Житие святой великомученицы варвары. Житие и страдание святой великомученицы варвары

Святую великомученицу Варвару Илиопольскую почитают как православные, так и католики. Ее лик изображен на гербах многих городов. В ее честь назван известный во всем мире курортный город Санта-Барбара, во всяком случае, так утверждают его жители.

За что почитают святую Варвару?

Святая великомученица Варвара Илиопольская была причислена к лику святых после того, как она за веру в Христа приняла мучительную смерть. Это произошло в 306 году. С тех пор день памяти Варвары Илиопольской отмечается православными семнадцатого декабря, а католиками — четвертого декабря. Что известно об этой святой? Об этом мы сегодня расскажем в этой статье.

Варвара Илиопольская, великомученица: житие (кратко)

Родилась Варвара в III веке в городке Илиополе, в годы правления императора Максимиана, в семье знатного и богатого аристократа Диоскора, который исповедал язычество. Чтобы оградить свою горячо любимую единственную дочь от христианского влияния, он построил для нее очень высокую башню, которую ей не разрешалось покидать без разрешения отца.

Познание мира

Шли годы, и девушка к шестнадцати годам превратилась в необыкновенную красавицу. Многочисленные богатые и знатные женихи мечтали жениться на ней, но ко всем претендентам на ее руку и сердце девушка была совершенно равнодушна. Ее гораздо больше интересовали другие вопросы: ей хотелось постичь тайну возникновения мира, гармонию и красоту которого она могла наблюдать лишь из окна своей башни.

Ее не удовлетворяли ответы отца и многочисленных воспитательниц, которые утверждали, что все это создали многие боги, которым весь ее род поклоняется. Она много размышляла в уединении и пришла к мысли, что воду и землю, воздух и солнце создал единый творец, а не те боги, которых люди создали в своем воображении и поклоняются им.

Варвара категорически заявила отцу, что она отказывается от замужества. Ее ответ озадачил Диоскора, но не слишком огорчил: он решил позволить девушке общаться с молодыми представительницами ее круга. Он не терял надежды, что со временем непокорная дочь изменит свое решение. Однако затея отца имела обратный эффект: Варвара познакомилась с девушками, которые рассказали ей историю Христа и объяснили суть его учения.

Крещение

Втайне от отца Варвара приняла крещение, наполнившее ее и любовью к Богу и благодатью такой силы, что она приняла обет посвятить всю свою жизнь служению ему. Это известие привело отца в бешенство, и он хотел зарубить дочь своим мечом, но не стал этого делать. Он избил несчастную девушку и отвел ее к правителю Максимиану, заявив, что отрекается от нее и требует для отступницы самой страшного наказания, которого она заслуживает за свое решение. Император был поражен красотой девушки и пытался ее облагоразумить, но в ответ услышал, что Варвара не отречется от принятой веры.

Мученическая смерть

Девушку истязали в течение суток, ее тело покрылось страшными кровоточащими ранами. Но мужественная Варвара не отреклась от веры. Узнав о ее стойкости, еще одна горожанка призналась в принятии христианства. После страшных пыток обе девушки были обезглавлены. Палачом Варвары стал ее отец, который, по преданию, был наказан высшими силами: в него попала молния, оставив лишь кучку пепла.

История мощей

Мощи великомученицы Варвары в VI веке были перевезены в Константинополь. По православному преданию, царевна Варвара Комнина, которая была дочерью Алексея Комнина — византийского императора, в 1108 году перед отъездом на Русь обратилась к отцу с просьбой подарить ей целебные мощи великомученицы.

Ее муж, князь Святополк Изяславич, нареченный в крещении Михаилом, за год до этого построил в Киеве церковь из камня, в которую с почестями уложили мощи святой. Там же был основан мужской Михайловский Златоверхий монастырь. Во время вторжения Батыя мощи были надежно укрыты, а потом вновь возвращены на свое место.

При митрополите киевском Петре Могиле (1644) часть перста Варвары была передана в дар польскому канцлеру Георгию Осолинскому. Примерно в то же время левая рука великомученицы, которая долгое время находилась в Греции, была передана монастырской церкви города Луцк.

Спустя шесть лет (1650) литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший приступом Киев, похитил две частицы мощей от ребра и перстов. Часть из них была передана его жене, а позднее митрополиту киевскому Иосифу Тукальскому, который завещал их монастырю Николая Чудотворца в городе Батурин.

Киевский митрополит Сильвестр в 1656 году передал в дар часть мощей патриарху Макарию (Великобритания). В тридцатых годах прошлого века мужской Михайловский монастырь был разрушен, а мощи святой Варвары переданы в музей. Сейчас они хранятся во Владимирском соборе Киева.

Святая Варвара в католицизме

Самые ранние Жития великомученицы относятся к VII веку. Этот факт послужил основанием для решения Папы Римского Павла IV исключить ее из списка католических святых, которые имеют общецерковное почитание. Он усомнился в реальности существования Варвары Илиопольской. На его решение, вероятно, повлияло и то, что личность святой не была подтверждена документально. Поэтому с 1969 года она не входит в список католических святых.

Тем не менее это не повлияло на отдельные общины, пожелавшие почитать великомученицу Варвару Илиопольскую как местночтимую. По этой причине и сегодня во многих католических странах святую Варвару почитают как покровительницу небесную.

К примеру, в Чехии в декабре традиционно отмечали праздник этой святой, который был накануне приближающегося Сочельника (Щедрого дня). Поскольку этот день отмечали за два дня перед Сочельником, со временем во многих районах Чехии два праздника были объединены.

В Польше Варвара Илиопольская — покровительница шахтеров. Ее статуи, изображения можно увидеть не только в шахтерских часовнях, но и в костелах, и в домах горняков.

Они избрали ее своей покровительницей на основании чуда, описанного в Житии. Спасавшаяся бегством от обезумевшего отца, Варвара Илиопольская подбежала к горе, которая расступилась и укрыла несчастную в своих недрах. Правда, там ничего не сказано о том, как все-таки отцу удалось схватить беглянку. Для всех работников горной промышленности семнадцатое декабря является нерабочим днем.

Покровительница артиллеристов

Святая Варвара Илиопольская является заступницей всех воинов, людей, так или иначе, связанных с оружием. Поэтому ее лик нередко можно увидеть на воинских флагах и полковых знаменах. Артиллеристы почитают Варвару благодаря еще одному чуду из Жития — ее мучители, включая и родного отца, были поражены ударом молнии. День памяти Варвары отмечают в армиях Австралии, Великобритании, Норвегии, Канады, США.

