Подземные лодки. Попытки постройки необычного оружия. Проекты ссср. подземная лодка

Накануне Второй мировой войны Советский союз и Германия активно разрабатывали новое оружие - боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли.

Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой тайны. По некоторым данным, 50 лет назад в СССР был создан успешный прототип боевой машины нового типа.

Еще в 1904 году русский изобретатель Петр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причем, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый подземный самоходный аппарат в 1930-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кирилов и А. Баскин.

Принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений животного, помещенного в ящик с землей.

Особое внимание уделялось работе головы и лап крота, и уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический «двойник». Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счет бура, шнека и четырех кормовых домкратов, которые толкали ее, подобно задним лапам крота.

Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи - с поверхности земли при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час.

Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт. По одной из версий ненадежность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой - перед самой войной ее все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова.

Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью.


За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека - кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам - фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную «амфибию» которая так и называлась - Subterrine.

Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до 7 километров в час. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции «Морской лев», предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна.

Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман «Путешествие к центру Земли».

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) в честь мифической рептилии - мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю.

Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что «Змей» будет двигаться под землей со скоростью от 2 км/ч (в твердом грунте) до 10 км/ч (в мягком грунте), 3 км/ч - под водой и 30 км/ч - по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый - по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино «змеиных» фаланг-вагонов составляла от 400 метров, в самой длинной комплектации - более 500 метров.

Путь «Змею» в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа.

Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды. Изначально планировалось использовать «Змея Мидгарда» для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывав британских портов.

Но в итоге, подземный колосс Рейха так и не принял участие ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр «Змея» или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет.

Известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом - уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 1960-х годах с приходом к власти Н. Хрущева.

Новому лидеру СССР понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания. В частности, известно, что на Украине близ поселка Громовка был построен секретный завод по производству подземных лодок.

В 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название «Боевой крот». Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром.

По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч. В экипаж «Боевого крота» входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и около тонны груза - взрывчатки или вооружений.

Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, «Боевые кроты» готовились к выполнению особой миссии. По замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США субтеррины можно было использовать для подземного удара по Америке.

С помощью подводных лодок планировалось доставить «Боевых кротов» в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды в тех районах, где находились американские стратегические объекты.

В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм. По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах - в Подмосковье, Ростовской области и на Урале.

Испытание новейшего «чудо-оружия» происходило на территории Свердловской области, близ города Кушва, в районе горы Благодать. Первое уральское испытание завершилось успешно. Все участники испытаний были поражены итогом первого запуска в условиях твердых уральских грунтов - подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой.

Однако во время второго испытания, в толще скальной породы горы Благодать экспериментальная машина с ядерным реактором по неизвестным причинам взорвалась, весь экипаж лодки погиб из-за взрыва, а лодка осталась замурованной в толще породы. Судьба ядерного реактора лодки осталась неизвестной.


Гора Благодать с часовней на вершине, 1910

После случившейся аварии проект был закрыт, а все данные по испытания новейшего вооружения были либо уничтожены, либо засекречены. Официального подтверждения испытаний не было и нет до сих пор.

После закрытия проекта, по некоторым данным, оборудование и опытные экземпляры установок пытались перепрофилировать под гражданские нужды и адаптировать боевые машины под горнопроходческие нужды, к примеру, для строительства метрополитена. Но военные технологии требовали значительных доработок, прежде чем их можно было бы использовать в гражданской среде.

В итоге, было принято решение не тратить средства на переоборудование машин и их переработку, а попросту все ликвидировать. Так была поставлена точка в истории подземной боевой машины. К сожалению, сделать сказку былью советским конструкторам не удалось.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта

Рассказывая о разработке этого уникальнейшего сверхоружия, невозможно не вспомнить американский фантастический триллер «Дрожь земли». В отличие от киношного монстра-червя, убивавшего все живое на своем пути, советским конструкторам удалось создать его реальный механический прототип.
Однако советский механический «крот» самоликвидировался вместе с находившимися внутри людьми.

