Простое и сложное предложения. Союзы. Синтаксический разбор предложения

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах . Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.

Но, возможно, вам хватит этой статьи.

Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Пример.


Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Вертикальная схема предложения


На вертикальной схеме все предложения изображаются пронумерованными прямоугольниками (иногда преподаватели требуют изображать придаточные кружками, а главные - прямоугольниками), фигуры распределяются по уровням подчинения. Связи предложений обозначаются прямыми линиями. Главные предложения, независимо от их местонахождения в тексте, изображаются на первом уровне и связываются линиями. Однородные предложения обводят в овал. На таких схемах не показывают разрывы конструкций, не расставляют знаки препинания. Вертикальная схема наглядно показывает отношения между простыми предложениями в сложном.
Вот вертикальная схема сложного предложения из предыдущего примера.


Инструкция по составлению схемы сложного предложения

  1. Обведите в овал или пометьте маркером все подчинительные союзы и союзные слова.Слова эти придётся выучить. Иначе вы не сможете разбирать сложные предложения.
  2. Подчеркните основы предложений (подлежащие одной чертой, сказуемые двумя чертами).
  3. Пронумеруйте предложения, как показано на рисунках.
  4. Постройте горизонтальную схему.
  5. Постройте вертикальную схему.
  6. Посчитайте количество предложений на схемах и в предложениях. Важно, чтоб оно совпало. Иногда ученики сбиваются при нумерации, в этот момент ошибка должна обнаружиться.

Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.

Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.

Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции

Если предложение разрывается другим предложением, рисуем как на математике (скобки в скобках). Иногда только скобками невозможно показать структуру предложения, в этих случаях ставят точки, показывающие часть конструкции. Посмотрите на рисунок. На нём показана схема сложного предложения с разрывом конструкции.


Как показать на схеме однородные предложения


Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал . Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например. На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами. Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.


Как на схеме предложения показать прямую речь


Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного. Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям. На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью .

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения


Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий