Спиридон дрожжин написал. Дрожжин спиридон дмитриевич

Спиридон Дрожжин (1848 - 1930)

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне Низовке Тверской губернии в семье крепостных. Сельский дьячок, чью школу две зимы посещал Дрожжин, обучил его грамоте. В возрасте одиннадцати лет мальчика отправили «в люди» - в Петербург на заработки. Дрожжин объехал множество городов России. За время своих путешествий он сменил множество профессий: мальчик-половой в трактире, подручный буфетчика, лакей, приказчик в магазине, агент волжского пароходного общества «Самолет». Но его связь с деревней оставалась неразрывной, и в 1896 г. он вернулся в Низовку обрабатывать свой крестьянский надел. Писать стихи Дрожжин начал в шестнадцать лет, впервые они по-явились в печати в 1873 г. прожил дол-гую творческую жизнь, выпустив более тридцати сборников стихов, получивших широкое общественное признание. В 1910 г. Российская академия наук присудила ему премию. Поэтическое мировоззрение Дрожжина сложилось под непосредственным влиянием творчества Кольцова , Некрасова , Никитина. Его произведения не стали новым словом в по-эзии, им не хватало прежде всего глубины и всестороннос-ти в постановке проблем, той оригинальности лирических переживаний, которая отличала, например, поэзию Кольцова . Поэтический слог Дрожжина прост и бесхитростен, лейт-мотивом его поэзии становится прежде всего созидатель-ный труд на лоне природы. Даже тогда, когда речь идет о тяготах крестьянского труда, о сложности и противоре-чивости деревенских отношений, повествование словно ос-вещается мягким светом красоты природы, доброты и за-душевности людей. В творчестве Дрожжина, как и в твор-честве других крестьянских поэтов, большое место занима-ла и «детская» тема . В стихах для детей и о детях он осо-бенно поэтично воспевал крестьянский труд.

Поэт-пахарь умер в 1930 г.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин - известный русский поэт, стихи которого были очень популярны как в дореволюционные годы, так и во времена СССР. Он прожил долгую жизнь, основную часть которой посвятил литературному творчеству. Биография Спиридона Дмитриевича Дрожжина кратко изложена в этой статье.

Происхождение, годы обучения

Родился он 6 декабря 1848 года в Тверской губернии (деревня Низовка). Этот край очень любил Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Родина его воспета во многих его произведениях. Деревня Низовка впоследствии на долгие годы станет для поэта источником вдохновения. Ей посвятил, в частности, свой известный стих "Родине" Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Родители будущего поэта были крепостными крестьянами. Спиридон Дмитриевич получил азы образования от своего деда, Дрожжина Степана Степановича, который обучил его чтению азбуки и, конечно, часослова.

В 1858 году Спиридона отдали в школу к местному дьячку. Здесь будущий поэт два года обучался счету и письму. Спиридон Дмитриевич Дрожжин с благодарностью вспоминал эти дни. Им посвящено его стихотворение 1905 года "В школе у дьячка". На этом обучение Спиридона Дмитриевича было завершено - зимой 1860 года будущий поэт отправился в Петербург на заработки.

Скитания по стране, самообразование

Следующие 36 лет его жизни отмечены мучительными скитаниями по стране. Спиридон Дмитриевич сменил множество профессий. Он был трактирным слугой, подручным буфетчика, приказчиком в книжных и табачных лавках, продавцом, рассыльным, лакеем, чернорабочим, агентом пароходного общества "Самолет", доверенным по доставке дров для железной дороги. Судьба забрасывала будущего поэта в Тверь и Москву, Харьков и Ярославль, Ташкент и Киев.

Начальные годы скитаний, петербургские (1860-1871 гг.), - время, отмеченное не только полуголодным нищенским существованием, но также и активным самообразованием Дрожжина. Первые четыре года, проведенные в столице, он работал в трактире "Кавказ" половым. В это время Спиридон Дмитриевич Дрожжин жадно, хотя и бессистемно, читал литературу, зачастую низкого качества: журналы типа "Чтения для солдат" и "Мирского вестника", лубочные романы и др. Однако через некоторое время Спиридон Дмитриевич познакомился с произведениями И.С. Никитина, А.В. Кольцова и Н.А. Некрасова. Он с увлечением читал журнал "Искра". Спиридон Дмитриевич с 1866 года начал регулярно бывать в Публичной библиотеке.

Собственная библиотека и первое стихотворение

На его идейно-эстетическую ориентацию и художественные вкусы оказало положительное влияние знакомство Дрожжина со столичным студенчеством и представителями разночинно-демократической молодежи. Экономя в одежде и пище, Спиридон Дмитриевич Дрожжин собрал свою библиотеку. В нее вошли произведения, созданные его любимыми авторами: М. Ю. Лермонтовым и А. С. Пушкиным, Никитиным и Кольцовым, П.-Ж. Беранже и Г. Гейне, Г. И. Успенским и П. Огаревым и Ф. Шиллером и др. Дрожжин интересовался также "запрещенной" литературой. В возрасте 17 лет он создал первое свое стихотворение. С этого времени Спиридон Дрожжин не прекращал писать стихи. Первые записи в его дневнике появились 10 мая 1867 года. Он вел его до конца жизни.

Первая публикация

К 1870 году относится первая попытка Дрожжина опубликовать свои произведения. Он послал 5 лучших, по его мнению, стихов в "Иллюстрированную газету", однако они были отклонены. В 1873 году состоялся долгожданный литературный дебют поэта. Именно тогда стихотворение Дрожжина "Песня про горе добра молодца" было напечатано в журнале "Грамотей". С этого времени Спиридон Дмитриевич стал активно публиковаться во множестве журналов ("Русское богатство", "Семейные вечера", "Дело", "Слово" и др.), а также в детских изданиях ("Юная Россия", "Жаворонок", "Детское чтение", "Детские годы" и др.).

Известность, возвращение на родину

Известность Дрожжина как поэта в конце 1870 - 1880-х гг. быстро росла. И.З. Суриков проявил интерес к молодому автору-самоучке. Об этом свидетельствует их переписка, относящаяся к 1879 году.

В Петербурге в 1889 году вышел первый сборник С.Д. Дрожжина ("Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни"). В 1894 и 1907 году эта книга была переиздана, каждый раз значительно пополняясь. Тем не менее поэт продолжал бедствовать. В начале 1886 года Дрожжин окончательно вернулся в родную деревню Низовку. Здесь он полностью посвятил себя литературе, а также сельскохозяйственной работе. Л. Н. Толстой поддержал решение, которое принял Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Родина, как он считал, может вдохновить поэта на новые свершения.

Встреча с Л. Н. Толстым и Р. М. Рильке

Дрожжин встречался со Львом Николаевичем два раза, в 1892 и 1897 году. За поэтом в деревне полиция установила негласный надзор, что не мешало ему творить. Постепенно становился все более популярным поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Биография его отмечена важным событием в 1900 году: в Низовку прибыл Р. М. Рильке, великий австрийский поэт. Он перевел на немецкий 4 стихотворения Спиридона Дмитриевича.

Новые книги, улучшение материального положения

Одна за другой в первое десятилетие 20 века выходят следующие книги Дрожжина: в 1904 году - "Новые стихотворения", в 1906 - "Год крестьянина", в 1907 - "Заветные песни", в 1909 - "Новые русские песни" и "Баян". Кружок "Писателей из народа" в декабре 1903 года провел вечер в Москве, посвященный тридцатилетию творческой деятельности Дрожжина. В этом же году ему была назначена пенсия (180 рублей в год, пожизненно).

В 1904 году написал свой известный стих "Родине" Спиридон Дмитриевич Дрожжин. Автор всегда с особым чувством относился к земле, на которой он родился. Этому посвящены многие его произведения.

В 1905 году Дрожжин стал членом организованного при Московском университете Общества любителей российской словесности. А в 1910 году, 29 декабря, он получил премию Российской академии наук. Ее размер составлял 500 рублей. Она была вручена Дрожжину за сборники 1907-09 гг. 19 октября 1915 года еще одна книга Спиридона Дмитриевича, "Песни старого пахаря" (опубликована в 1913 году), была отмечена Академией наук. Дрожжин был удостоен почетного "пушкинского" отзыва.

Осуждение империалистической войны и поддержка Октябрьской революции

Проживая в деревне, Спиридон Дмитриевич следил за важными событиями в жизни общества. Он стал одним из немногих среди русских писателей, кто категорически осудил империалистическую войну. В 1916 году появилось стихотворение Дрожжина "Долой войну!". Ее кровавые события в 1914 году назвал "пережитком грубого варварства" в своем дневнике Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Биография его отмечена принятием Октябрьской революции, которую 69-летний поэт встретил с радостью. Он сразу же начал участвовать в общественной работе. Дрожжин был членом волостного исполкома, он ездил по всей стране, читал местным жителям свои произведения. Поэт в 1919 году стал председателем съезда писателей-пролетариев в Тверской губернии. Стихи Спиридона Дмитриевича Дрожжина продолжали публиковаться в печати.

"Песни труда и борьбы"

В 1923 году появился его сборник под названием "Песни труда и борьбы". Он знаменовал собой сразу два юбилея поэта - 75-летие со дня его рождения и 50-летие творческой деятельности. По случаю этих дат Спиридон Дмитриевич был избран почетным членом действовавшего в то время Всероссийского союза поэтов. Кроме того, библиотека-читальня имени Дрожжина появилась в Твери. Через 5 лет, по случаю 80-летия, Спиридон Дмитриевич получил поздравления от Академии наук СССР. Оно было подписано А. П. Карпинским, ее президентом.

Последние годы жизни

Дрожжин 28 сентября 1928 года встретился с Максимом Горьким в Москве. В последние годы жизни Спиридон Дмитриевич трудился над следующими сборниками: "Песни" (опубликован в 1928 году), "Пути-дороги" и "Песни крестьянина" (оба - 1929 год). "Песни крестьянина" стали последней книгой поэта, изданной прижизненно. Также Дрожжин подготовил к печати четырехтомное "Полное собрание сочинений". Кроме того, он довел "Записки о жизни и поэзии" до 1930 года.

Поэт скончался в родной Низовке в возрасте 82 лет. На этом завершается биография Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Кратко расскажем теперь о его творческом наследии.

Особенности и значение творчества Дрожжина

Прах и дом, в котором поэт прожил основную часть своей жизни, в 1938 году были перенесены в поселок Завидово (Калининская область). Здесь находится мемориальный музей поэта, куда и по сей день приезжают многие почитатели его таланта.

Творческий путь Спиридона Дмитриевича был очень долгим, более чем 60-летним. Он был также необыкновенно плодотворным. Дрожжин при жизни издал 32 сборника, 20 из которых - до 1917 года. Нужно отметить, что стихи Спиридона Дмитриевича Дрожжина в целом художественно неравноценны. Тем не менее в лучшей части наследия этого автора обнаруживается мастерство и самобытный талант. В творчестве Дрожжина заметно влияние таких поэтов, как Некрасов, Никитин и Кольцов. В нескольких его произведениях, относящихся к 80-90-м годам, слышны отголоски поэзии Надсона С. Я. Искренность, непосредственность, задушевность и простота - вот основные качества, которыми отмечены стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина. Его можно назвать певцом крестьянской жизни. Именно так он определил суть своего призвания с первых шагов в литературе ("Моя муза", 1875 год).

Ряд произведений этого поэта вошел в фольклор ("Песни рабочих", "Песня солдата"). Многие его стихотворения были положены на музыку такими композиторами, как В. Зиринг, С. Евсеев, А. Чернявский, Н. Потоловский, Ф. Лашек и др. Ф. И. Шаляпин исполнял две песни на стихи такого поэта, как Дрожжин Спиридон Дмитриевич.

Биография для детей и взрослых, изложенная в этой статье, дает лишь поверхностные представления о его творчестве. Лучше всего обратиться непосредственно к стихотворениям, чтобы понять значение и особенности поэзии Спиридона Дмитриевича.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930). Поэт-самоучка, из семьи крепостного, учился у деревенского дьячка грамоте «две неполных зимы», а в 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках заработков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), устраиваясь на работу лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т.п.