Без «Крота» и жизнь не та

Как это чаще всего и бывает в научном мире, разработкой машины, которая могла бы свободно проходить глубоко под землей и внезапно совершать диверсии в тылу врага, занимались конструкторы разных стран. Это была одна из идей фикс ХХ века. Тем не менее, лидерство в данном направлении принадлежит москвичу Петру Рассказову, который первым в 1904 году схематично изобразил подземный самодвижущийся аппарат.

Здесь следует сразу отметить, что все связанное с изобретением «кротовьего» механизма с самого начала сопровождается многочисленными и разнообразными отступлениями, сильно попахивающими мистикой.

Рассказова якобы случайно убила шальная пуля во время революции 1905 года. Потом его чертежи пропали, и со временем чудесным образом материализовались в Германии.

Две мировые сверхдержавы начали работать над аналогичным проектом одновременно. В СССР в начале 30-х годов этим проектом руководил инженер Александр Требелев. На пятки ему наступал немецкий коллега Хорнер фон Вернер.

Треблеву, одержимому идеей соорудить машину, которая копировала бы подлинные кротовьи умения, якобы удалось дойти до создания опытного образца. Но на этом дело и стало. Гитлеровцы тоже своего «Midgard Schlange» («Змей Мидгарда», так звали чудовище из скандинавской саги) не запустили: проект стоил баснословных средств, по этой причине щепетильные немцы его и свернули.

Взяли украденное, но свое

Дальнейшая история создания советской подземной субмарины чем дальше, тем глубже обрастает конспирологическими деталями, поскольку постепенно теряются документальные обоснования тех или иных событий. Наверное, в данном случае эти нюансы можно списать на закон жанра. Или, если угодно, на засекреченность темы как таковой.

Тем не менее, именно заимствованный опыт зарубежных разработок «боевых кротов» в сталинском СССР был взят за основу. О том, что его основу заложил русский ученый, никто больше не вспоминал. Курировал тему лично министр госбезопасности Советского Союза В. С. Абакумов. О подробностях задания, которое Виктор Семенович дал лично президенту Академии наук СССР Сергею Ивановичу Вавилову, по-видимому, еще не пришло время узнать – эти детали до сих пор скрыты под грифом «совершенно секретно».

Зловещая тайна советского боевого «Наутилуса»: погиб, вгрызаясь в недра

Утверждается, что советский «Боевой Крот» все же был создан. И подземную боевую машину наделяли невиданными доселе способностями: якобы она оснащалась ядерной силовой установкой наподобие классической атомной субмарины. Описываются и технические характеристики советской механической «Дрожи земли»: 35 метров в длину, 3 метра в диаметре. Управляли всем этим пятеро человек экипажа, скорость «Боевого крота» 7 километров в час.

Советский «Крот» мог вгрызаться в землю с 15 десантниками на борту, к 1962 году все было готово к «практическому применению». В 1964 году пилотный экземпляр подземной субмарины создали до степени «схода со стапелей».

Конспирология создания «Боевого крота» изобилует деталями, которые на сегодняшний день не имеют научного подтверждения. В частности, к отцам-основателям подземной боевой машины причисляют академика Андрея Сахарова.

Описания практического применения «Крота» есть (они датируются 1964 годом), но этот опыт больше похож на финал фантастической повести, нежели на результат научного эксперимента: якобы на десятиметровой глубине подземная лодка рванула, и это был ядерный взрыв. Находившиеся в испарившемся аппарате люди погибли.

… Тайна советского «Большого Крота» напоминает сюжет с перевалом Дятлова. Но если в случае с историей гибели группы советских альпинистов для исследователей сегодня открыты если не все, то очень многие детали происшедшего, то с судьбой подземной советской субмарины до сих пор больше неясностей, чем какой-либо фактурной определенности, на которой можно было бы строить обоснованную версию создания и испытания советской научно-технической разработки.


Возможно, кто-нибудь из вас смотрел когда-то фильм «Земное ядро» режиссера Джона Эмисела. По сюжету фильма, земное ядро перестает вращаться, что грозит гибелью всему человечеству. Чтобы спасти всех от надвигающегося конца света, группа американских ученых и инженеров строит подземную лодку, которая отправляется прямиком к ядру Земли с целью восстановления его вращения подрывом нескольких атомных бомб. Что за бред, спросите вы, и будете правы. Однако в XX веке сразу несколько государств серьезно работали над возможностью постройки подземных лодок (по аналогии с подводными), или субтеррин. Таким образом, известная фраза про «подводную лодку в степях Украины» даже обретает некоторый смысл.

XX век в целом был богат на странные, на первый взгляд, разработки, многие из которых в итоге смогли изменить наше представление о мире. Еще до Второй мировой войны сразу несколько государств, в том числе СССР, Германии и Великобритания, работали над созданием субтеррин. Прототипом для всех проектов был так называемый проходческий щит. Впервые такой щит был использован в Туманном Альбионе при постройке тоннеля под Темзой еще в 1825 году. С помощью проходческого щита строились и тоннели метро в Москве и Санкт-Петербурге.

В нашей стране к идее постройки подземной лодки обратились еще в самом начале XX века. Так, еще в 1904 году российский инженер Петр Рассказов отправил в британский технический журнал материал, в котором описывал возможность разработки специальной капсулы, которая могла бы преодолевать большие расстояния, передвигаясь под землей. Однако позднее во время волнений в Москве, он был убит шальной пулей. Помимо Рассказова идею создания подземной лодки приписывают и другому нашему соотечественнику Евгению Толкалинскому. Будучи инженером-полковником царской армии, зимой 1918 года он бежал из страны через Финский залив. Карьеру он сделал в Швеции, где на одной из фирм усовершенствовал уже упоминавшийся проходческий щит.

Но по-настоящему внимание на подобные проекты обратили лишь в 1930-е годы. Первый подземный самоходный аппарат в те годы был создан советским инженером А. Треблевым, которому помогали в этом А. Баскин и А. Кирилов. Любопытно, что принцип работы своего устройства он во многом скопировал с действий известного строителя подземных нор - крота. До начала работ над проектом конструктор очень долго изучал биомеханику действий и движений животного под землей. Особое внимание он уделял лапам и голове крота, а уже затем на основе полученных результатов сконструировал свое механическое устройство.

Субтеррина Александра Требелева

Стоит отметить, что, как и любой изобретатель, Александр Требелев был одержим своим детищем, но даже он не думал об использовании подземной субмарины в военных целях. Требелев считал, что субтеррину будут использоваться для рытья туннелей под коммунальные нужды, проведения геологоразведки, добычи полезных ископаемых. К примеру, его субтеррина могла подобраться к запасам нефти, протянув к ним трубопровод, который начал бы выкачивать черное золото на поверхность. Даже сейчас изобретение Требелева кажется нам фантастическим.

Субтеррина Требелева имела капсулообразную форма и двигалась под землей за счет бура, шнека и 4-х кормовых домкратов, которые толкали ее наподобие задним лапам крота. При этом подземной лодкой можно было управлять как снаружи - с поверхности земли с помощью кабелей, так и непосредственно изнутри. По тому же кабелю субтеррина должна была получать необходимое электропитание. Средняя скорость ее движения под землей должна была составить 10 метров в час. Однако из-за частых отказов и ряда недоработок данный проект был все-таки закрыт.

Согласно одной из версий ненадежность машины была доказана в результате проведения первых испытаний. Согласно другой версии - перед самой войной подземную лодку все-таки пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова. Если руководствоваться второй версией, то в 1940-е годы конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова сумел доработать и усовершенствовать проект Требелева. При этом данный проект сразу же проектировался под военные цели, а субтеррина должна была действовать уже без связи с поверхностью. За 1,5 года удалось создать один опытный экземпляр. Предполагалось, что подземной лодке удастся проработать автономно под землей на протяжении нескольких дней. На это время лодка снабжалась необходимым запасом топлива, а экипаж, который состоял всего из одного человека, необходимым запасом кислорода, пищи и воды. Но завершить работу над данным проектом помешала Великая Отечественная война, при этом судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова теперь неизвестна.

