Понятие о приставке. Приставка

Приставка

(префикс). Служебная морфема, стоящая перед корнем (непосредственно или перед другой приставкой).

Приставка словообразовательная. Приставка, служащая для образования новых слов. Антинаучный, выгнать, загнать, изгнать, обогнать, перегнать, соученик, ультраправый, Экстралингвистический.

Приставка формообразующая. Приставка, служащая для образования форм слов. Написать, оседлать, отремонтировать, починить, усовершенствовать, наилучший, подальше, пренеприятный.

Приставка словоформообразующая. Приставка, служащая для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Заиграть, перечитать (меняется лексическое и грамматическое значение глагольной основы). см. аффикс . Приставка простая. Приставка неделимая, не выделяющая в своем составе морфем. Без-, в-, из-, на-, пере-, про- и др. Приставка составная. Приставка, образованная из двух морфем. Недо- (недописать), обез- (обезвредить).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Синонимы :

Смотреть что такое "приставка" в других словарях:

    Наращивание, приделывание, оверлок; аффикс, префикс, пришивание, приставление Словарь русских синонимов. приставка сущ. префикс Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов

    ПРИСТАВКА, приставки, жен. 1. только ед. Действие по гл. приставить во 2 знач. приставлять, наставка. Приставка материи к рукавам (прост.). 2. Приставленный, пришитый кусок материи (порт.). Заштуковать приставку. 3. Составная часть слова, стоящая … Толковый словарь Ушакова

    То же, что префикс … Большой Энциклопедический словарь

    ПРИСТАВКА, и, жен. 1. см. приставить. 2. То, что приставлено, присоединено к чему н. Магнитофонная п. (магнитофон без усилителя мощности и громкоговорителя). 3. В грамматике: морфема, стоящая перед корнем, префикс. | прил. приставочный, ая, ое (к … Толковый словарь Ожегова

    Приставка с- - Приставка с остается неизменной, независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной, например: спилить – сбить, скрестить – сгрести, стесать – сделать, сшить – сжить … Справочник по правописанию и стилистике

    Приставка - ПРИСТАВКА. Первая часть сложных глаголов и глагольных основ, являющаяся по происхождению предлогами и указывающая на различные изменения в месте и способе проявления глагольного признака, а также вносящая и известные видовые различия в… … Словарь литературных терминов

    приставка - — [В.А.Семенов. Англо русский словарь по релейной защите] Тематики релейная защита EN attachment … Справочник технического переводчика Википедия

Русский язык система Л.В.Занкова

Тема: Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки. Орфограммы корня.

Цели:

Предметные: о знакомиться с ролью приставки в образовании слов. Объяснять роль приставки в различении лексического значения слова. Ознакомиться со школьным словообразовательным словарем русского языка.

Уметь анализировать лингвистический текст – определение. Находить и выделять в родственных словах корень, приставку , орфограммы в корне,

подбирать проверочные слова .

Личностные:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

понимание причин успехов в учебе;

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить сообщение в устной форме;

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

воспринимать смысл предъявляемого текста;

анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

Коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

строить понятные для партнера высказывания;

задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

строить монологическое высказывание;

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать другое мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметные результаты:

Развитие речи

использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной

ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

понимать особенности диалогической формы речи;

первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

Тип урока: открытия нового знания

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Подготовка учащихся к работе на уроке:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Положительный настрой.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, (Слайд 1)

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу. Приятного всем нам урока.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного материала

Итак, ребята, мы продолжаем поход за новыми знаниями. А чтобы получить новые знания, вы должны вспомнить и рассказать, что вы уже усвоили.

Работа над пословицей. (Слайд 2)

Перед вами пословица:

Слово слово родит, третье само бежит.

Объясните смысл данной пословицы.

О каких словах идет речь?

Какие слова называются однокоренными (или родственными)? Приведите пример.

Из каких частей может состоять слово?

Ребята, может кто-нибудь из вас знает, как называется раздел русского языка, изучающий состав и словообразование? А хотите узнать? В 5 классе вы будете говорить о том, что словообразование изучается в разделе морфемика (от греч. morphe - форма) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. (Памятка на доске)

В какой части слова содержится основное значение слова?

Что называется корнем слова?

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы урока.

Постановка учебной задачи.

Формулирование темы учебного занятия вместе с учащимися;

Формулирование целей урока вместе с учащимися;

Как вы думаете, может ли быть слово без корня?

Прочитай слова. Выделите устно корни в данных словах.

-Что заметили? (чередование согласного в корне)

( Слайд 1) 2

море – при морский,

дорога - при дорожный,

школа - при школьный,

берег - при брежный,

город – при городный

Что обозначают вторые слова в парах? (называют признак предмета)

На какой вопрос отвечают? (какой?)

Можно ли сказать, что вторые слова в парах имеют общее значение «находящийся рядом, около»? Выделите устно ту часть слова, которая образовала это новое значение. (Слайд 2)

Работа в парах. (На карточках) (картинка работы в парах)

Допиши недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйся подсказкой.

бежал за угол; …бежал из дома; … бежал первым; …бежал через дорогу;

бежал от края

Подсказка за -, вы -, при, пере-, от-

Проверка. (Слайд 3)

Вопрос на обобщение наблюдений: можно ли сказать, что слова забежал, выбежал, прибежал, перебежал, отбежал – это разные формы одного слова?

(Нет, так как у этих слов разное значение, они называют разное направление движения.)

Как называется часть слова, с помощью которой мы образовали эти слова?

(приставка)

Сформулируйте тему урока.

Роль приставок в образовании слов. Маркировка приставки. (Слайд 4)

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Что такое приставка?

Где стоит приставка?

Для чего служит приставка?

- Много ли приставок в русском языке?

Как обозначают приставки?

- Почему приставка называется «приставкой»?

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Этап изучения новых знаний и способов действий

А есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения.

Работа над правилом.

Откройте учебники на с.50 Знакомство с правилом

Вопросы после прочтения правила.

- Что такое приставка?

Где она стоит?

Для чего служит?

Как м аркируют – выделяют? (значок на доску)

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов:

Думал - выдумал, придумал, задумал, обдумал…

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков.

Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные).

Алгоритм нахождения приставки в слове (Слайд 5)

1.Подбери однокоренные слова

2.Обозначь корень

3.Найди часть слова перед корнем, которой слова различаются. Это приставка.

4. Назови приставку.

А на вопрос, п очему приставка называется «приставкой»

нам подготовит ответ Ангелина, поработав с электронным словарём.

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельное исследование.

Работа по учебнику с.50, упр. 98

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

98. Прочитай задание. Запиши слова. К каким временам года ты их отнесёшь? Почему?

Цветёт, расцветает, отцветает, зацветает - цвет

Выдели корень и приставку . Отметь орфограмму в корне . Напиши проверочное слово.

Проверка фронтально.

Физминутка

А сейчас мы предлагаем вашему вниманию грамматическую сказку.

Новые друзья корней

Долгое время на волшебной поляне корни жили од­ни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Со­вершенно случайно зашли на поляну приставки. Это были удиви­тельные девицы. Они так громко разговаривали, что корни вышли посмотреть, что же случилось.

Приставкам корни очень понравились, и захотели они вместе с ними дружить. А так как корни были очень добрыми, то разрешили приставкам остаться. И не просто остаться, а еще и построили им домики перед своими в знак уважения к женщинам. (Ведь пристав­ки женского рода.) Вот так выглядели эти домики: (Слайд 6)

Вместе с корнями приставки стали работать в слове. Они выполняли важную работу по образованию новых слов:

например, морской - приморский - заморский.

А чтобы легче было запомнить правило о приставках, я дарю каждому из вас это стихотворение.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

Что же касается правописания ПРИСТАВОК, то тут уж ничего не поделаешь: их приходится просто запоминать, благо не так уж их и много.

Предлагаем вам запомнить наиболее употребляемые приставки с вариациями: без-бес, вз-(взо, вс-), воз-(вое-), вы-, до-, за-, из-, (изо-, ис-), на-, над-(надо-), не-, недо-, низ-(нис-), о-, об-(обо-), от-(ото), пере-, по-, под-(подо-), пра-, пре-, пред-(предо-), при-, про-, раз-(разо-), рас-, роз-(рос-), с-(со-), су-, у-, через-(чрез-, че- рес-). (таблица на доске)

А теперь ответ на вопрос: Почему приставка называется приставкой определим лексическое значение этого слова.

Физминутка для глаз (по Базарнову)

6.Этап применения знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Вместе работать всегда интереснее и веселее.

Работа в группах.

Следующий этап урока – работа в группах. (Картинка работы в группах на доске)

О чём мы должны помнить, работая в группах? (Правила работы в группе)

«Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!»

Группа – это значит вместе,

Группа – все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Группа нас объединяет

Не испугаемся преград,

Здесь каждый свое дело знает,

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

В своей группе нам уютно

Мы оказались в ней не вдруг,

Когда кому-то станет трудно,

Свое плечо подставит друг.

Перед вами трёхцветная карточка.

Самое сложное задание – красного цвета, самое лёгкое – зелёного, а синее средней трудности.

В группе установите цвет вылняемого задания и приступайте к работе. На выполнение этого задания 1,5 минуты.

Проверять правильность выполненного задания вы будете самостоятельно.

Самопроверка (Слайд 7)

Зелёная карточка

Вставьте приставку
…лить
…лить
…лить
…лить

Подсказка
На-, пере-, по -, вы-

Синяя карточка
Вставьте приставку и в ыделите её
...писал письмо

писал рассказ

писал в тетрадь

писал красиво

писал из словаря

Подсказка:

На - до - за - пере - вы -

Красная карточка

Вставьте подходящую по смыслу приставку

и выделите её
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин

Подсказка
На-, пере-, по -, вы-

7.Этап обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

Коль вы справились с заданием в группе, то надеюсь, что самостоятельную работу вы выполните также успешно. Но задание не из простых. Кому нужна моя помощь вы поднимите руку, а может кто-то из вас обратится за помощью к товарищу.

99. Выпишите только слова с приставкой. Выделите эту часть слова.

Взаимопроверка

8. Этап подведения итогов занятия

Четкость и краткость этапа;

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Как обозначают приставки?

Как вы считаете, урок достиг цели?

Каким способом? (объяснение учителя, работа в группах, в парах, работа по учебнику, помощь одноклассников, работа со словарём)

Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

1. Приставка – это часть слова, которая находится …

А) в начале слова
Б) середине слова
В) после корня

2. Приставка пишется со словом …

А) раздельно
Б) слитно
В) через чёрточку

3. Приставка служит для …

А) составления новых предложений
Б) определения состава слова
В) образования новых слов

4. Чтобы найти приставку, нужно…

А) подобрать однокоренное слово
Б) подобрать проверочное слово
В) поставить ударение
Г) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой

5. Укажи слово с приставкой.

А) ходит
Б) заячий
В) закон
Д) забегать
Е) за домом

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо работали.

9. Этап рефлексии

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке;

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой),

«Мы» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

10. Домашнее задание

по выбору

1.карточка;

2. тетрадь №2, упр.14

творческое задание по желанию

1.сочинить рассказ о приставках

Слово, как единица словообразовательной системы, имеет определённую структуру, т. е. состоит из морфем. Понятие морфема предложено русскими учёными в конце XIX века. Оно встречается в работах И. А. Бодуэна де Куртэнэ, О. С. Крушевского, В. А. Богородицкого и других языковедов.

Морфема - наименьшая значимая часть слова, единица словообразования. Например, приставка раз - - морфема со значением высокой степени качества (раз удалый , рас прекрасный ) или со значением разъединения (раз вести , рас тащить ).

Все морфемы современного русского языка разграничиваются в зависимости от их роли в словоформе и в слове. По этому признаку они делятся на корневые и служебные, или аффиксальные. По месту расположения по отношению к корню словообразовательные аффиксы делятся на префиксы (или приставки), суффиксы, постфиксы. В этой работе мы хотим остановиться на префиксах.

Префикс

Префиксом, или приставкой называется значимая часть слова, находящаяся перед корнем или другой приставкой и используемая для образования новых слов или разных форм одного и того же слова.

С помощью приставок обычно происходит образование новых слов в пределах одной и той же части речи:

  • автор - со автор
  • носить - вы носить
  • вне - из вне

Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных и наречий.

Для образования разных форм одного и того же слова приставки используются менее активно, чем суффиксы. Тем не менее, они могут быть и формообразующими:

  • делать - с делать
  • бледнеть - по бледнеть
  • слепнуть - о слепнуть

Приставки русского языка могут присоединяться к словам разных частей речи. Приставкам несвойственна закрепленность за определёнными частями речи в связи с большой степенью отвлечённости и универсальности выражаемых ими значений. Так, приставка со - , выражающая значение «совместимости», возможна в составе

  • - существительных:
  • со товарищ
  • со участник
  • - глаголов:
  • со существовать
  • со переживать
  • - прилагательных:
  • со звучный
  • со предельный

Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения. Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки. Так, глаголы у бежать , при бежать , по существу, обозначают то же действие, что и глагол бежать .

Приставки показывают лишь разное направление этого действия. Наречие пре отлично и прилагательное пре симпатичный обозначают те же признаки, что и слова отлично и симпатичный , но приставка пре - придаёт значению данных признаков оттенок высшей степени качества.

Приставок в русском языке насчитывается несколько десятков. Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака. Для соединение с приставками не столь характерно, хотя и среди существительных нередки слова, образованные присоединением приставки:

  • частица - анти частица
  • раздел - под раздел
  • экспресс - супер экспресс

Однако число таких слов, в сравнении с существительными, не включающими приставок, не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень:

  • плут - архи плут
  • кубок - супер кубок

или указания временного характера:

  • язык - пра язык
  • память - пра память
  • история - пред ыстория
  • человек - до человек

Обособленность приставок в составе слова поддерживается ещё одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова: Анти демократИчный , прОтиво воздУшный , прОтиво пожАрный , сО нанимАтель , внутрИ клЕточный , Анти нейтралитЕт .

Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со - со значением совместимости в безударных слогах слова может сохранять [о ], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ ] или [а ]: со наниматель , со опекун , со руководители .

Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются очень продуктивными морфемами. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы.

Основное значение большинства приставок заключается в указании направления или характера действия:

  • в ходить - вы ходить
  • при ходить - у ходить
  • под ходить - от ходить
  • за петь , при открыть , под водный , на земный .

Приставка без - указывает на отсутствие того, что обозначено корнем: без земельный , бес помощный , бес шумно , а приставка не - , присоединяясь к слову, придаёт ему противоположное значение: не приятель (враг), не весёлый (грустный). В очень редких случаях приставки имеют чисто грамматическое значение и используются для образования форм слов.

Одна и та же приставка может употребляться в разных значениях, например, приставка за - указывает:

  1. на распространение действия дальше определённого предела: за летел за черту ;
  2. на доведение действия до крайней степени: за кормить , за хвалить ;
  3. на попутное действие: за йти к товарищу ;
  4. на начало действия: за петь , за плясать .

Одни приставки встречаются в большом количестве слов и легко используются для образования новых слов, например: в - , на - , за - , другие встречаются в относительно немногих словах и почти не используются для производства новых слов, например:

  • па - :
  • па водок
  • па сынок
  • па дчерица
  • пра - :
  • пра дед
  • пра бабушка
  • су - :
  • су мрак
  • су глинок

Приставки имён существительных

В морфологическом составе и словообразовании существительных приставки играют значительно меньшую роль, чем суффиксы. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов. Приставка не - входит в состав ряда существительных, частью неупотребительных без этой приставки: не слух , не верье , не приязнь , частью существующих самостоятельно: не приятель , не друг , не погода , не счастье , не воля .

Приставка о - (об - ) в отглагольных образованиях служит для обозначения остатков после какого-нибудь действия, обычно нечто испорченное, обесцененное в результате действия: об мылок , о курок , об мерок , об носки , об рывок , о пилки .

Приставка между - , не употребляемая с глаголами, обозначает пространство в промежутке между двумя одинаковыми предметами: между речье , между рядье , между путье .

Приставка пере - называет предмет в окружении инородной среды, иногда являющийся соединительным звеном или границей между основными частями предмета: пере шеек , пере лесок , пере носица .

Приставка про - имеет значение близкое к приставке пере - и сходное с глагольной приставкой про - , обозначающей движение внутрь и насквозь: про жилка , про слойка , про стенок , про сёлок .

Приставка за - указывает положение по другую сторону предмета: за речье , за горье , за болотье , за мостье .

Приставка пред - указывает на положение впереди предмета: пред мостье , пред горье , пред плечье , пред грозье , пред зимье .

Приставка при - обозначает нахождение вблизи предмета: при морье , при город , при весок , при пёк .

Приставка под - обозначает нахождение ниже предмета: под бородок , под лесок , под оконник , под рамник , под ножие .

Приставка по - означает местность, расположенную на поверхности и в пределах чего-либо: по бережье , По волжье , По днепровье .

Приставка на - указывает на положение на поверхности предмета: на ушник , на плечник , на рукавник , на брюшник , на конечник , на горье .

Приставки имён прилагательных

Производные прилагательные включают приставки. Одна группа приставок употребляется для образования , другая группа - для образования .

Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые близки по значению к суффиксам оценки и обозначают большую меру качества.

Так, приставка пре - (старославянского происхождения) близка по значению к очень , чрезвычайно и в новых образованиях нередко создаёт оттенок разговорной речи: пре забавный , пре милый , пре весёлый , пре усердный , пре хитрый , пре жирный , пре восходный , пре красный .

Приставка наи - , присоединяемая к превосходной степени, выражает экспрессивное усиление и придаёт слову несколько архаический, книжный характер: наи главнейший , наи кратчайший , наи добрейший .

Приставка раз - по значению аналогична приставке пре - , но свойственна разговорной речи и имеет оттенок грубоватости, а иногда такие образования связаны с народно-поэтическими произведениями: раз весёлый , раз несчастный , раз любезный , раз ухабистый .

Группа приставок выражает отрицание и отсутствие известного признака.

Приставка без - указывает на признак, заключающийся в отсутствии известного предмета. Особенно характерны приставочные образования, не имеющие суффикса, образуемые от ограниченного числа названий частей тела и некоторых частей растений и предметов: без рукий , без ногий , бес палый , без усый , без бородый , без зубый , без волосый .

Приставка не - в отличие от частицы не, выражающей только отрицание, образует антонимы к прилагательным без этой приставки: не смелый (робкий) - смелый , не большой (маленький) - большой , не редкий (частый), не хороший (плохой), не трудный (лёгкий).

Приставка а - (греческая), употребляемая в словах греческого и латинского происхождения, близка по значению к приставкам без - , не - : а моральный , а логичный , а ритмичный , а симметричный . Приставка а - не является продуктивной, но вследствие соотношений с соответствующими бесприставочными прилагательными (а моральный - моральный ) в отдельных случаях отчётливо выделяется.

Сложная приставка небез - (небес - ), представляющая сочетание приставок не - и без - , выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небез вредный , небес полезный , небез ызвестный .

Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп, в них даются указания на место, время, взаимные отношения между лицами и предметами. Эти приставки всегда употребляются совместно с суффиксами, сюда относятся приставки, часто составляющие пары антонимов: на - , над - , под - , при - , внутри - .

Приставка на - указывает на положение на поверхности: на стольный , на земный , на горный , на тельный , на грудный , на брюшный .

Приставка на д- указывает на положение выше предмета: над бровный , над земный , над ворный , над звездный , над гробный .

Приставка под - указывает на положение ниже предмета, являясь антонимом приставки над - , иногда на - : под водный , под земный , под кожный , под горный .

Приставка при - обозначает положение вблизи предмета, связь с ним: при морский , при речный , при дорожный , при усадебный .

Приставка вне - указывает на положение за пределами чего-либо, нередко употребляется с непространственным значением: вне европейский , вне служебный , вне школьный .

К приставкам, обозначающим время, относятся до - , пред - , по - , после - .

Приставка до - указывает на предшествующее время по отношению к известному событию, эпохе, периоду времени: до революционный , до военный .

Приставка пред - на ближайшее предшествующее время и этим отличается от до - : пред революционный , пред октябрьский , пред военный , пред выборный .

Приставка по - непродуктивная, она указывает на последующее время и является антонимом приставки до - : по реформенный , по смертный .

Приставка после - однозначна с по - и является продуктивной: после военный , после октябрьский , после операционный .

Приставка интер - (латинская), синонимична приставке между - : интер национальный , интер вокальный .

Приставка противо - указывает на назначение для уничтожения чего-либо, для борьбы с чем-либо: противо военный , противо алкогольный .

Приставка анти - (греческая) обозначает «враждебный чему-либо, направленный против чего-либо», а также «лишённый чего-нибудь»: анти фашистский , анти народный .

Глагольные приставки

Типичным средством образования глаголов от других глаголов являются приставки. Большая часть приставок имеет общее происхождение и общий звуковой состав с предложением, вследствие чего они в известных пределах выполняют сходную роль. Общность функций приставок и предлогов проявляется в параллелизме употребления в одной синтаксической конструкции одинаковых приставок и предлогов, например: в нести в дом , под ложить под тарелку , ото йти от доски . Это наблюдается прежде всего при выражении пространственных отношений, а переносно и в других случаях: в нести улучшения в конструкцию станка , ото йти от буквы закона . Но приставки имеют и такие значения, которые не выражаются предлогами. Таково, например, значение , которое получают приставочные глаголы, если оно не парализуется суффиксом.

Приставки обычно имеют разветвлённые значения, причём в одних случаях связь одних значений с другими вполне ясна, возникновение вторичных значений из первичных улавливается без затруднений, в других - значения разошлись и обособились, и сведение их к общему исходному значению встречает серьезные трудности. Расхождения в значении приставок во многом связаны с различиями в лексическом значении глаголов.

Наиболее первичными значениями приставок являются разного рода указания на происхождение действий в пространстве, они конкретизируют действие, устанавливая направление и распространение действия, ограничивают его путём указания на начальный и конечный пункт, охватываемое пространство, предел, на перемещение объектов внутрь, наружу, вверх, вниз. Это наиболее отчётливо наблюдается у глаголов движения. К этим значениям так или иначе примыкают указания на начало и конец действия, достижение результата, на незначительность, усиление, полноту, интенсивность действия и ряд более частых значений, свойственных отдельным приставкам. В дальнейшем будут выделяться основные значения приставок.

В первую очередь будут рассматриваться случаи, в которых приставки имеют четкое значение, обеспечивающее их продуктивность. При этом исходным материалом для анализа будут являться те образования, в которых приставочный глагол противостоит бесприставочному, без каких-либо других различий: вы бросить - бросить . Особую группу образований составляют глаголы, которые отличны от бесприставочных не только наличием приставки, но также частицей -ся , рассмотрение этих случаев относится к концу обзора значений отдельных приставок.

Для выяснения значения приставок большую помощь оказывает то, имеет ли глагол управляемые слова и каким (без или с предлогом) он управляет. В дальнейшем обзоре примеры будут приводиться с управляемыми словами.

Немалое количество приставочных глаголов, особенно среди издавна существующих слов, получили значение, не вытекающее из их морфологического состава, они обособились от соответствующих бесприставочных глаголов, и в них значения приставок затемнены, или же приставка может быть выделена только этимологически: дать - про дать , быть - при быть , с быть , за быть . Такие образования остаются за пределом живых типов глагольного словообразования, и поэтому единичные примеры их приводятся только для демонстрации отличия их от приставок продуктивного характера.

Также особое в словообразовательном отношении положение занимают приставочные глаголы, рядом с которыми отсутствуют бесприставочные глаголы с той же основой. Они получили название глаголов со связанными основами , примерами их могут служить производные глаголы:

  • а). снять , поднять , принять ;
  • б). сказать , приказать , отказать , заказать ;
  • в). сложить , подложить , заложить , отложить ;
  • г). привыкать , отвыкать , свыкаться .

Глаголы со связанными основами в подавляющем большинстве представляют собой наследие прошлого, и их морфологический состав нередко затемнён, отдельные глаголы с далеко отошедшим значением даже совсем обособились от своей корневой группы и потеряли членимость (понять , занять , отнять ), только в редких случаях приставки сохраняют своё значение. В связи с этим они обычно будут фигурировать в обзоре среди образований с затемнённым значением приставок.

Характерной чертой глагольных приставок является то, что среди них широко представлены пары приставок-антонимов: в нести - вы нести , при ставить - от ставить и др. Сравнение таких приставок помогает уяснению их значений, но вследствие многозначности приставок их противоположность в значении охватывает только некоторые случаи их употребления.

Приставка в - (во - ) указывает направление действия внутрь, которое особенно отчетливо сказывается у глаголов движения, управляющих винительным падежом с предлогом в , бесприставочные глаголы не указывают на направление движения: ехать - в ъехать в город , нести - в нести в столовую , клеить - в клеить страницу в книгу .

Приставка вы - имеет несколько далеко расходящихся значений. В первой группе исходным является обозначение направления действия «наружу», в этих случаях вы - выступает как антоним приставки в - - обозначение предмета, изнутри которого направлено действие, выражается родительным падежом с предлогами из , с : ехать - вы ехать из города , нести - вы нести из столовой , вы лить из бутылки , вы тащить из воды , вы грузить из машины .

Исходным значением приставки за - является отдаление от наблюдателя и продвижение за преграду, предмет. В этих случаях глагол управляет винительным падежом с предлогом за : ехать - за ехать за дом , идти - за йти за гору .

Приставка из - только в редких случаях имеет значение движения наружу, в соответствии с предлогом из : гнать - из гнать из страны , из влекать из глаза .

Приставка от - выражает движения, начинающиеся отделением от какого-либо предела. Это значение чётко выражается при наличии существительного с предлогом от : ехать - от ъехать от села , лететь - от лететь от аэродрома .

Приставка под - обозначает перемещение, имеющее целью расположить объект ниже какого-либо предмета или направить действие (у ) под предмет. В этом случае глагол управляет винительным падежом с предлогом под: ставить - под ставить под машинку , ехать - под ъехать под мост .

Приставка у - имеет значение движения от предмета до полного удаления, а также завершения действия. Удаление чётко выражается у глаголов движения, исходный пункт обозначается родительным падежом с предлогами от , из , с : у ехать с Кавказа , у йти из театра , у плыть от берега , у течь из ведра .

Приставка на - указывает на ограничение движения при соприкосновении с препятствующим предметом, в первую очередь, с его поверхностью, в таком случае глагол управляет винительным падежом с предлогом на : ехать - на ехать на тумбу , на лететь на столб .

Приставка с - , с одной стороны, обозначает движение вниз и отделение, с другой - встречное движение и объединение. Так, движение вниз особенно чётко сказывается в сопровождении управляемого родительного падежа с предлогом с : с ъехать с горы , с бросить с крыши .

К этому значению примыкает значение удаления с поверхности, в сторону или без указания направления: со гнать с ковра , с махнуть пыль .

Сложная приставка недо - имеет значение неполноты действия, она противопоставляется приставке пере - : недо работать (пере работать ), недо выполнить (пере выполнить ).

Сложная приставка обез - (обес - ) образует глаголы от имён существительных и указывает на лишение того предмета или свойства, которые обозначаются существительными: обез людеть , обез оружить , обез главить , обес силеть , обес ценить .

Приставки наречий

Также осуществляется посредством приставок. Но в наречиях они тесно взаимодействуют с суффиксами.

Приставка по - и суффикс –и - образуют наречия: по -отцовски , по -братски , по -чешски , по -птичьи , по -лисьи .

Приставка по - и суффикс –ому - (-ему - ) образуют наречия от относительных, качественных прилагательных и местоимений: по -летнему , по -зимнему , по -богатому , по -новому .

Непродуктивными являются случаи образования наречий от других наречий путём присоединения приставок: всегда - на всегда , ныне - от ныне , завтра - после завтра .

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный - подводный - водяной - водник - водянистый - все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-.

Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им. п.) - знамени (р. п.), веселый - веселее (сравнит. степень), почитать (сов. вид) - почитывать (несов. вид). Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. Так, суффиксы -ость, -ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен суще­ствительных; суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -нн-, -ш-, -вш- - для причастий; суффиксы -а, -я, -в, -вши - для деепричастий; суффиксы -и-, -е-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-, -ну- - для глаголов; суффиксы -то, -либо, -нибудь - для местоимений и наречий.

Примечания. 1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония, реорганизация, экс-чемпион, импорт. 2. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

scicenter.online

Урок русского языка во 2-м классе «Приставка как часть слова»

1) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в парах;
3) воспитывать заботливое отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Прозвенел звонок.
Начинается урок. (Садитесь.)
Наш урок пойдет вам впрок.
Старайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Отметку пять!

Слайд 2. Правила посадки.

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.

Слайд 3. Расставь знаки.

– Посмотрите на знаки обозначения частей слов. Расставьте их так, как они могут стоять в слове. (Знаки перемещают на интерактивной доске, остается )

(2-й ученик работает на магнитной доске)

Сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.

Слайд 4. Птицы. Слова.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится
?Угадали? Это …..(птица)

– Наступила зима. Перелётные птицы улетели в тёплые края.

Зимующие переселяются ближе к жилью людей. Почему?

– Каких птиц можно увидеть в городе?

– Объясним написание названия птиц.

– По какому признаку слова можно разделить на 2 группы?

(Двусложные, трехсложные; с проверяемой безударной гласной и непроверяемой)

– Составьте предложения с записанными словами. (Устно)

Слайд 5. Восстановите предложение.

– Восстановите предложение. (перемещают слова на интерактивной доске)

– Запишите. Выделите изученные орфограммы.

– Найдите и подчеркните главные члены предложения.

– Выпишите глагол. (летят)

– Образуйте однокоренные глаголы от данного с корнем -лет–

Слайд 7. Приставки.

– Проведем наблюдение, как образуются слова.

Используйте данные части.

– Что нужно сделать, чтобы новое слово читалось? (приставить часть, присоединить)

при – , у – , на – , от – , под – , пере – , с –

(Соединяют на доске, пишут в тетради.)

– Обратить внимание, приставляемая часть пишется слитно со словом.

– Объясните смысл слова (сразу после записи)

прилетят – появятся
улетят – исчезнут
налетят – соберутся вместе
отлетят – отсоединятся ото всех
подлетят – приблизятся
перелетят – переместятся с одной ветки на другую
слетят – переместятся, пропадут

– Как образовывали новые слова? (приставляли части, присоединяли)

– Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком ¬

– Определите её место в схеме состава слова.

(перед корнем – на магнитной доске)

– Выделите приставки в словах.

Слайд 8.Выделить приставки.

Обобщение: – Какая часть слова называется приставкой?

– Для чего служит приставка?

– Обратите внимание, приставки разные, но пишутся всегда слитно.

Слайд 9. Прыгающие птицы.

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень
Тири-тень, тири-тень.

Слайд 10. Как найти приставку.

– Определим алгоритм нахождения приставки.

– Можно ли сразу назвать приставку?

– Какую часть слова нужно сначала найти?

Придумайте родственные, однокоренные слова. Выделите корень.

– Можем ли мы теперь назвать приставку? Выделите.

– Образуйте новые слова с корнем –рис– , но с другими приставками.

Работайте в парах. (срисовать, дорисовать, зарисовать, …)

Обобщение: – Какая последовательность действий должна быть, чтобы правильно определить приставку?

(Подобрать однокоренные слова, выделить корень, приставку)

– Прочитаем алгоритм по учебнику с. 129

VIII. Физминутка (для глаз).

Слайд 11. Фигуры.

Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
– Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза откроем наконец.
Зарядка закончилась.
Ты молодец!

Слайд 12 . Дети в лесу у кормушек.

Зачем дети приехали на лыжах в лес?

– Почему важно помогать пернатым зимой?

– Кто из вас уже помогает птицам?

Кто будет делать это обязательно?

– Возьмите карточку с текстом.

Впишите в слова подходящие по смыслу приставки.

…..шла зима. Леса и поля …..крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и ….летели они к жилью людей. Ребята …..весили для пернатых кормушки. Они …..готовили для птиц корм.

…..помните, птицам страшен не холод, а голод.

Выполните работу самостоятельно.

Кому трудно, поднимите руку. (подсказка с приставками раздаётся индивидуально)

Проверка. (вписываем приставки) Слайд 13. Текст.

– Какое предложение выражает главную мысль текста?

– Придумайте заголовок тексту. (появляется на экране)

Слайд 14. Лето. Летают, поют птицы.

Помните, птицы – наши друзья. Зимой они ждут помощи. Весной, летом пернатые отблагодарят людей: защитят урожай от вредителей, порадуют красивым пением.

Слайд 15. Угадай часть слова.


    Игра “ Угадай часть слова”

(Дети пишут на интерактивной доске)

– Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

– Главная часть слова, передающая его смысл.

– Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.

– Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– На последующих уроках мы будем учиться правописанию приставок.

Инструктаж по домашнему заданию.

– Дома выучить правило, запомнить алгоритм нахождения приставки, выполнить упр. 4 с.130. Оно подобно заданиям, выполненным в классе.

  • Отметки (комментировать)
  • Дайте оценку нашему уроку, используя прилагательные.
  • Слайд 16. Поздравление с Новым годом.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Что такое приставка в составе слова?

    Приставка - это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся перед кор­нем и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

    С помо­щью при­ста­вок обра­зу­ют­ся новые сло­ва. Такой спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния так и назы­ва­ет­ся «при­ста­воч­ный» . Обычно с помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся одни и те же части речи , то есть от суще­стви­тель­но­го обра­зу­ет­ся тоже имя суще­стви­тель­ное, от гла­го­ла - новый гла­гол, от наре­чия - наре­чие.

    Убедимся в этом на при­ме­рах:

  • автор - со автор;
  • поря­док - бес поря­док;
  • заго­ло­вок - под заго­ло­вок;
  • полз­ти - от полз­ти, при полз­ти, пере полз­ти;
  • дол­го - не дол­го, на дол­го, сверх дол­го;
  • школь­ный - при школь­ный;
  • забав­ный - пре забав­ный;
  • когда - не когда, ни когда.
  • В мор­фем­ном соста­ве сло­ва могут быть не одна при­став­ка, а две:

    По про­ис­хож­де­нию абсо­лют­ное боль­шин­ство при­ста­вок явля­ют­ся искон­но рус­ски­ми. Это при­став­ки о-, от-, -об, под-, над-, пере-, при-, у-, воз-/вос-, без-/бес-, низ-/нис-, из-/ис-, чрез-/черес-, раз-/рас-, с-/со- и др.

    Некоторые при­став­ки име­ют вари­ан­ты:

    • об вер­нуть - обо гнуть;
    • от ско­чить - ото йти;
    • вз мет­нуть­ся - воз двиг­нуть;
    • с тащить - со брать;
    • воз двиг­нуть - возо мнить.
    • В рус­ских сло­вах могут быть про­из­вод­ные при­став­ки от нареч­ных пред­ло­гов:

    • вне- : вне­штат­ный, вне­класс­ный, вне­слу­жеб­ный;
    • меж- : меж­атом­ный, меж­пла­нет­ный, меж­зо­наль­ный;
    • после- : после­опе­ра­ци­он­ный, после­обе­ден­ный, после­во­ен­ный;
    • сверх- : сверх­при­быль­ный, сверх­пла­но­вый, сверх­че­ло­век;
    • около- : око­ло­сер­деч­ный, око­ло­свет­ский, око­ло­ли­те­ра­тур­ный;
    • противо- : про­ти­во­воз­душ­ный, про­ти­во­ви­рус­ный, про­ти­во­цин­гот­ный.
    • В соста­ве рус­ских слов могут быть ино­языч­ные при­став­ки, сре­ди кото­рых ука­жем сле­ду­ю­щие:

      Приставки а-, анти- , напри­мер, сино­ни­мич­ны рус­ской при­став­ке противо- (про­ти­во­ви­рус­ный, про­ти­во­воз­душ­ный, про­ти­во­есте­ствен­ный ) и име­ют зна­че­ние отри­ца­ния. С их помо­щью обра­зу­ем сло­ва с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

    • логич­ный - а логич­ный, соци­аль­ный - а соци­аль­ный, мораль­ный - а мораль­ный;
    • обще­ствен­ный - анти обще­ствен­ный, народ­ный - анти народ­ный, демо­кра­тия - анти демо­кра­тия.

    Приставка ультра- име­ет зна­че­ние «далее», «более», «сверх» :

    Видеоурок: «Приставки в русском языке»


    russkiiyazyk.ru

    20. Приставка. Суффикс. Правила

    Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед
    корнем и служит для образования слов:

    Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня
    и обычно служит для образования слов:

    Вспомним значения некоторых суффиксов.

    Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- :

    Чик, -щик, -ист, -тель, -ник - образуют названия лиц по роду занятий,
    по профессии:

    Ец, -анин, -янин, -ин, -ич - образуют названия лица по месту жительства:

    Онок, -ёнок - образуют названия молодых животных (детёнышей):

    Задачи на тему «Приставка. Суффикс»

    У ч и т ь – в ы у ч и т ь, и з у ч и т ь, д о у ч и т ь, з а у ч и т ь, н е д о у ч и т ь,

    п р о у ч и т ь.

    Обозначьте приставки, кликая на буквы.

    Ч и т а т ь – п р о ч и т а т ь, в ы ч и т а т ь, п е р е ч и т а т ь. Р а б о т а т ь

    – з а р а б о т а т ь, д о р а б о т а т ь, п р о р а б о т а т ь.

    З а к р ы т ь, у к р ы т ь, н а к р ы т ь, о т к р ы т ь, п р и к р ы т ь,

    р а с к р ы т ь, п е р е к р ы т ь.

    П о д о р о ж н и к, п о д о ж д а т ь, п о д о б н ы й, п о д о б р а т ь,

    п о д о и т ь, п о б е д а.

    Образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением, используя суффиксы -ушк-, -к-, -ок, -ышк-, -ёк, -ик.

    school-assistant.ru

    Суффиксы. Приставки. Виды, примеры, правописание

    Для поиска по странице нажмите Ctrl+F.

    Возможные трудности

    Добрые советы

    Можно совершить ошибку, выделяя требуемую часть слова, например: мячик, огурчик (Суффикс -чик- или -ик-?).

    Сначала выясните, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем определите, с помощью какого суффикса (приставки) оно образовано, например: мяч + -ик- → мячик.

    При этом необходимо учитывать возможные чередования в корне и наличие беглых гласных, например: огурец + -ик- → огурчик (чередование ц//ч, беглая гласная е).

    Бывает сложно определить значение приставки или суффикса, например: пришить (Каково значение приставки при-?).

    Установите, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем постарайтесь определить, что изменилось в значении производного слова по сравнению с исходным, например: шить + при- → пришить (присоединение).

    Можно спутать слова с нулевым окончанием и слова, в которых окончания нет, например: делал – делая.

    Обратите внимание на часть речи, к которой относится данное слово, и на то, является ли оно при этом изменяемым. Запомните, что у неизменяемых слов: наречий, слов категории состояния, деепричастий, несклоняемых существительных, непроизводных и производных предлогов, союзов, частиц, междометий, – а также у прилагательных в форме сравнительной степени окончаний нет, например: пусто, кофе, вследствие, зато, именно, ах, светлее, делая – нет окончания; делал – окончание нулевое.

    Можно совершить ошибку в определении состава слова, особенно когда перед вами причастие или деепричастие, потому что в них нередко встречаются два суффикса, например: испугавший, сказанный, закрученный, застилая, задумав.

    В действительном причастии прошедшего времени обычно присутствуют два суффикса. В слове испугавший после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ть). За ним следует суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-.

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -енн-, -нн- и -т- .

    Если страдательное причастие прошедшего времени образовано с помощью суффикса -нн-, неопределенная форма которого оканчивается на -АТЬ\ -ЯТЬ, в причастии выделяется два суффикса. Например, в слове сказанный после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола сказ-а-ть), а за ним следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -нн-.

    В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных с помошью суффикса -т- тоже присутствуют два суффикса: суффикс основы глагола и -т- (например: раскол-о-т-ый ).

    В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от остальных глаголов с помощью суффикса -енн , обычно присутствует один суффикс. Например, в слове закруч-енн-ый после корня следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -енн-.

    В деепричастиях может быть как один, так и два суффикса. Например, в слове застилая после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -я-. В слове задумав после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -в-.

    В деепричастиях любя, глядя, крича, будучи, ненавидя, волоча, держа, прочтя, испёкши и др. присутствует только один суффикс.

    Основа слова и окончание

    Во всех склоняемых и спрягаемых словах русского языка можно выделить две части - основу и окончание.

    Основой называется часть слова, которая не изменяется в нем при склонении и спряжении.

    Окончанием называется часть слова, которая при склонении и спряжении изменяется.

    (и. п., ед. ч.), (р. п., ед. ч.), (д. п., ед. ч.).

    (м. р., ед. ч., и. п.), (м. р., ед. ч., р. п.), (м. р., ед. ч., д. п.).

    (1 л., ед. ч., наст. вр.), (2 л., ед. ч., наст. вр.), (3 л., ед. ч., наст. вр.).

    Основа слова содержит его лексическое значение. Окончание слова служит для связи с другими словами в предложении и содержит грамматическое значение слова (т.е. окончание подскажет, к какой части речи слово принадлежит, какого оно рода, в каком числе и падеже стоит, какое грамматическое лицо выражает, в каком времени стоит).

    Например, в предложении Сяпает Калуша по напушке (по Л.С. Петрушевской) окончания слов подскажут нам их грамматические значения:

    сяпа-ет (глагол, стоит в наст. вр., в ед. ч., в 3 л.),

    калуш-а (сущ. ж. р., стоит в и. п., ед. ч.),

    по напушк-е (сущ. ж. р., стоит в дательном п., ед. ч.).

    При этом лексические значения этих слов останутся для читателя неясными, поскольку он не встретит в них ни одной знакомой основы.

    Подробнее об окончании слова

    В склоняемых и спрягаемых словах окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не имеет звукового выражения, но сохраняет грамматическое значение слова.

    Пять заданий- - нулевое окончание указывает, что перед нами сущ. мн. ч., в р. п.

    Ветер свеж- - нулевое окончание указывает, что перед нами крат. прил. в м. р., в ед. ч.

    Нулевое окончание выделяют:

    У существительных в форме м. р., и. п., ед. ч.:

    дом- - дом- ; иней- - ине- ;

    У некоторых существительных в форме р. п., мн. ч.:

    гор- - гор- ;

    У кратких прилагательных в форме м. р., ед. ч.:

    красив- - красив- ;

    У глаголов повелительного наклонения в форме 2 л., ед. ч.:

    пиши- - пиши- ;

    У глаголов прошедшего времени в форме м. р., ед. ч.:

    пел- - пел- , бил- -ся - бил- -сь;

    У притяжательных прилагательных с суффиксом -ий в форме м. р., ед.ч., и. п.:

    Не все русские слова имеют окончания. В неизменяемых словах окончания нет:

    (глядел) пристально - у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;

    (сделал) по-своему - у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;

    (справа от) шоссе - у несклоняемых существительных окончаний нет, слово состоит только из основы;

    (размыло) вследствие (дождей) - предлоги не изменяются, поэтому в слове вследствие нет окончания, оно состоит из одной основы;

    размахивая (руками) - у деепричастий окончаний нет.

    Подробнее об основе слова

    Основа слова может делиться на части. Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы.

    Плеч-о - в этом слове основа состоит только из корня -плеч-.

    Плечик-о - в этом слове основа состоит из корня -плеч- и суффикса -ик-.

    Заплечн-ый - в этом слове основа состоит из корня -плеч-, приставки за- и суффикса -н-.

    Основа может включать в себя несколько приставок и несколько суффиксов.

    Неподсудн-ый - в этом слове основа включает в себя две приставки: не- и под-.

    Пленниц-а - в этом слове основа включает в себя два суффикса: -н- и -иц-.

    Основа может включать в себя несколько корней.

    Ветрозащитн-ый (костюм) - в этом слове основа содержит два корня: -ветр- и -защит-.

    Ивангород - в этом слове основа содержит два корня: -иван- и -город-.

    В основу сложных слов могут входить соединительные гласные -о-, -е-, -и-.

    Медно-красный - в этом слове основа содержит соединительную гласную -о-.

    Пуленепробиваемый - в этом слове основа содержит соединительную гласную -е-.

    Десятитонный - в этом слове основа содержит соединительную гласную -и-.

    Части основы: корень, приставка, суффикс, соединительные гласные

    Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы. Части основы сложного слова могут быть соединены соединительными гласными.

    Корень - это главная значимая часть основы, в нем заключено общее лексическое значение всех слов с этим же корнем (однокоренных, или родственных). Чтобы найти корень слова, надо подобрать к этому слову родственные слова.

    Искатель, искать, поиск, искание - корень -иск-.

    Сладкий, услада, сладость - корень -слад-.

    В русском языке один и тот же корень в разных родственных словах может сильно менять свой облик, не меняя, однако, своего значения.

    Сравните родственные слова: прибивать, бьющий, набойка. Во всех этих словах один и тот же корень, который выглядит в одном случае как -би-, в другом как -б[й’]-, в третьем как -бой-. При этом значение корня, связанное с идеей резкого сильного движения, сохраняется во всех приведенных словах.

    В русском языке нередки случаи, когда разные корни совпадают в звучании, при этом различаясь по значению. Слова с такими корнями нельзя считать родственными.

    В перечне слов водить, водичка, вывод, подводник, проводник, водный одни слова содержат корень -вод-, связанный с понятием вести, другие - корень -вод-, связанный с понятием вода.

    Слова в русском языке могут иметь несколько корней. Такие слова называются сложными.

    Вечнозеленое (растение) - в этом слове два корня: -веч- и -зелен-.

    Диван-кровать - в этом слове два корня: -диван- и -кровать-.

    Приставки и суффиксы - значимые части основы. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, суффикс - часть слова, которая находится после корня. Приставки и суффиксы имеют значения, которые дополняют значение корня в основе и окончательно формируют лексическое значение слова. Приставки и суффиксы служат для образования новых слов.

    Сопоставим родственные слова бежать, при-бежать и от-бежать. Они имеют разные лексические значения, хотя все связаны с одним и тем же значением бега - быстрого движения пешком. Приставка при- добавляет к содержанию корня -беж- дополнительное значение законченности и полноты действия. Приставка от- - значение удаления от точки отсчета.

    Сопоставим родственные слова рука, руч-ищ-а и руч-онк-а. Они имеют разное лексическое значение, хотя все связаны с одним и тем же значением корня - верхняя конечность человека. Суффикс -ищ- добавляет к содержанию корня -ру(к/ч)- дополнительное значение большого размера и внушительного внешнего вида предмета. Суффикс -онк- - значение маленького размера и соответственного внешнего вида.

    Слово может иметь одновременно несколько приставок и суффиксов.

    Без-у-держный - в этом слове две приставки.

    Рассе-я-нн-ость - в этом слове три суффикса.

    Обычно суффиксы в склоняемых и спрягаемых словах стоят перед окончанием. Только суффикс -ся (-сь) в глаголах и причастиях не перед окончанием, а после него.

    Части сложных слов могут быть соединены соединительными гласными -о-, -е-, -и-. Эти гласные входят в основу сложного слова.

    Чередования звуков и беглые гласные в основе слова

    При склонении и спряжении слов в их основах могут происходить чередования звуков и появляться беглые гласные.

    Чередованием называется замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Гласные звуки при этом чередуются с гласными, согласные - с согласными. В русском языке чередования звуков в основе слова - очень распространенное явление. Ниже приводятся примеры типичных чередований в основе.

    Подруга - дружить - друзья

    Кликать - клич - восклицать

    Ходоки - хожу - хождение

    Светить - свеча - освещать

    Блеск - блестеть - блещет

    Беглыми гласными называются гласные О и Е, которые могут появляться в какой-либо части слова и выпадать из неё (можно сказать, что эти гласные чередуются с нулём звука).

    Беглые гласные могут появляться во всех частях основы: в корне, в суффиксе, в приставке.

    Угол - (в) угл-у. (В корне появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Пень - (на) пн-е. (В корне появляется и выпадает беглая гласная Е.)

    Со-гнать - с-гонять. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Гуд-ок - гуд-к-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Молод-ец - молод-ц-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная Е.)

    Войти - входить. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Опрeделение сoстава слова

    1. Чтобы правильно определять состав слова, необходимо выяснить, от какого именно слова и с помощью чего произошло данное слово.

    Прежде всего такой анализ необходим для того, чтобы правильно определить состав суффиксов. Обратимся к примерам.

    Задание: определите состав слов физический и сферический.

    Образец рассуждения: в прилагательном физический легко выделить окончание -ий. Слово образовано от существительного физика с помощью суффикса -еск- (вариант суффикса -ск-). Корень в этом слове -физик- (нельзя считать здесь корнем -физ- на основании слов типа физкультура: в таких словах мы имеем дело с сокращенным корнем). Следовательно, слово физический состоит из корня -физич-, суффикса -еск- и окончания -ий. Казалось бы, подобный же состав должен быть у слова сферический, но это не так. В прилагательном сферический легко выделить окончание -ий. Оно образовано от существительного сфера с помощью суффикса -ическ-. Корень в этом слове -сфер-. Итак, слово сферический состоит из корня -сфер-, суффикса -ическ- и окончания -ий.

    Задание: одинаковы ли суффиксы в словах пение и значение?

    Образец рассуждения: на первый взгляд, оба слова имеют одинаковый состав. Однако это не так. Существительное пение образовано от глагола пе-ть с помощью суффикса -ни(й)-. Такой путь словообразования очень распространен в русском языке (ср.: зна-ть - зна-ни(й)-е, дерза-ть - дерза-ни(й)-е). Существительное же значение образовано от глагола знач-и-ть с помощью суффикса -ени- при усечении глагольного суффикса -и- (знач-ени-е) . Следовательно, в этих словах суффиксы разные.

    Такой же анализ необходим, чтобы не спутать суффиксы и окончания.

    Задание: определите состав слов мышиный и собачий.

    Образец рассуждения: перед нами два прилагательных. На первый взгляд, они имеют схожий состав. Однако это не так. Прилагательное мышиный образовано от существительного мышь с помощью суффикса -ин-. В этом слове окончание -ый. Прилагательное же собачий образовано от слова собака с помощью суффикса -ий (особого суффикса притяжательных прилагательных). Это слово имеет нулевое окончание (ср.: собачий- , собач-[й’]-его, собач-[й’]-ему).

    2. Чтобы правильно определять состав того или другого слова, кроме знаний из области словообразования, необходимо иметь знания по морфологии. Прежде всего необходимо определить, какой частью речи является слово, и выяснить, будет ли оно изменяемым (склоняемым, спрягаемым), или нет. Уже на этом этапе ошибка может привести к неправильному результату разбора. Обратимся к примерам.

    Задание: определите состав слова ясно в предложении Дело было ясно всем.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - перед нами не наречие, а краткое прилагательное (дело ясно, вопрос ясен, цель ясна). Следовательно, в этом слове нет наречного суффикса -о, зато есть окончание среднего рода единственного числа -о. Итак, краткое прилагательное ясно состоит из корня -ясн- и окончания -о.

    Задание: определите состав слова по-старому.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это наречие. Следовательно, во-первых, у этого слова нет окончания (наречия - неизменяемые слова), а во-вторых, по- здесь является приставкой, а не предлогом. Таким образом, наречие по-старому состоит из приставки по-, корня -стар- и суффикса -ому.

    Задание: определите состав слова выбегая.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это деепричастие. Следовательно, у этого слова нет окончания (деепричастия - неизменяемые слова), зато есть специальный деепричастный суффикс -я-. Кроме того, поскольку деепричастия образуются от глагольных основ, в этом слове должен присутствовать и глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). Корень в слове можно определить, подбирая однокоренные слова. В данном случае в слове корень -бег- (ср.: вы-бегать, у-бегать, за-бег и т. д.). Итак, слово выбегая состоит из приставки вы-, корня -бег-, глагольного суффикса -а- и деепричастного суффикса -я-.

    Задание: определите состав слова сильнее в предложении Он сильнее меня.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - перед нами прилагательное в форме простой сравнительной степени. Известно, что такие прилагательные не изменяются и не имеют окончаний (он сильнее, они сильнее, она сильнее). Зато у них есть специальные суффиксы сравнительной степени (в данном случае суффикс -ее-). Корень в этом слове -силь-, к нему присоединен суффикс прилагательного -н-. Итак, прилагательное в сравнительной степени сильнее состоит из корня -силь-, суффикса прилагательного -н- и суффикса сравнительной степени -ее.

    С особым вниманием следует отнестись к анализу глаголов. Состав глагола может быть достаточно сложен. Обратимся к примерам.

    Задание: определите состав слова закричал.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это глагол, стоящий в прошедшем времени. Глаголы изменяются, следовательно, у них должны быть окончания (в данном случае окончание будет нулевым - ср.: закричал-а, закричал-и). Глаголы в прошедшем времени имеют специальный суффикс прошедшего времени -л-. Перед этим суффиксом обычно располагается глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). В этом слове легко определить приставку и корень (соответственно за- и -крич-). Итак, глагол в прошедшем времени закричал состоит из приставки за-, корня -крич-, глагольного суффикса -а-, суффикса прошедшего времени -л- и нулевого окончания.

    Задание: определите состав слова подойдите.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это глагол, стоящий в повелительном наклонении. В повелительном наклонении глаголы имеют особый суффикс -и-, после которого во множественном числе идет окончание -те. В нашем слове корнем будет -йд- (ср.: ото-йдите, за-йдите), а приставкой -подо- (это вариант приставки под- с появившейся беглой гласной -о-). Итак, глагол в повелительном наклонении подойдите состоит из приставки подо-, корня -йд-, суффикса повелительного наклонения -и- и окончания -те.

    Свои сложности возникают при определении состава причастий и деепричастий. В их состав входят глагольные основы и специальные суффиксы причастий и деепричастий.

    Задание: определите состав слова испугавшийся.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - причастие. Перед нами действительное причастие прошедшего времени. Причастия - склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ий). Легко также определить особый суффикс -ся, стоящий после окончаний глаголов и причастий. В слове испугавшийся налицо специальный суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-. Перед ним стоит глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ться). В слове легко выделить корень и приставку (-пуг- и ис-). Итак, действительное причастие прошедшего времени испугавшийся состоит из приставки ис-, корня -пуг-, глагольного суффикса -а-, суффикса действительных причастий прошедшего времени -вш-, окончания -ий и особого суффикса -ся.

    Задание: определите состав слова закрученный (болт).

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это причастие. Перед нами страдательное причастие прошедшего времени. Причастия - склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ый). В слове закрученный налицо специальный суффикс страдательных причастий прошедшего времени (в данном случае -енн-). Следует обратить внимание, что страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов, оканчивающихся на -ить, не сохраняют глагольного суффикса -и-. В слове легко выделить корень и приставку (-круч- и за-). Итак, страдательное причастие прошедшего времени закрученный состоит из приставки за-, корня -круч-, суффикса страдательных причастий прошедшего времени -енн- и окончания -ый.

    Задание: определите состав слова пытаясь.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это деепричастие несовершенного вида. Деепричастия не изменяются, поэтому у них нет окончаний. Деепричастия несовершенного вида имеют особый суффикс -я-. В слове пытаясь после этого суффикса идет суффикс -сь (вариант суффикса -ся). В деепричастиях сохраняется глагольный суффикс (в данном случае -а-). Легко определить корень -пыт-. Итак, деепричастие несовершенного вида пытаясь состоит из корня -пыт-, глагольного суффикса -а-, суффикса деепричастий несовершенного вида -я- и суффикса -сь.

