Сербы: "балканские русские". Переселение славян на Балканы. Начало. Сербский взгляд

Сто лет назад разгорелась Вторая Балканская война. Это была одна из самых быстротечных войн на Балканском полуострове - 29 июня — 29 июля 1913 г. 29 июня 1913 года в 3 часа утра болгарские войска без объявления войны атаковали сербов, а вечером - греков. Так началась Вторая Балканская война между Болгарией с одной стороны, и Сербией Черногорией и Грецией — с другой. Против Болгарии также выступили Турция и Румыния. Эта война была выгодна западным державам - позиции Российской империи на Балканах были подорваны, Франция, Германия и Австро-Венгрия усилили своё влияние на полуострове. Балканский союз рухнул, рассеяв надежды Петербурга на панславянский союз, который сможет противостоять экспансии Турции и австро-германского блока. Балканские государства от сотрудничества перешли к борьбе за место под солнцем. Болгария стала склоняться к союзу с Австро-Венгерской и германской империями, надеясь на реванш.

Предпосылки войны

Великодержавные амбиции балканских политиков. Деградация Османской империи позволила балканским народам, при помощи Российской державы, восстановить независимость. Но на этом политики этих стран не хотели останавливаться. Болгарское правительство хотело максимально расширить границы Болгарского государства, создав Великую Болгарию — державу, которая должна была занять всю восточную часть Балканского полуострова, получить Македонию и Фракию. Болгары считали себя главными победителями в Первой Балканской войне, их армия нанесла туркам наиболее серьёзные удары. Итоги войны обидели Болгария, она хотела большего. Самые решительные мечтали о «Великой Болгарии», которая как во времена наибольшего могущества Болгарского царства, будет простираться от Черного и Эгейского до Адриатического и Ионического морей. Сербия хотела присоединить к своей стране Западную Македонию и Албанию, получить вход в Адриатическое и Эгейское моря. Греки планировали максимально расширить границы своей страны, претендуя на Фракию и Южную Македонию, как и болгары. Зародилась идея восстановления Византийской империи со столицей в Константинополе. Румыния имела территориальные претензии к Болгарии, требуя Южную Добруджу.

Лондонский мирный договор 30 мая 1913 года, который подвёл черту под Первой Балканской войной, не удовлетворил балканские государства. Османская империя потеряла все европейские владения, кроме Константинополя и небольшой части Восточной Фракии и хотела вернуть хоть часть территории. При поддержке великих держав была создана Албания, хотя на её территорию претендовали Греция, Черногория и Сербия. Фракия и Македония не были поделены, новые границы не созданы. Лондонский договор создал повод для войны.

- Первая Балканская война ослабила позиции Австро-Венгрии и Германии на Балканах. Наличие Балканского союза и усиление Сербии и Черногории вынуждало Вену держать на южном направлении большее количество войск, что ослабляло армию в Галиции - против России. Поэтому усилия Вены и Берлина были сосредоточены на том, чтобы оторвать Болгарию от Сербии и России, рассорить между собой сербов и болгар. Австро-германские политики собирались разбить Балканский союз, создать для Сербии угрозу с тыла со стороны Болгарии. Болгарское государство должно было войти в состав группировки Центральных держав. Германские и австрийские дипломаты внушали сербам, что раз они не получили в войне желаемого доступа к Адриатике, они должны компенсировать себя за счёт Македонии и Салоник, получив выход в Эгейское море. Для этого требовалось развязать войну с Болгарией и Грецией. С другой стороны болгар убеждали в необходимости захвата Македонии. Вена обещала Софии в этом вопросе поддержку.

Политика Англии и различных закулисных структур. «Мировое закулисье» уже не один год готовило почву для начала большой войны в Европе. Балканы должны были дать повод к мировой войне, в которую было необходимо втянуть Россию, а это было неизбежно в силу исторических связей Российского государства с балканскими народами. Чёткая позиция Англии, а её поддерживала и Франция, могла остановить войну на Балканах. Двусмысленность позиции Англии, провоцировала наступательные действий австро-германского блока. Такую же позицию Англия займет перед началом Первой мировой войны, дав надежду германскому правительству на нейтралитет Лондона.