Боевые траншеекопатели Великобритании

Разрабатывались подобные проекты и в Великобритании. В этой стране их предполагалось использовать для рытья тоннелей на линии фронта. По таким тоннелям пехота и танки должны были внезапно выходить в расположение противника, избегая при этом прямого штурма наземных укреплений. Работы в этом направлении были обусловлены печальным английским опытом окопной войны во время Первой мировой. Приказ о разработке подземных лодок был отдан лично Уинстоном Черчиллем, который основывался именно на кровопролитном опыте штурма хорошо укрепленных позиции. К началу 1940 года предполагалось построить уже 200 таких подземных лодок. Все они обозначались аббревиатурой NLE (Naval Land Equipment - военно-морское и сухопутное оборудование). Для маскировки военного назначения создаваемых машин разработчики давали им свои названия: White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), Nellie («Нелли»), Cultivator 6 («Культиватор 6»), No mans Land Excavator («Экскаватор без участия человека»).

Создаваемые в Англии траншеекопатели обладали следующими габаритами: длина - 23,47 метра, ширина - 1,98 метра, высота - 2,44 метра и имели по две секции. Главная секция была на гусеничном ходу. По своему внешнему виду она напоминала очень длинный танк, обладающий весом в 100 тонн. Передняя секция весила меньше - 30 тонн и могла рыть траншеи 2,28 метра шириной и 1,5 метра глубиной. Выкопанный машиной грунт конвейеры переносили на поверхность и откладывали по обе стороны от траншеи, образуя отвалы, высота которых составляла 1 метр. Скорость движения устройства составляла более 8 км/ч. После достижения заданной точки субтеррина останавливалась и преобразовывалась в платформу, предназначенную для выхода гусеничных средств из прорытой траншеи на открытое пространство.

Первоначально на данную машину собирались ставить один двигатель компании Rolls-Royce Merlin, развивавший мощность в 1000 л.с. Но затем из-за недостатка данных двигателей решили пойти на их замену. На каждую подземную лодку ставилось два двигателя Paxman 12TP, развивавших мощность в 600 л.с. каждый. Один двигатель приводил в движении всю конструкцию, а второй использовался для резака и конвейера в передней секции. Быстрое поражение Франции в войне и наглядная демонстрация современной войны моторов затормозили реализацию данного проекта. В итоге испытания субтеррин прошли только в июне 1941 года, а в 1943 году проект был закрыт. К этому моменту в Англии успели собрать 5 таких устройств. Все они после войны были разобраны, последний боевой траншеекопатель в начале 1950-х годов. Справедливости ради, стоит отметить, что английский проект хоть и оказался бесполезен, но был вполне реален. Другое дело, что все-таки это было лишь «извращенное» видение траншеекопателя, а не полноценная подземная лодка.

Субтеррины Германии

Интерес к столь необычным проектом проявляли и в Германии. Перед Второй мировой войной субтеррины конструировались и здесь. В 30-е годы ХХ века инженер фон Верн (по другим данным - фон Вернер) получил патент на подводно-подземную «амфибию», которую она так и назвал - Subterrine. Предложенная им машина обладала возможностью двигаться как в воде, так и под земной поверхностью. При этом согласно расчетам фон Верна, при движении под землей его субтеррина могла развивать скорость до 7 км/ч. При этом подземная лодка была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе 5 человек, а также 300 кг. взрывчатки, это изначально был военный проект.

В 1940 году в нацистской Германии всерьез рассматривали проект фон Верна, такие устройства могли пригодиться в военных действиях против Великобритании. В планах разрабатываемой операции «Морской лев», которая предусматривала высадку немецких войск на Британские острова, нашлось бы место и подводно-подземным лодкам конструкции фон Верна. Его детища должны были незамеченными подплыть к берегам Великобритании и продолжить движение уже под землей по английской территории, для того чтобы затем нанести противнику внезапный удар в самом неожиданном для английских войск районе.

