Нод: «Звуки «з-зь» занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи. X. Развитие навыка анализа и синтеза предложений

Программное содержание: закреплять правильное произношение звуков [з] , [з,] в речи, продолжать учить определять позицию этих звуков в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуками [з] , [з,] (заяц, замок, забор, зуб, зима, зебра, зяблик, зонт, коза, мозаика, обезьяна, газеты) , буква З, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, символические ромашки для чтения.

I. Организационный момент.

1) Повторение изученного ранее материала.

Первыми сядут те дети, которые назовут слова, в которых есть звук н, а затем те, которые назовут слова со звуком нь.

Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем твердый звук отличается от мягкого, и дать характеристику звукам н и нь.

II. Основной этап.

Сообщение темы.

1. Изучение нового материала.

Логопед показывает две картинки с изображением Зайца и Зебры, и предлагает определить первые звуки в этих словах.

2. Работа со звуками.

Произнесение звуков З, Зь. Наблюдение за артикуляцией с подключением

акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика

артикуляции звуков З, Зь:

  • губы в улыбке;
  • зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя;
  • голосовые связки работают.

Дети произносят эти звуки сначала тихо, затем громко.

Дети дают характеристику звукам З, Зь:

З – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом;

Зь – согласный, мягкий, звонкий; обозначаем зеленым цветом.

Логопед. Как вы определили, что звуки З, Зь – согласные? (Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду – зубы и язычок) .

Как вы определили, что звуки З, Зь – звонкие? (Во время произнесения звуков З, Зь прикладываем руку к горлышку – оно дрожит.)

Что общего? (Звуки З и Зь – согласные и звонкие.)

Чем отличаются эти звуки? (Звук З – твердый, звук Зь – мягкий.)

3. Развитие фонематического слуха:

Дифференциация звуков по твердости-мягкости.

Логопед предлагает взять в правую руку синий звуковой сигнал, а в левую –

зеленый. Логопед произносит звуки, слоги, слова со звуками З, Зь. Дети на

каждый слог поднимают соответствующий сигнальный квадрат. (Сигнал

синего цвета на звук З, сигнал зеленого цвета на звук Зь)

З, М, О, П, ЗЬ, ЗЬ, З, Ы, Й, Л, ЛЬ, З, З, ЗЬ, ЗЬ…

АЗ, УЗ, АЗЬ, МА, ЗИ, МЫ, ВА, ТО, УЗЬ, ЗЫ, ЗЯ, АВЬ, ТУ, ЗЮ, ЗО, ЗА, ЗЕ...

Зебра, зонт, козел, мама, машина, Зоя, злаки, зима, забор…

4. Звуки в слогах.

Игра «Запомни и повтори» :

Дети слушают и произносят слоги.

Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

5. Звуки в словах. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить,

какой звук есть в каждом из этих слов з, или зь и указать позицию звука в

слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей

озвучивает, что получилось.

6. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка. - (шагаем на месте)

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, - (движения руками: в стороны, вверх, в стороны,

Раз и два, раз и два!

7. Звуки [з] , [з,] во фразе.

Повтори скороговорки:

За-за-за - вот белая коза.

Зу-су-зу – я пасу козу.

За-за-за – на лугу коза.

За-за-за – здесь пасётся коза.

За-за-за - ест сочную траву коза.

Зы-зы-зы – будет молоко у белой козы.

Дети вслед за логопедом повторяют чистоговорки.

8. Развитие связной речи.

Логопед предлагает детям придумать свою чистоговорку со звуками з, зь.

9. Обучение грамоте:

а) Знакомство с графическим изображением звуков [з] , [з,] . Логопед

показывает детям букву з и предлагает подумать, на что похожа буква З, а

затем написать эту букву в тетрадях по образцу. Дети выполняют задание.

б) Работа с кассами. Выкладывание слогов за, уз, аз.

Логопед предлагает детям прибавить такую букву к слогу аз (в начало,

середину, или конец), чтобы получилось слово таз.

в) Звуко-буквенный анализ слова ТАЗ. (состоит из трех звуков, одного

слога, дают характеристику каждому звуку).

г) Чтение слогов по ромашке.

10. Итог НОД.

  1. Какие звуки мы сегодня с вами вспоминали? Дают их характеристику.
  2. С какой буквой мы сегодня познакомились?
  3. Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

Формирование правильного звукопроизношения у дошкольников

Цель: дифференциация звуков З-Зь.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки З-Зь в своей речи,употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Известно, что дидактическая игра – это эффективное средство логопедической работы с детьми. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Кто поет?

Сейчас большой и маленький комары будут петь поочередно свои песни, а ты попробуй определить, кто поет: большой или маленький. Если поет большой комар - хлопни в ладоши, а если маленький - топни ножкой.

За, зо, зя, зу, зё, зю, зы, зи, зо, аза, озё, узю, узу и т. д.

"Угадай-ка"
Задание направленно на дифференциацию звуков З и Зь на слух.
Слушай внимательно и угадай!
Если звук твердый,
Руку вверх поднимай!
А если звук мягкий,
То вниз опускай!

Забор, заяц, зима, зубы, зебра, зеленый, мазать, розы, козел, зеркало, коза, завод, газета, ваза, береза, резина, возят, Лиза, бензин, друзья, нельзя.

"Доскажи предложение"
Данная игра формирует у ребенка не только правильное звукопроизношение, но и развивает лексико-грамматический строй языка.

Сегодня мороз. Сегодня день... (морозный).
- Осенью мы надеваем осеннюю одежду. А зимой... (зимнюю).
- Осенью листья на деревьях желтые. А летом... (зеленые).
- Зимой на окнах от мороза появляются... (узоры).
- Когда идет дождь, мы берем с собой... (зонтик).
- Чтобы пойти в лес за грибами, надо взять с собой... (корзину).
- Летом можно купаться в море, в реке, в... (озере).

Пальчиковая игра "Подарки"
Дед Мороз на Новый год
(хлопаем в ладоши)
Всем подарочки принес!
Все с подарками друзья!
Рад за них сегодня я!
Зебра - у Зины,
В ритме каждой строчки большой палец соединяем с указательным, средним, безымянным, мизинчиком.
Зайка - у Зарины,
У Захара - грузовик,
А у Зои - Мурзик!
Все с подарками друзья!
Рад за них сегодня я!

Игра "Путаница"
Эта игра используется на этапе дифференциации звуков З-Зь в предложениях. Взрослый сажает игрушку Петрушку (или любую другую) и говорит, что он пришел развеселить детей. Он сейчас будет говорить очень смешные неправильные предложения, которые надо исправить.
- Зеленая травка ест козу.
- Газета читает тетю Зою.
- Зебра ходила в зоопарк смотреть Лизу.
- Зеркало смотрит в Зарину.
- Корзина с земляникой несет Лизу.
- Зефир любит есть Захара.

Цель: обучение различению звуков [з]- [зь] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, правильному обозначению их на письме.

Задачи:

Дидактические:

  1. Учить различать звуки з-зь, оппозиционные по твёрдости – мягкости.
  2. Учить соотнесению звуков з–зь с буквами Зз, познакомить с нормами артикуляции з–зь.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематическое восприятие на основе упражнений в выделении звуков з-зь;
  2. Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза; предупреждать ошибки, связанные с зеркальным написанием букв.
  3. Обогащать словарный запас слов со звуками з, зь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение сотрудничать, соблюдать правила работы в паре.
  2. Воспитывать умение сопереживать, помогать другим.

Оборудование: Звуковые сигналы, кассы, зеркала, бобы и кусочки ткани на каждого ребёнка, презентация , заглавная и прописная буквы Зз на каждого.

Ход занятия

Орг. момент:

психологический настрой – пожелание успеха:

Соединяют пальчики:

Желаю успеха большого всегда и везде, удачи тебе на занятии!

I. Правило занятий:

На занятии наши глазки смотрят и всё видят,
Ушки слушают и всё слышат,
Голова хорошо думает.

– Кто готов заниматься по правилу?

Пользуясь нашим правилом, назовите предметы и выделите из названий 2 звук и сложите слово(СЛАЙД 2)

  • Школа – к
  • Роза – о
  • Змея -м
  • Шар – а
  • Крокодил – р

– какое слово получилось? Как назовём его ласково? (комарик) (СЛАЙД 3 – комар)

«Вдруг откуда-то летит наш герой – комарик.
И в руках его горит маленький фонарик.»

