Временное правительство. Отречение Николая II от престола

Центральные и местные органы власти от Февраля до Октября 1917 г.

Важнейшим фактором, влиявшим на развитие событий в России с Февраля 1917 г., являлась деятельность первого состава Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. В соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля оно осуществило ряд демократических преобразований. Был принят закон о свободе собраний и союзов, упразднены цензура и другие репрессивные органы царского режима (полиция, жандармерия, каторга и т.д.). Вместо департамента полиции создано Главное управление по делам милиции. Реорганизованы структуры и руководящий состав других государственных органов. Объявлена политическая амнистия. В то же время был санкционирован арест Николая II , а также его министров и других представителей прежней администрации.

По закону от 8 марта 1917 г. Совет министров и его канцелярия переименовывались во Временное правительство и его канцелярию. Министерство императорского двора и уделов было упразднено. При Министерстве внутренних дел во второй половине марта для руководства деятельностью комиссаров Временного правительства образуется Отдел по делам местного управления. При Временном правительстве было создано также Юридическое совещание, на которое возлагалась обязанность давать "предварительные юридические заключения" на мероприятия правительства.

В апреле 1917 г. возник правительственный кризис, в мае было сформировано первое коалиционное правительство, которое по-прежнему возглавлял князь Г.Е. Львов. Новое правительство провело реорганизацию государственных органов власти . На базе отдела труда Министерства торговли и промышленности создаются Министерство труда и Министерство почт и телеграфов. С целью оказания помощи семьям убитых и искалеченных на войне было образовано Министерство государственного призрения. В конце июня при Временном правительстве учреждаются Экономический совет для выработки "общего плана организации народного хозяйства и труда", а также Главный экономический совет "для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны". В конце марта было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание.

В июле 1917 г. формируется второе коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Он, а также заместитель министра-председателя, министр финансов кадет Н.В. Некрасов, министр внутренних дел эсер Н.Д. Авксентьев, министр иностранных дел М.И. Терещенко и министр продовольствия народный социалист А.В. Пешехонов вошли в состав Комитета обороны. В начале августа упраздняется должность обер-прокурора Синода и образуется Министерство исповеданий. С 7 августа начала свое действие Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыборы). В конце августа Кабинет военного министра был преобразован в Военный кабинет министра-председателя - Верховного Главнокомандующего. После ликвидации выступления генерала Л.Г. Корнилова вместо правительства "до окончательного формирования кабинета" 1 сентября создается Директория из пяти членов - А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко, A.M. Никитин, генерал А.И. Верховский и адмирал Д.Н. Вердеревский.

Для решения вопроса о составе правительства в Петрограде 14 сентября начало работать Демократическое совещание, избравшее 21 сентября постоянно действующий Временный совет республики - Предпарламент. Через три дня Керенский сформировал третье коалиционное правительство.

Органы власти и самоуправления на местах.

В первые недели Февральской революции местные государственные учреждения царизма заменили губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Их права первоначально не были регламентированы, и только 25 сентября 1917 г. было обнародовано "Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах". Наряду с Советами создавались выборные временные комитеты общественных организаций, в которые входили гласные земских и городских органов самоуправления. Земства были созданы также в ряде окраинных регионов России . Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз. Законом от 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек были учреждены районные органы самоуправления (думы и управы), деятельность которых объединялась советом дум.

Однородное Временное правительство (2(15).03 – 2(15).04

1-е коалиционное Временное правительство Временное правительство

2-е коалиционное Временное правительство

(24.7. – 26.8)

3-е коалиционное Временное правительство (25.9. – 25.10)

Октябристы

Прогрессисты

Трудовики

Меньшевики

Другие партии

Беспартийные

2 марта 1917 г. монархисты А.И. ГУЧКОВ и В.В. ШУЛЬГИН по поручению думского комитета в Пскове вели переговоры с императором. Николай II решил отречься от престола в пользу брата Михаила Александровича, который 3 марта также заявил об отречении. Утром 4 марта 1917 г. опубликовали документы о передаче всей власти Временному правительству 50 .

ФЕВРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1917 г. ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШИЛ ЦИКЛ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ, НАМЕТИВШЕГОСЯ НА РУБЕЖЕ XIX XX в .

Решали задачи, традиционно относимые к прерогативе западноевропейских революций:

    введение конституционного строя;

    обеспечение политических свобод;

    открытие пути развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

РЕВОЛЮЦИЯ ВЫРАСТАЛА НА ВОЛНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА, СВЯЗАННОГО С ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ, А ТАКЖЕ НЕБЫВАЛОЙ ДИСКРЕДИТАЦИЕЙ ВЛАСТИ .

В первые недели Временное правительство пользовалось необычайной популярностью и большой поддержкой населения, осуществив широкую демократизацию общества:

    провозгласив политические права и свободы;

    отменив национальные и религиозные ограничения;

    упразднив репрессивные органы царского режима.

Реорганизация государственного механизма непосредственным образом отразилась на правоохранительной и уголовно-исполнительной системах. Массовые антиправительственные выступления в период Февраля 1917 г. сопровождались разгромом полицейских и пенитенциарных учреждений, сожжением документации. Правовые основы организации и деятельности народной милиции определялись в постановлениях «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 г. Однако, «народная» милиция не смогла полностью заменить царскую полицию и жандармерию с ее сложным, широко разветвленным механизмом. 26 апреля 1917 г. Главное тюремное управление (ГТУ) преобразовали в Главное управление по делам мест заключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам – в Совет по делам мест заключения (при формировании которого ввели выборные начала). Основной задачей пенитенциарной системы провозгласили социальное перевоспитание преступника. Этим же постановлением Временное правительство отменило высылку на поселение.

Февральский государственный переворот в России открыл краткий момент национального единения, сплотив на время расколотое общество, соединив революционную и реформистскую традиции. она способствовала подъему антивоенных революционных выступлений по всей Европе

В апреле 1917 г. в Германии состоялась массовая политическая стачка, в ходе которой предпринимались попытки создания рабочих Советов. В Италии рабочие выдвинули лозунг: “Сделать так, как в России”. В мае-июне волна стачек и демонстраций прошла во Франции. Эта волна революционных выступлений в Европе не привела к ликвидации политических режимов, но возродила надежды российских социалистов на интернациональную силу рабочего класса и даже на близость мировой революции.

Были ли альтернативы общественному развитию России после Февраля?

Данная фуркация зависела от основных социальных сил, их интересов. Переход от самодержавия к демократической республике предполагал необходимость достижения между классами и партиями согласия для национального спасения страны. Вместе с тем, события 1917 г. подтвердили в реальности альтернативы развития общества:

    буржуазно-демократическая (А.Ф. КЕРЕНСКИЙ);

    военно-диктаторская (Л.Г. КОРНИЛОВ);

    «однородно социалистическая» (О. МАРТОВ);

    большевистско-леворадикальная (В.И. УЛЬЯНОВ).

Выходу страны из тотального кризиса препятствовали:

    продолжавшаяся война;

    нетерпимость;

    личные амбиции многих политических лидеров.

С 27 февраля по 4 июля 1917 г. в стране эволюционировала уникальная ситуация мирного развития событий, названная двоевластием. Сущность ее заключалась в одновременном существовании двух властей:

    Буржуазии посредством Временного правительства.

    Революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства через Советы.

БОРЬБА ЗА ЕДИНОВЛАСТИЕ СТАЛА КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ ЖИЗНИ СТРАНЫ .