Немецкий проект Subterrine пал жертвой самонадеянности Геринга, который руководил Люфтваффе и считал, что сможет победить англичан в воздушной войне без какой-либо помощи. В итоге проект подземной лодки фон Верна так и остался в образе нереализованной на практике идеи, как, впрочем, и фантазии его знаменитого однофамильца - французского писателя Жюля Верна, задолго до появления первых проектов подземных лодок написавшего свой знаменитый роман «Путешествие к центру Земли».

Другой гораздо более грандиозный проект немецкого конструктора Риттера был с изрядной долей пафоса назван Midgard Schlange («Змей Мидгарда»). Такое необычное название проект получил в честь мифической рептилии - мирового змея, который опоясывал всю обитаемую землю. По задумке создателя его машина должна была передвигаться и над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до 100 метров. При этом Риттер полагал, что под землей в мягком грунте его подземная лодка сможет развить скорость до 10 км/ч, в твердом грунте - 2 км/ч, по земной поверхности - до 30 км/ч, под водой - 3 км/ч.

Однако больше всего воображение поражают размеры этой огромной машины амфибии. Midgard Schlange задумывался создателем, как полноценный подземный поезд, который включал в себя большое количество вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый вагон имел в длину 6 метров. Общая длина такого подземного поезда составляла от 400 метров до 500 метров в самой длинной комплектации. Путь этой махине под землей должны были пробивать сразу четыре полутораметровых бура. Также в машине имелось 3 дополнительных буровых комплекта, а общий вес достигал 60 000 тонн. Для того чтобы управлять таким механическим монстром необходимо было 12 пар рулей и экипаж из 30 человек. Впечатляло и проектное вооружение огромной субтеррины: до двух тысяч 250-кг и 10-кг мин, 12 спаренных пулеметов и специальные подземные торпеды длиной 6 м.

Первоначально данный проект планировалось использовать для уничтожения стратегических объектов и фортификаций на территории Бельгии и Франции, а также для подрывной работы в английских портах. Однако в итоге этот бредовый проект сумрачного немецкого гения так и не был реализован в хоть каком-то приемлемом виде. Но некоторая техническая информация, касающаяся разрабатываемых в Германии подземных лодок, все же попала в конце войны в руки советских разведчиков.

Советский «Боевой крот»

Еще одним полумифическим проектом разработки субтеррин является советский послевоенный проект под названием «Боевой крот». Непосредственно после завершения Второй мировой войны к реализации проекта по постройке подземных субмарин руководитель СМЕРШа В. Абакумов привлек профессоров Г. Бабата и Г. Покровского, они должны были работать с трофейными чертежами. Однако по-настоящему продвинуться в этом направлении удалось уже после смерти Сталина в 1960-е годы. Новому генсеку Никите Хрущеву понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Более того, о своих планах Хрущев заявил даже публично, возможно, у него были на то некоторые основания.

Об этой разработке известно мало, она упоминалась лишь в ряде книг на достоверность не претендующих. Согласно имеющейся информации, советская субтеррина «Боевой крот» должна была получить ядерный реактор. Подземная лодка обладала вытянутым цилиндрически корпусом из титана с заостренным концом и мощным буром в передней части. Размеры такой атомной субтеррины могли составлять от 25 до 35 метров в длину и от 3-х до 4-х метров в диаметре. Скорость движения аппарата под землей лежала в диапазоне от 7 км/ч до 15 км/ч.

Экипаж «Боевого крота» состоял из 5 человек. Помимо этого, данное устройство могло перевозить сразу до тонны различных грузов (вооружений или взрывчатки) или 15 десантников с их снаряжением. Предполагалось, что подобные подземные лодки будут успешно поражать подземные бункеры, фортификационные сооружения, командные пункты и стратегические ракеты шахтного базирования. Готовились такие аппараты и к решению особой миссии.

В случае обострения отношения между СССР и США по замыслу советского командования субтеррины могли быть использованы для нанесения полноценного подземного удара по территории США. При помощи советских подлодок субтеррины должны были быть доставлены к американскому побережью в районе сейсмически нестабильной Калифорнии, после чего пробуриться на американскую территорию и установить подземные ядерные заряды в районах, где располагались стратегические объекты противника. Предполагалось, что подрыв атомных мин может привести в действие мощное землетрясение и цунами, которые в случае чего можно было бы списать на обыкновенные природные катастрофы.