Предвоенная политическая ситуация

В начале 1913 года сербская пресса, принадлежавшая ориентировавшейся на Вену партии либералов и националистической тайной организации «Черная рука», которая имела связи с европейским масонством, развернула кампанию против сербо-болгарского союза. Правительство Пашича обвиняли в излишней уступчивости Болгарии в территориальном вопросе. Такую же истерию подняли в Болгарии. Обе стороны настаивали на историческом праве на Македонию. Эти настроения всячески подогревались Австро-Венгрией и Германией.

26 мая 1913 года сербское правительство потребовало от Софии пересмотра условий соглашения 1912 года. 28 мая глава сербского правительства Пашич выступая в скупщине (парламенте) заявил, что Сербия и Греция должны иметь общую границу. Поэтому договор с болгарами должен быть изменен в пользу Сербии. Белград поддержали и греки. Греция не хотела перехода Македонии под власть Болгарии. Кроме того, превращение Салоник в главный торговый центр на юге Сербии сулил немалую выгоду Греции. 1 июня 1913 года Сербия и Греция подписали союзный договор и военную конвенцию, направленную против Болгарии. Соглашение предусматривало раздел Македонии между Сербией и Грецией, установление между государствами общей границы. Был подписан и секретный протокол о разделе Албании на сферы влияния Сербии и Греции. В Софии восприняли это соглашение как антиболгарскую провокацию.

Это соглашение делало войну неизбежной. Сербская пресса, политики, придворные круги и военные отвергали любые компромиссы с Болгарией и требовали, чтобы армия добилась решения «национальных задач». Только сербские социалисты были против войны, но их голос был фактически не слышим в хоре националистов. Даже сам король стал призывать к максимальному расширению границ Сербского государства. В конце мая наследник сербского престола Александр Карагеоргиевич посетил сербские войска, расположенные в Македонии. Выступая перед военными с речами, он говорил о необходимости немедленного решения территориального спора с Болгарией. В начале лета 1913 года началась «сербизация» Западной Македонии. Пресса обвиняла правительство Пашича, который стоял на более умеренных позициях и ориентировался на Россию, в национальном предательстве. Сербское правительство было прочно связано во внешней политике с Россией и Францией, и было вынуждено считаться с их мнением.

Позиция России

Россия старалась сохранить Балканский союз. Его создание было большим дипломатическим успехом Российской империи: этот союз мог быть направлен как против Турции, так и против Австро-Венгрии. Опираясь на него, Россия могла решить вопрос черноморских проливов в свою пользу. Русская дипломатия советовала Софии пойти на уступки. Петербург предлагал немедленно собрать конференцию глав правительств Балканского союза, при арбитраже России. Конференция должна была найти мирный выход из сложившейся ситуации. Однако желающих разрушить Балканский союз было слишком много, великодержавные амбиции балканских государств подпитывались как австро-венгерским блоком, так и Францией, Англией.

Российский император Николай II обратился к главам Сербии и Болгарии с личным посланием, где предупредил, что при начале братоубийственной войны, Петербург сохранит за собой свободу действий. София и Белград пожаловались друг на друга. Сербский монарх Петр ответил, что требования Белграда не могут быть ограничены сербо-болгарским соглашением 1912 года. Болгарский царь Фердинанд обвинил сербов в том, что они планирую лишить Софию плодов её победы.

МИД России потребовал от Белграда немедленно дать согласие на созыв конференции. Такое же предложение было сделано Софии. Но Австро-Венгрия заверила болгарское правительство в том, что поддержит претензии Софии на Македонию. Болгары отклонили предложение Петербурга о созыве конференции и заявили о необходимости соблюдения условий сербо-болгарского соглашения 1912 года. София потребовала пропуска её войск в районы юго-западной и южной Македонии. Их занимали сербские и греческие силы. Белград ответил отказом. Болгарское правительство срочно отозвало своего посла из Сербии.

