А зори здесь тихие рассказ. А зори здесь тихие (повесть)

Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

  1. Федот Евграфыч Васков — комендант железнодорожного разъезда в звании старшины, возраст 32 года. В мирное время – простой деревенский мужчина, труженик с четырьмя классами образования. В его распоряжение поступили пять девушек из зенитного расчета, когда их направили на службу для защиты железной дороги от налетов фашистских самолетов.
  2. Маргарита Осянина – старшая зенитного расчета. Молодая женщина отправилась бить фашистов, когда её любимый муж, пограничник, погиб при наступлении немцев, на второй день войны. Её любовь отняла война, и женщина решила встать в строй вместо своего любимого человека, отомстить за его гибель. Рита вышла замуж почти сразу после окончания школы, родила через год сына, жизнь была полна светлых надежд, но её разрушила война. Женщина оставила ребенка маме, а сама ушла на фронт. Характер нежной женщины изменился, она стала суровой, замкнулась в себе.
  3. Евгения Комелькова – милая, улыбчивая девушка, веселая и озорная, пережила страшную трагедию. Фашисты у неё на глазах расстреляли всю семью. Женька стойко переносила своё горе, любовь и душевное тепло она отдавала людям, которые были рядом с ней здесь, на фронте.
  4. Елизавета Бричкина – была дочерью лесника. Жила на Брянщине, вдали от городской суеты, на лесном кордоне. Девятнадцатилетняя девушка была полна самых прекрасных ожиданий от жизни. Она верила в «ослепительное счастье», которое непременно ждет её. Даже здесь, на войне, она жила в предчувствии светлого чуда.Соня Гурвич – интеллигентная девушка, студентка в прошлом, год проучилась в МГУ, очень любила читать, особенно поэзию, обожала театр. Она дочь участкового врача, её семья большая и дружная, до войны жила в Минске. А теперь в её родном городе хозяйничают фашисты.
  5. Галина Четвертак – детдомовская воспитанница, неисправимая мечтательница и фантазерка. Война для неё, прежде всего, романтическое приключение, которая она решила ни за что не пропустить в своей жизни.

На железнодорожный разъезд прибывает подразделение девушек-зенитчиц

Шёл май 1942 года, это были самые тяжелые бои и потери для Советской армии. На железнодорожном разъезде, где после бомбежек немецких самолетов осталось всего лишь несколько домов, служил комендантом старшина Федот Евграфыч Васков. Линия фронта проходила в стороне, а на разъезде и в окрестностях царили спокойствие и тишина, поскольку обстрелы и бомбежки прекратились. Командование, чтобы защитить важный железнодорожный узел от фашистской авиации, распорядилось оставить здесь две зенитные установки и полувзвод, их обслуживающий.

Однако, искушение сравнительно мирной жизнью выдерживали не все солдаты. Обожание местных женщин и самогон, к сожалению, не доводили до добра. Старшина Васков постоянно отправлял рапорты командованию, одних солдат-зенитчиков меняли на других, но это проблемы не решало. Комендант попросил прислать ему непьющих.

На смену прежнему «веселому» полувзводу, наконец, прибыл новый. Сюрпризом для старшины Васкова стало то, что молоденькие солдаты оказались девушками. Непросто было коменданту найти с новенькими общий язык. Он чувствовал себя весьма неловко в присутствии этих бойцов. Вчерашние школьницы и студентки были хорошо образованы, а у Васкова – всего лишь 4 класса за плечами. Но главным беспокойством для старшины было то, что молодые зенитчицы игнорировали военный устав и всё старались сделать по-своему.

Командир отделения зенитчиц Рита Осянина обрадовалась этому переводу на разъезд с передовой. Ведь совсем неподалеку, в городе остались её мама и маленький сын. Тайно, по ночам, Рита уходила в самоволку – навещать своего маленького сына.

В окрестностях появились фашистские диверсанты

Однажды, возвращаясь из города Рита столкнулась в лесу с двумя подозрительными незнакомцами. Они были вооружены и в маскировочных халатах, а также несли с собой, похоже, взрывчатку. Из рассказа Риты Осяниной старшина Васков понял, что это были немецкие диверсанты, намеревавшиеся взорвать железную дорогу. Поэтому он принял решение перехватить и уничтожить диверсантов.

На это задание старшина Васков взял с собой пятерых девушек – Риту Осянину, Лизу Бричкину, Женю Комелькову, Соню Гурвич и Галю Четвертак. Они отправились к озеру Вопь, чтобы там встретить фашистов.

Старшина выбрал непростой путь для своих бойцов, через болота, чтобы срезать путь и подготовить фашистам неприятный сюрприз. Девушки-бойцы благополучно миновали трясину, только Галя Четвертак потеряла в болотной топи сапог и, простыв, заболела. Девушки вместе с Федотом Евграфычем вышли к озеру. Сонная, мирная тишина этого места поразила их. Дикое лесное озеро словно замерло.

Силы оказались неравны

Старшина считал, что они быстро справятся с заданием, ведь противостояли их боевой группе всего двое диверсантов. Однако, всё же, подстраховавшись, Федот Евграфыч наметил путь и к отступлению. Заняв позиции, девушки прождали диверсантов целую ночь. Фашисты появились только утром. Их оказалось вовсе не двое, а шестнадцать.

Силы оказались неравны, старшина понял, что с пятью девчатами, да с небольшим запасом боеприпасов им с фашистами не справиться. И послал Лизу Бричкину, учитывая, что она всю свою жизнь жила в лесу, за подкреплением на разъезд. Самый короткий путь был через болото, коварные топи.

Нужно было выиграть время. И Васков с девушками решили отпугнуть фашистов, заставить их идти в обход. Поэтому постарались сделать вид, что здесь, в лесу большая группа лесорубов валит деревья. Девушки громко кричали, развели костры, Федот Евграфыч свалил несколько деревьев. А смелая Женька прямо на виду у фашистов искупалась в реке. Немцы поверили инсценировке, пошли в обход.

Гибель Лизы Бричкиной

Лиза Бричкина так спешила выполнить своё задание, что потеряла тропу, повернула не там, где было нужно, оступилась в болоте. Трясина затянула её, и Лиза погибла.

Старшина понимает, что фашисты могут напасть на их маленькую группу в любой момент. Поэтому отправляется с Ритой на разведку. Они выяснили, что немцы расположились на привале, но затем скорее всего пойдут как раз в ту сторону, где сейчас находятся девушки. Поэтому нужно срочно поменять расположение маленького отряда. И Васков отправляет Риту Осянину за девушками.

Гибель Сони Гурвич

После того как все оказались вместе, Федот Евграфыч обнаруживает, что забыл на прежней их стоянке кисет. Соня Гурвич, сорвавшись с места, побежала забрать кисет, ведь найдя его, немцы могут понять, что отряд зенитчиц совсем рядом.

Старшина не успевает задержать Соню. И через какое-то время все слышат, далекий и тихий крик. Васков берет с собой Женю и отправляется на поиски Сони. Они находят ее убитой.

Васков в ярости, пытаясь отомстить за смерть Сони, преследует фашистов. Он видит двоих, отставших от своего отряда, убивает одного из врагов, а со вторым ему помогает справиться Женя. Это первое убийство, которое она пережила. Федот Евграфыч объясняет Жене, что враги – не люди, не животные, а хуже, фашисты.

Похоронив Соню, девушки со старшиной во главе отправились дальше и наткнулись на немцев. Пришлось принять бой. Маленький отряд отбился от врагов, заставив немцев отступить. Однако, напуганная смертью Сони, Галя Четвертак бросила оружие и упала на землю, вместо того чтобы стрелять. Девушки решили тут же организовать комсомольское собрание и осудить за трусость Галю. Однако, Федот Евграфыч заступился за Галю Четвертак, объяснил, что она растерялась. Поэтому на разведку он берет ее с собой в воспитательных целях.

Гибель Гали Четвертак

Васков с Галей Четвертак увидели фашистов. Их осталось 12 человек, они добили раненых в бою с девушками своих солдат. Федот Евграфыч и Галя организовали засаду, но девушка повела себя совершенно неправильно. Она выбежала прямо навстречу фашистам, за что и поплатилась жизнью.

Старшина Васков решает увести немцев за собой подальше в лес, в болото, чтобы Рита и Женя остались живы. Он кричит, стреляет по появляющимся тут и там среди деревьев фигурам фашистов, двигаясь всё ближе к болоту. Однако, ему не повезло – пуля попала в руку.

На рассвете, выбираясь из болота, старшина заметил жуткий знак – привязанную к шесту юбку Лизы Бричкиной и понял, что подмоги не будет, девушка погибла.

С тяжелым сердцем и едва теплющейся надеждой на то, что Рита и Женя еще живы, Васков отправляется за диверсантами и находит заброшенную избушку, где фашисты остановились на привал. Он видит, как часть из них уходит на разведку. Оставшегося в избе немца старшина убивает, забрав его оружие.

Гибель Риты и Жени

Риту и Женю Васков находит у реки, где еще вчера они устраивали инсценировку для фашистов. Он сообщает им страшную весть, что Галя и Лиза погибли, и теперь им втроем предстоит принять неравный бой. Помощи не будет и отступать им некуда. Нельзя диверсантам дать возможность переправиться через реку.

И бой начался. Рита была тяжело ранена – осколок гранаты попал в живот. Женя хотела увести немцев за собой, отстреливаясь, будучи раненой, увлекала их всё дальше. Только не хватило патронов. Фашисты добили девушку в упор.

Женя, понимая, что умирает, попросила старшину Васкова позаботиться о ее маленьком сыне, Альберте. Федот Евграфыч оставил ее одну, направляясь прямо навстречу фашистам. Отойдя буквально на несколько шагов, он услышал выстрел. Рита застрелилась, чтобы не задерживать Васкова, не быть для него обузой.

Старшина вернулся, похоронил Риту и Женю. Он шел к избушке, где обосновались фашисты, исполненный горя и гнева. Ворвавшись в дом, он сразу убил одного из диверсантов, остальных, четверых, взял в плен, заставив их связать друг другу руки ремнями. Раненый, в полубреду, он вел пленников на разъезд, и только когда понял, что дошел, упал обессиленный и потерял сознание.

Эпилог

Письмо случайного туриста, которое было написано намного позже, уже после окончания Великой Отечественной. В нём рассказывается, как отдыхал этот человек на тихом озере, где царят тишина и безлюдье. Как познакомился со стариком безруким и молодым военным, капитаном, ракетчиком по имени Альберт Федотыч. Турист, вместе с новыми своими друзьями разыскали старую могилу, где были похоронены девушки-зенитчицы и установили там плиту из мрамора. В конце письма его автор замечает, какие же тихие зори в этих диких местах…

Тест по повести А зори здесь тихие

А зори здесь тихие. Повесть, которая принесла своему автору, Борису Львовичу Васильеву настоящую известность. Написанная в 1969 году, она практически сразу была напечатана в журнале «Юность». Уже через год произведение перенеслось на сцену театра. В 1970 году повесть «А зори здесь тихие…» была экранизирована. В данной повести автор разворачивает перед читателем историю о военной операции, которая завязалась в одном из русских лесов. Отправившись на дело, бойцы во главе со старшиной обнаруживают, что немцы превосходят их в числе.

Отряд остается без подкрепления, они обречены на смерть: кто-то поддается страху, кто-то мужественно защищает родной край. Но дело в том, что все бойцы, кроме старшины, женщины. Теряя каждую из своих «солдаток», одну за другой, главный герой повести, старшина, с горечью думает о противоестественности происходящего. Женщины, которые погибают от рук неприятеля, должны быть совсем в другом месте, в семье, рожать и воспитывать детей. Эта мысль, которая репризой повторяется в произведении и является, главной мыслью автора.

Борис Васильев поднимает темы трусости, героизма, долга, но и задается проблемой «женщина и война». И эта проблема наталкивает читателя на проблему еще большую, ведь женщина в этом произведении является синонимом жизни, продолжательницей рода.

«А зори здесь тихие…» краткое содержание

Пополнение

Шел жаркий май 1942 года. На 171-м железнодорожном разъезде главным был старшина Федот Васков. Васков в возрасте 32 лет, он одинок, так как жена сбежала с любовником, а маленький сынок умер. Бойцы постоянно сменялись, потому что место это было спокойное, солдаты пили самогон и гуляли с местными женщинами. Федот Евграфыч требует прислать к нему непьющих и «не гулящих» - в ответ начальство присылает отряд молодых зенитчиц.

Старшина Васков не знает как себя вести с молодыми женщинами, на любое замечание они отвечают хихиканьем, «на всех фронтах» сушат белье, а то и вовсе лягут загорать в чем мать родила. Главная в первом отделении взвода Маргарита Осянина. Вышла первой замуж из класса, а вдовой осталась на второй день войны. У Риты остался маленький сын Альберт, которого за два месяца до войны она отправила к родителям в деревню.