По некоторым сведениям, испытания советской атомной подземной лодки были проведены в разных грунтах - в Ростовской и Московской областях, а также на Урале. При этом самые сильные впечатления атомная субтеррина доставила участникам испытаний в уральских горах. «Боевой крот» легко проходил твердую скальную породу, уничтожая в конце учебную цель. Однако при проведении повторных испытаний произошла трагедия: субтеррина по неизвестной причине взорвалась, а ее экипаж погиб. После этого случая проект был закрыт.

Более 50 лет назад в нашей стране создали боевую машину, которая проходила сквозь гранит как сквозь масло. «Боевой крот» спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью. Однако во время очередных испытаний в 1964 году машина, проникшая в Уральские горы под Нижним Тагилом на расстояние в 10 км, по неизвестным причинам взорвалась.

Но обо всем по-порядку.

Сегодня различным горным проходческим оборудованием никого не удивишь. С начала ХХ века из разработано и создано великое множество. Однако помимо мирных машин под покровом тайны разрабатывались боевые «кроты», способные разрушать подземные коммуникации противника, уничтожать его заглубленные пункты управления, подрывать арсеналы, скрытые в толщах скальных пород. А еще они могли незаметно прорываться под землей в глубокий тыл врага, выползать наружу и высаживать десант там, где его никто не ждал. Сколько здесь правды, а сколько фантастики?

Первый проект боевого подземного самодвижущегося аппарата разработал наш соотечественник Петр Рассказов еще в 1904 году. Но во время революционных событий он был убит и перед первой мировой войны его чертежи пропали, считается, что были похищенны германской разведкой и в 30-е годы всплыли, естественно, в Германии

В 1930 году созданием «боевого крота» занимался инженер Требелев. Удалось даже построить и испытать опытный образец, но дальше дело не пошло. Подземоход Требелева был испытан на Урале, на горе Благодать, в 1946 году, на испытаниях опытная модель смогла проделать тоннель длиной 40 м.

В 1933 году немецкий инженер В. фон Верн запантетовал свой вариант подземной лодки. Изобретение было засекречено и отправлено в архив.
Затем в Германии к власти пришли нацисты, в 1940 году проект Верна попался на глаза графу Клаусу фон Штауфенбергу, который проинформировал о нём руководство вермахта начался проект «Подземная лодка Верна», параллельно усиленно стали разрабатывать «Боевого крота» на основе чертежей Требелева (начали в 1934), но проект назвали «Змей Мидгарда» (Midgard Schlange) — по имени подземного чудовища из скандинавских саг. Говорят, что вес подземного «змея» составлял 60 тысяч тонн с экипажем в 30 человек. В реализации проект оказался безумно дорог, шеф люфтваффе Герман Геринг убедил Гитлера в бесперспективности подземной лодки; Германия сделала ставку на воздушную войну, а проект фон Верна был закрыт, туда же похоронили и проект Верна.

Детально проработанные немецкие чертежи добыли уже советские разведчики в конце Великой Отечественной. Немецкие чертежи подземного чудо-оружия дали начало разработкам советских «подземных лодок» или «боевого крота»: с условным названием так и не определились.

Министр госбезопасности СССР Абакумов потребовал от Академии наук СССР создать группу ученых для изучения возможности проектирования подземной лодки. Создание «боевого крота» было засекречено еще больше, чем советский атомный проект. Еще бы, говорят, советский подземный аппарат мог пробиваться через толщу земли, проходя скальные породы как нож масло.
Профессор Г. Н. Покровский и академик А. Д. Сахаров разрабатывали более эффективные и быстрые способы передвижения в горных породах. Г. И. Покровский провел расчеты и доказал теоретическую возможность кавитации в горных породах. По его мнению, пузырьки газа или пара способны эффективно разрушать горные породы. По мнению академика Сахарова, при определенных условиях подземная лодка будет двигаться в облаке раскаленных частиц, что даст скорость передвижения в десятки, а то и сотни километров в час. Пригодились и более ранние разработки Требелева.