Болгарский царь Фердинанд Саксен Кобург-Готский, который раньше балансировал в игре с прорусской и прогерманской партиями, сделал окончательный выбор. Болгария решила ударить первой. 25 июня болгарский посланник в Петербурге сообщил главе российского МИДа Сазонову, что Болгария больше ждать не может и вынуждена прервать дальнейшие переговоры с Россией и Сербией. Русский министр заявил, что Болгария тем самым «совершает предательский шаг по отношению к славянскому делу» и «принимает решение, равносильное объявлению братоубийственной войны». Таким образом, «братья-славяне» подставили Россию, и не в последний раз.

Война

29 июня командующий болгарской армией генерал Михаил Савов отдал войскам приказ о наступлении. К этому моменту Болгария имела 5 армий - всего около 500 тыс. человек. Болгарское командование планировало атаковать на южном направлении, перерезать сообщение между Сербией и Грецией, захватить Скопью и всю Македонию. Далее София считала, что начнутся переговоры, и Сербия будет вынуждена согласиться на мир на условиях Болгарии. Сербская армия - три армии и два отдельных отряда (всего около 200 тыс. человек), была расположена вдоль всей границы с Болгарией. Никаких особых планов накануне войны у Сербии не было.

В ночь на 30 июня 1913 года болгарские части без объявления войны атаковали сербские войска, которые были дислоцированы в Македонии. 4-я болгарская армия вела наступление на македонском направлении, 2-я армия - в направлении Салоник. Болгары разбили приграничные сербские войска, но вскоре их остановила 1-я сербская армия во главе с Александром Карагеоргиевичем. 2-я болгарская армия разбила передовые части греков и вышла к побережью Эгейского моря. 30 июня Греция, Сербия и Черногория объявили войну Болгарии. Король Греции Константин I возглавил армию (около 150 тыс.) и отдал приказ о контрнаступлении. В это время сербские войска остановили наступление 1-й и 5-й болгарских армий на Пирот.

Болгарское наступление захлебнулось уже к 2 июля, София явно переоценила свои силы и недооценила боевой настрой и мощь противников. София даже первоначально склонялась к мысли об отводе войск и заявлении о пограничном конфликте. Однако ходу назад не было. Сербия, Греция и Черногория получили долгожданную возможность разгромить конкурента. Болгарские войска оказались в тяжелой ситуации и стали отходить к старой границе. Болгарии пришлось стянуть к границе с Грецией и Сербией подавляющую часть своих сил. К 4 июля греческая армия разбила болгар в битве под Килкисом. Остатки болгарских войск отступили к границе. 7 июля греческие войска вошли в Струмицу. 10 июля болгары отошли на восточный берег Струмы. 11 июля греки вступили в контакт с сербскими войсками.

В Румынии пристально следили за разворачивающимися событиями. Румынские политики также были заражены идеей «Великой Румынии» (до сих пор болеют, целительный опыт Второй мировой войны, к сожалению, уже забыт). Бухарест имел территориальные претензии ко всем своим соседям — Болгарии, Австро-Венгрии и России. Но в силу своей военной слабости, Румыния могла рассчитывать на приращение своей территории только в случае катастрофического ослабления соседей. Более или менее равноценным противником была только Болгария. Но и тут надо было действовать осторожно, чтоб не вызвать серьёзных осложнений с Россией, и не нарваться на поражение.

Румыны предусмотрительно не стали ввязываться в Первую Балканскую войну. Мол, пусть сербы с болгарами дерутся с турками, а мы посмотрим, чья возьмёт. При этом Бухарест подготовил войска, и в случае успеха османов, был готов ударить по Болгарии. Румыны требовали передачи им Южной Добруджи. Когда Порту разгромили, на Лондонской конференции румынская делегация попыталась урвать свою долю, но не вышло. Убедившись, что Болгария терпит поражение от Греции и Сербии, 14 июля румынские войска (Румыния имело около 450 тыс. человек) пересекли румыно-болгарскую границу в районе Добруджи и двинулись на Варну. Сопротивления со стороны болгар практически не было. Почти все болгарские войска были сосредоточены против сербской и греческой армий. Румынская кавалерия спокойно приближалась к Софии.