При рассмотрении Февраля и Октября 1917 г. как «узловых точек» единого процесса с ярко выраженным русским национальным характером важным является анализ политических кризисов в стране в тот период. Нота Временного правительства от 18 апреля 1917 г. о готовности России вести войну до полной победы вызвала столкновения сторонников и противников правительства, приведя к тому, что в начале мая 1917 г. образовали 1-е коалиционное Временное правительство из 16 министров (9 – представители буржуазных партий, 7 –социалистических). Премьер-министром остался Г.Е. ЛЬВОВ , но П.Н. МИЛЮКОВ и А.И. ГУЧКОВ ушли в отставку.

К июню-июлю 1917 г. ситуация на фронте и в стране обострилась. Массовая демонстрация в Петрограде 13 июня прошла под лозунгом недоверия правительству. События накалялись. 2 июля 1917 г. на заседании ЦК партии большевиков было решено удерживать массы от наступления, так как, по мнению ЦК, армия еще не готова поддерживать революционные силы. На следующий день в Петрограде начались стихийные антиправительственные выступления. Большевики решили возглавить выступление масс. 4 июля в столице прошла огромная 500-тысячная демонстрация под лозунгом “Вся власть Советам!”. По приказу Временного правительства войска применили оружие против демонстрантов. Около 700 человек оказалист убитыми и ранеными.

Вину за это правительство возложило на большевиков, закрыв газету “Правда” и приказав арестовать В.И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА) и Г.Е. ЗИНОВЬЕВА . В тюрьму попали Л. КАМЕНЕВ, Л. БРОНШТЕЙН (ТРОЦКИЙ), А. ЛУНАЧАРСКИЙ, А. КОЛЛОНТАЙ, Ф. РАСКОЛЬНИКОВ , др.

8 июля 1917 г. премьер-министром стал А.Ф. КЕРЕНСКИЙ , стремившийся проводить центристскую политику. Затем объявили состав нового, 2-го коалиционного Временного правительства.

К АВГУСТУ 1917 г. ВОПРОС ВСТАЛ ТАК: ЛИБО БУРЖУАЗНО-ВОЕННАЯ ВЛАСТЬ, ЛИБО ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА .

25 августа корниловские войска привели в боевую готовность. 26 августа А.Ф. Керенскому передали ультиматум Л.Г. Корнилова 51 явиться в Ставку и передать всю полноту военной и гражданской власти. На следующий день Керенский и Корнилов объявили друг друга врагами. Керенский отстранил Корнилова от командования русской армией, объявил его вне закона.

С выходом из правительства министров-кадетов оно фактически развалилось. Начался новый кризис правительственной власти. Премьер-министр А.Ф. Керенский обратился за поддержкой к Петроградскому совету, дав ему оружие. Меньшевики, эсеры, большевики, позабыв на время распри, отправили своих агитаторов в ударные батальоны. В течение недели корниловское выступление подавили. Л.Г. Корнилова и его сообщников арестовали и посадили в Быховскую (в Беларуси) тюрьму. Вместе с Корниловым в тюрьме находился генерал А.И. ДЕНИКИН 52 .

После подавления корниловского выступления 25 сентября 1917 г. объявили состав третьего коалиционного правительства. В этом последнем составе Временного правительства было 4 миллионера. Несмотря на то, что большинство в правительстве принадлежало министрам-социалистам (8 человек), “буржуазная семерка” сосредоточила в своих руках ключевые посты.

К ОСЕНИ 1917 г. НАЗРЕЛ НЕ ПРОСТО КРИЗИС, А КРИЗИС БУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ В ЦЕЛОМ .

В условиях мировой войны свертывались многие политические и гражданские права и свободы, углублялась поляризация общества. Демократия постепенно лишалась естественной основы, в условиях войны ей на смену шла диктатура. Большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) провели колоссальную работу по подготовке и осуществлению вооруженного восстания. К октябрю 1917 г. партия большевиков насчитывала около 400 000 человек. По возвращении в Петроград В.И. Ульянов (Ленин) отстоял свою позицию по вопросу о вооруженном восстании на заседаниях ЦК партии 10 и 16 октября. 12 октября при Петроградском совете, который с 22 сентября 1917 г. возглавлял Л.Д. Бронштейн (Троцкий), создали Военно-революционный комитет. Однако по вопросу о сроках выступления против Временного правительства в партийном руководстве не было единства:

    Л.Д. Бронштейн (Троцкий) как руководитель Совета полагал, что восстание должен санкционировать съезд Советов;

    В.И. Ульянов (Ленин) считал, что съезда ожидать не следует, так как он “ничего не может дать”;

    Л.Б. КАМЕНЕВ и Г.Е. ЗИНОВЬЕВ считали, что контрреволюция ослаблена, умеренные социалисты под влиянием масс пойдут влево и соглашательский блок распадется, а большевики постепенно получат перевес в Учредительном собрании. Вооруженное восстание лишь затормозит этот процесс.

Накануне восстания общая численность Красной гвардии по стране составляла около 75 000 человек. По призыву революции был готов выступить 240-тысячный гарнизон Петрограда. На стороне Временного правительства было 30–40 тыс. человек. Таким образом, большевики сумели создать перевес в вооруженных силах.

Однако о вооруженном восстании в Петрограде можно говорить лишь с натяжкой. Дело в том, что в ответ на опрометчивую попытку А.Ф. Керенского нанести 24 октября 1917 г. упреждающий удар по большевикам группой верных войск части Петроградского ВРК незаметно перешли в наступление. К утру 25 октября важнейшие объекты города почти без сопротивления захватили силы большевиков. Многие петроградцы, по словам Троцкого, даже не подозревали о происходившей смене власти. В ночь на 26 октября пал Зимний дворец и Временное правительство прекратило существование.

На II съезде Советов, открытом в 22 45 25 октября меньшевиком Ф.И. ДАНОМ , сформировали большевистское правительство во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) . Официально Совет народных комиссаров (СНК) считался временным рабочим и крестьянским правительством и должен был осуществлять функции до созыва Учредительного собрания. В правительство вошли:

    председатель - В.И. Ульянов (Ленин) ;

    нарком по внутренним деламА.И. РЫКОВ ;

    нарком земледелия – В.П. МИЛЮТИН ;

    нарком труда – А.Г. ШЛЯПНИКОВ ;

    нарком юстиции – Г.И. ОППОКОВ (ЛОМОВ) ;

    нарком почт и телеграфов – Н.П. АВИЛОВ (Глебов);

    нарком по делам торговли и промышленности – В.П. НОГИН ;

    нарком народного просвещения – А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ ;

    нарком по иностранным деламЛ.Д. Бронштейн (Троцкий );

    нарком по делам национальностей – И.В. Джугашвили (Сталин );

    нарком по делам продовольствия – А.И.ТЕОДОРОВИЧ ;

    по военным и морским делам комитет в составе: В.А. ОВСЕЕНКО (АНТОНОВ), Н.В. КРЫЛЕНКО и П.Е. ДЫБЕНКО .

Съезд избрал также высший орган государственной власти между съездами – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), председателем которого стал Л.Б. КАМЕНЕВ . В его состав вошли:

62 большевика;

29 левых эсеров;

6 социал-демократов интернационалистов;

3 украинских социалиста;

1 максималист.

Правительство (СНК):

    законодательно ввело рабочий контроль над производством и распределением;

    признало право народов России на свободное самоопределение;

    заявило о готовности новой власти приступить к строительству основ социализма. Но главные надежды связывались с перспективами скорой мировой революции.

С 25 октября 1917 г. по март 1918 г. советскую власть утвердили на большей части России. В результате значительного перевеса революционных сил в 79 городах из 97 ее установили мирным путем.

Причиной этого “триумфального шествия” 53 послужило то, что Октябрьский государственный переворот осуществили под знаком не столько социалистических, сколько общедемократических задач (земля, мир, власть советам, рабочий контроль на предприятиях), и поэтому объединили в борьбе против дискредитировавшего себя Временного правительства значительную часть рабочих, солдат, крестьян (причем, не только беднейших).