Некоторые эксперты утверждают, что боевая подземная машина не только была построена, но и обладала поистине фантастическими способностями. Назвали ее все таки «Боевой крот». Установка имела ядерную силовую установку, как и классическая атомная субмарина.

Вот параметры «Боевого крота»: длина корпуса 35 м, диаметр 3 м, экипаж 5 чел., скорость 7 км/ч. Секретный завод по изготовлению «Боевых кротов» был построен в 1962 году на Украине, в Крыму. Через 2 года изготовили первый экземпляр.
Первые же испытания дали потрясающие результаты. «Боевой крот» действительно спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью.

Министр Обороны Малиновский командующему
войсками Уральского военного округа
Грознецкому:

Приказываю обеспечить проведение учений с
применением нового вида оружия. Начальникам
родов войск наладить оперативное взаимодействие
личного состава и техники.

Первое испытание было успешным. Все участники испытаний
были поражены. Подземная лодка прошла небольшой скоростью насквозь с одного склона горы на другой. Во время второго испытания в 1964 году машина, проникшая на расстояние в 10-30 км (точно установить не удалось) в толщу Уральских гор под Нижним Тагилом в гору Благодать по неизвестным причинам взорвалась. Гора Благодать второй раз выбрана полигоном для подземного «крота». Поскольку взрыв был ядерным, то сам аппарат с находившимися в нем людьми просто испарился, а пробитый туннель обрушился.

Но официального подтверждения этому ни разу не прозвучало. Проект закрыли, все документальные свидетельства о нем засекретили или уничтожили, словно ничего и не было. Почему так случилось?
Издавна существовали легенды о том, что внутри нашей планеты существует иная разумная неведомая нам цивилизация, которая реально управляет Землей. И будто бы есть некие порталы, которые позволяют избранным войти в этот иной мир, а также выйти из него. Нацистские ученые-мистики из тайного общества Аненербе вполне серьезно искали эти порталы.

Не секрет, что Урал является местом концентрации наблюдаемых НЛО, причем тех, что уходят под землю или под воду озер. Про Северный Урал достаточно мифов, легенд и сказок, как про ворота в иные миры. А тут испытывают «Боевого крота» не где-то в Сибири или степях-пустынях Средней Азии, а на Урале, до еще и под Нижним Тагилом: месте концентрации необъяснимых явлений, севернее города 25 км, в горе Благодать. Гора Благодать является частью Уральского хребта и находиться на окраине городка Кушва. Сейчас на месте центральной части горы Благодать находится карьер километрового диаметра и глубиной 315 метров.

Поговаривают, что подземная цивилизация предъявила землянам жесткий ультиматум: «не лезьте в наш мир», потому создание и испытания боевых «Кротов» с тех пор прекращены во всем мире. Ну, или, что вероятнее всего: нет смысла грызть земную кору дорогущими аппаратами там, где с бункерами справятся авиация и ракеты.

Подземный ядерный взрыв вблизи Нижнего Тагила был зафиксирован сейсмостанциями в разных концах Земли и ощущался жителями соседних населенных пунктов: Кушвы, Верхней Туры, Красноуральска, Баранчинского. Американцы, зафиксировавшие подземный ядерный взрыв прислалих запрос: «Как же так?! Ведь недавно договорились о запрещении ядерных испытаний».
В связи с этим инцидентом испытания были прекращены. Конкретные причины взрыва подземной лодки были засекречены.

Шахта, гора Благодать. Фото из архива

В архивах Сейсмологической лаборатории АН СССР имеется запись, что сейсмодатчики метеостанции Нижнего Тагила в день испытаний зафиксировали подземные толчки, однако их эпицентр обнаружить не удалось.

По результатам испытаний, лодка прошла под землей в общей сложности около 10-30 километров, а, возможно, и гораздо больше, но её след терялся где-то на границе земной коры и мантии. Похоже, что титановый корпус не выдержал погружения на предельную глубину, что повлекло за собой взрыв атомного реактора.