Обычаи в день памяти Варвары Илиопольской

В этот день в XIX веке в деревнях ходили по домам «варварки» - девушки и женщины, укутанные в белые ткани. Лица они закрывали фатой или вуалью. Белый цвет являлся символом чистоты и непорочности Варвары. Две-три девушки вместе отправлялись по домам. Одна несла корзину с яблоками, сладостями и орехами. Это были подарки для детей. Другая в руках несла метлу, чтобы наказывать непослушных сорванцов.

Они стучали в дверь, очень тихо входили и пели красивую песню у иконы Варвары Илиопольской, угощали малышей. Иногда дети постарше молились, пели или рассказывали стихи, чтобы получить подарок. Несколько позже появился другой обычай: девушки перестали закрывать лица, осталась лишь традиция дарить детям подарки. С вечера ребятишки оставляли за окном тарелочку, а утром 17 декабря на ней появлялись подарки от святой Варвары.

Интересные факты о Варваре Илиопольской

Глядя на икону великомученицы Варвары, можно увидеть в ее руках святой потир (специальная чаша для Причастия). По канону Церкви, этого сосуда не может касаться ни один из мирян - только священники. В православной церкви с потиром в руке, кроме Варвары, изображен лишь Иоанн Кронштадтский.

Святую Варвару молят об избавлении от тяжелых болезней и ограждении от скоропостижной смерти. Кроме того, матери просят ее о защите детей, о помощи в грусти и унынии.

Святую Варвару чтут как избавительницу от смерти без покаяния. Она молила Бога перед своей кончиной защищать всех, кто прибегнет к ее помощи, от скоропостижной смерти, и Господь внял ее молитвам. Поэтому и сегодня святой Варваре посылают свои мольбы о том, чтобы не скончаться без Святого причастия и исповеди. А тех, кто покидает наш мир в день памяти святой, по преданию, Варвара сама причащает.

В 1883 году был открыт астероид, который получил свое название в честь этой святой (номер 234).

Ее именем названо множество городов и районов по всему миру. Великомученица Варвара изображена на гербе города Форст (Германия), поселка Власиха (Московская область), города Струмень (Польша).

В честь великомученицы Варвары возведено немало христианских храмов по всему миру. Наверное, самый уникальный, поражающий своим расположением, находится на отвесных скалах на высоте шестьсот метров в Метеорах. Это крупнейший женский монастырский комплекс Греции. Монастырь Русану был основан в тринадцатом веке. Самым красивым готическим храмом по праву считается костел Святой Барбары в чешском городке Кутна Гора, напоминающий резную изящную шкатулку.

Икона святой Варвары, которая сейчас хранится в Самаре, в 2000 году побывала в космосе, на орбитальной станции «Мир».

Святая Варвара в 1995 году была объявлена покровительницей Ракетных войск нашей страны.

Великомученица Варвара, икона которой находится в большинстве православных храмов, соборов, церквей является одной из самых почитаемых святынь христиан. На протяжении многих веков к ней идут нескончаемым потоком люди, которые поверяют ей свои сокровенные тайны и открывают ей душу в надежде на помощь и поддержку. Считается, что Варвара имеет благословение от Иисуса Христа в защите всех молящихся пред ней от жестокой насильственной смерти.

На фото: Икона святой великомученицы Варвары работы (конец XV века).

Великомученица Варвара Илиопольская пребывает в пантеоне и православных и католических святых. Ее лик украшает гербы многих городов и населенных пунктов. Великомученица Варвара изображена справа от Пресвятой Богородицы на знаменитом полотне Рафаэля в Сикстинской капелле.

День Великомученицы Варвары

Варвара Илиопольская приняла смерть за христианскую веру. Православные христиане вспоминают святую Варвару ежегодно 17 декабря. Дата рождения великомученицы теряется в пучине лет, известен лишь предполагаемый год ее смерти - 306-й.

Житие великомученицы Варвары

Родилась великомученица Варвара в городе Илиополе, ныне находящемся в Сирии, при жестоком гонителе христиан римском императоре Максимине II, правившем в начале IV века, в семье богатого вельможи и аристократа Диоскора.

После смерти жены Диоскор, будучи убежденным язычником и противником христианства, окончательно решил воспитать дочь Варвару отъявленной идолопоклонницей. Он стремился оградить ее от истинной веры и для этого даже воздвиг высокую башню, он заключил святую в замок, который стал для Варвары домашней тюрьмой.

В 16 лет девушка расцвела, став красавицей, проявляя при этом удивительную ясность и твердость суждений. Множество женихов, претендентов на ее руку и богатства Диоскора, было ею отвергнуто, поскольку она не видела в них бескорыстия и духовной чистоты. Ее больше волновали тайны бытия, ведь окружающий мир она могла видеть только из маленького башенного окна.

Пришло время, и к Диоскору зачастили женихи с предложениями руки и сердца, на которые Варвара отвечала решительным отказом. Тогда Диоскор разрешил Варваре покидать ее невольное убежище в башне, рассудительно решив, что, разговаривая с подругами, та рано или поздно захочет создать семью. Он ошибся.

Во время его длительного отсутствия в городе Варвара встретила местных христиан и крестилась, обещав Богу посвятить свою жизнь только Ему.

Варвара поверила в Единого Творца и отвергла греховное многобожие, к которому ее всячески склоняли. Неизбежно должен был настать тот день, когда ей откроется истина. Сердца ее коснулась благодать Божия, Варвара почувствовала незримое присутствие Господа.

Ему она решила посвятить свою жизнь и известила отца, что отказывается от замужества.

Мучения святой Варвары

Раздосадованный Диоскор, чтобы отвратить дочь от истинной веры, пошел на все, даже разрешив ей общаться с другими девушками. Но это только привело к дальнейшему крушению его замыслов: среди подруг Варвары тотчас появились девы, поведавшие ей об Иисусе Христе.

Великим событием для Варвары стало Таинство Крещения, которое она приняла тайком от отца. Обряд совершил александрийский священник, приезжавший в Илиополь под видом торговца. Он же изложил девушке главные постулаты христианского вероучения.

Разъяренный Диоскор отрекся от дочери и отвел ее к городскому правителю, предложив ему предать святую Варвару мучительным пыткам и смерти, если та не отречется от Христа. Варвара между тем громко исповедовала веру в Господа и обличала язычников.

Отец потребовал для дочери самого жестокого наказания, что весьма удивило правителя, никогда прежде не видевшего столь совершенной женской красоты. Но и ему не удалось отвратить Варвару от принятой ею истинной веры, и тогда было решено добиться ее отречения жестокими пытками.

Великомученица Варвара стойко перенесла мучительные истязания, тело ее покрылось кровоточащими ранами, но она стояла на своем. После учиненных над нею жестоких побоев мученицу бросили в темницу, где в ту же ночь ей явился Господь со словами:

«Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем».

Он вылечил ее раны, следы истязаний после этого на теле великомученицы Варвары мгновенно исчезли, и наутро палачи и изумленная толпа зевак увидели девушку в полном здравии. Вдохновленная ее примером, еще одна христианка по имени Иулания призналась во всеуслышание в своей вере и также была подвергнута пыткам.

На другой день Варвару вместе с Иулианией водили городу и истязали, в какой-то момент с обеих христианок были сорваны одежды, но по молитве Варвары они тотчас были одеты светящимися покровами, дарованными явившимся к месту казни Ангелом, потом, повесив на суке дерева, предали пыткам: жгли кожу огнем, рвали крючьями. Очевидцы страстей Варвары были убеждены, что сам Господь поддерживал душевные и физические силы мучениц, укрепляя их дух и стойкость.

В конце концов обе мученицы были обезглавлены, причем Варвару собственноручно казнил ее отец, Диоскор.

Однако преступления Диоскора не сошли ему с рук: убийца собственной дочери был буквально испепелен угодившей в него молнией, что даже закоренелыми язычниками было воспринято как Божия кара.

Мощи Святой Великомученицы Варвары

Мощи великомученицы Варвары с VI века пребывали в Константинополе, а в XII столетии, согласно отечественной версии (у Западной Церкви на сей счет иное мнение), были принесены в Киев дочерью византийского императора Алексея I Комнина, вышедшей замуж за киевского князя Святополка II (Михаила) Изяславича. С тех пор и до самого большевистского погрома они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре. Ныне мощи обретаются в киевском Владимирском соборе.

В 1651 году литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший Киев, взял две частицы от мощей великомученицы Варвары. Одну из них, от персей ее, Радзивилл передал своей жене Марии; по ее кончине эта частица, по благословению митрополита Киевского Иосифа (Тукальского), попала в Канев, а уже оттуда была передана в Батуринскую казенную палату.

В 1691 году, по ходатайству святителя Димитрия Ростовского, бывшего тогда настоятелем Батуринского Николаевского монастыря, повелел передать эту частицу в Николаевскю обитель.

В 1764 году от этой частицы отделили еще частицу, которая, стараниями ходивших в Киев на богомолье нерехтчан, была перенесена в Нерехту, в Воскресенский храм, в котором в первом этаже была освящена Варваринская церковь. Богоборческой эпохи частица мощей великомученицы Варвары не пережила, исчезнув в водовороте тех страшных лет.

О глубоком почитании здесь великомученицы Варвары ныне напоминает лишь открытая в 1990-х годах реставраторами на своде трапезной верхней церкви фреска с образом святой Варвары, изображенной в окружении ангелов.

В христианской истории великое множество великомучеников пострадали от язычников, которые требовали отречения последователей веры Христовой от своих убеждений и поклонения языческим идолам.

Простые смертные, уверовавшие в Истину, являли чудеса стойкости и мужества в самых изощренных пытках и истязаниях. Особенно поражает терпение невыносимых мук у юных нежных дев.

Варвара из Илиополя: житие

Единственная дочь богатого и знатного язычника Диоскора рано лишилась матери, и ее воспитанием занимался отец. Девушка была настоящей красавицей, и отец счел за благо упрятать ее подальше от глаз людских - в высокую башню, куда имели доступ лишь ее наставники-язычники.

Вид из башни открывался необыкновенный, и Варвара, любуясь красотами поднебесного мира, задалась вопросом: неужели все это могли создать бездушные языческие идолы, которым поклонялись отец и его окружение? Мысль о том, что есть Некто высший, не оставляла ее, и она решила познать истинного Творца и посвятить этому свою жизнь, не связывая себя узами брака.

Девушка была неземной красоты, и отец спрятал её в башне. Между тем слухи о красоте юной затворницы распространились по всему городу, и ее руки добивались многие знатные соискатели. Несмотря на отцовские уговоры, девушка всем отказывала.

И Диоскор, решив, что замкнутый образ жизни повлиял на ее характер, дал ей полную свободу. У Варвары появились подруги, исповедающие христианство, которые преподали ей основы веры Христовой. А вскоре она тайно приняла крещение.

Житие святой приводит такой эпизод ее биографии. В отсутствие отца девушка распорядилась в строящейся бане вместо двух по плану окон прорубить три - как символ Троичного Света, а над входом начертила крест, который как будто впечатался в камень, а на каменных же ступеньках купальни остался отпечаток ее ноги, который дал начало источнику, со временем оказавшемуся целебным.

Вернувшийся отец был весьма недоволен нарушениями плана, сделанными по распоряжению Варвары. Тогда девушка решилась рассказать ему о Святой Троице, о Воскресении Иисуса Христа, о никчемности тупых идолов, которым поклоняется Диоскор. Отцовский гнев, погоня, чудесное спасение в расселине расступившейся перед беглянкой горы…

Но один из пастухов, видевший, где укрылась Варвара, указал это место отцу. Девушка была найдена и схвачена. Разъяренный Диоскор сам принимал участие в жестоком избиении девушки, заключил ее в темнице и подверг длительному голоду, а затем передал Мартиану, правителю Иераполя.

Невозможно описать все пытки, которым подвергли мученицу. Глядя на все это и испытывая сердечную боль за красивую и знатную девушку, одна из горожанок по имени Иулиания, христианка по вере, начала вслух обвинять палачей. Она тоже была схвачена, и теперь мучили их обоих: бичевали бичами, снабженными железными крючьями; били молотками по голове; отрезали грудь; водили, продолжая избивать, нагими по городу.

Варвара беспрестанно молилась, и по ее молитве Господом был послан святой ангел, прикрывший своими крыльями наготу дев. В конце концов обе мученицы были обезглавлены. Диоскор собственноручно казнил дочь…

О чем молятся святой

Святая покровительствует пожарным. После казни великомучениц Диоскора и Мартиана не обошла кара Господня: буквально в следующий миг их поразила молния - небесный огонь.

