Им преданный народ. "прощай, немытая россия" как идеологическая диверсия. Оружие коммунистов и русофобов

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия…»

В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и очень болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие. Одним из такие произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия…». Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.

Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» - произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны . Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.

«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» - пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу . Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.

Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима . У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.

Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.

Коментарий к стихотворению:
Впервые опубликовано (с цензурными искажениями) в 1887 г. в «Русской старине» (№ 12, с. 738-739). Автограф не сохранился. Написано, по свидетельству биографов, в апреле 1841 г., перед отъездом из Петербурга на Кавказ.
До нас дошло несколько вариантов текста этого стихотворения в списках, сделанных в разное время П. И. Бартеневым. В 1873 г. Бартенев, посылая стихотворение П. А. Ефремову, писал: «Вот еще стихи Лермонтова, списанные с подлинника». При этом сообщался следующий текст:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Быть может, за хребтом Кавказа
Укроюсь от твоих царей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

В 1890 г. Бартенев опубликовал другую редакцию текста (по которой печатается стихотворение в настоящем издании), сопроводив ее примечанием: «Записано со слов поэта современником».
В 1955 г. опубликован еще один вариант текста - список того же Бартенева из архива Н. В. Путяты. В этом списке стих 4 читается: «И ты, покорный им народ». Остальной текст - как в письме Ефремову.
Ту редакцию, где стих 6 читается «Сокроюсь от твоих пашей», есть основание считать наиболее вероятной по смыслу и по форме. Резко обличительное стихотворение Лермонтова, направленное против самодержавно-бюрократического режима России, распространялось в списках и подвергалось многим искажениям.
«Мундиры голубые» - речь идет об офицерах корпуса жандармов.

Владимир Путин на встрече с учителями — победителями конкурса «Учитель года России — 2016» прочитал стихотворение «Прощай, немытая Россия!».

Среди прочего зашел разговор о Лермонтове и Путин стал читать его стихи.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

О чем нужно помнить, когда вы слышите это стихотворение? Появилось оно впервые в письме известного издателя, археографа и библиографа, Петра Ивановича Бартенева к литературоведу Петру Александровичу Ефремову от 9 марта 1873 года. То есть 32 года спустя после смерти Лермонтова. Бартенев писал: «Вот еще стихи Лермонтова, списанные с подлинника». В 1890-м году, публикуя стихотворение в своем журнале «Русский архив», Бартенев поместил приписку: «Записано со слов поэта современником». То есть стихотворение то «списано с подлинника», то записано с чьих-то слов. Удивительно. Удивительно и подозрительно.

Однако первым НАПЕЧАТАЛ стихотворение Павел Александрович Висковатов в 12-м номере исторического ежемесячника «Русская старина» в 1887-м году. Через 46 лет после смерти Лермонтова. Также без указания на источник и обстоятельства получения данного текста. Кстати, это тот самый Висковатов, о котором Достоевский писал: «русский, который живет за границей постоянно», а в Россию ездит «каждый год недели на три получать доход и возвращается опять в Германию, где у него жена и дети».
Ну, и наконец, уже в советское время в 1955-м году было опубликовано письмо того же Бартенева к историку-любителю Николаю Васильевичу Путяте, с припиской: «с подлинника руки Лермонтова».

Забавно, что во всех трёх случаях есть разночтения. То вместо «преданного народа» — «послушный им народ». То вместо «сокроюсь от твоих пашей» — «укроюсь от твоих царей». То вместо «укроюсь от твоих царей» — «укроюсь от твоих вождей». Народ, то «послушен», то «покорен», то «предан». Каким образом Лермонтов, будучи давно уже мертвым, мог десятилетиями вносить правки в свое стихотворение — непонятно.
Ни подлинник стихотворения, ни загадочный «современник», на память которого ссылался Бартенев, литературоведам до сих пор неизвестны.

Хотя, конечно, лермонтовский архив вовсе не безупречен и неизвестно до сих пор около ста подлинников его стихотворений. Например, утрачен автограф части стихотворения «Смерть поэта». Последние довольно резкие 16 строк. Но: есть большое количество списков — 23, причем 7 из них относятся к 1837 г.; известны воспоминания друга Лермонтова — Раевского — о том, как создавалось стихотворение, и другие свидетельства. Именно так устанавливается авторство.

Ну и стоит добавить, что недоверие литературоведов Бартеневу вызвано, в том числе, тем фактом, что перед «обнаружением» «немытой России» он уже дважды (!) был уличен в попытке выдать неизвестные стихи за стихи Лермонтова. Каких только сенсационных открытий не сделаешь ради увеличения числа подписчиков своего журнала! Это практически ловля покемонов в церкви.

Странно также, что после первой публикации в 1887 году не последовало никакой реакции на стихотворение от читающей общественности. Не было обсуждений, не было полемики в печати. Может быть, публика просто знала, кому принадлежали эти строки?
Согласно наиболее распространённой версии автором фальсификации был хорошо знакомый Бартеневу поэт-пародист Дмитрий Минаев. Русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик, «крайний либерал и нигилист», ярый антипатриот. Одна из излюбленных тем его произведений - тема «отсталости» России.

Минаев пародировал Пушкина, Некрасова, Островского, Фета, Тютчева, Тургенева, Бенедиктова… Всех. Среди прочих Минаев пародировал и Лермонтова. В одной из своих пародий с названием «Демон» он как раз и употребил метафору про «голубые мундиры». Которая у самого Лермонтова нигде не встречается.

Бес мчится.
Никаких помех
Не видит он в ночном эфире
На голубом его мундире
Сверкают звезды рангов всех…

Лермонтова Минаев пародировал неоднократно. Вот, например, едкая пародия на пророческое трагическое стихотворение Лермонтова «Сон». Написанное незадолго до смерти.

Лермонтов:
В полдневный жар, в долине Дагестана,
С свинцом в груди лежал недвижим я.
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя…

Минаев:
В полдневный жар на даче Безбородко
С «Беседой Русскою» лежал недвижно я.
Был полдень жгуч, струился воздух кротко,
Баюкая меня…

«Русская беседа» — патриотический журнал того времени.

Важно также отметить, что «Немытая Россия» является в первую очередь пародией на Пушкина.

К МОРЮ
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Сложно представить, чтобы Лермонтов, который боготворил Пушкина, мог взять в основу пошловатой русофобской пародии строки любимого поэта.

Ну, и пару слов о собственно содержании стихотворения. Особое удивление вызывают строки про народ, преданный голубым мундирам. Народ в те годы — в первую очередь крепостное крестьянство. Голубые мундиры – корпус жандармов. Политическая полиция Российской Империи. Была создана указом Николая Первого после восстания декабристов.

Утверждение, что народ «послушен», «покорен» или, тем более, «предан» отдельному корпусу жандармов — глупость. Народ был предан и покорен барину, помещику. А о существовании голубых мундиров скорее всего ничего не знал. И заниматься голубым мундирам слежкой за крестьянами как то странно. Любые претензии и вопросы жандармов могли быть обращены только к владельцу крестьянина, поскольку именно он отвечал за него. Сам же крестьянин самостоятельно ответственным субъектом попросту не являлся.

Во времена СССР Лермонтова нужно было показать как яростного борца с самодержавием. Каждый школьник зубрил эти стихи чуть ли не с первого класса.
Ну, а сегодня слова «немытая Россия, страна рабов, страна господ», стали мощным идеологическим штампом, который знают практически все. Зачем-то нам по-прежнему очень нужно, чтобы наши граждане с малых лет считали Родину «немытой» и убогой.
На то, что данное стихотворение является литературным подлогом, неоднократно указывали авторы «Литературной России», директор Пушкинского Дома, уважаемый ученый, академик и доктор филологических наук Николай Скатов, советский писатель Владимир Бушин, литературовед Михаил Эльзон и кандидат философских наук Александра Кутырева.

Жаль, что на встрече с Путиным никто из учителей не осмелился сообщить президенту о том, что Михаил Лермонтов, горячий русский патриот, офицер, не только не писал, но и не мог написать такого паскудного стихотворения. Наверняка ведь знают.

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Лермонтов часто высказывал в своих произведениях острые социальные и политические взгляды. Одним из наиболее сильных в этом плане является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано поэтом в 1840 г., накануне поездки на Кавказ. Многие усматривают в нем предвидение Лермонтовым своей смерти, так как прощание с родиной стало последним.

Недоброжелатели России часто ставят данное произведение в качестве примера суровой критики своей страны одним из лучших ее представителей. Можно признать справедливость такого мнения. Но не стоит забывать, что только личность такого масштаба имеет полное право на такие заявления. Лермонтов глубоко любил Россию, он прекрасно понимал и чувствовал все ее недостатки, главным из которых считал политический строй. Надо учитывать и время создания произведения. Под конец жизни поэт испытывал чувство горького разочарования в своей жизни. Смерть Пушкина, травля за , неприятие общества – все это угнетающе действовало на автора.

Лермонтов презирал высшее общество и не хотел продолжать военную службу. Его мечтой было полностью отдаться литературной деятельности. Но жесткие рамки цензуры и здесь ограничивали свободу поэта. Результатом стал тяжелый духовный кризис. В этом состоянии и было написано резко негативное стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Первая строфа полна язвительных замечаний. «Немытая Россия» символизирует серость и темноту подавляющей массы населения. Страна четко разделена на два основных класса: «рабов» и «господ». Науки и искусства, великие достижения и победа – лишь внешний косметический налет. В основе лежит власть «мундиров голубых» над «послушным народом». Лермонтов не испытывает особого энтузиазма от поездки на Кавказ. Он рассматривает ее всего лишь как попытку избавиться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей». В этих образных выражениях Лермонтов описал обстановку тотального контроля и слежки, пронизывающих все российское общество.

«Прощай, немытая Россия» — беспощадная оценка российской действительности середины XIX века. Во многом она вызвана усталостью и раздражением поэта, но основана на любви к своей Отчизне и желании ей добра и счастья. Печально, что человек, руководствовавшийся в своей жизни только лучшими побуждениями, был вынужден таким образом попрощаться со своей родиной.

Лермонтов был поэтом-бунтарем. В отличие от салонных патриотов, он любил лучшее, что было в России, и глубоко презирал уродство существующего режима. Каждый, кто будет вдумчиво читать стих “Прощай, немытая Россия” Лермонтова Михаила Юрьевича, сможет проникнуться болью и отчаянием поэта.

Стихотворение было создано в 1841 г. Получив шестидесятидневный отпуск, Лермонтов прибывает в Петербург. Он желает выйти в отставку, остаться в столице и посвятить свою жизнь литературе. Но власти отказывают ему в этом. Не получает поэт и награды за свои действия на Кавказе. В течение двух суток ему предписано вернуться к своим обязанностям. Николай I знал, какую силу имеет слово. Он справедливо опасался, что Лермонтов заразит своим революционным духом молодежь, среди которой имелось немало сторонников декабристов. Текст стихотворения Лермонтова “Прощай, немытая Россия”, которое проходят на уроке литературы в 9 классе, пронизан горечью и разочарованием. Лермонтов искренне восхищался героическим прошлым своей Родины. Недоумение и презрение поэта вызывают “господа”, поработившие великую страну. Слова “и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ” и сегодня кажутся острыми, злободневными. Голубые мундиры во времена Лермонтова носили стражи порядка, подавившие декабристское восстание. Но поэт сетует не только на “всевидящий глаз” и “всеслышащие уши” соглядатаев Николая I. Его удручает слепая народная любовь к “царю-батюшке”. Герой стихотворения стремится укрыться от царской охранки “за стеной Кавказа”. Только там, на нелюбимой службе, он имеет возможность творить.

По мнению некоторых исследователей творчества Лермонтова, поэт стремился приблизить свою кончину. В этом случае, произведение можно назвать пророческим. Скачать его полностью или учить онлайн можно на нашем сайте.