Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного комплекса и его структура

Значение машиностроительного комплекса и его структура

Машиностроительный комплекс - это сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает в себя много специализированных отраслей, схожих по технологии и используемому сырью и создающих машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте и т.д. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит "малая металлургия" - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.

Машиностроение - необходимое звено любого промышленного комплекса. Недаром оно занимает ведущие позиции в структуре мирового хозяйства. Современную жизнь вряд ли можно представить без использования продукции машиностроительной отрасли, весьма разнообразной по своему содержанию и включающей как выпуск элементарной продукции массового потребления, вроде калькуляторов, станков и бытовых приборов, так и производство различных высокоскоростных суперкомпьютеров, спутников, элитных автомобилей и авиалайнеров.

Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Постепенно все большее значение в структуре отрасли приобретают электроника, роботостроение, автомобильная и авиаракетно-космическая промышленность.

Машиностроение по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся.

Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.

Структура машиностроения очень сложна. В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса насчитывается 20 крупных комплексных отраслей куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническая, станко-инструментальная и инструментальная промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильная, подшипниковая промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационная промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио - и электронная промышленность.

В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение, 12,3% - на электротехнику и приборостроение, 10,3% - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6% - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4% - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1% - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9% - на станкоинструментальную промышленность, 1,8% - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35% - на оборонные и другие подотрасли.

Структура отечественного машиностроения характеризуется тем, что преобладает производство средств производства для тяжелой промышленности, а также характеризуется высокой степенью милитаризации, т.е. высока доля военной техники при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.

Особенностью отраслевой структуры машиностроительного комплекса является то, что за годы советской власти в различных районах бывшего СССР были созданы крупнейшие машиностроительные предприятия, выпускающие практически все необходимое технологическое оборудование для всех отраслей народного хозяйства. Но для отечественного машиностроения характерны чрезвычайно высокая степень территориальной концентрации, притом преимущественно в европейской части страны, и недостаточный уровень специализации и межотраслевой кооперации. К тому же многие крупные машиностроительные заводы и производственные объединения проектировались и формировались как универсальные, по принципу “натурального хозяйства”, c полным набором заготовительных, вспомогательных и ремонтных производств. Поэтому в предстоящие годы отраслевая, территориальная и технологическая структура машиностроения должна претерпеть кардинальные изменения, основными направлениями которых должно быть улучшение качества продукции, деконцентрация, повышение уровня специализации и кооперации производства, сокращение нерациональных транспортных и других расходов, насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, что в конечном счете, приведет к дальнейшему экономическому росту страны, повышению эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

Классификация отраслей машиностроения в зависимости от особенностей технико-экономической спецификации и значения в экономике

Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно подразделяется на:

- энергетическое;

- транспортное;

- сельскохозяйственное;

- строительно-дорожное;

- производство технологического оборудования для промышленности;

- железнодорожное;

- станкостроительное и инструментальное;

- автомобильное машиностроение и др. группы.

В отраслевой структуре машиностроения все отрасли подразделяются на:

1.старые - это отрасли, которые стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке;

2. новые - отрасли, которые обнаруживают некоторый рост производства;

3. новейшие - отрасли, являющиеся главными "катализаторами" НТР, демонстрируют быстрый и устойчивый рост.

Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование, системы автоматизированного проектирования и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.



В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения - электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли. Новые направления обеспечивают и создание новых технологических процессов, в том числе заводов-автоматов, работающих по "безлюдной" технологии.

Отрасли машиностроения подразделяются так же в зависимости от размещения производства и особенностей технологического процесса на.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль машиностроения в развитии экономики Российской Федерации. Подотрасли общего, тяжелого и среднего машиностроения, выпускаемое оборудование. Производство металлических изделий и заготовок. Ведущие отрасли точного машиностроения, их продукция.

    презентация , добавлен 19.02.2013

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Значение машиностроения в экономике Украины. Современный уровень развития и характеристика размещения отрасли. Структура машиностроительного комплекса Украины. Основные проблемы, перспективы развития и территориальной организации машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2007

    Ведущая роль машиностроения в национальной и региональной экономике. Состояние машиностроения в Вологодской области, основные предприятия отрасли в области, перспективы развития. Задачи правительства Вологодской области в развитии машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Отраслевая структура и характерные нюансы размещения машиностроения РФ, предпосылки развития. Транспортный комплекс: главные направления развития на перспективу. Фактор импортозамещения в машиностроении. Проблемы машиностроения и его тенденции в 2014 г.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Место машиностроения в едином народном хозяйстве России. Размещение отраслей комплекса. Факторы, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения и приборостроения. Развитие производства станков и кузнечно-прессового оборудования.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Отрасль машиностроения как один из самых главных элементов развития производительных сил. Основные угрозы для развития машиностроения на внутреннем и внешних рынках. Причины кризисного состояния машиностроения в Украине на примере отдельных производств.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Важная особенность красноярского машиностроения - высокий удельный вес оборонных производств. Радиопромышленность, производство средств наземной и космической связи. Характеристика отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

    Только задумайтесь, нас всегда и везде окружают машины. Просыпаясь утром, я готовлю себе тосты в тостере, разогреваю еду в микроволновой печи, спускаюсь на лифте, выхожу из дома и еду в универ на машине. Во всех сферах нашей жизни нам приходится иметь дело с техникой и машинами, вещами, сделанными на машинах. Отрасль машиностроения играет незаменимо важную роль в повседневной жизни. Даже такие банальные вещи, как карандаш или ручка, изготавливаются на станках, не говоря уже о различных гаджетах и транспорте.

    Важность машиностроительной отрасли

    Машиностроение является ведущей отраслью экономики не только нашей страны, но и всего мира в целом. В России в этой отрасли занято около тридцати процентов рабочего населения, и производит она четвертую часть валовой продукции.

    Задачей этой отрасли является обеспечение людей всеми возможными современными машинами. От качества и количества производства машин зависит уровень жизни в стране, уровень экономического развития страны, а также обороноспособность страны.

    Продукция этой отрасли используется в быту, в промышленности, сельском хозяйстве, в вооруженных силах и пр.


    Основные виды машиностроения

    Структура отрасли машиностроения подразделяется на следующие категории:

    • точное машиностроение - роботы, часы, электроприборы;
    • среднее - автотранспорт, тракторы;
    • общее - вагоны, суда, ракеты, самолеты;
    • тяжелое - крейсеры, танкеры, краны, конвейеры.

    Выделяют также и дополнительные сегменты, по типу: изготовление деталей, заготовок, запчастей, а также их ремонт.


    Значение машиностроения в обороне России

    Оборонная система страны сильно нуждается в машиностроительной отрасли. Оснащение этой системы проводится военно-промышленным комплексом.

    Предприятия военного машиностроения отличаются от других своими большими размерами. Развитие оборонительного машиностроения определяет уровень защищенности страны от врагов.


    Задумайтесь, только на долю военного машиностроения приходится треть экспорта оборудования и машин. Производятся: ракеты, военные машины и оружие. Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

    Тема: Общая характеристика хозяйства России

    Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

    Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

    Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

    Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

    В состав машиностроения входят:

    1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

    2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

    3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

    4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

    5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

    6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

    Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

    1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

    2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

    3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

    4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

    5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

    6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

    7. 20% промышленного производства,

    8. 1\3 занятых в промышленности.

    9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

    Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

    Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

    При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

    Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

    Рис. 3. Виды специализации

    Специализация бывает:

    1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

    2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

    3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

    4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

    На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

    - это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

    Рис. 4. Кооперирование

    Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

    Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

    Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

    За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

    Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

    Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

    В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

    Основная

    1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
    2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
    3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
    4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
    5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
    6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

    Дополнительная

    1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
    2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
    3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
    4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

    Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

    1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
    2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
    3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

    Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

    1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
    2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
    3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
    4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
    1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
    2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

    Введение

    Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

    Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

    Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств.

    1) раскрыть состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России;

    2) выявить особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ;

    3) изучить проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране.

    Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России

    Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

    Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами:

    Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

    По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М., 2014. С.84.

    Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

    Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

    Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

    1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

    2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

    3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М., 2014. С.87.

    За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

    Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

    Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.

    В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. Экономика машиностроительной промышленности. / Под ред. Г.А. Краюхина. - М., 2015. С.142.

    Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).

    В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.

    Производство металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. Подотрасль выпускает оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

    Профиль заводов горного машиностроения- машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.

    Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов. Экономика машиностроительной промышленности. / Под ред. Г.А. Краюхина. - М., 2015. С.144.

    Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.

    Эта подотрасль производит также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.).

    Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

    Атомное машиностроение специализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.

    Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.

    Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных сил. М., 2014. С.125.

    Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходится на металлорежущие станки.

    Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.

    Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю.

    Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.

    Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

    Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных сил. М., 2014. С.126.

    Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.

    Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства.