но совершенно неприемлема, если мы хотим добиться скорости от 150 слов и выше (человек с такой скоростью говорить не может).

Методика скорочтения для детей подразумевает развитие визуального чтения, когда артикуляция всячески подавляется и текст читается быстрым скольжением глаз. Установлено, что в этом случае резко повышается качество восприятия текста и улучшается процесс запоминания.

  1. Под музыку. Читаем текст при включенной музыке, для начала лучше брать просто музыку, без пения. Со временем переходить на чтение под песенное сопровождение. Обязательное условие: по окончании ребенок должен ответить на вопросы по тексту.
  2. Шмель. Учащийся занимается чтением, одновременно произнося жужжащий звук, как будто летит шмель. Это одно из важнейших упражнений в скорочтении.
  3. Стук-ритм. Читаем текст и простукиваем карандашом определенный ритм. Ритм следует выучить отдельно и довести до автоматизма. Задание выполняется сначала в среднем темпе, ускоряясь к концу.
  4. Замочек. Ребенок плотно прикрывает рот, прижимает палец к губам и начинает читать текст как можно быстрее. По прочтении отвечает на вопросы.

Упражнения на корректировку внимания

Данная часть очень важна, так как из-за недостаточного внимания ухудшается качество восприятия читаемого текста.

  1. Слова-заморочки. На листочке выписываются пары слов, в которых одна буква различается, остальные похожи, например, СОН – КОН, ЛЕНЬ – ПЕНЬ и т.д. Спросите у учащегося, в чем особенность этих слов, чем похожи, а чем нет. Пусть школьник продолжит ряд;
  2. Дается длинное слово , например, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Пусть занимающийся составит из букв этого слова как можно больше коротких слов. Посоревнуйтесь с ним. Кто окажется первым?
  3. Шрифты. Ребенку предлагается прочитать текст, в котором каждое слово написано разными шрифтами вперемешку. Цель задания: научиться читать любой текст с искажениями на максимальной скорости.
  4. Путаница. Предварительно на листе бумаги пишем предложения, переставив слова местами, например, «поздно девицы под вечерком пряли окном три». Достаточно 6-10 штук таких путаниц. Задача ребенка – распутать.

Развитие анципации

Анципация – это способность угадывать слово по смыслу. В программу обучения скорочтению упражнения на повышение анципации обязательно включаются, чтобы ученик, не видя крайние слова на странице, мог по смыслу уловить их значение.

  1. Линейка. Прикрываем часть текста справа или слева линейкой или закладкой на ширину от 5 до 12 символов. Ребенок читает текст в обычном темпе.
  2. Читаем кувырком. Учащийся должен прочитать текст сначала в обычном виде, а затем, перевернув его заголовком вниз. Упражнение хорошо развивает смысловую догадку и память. Можно попробовать почитать текст, повернув его на 90 градусов.
  3. Половинки. Берем лист бумаги и наполовину закрываем одну строчку текста, который в это время читает ребенок. Закрываются только верхние половинки букв, нижние должны быть видны. Строчка прочитана. Теперь закрываем следующую строчку и так идем дальше. В этом методе зашифрована «военная хитрость»: если ребенок хоть немножко догадлив, он попытается читать строчки еще до того, как их закроют листом. Так наращивается скорость!

Чтение в паре с взрослым

Это обучение быстрому чтению детей школьного возраста с использованием навязанной скорости чтения. Ребенку приходится подстраиваться под скорость взрослого, а значит, читать чуть живее.

  1. Параллельное чтение. Взрослый читает текст, меняя скорость – то быстрее, то медленнее. Учащийся должен поставить палец на текст и следить, ни разу не сбиваясь.
  2. Эстафета. Попеременно текст читают то взрослый, то ребенок. Причем смена ролей может быть внезапной (необязательно в конце абзаца). По возможности, взрослый пытается ускорить темп.
  3. Хвостик. Взрослый начинает читать текст, а учащийся вступает чуть позже, с опозданием на 4 слова. Текст читается вслух, вполголоса. Задача ученика – не сбиться.

Заключение

На этом я заканчиваю. Тренируйтесь, обучайтесь, осваивайте новые вершины!

Если хотите узнать больше, рекомендую книгу Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей. Как научить ребенка правильно читать и понимать прочитанное» . В ней даются упражнения для развития техники чтения в трех возрастных категориях детей, в том числе скорочтение для дошкольников.

Методика удобна для занятий по наработке техники чтения дома, так как содержит теоретический материал в кратком виде и задания с подробной инструкцией.

Пишите о своих впечатлениях, трудностях или победах в комментариях. Приглашайте друзей, знакомых.

Россия, Москва

Техника быстрого чтения с запоминанием


Вконтакте

5 важных правил для быстрого чтения

Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.

Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.

Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.

Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.

Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.

Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.

Читать без регрессий: как и почему?

Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.

Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.

Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.

Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.

Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.

Читать без артикуляции: сложности и особенности


Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение голосовых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.

Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.

Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» - скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.

Внутреннее проговаривание - определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.

Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.

Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.

Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку :

Реципация: что это такое?

Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.

Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.

Зачем постоянно развивать внимание и память?

Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.

Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.

Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.


Концентрация внимания
– уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.

Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.

Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.

Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.

Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.

Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две — три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.

Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.

Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.

Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?

Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.

Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усваиваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.

Как дать себе установку на запоминание?

Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.

Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.

Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.

Технология запоминания

Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.

В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.

На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.

Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения

Метод пристрелки

Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:

  • какие три факта были наиболее запоминающимися?
  • что необходимо уточнить?
  • где в тексте находятся основные мысли?
  • как можно кратко выразить идеи текста?

Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.

Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.

Техники скорочтения известных людей

Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.

  • Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
  • Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
  • Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.