Готы и гунны в крыму

Готы-тетракситы (отдельная группа крымских готов) упоминаются только Прокопием Кесарийским. До возвращения гуннов-утигуров они жили где-то в Восточном Крыму. «По ту сторону Меотийского Болота и его впадения в Эвксинский Понт, как раз на этом берегу, - пишет Прокопий, - и живут с древнейших времен так называемые готы-тетракситы... Значительно в стороне от них осели готы-везиготы, вандалы и все остальные племена готов» . Указывая, что готы-тетракситы жили «по ту сторону Меотийского Болота и его впадения в Эвксинский Понт», Прокопий Кесарийский имеет в виду западный берег Керченского пролива, т. е. восточное побережье Крыма. Это ясно из предыдущего параграфа «Войны с готами»: до перехода через Меотиду утигуры и кутригуры не имели «общения с людьми, которые обитали по ту сторону Болота и его устья» .

Более точная локализация готов-тетракситов дана Прокопием при описании возвращения гуннов-утигуров через Крымский полуостров и Керченский пролив после общего движения гуннских племен на запад: «Недалеко от Меотийского Болота они [гунны-утигуры] встретили так называемых готов-тетракситов. И сначала готы, устроив преграду из своих щитов против наступающих на них готов [следует понимать гуннов], решились отражать их нападение, полагаясь на свою силу и на крепость своих позиций; они ведь были самыми сильными из всех тамошних варваров. Кроме того, начало устья Меотийского Болота, где в то время обосновались готы-тетракситы, образует залив в виде полумесяца, окружая их почти со всех сторон, и поэтому дает для наступающих против них один, и при этом не очень широкий путь. Но потом (так как ни гунны не хотели тратить здесь на них время, ни готы никак не могли надеяться с достаточным успехом сопротивляться такой массе врагов) они вступили друг с другом в переговоры, с тем, чтобы, соединив свои силы вместе, совершить переход; они решили, что готы поселятся на противоположном материке у самого берега пролива, там, где они живут и теперь, и, став на дальнейшее время друзьями и союзниками утигуров, будут жить там все время, пользуясь с ними равными и одинаковыми правами. Вот таким образом основались здесь готы...» .

Мнения исследователей по вопросу о месте встречи гуннов-утигуров и готов-тетракситов разделились. С.П. Кондратьев при переводе «Войны с готами» неизвестно на каком основании указывает Перекопский перешеек. Его ошибку, исходя из сообщения Прокопия, вполне обоснованно исправляет Е.В. Веймарн, локализируя готов-тетракситов на выступающей в море северо-восточной части Керченского полуострова . Именно в этом месте «начало устья Меотийского Болота образует залив в виде полумесяца». Кстати, Керченский пролив здесь наиболее узкий и удобный для перехода. Таким образом, Прокопий относительно точно указывает место обитания готов-тетракситов в Восточном Крыму, где они жили «с древнейших времен» (вероятно, с III в.), до возвращения гуннов-утигуров (скорее всего, до V в.). В дальнейшем готы-тетракситы известны Прокопию на левом берегу Керченского пролива (на Тамани): «Рядом с теми местами, откуда начинается устье Болота, живут так называемые готы-тетракситы; они немногочисленны и тем не менее не хуже многих других с благоговением соблюдают христианский закон» . Готы-тетракситы были союзниками гуннов-утигуров, которые, выступая против кутригуров на стороне Византии, пригласили «себе на помощь из живших рядом с ними готов... две тысячи воинов...» .

В. Саханев , А.А. Васильев , М.А. Тиханова и другие исследователи в качестве подкрепления свидетельства Прокопия приводят сообщение Псевдо-Арриана о том, что «от Синдской гавани до гавани Пагры прежде жили народы, называвшиеся керкеты или ториты, а ныне живут так называемые эвдусианы, говорящие на готском или таврском языке» . Возможно, речь идет о готах из Таврики, поэтому упоминается язык «готский или таврский». Под эвдусианами, вероятно, следует понимать жителей отмеченной Прокопием Эвлисии, которую, по его словам, «занимают варвары вплоть до так называемого "Меотийского Болота" и до реки Танаиса... Народы, которые тут живут... зовутся утигурами» . Однако новое место обитания готов-тетракситов Прокопий локализует у начала устья Меотиды, а Псевдо-Арриан («Объезд Эвксинского Понта») помещает эвдусиан «от Синдской гавани до гавани Пагры», т. е. от современной Анапы до Геленджика. Отмеченное несоответствие ставит под сомнение правильность отождествления готов-тетракситов с эвдусианами. Скорее всего, в источниках упомянуты две разные группы готских племен.

Вопрос об этимологии названия «тетракситы» неоднократно разбирался в работах отечественных и зарубежных исследователей . Наиболее распространенным является мнение, что в основе слова тетракситы (τετραξιται) лежит числительное «четыре» (по-гречески - τετρακισ). Такое название они получили вроде бы из-за деления на какие-то четыре группы, племени или общины. Это мнение подкрепляется свидетельством Прокопия Кесарийского о том, что на двадцать первом году правления императора Юстиниана I готы-тетракситы «прислали в Византию четырех послов, прося дать им кого-либо в епископы...» . Возможно, от каждой из четырех групп был выделен посол. Деление готов-тетракситов на группы или общины могло соответствовать их этнической неоднородности. В таком случае понятно уточнение «тетракситы» к общему названию «готы» (т. е. племена разноэтничного готского союза). Однако серьезные возражения против рукописной традиции употребления названия «тетракситы» высказал А.А. Васильев, сопоставивший различные издания Прокопия . Особый интерес представляет то, что в целом ряде рукописей вместо «тетракситы» употреблено название «трапезиты» (τραπεξιται). Причем «трапезиты» встречаются в гораздо большем количестве рукописей, так что, по мнению А.А. Васильева, это название вполне могло бы попасть в текст вместо разночтения «тетракситы».

Происхождение названия «трапезиты» обычно связывают с упомянутой Страбоном горой Трапезунт, которую отождествляют с Чатырдагом . По сообщению Иордана, в Северном Причерноморье существовал город Трапезунт: «С той своей стороны, которой Скифия достигает Понтийского побережья, она охвачена небезызвестными городами: это - Борисфениде, Ольвия, Каллиполида, Херсона, Феодосия, Карсон, Мирмекий и Трапезунта, основать которые позволили грекам некоторые скифские племена, с тем, чтобы греки поддерживали с ними торговлю» . Этот же перечень городов (без Мирмекия) дважды повторен Равеннским Анонимом . Данные сведения позволили А.А. Васильеву предположить, что город Трапезунт существовал в Крыму на горе Чатырдаг. Здесь же, по его мнению, было первоначальное расселение готов-трапезитов.

Но это предположение противоречит сообщению Прокопия Кесарийского. Город Трапезунт у Иордана и Равеннского Географа стоит на последнем месте в списке. Комментируя цитированный выше отрывок из «Гетики», Е.Ч. Скржинская полагает, что Трапезунт не случайно поставлен восточнее Мирмекия, так как речь идет о каком-то прибрежном пункте готов-трапезитов. Однако Иордан указывает, что перечисленные им города основаны греками, причем многие из них погибают именно в период грабительских походов племен готского союза. Вместе с тем совершенно неизвестно, какой именно Трапезунт он упоминает. Не исключено, что этот список городов заимствован у какого-нибудь более раннего автора и вряд ли может играть решающую роль при локализации готов-трапезитов. Это название группы готов, по нашему мнению, следует сопоставить с известным походом варваров на малоазийский Трапезунт, совершенным в 257 г. на боспорских судах . По сообщению Зосима, это были бораны или вораны , а по свидетельству епископа Неокесарии Понтийской Григория - готы и ворады . Большое значение для успеха варваров имела поддержка народных масс, переходивших на сторону готов и боранов. Этот факт отражен в послании епископа Неокесарии Понтийской Григория епископу Трапезунта: «А тем, которые в плену присоединились к варварам и вместе с ними нападали, забыв, что были понтийцами и христианами, и ожесточились до того, что убивали своих единоплеменников или палками, или через повешение, а также указывали дороги и дома незнакомым с местностью варварам - таковым должно преградить вступление в число верующих» .

Взяв Трапезунт, сообщает Зосим, «варвары овладели бесчисленным множеством сокровищ и пленных; ибо почти все окрестные жители собрались в этот город, как в безопасное убежище. Истребив храмы и жилища и вообще все, что служило к украшению или увеличению города, а затем опустошив и всю его область, варвары возвратились на родину с огромным количеством кораблей» . Вполне возможно, что, как и после первого похода (256 г.), они вернулись к Боспору, где и поселились, получив прозвище «трапезиты» за столь успешное нападение на Трапезунд - крупный и широко известный малоазийский центр. Это название могло закрепиться за ними и по той причине, что к готам и боранам, по свидетельству епископа Неокесарийского, присоединились местные жители, помогавшие варварам. Кроме того, в Трапезунте было захвачено много пленных. А слово «τραπεζιται», собственно, и означает «жители Трапезунта» или «выходцы из Трапезунта». В пользу нашего предположения может свидетельствовать и сообщение Прокопия Кесарийского о том, что готы-тетракситы (трапезиты) «не хуже многих других с благоговением соблюдают христианский закон». А ведь присоединившиеся к готам и боранам малоазийцы, участвовавшие вместе с ними в грабежах, «были понтийцами и христианами». Христианами были и пленники, захваченные варварами в Трапезунте.

Вопрос о начале распространения христианства среди готов рассматривается именно в связи с готскими нашествиями III в. и захватом христианских пленников, о чем сообщают источники . На первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. присутствовали и оставили свои подписи несколько епископов из Крыма: Филипп Херсонский, митрополит Готии Феофил и Кадм Боспорский . Среди 318 подписей имя готского митрополита Феофила занимает предпоследнее место перед именем боспорского епископа Кадма, следовательно, указанная Готия должна находиться где-то около Боспора, в Восточном Крыму. Не исключено, что Готию можно связать с готами-трапезитами.

О том, что у готов-тетракситов (трапезитов) был епископ, а следовательно - епископия, хорошо известно из ранее приведенного сообщения Прокопия . Вероятно, именно здесь, в Восточном Крыму, или на Тамани мог существовать какой-то населенный пункт, известный Иордану и Равеннскому Анониму под названием Трапезунд.

Таким образом, письменные источники дают некоторое представление о готах восточной части Крыма и Тамани. Об этом свидетельствуют и археологические находки. В первую очередь следует назвать Черняховскую керамику, хранящуюся в Керченском историко-археологическом музее (гончарные лощеные и нелощеные миски открытого и закрытого типов, из которых особенно типичны большая миска-ваза, украшенная в верхней части пролощенным орнаментом в виде сетки; характерный чернолощеный кувшин с биконическим туловом, верхняя часть которого граненая и орнаментирована штрихами в местах соединения плоскостей; сероглиняные горшки и т. и. , а также Черняховские фибулы (двучленные прогнутые подвязные с узкой ножкой и вертикальной пластинкой для удерживания пружины и небольшие двупластинчатые, в основном - из погребений Боспора ), умбоны т. и. пшеворского типа и рукоятки от деревянных щитов, отнесенные Н.И. Сокольским к группе защитного вооружения боспорского войска . Эти вещи появляются в Крыму только со времени известных грабительских походов племен готского союза и дают основание предполагать, что какая-то часть Черняховских племен в III-IV вв. проникает в Таврику . К раннесредневековым готским древностям Боспора можно отнести большие ромбические и орлиноголовые пряжки - характерные детали женского германского костюма . Не исключена возможность, что со временем отыщутся более явные следы обитания готов в Восточном Крыму и на Тамани.

Примечания

Причем Зосим в других разделах своего сочинения, как и епископ Григорий, упоминает боранов (воранов) вместе с готами, добавляя к ним карпов и уругундов .

В середине III века в Северное Причерноморье пришло древнегерманское племя германцев – остготов, визиготов и позднее гепидов, уничтожив или подчинив сарматов и оттеснив восточнославянский союз антов, заселивший после победы сарматов лесостепи Причерноморья.

Придя с верхних притоков Вислы по Днепру и Бугу, готы осели в степях у Азовского моря, подчинили себе местное сарматское племя аланов и оттуда совместно с аланами стали совершать набеги на побережье Черного моря, Ольвию, Тир, Крымский полуостров, Грецию, доходя через Боспор в Малую Азию. Другим германским племенем – герулами был захвачен и разгромлен в устье Дона. В 251 году готы вторглись на земли Римской империи и разгромили непобедимые римские легионы, возглавляемые императором Децием, погибшим в сражении.

С 256 года германское племя боранов, а позднее и готы, проходя из Азовского моря через Керченский пролив, стали грабить города на Кавказском и южном побережье Черного моря. Боспорское царство попало под власть боранов и готов и стало их организационно-снабженческой базой, с которой германцы совершали свои набеги на земли Римской империи. В 257 году готы захватили Дакию, а в 267 году остготы через Боспорский пролив дошли до Афин и ограбили великий город.

Гунны – кочевой народ, вторгшийся в 70-х годах IV века из Азии в Восточную Европу. Происхождение гуннов от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках, принимается большинством ученых, но не имеет бесспорных доказательств. Империя гуннов, достигшей наибольших размеров при царе Скифии и Германии Аттиле

К 70-м годам III века готами были разгромлены почти все города на Таманском полуострове, включая Горгиппию, а также Тира и Ольвия. Войдя в Крым с севера, готы уничтожили все скифские поселения степного Крыма вместе с Неаполем Скифским, и захватили почти весь Крымский полуостров, кроме Херсонеса, в котором находился римский гарнизон. Весь IV век Херсонес оставался морским и стратегическим центром Римской империи в Крыму. Боспорское царство с упадком торговли обезлюдело и попало под готский контроль, но еще продолжало существовать.

История готов, написанная Кассиодором, о которой упоминает готский историк того времени Иордан, не дошла до нашего времени. Известно только, что готы сумели создать государство с границами от Тиссы до Дона и от Балтийского моря до Дуная. В устье Дуная расселились визиготы, в Трансильвании – гепиды, между Днестром и Доном – остготы. К середине IV века готам принадлежала почти вся восточная Европа, Поволжье, Поднепровье, степи Северного Причерноморья и Крым. Столицей государства остготов был «город над Днепром» – «Данпрштадир», упаминаемый в скандинавских сагах. Первоначально у готов не было конницы, и они создали ее по сарматскому образцу.

Своих вождей – конунгов готы выбирали на собрании племени. С покоренными аланами у готов сложились хорошие отношения, и свои набеги они совершали совместно. На Крымский полуостров готы вошли вместе с аланами. Часть готов осела на южном берегу, юго-западном Крыму и Керченском полуострове, уничтожив последние скифские поселения. Область их расселения на полуострове получила название Крымская Готия, а они сами стали называться трапезитскими, очевидно из-за горы Чатыр-Даг, имеющей квадратную форму стола (по-гречески trapeze).

В крымских горах готами была построена крепость Дорос, впоследствии известная как «пещерный город Мангуп». Крымские готы постепенно начали переходить на службу Римской империи, регулярно получая денежное вознаграждение, очевидно, через Херсонес. Тогда же среди них начало распространяться христианство. Аланы заселили предгорный Крым. Именно здесь находятся все аланские могильники III–IV века. Захоронения середины III века в Крыму делятся на четыре группы: общесарматскую, аланскую, готскую и не связанную конкретно ни с каким народом.

Со второй половины III века местное население Юго-западного и Западного Крыма начало уходить в предгорья Крыма и на южное побережье, подальше от опасных соседей. Этот процесс продолжался почти сто лет, до конца IV века.

В последнее десятилетие III века Боспорское царство, собрав армию из кочевых племен, живших в Приазовье, попыталось захватить имперские земли в Малой Азии. По приказу римского императора войска Херсонеса, из которого до этого были выведены римские военные гарнизоны, в 293 году захватили оставшуюся без серьезной защиты столицу Боспора, благодаря чему римляне смогли закончить мешавшую им войну. Царь Боспора Фофорс уступил часть своих земель Херсонесу, граница Боспорского царства переместилась к Киммерику Император Диоклетиан освободил Херсонес от налогов и дал ему большие льготы.

В это же время началась борьба старой греческой, римской и сарматской боспорской элиты с новой родоплеменной готской знатью. Боспорский царь Фофорс был сарматом, на его монетах рядом с изображением римского императора помещался его сарматский тамгообразный знак, как бы говоривший о независимости Боспорского царства от Римской империи. Власть готов на Боспоре особенно усилилась в конце III – начале IV веков. Произошло объединение родоплеменной аристократии готов, алан и других племен, пришедших с готами на Боспор, с местной сарматской знатью. Основными занятиями правящей боспорской верхушки стали военные походы, сопровождавшиеся грабежами.

В этот период происходит массовое ухудшение жизни местного населения. Могильники второй половины III и IV веков, раскопанные на территории Боспорского царства, очень бедны. В 322 году херсонесские войска вместе с римскими легионерами на Дунае участвовали в разгроме каких-то причерноморских кочевников во главе с бывшим боспорским царем. Происходят еще две херсонесско-боспорских войны, в результате которых ослабленное Боспорское царство потеряло свои земли до Кафы. В 336 году прекращается выпуск боспорских монет. Происходят и военные нападения на боспорские земли. Аммиан Марцеллин упоминает о боспорском посольстве 362 года к императору Юлиану с просьбой о защите царства за внесение ежегодной дани. Дальнейшая история Боспора этого периода почти не упоминается в античных источниках.

В 285 году римский император Диоклетиан разделил империю на четыре части. В 305 году он отрекся от власти и в результате междоусобной борьбы власть получил Константин. В 330 году на берегу Боспорского пролива он основал «Новый Рим» – Константинополь, ставший столицей Восточной Римской империи, в 395 году полностью обособившейся от Западной империи – Рима. После смерти императора Феодосия I в 395 году Западной частью империи стал управлять Гонорий, а первым императором Восточной империи стал Аркадий. Империя, получившая название Византийской, включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Сирию, Мессапотамию, Палестину, Египет – Юго-восточное Средиземноморье.

Херсонес находился в ведении непосредственно префектуры Востока, а впоследствии – Византийской империи, хотя первоначально не входил в ее состав. Восточная Римская Империя, заинтересованная в удобном стратегическом расположении Херсонеса, являвшимся наблюдательным пунктом Византии в Северном Причерноморье, постоянно оказывала городу политическую и материальную помощь, в частности содержала его тысячный военный гарнизон.

В середине IV века в результате двадцатилетних войн остготами было создано громадное государство, включавшее в себя Восточную Европу и Северное Причерноморье, королем которого стал остгот Германарих. К этому же времени относится деятельность готского епископа Ульфилы, получившего это звание в Константинополе. Им был создан готский алфавит, на котором он сделал перевод Библии.

Источниками зафиксирован конфликт группы готских племен во главе с Атанарихом и византийского императора Валента в 365–369 годах, завершиашийся миром.

- Май, 21st 2007

Готы – одно из восточно-германских племен, давшее название широкому племенному объединению. Отвечая на вопрос о древних жителях Крыма, многие сегодня вспомнят прежде всего скифов, тавров, греков… А вот готовназовут далеко не все, хотя в истории полуострова они оставили значительный след, жили здесь долго – несколько столетий, а появились еще в середине IIIв.

Движение германских племен из Скандинавии началось еще в I тысячелетии как часть общего движения варваров, устремившихся к границам богатейшей по тем временам и могущественнейшей римской империи. Сначала они появились в Польском Поморье, потом – в Восточном, но двинулись дальше – в Полесье, Волынь, Подол, Приазовье, Дунай…

Так за каких-то полторы сотни лет германцы прошли весь путь от холодного Балтийского до теплого Черного моря. Великое переселение народов, всколыхнувшее потом всю Европу, началось гораздо позже (с IV по VII вв., да и были тому иные причины), но фактически начало было положено ими – статными, сильными, выносливыми северными воинами из разных германских племен, в истории объединенными названием одного из самых значительных и авторитетных – готами.

На протяжении всего их долгого пути готам пришлось много воевать, но также и уживаться со многими местными племенами и народами (всех не завоюешь), но при этом твердо сохраняя свой язык, обычаи и традиции. Так по пути они победили аланов (племена иранского происхождения), но и, сдружившись с ними, отправились уже вместе далее (потом в Крыму они и расселились по-соседски и даже называли себя одно время гото-аланами). Согласно письменным источникам, продвижение готов в Крым происходило частью через Азовское море (в районе нынешней , а тогда – Пантикапея, принадлежавшего Боспорскому царству); частью через Перекоп, а частью от Днепра Черным морем к северо-западным берегам (там, где как раз были греческие колонии и римские гарнизоны).

Сокрушительным валом прокатились они по полуострову, сразу оттеснив греков, скифов и других, вступив в борьбу даже с когда-то могущественным, но слабеющим к тому времени Боспором. Захватив боспорский флот, северные пришельцы бесстрашно бороздили просторы Черного моря и вышли в Средиземное. 257-й год для готов стал годом беспримерного взятия Трапезунда. Тогда «варвары» овладели буквально несметными сокровищами, а также захватили сотни пленных. Часть готов осталась у Боспора (их стали называть трапезитами), а часть с большим количеством кораблей и хорошей добычей снова вернулась в Крым. Конечно, были и те, которые отправились в союзе с аланами дальше — покорять Рим… Но мы все же вернемся к тем, что остались в Крыму.

