Кашмирский конфликт: эволюция, типология и пути урегулирования. Россия в цугцванге в противостоянии Индия-Пакистан. Ситуация в Кашмире

В конце июля в Дели прошли переговоры между индийским и пакистанским министрами иностранных дел. Дели и Исламабад формально возобновили мирный процесс в феврале этого года, который был приостановлен после теракта в индийском городе Мумбаи в 2008 году, в результате которого погибли 166 человек. Индия тогда обвинила в его организации базирующихся в Пакистане радикальных исламистов. Главной причиной конфликта между Индией и Пакистаном является спор вокруг принадлежности региона Кашмир.

В этом выпуске вы увидите снимки сотрудничающих с агентством Associated Press фотографов-стрингеров Чанни Аннанд, Алтафа Кадри и Мухтара Кхана, которые побывали в Кашмире, регионе, который уже много лет выступает в качестве яблока раздора между Индией и Пакистаном.

(Всего 31 фото)

Спонсор поста: decorative-surface.ru : Производственная компания "Мир декоративных покрытий" занимается различными видами деятельности, связанными с отделкой, покрасом и декорированием поверхностей практически любых изделий и деталей, сделанных из различных материалов.

1. Индийский военный по веревке спускается на базу на леднике Сиачен. Этот ледник считается самым высокогорным самым высокогорным театром военных действий за всю историю человечества. Первыми свои права на ледник Сиачен заявила Индия (кроме стратегического значения ледник важен еще и тем, что питает водой равнинные районы Кашмира). В 1984 году туда по воздуху был переброшен батальон, а на двух ключевых перевалах было размещено по взводу. Пакистан в ответ на не занятых индийскими формированиями высотах разместил свои части и подразделения. Армия Пакистана неоднократно пыталась выбить индийцев с их позиций, однако за двадцать лет им это так и не удалось. Наиболее ожесточенные столкновения пришлись на 1987–1988 годы.

2. Солдаты армии Индии возвращаются после учений в базовый лагерь Сиачен (индийский Кашмир, на границе с Пакистаном). Ведение боев на леднике Сиачен затрудняется тем, что проходит в сложных, порой даже в экстремальных условиях. Температура на леднике нередко снижается до 50–60 градусов ниже нуля, а на высотах 5–6 тысяч метров, где также расположены военные посты, может быть еще холоднее.

3. Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира.

4. Индийские солдаты тренируются взбираться вверх к вершине ледника Сиачен.

5. Возвращение индийских военных в базовый лагерь Сиачен.

6. В настоящее время Пакистан поддерживает три батальона на границе с Сиачен, а Индия имеет семь батальонов на данном участке границы.

7. Солдаты индийской армии проводят учения на границе с Пакистаном у спорного ледника Сиачен.

8. Индийский солдат спускается по веревке на базу, расположенную на леднике Сиачен.

9. Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон.

10. На сегодняшний день большая часть ледника Сиачен контролируется Индией.

11. Дети играют в крикет у берега озера Пангонг, недалеко от индийско-китайской границы в Ладакх, Индия. Ладакх является отдаленной частью бывшего княжества Кашмир, которое находится центре конфликта между Пакистаном и Индией, длящегося на протяжении последний 60 лет. Из-за территориального спора, Кашмир делят три страны: Пакистан контролирует северо-запад (Гилгит-Балтистан и Азад Кашмир), Индия контролирует центр и юг (Джамму и Кашмир) и собственно Ладакх. Китай контролирует северо-восток (Аксай-Чин и Транс-Карокорумский тракт)

12. На берегу озера Пангонг, недалеко от индийско-китайской границы в Ладакх, Индия.

13. Туристы на двугорбых верблюдах путешествуют по долине Нубра, Ладакх, Индия.


14. Индийские паломники направляются к - одной из наиболее известных индуистских святынь, расположенной в индийском штате Джамму и Кашмир. Амарнатх-ятра - это ежегодное паломничество, когда тысячи верующих из разных уголков земного шара посещают пещеру. Согласно индуистской мифологии, в пещере Амарнатх Шива открыл своей супруге Парвати секрет бессмертия. Внутри пещеры Амарнатх находятся ледяные глыбы - сваямбху мурти, являющиеся олицетворением (лингам) бога Шивы.

15. Индийские паломники на пути к пещере Амарнатх. Это священное для индуистов место находится на высоте 3 888 метров, в 141 километрах от Шринагара, столицы штата Джамму и Кашмир.

16. Индийских паломников, направляющихся к пещере Амарнатх, не останавливает ни дождь, ни ветер.

17. Паломники-индусы умываются в ледяной воде.

18. Стрижка – один из обязательных ритуалов перед посещением индуистской святыни – пещеры Амарнатх.

19. Обычно паломничество совершается пешком или на мулах по маршрутам из Пахалгама (45 км) или Чанданвари (35 км). Обычно дорога занимает 3-5 дней.

20. С мая по август в священной пещере вырастает ледяной Шивалингам - главный объект поклонения, меняющий свой размер в зависимости от сезона года и фаз луны: на растущую луну он увеличивается, а на убывающую уменьшается. Также в пещере есть четыре ледовых образования, похожие на статуи божеств. Самое большое считается Шивой в образе Амарнатха (Владыки бессмертия), слева Ганеша, а справа Парвати и Бхайрава.

21. Пик паломничества приходится на июль-август во время лунного месяца Шраван. За это время священную пещеру посещают около 25 тысяч паломников со всего мира, хотя добраться к пещере очень нелегко.

22. Ежегодно начиная с 15 июня тысячи паломников со всего мира посещают это место поклонения. Пещера доступна только в июле-августе, в сезон дождей, поскольку все остальное время покрыта снегом

23. Кашмирский мусульманин успокаивает мальчика, который со своими родителями, индийскими паломниками, на лошадях направляются к пещере Амарнатх.


Тэги: Кашмир, Пакистан, Индия, война, конфликт, сепаратизм
Последнее обновление 13.05.2014.

В значительной степени основы современного конфликта заложены в середине 19 века, когда англичане сперва приобрели княжество у сикхов, а в 1846 по Амритсарскому договору продали земли братьям, по касте раджпутам, по вероисповеданию хиндуистам, этническим догра, из соседнего Джамму, создав тем самым буфер между собой, русскими и Китаем. Старший из братьев, Гуляб Сингх, заплатил, по разным сведениям, от 500 до 750 тыс. фунтов, и стал первым кашмирским махараджей. Хотя традиционно в регионе жители не имели привычки делить общество по религиозному признаку, в 1931-40 начались первые трения между муслимским населением и хиндуистским правительством территории.

Когда начинался раздел британских владений в Индии, Пакистан рассматривал Кашмир как естественное дополнение к своим территориям, поскольку тот населен в основном мусульманами, а по правилам таковые территории отходили к Пакистану. Если проводить референдум, полагал местный британский резидент, то догра и хиндуисты проголосуют за Индию, мусульмане, предположительно, за Пакистан, особенно проживающие в Панче, Мирпуре и Музаффарабаде. Пытаясь, по-видимому, решить вопрос явочным путем, пакистанские власти предложили трибалистам региона выставить по одному “борцу за веру” от каждой тысячи жителей, снарядили получившуюся армию “лашкар” и обеспечили офицерами от унтеров до майоров, предполагая, что это войско займет большую часть Кашмира и затем можно будет провозгласить его присоединение к Пакистану. Предполагалось начать 22 октября, основная масса “лашкар” шла по дороге Музаффарабад-Сринагар, имея конечным пунктом перевал Бахинал. Трибалисты вооружены были винтовками, несколькими пулеметами и передвигались примерно на трех сотнях грузовиков. Армия махараджи состояла наполовину из догра, наполовину из мусульман, которые все перешли на сторону единоверцев, это сказалось при баталии за Домел, важный дорожный узел: дезертиры передали “лашкар” всю необходимую информацию о силе и дислокации гарнизона. Собственно, быстрая военная акция имела все шансы преуспеть, особенно если учитывать прекращение поставок топлива, продовольствия и развал системы связи Кашмира, ибо все это по контрактам контролировали пакистанские специалисты, но трибалисты пустились по пути грабить и убивать, уделяя мало внимания поставленным военным задачам.