С 16 лет стал пробовать сочинять сам, и в 1873 появилась первая его публикация в журнале «Грамотей», где печатались в основном такие же «самодеятельные» писатели, как Дрожжин. Постепенно он свел знакомство с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, стали покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа).

В 1892 г. в книжном магазине А. С.Суворина, где он работал в это время, Дрожжин познакомился с Л. Толстым и вызвал у него интерес. Позже, когда С. Дрожжин вернулся в родную деревню Низовка, он приезжал к Толстому в Хамовники.

Личность Спиридона Дрожжина привлекла внимание Р. М. Рильке, он гостил у поэта в 1900 г. и перевел на немецкий язык несколько его стихотворений. Написанные в духе кольцовско-никитинской традиции произведения С. Дрожжина пользовались большой популярностью у определенно настроенного круга общества. Их включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения.

Его книги выдерживали по несколько изданий («Песни крестьянина», 1898; «Поэзия труда и горя», 1901; «Песни рабочих», 1906; «Заветные песни», 1907; «Новые русские песни», 1909, и др.)

Русский советский поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 г. в деревне Низовка Тверской губернии. Родители будущего поэта были крепостными крестьянами. Образованием мальчика на первых порах занимался его дед, благодаря которому Спиридон научился читать, а в десятилетнем возрасте его отдали в местную церковно-приходскую школу, где деревенский дьячок обучал детей письму и счету. В дальнейшем поэт с благодарностью вспоминал своих первых наставников и посвятил им стихотворение "В школе у дьячка". Однако учиться мальчику пришлось недолго и уже в 1860 г. его отправили на заработки в Петербург.

На протяжении последующих 36 лет Дрожжин много скитался по всей Российской империи и сменил массу профессий. Особенно важным для последующего творчества Дрожжина были первые годы, прожитые в Петербурге, где он подростком работал в трактире "Кавказ", а все свободное время отдавал самообразованию. Начав с чтения низкопробной литературы, очень популярной в то время среди петербуржских мещан, молодой человек вскоре знакомиться с произведениями Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. В. Кольцова и др. С большим интересом юноша читает журнал "Искра" и становится постоянным читателем Публичной библиотеки.

В этот же период Дрожжин знакомится с представителями разночинно-демократической молодежи и студенчества, которые приобщают его к чтению запрещенной литературы. Первое свое стихотворение юноша пишет в 17 лет, а с 1867 г. и до последних лет жизни регулярно ведет дневник. Экономя на всем, даже на пище и одежде, Дрожжин собирает собственную библиотеку из книг лучших русских и европейских писателей, в том числе А. С. Пушкина, Г. Гейне и П.-Ж. Беранже, Л. Н. Толстого, Н. П. Огарева, Ф. Шиллера и др.

Уже в 1870 г. молодой человек делает первую неудачную попытку опубликовать несколько своих стихотворений, а в 1873 г. его "Песня про горе добра молодца" все же публикуется в журнале "Грамотей". С этого времени Дрожжин начинает сотрудничать с журналами для взрослых и детей "Слово", "Семейные вечера", "Дело", "Детские годы", "Жаворонок", "Детское чтение", "Юная Россия" и др.

В конце 1870-ых в начале 1880 гг. к начинающему поэту начинают проявлять именитые представители столичной интеллигенции, в числе которых И. З. Суриков, с которым у Дрожжина была длительная переписка.

В 1889 г. в Петербурге издается первый сборник произведений поэта - "Стихотворения 1866-1888 гг. с записками автора о своей жизни", который переиздается в переработанном и дополненном виде в 1894 и 1907 гг. Однако литературная деятельность не оказывает положительного влияния на материальное положение бедствующего поэта, и в 1896 г. Дрожжин возвращается в родную деревню, где занимается крестьянским трудом, при этом, не прекращая литературную деятельность. Так как власти не были уверены в благонадежности поэта-крестьянина, в Низовке над ним осуществляется негласный полицейский надзор. В 1892 и 1897 гг. Дрожжин встречается с Л. Н. Толстым, который полностью поддерживает его желание быть ближе к земле и народу.

В 1900 г. к поэту приезжает знаменитый австрийский коллега Райнер Мария Рильке, который был в восторге от творчества Дрожжина и перевел четыре стихотворения своего русского коллеги на немецкий язык.

1910-ые г.г. становятся самыми плодотворными для поэта. Издаются его "Новые стихотворения", "Год крестьянина, "Заветные песни", "Новые русские песни", "Баян". Суриковским кружком "Писателей из народа" в декабре 1903 г. в Москве организуется литературный вечер, посвященный юбилею литературной деятельности Дрожжина. В этом же году ему назначается пожизненная пенсия. В 1905 г. его избирают членом Общества любителей российской словесности, которое действовало при Московском университете. В 1910 г. ему присваивают премию Российской императорской Академии наук.

Проживая вдали от больших городов, в Низовке, поэт не отстраняется от важных социальных событий, происходящих в России и в мире в этот период. Дрожжин оказывается в числе тех русских литераторов, кто резко осудил вступление России в империалистическую войну, которую он называет "пережитком грубого варварства" и осуждает ее зачинщиков в стихотворении "Долой войну!"

Престарелый поэт с восторгом встречает весть о Создании государства Рабочих и Крестьян и с энтузиазмом включается в общественную работу: избирается членом волостного исполкома, ездит по стране с агитационными поездками, во время которых читает свои произведения. В 1919 г. Дрожжина избирают председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии. При этом поэт продолжает писать, и в 1923 г. к 75-летию поэта издается его сборник "Песни труда и борьбы". В честь юбилея Дрожжина избирают почетным членом Всероссийского союза поэтов, а Тверской библиотеке - читальне присваивают его имя.

В 1928 г. происходит встреча Дрожжина с Максимом. Горьким, который высоко ценил творчество поэта-самоучки.

До последних дней своей жизни Дрожжин продолжает литературную работу в 1928 г. издается его сборник "Песни", а годом позже собрания произведений последних лет "Пути-дороги" и "Песни крестьянина", и т. д.

Дрожжин умер в родном селе в 1930 г. Через несколько лет его прах, а также дом, были перенесены в поселок Завидово Конаковского района Калининской области (бывшей Тверской губернии, где в 1938 г. был открыт мемориальный музей народного поэта).

Дрожжин оставил после себя богатое литературное наследие. Еще при жизни было издано 32 сборника его стихов, причем 20 из них еще до 1917 г. Стихи Дрожжина различных периодов творчества художественно неравноценны, но в большинстве произведений обнаруживается самобытность, мастерство и талант автора. На творчество поэта большое влияние оказали Кольцов, Никитин, Некрасов, в а некоторых произведениях 1980-90 гг. можно найти отзывы поэзии С. Я. Надсона.

Главные качества лирики Дрожжина - простота и задушевность. С первых шагов на литературном поприще поэт провозгласил себя певцом крестьянской жизни. Свидетельством тому одно из ранних произведений Дрожжина - стихотворение "Моя муза". В стихах Дрожжина показана как нищета и бедственное положение русского крестьянства, так и радость земледельца от созидательного труда. Поэт в своих произведениях касается проблем социальной борьбы. В частности этому посвящены такие произведения автора как "Мы живем...", "Удаль", "Песня пловца", "Из мрака к свету", и т.д.

Все творчество Дрожжина наполнено огромной любовью к русской деревне и живущим там людям. Прекрасное описание деревенских пейзажей даны в стихах "В простой телеге деревенской...", "Прими меня, сторонушка родная...", "Вечер", "Летом". Творчество поэта советского периода наполнено жизнеутверждающим патриотическим пафосом, характерным для этой эпохи.

Корни тесной связи поэзии Дрожжина с устным народным творчеством надо искать в крестьянском детстве поэта. Особенно близка Дрожжину народная песенная лирика. Недаром многие свои произведения он называет "песнями", а некоторые из его стихотворений вошли в фольклор и были положены на музыку известными советскими композиторами. Песни на стихи поэта записывались на граммофонные пластинки, а две из них, созданные в соавторстве с композитором. А. Чернявским, даже были в репертуаре Ф. И. Шаляпина.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Дрожжина Спиридона Дмитриевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Спиридон Дрожжин
267x400px
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:
Род деятельности:
Годы творчества:
Направление:

Крестьянская поэзия

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:
Дебют:
Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело », «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство », «Пробуждение » и др., в том числе тверских - «Тверской вестник » (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов , проникли в фольклор . Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин , Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева .

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы ».

Книги Спиридона Дрожжина

Напишите отзыв о статье "Дрожжин, Спиридон Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2: Г - К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 186-187.
  • Погорелов Т. Дрожжин и его поэзия. Уфа. - 1906
  • Памяти С. Д. Дрожжина: К 20-летию со дня смерти поэта. Калинин. - 1951
  • Ильин Л. Кайсын Кулиев о Райнере Рильке и Спиридоне Дрожжине // Тверь: Альманах. М. - 1989
  • Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX века. Тверь. - 1999
  • Бойников А. М. Поэзия Спиридона Дрожжина: Монография. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дрожжин, Спиридон Дмитриевич

– И вы тоже.
– Простите, пожалуйста, Изольда, а почему ваш мир такой яркий? – не смогла удержать своего любопытства Стелла.
– О, просто там, где я жила, почти всегда было холодно и туманно... А там, где я родилась всегда светило солнышко, пахло цветами, и только зимой был снег. Но даже тогда было солнечно... Я так соскучилась по своей стране, что даже сейчас никак не могу насладиться вволю... Правда, имя моё холодное, но это потому, что маленькой я потерялась, и нашли меня на льду. Вот и назвали Изольдой...
– Ой, а ведь и правда – изо льда!.. Я никогда бы не додумалась!.. – ошарашено уставилась на неё я.
– Это ещё, что!.. А ведь у Тристана и вообще имени не было... Он так всю жизнь и прожил безымянным, – улыбнулась Изольда.
– А как же – «Тристан»?
– Ну, что ты, милая, это же просто «владеющий тремя станами», – засмеялась Изольда. – Вся его семья ведь погибла, когда он был ещё совсем маленький, вот и не нарекли имени, когда время пришло – некому было.
– А почему вы объясняете всё это как бы на моём языке? Это ведь по-русски!
– А мы и есть русские, вернее – были тогда... – поправилась девушка. – А теперь ведь, кто знает, кем будем...
– Как – русские?.. – растерялась я.
– Ну, может не совсем... Но в твоём понятии – это русские. Просто тогда нас было больше и всё было разнообразнее – и наша земля, и язык, и жизнь... Давно это было...
– А как же в книжке говорится, что вы были ирландцы и шотландцы?!.. Или это опять всё неправда?
– Ну, почему – неправда? Это ведь то же самое, просто мой отец прибыл из «тёплой» Руси, чтобы стать владетелем того «островного» стана, потому, что там войны никак не кончались, а он был прекрасным воином, вот они и попросили его. Но я всегда тосковала по «своей» Руси... Мне всегда на тех островах было холодно...
– А могу ли я вас спросить, как вы по-настоящему погибли? Если это вас не ранит, конечно. Во всех книжках про это по-разному написано, а мне бы очень хотелось знать, как по-настоящему было...
– Я его тело морю отдала, у них так принято было... А сама домой пошла... Только не дошла никогда... Сил не хватило. Так хотелось солнце наше увидеть, но не смогла... А может Тристан «не отпустил»...
– А как же в книгах говорят, что вы вместе умерли, или что вы убили себя?
– Не знаю, Светлая, не я эти книги писала... А люди всегда любили сказы друг другу сказывать, особенно красивые. Вот и приукрашивали, чтобы больше душу бередили... А я сама умерла через много лет, не прерывая жизни. Запрещено это было.
– Вам, наверное, очень грустно было так далеко от дома находиться?
– Да, как тебе сказать... Сперва, даже интересно было, пока мама была жива. А когда умерла она – весь мир для меня померк... Слишком мала я была тогда. А отца своего никогда не любила. Он войной лишь жил, даже я для него цену имела только ту, что на меня выменять можно было, замуж выдав... Он был воином до мозга костей. И умер таким. А я всегда домой вернуться мечтала. Даже сны видела... Но не удалось.
