Мозаика из шпона под «плетение» своими руками – пошаговое описание. Технология маркетри Интарсия из дерева своими руками: мастер-классы и практические советы

Маркетри – деревянная мозаика

Можно приобрести мебель, сделанную полностью из карельской березы или отделать стены панелями из ореха, правда, это достаточно дорогое удовольствие, которое не все могут себе позволить. Однако существует замечательный старинный способ, как создать изысканный интерьер, используя простые, а значит и значительно более дешевые, породы древесины.Сделать это можно с помощьюмаркетри .

Принципмаркетри состоит в наклеивании пластинок из ценных пород древесины на основу, представляющую собой простое дерево Толщина пластинок составляет 1 - 3 мм, при этом они имеют разную текстуру и цветовую гамму. В результате создаются необыкновенной красоты мозаичные рисунки из тонких деревянных пластинок.

В средневековой Европе мебель украшали в технике интарсии, которая представляет собой разновидность инкрустации.Интарсия - это инкрустация деревом по дереву, при которой в деревянной поверхности предмета вырезается фигуративное изображение или орнамент, и в получившиеся углубления вставляются кусочки дерева дорогих пород.

Появлениемаркетри стало возможным только после изобретения во второй половине XVI в. этого станка для производства пиленого шпона.С этого времени стали облицовывать мебель, изготовленную из древесины местных недорогих пород, шпоном ценных привозных пород древесины (черного, красного, розового дерева).

В середине XVII в. во Франции впервые применили для облицовывания мозаичные наборы, которые изготовляли из кусочков шпона по предварительному рисунку. Техника маркетри быстро распространилась во всех странах Европы, вытеснив применявшуюся ранее интарсию.Наивысшего расцвета техникамаркетри достигла в XVIII в. Ее широко применяли для украшения интерьеров и мебели. Использование тонких пластинок шпона позволяло украшать мозаичными наборами не только плоские, но и криволинейные поверхности.

В XVIII веке техника маркетри дошла до России. Вначале Петр I отправил столяров учиться мебельному ремеслу в Голландию и Англию. Однако окончательно русская школа сформировалась во времена правления Екатерины II.

Наиболее распространенными сюжетами декора становятся различные геометрические фигуры, растительные и цветочные узоры, библейские мотивы, пейзажи, жанровые сценки. Для придания работам большей живописности, мастера начали использовать такие приемы как поджиг, подкрашивание, гравировка, протравливание.

Наборной мозаикой украшали пол, двери, различные по форме и размерам столики, комоды, шкафчики. Именно благодаря выдающимся русским мастерам, которые создавали высокохудожественные произведения живописи, техникамаркетри стала настоящим искусством.

Период расцвета техникимаркетри в России относится к XVIII веку. Если в начале столетия мебель с декором в этой технике создавали приезжие специалисты, то к середине XVIII века русские столичные и крепостные мастера настолько хорошо освоили технику маркетри, что создававшиеся ими столы и шкафы были настоящими произведениями искусства.

В последнее время техника маркетри обретает былую популярность.Мебель, облицованнаямаркетри , выглядит очень стильно и красиво, но при этом стоит дешевле той, которая полностью изготовлена из массива древесины.

Кроме того, техника маркетри позволяет каждый предмет мебельного гарнитура сделать уникальным. Даже если при декорировании набора мебели применялся один и тот же рисунок или узор, все равно за счет разнообразия цветовой гаммы используемого шпона, каждый предмет будет иметь совершенно неповторимый вид.

Сегодня с помощью наборной мозаики можно облицовывать не только мебель, но и создавать удивительной красоты панно и картины, стеновые панели, двери, витражи.

В широком смысле под интарсией понимают разновидность декоративно-прикладного искусства, представляющего собой технику инкрустации деревом по дереву. В более узком смысле интарсия – это объемные мозаичные картины, создаваемые путем компоновки различных сортов древесины, игры с ее оттенками и текстурными узорами. Об основных принципах этой техники и ее тонкостях поговорим на примере проекта «Золотая рыбка».

В чем заключается суть техники?

Создание мозаичной картины предполагает три базовых этапа:

  1. Выпиливание мозаичных сегментов по заранее подготовленной схеме. В зависимости от сложности проекта, количества элементов и их размеров для этих целей может использоваться как станок, так и ручной лобзик.
  2. Второй этап – шлифовка выпиленных сегментов и сглаживание их угловатости. Это делается для того, чтобы придать мозаике из дерева объем и глубину.
  3. Финальным этапом является склейка всех кусочков в единую картину и ее фиксация на фанерной или картонной подложке, выполненной в форме конечного изделия.

На какие нюансы важно обращать внимание?

В общих чертах интарсия выглядит довольно просто. Но чтобы ваши работы, выполненные в этой технике, превратились в настоящее произведение искусства, созданное своими руками, важно знать и руководствоваться определенными тонкостями:

  • всегда соблюдайте направление волокон, указанное в шаблоне;
  • используйте игру контрастов древесных оттенков и текстурных узоров. Если вы используете один цвет/вид древесины, работа получится монотонной и скучной. Интарсия должна включать разнообразие контрастных древесных оттенков, начиная от белых заканчивая темными;
  • достигайте глубины мозаики не только за счет стачивания угловатости каждого элемента, но и играясь с рельефом. Это делается путем занижения или поднятия некоторых сегментов, в зонах, где нужно визуально проработать объем;
  • не используйте слишком толстые заготовки, особенно для проектов с множеством деталей – это негативно скажется на качестве распилов и ухудшит внешний вид мозаики.

Как правильно читать схемы для интарсии?

В схемах для интарсии заложено много полезной информации, умея читать которую вы существенно упростите процесс работы и повысите ее качество.

  1. Каждый сегмент мозаики нумеруется цифрами, что существенно упрощает сборку.
  2. Стрелками указывается направление древесных волокон для каждого сегмента.
  3. Цвет контуров указывает на последовательность линий распила.
  4. Маркировка –1/4» означает, что толщину указанного сегмента нужно уменьшить на четверть дюйма (6 мм).
  5. Буквенной индексацией маркируется цвет древесины. К примеру, W (white shade) – значит, что нужно использовать сегмент светлых тонов, В (black shade) – темного тона, Y (yellow) – применение элемента с желтым оттенком.

Как перенести шаблон на дерево?

Существует несколько вариантов перенесения схемы для интарсии на деревянную заготовку:

  • с помощью копировальной бумаги;
  • с использованием аэрозольного клея;
  • наклеивание шаблона на двухсторонний скотч;
  • обводка вручную каждого вырезанного из бумаги элемента.

Методом проб различных подходов легко выбрать оптимальный для себя вариант переноса шаблона.

Какие пилки использовать для интарсии?

Для резки мелких деталей, проектов с резкими поворотами, а также для работы с мягкой или тонкой древесиной оптимальны лобзиковые пилки #3. Они обеспечат аккуратный спил, с минимальным объемом выпиленного материала, за счет чего мелкие элементы мозаики будут плотно подогнаны друг к другу.

Для распила твердых сортов древесины и работы с толстыми заготовками используют пилки #5 или #7. Также они уместны при выпиливании наружных кромок, которые не будут установлены рядом с другими элементами.

Если вы хотите избежать сколов на тыльной стороне, используйте пилки с реверсным (обратным) зубом. Лезвия с т.н. «пропущенным зубом», более эффективно удаляют стружку, препятствуя ее скоплению. Со временем мастер учится чувствовать особенности каждой пилки и находит свой оптимальный стандарт.

Какие разновидности интарсии существуют?

Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.

Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.

Как сделать схему для интарсии?

Свободные чертежи и схемы для интарсии в достаточном количестве представлены в Интернете, особенно в его англоязычном сегменте. Но при желании шаблон для мозаики можно создать самому, используя картинку или фотографию. Вы можете воспользоваться специальной программой, которая преобразует фото в схему. Классический пример подобного сервиса – online.rapidresizer.com .

Обладая минимальными навыками работы с графическими редакторами, к примеру, Adobe Photoshop вы можете самостоятельно преобразовать фотографию в контурный рисунок, который станет шаблоном для выпиливания.

Предлагаем рассмотреть мастер-класс в стиле маркетри. Что это такое? Маркетри — это мозаика по дереву своими руками. Данную мозаику делают из тонких слоев древесины различных пород, которые получают путем резьбы. Рассмотрим пошаговую инструкцию по работе в данной технике для начинающих.

Мозаику по дереву можно разделить на самые основные виды:

  • Интарсия, в данной технике идет выполнение деревянного изделия по деревянному;
  • Инкрустация, для этого используют украшение, которое отличается от фона изделия, на котором оно выполняется;
  • Маркетри;
  • Блочная мозаика.

Мы рассмотрим сегодня технику маркетри.

Техника маркетри

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Нож — резец большого и маленького размера;
  • Бруски для заточки и поправки кромки;
  • Гуммированная лента;
  • Простой чистый лист;
  • Ватман;
  • Калька;
  • Ручка гелиевая;
  • Дрель с насадкой для ошкуривания;
  • Наждачная бумага;
  • Губка.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

На листке бумаге рисуем в ручную эскиз, если у вас таких данных нет, то можно воспользоваться поиском в интернете и найти там подходящую картинку. После чего распечатать ее. Основываясь на рисунке, подбираем материал по цветовой гамме.

После того как схема на простой бумаге полностью готова, ее необходимо перенести на большой ватман, причем увеличивая изображение. Линии все необходимо проводить четкими и видимыми.

При выборе цветовых тонов необходимо разобрать рисунок на несколько составляющих, после этого подготовить для каждого из них свои цветовые гаммы.

Теперь каждую из деталей необходимо с ватмана перенести на кальку. У нас это будет три штуки — сам фон, ваза с цветочками и книжка. Перенос делать лучше всего черной гелиевой ручкой, так как простой карандаш можно и не заметить на кальке. Для каждой детали используйте отдельный листочек с калькой.

Перед тем как начать работу, необходимо хорошо заточить ножи. Лезвия их должны быть отполированными и острыми. Поточить их можно на абразивном камне или же использовать брусок, только обязательно перед данным действием смочите водой лезвие инструмента.

Теперь начинаем подбор цветов для создания композиции. В первую очередь выбираем фон, только потом все остальные оттенки подбираем.

Помните о том, что данный материал при нанесении на него лака меняет свой оттенок. Например, до обработки лака цвет был светлым, после может стать на несколько тонов темнее.

Готовые детали необходимо вырезать из кальки при помощи ножа. Выбранный цветовой материал подкладываем под заготовленную часть. Вырезаем по кальке. Лучше, конечно, в первую очередь сделать небольшой контур, а только потом вырезать. После склеиваем кальку и готовую деталь между собой при помощи гуммированной ленты. Ее же просто смачиваем водой. Вырезаем следующую часть на кальке, которая идет следом за уже готовой. Склеиваем между собой детали при помощи данной ленты. Продолжаем это делать о тех пор, пока не получится весь рисунок.

Теперь производим набор основных деталей, делаем это точно так же, как и с фоном. Вырезаем их из кальки.

Вот и все, детали все собраны, теперь переходим к полному сбору. На готовый фон накладываем основные компоненты, начинаем проводить компоновку картины. Врезаем все детали в фон, предварительно прижав их тяжелыми предметами. Вырезанную часть у фона убираем, вставляем туда заготовку закрепив фон и заготовку между собой, лентой.

Таким же образом, что описывалось, врезаем все оставшиеся детали.

Теперь переходим к выравниванию уголков изделия. Они должны быть прямыми, делаем, как показано на фото:

Нарезаем небольшие тонкие полоски из светлого и темного цвета, приклеиваем их с внутренней стороны картины. Вот как это должно выглядеть.

Теперь необходимо проверить готовую работу, если имеются какие погрешности, то их необходимо устранить.

Готовую картину приклеиваем к листу фанеры с помощью клея. Причем смазывать необходимо как саму фанеру, так и картину. Только у картины промазываем свободные места, где нет груммированной ленты.

Укладываем картину на основе под пресс на 24 часа для того, чтобы она 100% проклеилась.

Достаем работу из-под пресса, ножом начинаем убирать груммированную ленту.

Производим шлифовку с помощью дрели с насадкой.

Готовую работу необходимо покрыть лаком. Делаем при помощи кисточки. В данном случае лучше использовать матовый лак. Покрываем в 5 слоев. Первый слой остается без изменения, а вот последующие слои можно немного разбавить растворителем. После каждого нанесения даем полностью высохнуть лаку, сразу начинаем зашкуривать наждачкой. Шкурить нельзя последний слой, то есть пятый.

Вот и все, мастер-класс на этом подошел к концу.

Видео по теме статьи

Дерево в интерьере в качестве декора может использоваться повсеместно. Дуб, можжевельник, орех, ясень, вишня, красное дерево - цветовая гамма настолько разнообразна, что даже незатейливый рисунок смотрится потрясающе. И пусть не всегда есть возможность приобрести мебель из дорогой древесины, техника маркетри по дереву позволяет украсить интерьер, существенно сократив затраты. Даже если используются сравнительно недорогие материалы, мебель выглядит изысканно и оригинально.

Что значит «маркетри»

Когда новичок впервые слышит это слово, он задает вопрос: "Маркетри - что это такое?" Термин marqueterie взят из французского языка, в переводе значит «мозаика».

Принцип такой техники состоит в следующем: тонкие пластинки собираются в отдельный рисунок и наклеиваются на основу. Это своего рода инкрустация. Основой может быть самая простая древесина. В работе используются пластинки, так называемый шпон (в переводе с немецкого означает «щепа»), толщиной не более 3 мм, разнообразные по цвету и фактуре. Из них и создают необычайной красоты, декорируют мебель, стены, полы, потолки.

Историческая справка

По утверждению ученых-искусствоведов, техника маркетри была известна много тысяч лет назад. При раскопках древних гробниц фараонов найдены уникальные изделия с использованием мозаики из кедра и черного дерева. Мастера Древней Греции и Рима также с успехом использовали ее в декоре помещений и при оформлении мебели.

В эпоху Возрождения наблюдается мощный прорыв в технической части: изобретение специального станка дало возможность наладить производство пиленого шпона, и облицовка мебели ценной древесиной приобрела массовый характер. Население начинает интересоваться маркетри, что это такое, знает практически каждый. Деревянная мозаика становится не только популярной, но и более доступной по цене. В работе используются до сотни ценных пород деревьев, их богатая цветовая палитра и разнообразная фактура позволяют создавать настоящие шедевры.

В 18 веке искусство деревянной мозаики пришло в Россию. Наборная мозаика использовалась для декорирования полов, стен, дверей, мебели. Самыми популярными сюжетами в те времена были сцены из Библии, природные мотивы, пейзажи, геометрические узоры.

Попутно мастера разрабатывают новые приемы: гравировку, протравливание, подкрашивание, поджиг. Это позволяет добиться большей натуральности, сходства с оригиналом и показать оригинальность и самобытность мастера.

Сегодня техника маркетри не менее популярна. используется не только для декора интерьера и мебели, но и для создания прекрасных панно, картин, настенных панелей, витражей.

Как и в любом другом деле, здесь нужен опыт. У человека, впервые приступающего к работе, возникает немало вопросов, многое кажется сложным, включая само значение маркетри, что это такое, а также основные составляющие работы в данной технике. Советы опытных мастеров значительно упрощают задачу и делают процесс увлекательным занятием.

Например, при выборе шпона следует помнить, что его окраска меняется после шлифовки и обработки лаком. Новичку поможет специальная палитра, в которой пластинки шпона расположены по кругу, от более светлых к более темным. Так удается правильно подобрать оттенок, используя основной закон техники - закон контрастов. Оказывается, один и тот же рисунок будет смотреться по-разному, если использовать шпон разной фактуры и расцветки. И еще одна хитрость: каждую пластинку с одной стороны можно покрыть лаком, чтобы иметь полное представление о будущем цвете.

Освещение

Неправильное освещение губительно для будущей работы. При тусклом или, наоборот, слишком ярком легко ошибиться в выборе цвета. Лучше естественный рассеянный свет или максимально приближенное к нему искусственное освещение.

Нож-резец: как сделать самому

Основным приспособлением мастера является специальный стальной нож с плоским скошенным лезвием. Если не нашли готовый в продаже, его легко изготовить самостоятельно из медицинского скальпеля. Его часть нужно затупить на точиле по всей длине и приделать ручку. Или можно просто обернуть его нижнюю часть изолентой. Как вариант, можно усовершенствовать опасную бритву, притупив ее нижнюю часть, чтобы избежать порезов пальцев, и обернув изолентой или скотчем. Таких инструментов должно быть несколько: для мелких и крупных деталей. Из чего бы ни был изготовлен нож-резец, из основных параметров можно выделить следующие: толщина лезвия - от 1 до 1,5 мм, ширина - от 10 до 15 мм, длина - от 15 до 20 мм, угол скоса - 30-45 градусов.

Основные инструменты для маркетри

Вся работа проводится на специальном столе с наклонной столешницей, покрытой жестким полистиролом. Если такого нет, нужно подготовить отдельную крышку с наклоном и использовать ее на обычном столе в качестве рабочей поверхности. Кроме ножа, понадобятся:

  • Брусок для затачивания. Нож рекомендуется затачивать непосредственно перед началом работы. Используют для этого специальный смоченный водой. Заточка - процесс деликатный. Не рекомендуется применять так можно сжечь режущий край ножа.
  • Шлифовальная кожа. Ее используют для правки лезвия в процессе работы. Обычно небольшой кусочек наклеивают на деревянный брусок. Так нож аккуратнее режет шпон, не рвет края, срез получается идеально ровным, шпон практически не крошится, а полученные детали легче состыковать между собой.
  • Ватман.
  • Простой карандаш.
  • Гелевая ручка черного цвета.
  • Линейка.
  • Ластик.
  • Клей ПВА.
  • Нитролак.
  • Дрель со специальными насадками для шлифовки.
  • разной зернистости.
  • Кнопки.
  • Гуммированная лента.
  • Пресс.
  • Губки.
  • Кнопки.

Преимущества гуммированной ленты

Часто опытные мастера делятся секретами с новичками, рассказывая о маркетри, что это такое, какие основные инструменты и материалы используются, обязательно указывают на отдельные детали и возможные ошибки в работе. К примеру, нельзя использовать скотч, от него остаются следы клея, от которого трудно избавиться. Поэтому лучший вариант - это использование гуммированной ленты, специальной бумажной полосы, одна сторона которой обработана клеем. При смачивании водой вторая сторона также становится клейкой. При покупке не стоит выбирать слишком широкую ленту, она неудобна в работе с мелкими деталями. В этом случае ее можно разрезать вдоль на небольшие полоски.

Создание маркетри пошагово

1. Сначала рождается идея картины, готовится эскиз, и на бумагу наносится контурный рисунок. В технике маркетри эскизы - это основа всей работы.На них ориентируются, когда отдельные детали готовы и складываются в общую картину. Они готовятся в масштабе 1:1, точнее, они являются шаблоном будущей картины, все детали выкладываются и крепятся на них. Рисунки для маркетри могут создаваться вручную или копироваться с уже готовых работ. В этом случае они увеличиваются до нужных размеров и переносятся на лист бумаги.

Новичкам рекомендуется использовать миллиметровую бумагу. Если вы только приступаете к работе в этой технике, полезно посетить несколько мастер-классов по маркетри по дереву для начинающих для того, чтобы понять основные требования и секреты технологии.

2. Далее некоторые детали рисунка затушевываются, художник определяет более светлые и темные, чтобы потом подобрать подходящий по цвету шпон. В этом случае главным является оттенок, а не сорт дерева и его стоимость.

3. На деревянную основу при помощи копировальной бумаги наносится готовый макет.

4. Отдельные детали композиции вырезаются из шпона ножом вручную и складываются в мозаику рисунка.

5. В случае необходимости, техника маркетри допускает сквозной обжиг отдельных деталей в кварцевом песке, прокрашивание и гравировку.

6. Все детали вкладываются на свои места. С обратной стороны листа их нужно аккуратно зафиксировать клейкой лентой. Большие композиции рекомендуется складывать частями.

7. Сверху будущая мозаика промазывается клеем и прессуется на основу. В случае необходимости можно прогладить утюгом, дополнительно пройтись по отдельным частям композиции прессом.

8. Когда клей подсохнет, удаляется.

9. Картину шлифуют и покрывают лаком. При необходимости вставляют в раму.

Вот и все. В принципе, ничего сложного, если следовать данным рекомендациям. Для начала хорошо брать более простые композиции, постепенно переходя к более сложным. Опыт - лучший друг и показатель мастерства.