Северные пришельцы облюбовали северо-западный предгорный Крым. Первые документальные сведения о существовании страны готов на Крымском полуострове принадлежат византийскому историку Прокопию Кессарийскому (VIв.). В одном из своих трактатов он писал о готах как о союзниках Византии, живущих в некоей «стране Дори, лежащей на северо-западе побережья, на возвышенности с плодородными землями». По словам историка, готы славились не только как «прекрасные воины, но и как деятельные и искусные земледельцы» и, хотя страна их «лежит высоко, однако она не дика и не сурова, но приятна и богата наилучшими плодами» (по его же словам, готы отличались «наибольшим гостеприимством между всеми людьми», живущими на полуострове). Название Дори происходит от крепости Дорос, которая была, по-видимому, духовным центром Готии. Ученые считают, что это был Мангуп… Но так его стали называть с конца VIIIв., когда крепость захватили хазары (воинственные племена дагестанского типа). Мангуп и сейчас поражает всех, кто приходит к нему, грандиозностью сохранившихся сооружений и красотой окружающей местности. Этот расположен на вершине столовой горы Баба-Даг (Отчая гора), которая возвышается на 580м над уровнем моря и на 200м над окружающими долинами. Протяженность искусственных укреплений и неприступных естественных обводов – почти 7км. И самым главным, пожалуй, было то, что там всегда была питьевая вода – горные родники. Практически ни в одном из пещерных городов нет второго такого чуда: вода на изолированном плато на высоте около 600м над уровнем моря! Это сейчас на замершие в глубоком сне развалины приводят по горным тропам туристов, а тогда за неприступными оборонительными стенами и башнями шумел целый город с домами, лавками, мастерскими, а также с княжеским дворцом и храмами, устремившимися ввысь в характерном готическом стиле. Под влиянием ранних христиан, частично плененных в походах, частично бежавших из Рима от притеснителей веры (лучше жить среди язычников в изгнании, чем быть мертвым на родине…) германцы довольно быстро пришли к христианству. За долгие годы странствий готы привыкли перенимать от других народов все правильное и нужное для себя. Видя, как монахи мужественно преодолевают все невзгоды, усердно молятся не только за себя, но и за всех окружающих, самоотверженно трудятся, с любовью и милосердием лечат больных и раненых, готы решили, что и им не повредит такой образ жизни… По большому счету, христианство распространилось в Крыму впервые как раз в готской среде и даже намного раньше, чем среди греков (так одним из участников 1-го Вселенского собора в г.Никее в 325г. был и епископ Кадм, который считается пастырем крымских готов).

Но только с конца VIIв. сведения о жизни в Княжестве Готия становятся более определенными. Она значительно укрепляется. А какой прочный и надежный союз был у Готии долгие десятилетия с самой Византийской империей! Хотя даже тогда своенравные германцы осмеливались принимать беженцев из «золотой державы»: например свергнутого императора Юстиниана II, бежавшего сюда из Херсона – из мест его ссылки (в Крым еще по старой «римской традиции» отправляла в ссылку бунтовщиков или неугодных его преемница Византия). Православное духовенство во время жестоких иконоборческих гонений (сюда бежали многие просвещенные монахи, оказавшие затем значительное влияние на культуру Готии).

Весьма драматические и трагические события происходят на Доросе в конце VIIIв., когда его захват хазарами вызвал восстание местного христианского населения под руководством епископа Иоанна Готского (сохранился уникальный письменный памятник, созданный одним из современников этого незаурядного человека: книга «Житие Иоанна Готского»). Тогда, в 787г., восставшие продержались полгода, но затем были сломлены, а вождь пленен (однако Иоанну удалось бежать; умершего на чужбине, его все же перевезли в Крым и захоронили близ Партенита – об этом см.статью на нашем сайте). А практически разрушенной крепости хазары дали новое название – «Мангуп». Хотя тогда оно так и не закрепилось: до конца XVв. письменные источники это место идентифицируют с крепостью и княжеством Феодоро.

Иногда в литературе встречается еще одно словосочетание – «Готская епархия». К чему относится оно? Она появляется во второй половине VIIIв. в Крыму как церковно-административное подразделение и получив затем в XIVв. ранг митрополии, просуществует вплоть до конца XVIIIв., когда все христиане были переселены из Крыма.

Период с XI по XIIIвв. в истории готов неясен и темен. Лишь записки монаха-минорита Вилема Рубрука, посланного Людовиком IX дипломатом на Восток и посетившим Крым в 1253г., вновь напоминают о них: «На море, от Херсона до устья Танаиды, находятся высокие мысы, а между Херсоном (Херсонесом) и существует сорок замков и почти каждый из них имеет особый язык…, среди них много готов, язык которых немецкий». Нужно сказать, что страна «сорока замков» упоминается в письменных источниках неоднократно. Возможно, что действительно крепостей-замков в этих местах было столько, хотя до нас дошли лишь некоторые из них (см. статьи о пещерных городах Крыма на нашем сайте). И, между прочим, тюркское название нынешнего пещерного города Чуфут-Кале (Иудейская крепость) звучало некогда как Кырк-Ор – «сорок замков» (или «сороковой»?.. возможно, он и был таким по счету в цепочке, начина от Мангупа-Дороса…)

С XIIв. в степном Крыму появляются половцы, за ними татары. Известно, что готы по-прежнему владея горами, а также Южным берегом, платят им дань. В древнейшем славянском письменном источнике — «Слове о полку Игореве», описывающем всю тяжесть половецкого ига, упоминаются также и крымские готы. И все же готы продолжают жить и торговать, и даже для этого пересекать опасные половецкие степи. В «Житии Антония Римлянина» есть упоминание о некоем крымском готе, владевшим греческим и русским языком и прибывшим в Новгород со своими товарами (вот куда добирались!).

В XIIIв. былое могущество Византии и ее влияние в Крыму желает занять новая Трапезундская империя. К Южному берегу полуострова «присматриваются» итальянцы (в основном это выходцы из Генуи). Сначала они покупают татарские земли у , а затем довольно быстро продвигаются по южному побережью. Предприимчивые итальянцы договариваются на взаимовыгодных условиях о разделе Крыма с ханом Мамаем и оттесняют готов в горы. Овладев их приморскими крепостями, генуэзцы называют свою колонию «Капитанство Готия». Княжество Феодоро теряет выход к морю. Да еще разрушительное нашествие Тамерлана на Крым в конце XIVв., когда был захвачен и разорен уже в который раз Мангуп… Но готы упорны: они укрепляют свои горные рубежи, строя новые крепости (исары) напротив генуэзских и порт Каламиту (князь Алексей), а также возвращают себе крепость Чембало и бухту Символов (ныне Балаклавская бухта). Ведут умную внешнюю политику: дочери их Великого князя (Олубея, как называли его татары) выходят замуж за императора Трапезунда и Стефана Великого; ведутся переговоры с русским Иоанном III о замужестве с царевичем… В 1458г. готский князь был признан одним из четырех «черноморских государей», так как за это время готы, имея традиционно сильную армию, вернули себе многие южные порты и крепости.