Этот легендарный факт стал причиной того, что св. вмч. Варвару определили небесной покровительницей «огненных» профессий: артиллеристов, ракетчиков, пожарных, пиротехников.

К ней обращаются все, кто связан с риском: горняки и альпинисты, моряки и путешественники, строители и архитекторы, а также… садовники и цветоводы. Поначалу она считалась и покровительницей ремесленников, поскольку и сама любила рукодельничать.

В житии св. Варвары рассказывается, как в ночь перед казнью к ней в камеру явился Иисус Христос, уврачевал раны страдалицы и спросил, какую бы награду она хотела получить за свою стойкость.

Читайте также:

Для христиан нет большей награды, чем пострадать за Спасителя, о чем и сказала Ему девушка, но, продолжила она, «если позволишь рабе Своей, я попрошу, чтобы всякий, кто будет умирать насильственной смертью, без покаяния и христианского прощения, мог бы обратиться ко мне и попросить заступничества перед Тобой».

И Спаситель обещал ей это. Кстати, на иконе великомученица изображена с потиром (чашей для причастия) в руке. Потира касаться может только священник, и Варвара - единственная святая, удостоенная Церковью этой особой чести.

В чем помогает святая великомученица Варвара? Исходя из вышесказанного ей молятся о спасении от:

Поминая одну из пыток, примененных к девушке, - избиение молотком по голове, у нее просят избавления от головных болей и помощи при травмах этого органа.

Судьбоносный конфликт с отцом-язычником стал основой для христианских молитв на тему «отцы и дети», об улучшении семейных отношений.

Избавить от тоски и печали святую просят в память о ее душевной боли - отступничестве и жестокости самого родного человека.

Молятся святой Варваре и о благополучном течении и исходе беременности, об избавлении от женских болезней.

Мощи святой великомученицы

В более поздние времена на месте казни св. вмч. Варвары был возведен монастырь, мощи же ее сначала сберегались в Константинополе, а затем, когда княжна Варвара, дочь византийского императора Алексея Комнина, выходила замуж за русского князя Святополка (по иной версии - Михаила Изяславича), она перевезла их в Киев.

Мощи находятся в соборе в Киеве. Ныне они находятся в Свято-Владимирском соборе города, и от них по-прежнему получают исцеление все, кто поклонялся им. Существует традиция освящения на мощах св. Варвары иконок, крестиков, колец, как бы «перенимающих» чудотворную силу от святых останков.

Память великомученицы празднуется 17 декабря, и в этот день в храм стекается множество народа, чтобы поучаствовать в богослужении и причаститься, получив таким образом милость Божью и благодать св. вмч. Варвары.

Преклониться и помолиться перед святынями можно в Москве:

  • в церкви Иоанна Воина на Якиманке;
  • в храме Воскресения Словущего в переулке Филипповском.

По первому адресу почитается часть перста святой с перстнем; второму, находящемуся на подворье Иерусалимского патриархата, в конце XIX века тогдашний Иерусалимский патриарх Иерофей передал частицу святых мощей вмч. Варвары.

Молитва Великомученице Варваре

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заказной молебен

Заказать молебен можно только для православных людей. Что такое молебен, пожалуй, известно каждому. Эта церковная треба заключается в коротком богослужении, состоящем из молитв и прошений по поводу какой-нибудь частной потребности (отсюда - треба) человека или нескольких человек, заказавших молебен.

Совершать подобные богослужения можно лишь за живущих людей, которые крещены в православной вере.

Молебны подразделяются на общецерковные - их служат по большим праздникам - и заказные.

Именно такие служат по просьбам прихожан об успешном ходе и исходе их начинаний.

Заказать молебен можно и великомученице Варваре, указав на записке, о чем будет моление и имена тех, о ком возносятся молитвы.

Хорошо отслужить молебен с акафистом. Такое богослужение, как правило, проводится перед чтимыми иконами великих святых. Во многих храмах и монастырях подобные службы проходят каждую неделю - надо только узнать, в какой из дней. Для такого молебна неплохо бы иметь с собой текст акафиста, что позволит более вдумчиво следить за молитвой.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Видящи святая Варвара себе на высоком столпе от отца поставлену, помышляше себе манием Божиим к небеси быти возводиму. Разумная убо восхождения в сердце своем положши, теми от тмы ко Свету и от прелестных идолов ко истинному Богу умне восхождаше, поющи Ему: Аллилуиа.

Разум неуразуменный о Едином всея твари Творце разумети дева святая Варвара ищущи, беседоваше со своим си разумом, глаголя: от темных кумиров чудным светилам небесным како бе создатися мощно, рцы ми? К нейже он со псаломником рече: вси Бози язык бесове, Един же есть Бог и Господь, иже небеса и вся светила их сотвори. Таковому твоему, мудрая дево, разуму дивящеся, глаголем:

Радуйся, паче старец идолослужительных разумнейшая; радуйся, паче мудрецев мира сего мудрейшая.

Радуйся, яко тебе безвестная и тайная премудрости Своея Бог явил есть; радуйся, яко тебе истиннаго богословия Сам Бог Слово научил есть.

Радуйся, всех звездочетцев умом Христовым превозшедшая; радуйся, явственнее паче онех небесный круг прозревшая.

Радуйся, яко в твари, аки в зерцале, Самаго Творца усмотрела еси; радуйся, яко в созданных светилах Несозданный Свет узрела еси.

Радуйся, ныне уже кроме зерцала свет лица Божия на небеси зрящая; радуйся, тем светом неизреченно веселящаяся.

Радуйся, умная звездо, еяже озарением лице Божие, яко солнце, светло нам является; радуйся, мысленная луно, еюже нощь заблуждения яко день просвещается.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Сила Вышняго даде тогда святей Варваре, якоже древле пророку Иезекиилю, лице адамантово, сильно пред всеми идолослужительми, во еже не убоятися ей от зверскаго лица их, ни ужасатися лютаго прещения. Темже со дерзновением мужемудренная дева взываше: Троицу чту, Едино Божество, и Той верою покланяющися, велегласно пою: Аллилуиа.

Имущи святая Варвара свыше данную себе мудрость, востече к делателем бани отеческия, и онем проявляя тайну Святыя Троицы, повеле три окна в бане устроити. аще, - рече, - идолослужителие уста имут и не глаголют славы истиннаго Бога, то каменныя в сей бане стены треми окнами, аки треми устнами, да свидетельствуют, яко Един есть Бог, в Троице Святей от всея твари славимый и покланяемый. За таковое убо мудрование, святая Варваро, приими похвалу сию:

Радуйся, в треоконной бане купель святаго крещения, во имя Троицы Пресвятыя, изобразившая; радуйся, в купели воды и Духа, к сим же и крове твоея мученическия, тебе измывшая.

Радуйся, яко треми окнами тму многобожия, Троице Святей противнаго, прогнала еси; радуйся, яко окнами треми Свет Троический ясно узрела еси.

Радуйся, яко теми треми окнами призре на тя Солнце Правды, тридневно возсиявшее от гроба; радуйся, яко теми тебе возсия день Троическаго спасения.

Радуйся, сердце твое Единому в Троице Богу всегда отверсто имевшая; радуйся, чувства твоя пред бранию триех врагов: плоти, мира и диавола, крепко заключившая.

Радуйся, яко в души твоей три мысленная окна: веры, надежды и любве, устроила еси; радуйся, яко теми треми окнами при Троическом Божестве треми деньми воздвиженную Тела Христова Церковь усмотрела еси.

Радуйся, яко тебе небеса от триех иерархий ангельских отверзошася; радуйся, яко тебе горния обители Троическия радостно прияша.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Буря ярости велия отца твоего, дышущаго прещением и убийством, возшуме на храм души твоея, святая Варваро, но того не возможе поколебати: основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, мудрая дево, неподвижимо стоящи, укрепляющему тя Иисусу Христу песнь воспевала еси: Аллилуиа.

Слышав от тебе, мудрыя дщери, отец твой Диоскор неслышанная о Святей Троице словеса, яко аспид глухий затка уши своя и по подобию змиину с жалом ядоносным устремися со острием меча на твое убийство; но ты, невесто Христова Варваро, подражающи Жениха твоего Иисуса, бежавшаго от меча иродова, бегала еси от меча Диоскорова, желающи сердце его от зверския ярости в любовь отеческую обратити. Мы же разумное твое бегство звании почитаем сими:

Радуйся, блаженная, изгнанная из дому земнаго правды ради; радуйся, богатая в Бога, лишенная отеческих богатств Христа ради.

Радуйся, яко твоего обнищания есть Царствие небесное; радуйся, яко тебе уготовася вечных благ сокровище.

Радуйся, словесная агнице, от злаго волка мучителя к Доброму Пастырю Христу прибегшая; радуйся, во двор праведных овец Его, одесную стоящих, вшедшая.

Радуйся, незлобивая голубице, от земнаго врана в покров небеснаго Орла прелетевшая; радуйся, в крове крилу Его добрый тебе покров обретшая.

Радуйся, Небеснаго Отца дщи честная, яко от земнаго родителя с безчестием на смерть гонима была еси; радуйся, яко от безсмертнаго Господа Славы в жизнь вечную со славою прията еси.

Радуйся, тояжде и нам жизни присножелающая ходатаице; радуйся, прилежная о нас к Богу молитвеннице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Боготечной звезде была еси подобна, святая великомученице Варваро: бежащи бо пред отцем твоим, наставляла еси того таинственне на путь, ведущий ко Праведному Солнцу, от Девы возсиявшему, Христу Богу. Обаче он душевныма ослеплен очима, абие и телесныма не узре тя пред собою бежащую: ты бо сквозе каменную, тебе велением Божиим разступившуюся, гору прошедши, скрылася еси от очию его в каменней пещере, да от среды камения, яко птица, даси глас Богу, воспевающи: Аллилуиа.

Видевше тя пастырие, верху горы овцы пасущии, в камени крыющуюся, дивляхуся, глаголюще: что сия словесная агница? Коего волка бегает? И се Диоскор, паче волка лютейший, востече на гору, и тебе тамо крыющуюся обрет, и похитив за девическия твоя власы, влечаше ко своему дому по жестокому пути, на немже тя, вернии, сретаем приветствии сими:

Радуйся, младому еленю на горах ароматских уподобившаяся; радуйся, горняя, паче дольних, восхождения в сердце твоем полагающи, возлюбившая.

Радуйся, избывшая погибельнаго идолослужения рова; радуйся, на гору Троическаго поклонения востекшая.

Радуйся, сквозе камение прошедшая, от каменносердаго бегающи гонения; радуйся, среде камения Камень Христа, утверждающаго тя, обретшая.

Радуйся, в пещеру каменную вшедшая, видети Иисуса во гробе каменном бывша положенна; радуйся, уже Того видящая на престоле Славы седяща.

Радуйся, яко власы главы твоея за Христа, хранящаго, да и влас главы человеческия не погибнет, исторгани суть на земли; радуйся, яко тии от Христа изочтени суть ко увенчанию на небеси.

Радуйся, власы твоя кровию доле, яко цветами, обагрившая; радуйся, заплетение власов твоих окровавленных в венец тебе златый обратившая.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Проповедником богоносным, апостолом Христовым, поревновавши дерзновенно, пред лицем мучителей проповедала еси Христа истиннаго Бога: и Его ради лютыя раны, власяными рубы и острым чрепием болезненно потираемыя, мужественно претерпела еси, святая Варваро. Таже в темницу всаждена, в ней аки в чертозе о Христе Иисусе ликовала еси, поющи Ему: Аллилуиа.

Возсиявый в сердце твоем просвещение истиннаго богоразумия, возсия и во очесех твоих свет Божественнаго лица Своего Христос Господь: Той бо, яко возлюбленный твой Жених, в полунощи к тебе, непорочней Своей невесте, в темницу пришед, любезно тя посети, от ран исцели и светлостию лица Своего неизреченно душу твою возвесели, нас же, верных, научи пети тебе сицевая:

Радуйся, за страдавшаго биение Христа нещадно биенная; радуйся, биения терпением невидимаго врага убившая.

Радуйся, язвы Господа Твоего на теле твоем носившая; радуйся, от всех язв, Темжде Господем, на теле твоем исцелевшая.

Радуйся, яко Сам Господь, Свет мира, тебе в темнице бывшей Себе явил есть; радуйся, яко Сам души и тела Врач тебе больную посетил есть.

Радуйся, чрез земную темницу в небесный чертог светло вшедшая; радуйся, от кровей твоих брачную тебе одежду исткавшая.

Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются; радуйся, яко тобою от всех болезней с верою тя призывающии уздравляются.

