Проект на тему рифма. Использованная литература…9 ст

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

1. Прочитайте стихотворение. Какие слова в нём рифмуются?

– Теперь, –
Сказал мне человек, –
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен рифмовать .

Достал он слово кочка ,
А я ответил: бочка ,
И строчка , и сорочка ,
И сразу два листочка ,
И на прощанье – точка

Д. Чиарди

Сыграть – рифмовать,
кочка – бочка – строчка – сорочка – листочка – точка.

2. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках.

Тучки-овечки пьют воду из речки.
Течёт речка, печёт печка.

Рифмующиеся слова: тучки-овечки – речки,
течёт – печёт, речка – печка.

  • Объясните, как записать скороговорки так, как мы записываем стихотворный текст.

Тучки-овечки
пьют воду из речки.

Течёт речка,
печёт печка.

3. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик .

4. Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.
курочка – дудочка, подружка – ватрушка, птичка – спичка.

Беспокойно квохчет курочка
Заиграла рядом дудочка .

Хвасталась моя подружка
У неё была ватрушка .

Уронила прутик –
Оказалось это .

5. Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить 1 – 2 из них. Подбирайте слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюсти ритм и рифму.

Дождик вылился из тучки,
Намочил ребятам брючки.

“Здесь хорошее местечко,” –
Запищали мыши в печке.

6. Составь словарик собственных рифм к любому из данных слов.

точный – прочный – восточный – полуночный
погремушка – игрушка – деревушка – частушка
ночка – дочка – точка – цепочка – строчка
белочка – девочка – тарелочка – стрелочка
птичка – синичка – спичка – страничка
книжка – стрижка – мальчишка – братишка

Птичка – синичка

Спичка – страничка

МКОУ «ГИЛИБСКАЯ СОШ»

РД ЧАРОДИНСКОГО РАЙОНА




Ученица 2 класса

Ахмедова Халимат
Руководитель проекта:

Магомедова Х.А.

2016 год.

1. Цели и задачи проекта…3 ст.

2. Рифма – это…4 ст.

3. Способы рифмовки…5-6 ст.

Что меня удивило…7ст.

4. Самостоятельное задание…7-8 ст.

5. Заключительная часть…9 ст.

6. Использованная литература…9 ст.

- совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков.


Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличии от других звуковых повторов рифма всегда подчеркивает ритм.
Например:
Ручка – тучка

Дверь – зверь

Ночка – сорочка

Туалет – нет

Подружка – подушка.
Вот, что у меня получилось:
Я взяла ручку

И нарисовала тучку.
Открылась дверь,

Пробрался к нам зверь.
Наступила ночка,

Надела я сорочку.
Иду я в туалет,

Пока там никого нет.
Хорошая подружка,

Лучше мягкой подушки.



Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.

Способы рифмовки:

1. Смежная или парная рифмовка (схема: ААBB),
первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой(одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов). Этот способ подвластен даже детям в детском саду.

Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом чтении.
Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.
(«Федорино горе» К.И.Чуковский)

2. Перекрёстная рифмовка рифмовка первой строки с третьей, второй -с четвертой (абаб)
За лесом пушки грохот али ,

Клубился дым пороховой .

Но мы столицу отстояли ,

Спасли березу под Москвой .
(«Белая береза» С.Васильев)

3. Опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка
Первая строка рифмуется с четвёртой, а вторая – с третьей.(абба)

Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Такая схема может даваться несколько сложнее.

И там я бал, и мёд я п ил ;

У моря видел дуб зелёный ;

Под ним сидел и кот учёный

Свои мне сказки говорил .


(А.С.Пушкин)

4. Холостая рифмовка (схема: АВСВ),
первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая –
рифмуются.



Травка зелене ет ,
Солнышко блест
ит ,
Ласточка с весн
ою
В сени к нам лет
ит .


(А. Плещеев)

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.
Вдали от солнца и природы,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы.

Живые помертвеют чувства

Мечты развеются твои.

Я была очень удивленна, когда узнала, что по разновидностям рифма бывает мужской и женской:

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строк

Женская- рифма с ударением на предпоследнем слоге в строке.


Игры -Рифмушки

Необходимо подобрать рифмующееся слово и закончить предложение.

Можно дать несколько слов, чтобы ученица сама выбрала походящие слова. Можно дать возможность детям самим подобрать слова.

1. Если ты захочешь спать

В спальне ждет тебя ..(кровать)
2. Чтобы ноги отдохнули

Посиди-ка ты на . (стуле)
3. Свитер, кофту теплый шарф

Аккуратно сложим в . (шкаф)
4. С пирогами чай попьем

За обеденным (столом)
5. Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном (кресле)
6. Выбирай себе любой –

Красный, жёлтый, (голубой)

7. Ты куда спешишь, Марина?

В лес, где спелая ________(малина)

Игра «Подскажи словечко»
У стола стоит Алешка

Он раскладывает…..(ложки0

Помогает Милочка

Всем кладет по ….(вилочке)

Маленькая Эллочка

Принесла….(тарелочки)

И ставит с Наташкой

К этим блюдцам…(чашки) и т. д.

Благодаря проекту: «РИФМА» я:
- смогла понять, что такое рифма;
- узнала какие бывают разновидности рифмовки ;
- смогла показать на примере какие бывают способы рифмовки;
-узнала какие поэты, какую рифму больше любили и использовали;
- узнала много нового и интересного.

1. Словарь литературных терминов

2. Учебник русский язык. 2 класс

3. stihi.ru/uchebnik/rifma6/htmi

Рифма - это созвучие концов стихотворных строк.

1. Прочитайте стихотворение. Какие слова в нём рифмуются?

Теперь, -
Сказал мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду
Доставать слова,
Ты должен рифмовать .

Достал он слово кочка ,
А я ответил: бочка ,
И строчка , и сорочка ,
И сразу два листочка ,
И на прощанье - точка ...

Д. Чиарди

Сыграть - рифмовать,
кочка - бочка - строчка - сорочка - листочка - точка.

2. Исследуйте, есть ли рифмующиеся слова в скороговорках.

Тучки-овечки пьют воду из речки.
Течёт речка, печёт печка.

Рифмующиеся слова: тучки-овечки - речки,
течёт - печёт, речка - печка.

  • Объясните, как записать скороговорки так, как мы записываем стихотворный текст.

Тучки-овечки
пьют воду из речки.

Течёт речка,
печёт печка.

3. Подберите рифмующееся слово и закончите предложение.

Жук увидел одуванчик
И присел, как на диванчик .

4. Сочините стихи на заданные рифмы. Можно придумать смешные, забавные двустишия.
курочка - дудочка, подружка - ватрушка, птичка - спичка.

Беспокойно квохчет курочка -
Заиграла рядом дудочка .

Хвасталась моя подружка -
У неё была ватрушка .

Уронила прутик -
Оказалось это .

5. Прочитайте начала стихотворений. Попытайтесь продолжить 1 - 2 из них. Подбирайте слова так, чтобы выразить свою мысль и соблюсти ритм и рифму.

Дождик вылился из тучки,
Намочил ребятам брючки.

"Здесь хорошее местечко," -
Запищали мыши в печке.

6. Составь словарик собственных рифм к любому из данных слов.

точный - прочный - восточный - полуночный
погремушка - игрушка - деревушка - частушка
ночка - дочка - точка - цепочка - строчка
белочка - девочка - тарелочка - стрелочка
птичка - синичка - спичка - страничка
книжка - стрижка - мальчишка - братишка

Птичка - синичка

МКОУ ООШ №13 п.Штурм





Ученик 2 класса

Устинов Арсений

МКОУ ООШ № 13

Руководитель проекта:

Щекотихина С.А.

2016 год.


1. Цели и задачи проекта….3

2. Рифма – это…4

3. Способы рифмовки…5,6

4. Самостоятельное задание…7

5. Заключительная часть…8

Формирование понятия о рифме;

Развитие творческого потенциала;

Формирование интереса к проделанной работе;

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности.

Познакомить ребенка с разными видами рифм;

Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, современными источниками информации;

Дать родителям и детям возможность продемонстрировать результаты своей совместной деятельности;

Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков.


Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Еще в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни.

Например:

Магазин – апельсин

Снежок – бережок

Витрина – чернила0

Пирожок – творожок

Пирог – творог.

Вот, что у меня получилось:

***

Мама купила творог

И испекла пирог.

***

Мама просит апельсин

Пришлось бежать в магазин.

***

Вижу витрина

В ней черные чернила.

***

Я забыла про пирог

Купила себе пирожок.


Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе, их взаимное расположение.

Способы рифмовки:

1. Смежная или парная рифмовка (схема: ААBB),

первая строка рифмуется со второй, третья – с четвёртой.

Там ступа с Бабою Яг ой

Идёт, бредёт сама соб ой ;

Там царь Кащей над златом ч ахнет ;

Там русский дух…Там Русью п ахнет !

(А.С.Пушкин)

2. Перекрёстная рифмовка (схема: АBАB),

первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвёртой.


У лукоморья дуб зел ёный ;
Златая цепь на дубе т
ом :
И днём и ночью кот уч
ёный
Всё ходит по цепи круг
ом


(А.С.Пушкин)

3. Опоясывающая (кольцевая) рифмовка (схема: АBBА),

первая рифмуется с четвёртой, вторая – с третьей.

И там я бал, и мёд я п ил ;

У моря видел дуб зел ёный ;

Под ним сидел и кот уч ёный

Свои мне сказки говор ил .


(А.С.Пушкин)

4. Холостая рифмовка (схема: АВСВ),

первая и третья строки не рифмуются, вторая и четвёртая –

рифмуются.



Травка зелене ет ,
Солнышко блест
ит ,
Ласточка с весн
ою
В сени к нам лет
ит .


(А. Плещеев)


Необходимо подобрать рифмующееся слово и закончить предложение

1. Михаил играл в футбол

И забил в ворота гол ..

2. Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли лапки .

3. В нашем доме на окошке

Сидят серенькие кошки .

4. Мишка плачет и ревёт:

Благодаря проекту: «РИФМА» , я:

Смог понять, что такое рифма;

Смог показать на примере какие бывают способы рифмовки;

Узнал много нового и интересного.

Проект

по русскому языку

на тему:

РИФМА

Выполнила ученица

4 класса

Салимжанова Галия.

Что такое рифма?

Какие виды рифм бывают?

Как научиться подбирать рифму?

Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк.

Перекрестная рифма

АБАБ

Смежная рифма

ААББ

Опоясывающая рифма

АББА

Я одноухая старуха,

Растет она вниз головою ,

Любовь и дружество до вас

Я прыгаю по полотну,

Не летом растет, а зимою.

Дойдут сквозь мрачные затворы,

И нитку длинную из уха,

Но солнце ее припечет-

Как в эти каторжные норы

Как паутину, я тяну .

Заплачет она и умрет .

Доходит мой свободный глас .

Виды рифм

Перекрёстная рифма

Нелюдимо наше море,
День и ночь шумит оно;
В роковом его просторе
Много бед погребено.

Смежная рифма

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух... Там Русью пахнет!

Опоясывающая рифма

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

История стихосложения.

Рифмованные стихи появились в 18 веке. Античная поэзия не знала рифмы. Даже Шекспир в своих трагедиях не использовал ее. Я думала, что стихи написать легко: всего лишь надо расположить слова столбиком. Оказалось, что это вовсе не так. Чтобы рифма ощущалась как рифма, необходимо, чтобы рифмующиеся слова имели сходство по звуку, и различие (по смыслу). К этому выводу я пришла, сравнив рифмованные и нерифмованные тексты.

Буриме

Буриме (от франц. bout – конец, rime - рифма) – это веселая игра, стихотворная задача, где нужно писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы для буриме должны быть неожиданными и немного странными . Главное требование к будущему стихотворению: здравый смысл и юмор.

На полянку вышел зайка .
Видит – там синичек
стайка .
Он открыл свою
шкатулку ,
Дал синицам с маком
булку .

В стихах важна рифма.

Ее надо научиться подбирать.

Вам поможет Буриме. Играйте

Вместе дома везде!

…соседа

…людоеда

…людоед

…обед

…не худо

…блюдо

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот…

Ищут бедные ежа

…у него болит живот,

Плачет бедный бегемот.

А теперь поиграем

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

В) Беседа, позови, припев, приезд, доев, Китай, о любви, покатай.

Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую.

Служил Гаврила педагогом...

Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат.

Какие слова не подходят и почему?

Рифмовки-чистоговорки

Можно прямо “на ходу” придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха.
- Ча-ча-ча, мы были у…
- Жа-жа-жа, нашли в лесу …
- От-от-от, мурлычет рыжий…
- Иб-иб-иб, в лесочке вырос…

Советы начинающим поэтам

1.Возьми стихотворение детского поэта.

2.Найди рифму.

3.Определи ее вид (перекрестная, смежная, опоясывающая).

4.Попробуй сочинить свое стихотворение на эту же тему.