– А хотите, мы вас к Тристану отведём? Сперва покажем, как, а потом вы уже сама ходить будете. Это просто... – надеясь в душе, что она согласится, предложила я.
Мне очень хотелось увидеть «полностью» всю эту легенду, раз уж появилась такая возможность, и хоть было чуточку совестно, но я решила на этот раз не слушать свой сильно возмущавшийся «внутренний голос», а попробовать как-то убедить Изольду «прогуляться» на нижний «этаж» и отыскать там для неё её Тристана.
Я и правда очень любила эту «холодную» северную легенду. Она покорила моё сердце с той же самой минуты, как только попалась мне в руки. Счастье в ней было такое мимолётное, а грусти так много!.. Вообще-то, как и сказала Изольда – добавили туда, видимо, немало, потому что душу это и вправду зацепляло очень сильно. А может, так оно и было?.. Кто же мог это по-настоящему знать?.. Ведь те, которые всё это видели, уже давным-давно не жили. Вот потому-то мне так сильно и захотелось воспользоваться этим, наверняка единственным случаем и узнать, как же всё было на самом деле...
Изольда сидела тихо, о чём-то задумавшись, как бы не решаясь воспользоваться этим единственным, так неожиданно представившимся ей случаем, и увидеться с тем, кого так надолго разъединила с ней судьба...
– Не знаю... Нужно ли теперь всё это... Может быть просто оставить так? – растерянно прошептала Изольда. – Ранит это сильно... Не ошибиться бы...
Меня невероятно удивила такая её боязнь! Это было первый раз с того дня, когда я впервые заговорила с умершими, чтобы кто-то отказывался поговорить или увидеться с тем, кого когда-то так сильно и трагически любил...
– Пожалуйста, пойдёмте! Я знаю, что потом вы будете жалеть! Мы просто покажем вам, как это делать, а если вы не захотите, то и не будете больше туда ходить. Но у вас должен оставаться выбор. Человек должен иметь право выбирать сам, правда, ведь?
Наконец-то она кивнула:
– Ну, что ж, пойдём, Светлая. Ты права, я не должна прятаться за «спиной невозможного», это трусость. А трусов у нас никогда не любили. Да и не была я никогда одной из них...
Я показала ей свою защиту и, к моему величайшему удивлению, она сделала это очень легко, даже не задумываясь. Я очень обрадовалась, так как это сильно облегчало наш «поход».
– Ну что, готовы?.. – видимо, чтобы её подбодрить, весело улыбнулась Стелла.
Мы окунулись в сверкающую мглу и, через несколько коротких секунд, уже «плыли» по серебристой дорожке Астрального уровня...
– Здесь очень красиво...– прошептала Изольда, – но я видела его в другом, не таком светлом месте...
– Это тоже здесь... Только чуточку ниже, – успокоила её я. – Вот увидите, сейчас мы его найдём.
Мы «проскользнули» чуть глубже, и я уже готова была увидеть обычную «жутко-гнетущую» нижнеастральную реальность, но, к моему удивлению, ничего похожего не произошло... Мы попали в довольно таки приятный, но, правда, очень хмурый и какой-то печальный, пейзаж. О каменистый берег тёмно-синего моря плескались тяжёлые, мутные волны... Лениво «гонясь» одна за другой, они «стукались» о берег и нехотя, медленно, возвращались обратно, таща за собой серый песок и мелкие, чёрные, блестящие камушки. Дальше виднелась величественная, огромная, тёмно-зелёная гора, вершина которой застенчиво пряталась за серыми, набухшими облаками. Небо было тяжёлым, но не пугающим, полностью укрытым серыми, облаками. По берегу местами росли скупые карликовые кустики каких-то незнакомых растений. Опять же – пейзаж был хмурым, но достаточно «нормальным», во всяком случае, напоминал один из тех, который можно было увидеть на земле в дождливый, очень пасмурный день... И того «кричащего ужаса», как остальные, виденные нами на этом «этаже» места, он нам не внушал...