Радуйся, уз греховных скорая решительнице; радуйся, язв многозлобных добрая целебнице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Хотящу безумному мучителю желание свое улучити, и еще покушающемуся ласкательными словесы тебе, святая Варваро, от истиннаго Бога отвратити ко прелестным идолом, ты, яко мудрая дева, отвещала еси тому: первее твердый адамант в мягкий воск претвориши, нежели мене отвратиши от Христа Бога моего; Того бо, со Отцем и Святым Духом, Единаго истиннаго Бога исповедую, славлю, хвалю, и пою Ему: Аллилуиа.

Новую показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, святая великомученице Варваро, повеле на древе повесити, и ногтьми железными тело твое строгати, и свещами горящими твоя опаляти ребра, еще же и млатом во главу тяжко бити. Сие пачеестественное терпение твое благоговейно воспоминающе, похвалами блажим тя сими:

Радуйся, яко повешена была еси на древе, Христа ради на Кресте распятаго; радуйся, строгана по ребром Иисуса ради, копием в ребра прободеннаго.

Радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем возжегла еси; радуйся, яко за Того огненными свещами палима была еси.

Радуйся, твердейшая адаманта в терпении невредимом; радуйся, крепчайшая каменнаго столпа в мужестве непоколебимом.

Радуйся, яко млатом, бившим тя по главе, венец Царствия тебе исковася; радуйся, яко темже млатом глава врага твоего сокрушися.

Радуйся, яко со Христом, Его ради, на земли страдала еси; радуйся, яко с Ним и о Нем на небеси прославляешися.

Радуйся, всех врагов наших крепкая победительнице; радуйся, во всех бедах наших скорая помощнице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Странное и страшное святыя Варвары страдание видящи, благоверная в женах Иулиания удивися зело, како млада отроковица в юностнем телеси таковыя мужественно за Христа терпит муки? Таже, слезнаго исполнившися умиления, благодарственно и та возопи Христу Богу: Аллилуиа.

Весь Сладчайший Иисус сладость, весь желание тебе бысть, святая Варваро; сладце бо Его ради горькия терпела еси муки, глаголющи: чашу страданий, юже даде ми Возлюбленный мой Жених, не имам ли пити? Темже и сама показалася еси чаша, сладость чудесных исцелений изливающая всем вопиющим к тебе сицевая:

Радуйся, отвергшая во адское горе идольскую горесть; радуйся, возлюбившая небесную Иисусову сладость.

Радуйся, мысленная стамно, манну брашна творения воли Божия в себе имущая; радуйся, верных во благих желание исполняющая.

Радуйся, реко исполненная благодати Божия водами; радуйся, источниче, кипящий чудес излиянии.

Радуйся, яко пчела, от зловоннаго идольских жертв дыма отлетевшая; радуйся, во благоуханную мира Христова воню сладце притекшая.

Радуйся, яко твоими во всем теле язвами была еси подобна соту; радуйся, яко крове твоея капли сладчайшия паче меда быша Пресладкому Иисусу.

Радуйся, яко всем верным воспоминание твое пресладко; радуйся, яко всей Церкви Христовой имя твое пречестно.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Все естество ангельское велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою, святая и непобедимая мученице Варваро: видевше бо ангельстии чинове ветхаго врага, прегордаго князя тмы, со всем его бесовским и идольским полчищем от тебе, единыя младыя девы, посрамленнаго, побежденнаго же и под нозе твои поверженнаго, велиим гласом возопиша Богу: Аллилуиа.

Ветии многовещаннии риторскими своими языки не возмогут изрещи величества твоих болезненных страданий, о Варваро! Кто бо скажет болезнь твою, колика бе, егда сосца твоя урезана быша? Кто изречет студ лица девическаго, егда обнажена по всему граду от беззаконных мучителей водима была еси? Сицевую болезнь и безчестие твое мы точию воспомянувше, содрогаемся и со умилением глаголем сице:

Радуйся, добрая леторасле сада Иисусова; радуйся, истинная лозо винограда Христова.

Радуйся, два сосца твоя отрезанная, аки два грезна в честь Господеви твоему принесшая; радуйся, кровь твою, аки вино умиления, от тех источившая.

Радуйся, яко Христа ради обнаженнаго и ты риз твоих совлечена была еси; радуйся, яко Его ради, во Иерусалиме ругательне водимаго, и ты по граду на поругание водима была еси.

Радуйся, от ангела светлою одеждою в наготе твоей одеянная; радуйся, тою от студных очес невидимо покровенная.

Радуйся, чудный ангелом и человеком позор бывшая; радуйся, и самех мучителей терпением твоим удивившая.

Радуйся, яко Сам Господь свыше призре на твоя страдания; радуйся, яко Сам Той Подвигоположник похвали подвиги твоя.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Спасти хотя душу твою, о теле твоем всячески нерадила еси, святая Варваро: егда бо на тя мечное на смерть осуждение изыде, ты под мечь острый, аки под венец, красный, радостно идущи, Богу, в мученическом подвизе тебе укрепляющему, воспевала еси песнь: Аллилуиа.

Стены каменныя твердее окамененный сердцем бысть Диоскор, твой, святая Варваро, не уже родитель, но лютый мучитель: той бо, яко услыша твое мечное на смерть осуждение, не точию о смерти твоей не поболе, но и сам своим мечем на месте осуждения твою святую усече главу, и тако, по предречению Господню, окаянный отец предаде на смерть свое чадо. В той убо блаженней твоей кончине приими от нас пения сия:

Радуйся, за главу Церкве - Христа под мечь главу твою преклоншая; радуйся, за любовь к небесному человеколюбивому Отцу Безсмертному на смерть от земнаго безчеловечнаго отца тленнаго преданная.

Радуйся, течение мученическаго пути скончавшая добре; радуйся, веру безсмертному Обручнику Христу до смерти сохраншая бодре.

Радуйся, силою свыше на брань противу сил преисподних препоясанная; радуйся, победоносною славою в вышних от Христа Победителя одеянная.

Радуйся, оружием благоволения Божия венчанная на земли; радуйся, цветом нетления украшенная на небеси.

Радуйся, девам доброто и похваление; радуйся, мучеником красото и радование.

Радуйся, христианом крепкое прибежище; радуйся, верным твердое заступление.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Пение наше похвальное, аще бы и тмочисленное, вемы, яко несть довольно по достоянию восхвалити тя, святая и всехвальная мученице Варваро; обаче мы, Божиих тобою нам обильно подаваемых дарований благодарни суще, Богу, в тебе Своими благодеянии прославляемому, благодарственными усты поем: Аллилуиа.

Светоприемную свещу, на небесном свещнице пред престолом Святыя Троицы поставленную, зрим умныма очима тебе, святая дево Варваро: отонудуже, егда нощный грехов наших мрак лучами молитв твоих просвещаеши и нас на светлую спасения стезю наставляеши, по долгу достойна еси от нас званием быти почитаема сим:

Радуйся, светоумная луче, во светлость немерцающую прилученная; радуйся, мысленная деннице, день невечерний озаряти возшедшая.

Радуйся, благовонная смирно, Церковь Христову благоухающая; радуйся, златая кадильнице, фимиам молитвы о нас к Богу приносящая.

Радуйся, мироположнице исцелений неоскудная; радуйся, сокровище Божиих даров неиждивительное.

Радуйся, чаше, от обилия дому Божия черплющая радость; радуйся, сосуде, от исполнения Христова приемлющий всех благ небесных сладость.

Радуйся, адаманте, перстень безсмертнаго со Христом обручения украсивый; радуйся, венче доброты, в руце Господней держимый.

Радуйся, яко на тя Царь Славы, Господь сил, славу и велелепие возложил есть; радуйся, яко тебе Царь царствующих и Господь господствующих Царство Свое и господствие даровал есть.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Благодать от Бога дана ти есть, хранити и соблюдати от внезапныя болезни и наглыя смерти всякаго человека, верою, любовию и благоговением честная твоя страдания воспоминающаго и почитающаго; тоя благодати не лиши и нас, добрая дево Варваро, да и мы, здрави суще телом и духом в нынешней и будущей жизни о тебе поем Богу: Аллилуиа.

Поем твоя крепкия подвиги, почитаем страдания, хвалим долготерпение, ублажаем святую твою кончину, славим твое в немощном теле показавшееся непобедимое мужество, имже на земли и на небеси прославилася еси, святая и добропобедная великомученице Варваро, и в честь твоих победоносных подвигов и страданий похвальная восписуем ти сия:

Радуйся, от ангельских чинов в сожительство их любезно приятая; радуйся, от девственных ликов в чертог небесный радостно введенная.

Радуйся, от мученических полков под венец славы провождаемая во гласе радования; радуйся, от всех жителей небесных приемшая о Господе целование.

Радуйся, яко мзда твоя многа есть на небесех; радуйся яко радость твоя вечна есть во светлости святых.

Радуйся, от враг видимых и невидимых крепкая нам заступнице; радуйся, радости нам, благодати же и славы вечныя ходатаице.

Радуйся, душевных и телесных недугов наших целительнице; радуйся, спасительных благ земных и небесных подательнице.

Радуйся, яко тобою от нечаянныя и вечныя смерти сохранени быти уповаем; радуйся, яко тобою вечную жизнь улучити благонадежно чаем.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

О, многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных, и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

ангелов честную и вселюбезную чистоту непорочно сохранши, честная Варваро, ангелом сожительница быти сподобилася еси, с нимиже егда поеши троическую песнь Богу на небеси, услыши нас, поющих тебе на земли похвальная пения сия:

Радуйся, отроковице, Богом Отцем предуставленная быти сообразна в страдании образу Сына Его; радуйся, Сыном Божиим, Светом от Света, призванная из тмы в чудный свет веры и благодати Его.

Радуйся, яко позвавшему тя Святому Духу, и сама телом и духом свята еси; радуйся, яко от скверны плоти и духа непорочну тя соблюла еси.

Радуйся, рожденному от Девы Жениху Христу деву тя чистую обручившая; радуйся, земнаго обручника паче Небеснаго знати не восхотевшая.

Радуйся, крине девства, посреде терния идольскаго прорастший доле; радуйся, цвете чистоты, в неувядаемой славе цветущий горе.

Радуйся, в небесном вертограде Христова благоухания наслаждающаяся; радуйся, Краснейшаго паче сынов человеческих зрением тамо утешающаяся.

Радуйся, убелившая ризы твоя в Крови агнчей на земли; радуйся, в лице девственном последующая Божиему агнцу на небеси.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Избранной Богом от идолослужительнаго рода и призванной во язык свят, в люди обновления, невесте Христове, яко избавляющиися тобою от различных зол и обстояния, благодарственная пения и хваления восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная великомученице: ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти:

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Обращаясь за помощью к святым, надо всегда помнить, что одно дело - попросить, но гораздо важнее - поблагодарить за сотворенное по вашим молитвам благодеяние . Для этого существует благодарственный молебен. А можно просто зайти в храм, зажечь свечу и своими словами искренне поблагодарить за помощь.

Полезное видео

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех

делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь

верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, - на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок:

Кто сотворил это?

Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила:

Чьею рукою все это создано?

Те сказали ей:

Все это создали боги.

Девица спросила:

Какие боги?

Служанки отвечали ей:

Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце - золотые, серебряные и деревянные - и которым поклоняется, - они создали все то, что перед твоими очами.

Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою:

Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных - каменосечец, деревянных - резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками?

Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе:

Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу - украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца, и сбылись на ней слова Давида: «Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142:5). В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения, ибо никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных служанок, потому что отец ее Диоскор окружил ее бдительною стражею. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, как одинокая птица на кровле , размышляя о небесном, а не о земном, ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов и драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и она пленена была любовью к Нему.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора руки ее. Взойдя на башню к Варваре, Диоскор стал говорить ей о браке и, указывая ей различных хороших женихов, спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Слыша от отца такие слова, целомудренная девица покраснела лицом, стыдясь не только слушать, но и подумать о браке. Она всячески отказывалась от него, не склоняясь на желание отца, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и потерять бесценный бисер девства. На неотступные увещания отца подчиниться его воле, она много ему возражала и наконец объявила:

Если, отец мой, ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, то больше уже не будешь называться отцом, ибо я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища.

Слыша это, Диоскор пришел в ужас и вышел от нее, не смея больше принуждать ее к браку. Он полагал, что лучше будет обручить ее по доброй воле, а не насильно, и надеялся, что придет время, когда она сама одумается и пожелает выйти замуж. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Отправляясь в путь, Диоскор приказал строить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделать два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал, чтобы они не препятствовали ей свободно сходить с башни, куда захочет, и делать все, что ей будет угодно. Диоскор думал, что дочь его, беседуя со многими людьми и видя, что многие из девиц обручены и вступили в брак, и сама пожелает выйти замуж.

Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь свободою выходить из дома и беспрепятственно беседовать с кем хочет, подружилась с некоторыми христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом о Имени том и старалась точнее узнать от них о Нем. Новые ее подруги поведали ей все о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блаженстве верующих христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти в Илиополь под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив ее, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство.