Вот такая легенда про подземные лодки. Что здесь правда, что вымысел?

Невероятные боевые машины, созданные для различных задач не перестают удивлять до сих пор.

То, что казалось Нам фантастикой в произведении Григория Адамова (одного из лучших фантастов СССР), «Тайна двух океанов» был действительно созданным на тот момент аппаратом: подземный крейсер.
Машина, способная прокладывать себе дорогу в твердых скальных породах, совершая диверсии в тылу врага!

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появлятся сообщения о этом проекте. А остатки самого подземного крейсера ржавели под открытым небом до 90-х годов. Сейчас бывший полигон вроде хотят объявить запретной зоной.
Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки. Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент. А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

От фантазий к реальности

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. Несмотря на свою фамилию, был он вовсе не литератором, а инженером и свою идею выразил не словами, а чертежами. За что, говорят, и был убит в смутные времена Первой мировой войны. А его чертежи таинственным образом исчезли и «всплыли» через некоторое время не где-нибудь, а в Германии. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла. Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон. Впрочем, он был не одинок. В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

«Крот» под горой Благодать

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение. Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической, вплоть до установки по пути следования машины опор освещения металлических. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки. За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного. Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы. Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Тем временем в Германии

Однако в Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив. Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг. Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» - опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.

Фон Штауфенберг довел суть дела до влиятельных чинов Генштаба вермахта. Изобретателя вскоре разыскали и создали все условия, чтобы он мог реализовать свою идею на практике. Дело в том, что в 1940 году Генштаб разработал операцию «Морской лев», главной целью которой было вторжение нацистов на Британские острова. Подземные лодки очень пригодились бы в этой операции: пропахав землю под Ла-Маншем, они могли бы беспрепятственно доставлять в Великобританию отряды диверсантов, которые бы сеяли панику среди британцев.

Основа разработки - патент Хорнера фон Верна, зарегистрированный ещё в 1933 году. Изобретатель пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести боезаряд массой в 300 кг (этого вполне достаточно, чтобы провести внушительную диверсию). Причём лодка фон Верна «плавала» как под водой, так и под землей.

Немцы успели разработать и испытать эту лодку.

Однако, инициативу перехватил Герман Геринг, шеф люфтваффе. Он убедил фюрера, что не стоит заниматься «мышиной возней», когда доблестные асы Третьего рейха могут в считанные дни разбомбить Британию с воздуха. По приказу Гитлера в 1939 году работы над подземной лодкой были свернуты. В небе Британии началась знаменитая воздушная война, которую, в конце концов, выиграли британцы. Солдатам вермахта так и не было суждено ступить на британскую землю.

Мечта Хрущева

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Проект попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Эксперты дали заключение - это агрегат для передвижения под землей. Весной 1945 года на Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие один русский инженер-самоучка - Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет, расстрелянный во время репрессий в 1933 году. В спецхране нашлись привезенные им из Германии копии чертежей.

Требелецкий значительно усовершенствовал изобретение фон Верна. Теперь лодка могла одинаково успешно двигаться как под землей, так и под водой. Кроме этого он изобрел «термальный суперконтур», что значительно облегчало продвижение под землей. Свою лодку он назвал «Субтерина».
О своих идеях Требелецкий рассказал однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Адамов использовал идеи Требелецкого в своих романах «Тайна двух океанов» и «Покорители недр». За упоминание секретных технологий Адамов был наказан полным забвением при жизни и умер не дожив 60-летия.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде. Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров. По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!

Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Но Берия, при поддержке Устинова убедил Сталина что проект бесперспективен. Но в 1962 году проект получил развитие - на Украине. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в местечке Громовка, по приказу Хрущова построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок! Так вот откуда взялась известная поговорка… А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!
К 1964 году завод был построен. Первая советская подземная лодка была титановой с заостренным носом и кормой, диаметром 3 метра и длиной 25 метров, экипаж - из 5 человек, и могла вместить 15 бойцов, и тонну вооружения, скорость - до 15 км/час. Боевая задача - обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Хрущев лично осмотрел новое оружие.
Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился.