Ручка из бересты для ножа тонкости. Ручка для ножа из дерева и бересты своими руками

Вопрос очень интересный и обычно так и делают. Много методов для изготовления ножен смотря для какого ножа.Главное-нож не должен тупиться,надежно фиксироваться и легко выниматься.Нож фиксируется или за лезвие или за ручку.Самое простое и обычное.Две пластины,например,2-3 мм.толстой кожи,размером больше размера клинка стягиваются по краям заклёпками или кожаным шнурком.За счёт эластичности кожи нож держится.Можно использовать деревянные пластинки с выборкой(стамесками ил фрезеровкой) и обтянутые чем-либо и тогда нож крепится за ручку.Австрийские знаменитые штык-ножи имеют пластиковый корпус ножен с защелкой за гарду.Смотря для чего нож так и будут разные ножны.Нож охотника в крови животного в тугих ножнах с креплением за лезвие зимой заклинит в ножнах и его надо крепить за ручку и ручка должна быть такой формы чтобы её можно было удобно вытащить.Если нож для обороны,охоты требования одни.Ножи для сапожника,резчика,которые с собой не носятся,главное требование- сохранить остроту при хранении.
В очередной раз разрешите поприветствовать глубоко уважаемое собрание.

Предлагаю Вашему благосклонному вниманию давно обещанный туториал по изготовлению берестяных ножен. Прошу Вашего снисхождения к длиннотам излишней детализации, так как это моя первая попытка сделать туториал.
Итак:
Специально для данного туториала был изготовлен вот такой нож.

Клинок «Канкапаа Леуки» 137х27х3 мм. Углеродка. Рукоять 125х335х20 мм. Береста (сборка на ПВА на хвостовике), сувель берёзы. Монтаж сквозной на стяжку. Финиш – пока только наждачка 2500.

Эскиз ножен.


Делаем выкройки бересты (просто обернув нож сложенным листом бумаги) и проставки.


Делаем проставку из сосновой дощечки толщиной 10мм.


Кроим бересту. Тут первая засада: на нож такой длинны очень трудно подобрать куски бересты по размеру. Кстати: береста любезно предоставлена ув. Хамакурой, за что ему огромное спасибо.


Закладываем бересту в кипяток.


Прошло 2 часа. Береста изменила цвет и свернулась по форме ствола, внутренним слоем наружу.




Пока вариться береста готовим нож. Обматываем пищевой пленкой и крепим изолентой проставку. Не забываем дистанцер между проставкой и РК.


Через 8 часов приступаем к самой ответственной операции. Вытаскиваем один кусок бересты из кипятка, аккуратнейшим образом разворачиваем его и оборачиваем им нож. Закрепляем зажимами.


Как только первый слой чуть чуть привык к новой форме (минут 10) и можно ненадолго снять зажимы, достаем второй слой и повторяем операцию.


Второй слой закреплен, привык к форме, достаем третий слой и тут авария: он расслоился!!! Причина – очень толстая береста (предыдущие делал из более тонкой). Больше кусков такого размера нет, решаем оставить два слоя, что при толщине каждого в 3 мм достаточно.


Прошло около часа и береста смирилась со своей участью. Снимаем зажимы и, не разбирая пакет промазываем влагостойким ПВА между слоями. Обильно.


Обжимаем устье изолентой, ставим зажимы и оставляем на сутки. На фото видны подготовленные обжимки. ДСП 16 мм. со снятыми и скругленными фасками, которые оклеены толстым двусторонним скотчем.



Прошли сутки. Ни береста ни ПВА не высохли, но немного схватились. Разбираем всю конструкцию, снимаем изоленту, скрепляющую проставку и нож.


Обильно промазываем ПВА проставку.




Через обжимки зажимаем ножны с ножом в тиски и струбцины. И забываем на две недели.


Прошло две недели. Береста стала похожа на жесть. ПВА стал прозрачным. Разбираем конструкцию. При постукивании береста звенит. Отпиливаем излишек длины на устье

Продолжим:

Размечаем, базируясь на следы обжимок, расположение и отверстия (шаг 8 мм) будущего шва.


Сверлим сверлом 5 мм



При помощи крючка шьём ремешком.





Делаем овальное отверстие под подвес (сверло, дремель).Вот что получилось.




Убираем (Корвет 51) лишнюю бересту и проставку. Ножны в основном готовы. Переходим к рукояти ножа.


Пришло время затонировать сувель и бересту рукояти под цвет варёной бересты ножен. Применяем водные морилки.


Смешивая (постепенно) различные морилки подбираем цвет, проверяя его на кусочке сувели.


Рукоять покрыта компотом морилок (кисточкой) и вытерта тряпкой.


После просушки и энергичного растирания грубой х/б тряпкой рукоять приобрела совсем другой вид.




Данишь полимеризовался (3 дня) и так же располирован вручную тряпкой.



Ножны так же покрыты данишем и располированы. В овальное отверстие вставлена плетеная косичка из тех же ремешков. Приделаны побрякушки из сувели. Всё !
Дальше фотосессия и тема «Туес».
Готов выслушать критику.

Без надежной удобной рукояти даже самый распрекрасный клинок окажется малопригодным в условиях реальной жизни. И будь он хоть трижды острым и прочным, но пользы от него выйдет не больше, чем с козла молока. Из этого очевидного утверждения не сложно сделать вывод о том, что формула хорошего ножа складывается из двух незамысловатых составляющих: качественный клинок плюс эргономичная рукоятка. При выборе материала для рукоятки ножа в первую очередь нужно определиться, где и как будет использоваться нож. В зависимости от спектра выполняемых ножом работ изменяется и целесообразность применения того или иного материала. Например, берестяные рукояти прекрасно показывают себя в руках рыбаков, но попав в услужение к любителям охоты, сразу же сдают позиции и уступают рукояткам деревянным .

Все возможные материалы рукоятей можно разделить на три большие группы:

  1. Органические материалы (растительного происхождения и животного происхождения);
  2. Неорганические материалы;
  3. Искусственно созданные материалы.

Органические материалы растительного происхождения включают в себя различные породы дерева, бересту и кап. При оценке всех положительных и отрицательных качеств вышеуказанных материалов следует учитывать, что немаловажную роль играет качество обработки и соблюдение правил эксплуатации ножа. Другими словами, прежде чем окончательно и бесповоротно разочаровываться в том или ином материале, стоит критично оценить доброкачественность изготовления конкретного ножа и трезво проанализировать, не использовался ли инструмент в неподходящих ему условиях.

Рукояти из дерева

В реалиях не останавливающегося научно-технического прогресса такие свойства древесины как прочность и износостойкость уже не могут оставаться решающими при выборе материалов для изготовления рукояти. Поскольку существует достаточное количество альтернативных материалов искусственного происхождения, которые способны не только конкурировать, но и опережать древесину по ряду качеств, связанных с износостойкостью, долговечностью и надежностью. Однако у большинства искусственных аналогов древесина выигрывает своей бесподобной красотой текстуры. Иногда для получения особо насыщенного оттенка готовые рукояти проходят процедуру травления кислотами.

К тому же дерево является повсеместно распространенным материалом, а поэтому общедоступным. Разумеется, речь не идет о различных экзотических породах, и зашкаливающих ценах на рукояти из подобных образчиков флоры. Кроме того следует учитывать, что некоторые из иноземных пород плохо переносят климатические условия нашей полосы. Следует заранее выявить возможность возникновения проблем с деревянной рукоятью из экзотической древесины.

Помимо доступности и приятного внешнего вида рукояти из дерева отличаются сравнительно небольшим весом.
Не отполированная зеркально деревянная рукоятка надежно сидит в руке и имеет хорошее сцепление с ладонью. Такой нож не будет скользить в руке, что однозначно является плюсом в копилку рукояток из дерева .

В зависимости от пористости и степени влажности той или иной породы изменяются гигроскопические свойства материала. Выражаясь более простым языком, дерево обладает способностью поглощать влагу. Это можно рассматривать как плюс, так и минус одновременно. С одной стороны деревянная рукоятка может впитать в себя излишки пота. С другой возникает угроза разбухания материала и деформация рукояти. Сюда же можно отнести усушку, которая так же приводит к изменениям размеров рукоятки ножа. А при неправильном уходе все вышеперечисленное может привести к короблению и трещинам. Чаще всего в целях уменьшения гигроскопичности рукояти обрабатывают эмалями, лаками и масляными красками.

От прочих материалом дерево отличается еще и тем, что является анизотропным. Проще говоря, воздействия, примененные вдоль и поперек волокон древесины, дадут различные результаты. Древесина вдоль волокон более уязвима к механическим воздействиям. Именно поэтому рукояти из дерева дополнительно укрепляются металлическими деталями, усиливающими прочность изделия.

Следующим пунктом идет теплопроводность дерева. Древесина обладает плохой теплопроводностью, именно поэтому ее используют для теплоизоляции помещений. В случае с рукоятью ножа это работает исключительно в положительную сторону. Недаром рукояти из дерева называют «теплыми». Тепло руки передается деревянной поверхности рукоятки, и долгое время сохраняется на ее поверхности. Таким ножом можно без проблем работать в холодное время года.

В зависимости от влажности дерева меняется и его электропроводность. Не сложно догадаться, что чем сырее дерево, тем опаснее работать им с вещами, подверженными воздействию тока.

В средних широтах традиционно используют множество сортов древесины, в числе которых как мягкие хвойные породы, так и лиственные: сосна, кипарис, кедр, можжевельник, лиственница, пихта, ель, ясень, дуб, вяз, каштан, клен, береза, орех и т.д. Кроме этого в активном использовании находится ряд фруктовых деревьев: яблоня, слива, груша, абрикос. Рукояти из древесины фруктовых деревьев отличаются красотой и увесистостью. Аналогичные рукояти из дуба или березы будут намного легче. Отдельно стоит отметить клен, который высоко ценится за уникальный рисунок текстуры - «птичий глаз». Изготовители ножей не обошли своим вниманием и кустарники, среди которых наиболее ярко представлены: вереск, сирень, самшит и боярышник.

Рассматривать отдельно все многообразие пород лишено всякого смысла, поэтому рассмотри лишь несколько из наиболее известных.

Дуб - привычный, традиционный для нашей страны материал. Существуют две сотни разновидностей дуба. От классического дуба с коричневой текстурой, отдающей серо-зеленым оттенком, до дуба красного с древесиной пунцового цвета. Древесина дуба отличается долговечностью и износостойкостью. Она довольно проста в обработке, сушится без особых проблем, легко шлифуется, спокойно покрывается лаками и красками. Дубовая древесина долговечна, ее сложно расколоть, зато легко обстругивать. Дуб, в отличии от многих других пород, плохо поддается короблению.

Орех - считается ценной породой, обладающей неподражаемой по красоте текстурой с выразительным рисунком волокон. Древесина ореха прочна, тверда и прилично весит. Орех стойко сопротивляется гниению и устойчиво реагирует почти на все превратности внешней среды. Ореховая древесина чем-то напоминает по цвету дуб, но отличается отсутствием зеленоватого оттенка, который так присущ почти всем разновидностям дуба. Со временем орех имеет свойство темнеть, считается, что с годами он становится более благородного цвета. Кроме декоративных свойств орех славится прочностью и простотой в обработке. Влаги ореховая рукоять не боится, а вот с огнем все несколько хуже. Хотя это напрямую зависит от качества обработки изделия.

Венге — экзотическое африканское дерево, произрастающее преимущественно в тропиках. Древесина венге тяжелая, твердая и хорошо переносит испытание давлением. Кроме всего прочего рукоять из венге практически не подвержена грибку и насекомым. Зрелое дерево известно своим золотисто-коричневым цветом и черными прожилками. Текстура древесины крупная и обладает запоминающимся ровным рисунком. Поры древесины венге полны минеральных веществ и масел, поэтому дерево плохо поддается полировке. Что бы решить данную проблему используется технология вощения, которая заменяет собой покрытие лаком или полировку. Цвет древесины венге может зависеть от места, в котором выросло дерево. Рукоятка из венге способна выносить колоссальные нагрузки. Яркие узоры, контрасты золотистого дерева с черными всполохами прожилок не оставят равнодушным даже самого привередливого эстета.

Бубинга - еще одно дерево, произрастающее в Экваториальной Африке. Основная цветовая гамма древесины совмещает в себе множество оттенков от красно-коричневого до фиолетового. На общем цветовом фоне выделяются темные полосы, складывающиеся в завораживающий рисунок. Древесина достаточно тверда и прочна, без проблем поддается полировке. Рукояти из бубинга скорее всего окажутся тяжеловаты, но при этом можно быть твердо уверенным в ее основательности и солидности.

Рукоять из капа

В изготовлении рукоятей используются не только традиционные виды древесины, но и капы. Капом называют наросты в виде шара, образующиеся на деревьях в силу стечения определенных обстоятельств. Обычно к появлению капа приводят резкие изменения в развитии дерева, они могут носить как естественный, так и антропогенный характер. Мастера ножевого дела, столяры и прочие ремесленники с давних пор ценят кап за его прочность и чарующую красоту. Кап стоит на одной ступени с ценными породами дерева, которые активно используют в декоративных целях. Рисунок текстуры капа - это сложнейшее переплетение годовых слоев и сердцевин спящих почек. Каждый кап уникален и неповторим, в непредсказуемом переплетении волокон рождаются фантасмагорические образы и видения. Рукоять из капа — настоящее произведение искусства.

Большинство капов можно разделить на две группы:

  1. Аномальная древесина. В эту категорию можно включить множество разнообразных наростов. Текстура их будет ярче, чем у обычной древесины, но не так выразительна, как у капа из почек.
  2. Нарост из спящих почек. Этот вид капа отличается огромным количеством бугорков, в которые превратились почки. Они создают поистине великолепные орнаменты и высоко ценятся мастерами.

Основную сложность составляет поиск подходящего по размеру капа. Поэтому чаще можно встретить декоративные накладки на рукояти, и мелкие детали. Тем ни менее находятся счастливчики, обладающие ножом с рукоятью из капа .

Рукоять из бересты


Ну и напоследок, ведя разговор о деревянных рукоятках , стоит упомянуть о бересте. Которая является неотъемлемой частью нашей культуры. Все мы прекрасно знаем, как выглядит береста, белая, сероватая или розовато-коричневая кора самого символичного дерева нашей необъятной родины. Береста использовалась на Руси с незапамятных времен. Ее можно было обнаружить повсеместно: в строительстве, в виде материала грамот, домашней утвари и различных поделок. Из бересты добывали деготь, который имел обширнейший спектр применения.

Легкий нож с рукояткой из бересты сможет остаться на плаву, поэтому рыбками весьма ценятся подобные изделия. Немного рефленая поверхность рукоятки не даст руке соскользнуть. Среди множества плюсов коры березы значится и то, что береста плохо проводит электричество.

Но наборные рукояти из бересты обладают и некоторыми минусами, в числе которых значится горючесть и склонность к маркости. Частично проблему загрязнения можно решить, обработав рукоять льняным маслом.

Изготовление рукояти из бересты требует терпения и тщательного подхода. Процесс осуществляется вручную и требует немало усилий. Зато каждое изделие экологически чистое и в своем роде уникальное.

    У каждого из нас рано или поздно появляется нож без ручки. Его можно выбросить, или устроить себе бюджетное занятие на несколько выходных и будних вечеров... и вот, что может получиться!

    Однажды мне был подарен декоративный нож китайских мастеров. Долго сие уродство не прожило, но вместо урны, я решил сделать простой разделочный нож и отправил оставшееся лезвие на пытки: переточил, закалил, отпустил, отполировал, просверлил отверстия для крепежа...рассказ не о лезвии, поэтому "едем дальше".
    На даче были отобраны куски спиленной груши (или яблони - не помню уже), в ближайшем лесу была ободрана поваленная берёза...
    Деревяшки были выварены по рецептам мастеров в соляном растворе с хвойными опилками и ивовыми ветками, после чего просушены. Данные рецепты легко можно найти в Интернете, поэтому останавливаться на подробностях не буду.
    Первым делом был выточен больстер. Ответстие в нем высверлено обычным сверлом по металлу в размер хвостовика, с учетом того, чтобы не скользило, не проворачивалось и надевалось туго. Немного эпоксидки для прочности и вуаля!


    Бересту было решено клеить сразу на хвостовике - чтобы села плотно.
    Внешний край вырезал ножницами, внутренний - носиком ножа. Береста пролежала несколько месяцев в сухом помещении, но осталась эластичной, если так можно сказать, поэтому какой-либо дополнительной обработке подвергать её не стал.
    Несколько советов:
    1) внешний край берестяных заготовок не старайтесь делать максимально приближенным к форме рукояти - при стачивании потом всё уйдет без проблем, но зато с размером не промахнетесь;
    2) берестяные заготовки важно располагать в разные стороны волокнами, чтобы ручка держала нагрузку во всех направлениях;
    3) чем точнее вырезано внутреннее отверстие, тем лучше - со временем не даст люфта и не будет прокручиваться.


    На скорую руку из подручных материалов сооружена простая струбцина (бюджет на расходники смешной), лезвие во избежание загрязнения обмотано малярной лентой (липкой стороной наружу, чтобы клей не остался на лезвии.
    Берестяные заготовки можно вымочить полчаса в горячей воде и просто отправить под пресс, но я решил не мочить, а промазал всё водостойким ПВА (при обтачивании ПВА с берестой дают такой обворожительный запах!) и отправил в струбцину.

    В заготовке тыльника также было сделано отверстие "в притык". Начерно заготовка была посажена на эпоксидку, после чего началось формирование рукояти. Процесс несложный: берем дрель (важно, чтобы обороты можно было ставить относительно малые), резиновую насадку с липучкой, наждачные круги разной зернистости и делаем то, что было задумано!
    Тыльник у меня сел очень прочно, но так как отверстия уже были просверлены, пришлось проклепать медной проволокой как и планировалось заранее (взял молоток и задолбил - края сами сплющились, а выпирающее снял наждаком).
    Последний этап - полировка войлоком.


    Береста - материал долговечный, а вот дерево желательно чем-то дополнительно обработать. Лучше это делать заранее, но я этого не знал.
    В разных форумах по разному описываю процесс вощения рукояти с берестой - не верьте никому: береста от воска темнеет (на фото видно небольшое пятно возле тыльника), а если обмотать скотчем, то при разматывании можно повредить прилипшую к нему бересту.
    Я решил действовать наиболее просто и бюджетно (льняное масло сохнет/поляризуется долго, тиковое масло или специальные пропитки нужно искать, да и стоят они, наверное, недёшево) - купил у пчеловодов на рынке кусок воска, накидал в баночку, растопил на водяной бане и держал, в нем подогревая заготовку, пока не перестанет выходить воздух, после чего заполировал (прямо с остатками воска) мягкой тканью.
    Теперь можно снять скотч с лезвия и заточить.


    На каждом плодовом дереве есть место, где садовод ежегодно срезает никчемный побег, в результате чего на ветке/стволе образуется шишка-нарост. Этот нарост называется сувель - идеальный кусок древесины для рукоделия, ибо в разрезе дает удивительный рисунок.
    У меня получился больстер в волнистых волокнах, а тыльник весь в кружочках сучков. На заготовке тыльника по центру был один большой и черный сучек, но я решил оставить, а он, зараза, при стачивании ушёл в бок...

    Фотографировал на напильник, поэтому качество полировки и рисунок деревяхи вряд ли получится оценить...

    Из-за формы ножа и личных убеждений ножны решил делать не всадные, да к тому же с пражкой кобурного типа. На всё ушло четыре вечера.
    Процесс простой: склеил водостойким ПВА из трёх слоев бересты переднюю часть, заднюю и кромку в центр и под пресс.
    Обычно берестяные ножны делают "изнанкой" наружу, но у меня береста была очень красивая, поэтому переворачивать не стал - прошёлся тонким слоем ПВА для сохранности и всё.
    Из куска пластикового уголка, оставшегося при монтаже окон, сделал заготовку по размеру лезвия, вставил между заготовками и склеил их между собой. После высыхания выровнял и зашлифовал края.

    Последний день - просверлил отверстия и прошил заранее затупленной иголкой.
    Важно: не сверлите "под пиво" - может получиться так же криво, как у меня.
    Совет: концы ниток легко спрятать внутрь, если один обернуть вокруг другого, а потом всунуть в дырку, из которой он (первый хвост нитки) выходил и затянуть. Потом обрезаете с двух сторон и всё (хотя ещё можно капнуть клея в дырочку).
    Так как почти всё делалось из того, что было в гараже (купил только гайку и воск), бюджет поделки вышел смешной.
    И главное: если решите сделать нож сами, обязательно ознакомьтесь с законодательством на эту тему!
    Не судите строго - это мой первый нож и ножны. ;-)


Без надежной удобной рукояти даже самый распрекрасный клинок окажется малопригодным в условиях реальной жизни. И будь он хоть трижды острым и прочным, но пользы от него выйдет не больше, чем с козла молока. Из этого очевидного утверждения не сложно сделать вывод о том, что формула хорошего ножа складывается из двух незамысловатых составляющих: качественный клинок плюс эргономичная рукоятка. При выборе материала для рукоятки ножа в первую очередь нужно определиться, где и как будет использоваться нож. В зависимости от спектра выполняемых ножом работ изменяется и целесообразность применения того или иного материала. Например, берестяные рукояти прекрасно показывают себя в руках рыбаков, но попав в услужение к любителям охоты, сразу же сдают позиции и уступают рукояткам деревянным .

Все возможные материалы рукоятей можно разделить на три большие группы:

  1. Органические материалы (растительного происхождения и животного происхождения);
  2. Неорганические материалы;
  3. Искусственно созданные материалы.

Органические материалы растительного происхождения включают в себя различные породы дерева, бересту и кап. При оценке всех положительных и отрицательных качеств вышеуказанных материалов следует учитывать, что немаловажную роль играет качество обработки и соблюдение правил эксплуатации ножа. Другими словами, прежде чем окончательно и бесповоротно разочаровываться в том или ином материале, стоит критично оценить доброкачественность изготовления конкретного ножа и трезво проанализировать, не использовался ли инструмент в неподходящих ему условиях.

Рукояти из дерева

В реалиях не останавливающегося научно-технического прогресса такие свойства древесины как прочность и износостойкость уже не могут оставаться решающими при выборе материалов для изготовления рукояти. Поскольку существует достаточное количество альтернативных материалов искусственного происхождения, которые способны не только конкурировать, но и опережать древесину по ряду качеств, связанных с износостойкостью, долговечностью и надежностью. Однако у большинства искусственных аналогов древесина выигрывает своей бесподобной красотой текстуры. Иногда для получения особо насыщенного оттенка готовые рукояти проходят процедуру травления кислотами.

К тому же дерево является повсеместно распространенным материалом, а поэтому общедоступным. Разумеется, речь не идет о различных экзотических породах, и зашкаливающих ценах на рукояти из подобных образчиков флоры. Кроме того следует учитывать, что некоторые из иноземных пород плохо переносят климатические условия нашей полосы. Следует заранее выявить возможность возникновения проблем с деревянной рукоятью из экзотической древесины.