Тем временем производилась, согласно приказанию Диоскора, постройка бани. Однажды святая Варвара сошла с своей башни посмотреть на постройку, и увидев в бане два окна, спросила рабочих.

Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее.

Работники отвечали:

Так велел нам отец твой, чтобы мы устроили на юг два окна.

Но Варвара настоятельно требовала, чтобы они устроили три окна (во образ Святой Троицы). И когда они не хотели этого сделать, боясь ее отца, она сказала им:

Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечаю за вас, а вы сделайте то, что я вам приказываю.

Тогда рабочие, по ее желанию, сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта обложена была тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечатлелось на камне, как бы выбито было железом. Кроме того, у той же бани, также на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой .

Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря:

Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи!

Сказав это, она взошла на свою башню. Там она, по обычаю, предалась молитве и посту, всем умом своим углубляясь в богомыслие.

Между тем отец ее возвратился из путешествия. Осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроенной бане и, увидев в стене ее три окна, начал с гневом бранить слуг и рабочих, зачем они ослушались его приказания и сделали не два, а три окна. Те отвечали:

Не наша была на то воля, но - твоей дочери Варвары, она нам приказала устроить три окна, хотя мы того не желали.

Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее:

Зачем ты велела устроить в бане третье окно? - Она отвечала:

Три лучше, чем два, ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствие, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне , чтобы они освещали баню, а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, ибо у неприступного, неизреченного, незаходимого и немерцающего Света Троичного, Три Окна , Коими просвещается всякий человек, приходящий в мир.

Отец пришел в смущение от новых, по истине дивных, но для него непонятных, слов дочери. Приведя ее к тому месту купальни, где быль изображен на камне перстом святой Варвары крест, которого он еще не рассмотрел, Диоскор стал спрашивать ее:

Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека?

Святая отвечала:

Выслушай внимательно, отец мой, и пойми, что я говорю: Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Троице Бога, живущего во свете неприступном, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устроить в бане три окна, чтобы одно из них изображало Отца, другое Сына, третье - Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли Имя Святой Троицы.

Затем указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала:

Я также изобразила и знамение Сына Божия: по благоволению Отца и содействием Святого Духа, для спасения людей, воплотился Он от Пречистой Девы и волею пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Начертала я здесь знамение креста для того, чтобы сила крестная отгоняла отсюда всю силу бесовскую.

Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестокосердому своему отцу о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, - чем привела его в страшную ярость.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, как волк за овцою. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей каменная гора. Святая не знала, куда убежать от руки и меча отца, или лучше сказать - мучителя своего; она имела одно только прибежище - Бога, у которого и просила помощи и защиты, возведя к Нему душевные и телесные очи. Всевышний скоро услышал рабу Свою и предварил ее Своею помощью, повелев каменной горе рассесться перед нею надвое, как некогда перед первомученицей Феклой, когда она бежала от развратников . Святая дева Варвара скрылась в образовавшуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в одной пещере. Жестокий и упорный Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивился. Недоумевая, каким образом она скрылась из глаз его, он искал ее старательно долгое время. Обходя гору и разыскивая Варвару, увидал он на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Пастухи эти видели, как святая Варвара поднялась на гору и скрылась в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей дочери его. Один из пастухов, человек сострадательный, видя, что Диоскор исполнен гнева, не захотел выдать неповинную девицу и сказал:

Я не видал ее.

Но другой, молча, указал рукою на то место, где святая скрывалась. Диоскор устремился туда, а пастуха, который выдал святую, постигла на том же месте казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его - в саранчу.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее, бросив ее на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу, и морил заключенную голодом и жаждою. После того, Диоскор отправился к правителю той страны Мартиану и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого.

Диоскор просил правителя, чтобы тот, угрозою различных мучений, склонил ее к вере отца. Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю и отдал в его руки, говоря:

Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле.

Увидев перед собою девицу, правитель удивился необычайной ее красоте и стал говорить с ней кротко и ласково, восхваляя красоту и благородство ее. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрою речью тщету языческих богов, исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа и отрекалась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Правитель все еще продолжал убеждать ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Наконец, он сказал ей:

Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить.

Святая Варвара отвечала:

Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги - ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами - дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.

Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение - стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, - было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне - Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.

После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22–23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем!

Внимая словесам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом и, как река во время разлива, была преисполнена любовью к Нему, Утешив возлюбленную невесту Свою Варвару и усладив ее Своею любовью, Сладчайший Иисус исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле. После того Он стал невидим, оставив ее в неизреченной духовной радости. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любовью к Богу, славословя Его сердцем и устами и воздавая благодарение Господу за то, что Он не презрел, но посетил рабу Свою, страждущую ради Имени Его.

Жила в том городе некая жена, по имени Иулиания, верующая во Христа и богобоязненная. С той поры, как святая Варвара была схвачена мучителями, Иулиания следила за нею издалека и смотрела на ее страдания, а когда святая была брошена в темницу, приникла к окну темницы, удивляясь тому, что такая юная дева, в самом расцвете юности и красоты, презрела отца своего, весь род, богатство и все блага и утехи мира, и не пощадила своей жизни, но с усердием положила ее за Христа. Видя же, что Христос исцелил святую Варвару от ран, она пожелала и сама пострадать за Него, и стала приготовляться к такому подвигу, молясь Подвигоположнику Иисусу Христу, чтобы Он послал ей терпение в страданиях. С наступлением дня, святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд для нового истязания; Иулиания издали следовала за нею. Когда святая Варвара стала перед правителем, он и бывшие с ним с изумлением увидели, что дева совершенно здорова, светла лицом и прекрасна еще больше, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов понесенных ею ран. При виде этого, правитель сказал:

Видишь ли, девица, как заботятся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершенно тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние - поклонись им и принеси жертвы.

Святая отвечала:

Что ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчувственны. Они не могут даровать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим - слух, ни хромым - способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых: как же могли они исцелить меня, и за что им поклоняться? Исцелил меня Иисус Христос, Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву. Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того.

Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она - христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя сие и испытывая сама мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась:

Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41; Мк. 14:38).

Так молилась святая, и небесная помощь к мужественному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!» (Пс. 50:13–14).

После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу:

Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий , Ты - Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя!

Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:

Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных , услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы - плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих.

Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горные селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» (Мф. 10:21; Мк. 13:12). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг . Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел.

В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:

В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.