Большая христианская библиотека. Умер ли Иисус для всех или только за избранных


ИИСУС УМЕР ЗА НАШИ ГРЕХИ

От Луки 22:63-23:56

Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (23:34а)

Сегодня мы начинаем празднование Пасхи. Слово “Пасха”, что значит “пройти мимо”, пришло к нам из Ветхого Завета. Несколько тысяч лет назад Бог освободил еврейский народ от рабства в Египте. В ту ночь Божье наказание миновало тех, кто поверил Господу и помазал косяки дверей кровью пасхального агнца. Вера в спасение через кровь агнца отделила спасаемых евреев от погибающих египтян. Подобно этому, мы, христиане, спасаемся верой в кровь Иисуса Христа, Который умер за нас на кресте. Пусть Бог поможет нам сегодня поднять свой взор на крест Иисуса и с верой принять Его жертву за наши грехи.

I. Иисус был судим вместо нас (22:63-23:31)

Взгляните на стихи 63-65 из 22-й главы. “Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? И много иных хулений произносили против Него”. После ареста в Гефсиманском саду, Иисуса привели во двор первосвященника. Там, в ожидании собрания синедриона, слуги первосвященников окружили Иисуса и издевались над Ним. Иисус молчал и не отвечал на их оскорбления. До этого Он всю ночь молился в Гефсиманском саду и уже решил полностью повиноваться воле Бога. Благодаря этой молитве Господь мог терпеть все оскорбления и унижения, а также свидетельствовать об истине перед всеми людьми.

Члены синедриона, оставив пасхальные богослужения, поспешно собрались утром для того, чтобы судить своего главного, как им казалось, противника. Недавно Иисус воскресил Лазаря и вошел в Иерусалим при радостных приветствиях толпы: “Осанна, осанна! Благословен грядущий во имя Господне!” Иудейские лидеры поняли, что скоро весь народ последует за Иисусом. Их и без того малый духовный авторитет был под угрозой и они решили, что Иисус должен умереть. Лидеры были слугами Бога, они должны были любить Бога и принять Его посланника. Но они более возлюбили свое престижное положение и привилегии, чем Бога. В зависти к Иисусу и в боязни потерять то, что у них было, они стали противниками истины и врагами Бога. Посмотрите на стихи 66,67. “И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам”. Христос, по-еврейски Мессия, это долгожданный посланник от Бога, который должен был освободить “сидящих во тьме и тени смертной”. Всё служение Иисуса, Его проповеди и Его чудеса были подтверждением тому, что Он Мессия. Пророки за много веков до этого пророчествовали о Его пришествии, но иудейские лидеры не признали Христа в Иисусе. Как это печально, когда долгожданный Спаситель был отвергнут Своим же народом!

Что Иисус ответил священникам? Взгляните на стихи 67-70. “И сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я”. Иисус не защищал Свое учение перед ними, потому что они уже решили не верить Ему. Он свидетельствовал о том, что Сын Человеческий ныне воссядет по правую руку Бога Отца. Мессия скоро исполнит Свою миссию на земле и вернется к Богу Отцу. Отвергая в Иисусе Мессию, иудейские лидеры отвергали и Бога, Который послал Иисуса Христа в мир. После слов Иисуса, они сказали друг другу: “Какое еще нужно нам свидетельство?” и осудили Его на смерть.

Израиль находился под римской оккупацией, поэтому решение о казни должен был вынести римский прокуратор Понтий Пилат, который как раз приехал в Иерусалим на праздники. Взгляните на стихи 1-4 главы 23. “И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке”. Пилат был более объективен, чем иудейские лидеры. Он понял, что Иисус не политик и что Его учение не угрожает власти Рима. Евангелие от Иоанна свидетельствует о том, как Иисус беседовал с Пилатом, помогая ему принять истину. Пилат спросил Иисуса: “Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?” “Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем” (Иоан.18:35-38). Все более убеждаясь в невиновности Иисуса, Пилат хотел отпустить Его, но народ, подстрекаемый иудейскими лидерами, требовал отпустить известного убийцу, Варавву. Лидеры также угрожали Пилату словами: “Если отпустишь Иисуса, ты не друг кесарю”. Пилат понимал, что истина на стороне Иисуса, однако он сделал политический шаг, отдав Иисуса на смерть в угоду иудеям.

В нашем мире происходит много несправедливости. Но самая большая несправедливость, когда либо происходившая на этой земле, это предание на смерть святого Сына Божия. Однако, при всей несправедливости суда, Иисус молчал и не сказал ни одного слова в Свое оправдание. Пророк Исаия пророчествовал об этом так: “Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” (Ис.53:6,7). Грешные люди осудили Его на смерть, тем самым исполнив слова Писания. Они осудили Иисуса на смерть, но Иисус был судим не за Свои грехи, а за грехи всех людей.

Перед распятием Иисуса бичевали римские солдаты. Их плети, усиленные свинцовыми шариками, буквально рвали плоть осужденного. Возможно, Пилат надеялся, что вид окровавленного Иисуса вызовет жалость у иудеев и они сочтут, что такого наказания уже достаточно. Однако все требовали распятия. Люди, которые недавно восклицали: “Осанна, слава в вышних Богу!”, теперь кричали: “Распни, распни Его!” Поэтому Пилат отдал Его, как здесь написано, “в их волю” (25). Иисус был бессилен после ночи издевательств, целого дня судебных заседаний и жестокого бичевания. Он уже не мог нести крест, поэтому солдаты заставили мимо проходящего Симона Киринеянина нести крест Иисуса до Голгофы (26).

Взгляните на стихи 27,28. “И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших”. При виде страдающего Иисуса женщины не могли сдержать своих слез. Но почему Господь не утешался их состраданием? Почему Он их не утешил и не сказал им: “Не плачьте, потому что Я скоро буду у Отца”, но сказал: “Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших”?

Обратимся к стихам 29-31. “Ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?” Дни, о которых говорит Господь, это дни Божьего суда над грешным миром. Если со святым и праведным Иисусом происходит такое зло, то насколько страшна будет участь грешников. В день Божьего суда люди захотят умереть и не смогут. Они будут просить, чтобы горы упали на них, чтобы холмы скрыли их от наказания, но ничто уже не поможет им. Нам нужно плакать о своих грехах. Нужно плакать не о том, что Христос сильно страдал во плоти, а о том, что это наши грехи причинили Ему такие страдания. Наши грехи стали причиной разделения с Богом. Живя без Бога, под властью грехов мы становимся слабыми, уязвимыми и злыми. Из-за грехов мы накапливаем зло в этом мире день за днем, а также накапливаем Божий гнев на день суда.

С другой стороны, если мы плачем о своих грехах, то смотря на страдающего Христа, мы найдем Божье утешение. Наказания, которым мы должны были подвергнуться, были возложены на Господа Иисуса. Он как пасхальный агнец взял на Себя осуждение и наказание, которые предназначались нам. Благодарение Иисусу, Который взял на Себя наш суд и наше наказание.

II. Иисус был распят для нашего спасения (32-43)

Взгляните на стихи 32,33. “Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону”. Распятие было жестокой казнью, которую римляне использовали для казни тех, кто совершил тяжкие преступления. Человека привязывали ко кресту, нередко ему забивали гвозди в ноги и запястья. Вися на кресте, под собственной тяжестью человек задыхался, а тело напрягалось и разрывалось на части. Висящий на кресте человек мог умирать несколько дней в жажде, под палящим солнцем. Почему невиновному Иисусу выбрали такую страшную казнь? Возможно, таким образом Пилат хотел удовлетворить кровожадность противников Иисуса. Но мы также должны понять, что это наши грехи заслуживают строгого Божьего наказания, которое понес за нас Христос.

“И делили одежды Его, бросая жребий”. В стихе 34 мы видим удивительную картину. На кресте был распят Сын Божий, но под крестом солдаты делили Его одежду, как будто это обычный военный трофей. Казалось, никому не было дела до того, что Христос умирал за грехи людей. Как сильно стенаем мы, когда ищем избавления от грехов, как жалуемся на свои страдания, причиненные греховной жизнью! Но когда Христос пришел в мир, когда Он был распят, когда спасение стало так близко, то грешники как будто не замечали Его и просто занимались привычными своими делами.

Давайте вместе прочитаем первую часть стиха 34. “Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”. На кресте Иисус не молил Отца о том, чтобы Отец облегчил Его страдания. Он просил Бога простить людей. Иисус действительно Мессия, Который пришел на землю, чтобы люди могли получить прощение грехов и примирение с Богом. Господь, будучи распят на кресте, истекая кровью молил Бога о том, чтобы Бог простил грехи людей: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”.

Проблема греха является главной проблемой каждого человека. Из-за греха люди потеряли не только мир с Богом, но и мир между собой. Грех разделяет семьи, общества, страны и народы. Последнее время мы слышим все больше новостей о накапливающейся ненависти и вражде между народами. Мира нет также и в семьях. Из-за грехов людей мира нет даже в детских садах, мира нет в школах, институтах и на местах работы. Как же Господь решает проблему греха? Иисус молил Бога: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”. Будучи беспомощными из-за греховной жизни, мы не можем ни исправить свой характер, ни избавиться от последствий греха. Единственным решением со стороны Бога является прощение. А с нашей стороны нужно принять Божье прощение и покаяться, то есть признать свой грех и вернуться к Богу. Господь Иисус стал посредником, Который обеспечил мир между Богом и нами, а также мир между людьми. Писание говорит: “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа” (Рим.5:1). Об Иисусе также сказано, что “Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду” (Еф.2:14).

Каждый человек нуждается в примирении с Богом. Когда согрешил первый человек Адам, то первой его реакцией было спрятаться в райском саду от Бога (Быт.3). Всемогущий Бог, видя страдания Адама, воззвал к нему: “Адам, где ты?”, чтобы Адам мог сделать шаг к примирению. Но Адам отпал еще дальше, когда не покаялся в своем грехе, а возложил его на свою жену. Райское счастье разрушилось, а между Богом и человеком возникла пропасть. Человек все больше грешил, и в то же время все меньше верил в Божье прощение. Господь давал знаки примирения, чтобы люди могли с верой принять их. После потопа Бог послал Ною радугу. Моисею и еврейскому народу Бог дал кровь пасхального агнца. Когда в пустыне люди возроптали на Бога, Бог послал кругом жалящих и убивающих ядовитых змей, но кто с верой взирал на поднятого Моисеем медного змея, тот спасался даже после змеиных укусов. Окончательное же искупление грехов и полное примирение с Богом открылось в Иисусе Христе. Иисус, распятый на кресте - знак Божьего прощения и примирения. Мы можем свидетельствовать вместе с пророком Исаией: “Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира (умилостивления) нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились” (Ис.53:4,5).

Взгляните на стихи 35-37. “И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого”. Казалось, никто не плакал о своих грехах. Но один человек все же покаялся в своих грехах. Взгляните на стихи 39-42. “Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”

Чем второй преступник отличался от первого? Они оба сотворили злые дела, за которые были распяты. Но первый ожесточил свое сердце, а второй, смотря на страдания Иисуса, покаялся. Он признал свои грехи и справедливость наказания, говоря: “Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал”. И когда преступник смотрел на Божьего Агнца, в нем проснулась вера в возможность примирения с Богом. Взгляните снова на стих 42. Давайте вместе прочитаем его: “И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!” Его молитва сразу же была услышана. Иисус сказал ему: “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю”. Как удивительна милость Бога, что этот преступник, который творил зло всю свою жизнь, на кресте получил такую милость войти в рай вместе с Иисусом! Если злой преступник, пришедший к Нему, получил такое прощение, то значит для каждого из нас есть надежда. С другой стороны, нельзя откладывать покаяние на последние минуты жизни, как предлагают неразумные люди. Первый преступник перед смертью только ожесточил свое сердце и не покаялся в своих грехах. Видя милость и благость Бога, нам нужно смириться перед Ним и не ожесточать свои сердца. “Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения” (2Кор.6:2). Бог принимает каждого кающегося грешника и дарует новую жизнь. Когда мы стоим перед крестом Иисуса, мы больше не можем отчаиваться, потому что это место Божьей надежды и спасения. Перед крестом мы также не можем упорствовать в гордыне, потому что на этом месте Господь хочет примириться с каждым из нас.

III. Иисус умер за наши грехи и был погребен (44-56)

Взгляните на стихи 44-46. “Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух”. Небо и земля вместе скорбели, когда святой Сын Бога был распят на кресте. Тьма покрыла всю землю и завеса в храме разодралась по средине. Завеса закрывала доступ в святое святых храма, где обитает Бог. Преступающий через завесу без воли Бога мог сразу же умереть. Но в момент смерти Иисуса эта завеса была разодрана. Писание говорит, что мы теперь имеем “дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою” (10:19,20). Завеса была символом разделения между Богом и человеком. Но это разделение было уничтожено смертью Иисуса на кресте. Путь к примирению с Богом теперь открыт, благодаря тому, что Господь Иисус умер на кресте за наши грехи. Позорный крест, который придумали люди, стал символом Божьей победы и спасения для всех людей. Хвала и слава Богу и Господу Иисусу Христу!

“Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник”. Сотник был незаметным и молчаливым свидетелем всего происходившего. В своей жизни этот римский офицер видел много смертей. Он видел, как люди цепляются за свою жизнь. Он видел, как люди умирают с горечью, проклиная своих обидчиков. Но смерть Иисуса Христа поразила этого сотника. Иисус умер безропотно, молясь Богу за Своих врагов. Возможно, до этого сотник никогда не слышал об Иисусе и не знал Его, но видя то, как Иисус умер на кресте, сотник не мог больше молчать. Он “прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник”. В людях, бывших возле креста, проснулась совесть и никто не мог уйти домой равнодушным. Стих 48 говорит: “И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь”. Все понимали несправедливость казни Иисуса, они также чувствовали свою причастность к этому. Но нам необходимо помнить, что в этой казни проявилась слава и любовь Бога ко всем людям, потому что Иисус умер не за Свои грехи, но за грехи всех нас.

Взгляните на стихи 49-56. Женщины, которые следовали за Иисусом три года, стояли неподалеку от креста и страдали вместе с Ним. Они ждали, когда можно будет снять Его со креста, чтобы омыть Его тело и в последний раз позаботиться о Нем. Иосиф, член синедриона, который тайно надеялся на Царство Бога и не участвовал в суде, выпросил у Пилата тело Иисуса. Иосиф отдал Иисусу свою приготовленную могилу, исполнив тем самым пророчество Исаии: “Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (53:9). Женщины последовали за Иисусом до гроба и вернулись домой, так как наступала суббота. В нашем мире, когда умирает богатый или знаменитый человек, из его похорон делают большое событие. Но похороны Иисуса выглядели скромно и рядом с Ним не было многочисленных последователей. Иисусу не нужны были пышные похороны, потому что Он будет во гробе всего три дня. На третий день Господь воскреснет из мертвых.

В сегодняшнем отрывке мы увидели, что Иисус умер за наши грехи. Иисус также воскрес для нашего оправдания. Пусть Бог благословит нас на этой Пасхе, чтобы мы могли принять Его полное прощение и примирение. Пусть Бог воскресит наши жизни от греха и суеты, чтобы мы могли служить Ему всецело, всю нашу жизнь. Аминь.

ЗА КОГО УМЕР ХРИСТОС?
Георг Элла

В настоящее время библейское учение о том, что Христос действительно искупил всех, за кого Он умер, подвергается нападкам со всех сторон, и утверждается, что искупление есть только потенциальная возможность, которая должна быть реализована с помощью воли человека. Это учение является теоретическим универсализмом, и оно явно ложно. Оно не проводит различия между состоянием человека до падения и после него и рассматривает всех людей как находящихся на испытательном сроке, как и Адам, так что им надлежит принять или отвергнуть Христа. Есть семь причин для опровержения этой ошибки.

1. Объекты искупления как объекты любви Бога

Бог по Своему домостроительству обладает особой любовью, которую следует отличать от общего провиденциального добра, которым Он одаряет всех людей. По Своему домостроительству Бог не обладает любовью ко всем людям. Таким образом, не существует общей благодати, указывающей на возможность спасения для всех людей, но только избирающая спасительная благодать, которой Христос одаряет людей, называемых Его Невестой, Его Церковью или Его овцами. Эти люди находятся в особых взаимоотношениях с Богом, как Его законная собственность.

2. Объекты искупления те же, что и объекты избрания

Христос умер за Его избранных. Рим.8.30-33 и Еф.1.4-7 показывают, что избрание, предопределение, призвание, оправдание и слава избранных Божиих были запечатлены в вечности. Те, кто избран, возлюблены Богом, и они искуплены. Они не ограничены каким-либо народом, но свободно избраны Богом из всех народов, как сосуды Его милости. То, что Христос приобрел Своею Кровью, принадлежит Ему, и у Него нет опасности потерять Свою собственность. Бог не предоставил спасение прихоти человека, ибо по своему желанию никто не может быть спасен.

3. Объекты искупления те же, как и те, за кого поручился Христос

Христос есть Поручитель лучшего Завета, который обычно называют Заветом благодати. Его поручительство является основанием и источником искупления. Христос понес на Себе грех и наказание за Свой народ, чтобы искупить его из рук Божия правосудия. Он, однако, не обязан искупать тех, за кого Он не поручился. Христос не есть Поручитель каждого человека, но только тех, кто был поставлен под Его поручительство до сотворения мира. Таким образом, поручительство Христа и искупление есть одно и то же, и касается одних и тех же людей.

4. Объект искупления есть избранный народ Божий

И Ветхий, и Новый Заветы провозглашают, что Христос должен умереть за Свой избранный народ и, таким образом, искупить его (Ис.53.8, Мтф.1.21). Хотя все люди созданы Богом, они не рассматриваются на этом основании как Его искупленные дети, принадлежащие Ему. Христос не искупил всех вообще, но Он избрал людей «из всякого колена и языка, и народа и племени» во всем мире (Откр.5.9). Это люди Божия завета, о которых Он сказал: «Они будут Моим народом, и Я буду их Богом» (Иер.11.4).

5. Объекты искупления – те, за кого Христос заплатил выкуп

Христос отдал Свою жизнь за Своих овец, которые являются конкретными людьми, отличаемыми Им от других, которых Писание называет козлами. Только овцы Христа знают Его, пребывают во главе с Ним и следуют за Ним (Иоан.10.15-29). Другим Он скажет: «отойдите от Меня, Я никогда не знал вас». Действительно, Евангелие открывается овцам, но сокрыто от козлов. Только овцам Христа никогда не суждено погибнуть, но предстоит наслаждаться своим Спасителем вечно.

6. Объекты искупления есть дети Божии

Дети Божии предопределены и приняты как сонаследники и как таковые они отличаются от детей плоти. Их число фиксировано, оно не может быть изменено и, таким образом, они являются причастниками особой благодати, которая не дается никому кроме них (Иоан.11.52, Рим.9.8, Гал.3.26, Иоан.1.12, Иоан.3.1).

7. Объектом искупления является Невеста Христова, Церковь

Ветхий Завет говорит верующим, что их Творец есть также их Искупитель и Супруг, Святый Израилев (Ис.54.5). В Новом Завете Христос изображен как Жених, Который настолько возлюбил Свою Невесту, что отдал Свою жизнь за нее (Еф.5.25). Его Невеста также именуется собранием и Церковью первенцев, написанных на небесах, то есть в Книге жизни Агнца, которые являются членами Нового Завета, запечатленными через пролитие крови Христовой (Евр.12.23 и далее).

Теоретический универсализм отрицает совершенство Бога

Идея, что по Своему домостроительству Бог любит тех, кого Он не спасет, является полным отказом от Божией любви. Идея, что Бог запланировал схему, по которой искупление совершается за всех, но Богу не удалось искупить всех, является полным отказом от Божией мудрости. Идея, что Бог задумал так, что Христос наказан за всех людей и понес их грехи, но все же Бог не дал всем людям возможности спастись, является полным отрицанием справедливости Бога. Если Христос оплатил долг всех людей, все люди по справедливости должны быть объявлены свободными. Если Бог хочет спасти всех людей и тем не менее спасаются не все, это отрицает силу Бога сделать то, что Он желает. Эта догма сделала бы человека сильнее Бога, ибо он способен отвергнуть предложение Бога. Библия, однако, показывает, что для Бога нет ничего трудного или невозможного, и все под силу Всевышнему. Ошибка универсалистов также в отрицании неизменности Бога, ибо предполагается, что Он обладает двумя волями и желает и не желает спасения всех людей в одно и то же время. Его любовь ко всем превращается в ненависть к некоторым. Но Библия учит, что в Боге нет ни изменения, ни тени перемены. Универсалистская схема лишает Бога всей Его цели и славы. Если Его конечной целью является искупление, ради Его собственной цели и славы, всех людей, а не некоторых, и некоторые, кого искупил Христос, не спасаются, то Ему не удалось добиться Своей цели и славы. Тем самым универсализм лишает Бога

Теоретический универсализм отрицает любовь и благодать Христа

Если Христос возлюбил всех людей так, что Он умер за всех и никто из людей не вкусит вечной смерти, то Христова любовь и благодать оказались недостаточными для этой задачи. Христос говорит, что «нет большей любви, чем если кто положит душу свою за друзей своих». Если под «друзьями» понимать всех людей, то окажется, что Христос возлюбил и умер напрасно. Но если это все, для кого предназначена смерть Христа и для кого она действенна, то Христова любовь и благодать вполне реальна. Универсалистская схема также негативно отражается на деле Христа. Если Он сделал все для удовлетворения за человека, этот человек должен выйти на свободу. Если Христос оплатил цену за всех, но многие не получили плодов выкупа, то или цена не была действительной, или оплата не была достаточной. Умирая за Своих людей, Христос приобрел для них не только искупление, но и примирение с Богом. Универсалисты, однако, учат одностороннему примирению, то есть, что только Бог примирился с людьми, но на самом деле это не примирение, ибо примирение предполагает наличие двух сторон. Если хотя бы один человек не примирился с Богом, универсальное дело примирения во Христе, Который умер за примирение всех, было напрасным. Однако Библия ясно учит, что Христос совершил искупление многих, но не всех.

Теоретический универсализм отрицает выкуп

Если Христос умер за выкуп всех, но не все искуплены, то выкуп не состоялся. Если спасение для кого-то не удалось, нет никакой увеенности или гарантии, что оно состоится для других, и, таким образом, нам не о чем благовествовать.

Универсальное искупление отделяет дело Христа от его применения

Христос не мог умереть, воскреснуть и ныне ходатайствовать за всех людей. Если Он совершил это, то все люди являются объектами ходатайства Христа. Но Христос говорит, что Он не молится за мир, т.е. за всех людей, но только за тех, кого Бог Ему дал (Иоан.17.9). Те, за кого Он умер – это те, за кого Он ходатайствует. Абсурдно и невероятно думать, что дело Христа можно отделить от результатов Его дела или что Он умер за людей, за которых Он не будет молиться. Джеймс Петтигри Бойс принимает эту фуллерианскую дихотомию в своей доктрине искупления, которое не примиряет, утверждая, что есть две отдельные вещи – дело Христа, предназначенное для всех, и его применение, которое касается только избранных (Boyce J.P. Abstract of Systematic Theology. N.Y.,1888. P.312). Искупление в таком случае означает, что примирение и принятие предоставлено всем, даже тем, кто не только не спасется, но уже проклят. Эта теория не имеет никакого смысла и несовместима с Писанием, согласно которому избранные избраны до создания мира и в Божием замысле Христос умирает за них прежде создания мира. Он умер только за тех, кого Он искупил и примирил с Богом (Иоан.10.11-15, 26-28, 17.9, Рим.5.8-9, Еф.5.25, Тит 2.14, 1 Пет.1.20).

Универсализм считает, что Христос не может взирать на подвиг души Своей с довольством

Если Христос умер за всех людей, но спасутся не все, Христос никогда не увидит дело души Своей, которым Он будет удовлетворен (Ис.53). Радость, которую дало Ему Его дело на Кресте, превратится в разочарование, ибо Его план не удался, и миллиарды тех, кого Он любил, теперь в аду, ибо их не удалось искупить.

Результаты универсалистского скепсиса

Универсалисты верят, что Христос умер за непростительные грехи (Мтф.12.31-32, 1 Иоан.5.16). Его искупление для всех оказывается бесполезным для большинства или, по крайней мере, для многих. Христос не дал бы нам никаких оснований для веры и надежды, если бы те, кто приходит к Нему, могли окончательно отпасть и погибнуть. Библия, однако, призывает грешников верить в реальное избавление (Пс.130.7). Также, если универсализм истинен, у потенциальных верующих нет никаких оснований по-настоящему любить Христа и быть благодарными Ему, ибо они погибнут, если сами не усвоят себе спасение. Это способно вызвать самодовольство, но никак не любовь к Богу – если Он только предоставляет возможность примирения, но оставляет все его исполнение самому грешнику. Нет никакой действенности спасения, если смерть Христа менее важна, чем дело грешника по ее применению к себе.

Истинная цель и мера спасения

Все сказанное означает, что искупление является универсальным не в том смысле, что все люди искуплены, но в том, что его цена является полной. Искупление дается народу Божию за максимально возможную цену и усваивается избранным как свободный дар, ни по какой иной причине, как любовь Божия к ним. Это чистый дар благодати, грешники не имеют в нем какого бы то ни было соучастия. Любые претензии верующих, что они могут в какой-то мере обеспечить себе спасение, являются свидетельством черной неблагодарности и неверия, а это отнюдь не плоды истинной веры. Христос спасает всех тех, кого Он искупает, и искупление Христово предназначено только для них.
Это искупление отражает все совершенства Бога, вытекающие из Его любви, благодати и доброты. Оно запланировано и совершено бесконечной премудростью Бога и отражает Его волю к восстановлению справедливости, чести, милости, истины и правды, которые Он дарует людям, составляющим зеницу ока Его, и Он никогда не оставит этих людей. Нет грешника, который мог бы искупить свою вину, содействуя делами своему спасению. Бесконечность человеческого греха требует бесконечного искупления и удовлетворения. Только Бог во Христе имеет право сделать это, и только Он действительно сделал это. Искупление, совершенное Христом как Главой Церкви, свободно даруется Им тем и только тем, для кого Христос совершил его (Еф.1.7, 1 Кор.1.30). Это искупление конкретное, за Церковь, за конкретных избранных людей из всех народов, и оно является полным и окончательным. Искупление Христово не просто сделало спасение возможным, но оно реально дало спасение всем, для кого оно предназначалось и кому оно дано. Это вечное и полное спасение (Евр.9.12), и никто из спасенных не погибнет, но все наследуют жизнь вечную.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

Писания очень просто заявляют, что Христос «умер за всех» (2 Кор. 5:14, 15); что «он дал себя как искупление за всех» (1 Тим. 2:5, 6); что «он должен был вкусить смерть за всех» (Евр. 2:9). Иоанн ясно сказал об этом, когда писал: «Он есть умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2; ср. 4:14).
Кальвинисты утверждают, что Христос умер за всех избранных, что он вкусил смерть за каждого избранного и что он принес умилостивление за избранный мир. Когда они добавляют слово избранный, они добавляют к Слову Божьему (Отк. 22:18).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Если мир, который Бог возлюбил и послал Сына Своего, есть избранный мир, тогда это значит, что некоторые из избранных этого мира поверят и не умрут, тогда как другие из избранных этого мира не поверят и погибнут (ср. ст. 18). Христос умер, чтобы спасти весь мир, который поверит в Него.Рождение Иисуса было провозглашено как «великая радость, которая будет всем людям» (Лук. 2:10). Это радостная весть должна быть проповедана «всему творению», чтобы все могли спастись (Мар. 16:15, 16).

Стержневой истиной Евангелия было «Христос умер за наши грехи» (1 Кор. 15:1-3).

Подобная весть вряд ли может названа «радостью» для тех, кто «от вечности предуставлены на вечную смерть» (Исповедание Веры, гл. 3, стр. 15-17).

Бог нелицеприятен (Деян. 10:34; Рим. 2:11). Он «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4). Он «не желает, чтобы кто-нибудь погиб» (2 Пет. 3:9). Ему не нравиться «смерть нечестивого» (Иез. 33:11). Все эти утверждения являются ложью, если учение об «ограниченном искуплении» истинно.

Своей смертью Иисус привлек всех людей к себе (Ин. 12:32). Все они привлекаются, когда слышат Слово Божие, понимают его и приходят ко Христу (Ин. 6:44, 45). Все приглашены прийти (Мат. 11:28, 29; Отк. 22:17). Хотя некоторые не воспользуются этим приглашением (Мат. 23:37; Ин. 5:40).

Некоторые, для которых умер Христос, могут быть уничтожены и погибнуть (Рим. 14:15; 1 Кор. 8:11). Другие могут даже «отвергать Хозяина, который купил их, навлекая на себя таким образом быстрое наказание» (2 Пет. 1:2; ср. Деян. 20:28-30). Отсюда видно, что смерть Иисуса обеспечила спасение всех людей, но то, что они могут не принять ее — это вполне возможно.

Христос умер за всех

Если Божественное Воплощение представляет собой начало освобождения человека от уз смерти и ада, если вся земная жизнь Богочеловека Господа и особенно совершенные им воскрешения мертвых - сына вдовы Наинской, дочери Иаира и Четверодневного Лазаря - предвещали победу над смертью, то сама победа над смертью, «спасение наше, совершилась на Голгофе, а не на Фаворе, хотя и там уже говорилось о Кресте Христовом (Лк. 9, 31). Христос должен был умереть, чтобы завещать человечеству полноту жизни. Это не была необходимость мира. Это была необходимость Божественной любви, необходимость Божественного порядка. Это таинство нам невозможно постигнуть. Почему истинная жизнь должна была открыться через смерть Единого, Который есть Воскресение и Жизнь? (Ин. 14, 6). Единственный ответ заключается в том, что спасение должно было стать победой над смертью, над смертностью человека» .

Следовательно, честные Страсти и светоносное Воскресение явились решающим и окончательным ударом против смерти. Поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что крестная смерть Христа - это «венец Вопло{стр. 139}щения Бога Слова». В другом месте, поясняя эту истину, он пишет, что каждое дело и чудотворное действие Иисуса и божественны, и чудесны, но поразительнее всего Честной Крест Его. Ибо не чем иным, как только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, была упразднена смерть, разрешен грех нашего праотца, изгнана тьма и разрушена сила адова, нам даровано Воскресение и дана способность презреть материальную жизнь и саму смерть, совершилось наше возвращение к прежнему блаженству, открылись врата рая, человеческое естество удостоилось места одесную Отца, мы сделались детьми и наследниками Божиими. Все это было достигнуто крестной смертью Господа .

Когда зло человеческое достигло апогея и предела , Сын Божий воплотился, чтобы принести Себя в «жертву, которая могла бы очистить нас» , и сверх того примирить нас с Богом Отцом (Рим. 5, 10. Кол. 1, 22).

Мы, люди, грехом воздвигли Крест. И в то время, как должны были быть распяты мы, виновные, пригвождается ко кресту Тот, Кто не был повинен никакому осуждению или смерти, ибо …Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Так совершенно безгрешный Господь «взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8, 17), был язвен за нас, чтобы ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 5). Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою… (Гал. 3, 13), претерпел поноснейшую смерть, чтобы нас возвести к славной жизни» . Господь поднимает крест, и {стр. 140} принимает пригвождение на нем, будто злодей, и, таким образом, несет на Себе проклятие греха и смерти до того момента, пока словом «совершилось!» (Ин. 19, 30) не обозначает конец греха и смерти. Бог Отец соблаговолил попустить, чтобы Единородный Его Сын, не знавший греха, был осужден за нас, как грешник, чтобы мы через наше единение с Ним сделались праведными пред Богом (2 Кор. 5, 21).

Господь пожертвовал Собою как представитель всех людей, всех поколений, …умер за всех… (2 Кор. 5, 14). Он принес жертву однажды и навсегда (Евр. 7, 27; 9, 28; 10, 10–12) и покрыл грехи всех людей от начала мира до скончания века. Господь, как говорит божественный Златоуст, принес жертву «однажды, и этого довольно навсегда» . Его жертва была принесена «за всю природу» и была «достаточна для спасения всех» .

Благодаря Искупительной Жертве Господа, как пишет священномученик Игнатий Богоносец, люди живут «по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, смерти избежали» . Святитель Афанасий Великий подчеркивает, что Господь воспринял тело, подобное нашему, потому что все мы ответственны за тление смерти, и что Он предал это тело на смерть за всех, и отмечает: «Слово знало, что тление не иначе могло быть прекращено в людях, как только непременною смертию; умереть же Слову как бессмертному и Отчему Сыну было невозможно. Для сего–то самого приемлет Оно на Себя тело, которое бы могло умереть, чтобы, как причастное над всеми Сущего Слова, довлело оно к смерти за всех, чтобы ради обитающего в нем Слова пребыло нетленным и чтобы, наконец, во всех прекращено было тление благодатию Воскресения». {стр. 141} «И, - продолжает столп Православия, - самое тление в смерти не имеет уже власти над людьми ради Слова, вселившегося в них посредством единого тела. […] Ибо погиб бы род человеческий, если бы Владыка и Спаситель всех, Сын Божий, не пришел положить конец смерти. […] Ибо Слово принесением в жертву собственного Своего тела и положило конец осуждавшему нас закону и обновило в нас начаток жизни, даровав надежду Воскресения. […] Ибо ныне уже не как осужденные умираем, но как имеющие восстать ожидаем общего всех Воскресения» .

Разумеется, Господь взял на Себя грехи всех и умер за всех , сделавшись за нас клятвою (Гал. 3, 13), но Сам по Себе Он оставался совершенно безгрешным. «И хотя Он стал грехом, но пребыл тем, чем был, то есть святым по естеству как Бог». И смерть святой Его Плоти, произошедшая «убиением плоти», была смертью «святой и священной» и благоприятной Богу и Отцу, как благовонный ладан .

К тому же, крестная смерть Господа нашего была абсолютно «вольной», добровольной. Это было выражение безмерной любви Бога к человеку. Никакая внутренняя или внешняя необходимость, никакая сила не принуждала Его к распятию (Ин. 10, 16–18). Богочеловек не был немощным созданием, силой и необходимостью привлеченным на крест и попавшим в безвыходное положение. Как Сын Божий, Он имел силу тотчас уничтожить всякую внешнюю силу (Мф. 26, 53) и молниеносно нейтрализовать всякое бесовское понуждение. Честные {стр. 142} Страсти Господа были совершенно добровольными. Два песнопения нашей Святой Церкви прекрасно выражают это. Первое гласит: «Благословенную нарекий Твою Матерь, пришел еси на страсть вольным хотением, возсияв на Кресте, взыскати хотя Адама, глаголя Ангелом: срадуйтеся Мне, яко обретеся погибшая драхма; вся мудре устроивый, Боже наш, слава Тебе» . Другое песнопение гласит: «Се виден бысть живот всех, Христос, повешен волею на древе. И сия видящи земля потрясеся и много святых восташа яве, телеса усопших, и узохранительница адова поколебася» .

Крестная смерть Спасителя была «вольной», потому что в нескверной человеческой природе Богочеловека, свободной от первородного греха, не было смерти как врожденной необходимости. Смерть была врожденной необходимостью в наших телах, оскверненных грехом. Господь наш умер добровольно, из безграничной любви к нам, Его творениям. Смерть не имела никакой власти над совершенно безгрешным Господом. Богочеловек «предал дух» на кресте по Своей воле. Об этом свидетельствовало и преклонение святой главы Его на Кресте. Преподобный Никодим Святогорец пишет: «Когда Божество приказало смерти прийти из побуждений лучшего устройства, то есть, чтобы «упразднилась» «смерть смертью, тогда и смерть приблизилась, послушавшись божественного приказа, как раб», к Распятому, «однако со страхом и трепетом […]. Это показывало и преклонение главы Господа на кресте», потому что «преклонением Он позвал подойти ближе смерть, боящуюся покинуть свое обиталище, чтобы приблизиться, как толкует Афанасий Великий».

Преклонение главы Господа не было естественным, но сверхъестественным и удивительным, поэтому евангелист Иоанн называет его чудом, а не свойством природы, говоря: «…И, преклонив главу, предал дух» (Ин. 19, 30). Ибо «остальные люди во время агонии, когда им предстоит предать дух, не наклоняют голову вниз, может быть, потому, что так легче душе покинуть тело, но когда предадут дух, тогда наклоняют голову вниз. Господь наш поступил наоборот: сначала преклонил главу, а потом «предал дух», что и является сверхъестественным и удивительным. Поэтому священный Феофилакт Болгарский сказал: «Он поступил наоборот по сравнению с нами: мы прежде предаем дух, затем преклоняем главу, а Он прежде преклонил главу, потом испустил дух. Всем этим показывается, что Он был Владыкой смерти и все делал по власти». И Евфимий Зигабен сказал: «Он не потому преклонил главу, что испустил дух, как это происходит с нами, но потому испустил дух, что преклонил главу», чтобы «мы знали, что Он умер, когда захотел. И так вот, Его властью, Святая Его душа отделилась от непорочной плоти» .

Эта добровольная смерть есть смерть «Того, Который Сам есть Жизнь Вечная», Который воистину есть Воскресение и Жизнь. Речь идет, конечно, о смерти Человека, но в Ипостаси Слова, воплощенного (Бога) Слова. И поэтому речь идет о смерти, которая воскрешает […]. Было бы, может быть, правильно сказать, что Бог умер на кресте только по человеческой природе (которая была одного существа с нашею). Это была добровольная смерть Единого, Который Сам был Жизнью Вечной. Это была действительно человеческая смерть, смерть, со гласно человеческой природе, и однако смерть в Ипостаси Слова, Воплощенного Слова. То есть смерть, предполагающая Воскресение. Крещением должен Я {стр. 144} креститься… (Лк. 12, 50). «Это была смерть на кресте и кровь излившаяся, которою был крещен Христос», как говорит святитель Григорий Назианзин (Сл. 37, 17). Эта смерть на кресте как крещение кровью была глубочайшей сущностью спасительного таинства Креста» .

Крест и смерть Христовы были страданиями не Божеской, но человеческой Его природы. Божеская природа была бессмертна. Только человеческая Его природа «имела возможность вкусить смерти и страдания». Но так как Господь наш был Бог и Человек, то есть носитель двух природ в одном лице, и communicatio idiomatum (совокупность свойств) составляла единое целое, то можно говорить о смерти бессмертного Слова, о богоубийстве и т. д. . Божеская природа усваивает страдания человеческой в Едином Лице Христа, но не испытывая в той мере мучения и не разделяя смерти как «природа бесстрастная и бессмертная» . В том же духе рассуждает святитель Кирилл Иерусалимский, когда говорит, что Спаситель мира, Тот, Кто принял страдания на кресте, был не «слабым человеком», но «Богом вочеловечившимся», принявшим на Себя «подвиг терпения» .

Следовательно, смерть Спасителя стала роковым, сокрушительным ударом смерти и греху именно потому, что это была смерть Воплощенного Бога Слова, в Котором присутствовала вся полнота человеческой природы. Как смерть Богочеловека Она имела величайшие последствия. Воплотившийся Единородный Сын и Слово {стр. 145} Бога Отца на Голгофе совершил «страшное и преславное таинство крестной смерти». Поэтому святитель Василий Великий учил: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но Того, Кто превосходит тебя естеством, не простого человека, но Богочеловека Иисуса Христа» . Или, как это выразил богословски просвещенный Святым Духом святитель Григорий Назианзин: чтобы освободиться от проклятия греха и вечной смерти, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» . Так что правильнее всего было бы сказать, что ради нашего спасения на кресте «умер» Бог только по его человеческой природе, бывшей одного существа с нашей . Поэтому в Великую Субботу мы поем: «Ужаснися, бояйся, небо, и да подвижатся основания земли». Почему? «Се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый и во гроб мал странноприемлется. Егоже отроцы благословите, священницы воспойте, людие превозносите во вся веки» .

Из книги Послание к Галатам автора Стотт Джон

а. Христос умер за наши грехи Сущность Его смерти заключается в словах: «Который отдал Себя Самого за грехи наши». В Новом английском переводе Библии говорится, что Он «пожертвовал Себя за наши грехи». Смерть Иисуса Христа была прежде всего не проявлением любви, не

Из книги Основание Христианства автора Стотт Джон

б. Христос умер, чтобы избавить нас от настоящего века Если сущность смерти Христа на кресте была в том, что Он умер «за грехи наши», то цель этой смерти в том, чтобы «избавить нас от настоящего лукавого века» (ст. 4). Епископ Дж. Б. Лайтфут пишет, что этот глагол («избавить»,

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

в. Христос умер по воле Бога Рассмотрев сущность и цель смерти Христа, мы подходим теперь к ее источнику. Она произошла «по воле Бога и Отца нашего». И наше избавление от настоящего лукавого века, и то, как это было достигнуто, произошло по воле Божьей. Не по нашей воле, как

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Христос умер, оставив нам пример За этим посланием стоит преследование. Известно, что император Нерон враждебно относился к христианской церкви, и сердца многих христиан не выдерживали от страха. Уже произошло несколько судорожных всплесков насилия. Казалось, грядут

Из книги Посмертная жизнь автора Осипов Алексей Ильич

Христос умер, неся наши грехи Вот как пишет Петр в своем послании (2:24), описывая отношение между смертью Христа и нашими грехами: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» Выражение «нести грех» звучит для нас несколько непривычно, и нам следует вернуться к Ветхому

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

(а2) Принимайте его, потому что Христос умер и воскрес, чтобы стать его Господом (4-9) Далее Павел рассуждает так: если нельзя отвергать того, кто принят Богом, то также нельзя вмешиваться в отношения между господином и его oiketcs -домашним слугой. Кто ты, осуждающий чужого

Из книги автора

(61) Принимай его, потому что он твой брат, за которого умер Христос (14–16) Прежде чем развить свою мысль о бережном отношении к слабому брату или сестре, Павел доверительно разъясняет дилемму, стоящую перед сильными верующими. Дилемма эта возникает в результате

Из книги автора

8. Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер. 9. Енос жил девяносто (190) лет и родил Каинана "родил Каинана..." Филологический анализ имени этого патриарха открывает тождество его значения с именем "Каина", т.е. "приобретение, владение;" и это, разумеется, не

Из книги автора

10. По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать (715) лет и родил сынов и дочерей. 11. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. 12. Каинан жил семьдесят (170) лет и родил Малелеила "Каинан... родил Малелеила", что в переводе означает: "хвала, слава Богу, или хвалящий,

Из книги автора

26. По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. 27. Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер "Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет..." Это - самый долговечный из всех десяти допотопных

Из книги автора

19. Введи также в ковчег (из всякого скота, и из всех гадов, и) из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20. Из (всех) птиц по роду их, и из (всех) скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по

Из книги автора

1. И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, (и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,) бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились "И вспомнил Бог о Ное..." "Будем, возлюбленные, понимать эти слова богоприлично, а не в том грубом

Из книги автора

29. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер "Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер". Обе эти хронологические даты напоминают нам хорошо известные подобные же примеры из генеалогии сифитов (5:31 и др.), Ной был последним из патриархов,

Из книги автора

34. Умер Иовав, и воцарился по нем Хушам, из земли Феманитян. 35. И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его Авиф. 36. И умер Гадад, и воцарился по нем Самла из Масреки. 37. И умер Самла, и воцарился по нем Саул из

Из книги автора

Христос - спаситель всех человеков Святой Исаак Сирин с полной уверенностью писал: “Грешник не в состоянии и представить себе благодать воскресения своего. Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви

Из книги автора

Св. евангелист Матфей (Иисус Христос привлекает к Себе всех) I. Св. евангелист Матфей, память коего совершается ныне, был сперва мытарь, т. е. сборщик податей, и был обращен Самим Иисусом Христом. Проходя по берегу озера Генисаретского, Господь увидел его, сидящего у сбора

Мы говорим о том, почему в Евангелии так подробно описана смерть Иисуса Христа и что значит это событие для каждого из нас.

- Почему в Евангелии Христос - страдающий, а не победитель народов, как его желали видеть иудеи?

Израильтяне ждали политического лидера, подобного Моисею, только еще могущественней

Ответ на этот вопрос зависит от ответа на вопрос, кого нужно побеждать? У израильтян к моменту прихода Христа было распространено представление о Мессии-Христе или Помазаннике Божием как о царственном и воинственном спасителе, избавляющим Израиль от политического порабощения. Они просто ждали политического лидера, подобного, может быть, Моисею, только еще могущественней, «царя», человека, имеющего «царство от мира сего».

Представление иудеев о Христе было атаковано Самим Христом. Его образ в данное представление не вписывался. Он учил, что Его царство «не от мира сего», что Ему надлежит пострадать и претерпеть смерть, быть закланным, подобно пасхальному ягненку, которых ежегодно на Пасху тысячами закалывали израильтяне в течении тысячи лет. А потом Ему надлежало воскреснуть из мертвых, как предсказывали пророки, и этим подвигом Ему, единственному из людей, победить смерть, чтобы даровать победу всему миру.

Противоположностью этих двух пониманий сущности служения Христа вызван резкий контраст между торжественностью входа Господа в Иерусалим, когда Его приветствовали десятки и сотни тысяч людей, и наступившим через несколько дней массовым неприятием Его, когда всем стало очевидно, что Он не станет политическим лидером евреев.

- Как евангелисты понимают смерть Спасителя и что Его смерть значит для человека?

Согласно учению Христа, сохраненному в Церкви, главными вражескими силами человечества являются не внешние политические и социальные поработители. Главным врагом является грех, который в результате грехопадения первых людей вошел в жизнь этого мира. Греховность несовместима с божественным замыслом о мире. Бог сотворил мир совершенным, хорошим и благим, Бог говорит о Своем творении, что оно «хорошо весьма». Грех - это зло, это уклонение от воли Божией, он вносит дисгармонию в мир, а ярчайшим выражением дисгармонии является смерть. Через грех смерть приходит в мир. Смерть - вот тот враг, которого нужно побеждать.

- Чем же может быть побежден грех и смерть?

Только абсолютным следованием воле Божией. Для людей это было невозможно в силу того, что греховность вошла в их природу. Христос, восприняв человеческую природу, воплотившись, дал людям совершенный образец человеческой святости, следования воле Божией и её исполнения.

Смерть и воскресение Христа явилась победой над смертью в том смысле, что Он стал первым человеком, живущим вечно, Который уже никогда не умрет. Чтобы преодолеть власть смерти над греховным человеческим естеством, нужно, чтобы была явлена такая человеческая природа, которая была неподвластна действию смерти, будучи абсолютно безгрешной.

Христос в Себе явил такое чистое, безгрешное человеческое естество и ввел его в соприкосновение со смертью. Оказалось, что смерть над ним не властна: она не смогла им овладеть и сама была умерщвлена. Таким образом, она принципиально побеждена и уже не властвует над людьми безраздельно. Как сказано в тропаре : «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав» .

Но есть еще один очень важный аспект смерти Христа: она является «заместительной жертвой» Христа. Смерть в Библии воспринимается как наказание за грех. Все человечество должно быть подвергнуто наказаниям, поскольку оно отступало от заповедей Божиих. Эти наказания хорошо классифицированы для иудейства в Моисеевом законе.

Смерть Христа является «заместительной жертвой». Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас

Апостол Павел проводит параллель между двумя положениями Моисеева закона в своем послании к Галатам. Согласно одному из них, «проклят всякий, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал. 3:10), а согласно второму, «проклят всякий, висящий на древе » (Гал. 3:13). Смысл этого сопоставления заключается в том, что то проклятие, которое человечество навлекло на себя, не исполняя закона Божьего, понес Иисус Христос. Он не имел грехов, за которые должен был пострадать. Восприняв человеческую природу, Христос несет наказание и проклятие вместо нас. Он понес наказание за все грехи, которые были совершены до Его воплощения, поэтому от человека требуется только вера во Христа и усвоение верой спасительного дела, совершенного Христом.

Таким образом, Христос пришел в этот мир и пострадал за людей в том смысле, что он пострадал вместо них, пострадал за совершенные ими грехи. Апостол Павел, следуя этой мысли, говорит о заместительных страданиях Христа, о понесении Христом проклятия человечества.

- Зачем человеку нужно так подробно наблюдать за смертью Спасителя, как она показана в Евангелии?

Апостолы хотели показать, что Христос истинно, а не призрачно умер, как потом учили многочисленные еретики. Ведь если Христос на самом деле умер, то и воистину воскрес из мертвых.

- Что об этом сказано в Апокалипсисе?

В Апокалипсисе нет совершенно новых догматических идей. Сила этой книги в необычайно яркой образности, с помощью которой передается актуальность догматов. В Апокалипсисе мы видим Христа, находящегося перед престолом Божиим. Он стоит, как закланный Агнец, Который Своей кровью искупил христиан «из всякого колена, языка, народа и племени» (Откр. 5), и эта Кровь омывает людей: «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца » (Откр. 7:14; ср. также 1:5).

- Кому Христос принес жертву на Голгофе?

Это сложный вопрос и ответ на него зависит от того, в каком смысле мы здесь говорим о жертве. В строго догматическом смысле, жертва Христа принесена Богу, который есть Троица. В силу учения, тщательно разработанного в XII веке в Византии, Голгофская Жертва приносится Богу-Троице, а не только Богу-Отцу. Поэтому Христос в этой Жертве является не только Приносящим и Приносимым, но и Приемлющим. По человечеству Он является Приносящим и Приносимым, по Божеству, как одно из Лиц Святой Троицы, - Он приемлющий.

Нужно различать две вещи: кому была принесена эта жертва, и в чьих интересах? На вопрос, кому она была принесена - отвечают решения соборов, и мы лучше отцов Церкви не скажем. А если рассматривать вопрос о том, в чьих интересах она была принесена, - то мы можем рассуждать в поисках ответа. Один из вариантов ответа в том, что Христова Жертва приносится Богу в интересах человека, Церкви и всего мироздания. Христос говорит, что Он приносит жертву за жизнь мира (Ин. 6:51).

Итак, у нас есть учение Константинопольских соборов XII века, которые говорят, что эта жертва приносится Богу-Троице (которое логично), и есть различные теоретические построения о том, каким образом эта жертва приносится (в большей или меньшей степени неудовлетворительные). Думаю, в этом вопросе мы должны воздерживаться от суждений, претендующих на окончательную истинность. Это та сфера, в которой можно только осторожно приближаться к истине.

В Ветхом завете пасхальный агнец является центральным сюжетом. Иоанн Богослов в Апокалипсисе особенно часто использует образ Христа как Агнца. Какая связь между Ветхозаветным и Апокалиптическим агнцами?

В Ветхом завете приношение многочисленных жертв было строго регламентировано. Но Пасхальный агнец не входит в систему жертв, это нечто уникальное. В Ветхом завете два главных текста, в которых пасхальный агнец используется как образ Христа. Первый - это повествование об агнце, чья кровь избавила израильтян от действия ангела-губителя, умертвившего египетских первенцев при исходе евреев из Египта (Исх. 12-14). Это явный прообраз Христа, кровь Которого становится спасительной для всего человечества.

Второй текст - это 53 глава книги пророка Исайи, где говорится о невинных страданиях праведного Раба или Отрока Господня, который «как агнец был веден для заклания и как овца был безгласен перед стригущим ». Это одно из ярчайших мессианских мест Ветхого завета, где прямо говорится, что Христос должен умереть. В Апокалипсисе Агнец - основной образ Христа, это слово употребляется около десяти раз.

В Евангелии от Иоанна говорится, что только Христос имеет в Себе жизнь: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Следовательно, можно ли понимать жертву Христа, как жертву человеку в том смысле, что если человек потерял жизнь, умер, то Бог должен отдать ему Свою жизнь для спасения?

Совершенно согласен с такой постановкой вопроса. Христианское богословие рассматривает две стороны спасения: отрицательную и положительную. Отрицательная - избавление человечества от того зла, которое оно совершило, от его греха. За ней логически следует положительная составляющая - приобщение к полноте святости в Боге. Христос, во-первых, уничтожает все грехи и побеждает , а во-вторых, дает людям полноту жизни, полноту света.

Апостол Павел использует два термина, характеризующих эти составляющие: оправдание и усыновление . Оправдание у Павла означает, что человек был виновен перед Богом, и Бог его оправдал, хотя относительно содержания понятия идут споры. Усыновление - вторая составляющая - означает, что человек, избавившись от греховности, усыновляется Богом, входит с Богом-Отцом в те же отношения, в которых с Ним находится Христос. Человек по благодати получает статус, равный статусу Христа, который Он имеет по природе как Бог, и полноту тех благ, которыми пользуется Христос как Сын Божий.

Иоанновские образы света здесь тоже очень важны: Бог есть свет, но это не значит, что Он свет только для Себя, Он распространяет Свой свет для всех людей, проявляя этим личное отношение к каждому человеку.

Бог есть жизнь. Христос несет в Себе источник жизни, излучая ее, подобно свету

У Иоанна синонимом жизни является свет. Бог есть жизнь, а Христос как Лицо Божественное, несет в Себе источник жизни, излучая ее подобно свету. Человечество, как и все творение, не имеет в себе источника жизни. Чтобы человек получил жизнь, нужно чтобы кто-то ему ее дал. Именно это сделал Христос, умерев на Кресте и воскреснув. Через приобщение к Богу воплотившемуся - Христу - человечество может приобщиться к источнику жизни, к «жизни с избытком», как говорит Евангелие.

— Что значат слова: «Христос отдал Себя за жизнь всего мира»?

— Писание утверждает, что результатом грехопадения явилось повреждение не только человеческой природы, но и всего сотворенного мира: «Тварь и сама будет освобождена от рабства тления в свободу славы детей Божиих ». (Рим. 8:21). Значит и спасение должно распространиться на весь сотворенный мир, а не только на человечество. Апостол Павел в послании к Ефесянам говорит, что замысел Божий есть в том, чтобы все земное и небесное «соединить под Главою Христом» (Еф. 1:10).

— Можно ли эти слова понимать в том смысле, что весь мир, то есть весь природный, весь научный, культурный, политический мир … должен воцерковиться?

Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь

— Такое расширительное понимание возможно. Замысел Божий в том, что все творение в своей совокупности должно составить Церковь. Это принципиально, но в каждую эпоху этот замысел реализуется по-своему. Что нужно делать в наше время для решения этой задачи - это вопрос миссионерской тактики.