Но вот наступил, наверное, самый трагический для готов 1475 год. Турки взяли Кафу, расправились с итальянцами и осадили Мангуп. Мужественные и отважные готы отчаянно сражались, но силы были неравными; через полгода голод заставил их открыть ворота… О той кровавой бойне до сих пор молчаливо рассказывают братские могилы казненных готов на Мангупе. Оставшиеся готы с того времени потеряли навсегда уже свое былое могущество здесь в Крыму. Но, по большей части растворившись среди народов Крыма, они помнили крепко заветы своих предков ревностно сохранять свою германскую принадлежность и язык. Есть письменное свидетельство середины XVIв. Барона Бусбека (посланника императора Фердинанда в Стамбуле), общавшегося с одним, прибывшим из Крыма готом, который со слов его: «…был высокого роста, и во внешности его сквозила прирожденная скромность, что делало его похожим на фламандца или голландца. Когда я спросил его о натуре и языке их народа, он отвечал весьма недвусмысленно, что их народ, готы, весьма воинственен, что он и поныне еще занимает многие области…, что у них есть два главных города – один зовется Мангуп, другой – Скиварин (вероятно, Сюреньская крепость в верхнем течении реки Бельбек). Готы – до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами».

Бурный для Крыма XVIIIв. был наполнен войнами за его обладание в основном между двумя гигантскими империями: Турцией и Россией. Чтобы ослабить экономику полуострова, генерал-губернатору Новороссии князю Г.А. Потемкину пришла идея переселить из Крыма всех христиан на Азов (этот план и осуществил в начале 1779г. А.В. Суворов). В их числе были и потомки готов во главе с их духовным пастырем – митрополитом Готским и Кафским Игнатием. Вот тогда-то и покинули полуостров фактически последние крымские готы.

Хотя история германцев в Крыму на этом не кончается. Всего через четыре года в эти земли прибудет по приглашению российской императрицы Екатерины II множество немцев…

Знакомьтесь. Девушку на фото зовут Семаде Мустафаева . Она - крымская татарка, живёт и работает в Бахчисарае.
Её страничка вконтакте:
http://vk.com/nariman_qizi

Согласитесь, внешность на первый взгляд, нетипичная для татар (ну какими мы их обычно себе представляем - или с монголоидными чертами или "турецкого" типа).

Но надо вспомнить, что крымские татары (равно как и их дальние родичи -казанские) вовсе не пришли из Монголии. Крымские татары - это микс всех народов, испокон веков проживавших в Крыму - начиная с полумифических тавров. Скифы, сарматы, греки, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. И в том числе, в их жилах течёт кровь и представителей славного германского племени готов (готы-тетраксиды), осевших на крымском полуострове со времён Великого переселения народов.

И стоявших у истоков создания средневекового княжества Феодоро-Мангуп , которое в Европе всегда ассоциировалось с готами (хотя там сильно было греческое влияние). Между прочим, это было последнее православное государство в Европе, павшее под ударами Османской империи в 1475 году.

Когда Ф.А. Браун в конце XIX в. занялся поисками остатков готского языка в Мариуполе (куда по приказу императрицы Екатерины Великой было переселено христианское население Крыма - прим. Тирополка ) и окрестностях, он не обнаружил здесь ни одного слова — впрочем, он работал там всего 10 дней. Зато ученому бросилось в глаза резкое различие между двумя этнотипами населения. Представители одной из групп были типичными греками: "среднего роста, не слишком крепкого телосложения, цвет лица смуглый, волосы черные, нос большой, с горбом, губы широкие" и т. п. И почти в каждой деревне жили говорившие также по-татарски, резко отличавшиеся от них люди, которые были "ростом повыше греков, стройнее, но вместе с тем более крепкого телосложения, глаза темно-голубые, красивого разреза, но не такие широкие, как у греков, волосы золотистого цвета, с рыжеватым оттенком в кудрях (т. е. на изгибе. — В.В.), цвет лица, как у всех блондинов, нежный, щеки и губы алые, нос короткий, прямой. Одним словом, это чисто готский тип" (Браун Ф.А., 1890, 84)

Именно влиянием готов часто объясняют крымско-татарский фенотип, представленный на фото (правда, не сильно распространённый, в основном среди этнографической группы озенбашлы ).

Глядя на фотографию Семаде мне сразу на память приходят строчки из "Слова о полку Игореве" о красных готских девах, играющих русским золотом, поющих время Бусово и месть лелеющих Шаруканью:

"Се бо готскія красныя дѣвы.. поютъ время Бусово, лелѣютъ месть Шароканю"

Ещё фото Семаде:

2.

В III веке в районы Северного Причерноморья , а затем - в Крым . Последние эпиграфические данные о существовании готов в Крыму относятся к IX веку, однако по ряду источников ясно, что история готов в Крыму длилась гораздо дольше , ранее слово «гот» из этнонима перешло в личное имя (найдено на одном из надгробий). Вероятно, они постепенно были ассимилированы греками, достаточно долго сохраняя готский язык (подробнее см. крымско-готский язык ). Ареал расселения готов в Крыму также не до конца ясен. В разное время они обитали на Керченском полуострове и в южной части Крыма, которая впоследствии именовалась Готия (средневековое христианское княжество Феодоро).

Появление и жизнь готов в Крыму

Готы оказались в Крыму в ходе миграций поздней античности , в III веке нашей эры. Вероятнее всего, по языку и культуре крымские готы были ближе к своим соседям остготам , жившим в северном Причерноморье, нежели к вестготам . В Крыму готы быстро захватили и ассимилировали остававшихся там скифов и заняли весь полуостров, кроме Херсонеса . В конце III века готы взяли под контроль Боспорское царство и встроились в его элиту, сохраняя традиции военной демократии . Отряды готов нанимались на службу к Римской империи, участвовали в различных военных походах. Среди готов быстро распространилось христианство (арианство). К середине IV века после упадка Боспорского царства готы стали главной политической силой на полуострове.

Се бо готские красные девы въспеша на брезе Синему морю (т. е. Азовскому). Звоня рускым златом, поют время Бусово, лелеют месть Шаруканю.

Готы не только продолжали заниматься традиционными видами деятельности, но и торговали, нередко пересекая с ценным товаром половецкие степи. Так, в «Житии Антония Римлянина » встречается известие о прибытии в Новгород в первой половине XII в. некоего крымского гота, владевшего греческим и русским языками (Новгородские летописи, 1879, 187-188), из чего можно сделать вывод, что гость посещал русские земли неоднократно, то есть между двумя единоверными государствами связи были более или менее постоянными.

В XIII-XIV вв. в истории готов все большую роль начинают играть генуэзцы, основавшие в 1266 г. колонию в Кафе и купившие у татар обширную прилегающую территорию. Они продвигались вдоль Южного берега, а с 1365 г. стали вне конкуренции в торговле и политическом влиянии в этой части Крыма. И в 1380-х гг. они договорились с ханом Мамаем о разделе Крыма; готы получили при этом территорию от Балаклавы до Алушты, за исключением ряда крепостей: Форы (Форос), Хихинео (Кикинеиз), Лупико (Алупка), Мусакори (Мисхор), Ореанда, Джалита, Сикита (Никита), Горзовиум, Партените, Ламбадие (Биюк-Ламбат и Кучук-Ламбат), Луста (Алушта), оставшихся за генуэзцами (Малицкий Н. В., 1933, 6). Новая область стала при этом называться «Капитанство Готия » (Капитанатус Готиэ). Ясно, что итальянцы получили лишь узкую полоску берега; горы и леса к северу от Ялты, сердце старой Готии, остались в целости и независимости. Во главе её по-прежнему остался князь (он мог быть и греческого происхождения), обязанный данью татарам и вассалитетом Трапезунду . О сохранении им власти согласно свидетельствует надпись 1427 г. на плите из Каламиты: «Князь Алексей из Феодоро воздвиг крепость и церковь Св. Константина и Елены» (Малицкий Н. В. , 1933, 25 - 32). Этот же князь Алексей позднее положил начало возврату приморских земель. Умный и энергичный политик, он стал инициатором тесного сотрудничества Феодоро с крымским ханом, также опасавшимся и генуэзцев, и стамбульских турок. При нем было возвращено прежнее значение захиревшему было порту Каламите, расширены границы города. За год до смерти (1434 г.) князь вернул готам бухту Символов (Балаклавская) и крепость Чембало, отнятую у них генуэзцами за 66 лет до того. Борьба за побережье продолжалась и позже, чему способствовал рост престижа княжеского дома - дочь князя вышла замуж за Давида Комнина, ставшего вскоре императором Трапезунда. «Сеньором Феодоро» стали итальянцы именовать уже сына Алексея, занявшего престол отца (его имя до нас не дошло, но татары именовали молодого властителя Олу-бей, то есть Большой князь). Князем величали его и русские. Брак с членом княжеского дома, близкородственного константинопольским Палеологам и трапезундским Комнинам, отныне мог считаться честью для представителя любой христианской династии - и мангупская княжна, дочь Олубея, стала женой Стефана Великого, а Иван III вел переговоры с князем Исайко , её братом, о браке другой княжны с московским царевичем. Укрепив таким образом свои политические позиции, князья Феодоро могли после завоевания Константинополя турками (1453 г.) вступить в серьезный конфликт с итальянцами. Генуэзцы разработали план полного подчинения себе готов. В конфликте победили германцы, и уже в 1458 г. в официальном документе, составленном в канцелярии Кафского консулата, готский князь (Dominus theodori) был признан одним из четырех «черноморских государей» (Braun F., 1890, 34). Это свидетельствовало и о признании того важного факта, что, опираясь на мощную армию, готы, эти прирожденные мореплаватели, вернули себе значительную часть южнобережных крепостей и портов.

Однако этот всплеск былого величия Готии был последним перед её окончательным падением. В 1475 г. Кафу взяли турки; осадили они и Мангуп. Установив на примыкавших к главным воротам высотах легкую и осадную артиллерию, они подвергли столицу непокорных готов разрушительному обстрелу - впервые в её истории. Тем не менее она держалась около трех месяцев и сдалась, лишь когда иссякло продовольствие. Турки, обещавшие помиловать горожан, устроили дикую резню - об этом говорят братские могилы казненных мангупцев. Тем не менее княжеский род уцелел; сохранился и старый титул князей. Мы встречаем их имена в числе вассалов султана и послов Стамбула в Москву: князя Кемальби, его сына Мануэля, очевидно христианина (Карамзин Н. М., т. I, с. VII, примеч. 105), в Москве же проводит последние годы жизни князь Скиндер (Александр) Мангупский (там же, с. VII, 115, примеч. 233, 235, 236). Но это уже был последний упомянутый в известных нам источниках князь, хотя линия их продолжалась в боярских родах Головиных и Ховриных - сын мангупского князя Стефана Ховры (ум. в 1400 г.), брат топарха Алексея (ум. в 1428 г.), стал членом этого рода (Бархатная книга , 1797, 270). Само же княжество безвозвратно пало; города Мангуп, Чембало, Каламита и все их земли вошли в Мангупский кадылык султана; Каламиту при этом переименовали в Инкерман, Чембало - в Балаклаву, столицу же - в Мангуп-Кале. Последняя сохранила своё значение лишь как крепость; торговля и ремесло здесь быстро пришли в упадок. Виной тому было её новое, периферийное положение - вдали от турецких торговых магистралей. Город дважды выгорает - в 1493 и 1592 гг. … Однако в столице и других городах готское население отнюдь не представляло собой всего народа и даже большей части его. Основная масса готов-крестьян в отличие от горожан, не подвергшихся в XV в. ни эллинизации, ни тюркизации, продолжала жить в глухих горных селениях, поддерживая минимальные связи с внешним миром, сохраняя свою древнюю культуру, свой язык. Процесс ассимиляции крымских готов продолжался несколько столетий. Последние эпиграфические данные о готах в Крыму относятся к IX веку , к этому времени слово «гот» превратилось в личное имя (вероятно, указывавшее на происхождение). Название «Готия» применительно к юго-западному Крыму продержалось на протяжении всего Средневековья . В частности, в XIII-XIV генуэзцы называли свои владения в западной части южного берега Крыма Приморской Готией (Gothia Maritima), также Готией часто именовалось княжество, более известное в исторической литературе как Феодоро . По словам минорита Вильгельма де Рубрука , следовавшего в 1253 году из Константинополя к татарам, он видел на южном побережье Крыма замки, в которых «было много готов, язык которых тевтонский (teutonicum )».

Расположенная в Крыму православная епархия Константинопольского патриархата носила название Кафинско -Готской вплоть до 1798 года , когда после выселения греков из Крыма в северное Приазовье (район Мариуполя) епархия была ликвидирована.

Крымские готы как объект криптоэтнологии

Писал Бусбек. На основании беседы-опроса Бусбек создал краткий словарь крымско-готского языка (около 80 слов). При этом, непосредственно Крымский полуостров Бусбек не посещал, а беседа происходила в Стамбуле . Собеседники сообщили Бусбеку, что крымские ханы набирают для своего войска из числа готов отряд пехоты численностью 800 человек.

В 1606 году энциклопедист-гугенот Жозеф Жюст Скалигер писал, что крымские готы читают Ветхий и Новый Завет «по буквам алфавита Вульфилы ».

Ни до, ни после Бусбека крупных письменных памятников готского языка в Крыму не было обнаружено. В греческой эпиграфике Крыма представлены немногочисленные реликтовые имена германской этимологии.

Последнее упоминание о потомках готов относится к концу XVIII века. Когда католический архиепископ Станислав Богуш-Сестренцевич , посещавший Крым и Мангуп в 1780-1790 годах, встретив там несколько семейств, язык, обычаи и внешний вид которых отличался от окрестных племён, - пришёл к выводу, что это готы.

В конце XIX - первой трети XX веков появляется ряд работ, в которых описывается «готская историография» позднего средневековья. Считая сообщения Бусбека и встречи с голубоглазыми крымцами достаточными основаниями для утверждения о существовании в Крыму готской общины, эти авторы (А. А. Васильев и другие) полагали, что христианское население Крыма в средние века было представлено в основном готами или, по крайней мере, готы были элитой в этих сообществах. Эти публикации были использованы германскими нацистами для обоснования исторической принадлежности Крыма и Причерноморья к «арийской территории», нацистское руководство предполагало создать в Крыму немецкую

  • Васильев A.A. Готы в Крыму. Известия ГАИМК. 1921.
  • Пиоро И. С. Крымская Готия. Очерки этнической истории населения Крыма в позднеримский период и раннее средневековье. - Киев: Лыбидь, 1990. - 200 с.
  • Айбабин А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма /А. И. Айбабин. - Симферополь: Дар, 1999. - 475 с.
  • Заморяхин А. Готы Северного Причерноморья III-IV вв. в дореволюционной отечественной историографии // Исседон: альманах по древней истории и культуре. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. - Т. 2. - С. 171-183.
  • Вольфрам Хервиг Готы. От истоков до середины VI века (опыт исторической этнографии). - СПб.: Ювента, 2003. - 654 с.
  • Фадеева Т. М., Шапошников А. К. Княжество Феодоро и его князья. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2005. - 280 с.
  • От киммерийцев до крымчаков: Сб. Под ред. И. Н. Храпунова, А. Г. Герцена. - Симферополь: Доля, 2006. - 288 с.
  • Щукин М. Б. Готский путь. Готы, Рим и Черняховская культура. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербуржского государственного университета, 2006. - 576 с.
  • Ганина Н. А. Крымско-готский язык. - СПб: «Алетейя», 2011. - 288 с.
  • Скардильи П. Готы: язык и культура. - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2012. - 388 с.
  • Rich. Loewe Die Reste der Germanen am Schvarzen Мееге. - Наllе. 1896.
  • Heather, Peter J. The Goths. - Blackwell. 1998. pp. 52–55.
  • Heather, Peter J. The Goths in the Fourth Century. - Liverpool University Press, 1991.
  • Kulikowski, M. Rome"s Gothic Wars: From the Third Century to Alaric. - Cambridge Univ. Press. 2006. pp. 111.
  • Wolfram, H. (Thomas J. Dunlop, tr) History of the Goths. - Univ. of California Press. 1988. pp. 261.