Распад ссср. СНГ — расшифровка

25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Кого объединяет СНГ?

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

  • Азербайджан (1991)
  • Армения (1991)
  • Белоруссия (1991)
  • Казахстан (1991)
  • Киргизия (1991)
  • Молдавия (1991)
  • Россия (1991)
  • Таджикистан (1991)
  • Узбекистан (1991)
  • Украина (в статусе государства-участника - 1991)
  • Туркмения (в статусе ассоциированного члена - 2005)

Что значит "государство-член", "государство-участник" и "ассоциированный член"?

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. - Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Какой орган является высшим в СНГ?

  • Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Для решения каких задач существует объединение?

  • сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
  • создание общего экономического пространства
  • обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
  • борьба с организованной преступностью
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?

  • в Минске (Белоруссия)

Какой язык в СНГ является рабочим?

  • русский.

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

  • Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
  • 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
  • Россия будет председательствовать в 2017 г.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна - Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством - участником СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил , что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, "Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ".
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Аграрный Университет

Кафедра: Общественные дисциплины

На тему: Распад СССР и создание СНГ

Выполнил (а)_______________________________

Проверил (а): ______________________________

Алматы 2010

Вступление
Глава I. Дезинтеграционные процессы в СССР
1. Противостояние центра и республик
2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов
3. Пробы укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс
Глава II. Распад СССР
1. Возобновление Новоогаревского процесса
2. Проект контракта ОССГ
3. Создание СНГ
Глава III. Становление и развитие СНГ
1. Причины интеграции
2. Наша родина - СНГ
3. Документы Содружества
Заключение
Список используемой литературы

ВСТУПЛЕНИЕ

В декабре 1991 года Альянс Русских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о разработке на местности бывшего СССР нового межгосударственного образования - Содружества Независящих Стран.
Дезинтеграционные процессы начались в Русском Союзе уже посреди 1980-х гг. В этот период в критериях ослабления идеологического диктата и всесилия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется много этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (к примеру, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским управлением, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились дела меж титульными цивилизациями и русскими. Управление Русского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя "рост государственного самосознания всех наций". Но, как оказывается, у управления страны не было програмки решения государственных заморочек, умения вовремя и отлично реагировать на обострение этнических конфликтов. В итоге вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Пробы решить делему национализма при помощи войск не привели к положительным результатам, а еще более подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.
Ослаблению союза содействовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, очевидно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у управления союзных республик.
Центр не сумел выработать новенькую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В итоге всего этого государственный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против одного страны.
В данной работе мы попытаемся проследить главные этапы распада СССР и установления новейших взаимоотношений меж бывшими русскими республиками в рамках СНГ.

ГЛАВА I. ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

Национализм и сепаратизм проявились в 1-ые же годы перестройки. 17-19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана заместо Кунаева был назначен Колбин, тыщи юных казахов устроили беспорядок. Погибли двое российских дружинников, выше тыщи человек обратились за помощью в мед учреждения. Для восстановления порядка были использованы войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все пробы приостановить этот конфликт ни к чему не привели.
Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Больший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.
Одной из форм данной борьбы стала критика русской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать скрытые протоколы, поведать общественности о массовых департациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил конфигурации и дополнения к Конституции республики, дозволяющие её высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Сразу была принята декларация о суверенитете республики. 17-18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса муниципального. Подобные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Фаворит литовского Народного фронта "Саюдис" В. Ландсбергис в "Манифесте литовской свободы" объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение её полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.
В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами "Независимость Грузии" и "Долой Российскую империю". Управление Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено навести в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти действия отдали мощнейший толчок развитию государственного движения в Грузии.
В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем более радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа "унитарного имперского государства" и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители государственных движений не достигнули поддержки собственных требований.
Потерпев поражение на съезде, националисты попробовали решить вопросец о независимости в Верховных Советах собственных республик. Политическая борьба в республиках достигла необычной остроты. Республиканские компартии пробовали противостоять набиравшим силу государственным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Рвение управления неких республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались плохими для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большая часть получили сторонники государственной независимости, которые стали решать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в каких коммунисты получили большая часть голосов на выборах, Верховные Советы один за иным стали принимать Декларации о государственном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.
В стране начались так называемые "парад суверенитетов" и "война законов". 12 июня 1990 г. была принята декларация о муниципальном суверенитете РСФСР ("за" - 907 депутатов, "против" - 13, "воздержалось" - 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля - декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре - Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне такого же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила остановить на местности республики действие Указа Президента Русского Союза "О запрещении сотворения вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии орудия в вариантах его незаконного хранения".
В сентябре Президиум Верховного Совета Украины особым указом запретил продажу за границы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных размеров её вывоза. В конце 1990 г. Наша родина решила в 5 раз уменьшить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50-летия провозглашения Русской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в каком 21 июля оценивалось как "день обиды, позора и несчастья". Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года "О вступлении Латвии в состав СССР", не имеющей силы с момента её принятия.
Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о собственном муниципальном суверенитете объявили Монгольская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Русская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.
Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Русский Альянс оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пробовали приостановить процессы суверенизации.
Сделать это при помощи военной силы оказалось для центра проблематично. В вариантах внедрения войск управление страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские действия 1989 г., а потом пробы силовыми способами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического управления свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: "События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением полосы президентской власти, ради которой она была сотворена. И потому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы благодаря чему поводу... Действия в Прибалтике появились в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей другой национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такового рода стычки и побоища просто могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся катастрофы, а не в которых мифических приказах сверху... Как Президент вижу главную задачку в том, чтоб не допустить эскалации противоборства, восстановить обстановку... Совместно с тем, недопустимы никакие самовольные деяния со стороны войск".*

Весной 1991 г. союзные власти попробовали оказать силовое давление на управление Рф. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами-коммунистами снятие Б. Ельцына с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцына не состоялось. Наиболее того, было принято решение о внедрении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был обязан признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.
Противостояние русских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Почти все республики не решали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Дела управления Рф и Союза начали обостряться опосля принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противоборства меж ними содействовало и различное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Русское управление не скрывало собственного рвения трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противоборства заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцына и русские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и необходимо срочно поменять курс реформ. Консерваторы призывали возвратиться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы - к буржуазным. И те, и остальные подвергали твердой критике М. Горбачева.
М. Горбачев был обязан маневрировать меж 2-мя этими последними точками зрения, не решаясь прибегнуть к твердым мерам по восстановлению прежнего СССР либо разорвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Но повышение властного статуса не сумело спасти его от утраты авторитета посреди людей. Не считая того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост нужной легитимности, что в суровой степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.
В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некие уступки республикам, на подписание нового союзного контракта. Пожалуй, у него не было другого выхода. По неким оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля - завершить удачно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Альянс в качестве Федерации, бросить за центром очень огромные возможности, подписать Союзный Контракт как можно скорее. Посреди ноября 1990 г. президент СССР на заседании управляющих союзных республик предложил програмку из 8 пт по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большая часть предложений было ориентировано на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось перевоплотить Совет Федерации в неизменный орган, состоящий из управляющих республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив её конкретно президенту. Не считая того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите неких категорий людей и т. д. Фавориты республик этот план не одобрили.
Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента доп возможностями. А именно, он получил право конкретно управлять правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Сохранности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.
Но реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабла. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало менее 40 % запланированных денежных поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Русского Союза. В нем приняло роль население 9 союзных республик. Большая часть проголосовало за сохранение обновленного Союза.
Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного страны. Но время уже было упущено. Некие республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах роли.
Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили заглавие Новоогаревского процесса, по наименованию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли роль 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны.

Но всё-таки, почему произошёл и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

1. Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы.

Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет.

2. Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз.

Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик.

Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.

Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы.

Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости.

Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество.

Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее.

Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее:

1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой.

2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны.

3. США и начинают сотрудничество с бывшими республиками.

Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

СНГ — Содружество Независимых Государств — аббревиатура названия нового объединения бывших союзных республик СССР, ставших независимыми государствами после распада в 1991 году Советского Союза

Образование Содружества Независимых Государств (СНГ) произошло 8 декабря 1991 года в результате подписания в Вискулях (Бресткая область, Белоруссия) главами России, Украины и Белоруссии соответствующего соглашения

Список стран-членов СНГ (2016 год)

  • Азербайджан
  • Армения
  • Белоруссия
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Молдавия
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан

    Членами СНГ являются те государства, которые в течение 1 года (с 22 января 1993 по 22 января 1994 года) приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, принятого 22 января 1993 года Советом глав государств. Украиной и Туркменией Устав не подписан

    Кроме того, в Уставе СНГ существует понятие государства-учредителя СНГ. Государством-учредителем СНГ считается то государство, праламент которого ратифицировал Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Туркмения эти документы ратифицировала. Украина ратифицировала только Соглашение. Таким образом, Украина и Туркмения являются учредителями СНГ, но не его членами

    Протокол от 21 декабря 1991 года не ратифицирован так же парламентами России и Украины и 5 марта 2003 года комитет Госдумы Федерального собрания РФ по делам СНГ пришёл к заключению, что Российская Федерация де-юре не является государством - учредителем СНГ и государством - членом

История создания СНГ

  • 1991, 8 декабря — главами Украины, России и Белоруссии Кравчуком, Ельциным и Шушкевичем подписано соглашение о и создании СНГ (Беловешское Соглашение)
  • 1991, 10 декабря — Соглашение ратифицировано парламентами Белоруссии и Украины

Ратификация — это придание юридической силы документу (например, договору) утверждением его соответствующим органом каждой из сторон. То есть ратификация — это согласие государства выполнять условия договора

  • 1991, 12 декабря — Соглашение ратифицировано Верховным Советом РФ
  • 1991, 13 декабря — встреча в Ашхабаде (Туркмения) глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. которые выразили согласие на вхождение их стран в СНГ
  • 1991, 21 декабря — в Алма-Ате руководители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины приняли Декларацию о целях и принципах СНГ и подписали Протокол к соглашению о создании СНГ

    Протокол
    к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной
    Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств.
    Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
    На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств и с учетом оговорок, сделанных при его ратификации, будут выработаны документы, регламентирующие сотрудничество в рамках Содружества.
    Настоящий Протокол является составной частью Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
    Совершено в г. Алма-Ате 21 декабря 1991 года в одном экземпляре на азербайджанском, армянском, белорусском, казахском, кыргызском, молдавском, русском, таджикском, туркменском, узбекском и украинском языках. Все тексты имеют одинаковую силу. Подлинный экземпляр хранится в архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит Высоким Договаривающимся Сторонам заверенную копию настоящего Протокола

  • 1991, 30 декабря — в Минске на ещё одной встрече глав государств СНГ учрежден высший орган СНГ — Совет глав государств
  • 1992, 9 октября — создан телеканал СНГ «Мир»
  • 1993, 22 января — в Минске принят Устав СНГ
  • 1993, 15 марта — Казахстан первым из пост-советских республик ратифицировал Устав СНГ
  • 1993, 9 декабря — Устав СНГ ратифицировала Грузия
  • 1994, 26 апреля — Молдавия последней из пост-советских республик ратифицировала Устав СНГ
  • 1999, 2 апреля — создан Исполнительный комитет СНГ
  • 2000, 21 июня — создан Антитеррористический центр СНГ
  • 2008, 14 августа — Парламент Грузии принял решение о выходе страны из СНГ
  • 2009, 18 августа — Грузия официально перестала быть членом СНГ

Цели СНГ

  • Сотрудничество в экономике
  • Сотрудничество в сфере экологии
  • Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод граждан СНГ
  • Сотрудничество в военной области

Сохранилось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, сообща решаются вопросы обороны и охраны внешних границ

  • Сотрудничество в развитии систем транспорта, связи, энергетики
  • Сотрудничество в борьбе с преступностью
  • Сотрудничество в миграционной политике

Руководящие органы СНГ

  • Совет глав государств СНГ
  • Совет глав правительств СНГ
  • Исполнительный комитет СНГ
  • Совет министров иностранных дел СНГ
  • Совет министров обороны СНГ
  • Совет министров внутренних дел стран СНГ
  • Совет объединенных вооруженных сил стран СНГ
  • Совет командующих пограничными войсками стран СНГ
  • Совет руководителей органов безопасности стран СНГ
  • Межгосударственный экономический совет СНГ
  • Межпарламентская ассамблея СНГ

    28 октября 2016 года в Минске состоялось заседание Совета глав правительств стран-участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). Лидер Белоруссии Лукашенко: «…критическая масса накопившихся вопросов вызывает у нас в Белоруссии тревожные настроения по поводу перспектив …СНГ…Усилилась обоснованная критика в наших странах в связи с неудовлетворенностью как темпами, так и практическими результатами развития интеграции. Слышны тревожные сигналы от бизнеса… стоит критически посмотреть и на правовую базу СНГ. За 25 лет мы подписали немыслимый объем решений, договоров и соглашений. Все ли они сегодня актуальны и нужны? Мне очень хочется, чтобы в период председательства России в 2017 году мы смогли получить четкие ответы: во имя чего все эти годы велась интеграция и какая цель в конечном итоге преследуется?»