    Роль морфем в русском языке очень велика, ведь именно с помощью них образовываются новые слова и формы слова. Морфемный способ – это способ образования слов с помощью морфем. Морфема – значимая часть слова, которая служит для образования ряда слов и форм (корень, суффикс или приставка). Если морфема участвует в образовании нового слова, она называется словообразовательной. Если морфема служит для образования форм слова, то она является формообразующей.

    Я считаю, что наиболее важную роль играют такие морфемы как суффикс и приставка.

    Роль суффиксов в русском языке очень важна, Ведь суффиксы не только помогают более точно выразить свои мысли, но и придать речи более нужную эмоциональную окраску. Суффикс показывает отношение говорящего к тому, о чем он сообщает, это отношение может быть положительным, отрицательным, грубым, ласкательным или насмешливым.

    Приставки тоже играют не маловажную роль в русском языке.

    Цель моей научно-исследовательской работы заключается в том, чтобы раскрыть всю важность и значимость суффиксов и приставок в русском языке.

    Что такое суффикс?

    Суффикс – значимая часть слова, служащая для образования новых слов.1

    В грамматике суффикс - это морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Суффикс бывает словообразовательным (например, чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий) и словоизменительный (формообразующий) (например, чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее). 2

    Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке "дом-ик") или основой (в русском языке "широт-н-ый") и предшествующая окончанию.

    Суффиксы в отличие от приставок могут вызывать чередования в корне слова:

    тер-е-ть, вы-тир-а-ть; блест-е-ть, блист-а-ть. Суффиксы обычно закреплены за определенной частью речи. Суффиксы существительных -ик, -ечк-, -чик- и т.д. (крест-ик, мест-ечк-о, попутчик); прилагательных –лив-, -н- и др.(совест-лив-ый,длин-н-ый); наречий –о-, -а-.

    Суффиксы бывают простые и составные. Простые суффиксы выступают как морфемы, осознаваемые как неразложимые и целостные не только с точки зрения значения и выделения, но и внутреннего строения (-и- , -тель-, -н-, -ти и т.д.). Составные суффиксы, являясь целым, чувствуются все же как образования, возникшие путем объединения двух суффиксов.

    В качестве составных суффиксов можно назвать суффиксы –тельн- (упоит-ельн-ый), -овник (шип-овник), -тельств(о) (надруга-тельство).

    Употребляемые в русском языке суффиксы в своей подавляющей массе исконно русские, возникшие на базе существующего в нем материала или унаследованные им из более древнего источника. (-енств-, -знь. Например, блаж-енств-о, жи-знь)

    Однако наряду с исконно русскими суффиксами в именах существительных имеется определенное количество заимствованных суффиксов.(например, суффикс –ер (-ёр) пришедший к нам из французского языка: дириж-ер, дизайн-ер, дубл-ер)

    Суффиксы подразделяются на формообразующие, используемые для образования форм слова, и словообразующие, служащие для образования новых слов. Четкость и определенность значения суффикса зависят от того, является ли это значение свободным или оно выступает как связанное, является ли этот суффикс в данном слове или форме производящим элементом или же он достался им «по наследству» от образующей основы.

    1Алабугина Ю.В. толковый словарь русского языка для школьников, 2005 стр.378

    2 Ожегов С. И. Толковый словарь

    3 Большой Энциклопедический Словарь

    Формообразующие суффиксы

    Формообразующий суффикс – суффикс, служащий для образования форм слова. В отличии от окончаний формообразующий суффикс не выражает грамматических значений рода, числа, лица, падежа, а служат для выражения значений времени, наклонения, степени сравнения. Формообразующий суффикс бывает нулевым.

    К формообразующим суффиксам относятся:

    Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –о, -е: -ее, -ей, -е, -ше, –же, -ейш-, -айш- : сильный – сильно – сильн-ее; дорогой – дорого – дороже; тонкий – тонк-о – тонь-ше; глубокий – глубок-о - глуб-же; покорный – покорн-ейш-ий – покорн-ейш-е; высокий – высочайший – высоч-айш-е.

    Суффиксы прошедшего времени глаголов изъявительного и сослагательного (условного) наклонения -л- и нулевой суффикс: дела-л – дела-л бы.

    Суффиксы неопределённой формы глагола -ть, -ти: лежала - лежать; пас-л-а - пасти.()

    Суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени -ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -их-: нес- ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящий, читавший, Рос-ш-ий;

    Суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени -ем-, -им-, -ом-, -нн-, -енн-, -т-: организу-ем-ый, любимый, вед-ом-ый, увиденный, раскро-енн-ый, стёртый;

    Суффиксы деепричастий несовершенного и совершенного вида -а-, -я-, -учи-, -ючи-, в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, будучи, игра-ючи, проигра-в, наду-вши-съ, запер-ши-съ.

    С помощью формообразующих суффиксов образуются формы слов, которые тоже не менее важны, чем слово, от которого они образованы.

    Словообразовательные (словообразующие) суффиксы.

    Словообразовательный суффикс – словообразовательная морфема, стоящая после корня, которая служит для образования новых слов.

    Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь они служат для образования однокоренных слов: писать – писа-тель; опыт – опыт-н-ый.

    Словообразовательные суффиксы – великие строители слов. Ведь с помощью словообразовательных суффиксов образовано большинство слов.

    Например, много словообразовательных суффиксов у существительных. Много суффиксов обозначающих деятеля или человека какой-то профессии: -арь, -тель, -ник, -ниц- и ер(суффикс – иностранец пришел к нам из французского вместе с заимствованными словами): аптек-арь, ток-арь, библиотек-арь, учи-тель, спаса-тель, преподава-тель, уче-ник, защит-ник, шут-ник, уче-ниц-а, учи-тель-ниц-а, грав-ер, дириж-ер, билет-ер, дизайн-ер.

    Суффиксы –арь, -тель. –ник, -ер могут обозначать и предметы, это второе значение этих суффиксов(фон-арь, учеб-ник, выключа-тель, тренаж-ер).

    Но есть и такие суффиксы, которые «создали» несколько слов и больше не «работают» - «ушли на пенсию», например, -ух и –юх: пет-ух, кон-юх.

    Роль словообразовательных суффиксов очень велика, ведь именно с помощью них образованы все однокоренные слова русского языка.(например, Учить – ученица – учеба - учебник)

    Уменьшительные суффиксы

    Уменьшительность, особое языковое значение, прежде связанное прежде всего с указанием на уменьшение размера объекта. Как правило, выражается морфологически – путем прибавления определенного суффикса к именной основе. В качестве морфологического средства чаще используется специальный уменьшительный суффикс: заяц – зайч-ик, добрый – добр-еньк-ий, крест – крест-ик.

    Образовать уменьшительное слово возможно далеко не во всех случаях, например, если уменьшенного слова вообще не существует: микроб, небоскреб, ураган.

    Уменьшительные суффиксы бывают ласкательными и пренебрежительными. Из ласкательных суффиксов наиболее употребительны:

    К-: гора - горка, рука - ручка, голова - головка;

    Ик-: стол - столик, дом - домик;

    Чек-: стакан – стаканчик, чемодан – чемоданчик;

    Из пренебрежительных суффиксов наиболее употребительны

    Ишк- : город - городишко, платье - платьишко, хвастун - хвастунишка;

    Онк-/-ёнк-: лошадь - лошадёнка, корова - коровёнка, кляча - клячонка.

    Например, слово картинка – это картина меньших размеров. Если говорить о роли суффиксов, то можно рассмотреть на этом примере. Если человек скажет: «Какая красивая картина,» - то это будет не точно сказано, ведь картинка же маленькая в отличие от картины.

    В «Мертвых душах» Н.В. Гоголь пишет:

    « Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие…. Другой род мужики составляли толстые…»

    В данном эпизоде Н.В. Гоголь использует слово «тоненькие»

    Владимир Владимирович Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

    Все мы немножко лошади,

    Каждый из нас по-своему лошадь.

    Хвостом помахивала,

    Рыжий ребенок.

    Пришла веселая,

    Стала в стойло.

    И все ей казалось-

    она жеребенок,

    И стоило жить,

    и работать стоило

    В этом стихотворении используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с помощью которых автор выражает свое отношение к тому, о чем говорит, то есть о лошади. Автор очень трепетно относится к лошади, он говорит эти слова с любовью.