Смерть мужа делала её какой-то особенной среди остальных девушек, она оставалась самой суровой среди них. Когда среди девушек появляется Женя Комелькова, особенность Риты исчезает. За год до того, как Женя оказалась здесь, немцы расстреляли всю ее семью. Она видела это своими глазами, из дома напротив, где ее спрятала соседка-эстонка. Несмотря на большую потерю, Женя смеется и улыбается, она очень красивая, стройная, с длинными волосами. Женя и Рита становятся подругами.

Отряд выдвигается

Через некоторое время становится ясно, что не зря Рита попросила перевести свой взвод именно сюда. Каждые три дня, Осянина самовольно убегает куда-то после ужина и возвращается с рассветом. В одно из таких путешествий, утром, Рита видит двух немцев, что идут в лес. Она будит Васкова, тот сообщает начальству и принимает решение выдвигаться, чтобы выследить неприятеля: одного из немцев убить, одного взять в плен для расспроса. С собой он берет: Женю, Риту, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Отряд выдвигается, идет по короткой тропе. Васков правильно догадывается, что немцы пойдут длинной тропой, а сам ведет девчат короткой дорогой, через топь, к озеру Вопь. Расположившиеся в засаде, старшина и девчата наконец-то дожидаются немцев. Но когда немцы выходят на берег, Федот Васков должен решать в голове большую задачу: на берег вышло не двое, а шестнадцать немцев.

Ждем подкрепления

Лизу Бричкину отправляют обратно в деревню, сообщить начальству, что срочно требуется подкрепление. Лиза, дочь лесника, бежит, думая о своей прошлой жизни, которая прошла в заботах о больной матери, и о чувстве к старшине Васкову. Она пропускает нужное место, оступается и погибает в болоте. В это время, старшина и остальные девушки, еще не знают об этом. Они должны тянуть время: прикидываясь лесорубами, они жгут костры, валят деревья.

Когда бойцы двинулись дальше, Васков обнаруживает, что забыл свой кисет с табаком. Веселая Соня решает вернуться за ним, тем более по этой тропе они проходили уже два раза. На свою беду, Соня встречает немцев, которые ее убивают. Старшина и Женя выслеживают двух немцев и мстят за Соню. Вскоре они обстреливают неприятельский отряд, но ранят только одного.

Во время обстрела Галя четвертак, бывшая студентка библиотечного техникума, попавшая на фронт из-за романтических представлений, поддается страху. Она в ужасе от смерти Сони, но Васков не видит этого. Он берет ее с собой, сажает в засаду, и когда наступает удачный момент, чтобы расстрелять неприятеля, Галя выдает себя, немцы убивают ее. Старшина уводит за собой немцев, чтобы спасти оставшихся в живых Женю и Риту. Васкова ранят в руку. Он находит избушку, стоянку врага, убивает еще одного немца. На своем пути, около болота, он замечает юбку Бричкиной и понимает, что девушка увязла в болоте, помощи не будет.

Последний бой

Выжившие Женя с Ритой встречаются с Федотом на берегу как сестры с братом. Они обнимаются, плачут, старшина рассказывает девушкам о смерти Лизы и том, что их ждет последний бой, нельзя подпустить врага к железной дороге. Девушки готовы к этому. В неравном бою немцы сначала ранят Риту, а пока Васков прячет ее, погибает Женя. Рита понимает, что не выживет и сознается Васкову, куда она бегала по ночам: недалеко от разъезда, в городе живет ее мать, с маленьким сыном Риты. Женщина просит Федота позаботиться о малыше. Не желая умирать в муках, Рита стреляет себе в висок.

Васков, оставшийся один, сначала хоронит Риту и Женю. А потом отправляется в избушку, стоянку немцев. Он убивает одного немца, а остальные четверо сдаются в плен. Неприятель просто не мог представить, что старшина был один. А сам старшина, связывая последнего немца, с горечью обещал убить каждого, за пять девочек, которых они погубили. Завершается повесть жизнеутверждающим эпилогом. Проходит много лет. Старый Федот Евграфыч и Альберт Федотыч привозят на могилу Риты мраморную плиту.

«А зори здесь тихие» - произведение Бориса Васильева, посвященное Великой Отечественной войне и роли женщин в ней. Даже краткое содержание "А зори здесь тихие" позволяет передать весь трагизм ситуации, описанной в полной версии произведения. Действие разворачивается в мае 1942 года на одном из железнодорожных разъездов. Здесь командует зенитчиками тридцатидвухлетний Федот Евграфыч Васков.