Помимо доступности и приятного внешнего вида рукояти из дерева отличаются сравнительно небольшим весом.
Не отполированная зеркально деревянная рукоятка надежно сидит в руке и имеет хорошее сцепление с ладонью. Такой нож не будет скользить в руке, что однозначно является плюсом в копилку рукояток из дерева .

В зависимости от пористости и степени влажности той или иной породы изменяются гигроскопические свойства материала. Выражаясь более простым языком, дерево обладает способностью поглощать влагу. Это можно рассматривать как плюс, так и минус одновременно. С одной стороны деревянная рукоятка может впитать в себя излишки пота. С другой возникает угроза разбухания материала и деформация рукояти. Сюда же можно отнести усушку, которая так же приводит к изменениям размеров рукоятки ножа. А при неправильном уходе все вышеперечисленное может привести к короблению и трещинам. Чаще всего в целях уменьшения гигроскопичности рукояти обрабатывают эмалями, лаками и масляными красками.

От прочих материалом дерево отличается еще и тем, что является анизотропным. Проще говоря, воздействия, примененные вдоль и поперек волокон древесины, дадут различные результаты. Древесина вдоль волокон более уязвима к механическим воздействиям. Именно поэтому рукояти из дерева дополнительно укрепляются металлическими деталями, усиливающими прочность изделия.

Следующим пунктом идет теплопроводность дерева. Древесина обладает плохой теплопроводностью, именно поэтому ее используют для теплоизоляции помещений. В случае с рукоятью ножа это работает исключительно в положительную сторону. Недаром рукояти из дерева называют «теплыми». Тепло руки передается деревянной поверхности рукоятки, и долгое время сохраняется на ее поверхности. Таким ножом можно без проблем работать в холодное время года.

В зависимости от влажности дерева меняется и его электропроводность. Не сложно догадаться, что чем сырее дерево, тем опаснее работать им с вещами, подверженными воздействию тока.

В средних широтах традиционно используют множество сортов древесины, в числе которых как мягкие хвойные породы, так и лиственные: сосна, кипарис, кедр, можжевельник, лиственница, пихта, ель, ясень, дуб, вяз, каштан, клен, береза, орех и т.д. Кроме этого в активном использовании находится ряд фруктовых деревьев: яблоня, слива, груша, абрикос. Рукояти из древесины фруктовых деревьев отличаются красотой и увесистостью. Аналогичные рукояти из дуба или березы будут намного легче. Отдельно стоит отметить клен, который высоко ценится за уникальный рисунок текстуры - «птичий глаз». Изготовители ножей не обошли своим вниманием и кустарники, среди которых наиболее ярко представлены: вереск, сирень, самшит и боярышник.

Рассматривать отдельно все многообразие пород лишено всякого смысла, поэтому рассмотри лишь несколько из наиболее известных.

Дуб - привычный, традиционный для нашей страны материал. Существуют две сотни разновидностей дуба. От классического дуба с коричневой текстурой, отдающей серо-зеленым оттенком, до дуба красного с древесиной пунцового цвета. Древесина дуба отличается долговечностью и износостойкостью. Она довольно проста в обработке, сушится без особых проблем, легко шлифуется, спокойно покрывается лаками и красками. Дубовая древесина долговечна, ее сложно расколоть, зато легко обстругивать. Дуб, в отличии от многих других пород, плохо поддается короблению.

Орех - считается ценной породой, обладающей неподражаемой по красоте текстурой с выразительным рисунком волокон. Древесина ореха прочна, тверда и прилично весит. Орех стойко сопротивляется гниению и устойчиво реагирует почти на все превратности внешней среды. Ореховая древесина чем-то напоминает по цвету дуб, но отличается отсутствием зеленоватого оттенка, который так присущ почти всем разновидностям дуба. Со временем орех имеет свойство темнеть, считается, что с годами он становится более благородного цвета. Кроме декоративных свойств орех славится прочностью и простотой в обработке. Влаги ореховая рукоять не боится, а вот с огнем все несколько хуже. Хотя это напрямую зависит от качества обработки изделия.

Венге — экзотическое африканское дерево, произрастающее преимущественно в тропиках. Древесина венге тяжелая, твердая и хорошо переносит испытание давлением. Кроме всего прочего рукоять из венге практически не подвержена грибку и насекомым. Зрелое дерево известно своим золотисто-коричневым цветом и черными прожилками. Текстура древесины крупная и обладает запоминающимся ровным рисунком. Поры древесины венге полны минеральных веществ и масел, поэтому дерево плохо поддается полировке. Что бы решить данную проблему используется технология вощения, которая заменяет собой покрытие лаком или полировку. Цвет древесины венге может зависеть от места, в котором выросло дерево. Рукоятка из венге способна выносить колоссальные нагрузки. Яркие узоры, контрасты золотистого дерева с черными всполохами прожилок не оставят равнодушным даже самого привередливого эстета.

Бубинга - еще одно дерево, произрастающее в Экваториальной Африке. Основная цветовая гамма древесины совмещает в себе множество оттенков от красно-коричневого до фиолетового. На общем цветовом фоне выделяются темные полосы, складывающиеся в завораживающий рисунок. Древесина достаточно тверда и прочна, без проблем поддается полировке. Рукояти из бубинга скорее всего окажутся тяжеловаты, но при этом можно быть твердо уверенным в ее основательности и солидности.

Рукоять из капа

В изготовлении рукоятей используются не только традиционные виды древесины, но и капы. Капом называют наросты в виде шара, образующиеся на деревьях в силу стечения определенных обстоятельств. Обычно к появлению капа приводят резкие изменения в развитии дерева, они могут носить как естественный, так и антропогенный характер. Мастера ножевого дела, столяры и прочие ремесленники с давних пор ценят кап за его прочность и чарующую красоту. Кап стоит на одной ступени с ценными породами дерева, которые активно используют в декоративных целях. Рисунок текстуры капа - это сложнейшее переплетение годовых слоев и сердцевин спящих почек. Каждый кап уникален и неповторим, в непредсказуемом переплетении волокон рождаются фантасмагорические образы и видения. Рукоять из капа — настоящее произведение искусства.

Большинство капов можно разделить на две группы:

  1. Аномальная древесина. В эту категорию можно включить множество разнообразных наростов. Текстура их будет ярче, чем у обычной древесины, но не так выразительна, как у капа из почек.
  2. Нарост из спящих почек. Этот вид капа отличается огромным количеством бугорков, в которые превратились почки. Они создают поистине великолепные орнаменты и высоко ценятся мастерами.

Основную сложность составляет поиск подходящего по размеру капа. Поэтому чаще можно встретить декоративные накладки на рукояти, и мелкие детали. Тем ни менее находятся счастливчики, обладающие ножом с рукоятью из капа .

Рукоять из бересты


Ну и напоследок, ведя разговор о деревянных рукоятках , стоит упомянуть о бересте. Которая является неотъемлемой частью нашей культуры. Все мы прекрасно знаем, как выглядит береста, белая, сероватая или розовато-коричневая кора самого символичного дерева нашей необъятной родины. Береста использовалась на Руси с незапамятных времен. Ее можно было обнаружить повсеместно: в строительстве, в виде материала грамот, домашней утвари и различных поделок. Из бересты добывали деготь, который имел обширнейший спектр применения.

Легкий нож с рукояткой из бересты сможет остаться на плаву, поэтому рыбками весьма ценятся подобные изделия. Немного рефленая поверхность рукоятки не даст руке соскользнуть. Среди множества плюсов коры березы значится и то, что береста плохо проводит электричество.

Но наборные рукояти из бересты обладают и некоторыми минусами, в числе которых значится горючесть и склонность к маркости. Частично проблему загрязнения можно решить, обработав рукоять льняным маслом.

Изготовление рукояти из бересты требует терпения и тщательного подхода. Процесс осуществляется вручную и требует немало усилий. Зато каждое изделие экологически чистое и в своем роде уникальное.