31 июля 1988, когда в Сринагаре были взорваны две бомбы, считается днем начала вооруженной борьбы, а крупномасштабные акции стали наблюдаться с конца 1989 года. В начале 1990 года было отпрессовано несколько мирных демонстраций, в ответ с апреля 1990 сепаратисты распространили активность вовне региона, взорвав бомбы в двух полицейских участках Нью-Дели, чередой пошли целые серии “харталов”, широкое распространение получила практика захвата заложников и похищений за выкуп. К середине 1990-х ДКЛФ, стоявшая все-таки за политический путь решения проблемы, окончательно утратил лидирующие позиции, и к руководству всем кашмирским сепаратизмом пришли про-пакистанские исламские экстремисты. Формально они объединены в Объединенный совет джихада, который тесно взаимодействовал с пакистанской разведкой ИСИ, влиявшей на все назначения в головном эшелоне организации и вкладывавшей в мероприятия солидные деньги, и разрабатывавшей для входящих в эту структуру организаций стратегические планы. Собственно, тенденция усиления исламистов прослеживалась давно, еще в Кашмире с 1992 началось обострение, силовики теряли с тех пор в год по 300-400 человек, а террористы втрое-вчетверо больше. С 11 мая 1992 в индийской половине введен комендантский час, и было строго приказано стрелять в любого нарушителя, с июля 1992 полнота власти в штате передана президенту, потом президентское правление продлевалось несколько раз. Сперва всем занималась Центральная Резервная полиция (ЦПРФ), основанная в 1909, укомплектованная выходцами изо всех углов страны, подготовленных к усмирению волнений, но не к борьбе с повстанцами. Поскольку в этих местах основная единица строения – мохалла, отделенная от соседних мохалла узкими улочками, через которые можно перепрыгивать с крыши на крышу, то индийцы старались устраивать блокпосты-«нака» на выходах из кварталов, на перекрестках и мостах, и воспоминания участников операций полны жалоб на скверные бытовые условия. По рассказам персонала, рабочий день длился по 18 часов, а надо быть начеку круглые сутки, питаясь кофейком с бутербродами и обитая в бункере из мешков с песком. Потом ЦПРФ сменила Пограничная служба (СФФ), возглавлял ее действия в Кашмире генеральный инспектор Ашок Патель. Когда он начинал работать, даже не было досье на террористов и их руководство, и попавшийся случайно лидер воинствующего крыла кашмирцев на тот момент Малик сумел избежать своей участи. Поэтому стало развиваться разведывательное звено; по его ориентировкам специальные команды на джипах врывались во враждебные кварталы и изымали подозреваемых, для акций на территории собственно Кашмира индийское руководство ввело в 90-х в дело тактику, оправдавшую себя в 70-х на северо-востоке, а именно затыкание границы совокупно с массовыми, дом за домом, операциями “оцепи-и-обыщи”, были также введены команды по зачистке дорог, к которым прилагались группы сверхбыстрого реагирования, и проведена была масса других мер, обеспечивших спад террора. Однако, хотя террористы больше не могли похвалиться, что «индийцы изгнаны», их активность продолжалась, поэтому к делу подключили армию, взявшую в свои руки всю полнот командования в 1994 году, и в лучшие дни соотношение военных и местных в регионе было 1 к 7. Для изоляции местых кадров от помощи из пакистанской части Кашмира была учинена трехэтажная система борьбы с инфильтрациями – сперва патрули на границе, призванные накрывать инфильтрующихся в момент, когда они собираются с силами на рубеже; потом в 5 км (иногда шириной до 15) от границы зона с комендантским часом в ночное время, где стреляют на поражение; затем группы, постоянно контролирующие деревни вблизи границы. Оснащены патрульные впечатляюще – у патруля гуркхов численностью 8 человек оказались при себе автоматы, гранатометы, дымовые гранаты и огнемет. Пакистанцы пытались обеспечивать прорывающимся огневую поддержку и даже сами ходили их прикрывать, но в итоге вынуждены были перейти на внедрение через высокогорье. В 1995 в регионе действовали 6-8 тыс. повстанцев, 1-2 тыс. из них – иноземцы (“мехмаан”=“гости”), в столкновениях постоянно участвовали пришельцы из Афганистана и прочих гнездовий исламского фундаментализма (типа Судана). “Гости” отличались первобытной жестокостью: пойманных могли таскать по деревням в цепях, перед тем как выколоть глаза и зарезать; кастрировать и снять кожу живьем и т.п., особенно часто перед фронтом поселян. Но это мало помогало завоевать умы и сердца.

С 1997 инсургенции был фактически сломлен хребет, хотя несколько организаций остаются “в поле”, особенно заметна и активна “Хизб-уль-муджахидин”, главное движение такого профиля из местных. В 1999 состоялась Каргиллская война , продемонстрировавшая, что способность исламистов вербовать новых рекрутов и добиваться громких успехов заметно пошла на убыль, однако движение определенно остается в живых и проводит довольно шумные теракты, в 2001 во время около или одновременно с набегом на Лок Сабха совершено напали на Законодательную ассамблею в Сринагаре, 38 погибших в процессе, и по ходу обмена любезностями на дипломатическом уровне войска обеих сторон интенсивно проводили приготовления в пограничье. Пакистан продолжает отрицать свою причастность к деятельности боевиков, а индийская сторона в докладе за 2002 год утверждала, что 60-70% их личного состава приходит из Пакистана, местные работают только проводниками и носильщиками, и вся затея по-прежнему опекается ИСИ. Согласно социологическим опросам, в последние годы примерно 65% кашмирцев полагают боевиков скорее вредящими кашмирскому делу, 68% полагают, что пакистанцами движет не забота о счастье жителей Кашмира. В целом же граждане полагают вопрос о принадлежности Кашмира вторичным, для водворения мира в регионе полагают нужным проводить честные выборы 86%, развивать регион и создавать рабочие места 93%, пресечь внедрение боевиков 88%, обеспечить возврат кашмирских пандитов 80%, 61% граждан полагает, что при индийцах будет лучше в экономическом плане, чем при пакистанцах (сторонников обратного взгляда 6%). Постепенно ситуация в штате нормализовалась, в январе 1995 открыт бар с продажей спиртного, а полугодом ранее – кино; и то и другое плюс салоны красоты были закрыты по требованию мусульман в 1989. В мае 1996 состоялись первые за 10 лет выборы, парламентские, в сентябре местные, и политическая жизнь в дальнейшем протекала на стандартном индийском уровне. В регионе по-прежнему неспокойно, и, ак и в Ассаме, каждый год в годовщину независимости Индии учиняется забастовка или иные предприятия такого рода, так же как и в годовщину ввода войск (27.10.47), и практически ни одна акция протеста не обошлась без убитых и раненых.

Кашмир - спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в Гималаях. Раздел Кашмира не закреплён официальными соглашениями о границах, а сам регион является очагом напряжения между занимающими его странами, прежде всего Индией и Пакистаном. Проблема Кашмира остается наиболее значимым узлом противоречий в отношениях двух стран. Вопрос о принадлежности спорных территорий является главным, на котором сошлись практически все политические устремления Дели и Исламабада в регионе, и именно в кашмирском преломлении следует рассматривать большинство прочих двусторонних событий. Конфликт, связанный с данными территориями, является одним из самых долговечных во всей новой истории. Межгосударственное противостояние на Южноазиатском субконтиненте насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана, в то же время корни проблемы уходят в давние времена, в конечном счете упираясь в межрелигиозную и, отчасти, этническую рознь.

В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира - кашмирцам и дограм. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII-VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы. Кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру-Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.

После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину - уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам. В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества. Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей- индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх - лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе. В Кашмире утвердилась власть догров.

Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте - Индией и Пакистаном. В начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира - Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.” (2india.ru)

1. Нищая вдова просит милостыню в Сринагара.

2. Родные и близкие оплакивают двух изнасилованных и убитых, солдатами вооруженных сил Индии, девушек.

3. Общий вид города Сринагар.

4. Во время протеста после убийства двух девушек в Сринагаре.

5. Во время протеста после убийства двух девушек в Сринагаре.

6. Семнадцатилетний Ариф Ахмад Бхат доставленный в больницу после того, как ему в голову попал заряд со слезоточивым газом. Позже Ариф скончался из-за тяжести ранения.

7. Брат Арифа Вазиф на похоронах.

11. Мирваз Умар Фарук, глава движения "All Parties Hurriyat Conference" выступает в самой большой мечети Кашмира. Умар сын Маулви Фарука, широкоизвестного лидера боровшегося за независимость Кашмира.

12. Во время протеста после убийства двух девушек в Сринагаре.

13. Во время протеста после убийства двух девушек в Сринагаре.

14. Во время протеста после убийства двух девушек в Сринагаре.

15. Полицейские Кашмира.

16. Автобус Джамму-Срингар.

17. Женщины плачут, глядя как власти сносят их дома, аргументируя свои действия тем, что идет очистка территории вокруг озера Дал.

Джамму и Кашмир - спорная область, находящаяся в самом центре так называемой евразийской «дуги нестабильности»; здесь сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии - ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с Афганистаном - на севере, со Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.
Вот уже более 50 лет Кашмир служит ареной вооруженных столкновений между Индией и Пакистаном. Причина этому - геополитическое положение Кашмира на стыке Центральной и Южной Азии. Для Индии, Пакистана и Китая эта территория имеет жизненно важное значение. Горы Кашмира господствуют над Пенджабской равниной, где проживает более 100 млн человек и где располагается крупная продовольственная база Индии и Пакистана. Именно здесь, в Пенджабе, находятся крупнейшие города и промышленные центры этих государств, в том числе их столицы - Дели и Исламабад. Обстановка в индийской части Пенджаба постоянно осложняется из-за стремления сикхских экстремистов отделить штат Пенджаб от Индии. Без контроля над Кашмиром удержать Пенджаб в составе республики правительству Индии будет очень сложно. Для Китая восточный Кашмир - это единственная связь с западной частью Тибета, одной из самых неспокойных провинций, ослабить контроль над которой китайское руководство никогда не согласится.

Раздел Индии. Первый индо-пакистанский конфликт

Британская Индия, в состав которой входил Кашмир, получила независимость 14 августа 1947 г. Согласно положениям закона о независимости Индии, она была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз (с 1950 г. - Республика Индия). В основу этого раздела был положен религиозный принцип. Территории с преобладанием мусульманского населения отошли к Пакистану, а с преобладанием индуистского - к Индии. Мусульмане в Кашмире тогда составляли около 80% населения, и, казалось, участь его была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям того же закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира был индуистом и поэтому хотел присоединить свое княжество к Индии.
Летом 1947 г. последний генерал-губернатор Индии лорд Маунбеттен во время пребывания в Сринагаре пытался склонить махараджу Хари Сингха (1925-1949) к проведению плебисцита среди жителей княжества. Предполагалось, что кашмирские мусульмане выскажутся за присоединение к Пакистану, однако махараджа уклонился от предложения лорда. Уже в октябре 1947 г. спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном.
Началось все с того, что 20-21 октября 1947 г. пакистанское правительство спровоцировало выступление против княжества Кашмир пограничных пуштунских племен афридиев, юсуфзаев и масудов, которые позднее были поддержаны регулярными войсками Пакистана. Эта провокация имела двойную цель: во-первых, правительство Пакистана могло снять с себя ответственность за вторжение в княжество, сначала переложив основную вину на племена, которые якобы невозможно контролировать; во-вторых, ослабить пуштунское движение за создание отдельного от Пакистана государства Пуштунистан. Уже через четыре дня после начала вторжения пуштуны были в нескольких километрах от Сринагара. Махараджа обратился за помощью к Индии. 27 октября индийская сторона ответила Пакистану переброской имевшихся вооруженных сил в район военных действий и высадкой своего авиадесанта в Сринагаре. На оказавшихся под контролем Пакистана территориях Кашмира были созданы две области этого государства: Азад Кашмир и Северные Территории. В 1948 г. военные действия были прекращены, и с января 1949 г. вступило в силу соглашение о прекращении огня, закрепившее раздел княжества между Индией и Пакистаном.
Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе. Политические подходы Индии и Пакистана к кашмирскому вопросу сохранились неизменными и несовместимыми.

Вооруженные столкновения в 60-90-е годы

Формально конфликт 1965 г. начался из-за неопределенности пограничной линии в районе Качского Ранна на южном участке совместной границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны перекинулось на север, в Кашмир. Военные действия длились меньше года, но велись с применением современного по тем временам оружия. Итог - ущерб более 200 млн долларов и число погибших свыше 700 человек, но никаких территориальных изменений.
В следующий раз кровь пролилась в 1971 г., теперь в Восточном Пакистане, где индийские войска совместно с бенгальскими повстанцами вели бои против пакистанской армии. Эта война привела к образованию Народной Республики Бангладеш.
То, что обе войны были кратковременными, хотя и сопровождались большими потерями, в меньшей мере обусловлено единодушным требованием мирового сообщества немедленно прекратить войны и в большей - истощением воюющих сторон при сомнительности побед. Далее развивался обычный сценарий: тур восстановления, пополнения, накачивания более высокотехнологичным вооружением и новый всплеск конфликта.
С середины 80-х годов в течение нескольких лет армии сторон почти ежедневно втягивались в авиационные или артиллерийские дуэли на северной оконечности этой же границы - оспаривалась принадлежность высокогорного ледника Сиачим (высота 6 тыс. м) в предгорьях Каракорума.
Внутренняя обстановка в штате постоянно накалялась, несмотря на многочисленные попытки переговоров. Основной причиной этого являлись мусульмано-индуистские межобщинные противоречия, осложненные индийско-пакистанским территориальным спором.
Живущие в основном в сельских районах Кашмира мусульмане очень бедны. В штате наблюдается аграрное перенаселение, а его промышленное развитие затруднено из-за неблагоприятного географического положения относительно главных экономических центров Индии. Миграция индуистов из других регионов страны еще больше обостряет социальные проблемы. Сложная обстановка в штате подогревалась еще и спорами с Китаем из-за некоторых пограничных территорий. Начиная с 50-х годов стали возникать частые пограничные конфликты за право владения обширной территории Аксайчин («Пустыня белых камней»). Спор завершился только в 1962 г. после перехода этого участка под управление Китая.

Начиная с 80-х годов, с одной стороны, все громче раздаются требования отделить «мусульманский Кашмир» от Индии, с другой - провозгласить «индуистский Джамму» отдельным штатом. Партия «Джамаат-и-Ислами» и другие мусульманские организации Индии (Фронт освобождения Кашмира, Мусульманский объединенный фронт) требуют развернуть в стране исламскую революцию по типу иранской, освободить Кашмир от индийской оккупации и создать в населенных мусульманами районах севера Индии третий Пакистан, то есть закрытый для всех немусульман район, управляемый по законам шариата. Экстремисты провоцируют межобщинные столкновения, занимаются террористической деятельностью, получая деньги и оружие из исламских государств.
Крупнейшей из террористических организаций, действующих в индийском штате Джамму и Кашмир, является «Хизб-уль-муджахидин». По индийским источникам, «Хизб-уль-муджахидин» несет ответственность за 60-70% терактов в штате. Эта организация возникла в 1989 г. как военное крыло «Джамаат-и-Ислами» и, по некоторым данным, была создана по указке пакистанской разведки в качестве исламского противовеса влиянию светской организации Освободительный фронт Джамму и Кашмира, выступая за присоединение Кашмира к Пакистану. Эти террористические организации до недавнего времени имели тесные контакты с группами афганских моджахедов, которые обучали их обращению с оружием. В самом Пакистане развернулась широкая антииндийская кампания, объявлялись недели солидарности с борющимся народом Кашмира. Экстремистские группировки заявляли о готовности направить несколько тысяч боевиков (в том числе и из групп афганских моджахедов) для ведения подрывных действий в самом Кашмире. И это была не только угроза: отсутствие стабильности в Афганистане не давало возможности контролировать передвижение боевиков и приток оружия через Пакистан на территорию Кашмира.

По официальным данным, за последние 10 лет погибли 30 тыс. человек, а по данным сепаратистов, эта цифра доходит до ста тысяч. Десятки тысяч людей стали беженцами, что относится и к кашмирским брахманам, которые были вынуждены почти полностью перебраться из Кашмирской долины в Джамму и другие области Индии. По индийским данным, число беженцев из долины Кашмира только в Джамму превышает 53 тыс. семей.
Так как местное правительство в Сринагаре, возглавляемое Фаруком Абдулой (Национальная конференция Джамму и Кашмира, НКДК), не могло справиться с накалом экстремизма в штате, оно было отстранено федеральным центром от власти. С 1990 г. в штате введено прямое президентское правление. Индийское правительство направило в Джамму и Кашмир контингент войск численностью до полумиллиона человек (общая численность военных формирований Индии составляет 1,3 млн человек).
Однако эти меры индийского правительства только способствовали эскалации конфликта. За период 1990-1996 гг. в штате было убито около 1800 индийских солдат и офицеров, около 7 тыс. сепаратистов, погибло более 13 тыс. мирных жителей. Было разрушено 406 мостов, сожжено 744 школы.
По данным источников, близких к НКДК, с 1984 по 1999 г. в результате действий индийской армии и полиции в штате погибли 53 тыс. мусульман.

Исторические корни конфликта

Многие конфликты в Азии имеют многовековую историю. Проблема Джамму и Кашмира не является исключением - ей более 1000 лет.
В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира - кашмирцам и дограм. Причем именно кашмирцы из-за труднодоступного положения их горных долин и замкнутого образа жизни считаются народом, сохранившим в наибольшей степени черты и обычаи первых арийских поселенцев в Индостане. В те времена практически все местное население составляли индуисты. Во время правления в Индии императора Ашоки (III в. до н. э.) в долины Кашмира проникает буддизм. Район Ладакха становится одним из основных буддистских центров Индии, однако в это время и индуизм еще сохранял здесь сильные позиции. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII-VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы.
В VIII в. недалеко от Сринагара был построен знаменитый храм бога солнца Сурьи. С тех пор и до нашего времени кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру-Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.
После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В настоящее время насчитывается более 500 тыс. кашмирских брахманов (из которых более 100 тыс. - в Кашмирской долине), составляющих 138 эндогамных семей, расселенных по всей территории Индии, где они до сих пор имеют большое влияние.
Но позже кашмирским индуистам пришлось отступить из-за вторжения воинственных племен с запада. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину - уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам.
В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества.

Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх - лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.
В Кашмире утвердилась власть догров. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте - Индией и Пакистаном.
В начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира - Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

Современное положение в Кашмире

В настоящее время штат опять окунулся в море насилия и террора. Начало этому положил террористический акт, который был совершен 13 декабря 2001 г. в Дели. Пятеро вооруженных террористов напали на здание индийского парламента, в результате чего погибли 14 человек. Хотя в ходе нападения никто из членов правительства не пострадал, это событие положило начало очередному всплеску напряженности в регионе.
Индия закрыла с Пакистаном железнодорожное и автобусное сообщение и отозвала из Исламабада своего посла, а затем объявила персонами нон грата несколько пакистанских дипломатов в Дели. Президент Пакистана генерал Первез Мушарраф назвал «бесцеремонной» реакцию индийских националистов. К линии фактического контроля в Кашмире обе стороны срочно стянули значительные группировки войск, которые находились в состоянии повышенной боеготовности. Индийская сторона, отменив все увольнения и отпуска, выдвинула к границе с Пакистаном мобильные батареи тактических ракет класса «земля-земля» («Притхви»); тысячи солдат и танков были переброшены в пограничные штаты Раджастхан и Пенджаб. В свою очередь Пакистан разместил в непосредственной близости от границы ракеты средней дальности, способные нести ядерные заряды, а вблизи территориальных вод Индии была поставлена на круглосуточное дежурство пакистанская военная флотилия.
Обе стороны заявили о приведении в боевую готовность своих баллистических ракет и военно-воздушных сил. По приводимым сведениям, индийские военачальники заявляли о способности осуществить атаку с помощью артиллерии, авиации, ракет и танков. Генералы в Дели и Исламабаде при любом удобном случае подчеркивали, что к войне было все готово, а жители Джамму и Кашмира тысячами эвакуировались в более спокойные районы страны.
Почти каждый день на границе происходили стычки, сопровождавшиеся обстрелами из крупнокалиберных пулеметов. Обстановка нетерпимости подогревалась и событиями внутри штата. 21 марта 2002 г. мусульманские экстремисты взорвали индуистский храм у города Калакот на линии контроля в Джамму и Кашмире. (Всего за период с 1990 по 2001 г. в Кашмире было разрушено 22 индуистских храма, а 50 подверглись нападениям). Затем они атаковали резиденцию министра внутренних дел штата; в то время были часты случаи нападения террористов на мирных граждан, армейские патрули, резни в индуистских деревнях, была совершена попытка захвата аэропорта в Сринагаре.
В ответ на это индийская сторона недвусмысленно заявила, что если ее и дальше будут подталкивать к конфликту, то официальный Дели начнет военные действия как против пакистанской армии, так и против исламских террористов, действующих с территории Пакистана. Индийские власти часто подчеркивают, что захват контролируемой Пакистаном части Кашмира - дело вполне достижимое. Воинственные заявления поддерживаются большинством индийского парламента, а некоторые партии открыто выступают за то, чтобы власти Индии не останавливались даже перед ядерным ударом по Пакистану.
Особенностью сегодняшнего конфликта является то, что за прошедшие годы Индия и Пакистан обзавелись ядерным оружием, и дальнейшая эскалация конфликта может привести к серьезным последствиям. Официальные лица больше всего опасаются выхода ситуации из-под контроля, в результате чего это оружие может быть использовано. Пакистанский президент, стремясь разрядить напряженность, отдал распоряжение банкам заморозить счета группировок «Лашкар-э-Тоиба» и «Джаиш-э-Мохаммед». Но со стороны министерства обороны Индии поступила информация, что правительство не намерено выводить из этого штата свои войска, поскольку заявление Исламабада неискренно и он продолжает поддержку террористов в Джамму и Кашмире. Индийцы требуют не только замораживания счетов террористов, но и закрытия отделений и представительств всех действующих на пакистанской территории кашмирских сепаратистских группировок, и только после этого Индия готова сесть за стол переговоров.

Пакистан делает заявления, что обе стороны должны совместно начать шаги по разрядке напряженности в отношениях между двумя государствами. Особо было отмечено, что Исламабад настроен вести переговоры с индийской стороной где и когда угодно и на любом уровне, однако предупреждает о готовности к любому развитию событий. Следует отметить, что во время обмена политическими заявлениями состоялся вояж президента Пакистана Мушаррафа в Пекин. Китай является традиционным союзником Исламабада. В свое время из Китая было поставлено значительное количество вооружения и военной техники. Индия же ориентирована на российское оружие. То есть в случае вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном в него могут быть втянуты и сопредельные государства, что чревато непредсказуемыми последствиями. Несмотря на посреднические усилия США и Великобритании, ясность в отношениях между двумя странами не появилась, а Индия исключила возможность диалога с Пакистаном в обозримом будущем. Урегулирование конфликта будет зависеть во многом от гибкости премьер-министров двух стран.
Какими путями можно минимизировать конфликт? Решением ситуации было бы признание линии прекращения огня в качестве международной границы. Однако согласившееся на такой вариант правительство любой из двух стран, скорее всего, будет отстранено от власти, хотя на неофициальном уровне как в Индии, так и в Пакистане такой вариант решения кашмирской проблемы рассматривается. Пока кашмирская проблема остается нерешенной, между Индией и Пакистаном сохраняется взаимное недоверие, а это стимулирует обе стороны к укреплению своей обороноспособности и развитию ядерных программ. Мирное решение кашмирской проблемы на двусторонней основе может предотвратить распространение ядерного оружия во всем южноазиатском регионе.
За годы военных действий между индийской армией и сепаратистами нанесен огромный ущерб инфраструктуре, промышленности и сельскому хозяйству штата, разрушены многие жилые дома, школы, здания, дороги и мосты. Некогда цветущая Кашмирская долина превратилась в «царство теней». Уничтожена система водоснабжения и канализации, нарушены линии электропередач и телефонная связь, в большинстве районов электричество подают не более двух часов в сутки, многие горные территории практически отрезаны от внешнего мира.
Значительные рекреационные ресурсы Кашмирской долины: величественные горы, живописные озера, мягкий климат в сочетании с архитектурными памятниками - могут привлечь многочисленных туристов со всего мира. Но этого не происходит из-за сложившейся репутации Джамму и Кашмира как горячей точки на карте Азии.
Следующим этапом выхода из кризисной ситуации должно стать восстановление экономики штата и согласие всех заинтересованных сторон (Индии, Пакистана и Китая) утвердить уже устоявшиеся границы.
В настоящее время территория исторического княжества Кашмир на севере Южной Азии в политическом плане де-факто подразделяется на три зоны.

Азад Кашмир

Непризнанное самопровозглашенное государство, целиком контролируется Пакистаном и зачастую включается в территорию этой страны.

Территория - 13 тыс. км2
Население - 3,6 млн чел. (2002)*
Столицей провозглашен Музаффарабад (19 тыс. жит., 2002)
Официальным языком считается урду
Административное деление - 5 округов
ru.wikipedia.org - Азад Кашмир

Гилгит-Балтистан (до 2009 года Северные Территории)

Районы бывшего княжества Кашмир, оккупированные Пакистаном в конце 40-х годов ХХ в.

Территория - 72,5 тыс. км2
Население - 1 млн чел. (2002)
Административный центр - Гилгит (9 тыс. чел., 2002)
Официальный язык - урду
ru.wikipedia.org - Гилгит-Балтистан

Джамму и Кашмир

Один из 28 штатов Индии. Официальные индийские власти включают в его состав Азад Кашмир и Северные территории, но ниже приведены данные по той части территории штата, которая контролируется Индией

Территория - 101,4 тыс. км2
Население - 10,5 млн чел. (2002)
Столица - Сринагар (летняя, с мая по октябрь, 930 тыс. чел, 2002), Джамму (зимняя, с ноября по апрель, 393 тыс. чел, 2002)
Официальные языки - урду, кашмири и хинди
Административное деление - 14 округов
ru.wikipedia.org - Джамму и Кашмир
* Здесь и далее данные по населению за 2002 г. приведены по World Gazetteer

С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук, старший преподаватель кафедры экономической
и социальной географии Московского педагогического государственного университета

http://geo.1september.ru/article.php?ID=200301302
http://geo.1september.ru/article.php?ID=200301203

Аксайчин

Аксайчин - регион, расположенный на границе Китая, Пакистана и Индии. Имеет площадь 42 685 км² (около 20 % всей территории штата Джамму и Кашмир). Территория управляется Китаем, но оспаривается Индией. Аксайчин является одним из двух основных территориальных споров между Индией и Китаем, вторая спорная территория - штат Аруначал-Прадеш.

ru.wikipedia.org - Аксайчин
turizmok.com - Религии Кашмира

Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.

21 апреля текущего года исполнится 60 лет первой резолюции Совета Безопасности ООН по решению проблемы Кашмира. Проблемы, можно сказать, "вечной" для современных Индии и Пакистана. Ведь сколько существуют два этих государства, ровно столько же существует и кашмирская проблема.

В чем её суть? В Исламабаде считают, что при разделе Британской Индии на Пакистан и собственно Индию в 1947 году не была учтена позиция кашмирских мусульман.

В основу раздела был положен религиозный принцип: территории с преобладанием мусульманского населения отходили Пакистану, индуистского - к Индии. Население тогдашнего Кашмира на 80% составляли мусульмане, и участь его, вроде бы, была предрешена. Но правитель княжества Джамму и Кашмир, некто махараджа Хари Сингх, будучи индуистом, отказался от проведения плебисцита и присоединил Джамму вместе с Кашмиром к Индии. Пакистан успел отвоевать для себя всего лишь Северные территории Кашмира.

За 60 лет индо-пакистанского конфликта на этой почве Исламабад и Дели не нашли путей к мирному решению вопроса. Три войны - 1947-1948, 1965 и 1971 годов - тоже не привели к урегулированию проблемы. Единственное, чего сумели достичь стороны, так это договориться в 1972 году в Симле (Индия) «уважать Линию контроля», установленную ООНовскими наблюдателями в декабре 1971 года, а возникающие спорные проблемы разрешать путем мирных переговоров исключительно на двусторонней основе.

Такой подход подтверждался на всех последующих двусторонних переговорах на высшем уровне, но к фактическому урегулированию проблемы стороны так и не приблизились. Более того, кашмирская проблема после «симльских договоренностей» успела обрасти новыми реалиями, которые совсем не способствуют её стабилизации, а наоборот. К таким реалиям следует отнести появление такого дестабилизирующего фактора как боевики движения «Талибан» и «Аль-Каиды», которых по убеждению Дели пакистанская сторона использует в своих интересах в кашмирском конфликте.

В свою очередь, появление у сторон ядерного оружия не стало сдерживающим фактором, как это было в отношениях СССР и США, а лишь заставило мировое сообщество вздрагивать всякий раз, когда Исламабад и Дели в Кашмире напрягали ситуацию до чисто военного конфликта или ставили её на грань войны. Так было и в Каргильском военном конфликте в 1999 году (Каргил - населенный пункт на индийской территории Кашмира, в 10 км южнее Линии контроля, место периодических военных действий двух сторон). Так было и в ходе военно-политического противостояния в 2001 - 2002 годы, когда Индия и Пакистан стояли к войне ближе, чем когда-либо после Каргила. Достаточно сказать, что Индия тогда подтянула к границе три четверти своих сухопутных войск, а Пакистан практически все свои сухопутные силы. Чтобы разрядить ситуацию потребовалось настойчивое вмешательство международного сообщества, главным образом России и США.

Как обстоят дела сегодня?

Резолюции СБ ООН (от 21 апреля и 134 августа 1948 и 5 января 1949 года) призывают Индию и Пакистан к выводу войск со спорных территорий и проведению на них плебисцита. Исламабад, изначально поддерживавший эту идею, до сих пор считает такой путь единственным способом решения проблемы.

Дели некоторое время был согласен с таким вариантом, но затем отказался от него. В частности, по мнению российского эксперта Владимира Москаленко - «из-за вступления Пакистана в военный союз с США». А с учетом того, что в 1954 году Учредительное собрание, избранное населением индийской части Кашмира, проголосовало за вхождение территории в состав Индии на правах одного из штатов, Дели считает, что проблема Кашмира «в принципе решена». Теперь речь может идти только об освобождении части территории от пакистанских войск и органов власти.

Эти позиции и политические подходы Дели и Исламабада к решению кашмирской проблемы остались такими же и на сегодня. В результате Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы - по Линии контроля. И ситуация полностью зависит от того, поставит ли Дели в очередной раз вопрос об освобождении «незаконно оккупируемой» Пакистаном части территории, и не станут ли в Исламабаде, в свою очередь, брать верх сторонники военного решения кашмирского вопроса.

Что касается пакистанской стороны, то многое, если не все, зависит от политической элиты, находящейся у реальной власти. Так нынешний президент Пакистана Первез Мушарраф придерживается более гибкой позиции. В частности, он и его команда уверены, что на сегодняшний день кашмирская проблема - в первую очередь проблема гуманитарная, заключающаяся в решении, прежде всего, социальных проблем кашмирцев, а затем уже и территориальных спорных моментов.

В свою очередь оппоненты Мушаррафа - победившая коалиция партий Беназир Бхутто и Наваза Шарифа, получивших абсолютное большинство мест в правительстве и парламенте страны - занимают традиционную позицию, ориентированную в первую очередь на проведение плебисцита. Поэтому, не случайно, надо полагать, Дели так внимательно следит за всеми заявлениями нового премьера Пакистана Юсуфа Резы Гилани, объявившего одной из главных задач своего правительства как можно большее ограничение полномочий Первеза Мушаррафа.

Вместе с тем, как отмечают ряд российских экспертов, настоящих прорывов в разрешении конфликтных и кризисных проблем нет, чему, несмотря на существенные внешнеполитические уступки Пакистана, способствует напористая и все больше принимающая характер давления на Исламабад позиция Индии. При этом в Дели не могут не понимать, что внешнеполитические уступки Пакистана имеют свои пределы в рамках президентства Первеза Мушаррафа.