Голландское окно с ящиком. Заглядывая в чужие окна в амстердаме. Заглядывать в чужие окна - не по-голландски

Десертная

После дворцовых впечатлений Голландский домик создаёт совсем иное настроение - простоты и уюта. Но простота относительная: здесь все напоказ - будь то обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах (числом более 10 тысяч!), или всевозможных сюжетов и размеров картин, усыпавших стены. И модное увлечение в собирании фарфора: восточного и европейского, посуды и хрупких фигурок, ваз, кувшинов, тюльпанниц.

Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью. На первом этаже располагаются служебные и подсобные помещения: Нижние (Передние) сени и Кухня. Дубовая лестница ведет на второй - парадный - этаж с Залом и Десертной.

Передние сени - парадный вход в домик. Простота отделки коридоров и лестницы возмещена богатством убранства - живописными полотнами голландских мастеров XVII - XVIII веков. Большие полотна, различные по жанрам и художественным достоинствам, отличаются подчеркнутой декоративностью.

Несомненно привлечет внимание картина на тему «птичьих дворов» - особая разновидность жанра, в котором в одной композиции изображались как домашние, так и дикие представители декоративных и экзотических пород («Птицы в парке», копия неизвестного художника с оригинала XVII в.).

Особое место - не только в Голландском домике, но и во всем собрании живописи музея - занимает парадная марина Корнелиса ван Вирингена «Прибытие Фридриха V Пфальцского со своей супругой Елизаветой, дочерью короля Англии Якова I, во Флиссинген в 1613 году», имеющая не только подпись мастера, но и дату - 1626 год. Тщательно выписанная корабельная оснастка, высокое мастерство изображения моря и панорамы города, изысканные цветовые сочетания позволяют считать этот «групповой портрет» кораблей одной из лучших ранних парадных голландских марин XVII века.

В нижних сенях представлены и различные виды натюрморта - любимого детища голландской живописи. Сверкающие чешуей рыбы, драгоценный дельфтский фаянс, прозрачное стекло, заморские фрукты, запечатленные неизвестными художниками XVIII века, иллюстрируют основную национальную черту голландского натюрморта: любовь к изображению малых форм и деталей предметного мира.

А сам процесс создания натюрморта стал сюжетом картины, «Натюрморт с дичью» (неизвестный художник XVIII века).

Черные багеты, обрамляющие живопись, характерны для голландского искусства, будь то монументальное декоративное полотно или скромный «Сельский пейзаж» (неизвестный художник II половины XVII века).

Живопись украшает и лестницу, где представлены как авторские произведения “Сусанна и старцы” Корнелиса Схута, (1579-1655, Фландрия), “Зимняя гавань” голландца А.Смита (кон. XVII - нач. XVIII вв.), так и работы неизвестных художников.

Душа любого голландского дома, равно как и кусковского - «потешного» - Кухня, с ее семейным теплом, огромным очагом, столами с утварью, полками с пивными кружками, шкафами с заморским фарфором. И с домочадцами-«обманками», обрезными живописными фигурами дам и кавалеров, которые, подобно актерам кусковского театра, вот уже третье столетие лет играют свои роли в «декорациях» Голландского домика.

Кухня, относящаяся к помещениям служебного назначения, в условиях игровой культуры XVIII века являлась также объектом специального осмотра посетителями, как образцовый интерьер, оформленный в «голландском вкусе» и предполагал демонстрацию опоэтизированного быта.

Большая часть предметов мебели в обстановочном комплексе кухни относится к I половине XVIII века: дубовые столы с точеными ножками и высоким подстольем, шкафы с застекленным выдувным “лунным” стеклом дверцами. Между шкафами столик с “аспидной доской”. Над ним - чернолаковый поднос китайской работы - одна из немногих подлинных вещей, происходящих из Голландского домика. К ним можно также отнести и стулья “…на точеных ношках у коих сиденья плетеные из травы…”

В простенке между окнами любопытный предмет кухонной утвари - деревянная хлебница, похожая на клетку (Западная Европа, начало XVIII века). Под ней на столике с фигурными ножками - сундучок японской работы (I половина XVIII века), обтянутый крупнозернистой дубленой и отшлифованной акульей кожей - «галюшой». Во включении в интерьер предметов восточного происхождения или выполненных на «китайский манер» проявлялся в XVIII веке живой интерес европейских стран, в том числе и России, к культуре загадочного Востока. И интерес этот удовлетворялся во многом благодаря голландским торговым мореходным компаниям.

Роль декоративной доминанты в интерьере кухни отводится предметам из фарфора, фаянса и стекла. В средине XVIII века, когда фарфор в России воспринимался как роскошь, если не как раритет, уже само обилие подобных изделий, выставленных к тому же напоказ, должно было производить определенное впечатление на посетителя, заглянувшего в образцовую кухню.

В шкафах кухни собран фарфор и фаянс знаменитых центров Германии XVII - XVIII веков: Мейсена, Кройссена, Вестервальда, Аннаберга, Фрайберга и др. И, как непременный атрибут голландского жилища, дельфтские вазы и блюда, керамические и стеклянные кружки, тарелки на стенах.

На столах выставлены образцы немецкого свадебного сервиза, о чем свидетельствуют двойные гербы, изображенные на предметах (Страсбург или Хагенау, I половина XVIII века). На столе у окна - китайские блюда и кувшины.

Формы столовой посуды были не только традиционными, но и, в известной степени, занимательными, как, например, у супницы «Курица с цыплятами» (Германия, Хехст, II половина XVIII века).

Верхние сени ведут в Зал, Десертную и на балкон.

Убранство сеней составляют исключительно произведения живописи: виды голландских городов и сельский пейзаж (неизвестных голландских художников XVIII века), два портрета «Раввин» и «Девушка у окна» - копии XVIII века с оригиналов Рембрандта.

Зал - главное парадное помещение увеселительного павильона, предназначенное для приема гостей. Здесь сервировали стол и были собраны самые ценные произведения живописи, коллекционный фарфор и фаянс.

Отделка зала отличается богатством декоративных элементов и новизной. Темная цветовая гамма расписных «ковровых» плиток уравновешивается обилием света, льющегося из четырех окон и отраженного в многочисленных зеркалах.

Ведущая роль в убранстве зала отведена живописи, преимущественно работам «малых голландцев». Большое количество картин - одна из наиболее ярких примет голландского интерьера. Их развеска приближается к популярной в XVIII веке «шпалерной», выдерживая однородность рам и симметрию. Соответствует первоначальному и жанровое разнообразие: «марины» и сельские пейзажи, натюрморты, портреты, а также «галантные сцены», картины на мифологические сюжеты и столь излюбленный голландцами бытовой жанр.

Мебельное убранство зала составляют горки с собранием раритетов, гостиные столики и стулья, обитые расписанной тисненой кожей, высокие напольные часы в чернолаковом футляре. Предметы мебели выполнены мастерами Голландии и Германии XVII - XVIII веков. Центр зала занимает стол с чайным сервизом на две персоны (Голландия, II половина XVIII века). Одной из характерных особенностей обстановочного комплекса и декоративного наполнения зала является совмещение так называемых «голландизмов» (изразцы, живопись, предметы мебели, дельфтский фаянс) и «китайщины». Мотивы восточной экзотики вполне органично входят в «голландский» интерьер, т.к. именно через Голландию, морскую державу, в Европу проникали произведения китайского и японского искусства. В экспозиции Зала представлены как собственно китайские вещи - коллекционный фарфор, мелкая пластика и предметы декоративно-прикладного искусства, так и произведения в стиле «шинуазри» («китайщина»): голландское надкаминное зеркало, немецкий каминный экран, русский шкаф-витрина с росписью золотом по черному лаку, а также ряд предметов западноевропейской керамики.

В отличие от Кухни фарфору здесь отведена в большей степени представительская, репрезентативная роль. Как предметы особой гордости выставлены изящные китайские вещицы в специально предназначенной для этих целей горке. В нише стены, имитирующей ложное окно, - изысканные образцы чайной посуды, преимущественно саксонского фарфора и тарелки производства фламандских и голландских мануфактур.

Привлекают внимание и редкие детали убранства: оригинальная голландская ваза-тюльпанница, распустившаяся своеобразным веером (мастерская «Металлический горшок», Ламбертус ван Эйнхорн, раб. 1691-1721); дельфтский фарфоровый пласт с изображением прибрежного пейзажа с кораблями (мастерская «Фарфоровая бутыль», Дирк Харлес, раб. 1795-1806). В качестве раритета здесь представлена и скульптура «торжествующего Вакха верхом на бочонке» (Германия, сер. XVIII века), напоминающая атрибут «Всешутейшего и всепьянейшего собора» - петровских собраний, осмеивающих церковные ритуалы

Ох и интересные люди эти нидерландцы. Вроде и не немцы, но крайне пунктуальны, вроде не испанцы, но очень любят погулять на праздниках, вроде не бразильцы, а имеют свой карнавал, не русские, но тоже устраивают купания в холодной воде на открытом воздухе. Интересно? И мне. Так случилось, что за последний год я в Нидерландах в буквальном смысле поселилась. Обычаи и традиции этой страны стремительно ворвались в мою повседневную жизнь. Я открываю их для себя постепенно, сравнивая с тем, что принято у нас и в других странах, находя очень много похожих черт и ровно столько же различий.

Самое первое, что я попыталась выяснить – это откуда такая популярность у красочных башмачков, продаваемых повсеместно в качестве сувенира или полноценной обуви (в основном домашних тапочек, у меня лично такие появились практически сразу же, мои нидерландские друзья постарались). Оказывается, давным-давно эти башмачки (по нидерландски klompen) были самой распространенной обувью. Давайте с нее и начнем.

Носить кломпены (klompen)

Варианты возникновения этой яркой и красочной обуви высказываются самые разные. Самая популярная версия – из-за специфического климата Нидерландов (очень мокро, холодно и, как следствие, очень грязно, особенно в полях) жителям нужна была повседневная обувь, которая максимально бы защищала их ноги от суровой реальности и капризов погоды.

Для производства используют в основном тополь или иву. Раньше, естественно, они делались вручную. Очень трудоемкое занятие, пока выпилишь, чтобы все красиво, гладко и, главное, одинаково. Но мастера своего дела навострились делать до 7-ми пар в день. Сейчас, конечно, все поставлено на поток. Есть сведения, что во всех Нидерландах осталось только 12 мастеров, которые могут делать кломпы вручную. Раньше каждая деревня имела своего мастера. Говорят, что кломпы являются сертифицированной защитной обувью, потому что могут выносить воздействие острых и тяжелых предметов и даже кислот.

Одним из наибольших затруднений в понимании истории кломпов является тот факт, что, когда они приходили в негодность (изнашивались, трескались), ими просто топили печи. Ну а почему нет? Дерево же. Поэтому большинство исторических "улик" просто сгорело в огне. Называется примерная дата возникновения этих чудо-башмачков – около 850 лет назад. И носили их представители рабочего класса.

Формы, кстати, у них были совершенно разные, в зависимости от профессии того, кто их носил. Были и с закругленными носами, и с заостренными. Последние пользовались популярностью среди рыбаков, острым носком башмака было очень удобно вытаскивать из воды сети. Для тех, кто работал на осушении болот, подошву кломпов делали квадратной для лучшего распределения веса (чтобы не застревать в грязюке).

У среднестатистического обладателя кломпенов их было две пары: простые и неразукрашенные для ежедневной носки и парадные (красочные) для воскресенья. Мужские башмаки обычно раскрашивали в желто-черные цвета, а женские были либо просто лакированные без рисунка, либо имели свой неповторимый традиционный узор. На свадьбу жених дарил своей невесте новую пару красивых, украшенных гравировкой, башмачков.

Еще эта обувь (с подошвой из ясеня) использовалась в танцах. Танцоры выбивали ритм, стуча своими деревянными башмачками об пол (по сути тот же современный степ).


Творчество одного из самых видных представителей Голландии в современной архитектуре, Рема Коолхаса, не оставляет равнодушным никого. Начавший свою карьеру в качестве актера кино, режиссера и сценариста, голландец в конечном счете выбрал архитектуру и стал известен во всем мире как настоящий мастер стиля деконструктивизм. В нашем обзоре представлены 15 потрясающих проектов голландского архитектора Рема Коолхаса, один только вид которых вызывает восхищение.

1. Концертный зал "Дом музыки" в Порту, Португалия


Концертный зал "Дом музыки



Концертный зал "Дом музыки


Концертный зал "Дом музыки" был построен в центре города Порту в 2005 году. Внешне это современное здание напоминает огромный усеченный куб, который многие люди в шутку сравнивают с кусочком рафинада. Однако интерьеры "Дома музыки" удивляют еще больше - внутренние стены примыкают друг к другу и пересекаются под совершенно немыслимыми углами, а в каждом помещении открываются невероятные перспективы. Главный зал, в котором выступают три оркестра, вмещает немногим более 1200 зрителей. Помимо этого, в "Доме музыки" есть дополнительная аудитория на 350 человек и репетиционные помещения.

2. Вилла dall"Ava в Париже, Франция


Вилла dall"Ava в Париже, Франция



Вилла dall"Ava в Париже, Франция: бассейн на крыше


Вилла dall"Ava была построена по проекту архитектурного бюро Рема Коолхаса OMA в предместье Парижа в 1991 году. Вилла состоит из двух зданий: одно из них предназначено для заказчика, а второе - для его дочери. Эти здания представляют собой два куба, приподнятых над землей на специальных опорах. На крыше одного из них расположены бассейн и "зеленая" зона, откуда открывается потрясающий вид на Эйфелеву башню. Отличительной особенностью парижского здания Коолхаса служит идея "переноса наверх" всех значимых помещений - на первых этажах находятся лестницы, небольшие кухни и гаражи.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительства 254-метровой башни фондовой биржи в Шэньчжэне было завершено в 2013 году. Первое, что бросается в глаза при виде 46-этажного небоскреба - это приподнятое над землей на отметке 36 м 3-этажное основание, фактически превратившееся в огромную консоль. Внутри этой базы расположены: операционный зал, конференц-центр, выставочные площадки и кабинет сотрудников биржи. На крыше приподнятого основания находится рекреационная зона с декоративным садом, откуда открываются панорамные виды города Шэньчжьжен. Непосредственно в самой башне находятся офисы руководства биржи.





Первый в Европе специализированный театр для танца, с потрясающей звукоизоляцией, уникальным зрительным залом и всеми необходимыми помещениями был построен в Гааге в 1987 году. Помимо главного зала, рассчитанного на 1001 место, здание театра вмещает в себя 4 огромные студии для репетиций и тренировок, бассейн, сауну, специальную комнату для отдыха, тренажерный зал и столовую, где работают лучшие повара Гааги. Для посетителей театра предусмотрены просторный вестибюль с несколькими кафе и большим буфетом, где все напитки и угощения раздаются совершенно бесплатно. Проект театра танца стал первой серьезной работой Рема Коолхаса.





Летний павильон художественной галереи «Серпентайн» был возведен в лондонском парке Кенсингтон в 2006 году. Сооружение, функционировавшее с июля по октябрь 2006 года, включало в себя ежедневные культурные мероприятия - публичные дискуссии и конференции, показы фильмов и выставки немецкого скульптора и фотографа Томаса Деманда. Главной фишкой павильона стало яйцевидное надувное перекрытие из полупрозрачного материала, особенно эффектное при ночной подсветке. Эта «крыша» трансформировалась - ее можно было поднять и опустить в зависимости от погодных условий. Внутри павильона располагались кафе и амфитеатр для проведения общественных мероприятий.





Драматический театр Ди и Чарльза Уайли был открыт в Далласе в 2009 году. Главным новшеством Коолхаса в этом проекте стало его решение разместить фойе и технические помещения не перед или за зрительным залом, как это обычно бывает, а, соответственно, под и над ним. Зрители должны спуститься в вестибюль, находящийся под землей, а затем вновь подняться на первый этаж чтобы попасть в главный зал, рассчитанный на 575 мест. Помещение зала остеклено с трех сторон, из-за чего расположенные неподалеку скверы и современные комплексы могут стать частью спектакля. Однако стоит отметить, что при необходимости эти прозрачные поверхности можно затянуть черными шторами. Удивительно и то, что в зависимости от спектакля расположение зрительских рядов и профиль пола можно легко изменить.





Музей искусств национального университета был открыт в Сеуле в 2005 году и стал первым объектом подобного рода во всей Южной Корее. Внешне это сооружение представляет собой усеченный параллелепипед. В структуру музея искусств входит несколько выставочных залов, лекционные помещения, аудитории, актовый зал, библиотека и др. Так как музей входит в состав университета, в его стенах проводятся различные обучающие программы и мастер-классы. Особое внимание уделяется современному искусству и проведению мероприятий, в которых так или иначе задействованы музыка, литература, кино или театральные постановки. Сеульский музей стал одним из новых символов архитектуры развивающейся невероятными темпами Южной Кореи.





Комплекс из трех высотных башен на стеклянной базе был построен на берегу реки Ньиве-Маас в Роттердаме и стал крупнейшим многофункциональным зданием Голландии. Стоит отметить, что территория, где расположен "вертикальный город" Коолхаса общей площадью 160 тыс. кв. м, уже украшена шедеврами выдающихся зодчих современности Алвару Сизы, Ренцо Пиано и Нормана Фостера, что делает ее своеобразным центром архитектурных достижений Голландии. Центральный небоскреб De Rotterdam целиком отдан под офисные помещения. В западной башне расположены жилые апартаменты, а в восточной – офисы и четырехзвездочный отель Nhow. В цокольной части обустроены различные общественные пространства, выставочные холлы, кафе, рестораны, магазины и конференц-залы. Под землей находится трехуровневая парковка.





Футуристичное здание центральной библиотеки Сиэтла было спроектировано Ремом Коолхасом и построено в 2004 году. Главным мотивом к возведению этого огромного комплекса послужило желание привлечь настоящих ценителей книг. Здание состоит из четырех фасадов, оформленных металлической сеткой и стеклом, каждый из которых отличается друг от друга. В интерьерах библиотеки можно встретить практически все цвета радуги - многочисленные эскалаторы выполнены в салатовых тонах, детский читальный зал - в розовых и желтых, конференц зал - в красных, и т.д. Принцип открытости внутреннего пространства здания стал одним из ключевых в этом проекте. Интересно, что в здании библиотеки отсутствуют прямые углы и параллельные линии.





Студенческий центр «Эдукаториум» (от англ. education - образование) был построен на территории кампуса Утрехтского Университета в 1997 году. Архитектура здания достаточно типична для голландца - неправильные и скошенные формы, врубающиеся друг в друга объемы, максимальное остекление и разноуровневость. В стенах студенческого центра находятся как учебные помещения (классы, аудитории и лекционные залы), так и зоны отдыха (оранжерея, выставочный зал, игровые комнаты и столовая). Центр "Эдукаториум", ставший излюбленным местом среди студентов, стал первой работой Коолхаса, так или иначе связанной с образованием.





Здание Посольства Голландии в Берлине, построенное в 2003 году, представляет собой строгий параллелепипед высотой 27 метров. Здание полностью остеклено, из-за чего даже виден его несущий каркас. Все, что не должно быть видно посторонним глазам прохожих, скрыто за специальным дымчатым стеклом или выходит окнами во внутренний двор. При проектировании здания посольства Рем Коолхас разработал специальную спираль, двигаясь по которой, можно обойти все здание по периметру и попасть на его крышу. В 2005 году берлинский проект голландского зодчего был удостоен крайне престижной архитектурной награды Европейского Союза, которая вручается каждые два года. Любопытно, что главным членом жюри комиссии стала Заха Хадид, которая когда-то была ученицей самого Коолхаса.