А какую песенку он поёт? З-З-З-З…(хором)

Он прилетел не один (СЛАЙД 4)

«Вылетает из бельишка и малыш наш, комаришка.»

Он поёт нежную песенку: ЗЬ – ЗЬ –Зь…(хором)

– Какой звук услышали в песне комара? Комаришки?

Сформулируйте тему занятия, определите цели…

II. Сравним звуки з, зь по артикуляции.

Зеркала – з. Что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (СЛАЙД 5 – графическое обозначение З)

Зь – что делают губы, где находится язык? Какая воздушная струя? (губы, язык больше напряжены) (СЛАЙД 6 – графическое обозначение ЗЬ)

Характеристика – отличие [з] –[зь]. Обозначьте сигналами.

Какой буквой обозначим? Куда смотрит? На что похожа З? (СЛАЙД 7) «Внимательно ты посмотри, ну, совсем как цифра 3. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя».

Изобразим руками (СЛАЙД 8)

«Четыре пальца полукругом
Ровно встали друг за другом.
Большие прямо мы оставим
И влево вместе их направим…»

III. Пропедевтика зеркального написания буквы З.

Карточка:

Подчеркните буквы З, а Е зачеркните:

З З Е Е з е З З Е З е З Е З Е З (СЛАЙД 9 – ПРОВЕРКА - 9 букв)

IV. Дифференциация твёрдых – мягких согласных. Чтение.

Вспомним, с какими гласными дружит З, прочтите слоги комара.

С какими гласными дружит комаришка? А как ещё можно обозначить мягкость З на письме?

З аоуыэ
З яёюие ь

V. Развитие фонематического восприятия.

Телефонный звонок.

«Д. Я слушаю. Постараемся помочь.»

«Дети, звонила девочка Лиза. Она тоже собиралась на занятие, но пока собиралась, её любимый кот Мурзик (СЛАЙД 11 – КОТ) попал в страну Зазеркалье. Как вы считаете, надо помочь Лизе – выручить Мурзика?

А комар и комаришка расскажут. как нам попасть в эту страну. Для этого надо выполнить задание. Готовы?

Покажите боб. Если услышите звук комара – з, ткань – если услышите звук комаришки – зь.

За, зе, зё, зи, зю,зы,
Зима, зубы, композитор, зяблик.
Закрыли глаза: возьми, пролезли, зеркало.
Открыли, язык прикусан: зазеленел, зазвонил, заморозил.

Итоги: апплодисменты – если выполнили правильно.

VI. Развитие внимания, памяти:

Молодцы! С заданием справились, быстрее бежим в страну Зазеркалье.

Стоя – бегут. Сели, глаза закрыли. На столах меняю тетради, пеналы.

Мы в Зазеркалье. Что изменилось?

Поможем Лизе – выручим Мурзика, выполнив задания.

Покажем рукописные буквы комара и комаришки. (СЛАЙД 12 – БУКВЫ Зз – прописываем в воздухе под счёт)

Открыли тетради. Запишите букву З, если в названии услышите нужный звук. Подчеркните з –синим, если твёрдо. Зелёным – если мягко.

Как пишем названия городов, а если з - в середине слова?

Загорск, Белозерск, Череповец, Зубцов, Ижевск, Рязань, Сокол, Грозный, Златоуст, Емецк, Фрунзе, Вильнюс, Пенза.

Проверка – (чтение, объяснение написания) Какие города запомнили?

VII. Справились с заданием, комар и комаришка говорят, чтоб дальше помогать Лизе и Мурзику, выполним зарядку:

Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Приседать, вставать, прыгать и скакать.

Зарядка для глаз – (СЛАЙД 13)

VIII. Чтоб помочь Лизе и Мурзику, надо поработать в паре.

Ознакомьте наших героев с правилами работы в паре. (СЛАЙД 14)

Карточка, (СЛАЙД 15) А что надо сделать?

  • Зу ма
  • ба зон
  • зи бы
  • за зар
  • га мок

Проверка – читают слова, называют, где твёрдо, где мягко.

Дети, а что такое газон?(Словарь – площадка в саду, в парке, засеянная травой, обычно коротко подстриженная)

(СЛАЙД 16 – ГАЗОН)

Развитие мелкой моторики:

1, 2, 3, 4, 5 – вышел дождик погулять.
Шёл неспешно, по привычке.
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
– По газону не ходить!
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»
И ушёл, газон засох.

Почему нельзя ходить по газону?

IX. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.

Ребята, к нам кто-то мчится.

«Мчится, что есть духу. Хвост короче уха. Живо угадай-ка. Это….»

(СЛАЙД 17 –ЗАЙКА)

Уж зайка-то знает, где Мурзик, но не скажет, пока не поработаем по цифровому ряду.

Место буквы З (заглавная, прописная), дифференциация звуков – з, зь.

Зоя, Лиза, хозяйка, Тереза, Зина.

Итоги выполнения – апплодисменты.

Какое слово лишнее? Кто такая хозяйка? (СХЕМА СЛОВА)

X. Развитие навыка анализа и синтеза предложений.

Зайка – большой зазнайка, он говорит, что, если выполните последнее задание, то он скажет, где Мурзик.

Возьмите карточки, скреплённые скрепкой. Что надо сделать? Работа в паре.

У …ои бу…ина в кор…ине. (вставляют буквы, составляют предложение) В каких словах услышали [з], а где [зь]?

Проверка – (СЛАЙД18 - какое слово записали с заглавной З, почему?) Итоги выполнения.

А что такое бузина? (СЛАЙД 18 - ввод)

Расскажем, как скороговорку.

Появился Мурзик (СЛАЙД 19).

Возвращаемся из Зазеркалья – стоя, бегом. Возвращаем всё на столах на своё место.

XI. Итоги.

Дети, Лиза говорит вам спасибо за то, что освободили Мурзика и дарит вам подарок - портрет Мурзика, но в подписи пропущена буква з: Мур…ик – вставьте.

– Какие звуки помогли спасти Мурзика?

Какой любимый звук Лизы? Мурзика?

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».

Уточнить правильную артикуляцию звука «з».

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «Зз», закрепить графическое изображение букв.

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»

Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.

Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».

Задачи:

Уточнить правильную артикуляцию звука «з».

Учить выделять звук «з» из слов, давать его характеристику.

Учить соотносить звуки с цветным обозначением.

Упражнять в дифференциации согласных звуков (твёрдый – мягкий) .

Закрепить умение определять место звука «з» в словах, воспроизводить слоговые ряды.

Совершенствовать навыки звукового анализа слов из 4-х звуков

Совершенствовать навыки фонематического синтеза.

Познакомить с буквой «Зз», закрепить графическое изображение букв.

Развивать мелкую моторику.

Стимулировать речевую активность.

Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к занятиям.

Предварительная работа: просмотр мультфильма: «Маша и медведь»,

разучивание физминутки.

Оборудование: картинки с изображением предметов со звуками (з (зь) ;на что похожа буква «Зз», звуковые пеналы, дорожки, схемы слов, игрушка Зайка и кукла Зина, конверт с заданиями, магнитофон, мольберт.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Психогимнастика. Логопед просит детей: «Сейчас давайте закроем глаза, подумаем о том, как хорошо, что мы вместе, мы добры, приветливы, ласковы, здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через нос все оби-ды, злобу и огорчения. (3 раза)

А сейчас мы пожелаем друг другу счастливого пути и отправимся в путе - шествие в волшебный лес (звучит спокойная, красивая мелодия) .

Логопед: Смотрите ребята, новогодние праздники только наступят, а нам уже прислали в волшебном сундучке подарки (открывается сундук, подарков нет, лежит письмо от Вьюги). Чтение письма: «Праздники наступят, когда вы выполните мои задания».

2. Постановка цели занятия.

Сегодня мы отправимся в путешествие, выручим подарки и познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Будьте внимательны! Давайте вспомним, для чего нужны звуки и буквы? (звуки мы слышим, а буквы читаем и пишем)

Ребята, для того чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно отгадать загадки.

Кто, угадай-ка седая хозяйка?

Тряхнёт перинки- над миром пушинки. (Зима)

Что за зверь лесной- встал как столбик под сосной.

И стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

Героиня какой сказки поехала на бал в хрустальных

башмачках. (Золушка)

Кто на праздник к нам зимой

Прийдет с подарками и с длинной бородой. (Дед Мороз)

Логопед: Какие звуки вы услышали в ответах загадок? (звуки З, ЗЬ)

3. Знакомство с новыми звуками. Уточнение правильной артикуляции звуков З, ЗЬ, их характеристика и обозначение. (дети садятся за столы)

Произнесите ещё раз звук (з-з-з). Это упражнение называется «комарик».

Возьмите в руки зеркала и проверьте, правильно ли вы произносите звук (з) :

губки свободны; зубки сближены, но не соприкасаются; кончик язычка спрятан за нижние зубки; посередине язычка идёт тёплая воздушная струя, горлышко «разговаривает»; произносим «з-з-з»- звенит комарик. Если есть преграды – это согласный звук. Если горлышко «разговаривает» - это звонкий звук.

Дайте характеристику звука «З» - (согласный, твёрдый, звонкий) .

Он обозначается квадратиком синего цвета (или одной чёрточкой, дети находят в пеналах) .

Дайте характеристику звука «ЗЬ» - (согласный, мягкий, звонкий) .

Он обозначается квадратиком зелёного цвета (или двумя чёрточками, дети находят в пеналах) .

Дети присаживаются на коврик, на котором разложены предметные картинки и находят картинки, в названиях которых есть звуки «З, ЗЬ». Дети называют выбранную картинку и определяют как звучит звук – твёрдо или мягко.

*Повторение слоговых рядов за логопедом:

За-за-за - идёт коза; Зи-зи-зи - зайка кору грызи; Зу-зу-зу – боюсь грозу.

Дети ставят свои картинки на фланелеграф и садятся за столы. 4. Дифференциация звуков (твёрдый - мягкий, соотнесение с цветовым обозначением.

Логопед: «Ребята, к нам в гости пришли игрушка Зайка и кукла Зина. Давайте подарим картинки, в названиях которых звук «З»(твёрдый) -Зайке, в названиях которых звук «ЗЬ»(мягкий) -Зине и на звуковой дорожке обозначим их фишками (синий, зелёный; одной или двумя чёрточками) .

5. Определение позиции звуков «З, ЗЬ». На фланелеграфе и на столах у каждого ребёнка схемы слов. Дети по очереди определяют позицию звуков «З, ЗЬ» (в начале, в середине, в конце слов) .

6. Физкультминутка.

Дети, вы хотите сходить в гости к Деду Морозу? А вот и он (выставляется в се- редине коврика игрушечный Дед Мороз) .

Разыграйтесь метели, гнитесь ниже сосны, ели,

Всё что есть в моём лесу, всё засыплю, занесу. Дети отвечают:

Не боимся мы пороши, любим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам, хватит снега вам и нам.

Мы теперь метатели, бьём по неприятелю!

Размахнись рукой – бросок! Прямо в цель летит снежок!

7. Слого-звуковой анализ слова «коза» (работа за столами; выполнение звукового анализа на звуковых дорожках, называние первого, второго, третьего, четвёртого звуков, определение количества слогов и правильного ударения, анализ выполнения заданий) .

8. Знакомство с буквой «З». Дети выходят на коврик, садятся в кружок)

(Демонстрация большой и маленькой букв, из каких элементов состоят – из двух полуколец, соединённых между собой или двух неполных кругов; рассматривание картинок – на что похожа буква «З»- на цифру 3, на облачко, на рога козы, барана, на ухо, на лепестки цветов) .Графическое начертание букв на своей ладошке, на подносе с рассыпанной манной крупой, выложить из природного материала… Показать гостям) .

9. Итог занятия.

Ребята, припомните все задания, которые вы выполняли? С каким звуком мы сегодня знакомились? Дайте его характеристику.

Дифференцированная оценка логопедом деятельности детей на занятии.

Вы ребята, молодцы!


Конспект образовательной деятельности в старшей логопедической группе.

Учитель-логопед Шамова Т.В.

Тема: «Звуки «З», «Зь».

Цель: создание условий для знакомства детей со звуками «З», «Зь».

Задачи:

коррекционно-образовательная:

    Познакомить со звуками «З», «Зь»;

    Учить четкому произношению звуков;

    активизировать словарь по теме "Зима";

    закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; подбирать слова - признаки и действия к словам;

    подбирать слова к слоговой схеме;

    обучить детей приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

коррекционно-развивающие:

    развивать умение плавно и длительно выдыхать;

    Развивать общую и мелкую моторику;

    Развивать подвижность артикуляционного аппарата

коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать интерес к укреплению физического здоровья;

    воспитывать познавательный интерес;

    воспитывать эстетическое отношение к цвету.

Оборудование: пейзаж "Зимний лес", слоговая схема из двух частей, индивидуальные пособия для воздушной струи "Снежинка", индивидуальные «колючие коврики, зеркала, индивидуальные наборы разноцветных камешков.

Ход.

    Орг. момент.

    Самомассаж.

Подготовим глазки (поглаживание пальцами век),

Подготовим ушки (поглажиавние ушных раковин),

Подготовим ручки (поглаживание ладоней),

Подготовим ножки (топание).

    Загадка .

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима) (картинка).

3) Дыхательные упражнения.

Давайте вдохнём свежий морозный воздух. (Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.)

Посмотрите, снег пошел. Какие красивые снежинки! Поймайте по одной снежинке.

Давайте сдуем снежинку с ладоней. Что получится? (снегопад).

(Вдох через нос, плавный длительный выдох через рот.)

2. Сообщение темы занятия.

Как вы думаете, какой звук больше всего нравится зиме? (звуки «З», «Зь»). Сегодня мы поговорим об этом замечательном времени года и изучим звуки «З», «Зь».

3. Работа по теме.

1. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных .

Скажите ласковые слова о Зиме. (Зимушка, зимка, зимонька.)

2 . Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно произнести звуки «З», «Зь», нам нужно подготовить наш язычок. Сделаем упражнение для губ.

«Хоботок»

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю.

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны.

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

«Лягушки »( когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем).

Свои губы, прямо к ушкам,

растяну я, как лягушка

потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

« Орешек» .

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются….

Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно).

С языком случилось что-то: он толкает зубы!

Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!

Он на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

«Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю – напряженье не люблю!

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

3. Артикуляция звука «З».

Язычок широкий ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко «З-З-З» произнесем.

4. Согласование прилагательных с существительными .

Давайте погуляем по зимнему лесу. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.)

Какие сапоги? (Зимние сапоги.)

Какую шапку? (Зимнюю шапку).

В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.)

¾Посмотрим на лес. Какого он цвета?

Нравится ли вам этот цвет?

Что вы чувствуете?

Каким вам кажется белый цвет?

Теплым или холодным?

Радостным или грустным?

Активным или спокойным?

Грубым или нежным?

Праздничным или повседневным?

¾Молодцы, вы очень хорошо ощутили этот цвет. Белый - цвет чистоты, удачи, добра и света. Белый очищает, помогает преодолеть трудности, снять напряжение, расслабиться.
Он словно очищает дорогу тем, кто любит создавать что-то новое. Погрузившись сегодня в белый цвет, мы станем чуть-чуть добрее, красивее, сильнее и чище.

5. Развитие фонематического восприятия.

Ловите снежинки, если услышите звуки»З», «Зь»:

Среди звуков (с, з, а, в, с, з, з, с, ш, ж, з);

Среди слогов (са, за, ос, шо, зы, аз, су, уз);

Среди слов (санки, зима, Зина, шуба, коза, стул, зонтик).

6. Аурикулотерапия .

Чтобы не замерзнуть в лесу, нужно разогреться. Потрём руками ушную раковину. Нажнём пальцами на "волшебные" точки.

7. Су Джок- терапия.

Согреем наши руки при помощи "волшебных" мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу,

Сверху – левой, снизу – правой.

8. Физминутка «Хлопья белые»

Хлопья белые летят. (Лёгкий бег на месте.)
Холоднее стало, (Приседания.)
Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала. (Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Ты не испугала.

9. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше
Убедитесь вы сейчас.

9. Позиция звуков «З», «Зь» в словах.

А теперь давайте найдем звуки в словах, где они спрятались: в начале, середине или конце слов (картинки).

Зоя, коза, воз, ваза, зима, звезда.

10. Подбор слов к слоговой схеме.

Слова: зима, пурга, метель, буран, мороз, вьюга.

11.А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

4. Итог занятия.

О каком времени года сегодня разговаривали?

Какие звуки изучили?

Что вам больше всего понравилось?

Какие упражнения вам понравились?