Большевики, захватив власть вооруженным путем, получили поддержку и удержались еще и потому, что вначале, выступая под лозунгом советской власти, обещали резко не ломать общественного устройства и условий жизни людей.

В обращении “К населению” В.И. Ульянов (Ленин) в октябре 1917 г. писал: ”Сопротивление капиталистов и высших служащих будет сломлено. Ни один человек не лишится нами имущества без особого государственного закона о национализации банков и синдикатов… Ни один трудящийся не потеряет ни копейки… Кроме строжайшего учета и контроля, кроме взимания без утайки налогов, установленных раньше, никаких других мер правительство вводить не хочет ” 54 .

Казалось бы, чего же лучше? Увы, реалии оказались другими. Наше Отечество попало в жестокий цивилизационный разлом, Гражданская война стала неизбежностью.

«В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство, многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…», — А. И. Деникин.

Плакат с портретами членов Временного правительства

В состав правительства вошли:


председатель Совета Министров и министр внутренних дел — князь Г. Е. Львов (бывший член 1-й Государственной думы, председатель главного комитета Всероссийского земского союза)


министр иностранных дел П. Н. Милюков (кадет)



министр юстиции — «трудовик» (с марта — эсер) А. Ф. Керенский (член Государственной думы от Саратовской губернии, товарищ председателя Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов)


министр путей сообщения Н. В. Некрасов (кадет)


министр торговли и промышленности А. И. Коновалов (прогрессист )


министр просвещения профессор А. А. Мануйлов (кадет)


военный и временно морской министр А. И. Гучков (октябрист)


министр земледелия А. И. Шингарёв (кадет)


министр финансов — крупный предприниматель М. И. Терещенко


обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов (центрист)


государственный контролёр И. В. Годнев (октябрист)

Овладеть ситуацией в стране Временное правительство так и не смогло. Потому уже в мае правительство впервые стало коалиционным. Однако все создававшиеся в дальнейшем коалиции оказались непрочными.

В состав правительственной коалиции вошли Г. Е. Львов, Керенский, Терещенко, Некрасов, Коновалов, Мануйлов, Шингарёв, В. Н. Львов, Годнев, а также:


министр юстиции П. Н. Переверзев (трудовик)


министр земледелия В. М. Чернов (эсер)


министр почт и телеграфов И. Г. Церетели (меньшевик)


министр труда М. И. Скобелев (меньшевик)


министр продовольствия А. В. Пешехонов (народный социалист)


министр государственного призрения князь Д. И. Шаховской

В начале июля в Петрограде начались антиправительственные выступления, в которых приняли активное участие большевики. Последовавшие за этим события нарушили неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским Советом, несколько министров покинула свои посты.

К концу месяца было сформировано второе коалиционное правительство. В него вошли Керенский в качестве председателя; заместитель министра-председателя и министр финансов Некрасов, министр иностранных дел Терещенко, министр земледелия Чернов, министр труда Скобелев, министр продовольствия Пешехонов, министр юстиции А. С. Зарудный (трудовик); министр государственного призрения И. Н. Ефремов (радикальный демократ), а также:


министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев (эсер)


министр народного просвещения С. Ф. Ольденбург (кадет)


министр торговли и промышленности С. Н. Прокопович (беспартийный)



министр почт и телеграфов А. М. Никитин (меньшевик)


министр путей сообщения П. П. Юренев (кадет)


обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв (кадет)


государственный контролёр Ф. Ф. Кокошкин (кадет)

Созданию третьего коалиционного правительства предшествовал провал корниловского мятежа. В условиях острого политического кризиса, когда Советы продемонстрировали свою реальную силу, кадетам, поддержавшим мятеж, пришлось покинуть правительство, а меньшевики и эсеры не решились поначалу вновь пойти по пути создания правительственной коалиции. 1 (14) сентября Керенский образовал новый орган власти из пяти основных министров — Директорию, которая под давлением Советов провозгласила Россию республикой.

