Какие буквы проверяемые безударные гласные. Слова с безударными гласными. Безударные гласные. Непроверяемая безударная гласная

Русский язык, как известно, один из богатейших в мире. Лексическая структура настолько разнообразна, что кроме общепринятых правил существуют дополнительные положения, исключения и прочие инструменты, способствующие графическому изображению устной речи. Орфография объединяет правила о том, как корректно писать слова и значимые их части. В дисциплине содержатся сведения о дефисных и раздельных начертаниях, употреблении и способах переноса. Всю эту систему называют еще правописанием. Существует три принципа построения конструктивных элементов речи: морфологический, фонетический и семантический. В статье рассмотрим некоторые основные правила, которые содержит язык (русский).

Безударная гласная: общие сведения

Пользуясь графикой, правописание формирует начертание слов в одном правильном образе и грамматической форме. Благодаря данной системе конструкции имеют один-единственный графический образ. Он обычно обладает определенным значением, не связанным со звуковой стороной элемента речи. Все безударные гласные в корне можно разделить на несколько групп. Для каждой из них существуют свои правила. В статье рассмотрим, что собой представляют слова с безударными гласными.

Распространенные случаи

Начнем изучать безударные гласные, проверяемые ударением. Разберем для начала термин. Проверяемые безударные гласные представляют собой элементы, которые вызывают определенные сомнения при написании в ряде случаев. Для устранения этих сложностей существуют слова, в которых сомнительные звуки находятся в сильной позиции. Благодаря этому пишущий видит, как нужно правильно написать безударные гласные в корне. Например: вода (водный) или жара (жар), лиса (лисы). В этих присутствуют проверяемые безударные гласные.

Словарные конструкции

Выше была описана безударная гласная корня, проверяемая ударением. Рассмотрим случаи, когда в речи нет конструкции, в которой было бы ясно, как следует писать букву в "слабой" позиции. То есть присутствует непроверяемая безударная гласная. Такие элементы в достаточном количестве содержатся в справочной литературе. Их нужно запомнить. Это, например, какие слова? Безударные гласные есть и в заимствованных, и в исконно русских конструкциях: винегрет, утилитарный, палисадник, привилегия. В этот же список можно включить слова антагонизм, бифштекс, канонада, инициатива, макака. Сюда же относятся слова бриолин, демагог, кобура, бадминтон, дирижабль, кабала, криминология, панорама, оптимизм, панегирик. Также в списке имеются достаточно известные понятия: смятение, наваждение, вестибюль, волынка, деликатес, иждивение, макулатура, оказия. Непроверяемая безударная гласная присутствует в таких элементах, как: пластилин, диапазон, конфорка, обаяние, кощей, туннель, абориген, эсперанто. И это далеко не весь список. В начале изучения этих конструкций пишущие часто обращаются к справочной литературе.

Соединительные буквы

В речи применяются разные слова с безударными гласными. В некоторых конструкциях буквы выполняют соединительную функцию. Такая необходимость возникает в случаях образования сложных конструкций. Как правило, такие структуры состоят из двух Соединительную функцию выполняют определенные буквы. В этих случаях несложно запомнить, какие безударные гласные присутствуют в конструкциях.

Так, при сращении частей интернационального характера применяются "е" и "о". Соединительная гласная используется в письме после парных и одновременно В этом случае используют "о". После парных и одновременно мягких, а также шипящих "ц" и "ж" используется "е". Примеры слов, где встречаются такие буквы: мировоззрение, сторублёвый, мышеловка, сенокос, грязеводолечебница, овцеводство, древнерусский, тысячелетний, москворецкий, девяностолетний, диктофон. В этот же список можно включить: работодатель, одноразовый, пылесос, свежеокрашенный, мореплаватель. К рассматриваемой категории относят: общедоступный, звукорежиссёр, маслосыроваренный, чаепитие. Среди таких конструкций также присутствуют: коневодство и конокрад, кровеносный и кровоподтёк, песнетворчество и песнопение, дальнеприцельный и дальнозоркий и другие.

Буквы "о", "а", "я", "и", "ы"

Рассмотрим другие с безударными гласными. Букву "о" принято писать после "е" или "и" в конструкциях, которые имеют первую часть с основами на -ей, -ия и -ея. Например: бактерия (бактерионоситель), религия (религиоведение), химия (химиотерапия), трахея (трахеобронхит), история (историография), музей (музеология, но исключение: музееведение). В ряде случаев предусмотрено вместо "е" и "о" использовать буквы, совпадающие с падежными окончаниями речевых элементов, основные части которых присутствуют в сложных сочетаниях. Применяются:

1. "Я" - в словах, которые имеют первую половину:

  • "себя" (к примеру, себялюбивый; но есть слова-исключения: себестоимость);
  • "время" (пример: времяпрепровождение, времяисчисление);
  • "имя": (имяславие);
  • "семя" (семязачаток; но исключения: семенохранилище, именослов, семеноводство).

2. "А" - в таких речевых элементах, как "сумасшедший" и "умалишенный", а также в конструкциях, которые в первых частях имеют:

  • "сорока-" (сорокасвечовый, сорокалетие, сорокачасовый; но: сорокоуст, сороконожка);
  • "полутора-" (полуторагодовалый, полуторатонный, полуторасталетний).

"И" и "ы"

Буква "и" употребляется в словах, которые имеют в первых половинах некоторые числительные. Примеры: семимесячный, десятилетка, шестидесятилетие, тридцатитомный, триединый, трилистник, триипостасный, триединство (но: треножник, треугольный). К этому же списку относят такие конструкции, как: вертихвостка, сорвиголова, дяди-Стёпин, вырвиглаз.

1. В сложных словах (в окончании их первых половин) ставятся "и" и "а":

  • авиа-, аква-, мега-, медиа-, макси-, милли-, мини- (а также все слова, имеющие такие первые части).

2. Буква "и" употребляется также в словах с частями:

  • -метрия (например, дозиметрия);
  • -фицировать и -фикация (например, электрифицировать).

3. Буква "ы" присутствует в таких элементах речи, как, например, "Анны-Петровнин" или "бабы-Дусин".

Заимствованные конструкции

Есть такие речевые элементы, к которым нельзя применить правила орфографии. Это происходит в тех случаях, когда относятся к разным языкам. Например, безударные сочетания "ра", "ла", (врата, глава), являясь неполногласными, имеют старославянское происхождение и всегда пишутся с буквой "а". В корне же слов с таким сочетанием, употребляемых сегодня, соответствует "оро", "оло" (ворота, голова).

Правила орфографии нельзя распространить на иноязычные конструкции, так как слова с безударными гласными могут отличаться от тех, в которых сомнительный компонент находится в сильной позиции.

Правила для речевых элементов с чередующимися "о" и "а"

У некоторых глаголов в совершенном виде (если это слова с безударной гласной "о" например) нельзя использовать для проверки глагольные конструкции в несовершенном. Например: опоздать - поздно, а не опаздывать; проглотить - глотка, а не проглатывать и так далее. Другими словами, в этих случаях нельзя пользоваться для проверки глаголами с несовершенным суффиксом -ива- (-ыва-). Также в сомнительном случае "топтать" следует использовать форму "топчет", но не "втаптывать".

Случаи чередования "е" и " и"

Внимательно следует относиться к написанию слов с омонимичными корнями. В таких конструкциях сомнительные элементы произносятся одинаково, но при написании они обозначены разными буквами. Можно сравнить попарно: посидеть (сидя) и поседеть (сед). После мягкой согласной и шипящей буква "е" произносится в соответствии с ударением как "е", так и "о". При письме обозначается как "е", так и "ё". Пример: шелестеть (шелест) и шелка (шёлк).

Написание сомнительных букв после "ц"

При написании нерусских собственных имен, к примеру, географических названий, после согласной "ц" в словах следует писать "ю" и "я". Пример: Цюрих. Если слог ударный, то писать следует "о", в случае если буква так и произносится. Ее же следует писать в производных от этого слова. Пример: цокать, цокотать. Также использовать букву "о" следует в иноязычных словах. Пример: герцог. При написании слов с буквой "ц" в корне следует писать букву "и", а не "ы", например, в слове "цирк". Но в этом правиле существует ряд исключений, когда в слове необходимо писать букву "ы": цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и производные от них. Их следует запомнить.

Трудные случаи в орфографии

Существуют некоторые конструкции, которые не попадают под правила. Их необходимо запомнить. Например, при написании такого слова, как "бархат", в сильной позиции употребляется буква "а" (бархатистый), а вот в безударном положении использовать следует "о" (бархотка). При написании такого речевого элемента, как "детвора", в слабом положении следует писать "е". Эта же буква применяется и в основном слове "дети", где под ударением находится и пишется "е", и в производном от него - "детский". Однако при написании элемента речи "дитя" использовать следует букву "и". Так же как и в слове "дитятко", где под ударением пишется "и". Сложности могут возникнуть с таким речевым элементом, как "магнит". Это слово (греческое по своему происхождению) в ряде однокоренных конструкций имеет ударный гласный "е", а в слабом положении звук обозначен как "е", так и "и". Пример: магнит, магнетик; магнитола, магнетизм.

Присутствие таких вариантов в орфографическом написании поддерживается побочным ударением во вводной части сложных слов на буквы "е" или "и". Так же они различаются и при произношении. В корне финансового термина "дебет" второй гласный в однокоренных словах всегда является безударным. В такой конструкции, как "дебетовать", он передается буквой "е", а в слове "дебитор" - буквой "и". В основах таких слов как "инфекция" и "дезинфекция" в положении ударения пишется "е". В слабой позиции употреблять следует "и". При написании различие в использовании букв можно объяснить происхождением источника основы. В таких случаях определение правильности написания осуществляется при помощи справочного издания.

Роль правописания в практике

Орфография выполняет функцию средства языкового общения в письменном виде. Этот факт, несомненно, делает ее довольно значимой дисциплиной для общества. Орфография и вся система развития звуковой базы языка в целом находятся в постоянном взаимодействии. Принятые правила правописания являются обязательными для всех пишущих людей, не важно, составляет человек письмо, статью, заявление или подает объявление в газету. Не зря орфографию начинают изучать с начальных классов. Для детей она входит в обязательную школьную программу как один из основных предметов. При написании исконно русских или следует использовать строго установленные правила. Если сомнительное положение не подчиняется ни одному из них, то следует обратиться к справочной литературе, найти сложный случай и постараться запомнить его.

Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :

В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Правописание безударных гласных в корне слова

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:

1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел

2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет бе лый

Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :

ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .

Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:

пова р ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка

повстре чались – встре ча, встре чный

Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.

Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:

ста кан – подста канник, ста канчик

со бака – со бачий, со бакам

во кзал – приво кзальный, во кзалам

Слова с двумя безударными гласными корне слова

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

зо ло той – зо лото, позоло та

ко ло ситься – ко лос, коло сья

тре пе тали – тре пет, трепе щет

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.

Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:

Корни с чередованием гласных

Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.

1. Корни с чередованием о а ;

2. Корни с чередованием е и .

В первом случае это такие корни, как:

кос кас : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: кос нуться кас аться ;
лож – лаг : в корне пишется а , если сразу за корнем следует суффикс а . Например: прилож ение прилаг ать ;
клон – клан : в корне по ударением может быть как о так и а , но без ударения пишется только о . Например: поклон клан яться ;
твор – твар : как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о и а , но без ударения только о . Например: твор ец твар ь ;
гор – гар : буква а бывает только под ударением, без ударения пишется о . Пример: гор еть – загар ;
плав – плов : буква о пишется только в двух словах: плов ец и плов чиха , в остальных словах пишется а . Пример: плав учий, сплав ить ;
зар – зор : без ударения пишется только а . Пример: зар ево зор и . Исключение: зор янка , зор евать ;
раст – рос : перед ст и щ в словах без ударения пишется а . Пример: раст и – росло , возраст , взращённый ; Перед с без последующего т пишется о . Пример: вырос ший, недорос ль ; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов , отрасль ;
равн – ровн : корень равн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн ить, равн омерный . Корень ровн пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн ять, ровн ять ;
мак – мок : корень мак пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак ать, обмак нуть . Корень мок пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок нуть, намок ать, промок нуть .

Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:

бер – бир : бер у – собир аю ;
дер – дир : дер ет – сдир ает ;
мер – мир : умер еть – умир ать ;
пер – пир : запер еть – запир ать ;
тер – тир : стер еть – стир ать ;
жёг – жиг : зажёг – зажиг ать ;
стел – стил : стел ить – подстил ать ;
блест – блист : блест еть блист ать ;

В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .

Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .

От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать

Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .

Правописание букв о и е в корнях слов после шипящих

В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .

Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка

Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .

Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник

Правописание корней.

Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

Начнем с самого простого правилапроверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.

Правило.

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.

Ловушка №1!

Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):

хор О ший – прихор А ш ИВА ться.

Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.

Ловушка №2!

В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

в ОРО та – прив РА тник,

х ОРО нить – ох РА на,

з ОЛО то – з ЛА то,

х ОЛО дный – прох ЛА да.

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.

аб…туриент - ?

в…кторина - ?

ор…гинал - ?

Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.


Формулировки задания А13 могут быть разные:

  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
  • В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
  • В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?

Алгоритм действий №1.

1. В каждом варианте ответа выделить корни.

2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.

3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!

Разбор задания.

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться

2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец

3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться

4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся

Вариант №1.

Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.

Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Вариант №2.

Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.

Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Вариант №3.

Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Вариант №4.

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).

Алгоритм действий.

1) В каждом варианте ответа выделить корни.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.

Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Разбор задания.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) р…стительный, переск..чил, вн..мал

2) д…лины, нап..дение, в…дать

3) ст…реть, закл..наю, пон…мать

4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать

Следуем алгоритму. Выделяем корни:

1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать

Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.

1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал

2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать

3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать

4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Значит, правильный ответ – вариант №2.

Потренируйся.

1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология

2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть

3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий

4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат

2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный

3) п..рила, пост..рать, бл..снуть

4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный

3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность

Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.

Безударные гласные - это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.

В чем заключается сложность?

В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:

  • безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
  • слова, у которых имеются буквы в корне;
  • слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.

Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.

ударением слова

В корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.

Примеры слов

Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:

  • Как написать правильно слово «ух...дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
  • Как написать правильно слово «аргум...нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».

Особенности правила

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, - это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные в противном случае можно легко допустить ошибку.

Итак, рассмотрим слова «посв...щение» и «просв...щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв...щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».

Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).

Какие трудности могут возникнуть?

Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.

Рассмотрим несколько из них:

  • покорять — покорный;
  • образцовый — образчик;
  • постигать — постигнуть;
  • извинение — невинный;
  • пастух — подпасок или пас;
  • неиссякаемый — иссякнуть;
  • поглощать — глотка;
  • нагромождать — громоздкий;
  • обнажать — наг;
  • разлиновать — линия.

Примечание

Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.

Приведем примеры:

  • Проглотить - глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
  • Опоздать - поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
  • Затопить - затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
  • Раздвоить - двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.

Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.

Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне

В русском языке имеется огромное количество корней, в которых чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других - с другой. Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить. При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а- , от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:

  • -лож- — -лаг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -бер- — -бир-;
  • -ня- — -нима-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -мя- — -мина-;
  • -мак- — -мок-;
  • -дер- — -дир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -жа- — -жима-;
  • пер- — -пир-;
  • -стел- — -стил-;
  • -рос- — -раст-, -ращ-;
  • -жег- — -жиг-;
  • -ча- — -чина-;
  • -равн- — -ровн-;
  • -тер- — -тир- и проч.

Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне

В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично. В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.

Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:

  • авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
  • баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
  • вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
  • гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
  • диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
  • железнодорожный, желать;
  • заинтересовать, завтрашний;
  • иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
  • календарь, карьерист, колыхать, комментарий, коммуникабельный, компаньон;
  • лелеять, лазурь, лингвистический, лиловый;
  • мандариновый, метафора, механика, миниатюра, молоко;
  • наваждение, неохотно, наречие;
  • озабоченный, околдовать, оригинальный, ошеломлённый;
  • панорама, пейзаж, поролон, президент, привилегия, прогреметь;
  • реальный, режим, рецензия, решить;
  • симпатия, собака, сражаться, стереотип, стипендия;
  • торопливый, торжественный, традиционный;
  • утрамбовать, удостоен, уничтожать;
  • филармония, философия, фразеологизм;
  • характер, характеристика;
  • церемония;
  • человек;
  • шедевр;
  • экспозиция, элемент, эксперимент, этикетка.

Обычно считается, что ошибки в написании безударных гласных самые распространённые. Это правда.

Проверяешь диктант в любом классе и всегда найдёшь 5 человек, кто правила не применяет, а пишет наугад.

Возникают ошибки по многим причинам. Например, потому, что не распознаётся место ударения в слове (нет водЫ; льются вОды реки).

Неверно выделяется корень ("обнаж-аются", хотя правильно "об-наж-аются", "рос-кошный", но верно "роскош-ный", проверка – "роскошь").

Делается неправильный подбор проверочных слов (слово "становится" проверяют через "стон", "стойка"). Ученики путают омонимичные корни (омофоны), зависящие от смысла (поласкать котёнка – полоскать бельё).

При выборе безударной гласной особенно сложно в тех случаях, когда слова предлагаются многосложные, состоящие из 3-6 слогов (иде..лист, осл..пительный, обог..щение, пол..мизировать). Кроме того, нужно уметь различать, к какой группе относится безударная гласная: к проверяемым, непроверяемым или чередующимся.

Непроверяемые безударные гласные нужно писать только по памяти или по словарю (вИртуозный, трЕвожиться, сувЕренитет), а – узнавать по особым приметам, применяя то или иное условие их написания (согласно ударению, последующей гласной, лексическому значению или традиции): загар − загорать; прилагать − приложить; вымокнуть под дождём − вымакать чернила; принять − принимать.

Проверяемые безударные гласные потому и "проверяемые", что их необходимо обязательно проверять. Есть несколько общепринятых способов проверки :

1. Изменить форму числа: плечо − плечи, звезда − звёзды; леса − лес, снега − снег.

2. Изменить падежную форму: пора − пору, полком − полк.

3. Добавить или отбросить суффикс: зима − зимушка, верхушка − верх.

4. Подобрать слово из другой части речи: обижать − обидчивый − обидный − обида.

5. Подобрать краткую или полную форму прилагательного: сладка − сладок, рябой − ряб.

6. В глаголах изменяем род, лицо и число: пасти − пас, мочить − мочит, борюсь − борется.

Никогда не подбираем проверочное слово в виде глагола с суффиксами -ыва-(-ива-), так как в них происходит чередование гласных (опоздать − поздно, но опаздывать!).

Слово с полногласием проверяем полногласной формой: голодный − голод. Неполногласие проверяем только неполногласной формой: охлаждение − прохлада.

В задании №8 на ЕГЭ по русскому языку предполагается несколько формулировок :

1) определить слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня,

2) определить слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня,

3) определить слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

Покажем способы выбора необходимого слова по каждому заданию.

Пример выбора безударной проверяемой гласной из ряда: предпол..гать, г..рмоничный, р..сточек, прис..гать, к..фтан.

Рассуждаем так: в данных словах есть чередующиеся гласные (предполАгать: корень -лаг-лож-; рОсточек: слово-исключение), непроверяемые гласные (гАрмоничный и кАфтан). А в слове "прис..гать" можно написать буквы И, Е, Я, так как гласная находится в слабой позиции, то есть без ударения. Это глагол, вот почему подбираем родственное слово из другой части речи с той же гласной в сильной позиции (прис..гать − значит давать присягу, поэтому пишем Я).

Пример выбора безударной непроверяемой гласной из ряда: эфф..ктивный, ст..пендия, мот..вировать, пол..мизировать, напом..нание.

Рассуждаем так: больше всего здесь слов с проверяемой гласной (эффективный − эффЕкт, мотивировать − мотИв, полемизировать − полЕмика), есть также слово с чередованием Я/ИН "напоминание". Остаётся одно словарное слово "стипендия".

Пример выбора безударной чередующейся гласной из ряда: обл..гать, преподн..сить, ре..листический, ут..пический, ав..нтюра.

Рассуждаем так: выделяем словарное слово "авантюра, подбираем проверку для слов преподносить − нОсит, реалистический − реАльный, утопический − утОпия. Остаётся слово "облагать" с корнем -ЛАГ-.

Попробуйте выполнить тест по данной теме. Ответы прилагаются в конце.

Вариант 1

1. П…томки, обт…рать, компр…мисс, зар…стёт, патри…тический;

2. вык…сить, прот…рать, б…хрома, к…мбинация, выр…щенный;

3. закр…пить, зар…сли, выск…чка, р…ализм, прик…саться;

4. изл…жение, обог…щаться, обл…гать, эг…ист, с…нтетический;

5. пром…кашка, соч…тание, орг…низатор, прил…скать, безотл…гательно;

6. ф…льетон, прим…рять (костюм), од…колон, пл…вец, з…ря;

7. р…петировать, р…внина, заст…лать, сист…матический, тр…туар;

8. ск…чок, г…ревать, приг…релый, л…берал, прикл…нить.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Прил…жение, фил…рмония, оз…рять, оч…ровать, уд…вительный;

10. перс…нальный, непром…каемый, тр…пещет, перест…лить, в…ранда;

11. зап…вать, р…сти, прикр…пить, кл…ент, р…стовщик;

12. акс…ома, пос…деть, подг…реть, оп…рался, ур…внять;

13. тв…рить, ст…пендия, клев…та, отр…сло, выг…рать;

14. ок…ймлять, оч…ровать, благораспол…жение, соприк…снувшись, к…рифей.

15. Ир…ничный, пл…сунья, д…кламация, ув…дание, заг…рать;

16. ув…дать, т…рраса, бл…стеть, просв…щать, выт…снять;

17. ф…натизм, зар…сли, п…тачок, возд…яние, пощ…чина;

18. пол…мический, экз…менатор, г…ристый, ш…ренга, сд…рать;

19. изв…ваться, объед…нение, р…стовщик, п…йзаж, кал…ндарь;

20. удес…терить, ак…демия, зак…ренелый, подг…ревший, воскл…цание.

Проверочный тест по теме «Правописание гласных в корне»

Вариант 2

I. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

1. Ур…внять, тр…слись, раств…ритель, выск…чка, к…ридор;

2. вым…чить, отк…заться, зан…маться, ф…лософия, пр…оритет;

3. прекл…ниться, заст…лать, расст…гнуть, г…рнизон, д…ректор;

4. соч…тание, напр…женный, выр…щенный, п…лисадник, с…рафан;

5. л…коничный, ум…рающий, з…рница, нагр…дить, выск…чить;

6. т…инственный, разд…рут, выпл…вка, раств…ритель, к…ндуит;

7. приг…реть, бл…стательный, эст…тический, б…гряный, к…варный;

8. отр…слевой, успок…ение, к…саться, гр…ндиозный, абс…лютный.

II. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная. Выпишите это слово, вставив опущенную букву.

9. Р…внина, к…стер, водор…сли, просл…вляют, предст…вление;

10. ум…рает, обж…гание, к…личество, оп…здавший, сов…щание;

11. р…сунок, см…тритель, к…сательный, пот…рять, осл…пительный;

12. з…рница, прис…гать, ав…нгард, з…рево, р…вномерный;

13. ур…внение, исп…лнение, несг…раемый, прит…зание, сл…вяне;

14. л…гичность, с…реневый, по…вление, к…лыхаясь, распол…жение.

III. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

15. Выл…жен, сож…ление, в…ликолепный, симп…тичный, р…скошный;

16. притв…рить, гл…тать, укр…щать, ок…лдовать, в…теран;

17. ул…жить, об…няние, х…рактер, хв…стливый, см…гчить;

18. гор…зонтальный, ср…щение, объед…няющий, к…нтраст, щ…котать;

19. юб…лей, пом…щаюсь, пл…вчиха, к…нтингент, приви…легия;

20. к…рамический, тр…вога, по…вились, подн…мать, арх…тектурный.

Ответы для варианта 1

1. патриотический
2. выкосить
3. закрепить
4. обогащаться
5. приласкать
6. примерять
7. систематический
8. горевать
9. филармония
10. веранда
11. клиент
12. аксиома
13. стипендия
14. корифей
15. загорать
16. блестеть
17. заросли
18. сдирать
19. ростовщик
20. подгоревший

Ответы для варианта 2

1. тряслись
2. отказаться
3. расстегнуть
4. напряжённый
5. наградить
6. таинственный
7. эстетический
8. успокоение
9. костёр
10. количество
11. рисунок
12. авангард
13. притязание
14. сиреневый
15. выложен
16. притворить
17. уложить
18. сращение
19. пловчиха
20. поднимать