В целом на разъезде спокойная обстановка, которую иногда нарушают самолеты. Все солдаты, прибывающие на столь важный пост, поначалу осматриваются, а затем начинают вести разгульный образ жизни. Васков достаточно часто писал рапорты на нерадивых солдат, и командование решило выделить ему взвод девушек-зенитчиц. Поначалу Федот и зенитчицы попадают в неловкие ситуации, подробнее это показано в полной версии "А зори здесь тихие", краткое содержание повести не предусматривает столь подробных деталей.

Одним из командиров взвода является Маргарита Осянина, которая стала вдовой на второй день войны. Ею движет неудержимая жажда мести и ненависть ко всем немцам, именно поэтому она ведет себя достаточно строго по отношению к девушкам. После одного из фашистских налетов погибает подносчица, и на ее место прибывает Женя Комелькова, имеющая собственные мотивы для мести: фашисты расстреляли всю ее семью у нее на глазах.

Как только Женя оказалась на фронте, ее уличили в связи с женатым полковником Лужиным, именно так она и оказалась на 171 разъезде. Жене удается сойтись с холодной Ритой, и та начинает смягчаться. Также Комельковой удалось преобразить Галю Четвертак, которая в компании была обычной серой мышкой, и та решила держаться вместе с ней. Краткое содержание "А зори здесь тихие", к сожалению, не дает возможности красочно расписать подробности преображения Четвертак.

Неподалеку от разъезда находится город, где живет сын Риты и ее мать. По ночам Осянина отвозила им продукты, и однажды, передвигаясь по лесу, заметила немцев. Вскоре командование потребовало от Васкова и его взвода поймать фашистов. Федот полагает, что враги двигаются к железной дороге, чтобы вывести ее из строя. Чтобы перехватить пару немцев, Васков берет с собой Осянину, Комелькову, Четвертак, а также Елизавету Бричкину, дочь лесника, и Софью Гурвич, девушку из интеллигентной семьи.

Никто из отряда даже не предполагал, что немцев окажется не двое, а шестнадцать. Федот отправляет Лизу за помощью, но та оступается на болотной тропке и погибает. Параллельно с этим оставшиеся члены отряда пытаются обмануть захватчиков, изображая лесорубов, и отчасти этот маневр удается. Краткое содержание "А зори здесь тихие", к сожалению, не способно продемонстрировать сложный путь Лизы Бричкиной, показанный в книге и ее экранизации.

Васков оставляет на старом месте дислокации кисет, и Гурвич решает его вернуть. Неосмотрительность стоит ей жизни - ее убивают двое немцев. Женя и Федот мстят за Соню, после чего хоронят ее. Увидев немцев, оставшиеся в живых открывают по ним огонь, и те прячутся, пытаясь понять, кто их атаковал.

Федот устраивает засаду немцам, однако все планы срывает Галя, нервы которой не выдержали. Она выбежала из укрытия прямо под пули фашистов. Девушка погибает, а Федот уводит фашистов как можно дальше от Риты и Жени, во время маневра он находит юбку Бричкиной и понимает, что помощи не будет. Трагизм этой ситуации нельзя ощутить, используя лишь краткое содержание "А зори здесь тихие".

Федот, Рита и Женя принимают последний бой. Рита получает смертельное ранение в живот, и в то время, пока Федот оттаскивает ее в укрытие, Женя, отвлекающая немцев, погибает. Осянина просит Васкова позаботиться о ее сыне и убивает себя выстрелом в висок. Федот хоронит обеих.

Васков находит место укрытия немцев, врывается в их дом и захватывает в плен, после чего ведет в место дислокации взвода. Книга оканчивается тем, что ежегодно к месту гибели девушек прибывают Федот Васков и капитан Альберт Федотыч, сын Маргариты Осяниной. Повесть, которую создал Борис Васильев - "А зори здесь тихие", входит в цикл произведений, посвященных женской судьбе в период Великой Отечественной войны.

1 0 0

Возлюбленный Комельковой

1 1 0

Галя Четвертак - сирота, воспитанница детского дома. В детдоме получила свое прозвище за низкий рост. Мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война - это романтика. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе. В первый день войны всю их группу направили к военкому. Всех распределили, а Галя никуда не подходила ни возрастом, ни ростом. Во время боя с немцами Васков взял Галю с собой, но та не выдержав нервного напряжения от ожидания немцев, выбежала из укрытия и была застрелена нацистами. Несмотря на такую «нелепую» смерть, старшина сказал девушкам, что та погибла «в перестрелке».

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Женя - очень красивая рыжеволосая девушка, остальные героини поражались её красотой. Высокая, стройная, со светлой кожей. Жене 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: когда немцы захватили деревню Жени, саму Женю успела спрятать эстонка. На глазах девушки нацисты расстреляли ее мать, сестру и брата. Она отправляется на войну, чтобы отомстить за гибель близких. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив». Во взводе Васкова Женя проявляла артистичность, но и героизму хватило места - именно она, вызывая огонь на себя, уводит немцев от Риты и Васкова. Она же спасает Васкова, когда он борется со вторым немцем, убившим Соню Гурвич. Немцы сначала ранили Женю, а затем расстреляли её в упор.

2 0 0

Старший сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

2 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Лиза Бричкина - простая деревенская девушка, родом с Брянщины. Дочь лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Видя в каких условиях растет девушка, гость предлагает Лизе приехать в столицу и поступить в техникум с общежитием, но стать студенткой Лизе не довелось - началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня. Лиза погибла первой. Утонула в болоте во время выполнения задания старшины Васкова.

1 0 0

Почтальон

1 0 0

Квартирная хозяйка старшины Васкова

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Рита - строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. «Рита была не из бойких... ». Рита Муштакова первой из класса по большой любви вышла замуж за старшего лейтенанта Осянина, от которого родила сына - Альберта. И более счастливой девушки на свете не было. На заставе её сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, а потом … война. В первый же день войны она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойной и рассудительной. Муж Риты погиб во второй день войны во время контратаки 23 июня 1941 года. Узнав, что мужа нет в живых, она отправляется на войну вместо своего мужа, чтобы защитить маленького сына, оставшегося с мамой. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно… Во взводе Васкова Рита сдружилась с Женей Комельковой и Галей Четвертак. Погибла последней, всадив себе пулю в висок и тем самым спасая Федота Васкова. Перед смертью попросила, чтобы он позаботился о её сыне. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Борис Васильев очень точно передает состояние

1 1 0

Одна из главных героинь повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Соня Гурвич - девушка, выросшая в большой дружной еврейской семье. Соня родом из Минска. Её отец был участковым врачом. Сама она проучилась год в Московском университете, хорошо знала немецкий язык. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт. Зная немецкий, она могла бы быть хорошей переводчицей, однако переводчиков было много, поэтому ее направили в зенитчицы (которых, в свою очередь, было мало) . Соня - вторая жертва немцев во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти и вернуть кисет Васкова, и натыкается на патрульных диверсантов, убивших Соню двумя ударами ножа в грудь.

1 0 0

Майор, командир Васкова

1 1 0

Главный герой повести Бориса Львовича Васильева "А зори здесь тихие...".

Старшина Федот Васков - комендант 171-го разъезда в карельской глуши. Расчёты зенитных установок разъезда, попадая в тихую обстановку, начинают маяться от безделья и пьянствовать. В ответ на просьбы Васкова «прислать непьющих» командование посылает туда два отделения девушек-зенитчиц... Федот закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Мужицкий ум, мужицкую закваску подчеркивает автор в «хмуром старшине» Федоте Васкове. «Твердая немногословность», «крестьянская неторопливость», особая «мужская основательность» с тех пор, как «единственным в семье мужиком остался - и кормильцем, и поильцем, и добытчиком». «Стариком» и «пеньком замшелым, у которого в запасе двадцать слов, да и те из устава» за глаза называют тридцатидвухлетнего Васкова подчиненные ему девушки-зенитчицы. «Всю свою жизнь Федот Евграфович выполнял приказания. Выполнял буквально, быстро и с удовольствием. Он был передаточной шестерней огромного, заботливо отлаженного механизма». Натолкнувшись со своей «поисковой группой» из пяти «девчонок с трехлинейками в обнимку» на шестнадцать с головы до ног вооруженных фашистских головорезов, рвущихся через Синюхину гряду к Кировской железной дороге, к «каналу им. тов. Сталина», Васков «растерянность скрывал. Думал, думал, ворочал тяжелыми мозгами, обсасывал все возможности» предстоящей смертельной встречи. Из своего военного опыта знал он, что «с немцем в хованки играть - почти как со смертью», что врага «бить надо. Бить, пока в логово не уползет», без жалости, без пощады. Понимая, как трудно женщине, всегда жизнь нарождающей, убивать, учил, втолковывал: «Не люди это. Не люди, не человеки, не звери даже - фашисты. Вот и гляди соответственно»