25 сентября (8 октября) Керенский создаёт третье коалиционное правительство. В него вошли министр-председатель и Верховный главнокомандующий Керенский; министр иностранных дел Терещенко; заместитель министра-председателя и министр торговли и промышленности Коновалов; министр внутренних дел и министр почт и телеграфов Никитин; министр труда К. А. Гвоздев (меньшевик); министр продовольствия Прокопович; государственный контролёр С. А. Смирнов (кадет); обер-прокурор Святейшего Синода Карташёв, а также:


военный министр А. И. Верховский



морской министр Д. Н. Вердеревский


министр финансов М. В. Бернацкий


министр юстиции П. Н. Малянтович (меньшевик)


министр путей сообщения А. В. Ливеровский



министр народного просвещения С. С. Салазкин


министр земледелия С. Л. Маслов (эсер)


министр государственного призрения Н. М. Кишкин (кадет)


председатель экономического совета С. Н. Третьяков

Из семнадцати членов последнего Временного правительства восемь эмигрировали в 1918—1920 годах. Все они умерли своей смертью, за исключением Третьякова (завербован ОГПУ в 1929-м, в 1942-м арестован гестапо как советский агент и в 1944-м расстрелян в немецком концлагере).

Во время Большого террора 1938−1940 годов расстреляны Никитин, Верховский, Малянтович и Маслов. Ливеровский дважды арестовывался, но затем освобождался. Салазкин умер своей смертью. Гвоздев неоднократно арестовывался, был в ссылке, откуда вернулся домой за пару месяцев до кончины. Кишкин также неоднократно арестовывался; умер своей смертью.

Были расстреляны Некрасов, Скобелев и Шаховской. Кокошкин и Шингарёв были убиты в тюремной больнице. В. Н. Львов умер в тюрьме.

В результате Февральской революции сложилась ситуация, когда власть была как бы разделена между Временным правительством и возглавляемой им системой органов власти, с одной стороны, и системой советов, активно возникающих по всей стране – с другой.

Временное правительство в своей деятельности основывалось на концепции, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только после избрания Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи «не предрешения» воли Учредительного собрания. Поэтому в значительной степени формально сохранялась прежняя система высших органов власти.

Но Государственный совет не действовал, хотя и не был упразднен. Временный комитет членов Государственной думы продолжал свою деятельность вплоть до октября 1917 г., оказывая влияние на Временное правительство при решении вопросов внутренней и внешней политики. Временное правительство осуществляло исполнительную и законодательную власть. Учреждения, сохранившиеся от прежней власти, были поставлены в подчиненное Временному правительству положение, но не распущены. В то же время состав Временного правительства принимал присягу в Сенате (в том числе при последующих изменениях состава), что указывало на то, что оно фактически признавало Сенат высшим органом государственной власти. В составе Сената упраздняются Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд. На местах изменения «официальной» системы власти были более существенны.

Система советов на этом историческом этапе не была единой. Во‑первых, до июня 1917 года не было общероссийских органов советов. В июне состоялся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет или ВЦИК (временный орган, действующий в перерывах между съездами, которые планировалось – и это было реализовано – проводить регулярно). Во‑вторых, отдельно действовали советы рабочих и солдатских депутатов и советы крестьянских депутатов (в некоторых районах советы рабочих депутатов и советы солдатских депутатов также существовали по отдельности). В то же время система советов, в основном в лице Петросовета, представляла собой противовес Временному правительству. Однако конкуренция в борьбе за власть сменялась сотрудничеством. Выражение советами в июне – августе 1917 года поддержки Временному правительству формально означало конец двоевластия, но на самом деле последнее продолжалось до Октябрьской революции, что подтверждается ролью, которую в ней сыграл Петросовет.

Еще по теме Март – октябрь 1917 г.:

  1. Глава V. Попытка движения, новая реакция и новый застой (март 1880 - октябрь 1895)
  2. ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 г. ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ С МАРТА ПО ОКТЯБРЬ 1917 г.
  3. ГЛАВА 9. Советское государство и право в октябре 1917 - 1953 гг. Общая характеристика государственно-правовой политики большевиков 1917-1953 гг.
  4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И РУКОВОДИТЕЛИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА (ОКТЯБРЬ 1917 - ДЕКАБРЬ 1991 г.)
  5. 24–26 октября 1917 г. (по старому стилю) Октябрьский переворот.
  6. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВА (ОКТЯБРЬ 1917 – 1918 ГГ.)
  7. § 3. Легитимность Временного правительства в период между февралем и октябрем 1917 г.

Временное правительство 1917 года являлось высшим исполнительным и законодательным органом в России. Сформировано оно было после Существовало Временное правительство с 15 марта по 7 ноября. Формирование его началось после отречения царя Николая 2 от престола.

Руководство 4-й Государственной Думы образовало 27 февраля Временный комитет. Председателем был М. В. Родзянко. Членами временного правительства были министры:

Внутренних дел и министр-председатель Е. Г. Львов (князь);

Юстиции - А. Ф. Керенский (трудовик, а затем эсер);

Земледелия - А. И. Шингарев (кадет);

Финансов - М. И. Терещенко (внепартийный);

Морской и военный - А. И. Гучков (октябрист);

Иностранных дел - П. Н. Милюков и прочие деятели.

Сформировавшееся правительство назвало себя "Временным", пока не будет созвано

Первая его декларация была обнародована в которой указывалась дальнейшая Деятельность Временного правительства сопровождалась широкими демократическими изменениями. Так, по религиозным и политическим делам принята амнистия, сняты ограничения вероисповедания, отменены сословия. Это способствовало развитию популярности новой власти.

В самом начале существования Временное правительство получило массовую поддержку населения. Кроме того, правящие круги Франции, Великобритании, США также его поддерживали.

Однако "новая власть" не решала и не могла решить ни одного основного вопроса в стране. Решение аграрной проблемы, устранение голода, разрухи в стране, формирование политической линии, государственного состава и прочие фундаментальные вопросы были отложены до Учредительного Собрания.

Несостоятельность Временного правительства привела к антиправительственным выступлениям. В апреле развился первый кризис власти. Ускорило его появление заявление Временного правительства о дальнейших действиях на внешнеполитической арене (вести войну до конца, выполняя неуклонно соглашения и договоры, заключенные между царем и союзными державами).

В результате кризиса власти в отставку ушли А. И. Гучков и П. Н. Милюков. На смену им пришли М. И. Терещенко и А. Ф. Керенский. В мае было созвано коалиционное правительство. В его составе было шесть министров-социалистов. Превратившись в партии власти, объединения меньшевиков и эсеров получили возможность реализовывать свои программные идеи.

6 мая Временное правительство обнародовало декларацию, в которой обещало осуществить радикальные аграрные изменения. Обещания реализованы не были. В стране заметно ухудшалась ситуация. Вскоре недовольство народа спровоцировало второй кризис власти.

18 июня прошла массовая демонстрация под большевистскими лозунгами и под руководством лидеров Исполнительного комитета в Петроградском совете.

После третьего правительственного кризиса 2 июля уходят в отставку министры-кадеты. На следующий день солдаты из пулеметного полка вышли на улицы Петрограда. Временным правительством эта демонстрация была расстреляна, а затем объявлено военное положение в Петрограде.

1 сентября А.Ф. Керенский образовал новый госорган - Директорию (Совет пяти). Новое правительство объявило распустив 4-ю Государственную Думу. Однако А. Ф. Керенский начал весьма быстро терять поддержку общества. На Демократическом совещании 14 сентября предполагалось решить вопрос правления, но партии-участники не смогли прийти к одному мнению.

Керенским было создано третье Но большевики решают силой захватить власть. В результате Временное правительство в 1917 году 26 октября (в два часа десять минут) было арестовано.