Почти одновременно с румынами на Болгарию напала и Турция. Их передовые части пересекли реку Марицу. Инициатором начала боевых действий стал Энвер-паша, лидер младотурок. Командующим операцией был назначен Изет-пашу. Младотурки планировали воспользовалась Второй Балканской войной для улучшения своих позиций в европейской части Турции. Османы выставили свыше 200 тыс. человек. Турецкие войска в течение нескольких дней очистили от болгар Восточную Фракию. 23 июля заняли Эдирне (Адрианополь). Россия предложила Англии и Франции провести коллективную военно-морскую демонстрацию против Турции, выразив опасение, что после захвата Адрианополя, турки обнаглеют. Но Англия и Франция выразили согласие провести такую операцию, лишь при участии Германии, Австро-Венгрии и Италии, то есть по факту отказали. Повторное предложение провести военно-морскую демонстрацию только силами Антанты категорически отвергли.

Болгарская армия отчаянно отбивалась. Болгары смогли остановить наступление сербов на Софию и стабилизировать ситуацию на греческом фронте. Но с вступлением в войну Румынии и Турции болгары были обречены. 29 июля София, поняв безвыходность ситуации и перед угрозой военной катастрофы, пошла на мирные переговоры.

Итоги

При посредничестве России 31 июля 1913 года Бухарест подписал перемирие. 10 августа 1913 года был подписан Бухарестский мирный договор. Болгария потеряла большую часть занятых в ходе Первой Балканской войны территорий, а также передала Румынии Южную Добруджу — около 7 тыс. квадратных километров. Македонию поделили между Сербией и Грецией. Болгария смогла сохранить выход в Эгейское море. 29 сентября 1913 года в Константинополе был подписан мирный договор между Болгарией и Турцией. Болгария передала Турции часть Восточной Фракии с городом Эдирне.

В Сербии торжествовали - территория государства увеличилась с 48,3 до 87,7 тысяч квадратных километров, а население — с 2,9 до 4,4 млн. человек. Главный соперник Сербии на Балканском полуострове среди славянских государств - Болгария была разбита и задвинута на второй план. Однако радость была недолгой. Разрушение Балканского союза, в стратегическом отношении, выйдет Сербии боком, резко ухудшив возможности славян в борьбе с австро-германскими силами в Первую мировую войну.
Россия потерпела серьёзное дипломатическое поражение.

Братья-славяне вместо того, что бы крепить союз и сотрудничество, устроили братоубийственную бойню на радость геополитическим противникам России. Скоро со стороны Балкан последует новая провокация, которая заставит Российскую империю вступить в Первую мировую войну, которая завершится для неё геополитической катастрофой.

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

Шесть из них - традиционно православные ( , ). Термин «традиционно» упомянут здесь потому, что практически все из этих государств официально светские. Материал ниже не носит никакого академического характера, можно рассматривать его просто как наблюдения. плюс сведения о некоторых особенностях Православия в .

Начнем с вопроса, который каждую зиму волнует очень многих: кто когда празднует Рождество. На Рождество празднуют также, как и мы, т.е. 7 января Сербская церковь (соответственно, сербы и черногорцы), также непризнанная Македонская церковь и монашеская республика Афон (территориально - часть Греции). Остальные, а именно: Греческая, Болгарская и Румынская церкви празднуют Рождество также, как и католики - 25 декабря. Вообще, среди всех поместных церквей, также как мы (7 января) Рождество празднуют Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Афон. Все остальные поместные Православные церкви празднуют Рождество 25 декабря. Но вернемся к неформальным оценкам состояния Православия в балканских странах.

Сербия

Приняла православие позже всех Православных Церквей. В XIII веке она получила автокефалию. Что касается сербского православия в настоящее время, то можно с уверенностью сказать, что оно «на подъеме». До недавнего времени (до 15 ноября 2009) Сербской Православной Церковью управлял человек, которого в православном мире вообще считают святым. Это был 44-й сербский Патриарх Павел. Что же касается самих сербов, то в храмах в крупных городах по большим праздникам «не протолкнуться». По воскресным дням в храмах тоже пусто не бывает. Сербская Православная Церковь, так же как и Русская, подвергалась гонениям в социалистические времена. Как ни парадоксально, но возможно это и стало причиной массового возврата сербов в Церковь.

В сербском Православии есть своя особенность. В отличие от русских, где каждый крестящийся человек получает крестное имя (имя святого, в честь которого крестится), у серба крестное имя уже определено до крещения, и не только до крещения, но и до его рождения. Это так называемый феномен сербской «Славы». Крестное имя (или «Слава») передается по мужской линии из рода в род. Начало идет от Святого Саввы, основателя Сербской Православной Церкви. Крестя сербов Святой Савва давал им крестные имена, которые с тех пор передаются по мужской линии из рода в род. Т.е. сын будет иметь такую же «Славу», что и его отец. С женщинами сложнее. Девочка до замужества имеет «Славу» своего отца, а выйдя замуж, ее «Славой» будет «Слава» ее мужа.

В рассказах о Сербии разумно было бы добавить Черногорию и Македонию, так как эти страны являются канонической территорией Сербской Православной Церкви, хотя в последние времена Македонская церковь претендует на самостоятельность и претендует очень настойчиво.

Македония

С Македонией все сложно. Македонская православная церковь претендует на самостоятельность (т.е. независимость от Сербской). Процесс идет, но завершенным его назвать нельзя. Официального признания независимой Македонской Церкви пока нет. Те кто посещали Македонию отмечали, что вера среди славянского населения (именно, славянского, так как в последнее время сильно растет албанская составляющая) реально существует. Народ массово посещает храмы, и не раз в год, а регулярно.

Болгария

В Болгарии с Православием дела обстоят абсолютно иначе. Православие в Болгарии сейчас находится в упадке. Люди массово забывают веру своих предков, придумывая порой самые нелепые объяснения этому забвению. Одно из самых распространенных объяснений, которые приходилось слышать, - это тот факт, что начиная с социалистических времен в церквях вместо священников служат офицеры спецслужб. Вероятно, какой-то процент действительно служит, или, правильнее сказать, служил. Ровно так же, как и в СССР. Но к массовому отходу от Церкви в России это не привело, даже наоборот, а вот в Болгарии народ в Церковь после краха социализма возвращаться решительно не хочет, и это очень явно видно. В больших городах по великим праздникам в храмы заполнены в лучшем случае наполовину. В Болгарии огромное количество храмовых развалин, которыми болгары гордятся, как памятниками архитектуры, абсолютно забывая о том, что это ни что иное, как свидетельства состояния их православия. Резюме: массовый отход (или невозврат после социализма) есть, и он заметен очень явно. Очень яркий пример: в крупнейшем Болгарии Рильском монастыре, - 8 монахов вместе с настоятелем. В некоторых действующих монастырях есть только настоятель, например, в монастыре Свв. Константина и Елены в одноименном приморском городке. Все это удивительно, учитывая, что Болгарская Церковь не подвергалась таким жестоким гонениям как в России или Сербии.

Румыния

В отличие от Болгарии в соседней Румынии Православие - это больше, чем традиция. Люди в храмы ходят. Присутствовавшие на службах в румынских храмах отмечают, что в Румынии Православие «самое домашнее». Большинство прихожан приходят со своими ковриками. В моменты коленопреклоненных молитв опускаются на них. Храмов в Румынии очень много. Один только пример: на 3 миллиона жителей Бухареста - 300 православных храмов. Для сравнение в Москве на 15 миллионов - 400. 90% населения - православные, причем не на словах, а на деле.

Греция

В Греции православие особенное. Его вполне можно назвать либеральным. Оно менее строгое, чем в России. Это выражается, например, в необязательности исповеди перед каждым Причастием. Службы, как правило, короче, чем в России и в Сербии. Но, что безусловно. Православие - это определенно часть Греции. Храмы совершенно точно не пустуют. По некоторым сведениям, до недавнего времени Церковь была богатейшим институтом Греции.

Из особенностей следует отметить греческое духовное пение. Человек, который никогда не сталкивался с греческим духовным пением, вряд ли отличие его от пения муэдзина в мечети. Четверть-тоновые ходы, мелизмы. Православная литургия в сопровождении такого пения, а хоры в Греции не обязательное явление, часто просто стоит один человек с микрофоном, выглядит довольно необычно. О том, какой момент службы сейчас реально совершается, часто можно догадаться только по действиям священников.

