Проблемы с концентрацией внимания. Проблемы с концентрацией внимания у ребенка. Советы родителям

,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Многие молодые люди приходят к врачу со странными жалобами, которые, казалось бы, должны беспокоить пожилых. Не получается ни на чем сосредоточиться. Серьезные книги читать невозможно: пока доходишь до конца абзаца, теряется мысль. Забываются имена новых знакомых, а иногда и важные дела вылетают из головы. Все это сильно ухудшает качество жизни и заставляет обратиться к неврологу с жалобами на «нарушение памяти». Однако эта проблема не имеет отношения к запоминанию. Дефицит внимания, который сегодня очень распространен среди взрослых, часто путают с «плохой памятью».

Интернет-серфинг – бездумное рассматривание картинок, чтение чужих словесных баталий и поглощение огромного количества ненужной информации – приводит к тому, что «мышца внимания» атрофируется. Привычка ни на чем не сосредотачиваться, переключать внимание с одного на другое, оставляя его при этом рассеянным, приводит к тому, что возникают проблемы с восприятием действительно важной и нужной информации.

Казалось бы, умение быстро переключаться с одного на другое – полезный навык? Однако с интернет-серфингом все обстоит наоборот, потому что человек не вникает в подробности и не углубляется в суть информации, а бездумно переходит от одной страницы к другой. На этом основано курьезное явление нелепых комментариев вроде «не читал, но осуждаю», которое хорошо известно популярным блогерам. Из сотни мнений лишь одно-два окажутся от людей, которые смогли прочитать текст до конца и уловить его суть; остальные комментаторы будут изливать свободные ассоциации, которые возникли от одной фразы, ухваченной в тексте краем глаза.

Дефицит внимания можно смело назвать приметой времени. И проблема эта имеет глобальный масштаб. Тотальная невнимательность может стать не только причиной раздражения всех вокруг. Иногда она приводит к серьезным ошибкам на работе и даже краху в личной жизни.

Многие развлекательные интернет-ресурсы рассчитаны на людей с дефицитом внимания: исследования показывают, что современный взрослый человек в среднем способен удерживать внимание на каком-либо новом тексте около 10 секунд – дальше он, вероятнее всего, напишет комментарий в стиле «Пастернака не читал, но осуждаю» и приступит к просмотру видео с котиками, напрочь забыв о той информации, что поступала в его мозг две секунды назад.

Дефицит внимания приводит к удивительному феномену: любому человеку сегодня в один клик доступны кокрановская библиотека и пабмед, с их помощью можно самостоятельно разобраться в интересующей проблеме здорового образа жизни; но большинство предпочитает пойти по простому пути, вбить в поисковик запрос «безглютеновая диета отзывы» и рассеянно скользить взглядом по антинаучному бреду, что генерируется воспаленным мозгом фанатиков диетического подхода. Все это происходит не от недостатка интеллекта, а от слабости внимания, невозможности сосредоточиться на тексте и вникнуть в его суть. Прочитать несколько статей на английском и сделать какой-то вывод – задача, для людей с дефицитом внимания невыполнимая.

Этим пользуются издательства, выпуская бессчетное количество псевдонаучных книг и журналов: в них масса ничем не обоснованных, кроме чрезмерной самоуверенности автора, сведений, но зато они снабжены красивыми картинками накачанного пресса. Все диеты, пользующиеся бешеной популярностью, будь то сыроедение или отказ от глютенсодержащих продуктов, ежедневно обретают множество новых сторонников. Это происходит не потому, что такие диеты работают, а потому, что их создатели вовремя уловили тренд: расскажи о еде в трех фразах и пяти картинках, как будто читатель обладает интеллектом дошкольника, – и диету ждет успех. Ибо разбираться в том, где подтасованы факты, большинство читателей не будет. У большинства из них дефицит внимания, о котором они не подозревают. Но читатели хотят новую диет-религию за пять минут, а потом будут смотреть видео со смешными енотами, с перерывами на очередной холивар в Сети. Правда, через месяц новый стиль питания наверняка будет заброшен в пользу очередной «революционной методики», потому что низкая концентрация внимания часто сопровождается повышенной отвлекаемостью и внушаемостью.

Внимание – важный «винтик» в работе психики. А потому его дефицит воспринимается как ощущение «мутной головы», трудностей с запоминанием и даже как сниженное настроение или отсутствие мотивации делать что-либо. Иными словами, работа ума без внимания невозможна, поэтому и его дефицит очень ощутим, хотя и с трудом опознается.

От остроты внимания, его объема и способности к переключению с сохранением концентрации зависит, насколько хорошо запоминается информация. Острое внимание нужно и для личных отношений – оно обеспечивает эмпатичность, способность идти на компромиссы, мирно и справедливо решать конфликтные ситуации.

Как улучшить внимание?

  1. Практики осознанности. Осознанность – навык, который помогает хотя бы на время выходить из режима «автопилота». Массу дел мы привыкли выполнять автоматически: умываться, чистить зубы, тренироваться на беговой дорожке, ужинать, глядя в телевизор. При этом человек как бы не присутствует в моменте, но и не занимается полезной мыслительной работой, потому что ум в такие моменты производит бесконечную «мыслительную жвачку», наращивает тревожные мысли и бесцельно блуждает от одного предмета к другому. Помогает с этим справиться медитация – любая из множества методик, которые сегодня можно найти по соответствующим хештегам в соцсетях: медитация дыхания, медитация движения и прочие. Отличный эффект дает йога-нидра – осознанное расслабление с перемещением внимания по телу. Осознанность можно практиковать во время еды, выключив телевизор и отложив в сторону смартфон. Сосредоточение на вкусе, текстуре и других характеристиках еды помогает наладить отношения с телом, иногда и снизить вес.
  2. Полноценный сон. Еще одна частая причина дефицита внимания – недостаток сна или некачественный сон. Частые пробуждения ночью, тревожные и депрессивные расстройства, нарушения пищевого поведения – все это может приводить к ухудшению качества сна. Простые правила гигиены сна, например проветривание комнаты, достаточное затемнение помещения, избегание переедания на ночь, иногда оказываются достаточными, чтобы сделать сон полноценным. Если это не помогает, нужна консультация специалистов – невролога или психиатра.
  3. Профилактика хронических болезней. У людей с невыявленной гипертонией, сахарным диабетом часто первым признаком болезни оказывается то самое ощущение «мутной головы», трудности сосредоточения и запоминания. Иногда такой, казалось бы, незначительный симптом, как невозможность ни на чем сосредоточиться, оказывается «первой ласточкой» серьезного неврологического недуга. Поэтому раз в год посетить терапевта и сдать некоторые анализы – хорошая идея для того, чтобы исключить определенные заболевания или вовремя выявить и начать их лечить.

Острое внимание – один из секретов . Оно помогает рассматривать предметы и явления с разных сторон, находить нестандартные решения задач. Поэтому тренировать свое внимание, подобно мышце, имеет смысл для того, чтобы стать интересным собеседником, хорошим профессионалом и всецело удовлетворенным жизнью человеком.

Невнимательность, синдром дефицита внимания (СДВГ): причины, симптомы, лечение

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» — дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны — при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это — различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные «деликатесы»;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания — мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания — доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Если время от времени вы испытываете дефицит внимания и не можете сосредоточиться на нужных вещах, это может сильно повлиять на ваши карьерные и личные успехи.

Американские эксперты помогут вам выделить основные отвлекающие факторы («убийцы внимания») и научат бороться с ними:

1. Социальные сети.

Соблазн социальных сетей состоит в том, что с их помощью очень легко общаться со своими друзьями и узнавать интересные новости. Но это отвлекает вас от работы, иногда по нескольку раз за час. Каждое обновление статуса запускает в вашей голове невидимый локомотив мыслей, который мешает вам заниматься действительно важными делами.

Решение проблемы.

Категорически откажитесь от посещения социальных сетей во время работы. Если вам не терпится проверить свою страничку, сделайте это во время перерыва. Только тогда сплошной поток постов не прервет ваши мысли. Если вы не в состоянии себя контролировать, просто уберите свой ноутбук в то место, откуда вы сможете его забрать только после смены. В этом случае речь может идти об интернет-зависимости, поэтому консультация психолога вам также не помешает.

2. Перегрузка электронной почтой.

В некоторых конторах эта проблема стоит особенно остро. Ваш электронный ящик каждый час наполняется многочисленными письмами, причем каждый человек хочет, чтобы ему ответили как можно скорее. Несмотря на то, что эти письма напрямую связаны с работой, они сильно отвлекают вас от дел, которыми вы хотели заняться в данный момент. Вы не достигнете прогресса ни в одном серьезном деле, если будете постоянно отписываться по электронной почте.

Решение проблемы.

Вместо ежеминутной проверки ящика вам нужно выделить для этого строго определенное время. В остальное рабочее время по возможности держите почтовую программу закрытой. Это позволит вам сосредоточиться на других делах.

3. Мобильные телефоны.

Рингтон мобильного телефона отвлекает гораздо сильнее, чем любое электронное письмо. Это звук, который мало кто из нас может игнорировать. Но ответ на вызов не только отнимает ваше время, но и может прервать вас на важной мысли.

Решение проблемы.

Найдите, наконец, подходящее применение идентификатору звонков. Если вызов не срочный, пусть он переключается на голосовую почту. Если у вас очень напряженная работа, поставьте на своем телефоне тихий режим, чтобы звонок не отрывал вас от мыслей так резко. Для проверки голосовой почты выделяйте строго определенное время. Прослушивание каждого сообщения по одному разу будет не столь утомительно, как постоянные ответы на звонки в течение дня.

4. Многозадачность.

Если вы освоили многозадачность и вам кажется, что вы успеваете сделать несколько дел за меньшее время, подумайте еще раз. Эксперты говорят, что вы на самом деле можете терять много времени на переключение внимания с одной задачи на другую. В конечном счете, выполнение трех проектов одновременно может занять больше времени, чем их выполнение по порядку.

Решение проблемы.

По возможности организуйте свою работу таким образом, чтобы в одно время вы были заняты только одним проектом. Иными словами, количество переключений внимания с одного дела на другое должно быть сведено к минимуму.

5. Скучные дела.

Некоторые задания, которые нам приходится выполнять на работе, гораздо интереснее других. Во время выполнения скучных заданий ваше внимание особенно легко может отвлечься на другие дела, такие как телефонный разговор, интернет, или даже разглядывание пыли на столе.

Решение проблемы.

Заключите сделку с собой: если вы усердно занимались скучной работой определенный период времени (например, час), вы заслужили 10 минут перерыва. Или вознаградите себя чашечкой кофе, любимым сэндвичем, короткой прогулкой. Скучную работу проще закончить, если вам есть к чему стремиться.

Кстати, скучные дела - это то, что можно делать в порядке многозадачности. Например, во время заполнения однообразных рецептов вы можете слушать радио. Это поможет вам «пережить» монотонную работу.

6. Тревожные мысли.

Трудно сфокусироваться на работе, если вас тревожат какие-то серьезные дела дома или на службе. Например, завтра вам предстоит сложный разговор, который вы все время прокручиваете в голове. Такие мысли - самые настоящие «убийцы внимания».

Решение проблемы.

Один из способов избавиться от назойливых мыслей о проблемах - записать их на бумаге и попытаться решить. Напишите список поручений, домашних обязанностей и других дел, которые вам предстоят. Укажите, почему эти мысли вас беспокоят. Укажите способы решения проблем. Как только вы все это оформите, вы, скорее всего, сможете освободить свой разум.

7. Стресс.

Если на вас взвалили слишком много работы, может быть трудно справляться со своими обязанностями. Перегрузка - это причина постоянного стресса, который отражается и на вашем разуме, и на вашем теле. У вас могут развиться боли в мышцах, головные боли, расстройства сердечной деятельности - все это никак не способствует концентрации и продуктивности труда.

Решение проблемы.

Освойте техники уменьшения стресса, такие как медитация. Это поможет вам вынырнуть из омута тяжелых мыслей, улучшит внимание и работоспособность. В одном западном исследовании люди, прошедшие 8-недельный курс медитации, продемонстрировали явное улучшение внимания по результатам психологических тестов. Если вы не можете найти группу по медитации у себя в городе, поищите в интернете.

8. Усталость.

Усталость мешает сосредоточиться даже тогда, когда вас ничто не отвлекает. Исследования убедительно доказывают, что недосыпание приводит к ухудшению внимания и нарушению кратковременной памяти.

Решение проблемы.

Большинству здоровых взрослых людей будет достаточно 7-9 (в среднем 8) ночного часов сна для полноценного отдыха. Вместо работы по ночам до красных глаз сделайте выбор в пользу здорового сна. Это поможет вам оставаться в форме в течение дня. Определите днем время, когда вы чувствуете себя отдохнувшим и свежим - это идеальное время для выполнения самых ответственных дел.

9. Голод.

Мозг не может работать без хорошего «топлива», поэтому пропуск приема пищи - не лучший способ сэкономить время для работы. Есть убедительные свидетельства того, что кратковременная память и внимание сильно страдают из-за голода.

Решение проблемы.

Будьте готовы в нужное время подпитать свой мозг, куда бы вы ни отправились:

Всегда хорошо завтракайте перед работой.
. Ешьте продукты с высоким содержанием протеинов (сыр, мясо).
. Отдавайте предпочтение сложным углеводам (цельные злаки).

10. Депрессия.

У большинства людей тенденция к появлению печальных мыслей - это признак депрессии. Но Национальный институт ментального здоровья США утверждает, что один из самых распространенных симптомов депрессии - это проблемы с концентрацией внимания. Если вы не можете сосредоточиться, чувствуете себя опустошенными, лишенными надежды или безразличными, то у вас может быть именно депрессия.

Решение проблемы.

Если у вас депрессия, первым правильным шагом является консультация у врача или психолога. Депрессия при квалифицированном подходе очень хорошо поддается лечению. Многие исследования убедительно доказали эффективность антидепрессантов и различных немедикаментозных методов терапии.

11. Лекарственные препараты.

К сожалению, некоторые препараты для лечения депрессии могут влиять на внимание. То же самое справедливо и в отношении многих других групп препаратов, особенно тех, которые действуют на центральную нервную систему.

Решение проблемы.

Если вы подозреваете, что причина ваших проблем с концентрацией в лекарствах, поговорите с врачом или фармацевтом. Неплохой вариант - поискать информацию о принимаемых вами лекарствах в интернете.

12. СДВГ.

Под этой сложной аббревиатурой скрывается распространенное нарушение - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Сразу оговоримся, что это не только проблема детей. По современным данным, более половины детей с СДВГ продолжают испытывать симптомы во взрослом возрасте. Классические признаки СДВГ - это быстрое переключение внимания и трудности с концентрацией на определенной задаче.

Решение проблемы.

Если вам все время трудно сосредоточиться и у вас были нарушения внимания в детстве, то стоит проконсультироваться с врачом по поводу СДВГ. Есть много методов, которые позволят эффективно справляться с вашим состоянием, включая поведенческую терапию и медикаменты.

Константин Моканов

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» - родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них - это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип - это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например - шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно - у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример - если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах...» - то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри - здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

У многих родителей складывается впечатление, что их ребенок способен на большее, ему нужно только научится лучше концентрироваться.

Различают два вида нарушений концентрации: «активно-импульсивный» и «пассивно-замкнутый». Дети первого типа хотят все делать быстро, им часто не хватает терпения, учебный материал они воспринимают поверхностно. Такой ребенок заранее не думает, чего он, собственно, хочет достигнуть, он с большим воодушевлением приступает к выполнению заданий, однако очень быстро теряет интерес, особенно если возникают какие-то сложности. Домашние задания дети с этим типом нарушения концентрации часто не записывают, на договоренности с ними и на их обещания полагаться невозможно. На уроках эти дети легко отвлекаются и занимаются чем угодно, только не тем, что просит учитель. Такие дети не хотят принимать на себя никакой ответственности, имеют обыкновение перекладывать вину на других и быстро впадают в состояние ярости, истерики или даже агрессии, если у них что-то не получается.

Дети с «пассивно-замкнутым» типом нарушения концентрации, наоборот, кажутся рассеянными и обычно долго возятся с любым, даже самым простым заданием. Если при выполнении домашней работы у них возникают трудности, они могут запросто перевернуть лист и начать рисовать. На уроках эти дети погружены в собственные мысли, они витают в облаках. Как правило, у них отсутствует чувство времени, поэтому они постоянно опаздывают. Часто это люди творческого склада, но они не способны воплотить в жизнь свои таланты, так как сами теряются в мире своих фантазий. Они хотят всего одновременно и не умеют расставлять приоритеты.

Оптимальные условия для концентрации ребенка

  • Обсудите со своим ребенком имеющиеся у него проблемы. Трудности в отношениях с учителями или друзьями снижают концентрацию внимания на учебном материале. Они также снижают мотивацию ребенка и внутренне постоянно его отвлекают.
  • Позаботьтесь о регулярном питании и достаточном времени для сна школьника.
  • Дети часто забывают достаточно много пить, доказано, что это ведет к нарушениям концентрации. Два литра жидкости в день, лучше всего чистой негазированной воды, идеальны для здоровья и бодрости духа.
  • Внешние раздражители, такие как музыка, телевизор или шум, создаваемый другими членами семьи, в непосредственной близости от занимающегося школьника должны быть устранены.
  • Если ребенок вымотан после школы, ему нужен отдых, прежде чем он сможет снова сконцентрироваться. Свежий воздух, спорт или общение позволяют детям относительно быстро восстановить свои силы.
  • Между работой над разными предметами необходимы 10 минут отдыха, чтобы только что изученное смогло уложиться в памяти и ребенок снова мог собраться.
  • Чтение прекрасно тренирует способность к концентрации!

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».

Обратите внимание на следующие моменты.

  • Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом.
  • Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
  • Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома. Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
  • О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
  • Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
  • Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
  • Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.