Обзор (Рецензия) игры Black The Fall – «Антиутопический социализм

Игру Black The Fall, вдохновленную румынской революцией 1989 года, создали в Бухаресте. Проект представляет собой довольно неплохую аллюзию на преступления коммунистического режима в стране. Получилось атмосферно, но без серьезных недостатков не обошлось.

Вы попадаете в странный, гротескный мир-тюрьму, где тысячи заключенных работают на производстве. Они вырабатывают электричество с помощью обычных механических генераторов, плавят сталь в огромных цехах и живут, по сути, как рабы. Каждому в этом мире выдают специальный датчик, который взаимодействует с системой охраны. Если кто-то попробует сбежать, специальная оружейная платформа мгновенно его расстреляет. По коридорам мрачного здания бродят слуги режима - надзиратели. Это жестокие толстые чудовища в красных шлемах, назвать которых людьми очень сложно. Очевидно, что именно вам придется сбежать из этого ада на земле. Впрочем, по ходу дела вы не раз будете задавать себе вопрос: а куда, собственно говоря, бежать? За пределами тюрьмы вас вряд ли ждет что-нибудь получше.

Black The Fall - это платформер в стиле Inside, который мало чем отличается от последней в плане геймплея. Есть набор локаций, в каждой из которых присутствует определенный пазл, решив который, вы сможете пройти дальше. И так до самого конца, пока вы наконец-то не выберетесь на волю.

Сами по себе задачи в Black The Fall радуют. Практически на каждой локации можно найти что-то уникальное. Вот вам нужно отвлечь надзирателя, и вы включаете ему на проекторе размытую запись выступления местного диктатора, поразительно похожего на Чаушеску. В другом моменте придется побегать от огромных резаков. Буквально сразу же получится достать специальную лазерную указку, с помощью которой можно будет указывать другим рабам, что делать. Практически все логические загадки в Black The Fall относятся к разряду «где-то я это уже видел», но чаще всего они разные и не приедаются. Есть и необычные вещи вроде уровня, где нужно ориентироваться на звук пара, идущего из заводских труб. Если зазеваетесь, просто сваритесь заживо.

В этот момент вы обнаружите, что у Black The Fall есть огромный плюс - удобные сохранения. После очередной смерти не придется далеко бежать - начинать вы будете на той же локации. Так что можете делать хоть десятки попыток подряд - много времени это у вас не отнимет. Правда, иногда придется подождать, пока что-то произойдет: например, отвернется надзиратель, или мимо проедет вагонетка.

Ключевая проблема задач, впрочем, кроется не в отсутствии оригинальности, а в общей несогласованности игры. Некоторые локации трудно пройти, поскольку неправильно настроен тайминг, а расстояние между важными объектами слишком велико. Некоторые уровни наоборот кажутся слишком легкими. Из-за этого игра ощущается неровно. В некоторые моменты она может приносить удовольствие, а в некоторые вам захочется бросить игру и не возвращаться к ней никогда. Впрочем, такое случается нечасто.

По мере прохождения Black The Fall может показаться, что игре очень не хватает индивидуальности. И это действительно правда: в ней практически не используется тема авторитарного террора. На стенах висят портреты Ленина и Маркса и всякие социалистические символы, людей загнали в рабство их правители, но это никак эксплуатируется в пазлах. Это всего лишь фон, пусть и весьма атмосферный. Игра использует почти черно-белую гамму с вкраплениями красного цвета. Разработчики создают ощущение ужаса от происходящего при помощи умелой игры с планами. В игре есть классный переход из темного скучного тоннеля в фабрику с электростанцией, в которой динамо-машины крутятся при помощи усилий рабов. Хотя сами вы будете поступать с вашими товарищами по несчастью ничуть не лучше, используя их лишь как инструмент для побега. Ни о какой революции речи не идет - вам просто нужно спасти себя. Очень жаль, что в Black The Fall стиль используется только ради эффекта, и ее тема никак не используется другими составляющими игры.

Общая продолжительность Black The Fall составляет около полутора часов в том случае, если вы знаете, что делать, и хорошо знакомы с жанром. Для других же это время нужно умножать как минимум на два, а то и на три. В любом случае, приесться игра вам не успеет - каждый раз вы будете встречать что-то новое.

Black The Fall - это клон Limbo и Inside. По крайней мере так кажется в первые минут двадцать. Которые, кстати говоря, являются худшим, что есть в игре. Данный проект постигла судьба недавней Little Nightmares, которая тоже начиналась как унылый подражатель, но постепенно приобретала своё собственное лицо. И у Black The Fall лицо это оказалось не всегда привлекательным и несколько странноватым, зато полным харизмы.