Кто такие сербы и хорваты? Откуда они появились на Балканах?

  1. Существует несколько теорий происхождения сербов. Но на данный момент сербы считаются одним из южно-славянских народов. Тем не менее генетические исследования показывают, что сербы скорее представляют собой ославяненые группы местного дославянского населения, поскольку среди сербов высокий процент содержания гаплогрупп I2 (29%) и E1b1 (24%), тогда как "славянская" гаплогруппа R1a имеется лишь у 15% сербов.
    Сербы впервые упомянуты Плинием Старшим, а также Птолемеем в его Географии во 2-м столетии н. э. и причислены к сарматским племенам, проживавшим на Северном Кавказе и Нижней Волге. В 4-м веке сарматские сербы, в числе других славянских племен под натиском гуннов и аланов двинулись в Центральную Европу, где обосновались в Белой Сербии области, располагающейся в современных восточногерманских и западнопольских районах. Согласно мнению одних исследователей в регионе Эльбы-Зале, других в верховьях Вислы и Одера, третьих во всех землях от Эльбы-Зале до верхней Вислы. Там они смешались с местными славянскими народностями. И по сей день в Саксонии сохранился район Сорбия (Лужица, Lusatia, Sorbian #321;u#382;ica, German Lausitz), где проживают правнуки тех самых сербов лужичане (сорбы) .
    Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного, сербы (уже как единый славянский народ) мигрировали к югу в 7-м веке в правление византийского царя Ираклия и расселились в пределах современных Южной Сербии, Македонии, Черногории, Далмации, Боснии и Герцеговины. Там они смешались с потомками местных балканских племен иллирийцев, даков и др.
    Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины, Славонии, Трансильвании и Венгрии. Позднее, в восемнадцатом веке тысячи сербов отправились в Российскую империю, где им на поселение были выделены земли в Новороссии в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия.

    Хорва#769;ты (хорв. Hrvati; устар. кроа#769;ты) южнославянский народ, представители которого проживают в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии, Черногории, Румынии, Словакии, Словении, Чехии, а также Австралии, Австрии, Аргентине, Боливии, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, Новой Зеландии, Перу, США, и других странах.
    Собственно нынешние хорваты это красные хорваты. Одно из восточнославянских племн, проживавших в восточной Галиции (западная Украина) , называлось белые хорваты, а племена, проживавшие в Моравии и Словакии, чрные хорваты.
    Общая численность около 9 млн, из них в Хорватии 4 млн, Боснии и Герцеговине 650 тыс. Основная религия католицизм. Язык хорватский.

  2. сербы и хорваты пришли на Балканы из Паннонии под натисом авар в 6 веке. Сербсо государство стало складываться в области Рашка в начале 9 века. после разгрома его в 960 болгарами и Византией возродилось в области Зета (Дукла, ныне - Черногория) . в 1101 распалось на 3 независимые части - Зету, Рашку и Босну. в 1160 объединены в княжество Сербия (с 1217 - королевство) . распалось на области (господарства) в 1371. в 1459 окончательно подчинено Оманской империи.
    Хорватия до 812 была вассалом Византии, затем перешла под власть франков, с 879 стала независимым кнжеством (с 925 - королевством) . в 1102 на правах унии (с сохранением автономии) вошла в состав Венгерского королевства.
    сербы и хорваты - диный народ с ОБЩИМ языком, но - сербы православные и пользуются кирилицей, а хорваты - католики и пользуются латиницей. подвиды сербов - черногорцы, босняки, ГЕРЦЕговинцы
  3. Это южные славяне. Живут там давно (есть упоминания у древнеримских авторов) . А пришли оттуда, откуда все славяне.
  4. В славистике до сих пор не установлено происхождение и значение названий южнославянских народов сербов и хорватов. Из Истории нам хорошо известно, что род хорватов пяти братьев и двух сестр вместе с их народом пришл на Балканский полуостров с севера из-за Багиварии (Баварии) . Упоминаются в хронике имп. Константина Багрянородного. Шафарик считает, что до VII в. Б. с. жили в Великой Польше и Серболужицкой земле, а Б. хорваты в Малой Польше, запад. Галиции, сев. Чехии, в VII в. перешли в тепер. Сербию и Хорватию.

Когда мы пытались искать, что интересного можно посмотреть в Сербии, даже у всемогущего Гугла возникали проблемы с ответом на этот непростой вопрос.


Складывалось ощущение, что страна есть, а примечательного в ней практически ничего нет.

Но парочку неплохих мест, которые выделялись на фоне остального безрыбья, мы всё-таки нашли.

Первым по плану был вьющийся змеёй каньон с рекой, над которым вроде бы должна была находиться смотровая площадка.

К сожалению, на этом первом же пункте наша удача дала сбой. То ли по прихоти какого-то недобросовестного описания в интернете, то ли по нашей собственной глупости, но мы ожидали найти описанное выше место в районе поселения, от имени которого на лице появляется улыбка - Кокин Брод.

Мы нашли реку, но это было явно не то место, которое манило с фотографий в сети.

Контакт с аборигенами тоже оказался бесплоден - люди либо не знали, где это, либо не понимали чего мы хотим. Последних было подавляющее большинство. Английский язык, в отличие от приморских балканских стран, здесь был не в чести.

Мы даже пытались проехать вдоль найденной реки, в надежде, что это всё-таки то самое искомое место, но сербские деревенские дороги - это просто паутина случайных колей, которые лишь весьма условно можно назвать дорогами. Навигатор вообще отказывался работать в таких нечеловеческих условиях.

В общем, после очередного обсуждения на тему: сможем ли мы здесь проехать или застрянем, было принято решение, что ну бы его к лешему. Ведь ещё нужно было доехать до места ночёвки, которое было накануне забронировано всего в каких-то 250-ти километрах от региона, где мы блуждали.

Казалось бы, 250 километров в Европе - обычно это ерунда. Но на юге Сербии не было ничего даже близко напоминающего шоссе. Зато были змеящиеся среди холмов дороги, которые в основном варьировались по качеству от плохого к среднему.

Добавив к этому переезд по серпантину горного массива, стоящего на пути в восточную часть страны, получилось, что петляли мы до цели около шести часов.

В этой части страны нас ждало второе из найденных чудес Сербии. Называлось оно очень мило - Город Дьявола (Đavolja Varoš).

Здесь даже продавали билеты и сувениры, что говорит о том, что место, находящееся где-то глубоко в сельской местности - довольно популярно среди немногочисленных туристов.

Первое, что видишь внутри - ржавые лужи, вытекающие из-под земли.

Жуткое название города это не оправдывает, но выглядит странновато.

Второе - это то, ради чего сюда приезжают люди. Конусообразные столбы с камнями на верхушке.

Смотрится здорово. Не то, чтобы ради них стоило ехать в Сербию, но если уж оказались в ней, то посмотреть, безусловно, интересно.

Где-то, как раз в этом районе, в голове возникла мысль, а не сгонять ли на сутки в болгарскую Софию, что и было успешно сделано.

По дороге мы ещё заезжали в какие-то малоизвестные городки, самым большим из которых был Ниш (Niš), но ничего особенно запоминающегося там не попадалось.

Местами сербские поселения выглядели довольно уныло.

Зато вот Белград стал прямо отдушиной.

Вроде обычный для Европы набор. Крепость…

…возвышающаяся над городом…

…и сохранившаяся в относительно неплохом состоянии.

И прочие остатки былой архитектурной роскоши…

…коих встречается с избытком в центре города.

Есть даже торжественная смена караула, почти как у мавзолея.

Но это всё вторично. Я даже толком не могу объяснить, почему мне так понравился этот город.

В нём, если честно, ничего сверхъестественно прекрасного нет.

Но в каких-то городах через полчаса кажется, что ты мог бы здесь жить, а из каких-то хочется поскорее уехать.

Белград для меня из первых.

Я бы счёл за удовольствие пожить тут какое-то время.

Такое же ощущение было когда-то при знакомстве с Санкт-Петербургом.

Вот и в Белграде - жизнь бьёт ключом, но без излишнего пафоса и толкучки, которые так раздражают, например, в белокаменной.

В общем, столица Сербии превысила все ожидания. И причина даже не в том, что они были снижены общей неказистостью страны.