Гнёт высших сил, борьба «маленького человека» с системой, приоритет корпоративных интересов - игра поднимает те же темы, что и прошлогодний шедевр от Playdead, пусть и делает это с гораздо меньшим изяществом. Здесь система - не какая-то мутная организация, а самое что ни на есть правительство; борьба - не хитрая метафора в виде превращения в уродливого монстра, а восстания и протесты несогласных. Но такая прямота обусловлена сеттингом: действие разворачивается в альтернативном СССР со всеми сопутствующими символикой, оркестровой музыкой и восточноевропейским колоритом. Тут вам и статуи вождя, подозрительно похожего на Ленина, и ковры с психоделическими узорами, и православные церкви (только почему-то со скамейками), и деревянные туалетные кабинки с вырезанным сердечком на уровне глаз. Смущают только попадающиеся иногда надписи на английском языке: мелочь, но немного нарушает атмосферу игры.

Black the Fall - смесь платформера и головоломки с большим упором на второй компонент. Даже на простых прыжках тут основано несколько задачек. Сами задачки, кстати, очень хороши и пестрят разнообразием: то мы укрываемся от камер слежения, прикидываясь рабочим, то избегаем смертельных ловушек в абсолютной темноте, ориентируясь лишь на звук; а ближе к концу к герою присоединяется обаятельный робопёс (меленький, не как в Half-Life 2), и соображать приходится уже на двоих.

И всё бы хорошо, но игре не хватает полировки: местами анимация кривовата, графика слабовата, контрольные точки расставлены далековато, а некоторые моменты можно было бы и вовсе вырезать, чтобы не раздражали. Имеются и огромные претензии к концовке: что это было вообще? Артхаусная недосказанность или тупейший клиффхэнгер а-ля Halo 2? Товарищи, давайте-ка произведения делать законченными, чтобы под финал не создавалось ощущение сценарного огрызка.

Если большинство выходящих игр всеми возможными способами пытаются завлечь в свои сети игрока, что называется, «с порога», а потом пичкают одним и тем же с небольшими модификациями, то Black The Fall действует наоборот. Из нудного, монотонного платформера игра постепенно превращается в отличное приключение с действительно хорошими загадками и вязкой атмосферой. Складывается впечатление, что создатели поняли, чего хотят, только в середине процесса разработки. На эту версию указывает и то, что во времена сборов на «Кикстартере» игра представляла собой нечто отличающееся от релизной версии: более готичное и экшен-ориентированное. Перемены пошли проекту на пользу, но в следующий раз хотелось бы, чтобы игра захватывала с первых секунд, а не спустя четверть прохождения.

Black The Fall - игра румынской независимой студии Sand Sailor, издаваемая Square Enix. Это пазл-платформер с мрачной атмосферой индустриальной антиутопии. Данному проекту никак не избежать сравнений с Limbo/Inside, даже после глобальной переработки за последние два года.

Главным героем здесь является старый рабочий, изнуренный десятилетиями тяжелого труда, который пытается сбежать из страны с тоталитарным коммунистическим режимом. Происходящее в игре основано на реальных событиях.

Было
Стало

Изначально Black The Fall была двумерной, черно-белой и с элементами шутера. Но разработчики, прислушавшись к игрокам и собственным переосмыслениям, решили кардинально все поменять. Теперь она трехмерная и цветная. А головоломки и манипуляции с окружением сменили шутерную часть. Фабрики и заводы сплошь состоят из ловушек и охранников, чтобы рабочие не могли сбежать. В игру также добавили спутника - собаку-робота - теперь центральному персонажу не так скучно, да и головоломки для двоих выглядят интереснее. История стала привязана именно к румынскому коммунистическому прошлому. И несмотря на смену цветовой гаммы, игра не потеряла необходимую мрачную атмосферу.

В Black The Fall нет текстов и диалогов, история рассказывается при помощи визуальной части и звуков. Разработчики, основываясь на воспоминаниях родных, пытались передать жизнь в рамках ограничительного режима. Мир, где приходится применять манипулирование и скрытность. И у них это получилось: всем телом ощущаешь жуткую и замкнутую атмосферу, в основном благодаря неплохо проработанным интерактивным элементам.

На некоторых внутриигровых плакатах находятся подсказки по управлению

Но несмотря на глобальные изменения, игра все еще похожа на тот же Inside от Playdead. Мрачная атмосфера, геймплейные элементы, недружелюбное окружение и многое другое так или иначе напоминает уже знакомое ранее. В какой-то момент кажется, что у Black The Fall есть свежие идеи: прохождение в кромешной темноте на слух или парочка интересных манипуляций при помощи десигнатора. Но такие моменты можно пересчитать максимум по пальцам одной руки. В основном игра состоит из простеньких головоломок, которые пробегаются с первой попытки: перемещение объектов, преграждающих путь, или растворение в толпе, пока мимо проносится прожектор охраны. И парочки неоднозначных моментов, которые скорее оставят раздражительное послевкусие, нежели гордое и довольное чувство после решения головоломки.








Помимо неплохой мрачной и меланхоличной атмосферы игре очень не хватает важных элементов для хорошего повествования, чтобы все выглядело динамично, интересно, убедительно. Герой должен вызывать сопереживание. Но в Black The Fall с этим все тухло. Здесь даже взаимодействие с питомцем выглядит бездушно. Герой вместо заботы и переживаний потерять нового друга обращается с ним уж очень небрежно: бросает под огонь или в воду, а то и вовсе где-то забывает его. И, наконец, не хватает хоть какого-то подобия глав. Иначе, пробегая очередную локацию и резко оказавшись в финальном помещении, испытываешь лишь недоумение.

Вдобавок ко всему игра оказалась совсем короткой. Существенные преобразования не помогли Black The Fall выйти из тени конкурентов, только еще больше подтолкнули на сравнения. В итоге потенциально интересная игра превратилась в средненький проходняк.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Неплохой пазл-платформер с мрачной атмосферой индустриальной антиутопии, которому очень не хватает более «яркого» и гармоничного повествования и уникальных геймплейных идей.

Рассказываем об игре с атмосферой окончательно победившего коммунизма и лицом оруэлловского «1984».

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

В 2014 году разработчики из румынской Sand Sailor Studio начали сбор средств на «Кикстартере». На пожертвования игроков компания обещала создать минималистский 2,75D-боевик с элементами головоломки, навеянный культовыми фильмами Тарковского, Тарантино и Родригеса.

Действие происходило бы в посткоммунистическом индустриальном мире, где одинокому путнику угрожали бы грузные рабочие (workers) и другие представители человеческой расы, а также не менее громоздкие машины, напоминающие не то AT-AT, не то дымящиеся мусорные контейнеры с ножками да пушками. Расправа над ними стала бы единственным выходом для нашего героя, которому попутно нужно было решить множество загадок на своем линейном пути.

И вроде бы все складывалось удачно — кому-то понравился визуальный стиль в духе Limbo , кому-то — геймплей с отстрелом противников и видом сбоку, а других привлекли решения разного рода головоломок. Однако спустя какое-то время студия решила сменить и главного протагониста, и вселенную вокруг него. Вместо рассказа о посткоммунистической борьбе, разработчики решили отразить в игре социалистическое прошлое Румынии. В итоге местом действия стала футуристическая страна победившего коммунизма. Герой же из воинственного персонажа превратился в невзрачного типа в шапке-ушанке, который к тому же разучился драться и стрелять.

Внезапный побег

Цвет красного (опасность) и серого вперемешку с сепией (безысходность) в игре ощутимо преобладают над всеми остальными.

Начало не слишком радужное. Мы, то есть наш герой, пытаемся сбежать с огромной фабрики. Местные охранные системы пытаются нас убить при любом обнаружении подозрительной активности (например, если мы не работаем ). Под оглушительные всплески дабстепа мы вырываемся на открытое пространство, оглядываемся и понимаем — фабрика огромна, и выбраться с нее будет ох как непросто!

Чуть позже появляются первые загадки. Они вносят приятное разнообразие в геймплей, а заодно намекают на не до конца забытую идею старого билда.

Чаще, чем думать и бегать, мы будем только прыгать и лазать. Но это не страшно. Особенно если сравнить с ужасом от понимания того, что нашими действиями управляют...

Какие-то жалкие инфракрасные лучи. Вот она, власть над рабочим классом! Кстати, обучение и подсказки нам даны в виде предупреждающих знаков, раскиданных тут и там. Тонкий подход — это, конечно, чудесно, но, постойте-ка... неужели нам придется и самим взять в руки эту чудовищную «указку»?!

А вы как думали? Естественно! Ведь сколько с ее помощью можно придумать замечательных головоломок, завязанных на управление бедными работниками фабрики. Рецепт такой: наводим указатель на лампочку, прикрепленную к спине несчастного, жмем, прицеливаемся в нужный механизм, жмем еще раз... вуаля! Наша собака Павлова в человеческом обличье сделала свое дело. Только помните, что так поступать вообще-то не хорошо...

Продвигаясь дальше по уровням, мы начинаем подмечать оригинальные задумки авторов и дальнейшие отсылки и насмехательства над реалиями социалистической Румынии. Например, мы отвлекаем охранника, проецируя на стену пленку с изображением лидера страны (который подозрительно напоминает Николае Чаушеску). Путь свободен — теперь ничто не помешает нам прокрасться мимо противника, пока тот благоговейно салютует вождю!

На конвейере

Хотели дизайнеры того или нет, им прекрасно удалось показать всю слабость человеческого тела перед лицом промышленной индустриализации и всю силу духа, какая только есть у людей.