Выставочный центр «Кунстхал» (перевод с голланд. Kunsthall - "Зал искусств") был открыт в 1992 на родине Коолхаса, в городе Роттердам. В стенах этого здания общей площадью 3,300 кв. м расположена экспозиция, разделенная на три выставочных зала, фотогалерею и галерею дизайна. Благодаря этому в "Кунстхале" возможно проведение от пяти до шести выставок одновременно. Также в выставоыном центре находятся просторная аудитория, кафе-ресторан, книжный магазин и небольшой VIP-зал. В "Кунстхалле" ежегодно проходит порядка 25 экспозиций и выставок.

14. Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» Иллинойского технологического института в Чикаго, США





Железнодорожная станция «МакКормик-Трибьюн Кампус-центр» была открыта на территории Иллинойского технологического института в Чикаго в 2003 году. Это необычное сооружение стало первым реализованным проектом Коолхаса на территории США. Интересно, что станция находится над другим объектом голландца - одноэтажным студенческим корпусом. Конструкция станции представляет собой стальную трубу-перекрытие длиной в 161 м. Этим объектом Рем Коолхас хотел отдать дань уважения своему кумиру Мису ван дер Роэ, о чем свидетельствует наличие характерных для немца металлических каркасов и сплошного остекления, а также его портрет на фасаде главного здания института.





Современное здание выставочного зала «Мильштейн холл» было открыто на территории Корнелльского университета архитектуры и дизайна недалеко от Нью-Йорка в 2011 году. В выставочном зале расположены: просторный вестибюль, конференц-центр на 240 человек, пространства для экспозиции, университетский архив, небольшая столовая и кафе для посетителей, а также многочисленные студии, предназначенные для коллективного проектирования небольших групп студентов. Главной архитектурной особенностью здания служит тот факт, что оно буквально врезано в старый корпус университета на уровне второго этажа.

Рем Коолхас является основателем крупнейшего архитектурного бюро OMA, авторству которого принадлежит множество невероятных проектов. С некоторыми проектами этой компании можно познакомиться в наших материалах: и . Известно, что Рем Коолхас - не только практикующий архитектор, но и тонкий знаток теории архитектуры. Безусловно, самой известной его ученицей можно назвать Заху Хадид, творчество которой мы затрагивали в статье .

В этническом варианте:

Представьте себе зелень садов на равнинных голландских пейзажах, и среди этого зелёного великолепия, выбеленные оштукатуренные фасады домов, скреплённые и поддерживаемые, потемневшими от времени балками, стойками и ригелями.

Не правда ли, в памяти сразу всплывают живописные работы «малых голландцев», благодаря которым так прославлено голландское жилище.

Они заставили нас увидеть обыденную, повседневную красоту не значительных, на скорый взгляд, бытовых мелочей, и создали такие виды живописи, как бытовой интерьер и натюрморт. Их полотна дышат уютом, а в тихой жизни вещей раскрываются особый смысл и простая красота.

Особенности интерьера, отделка

Как и все прочие, голландский стиль имеет ряд своих отличительных особенностей, выделяющих его из пёстрого ряда собратьев. К таким характерным чертам относится:

  • Феноменальное сочетание природных (дерево и камень) и рукотворных (изразцы, керамика, кирпич), но при этом не менее естественных материалов.

Один из самых важных элементов голландского стиля – декоративная кирпичная кладка неоштукатуренных стен. Она великолепно смотрится как снаружи, так и во внутреннем убранстве помещения.

Но если вам не по вкусу кирпичная «обнажёнка», вы запросто можете заменить её неокрашенными, неоклеенными обоями, деревянными стенами (панелями), или, же попросту выкрасить их в оттенки светлой охры или бледно-синего цвета.

Пол, потолок и мебель стиля

Пол в голландском стиле, как правило, из натурального дерева или камня, хотя вполне в духе смотрятся и керамическая плитка, имитирующая природный камень, штучный паркет и даже качественный ламинат.

Потолок выбелен и украшен декоративными или рабочими ригелями из потемневшего от времени дерева.

В тон потолочным ригелям и мебель. Прямолинейно-строгие и даже немного грубоватые стулья с массивным столом ручной работы, соседствуют с изобретением голландцев – горкой для посуды со стеклянными дверцами, разделёнными решёткой, на манер классических голландских окон «в 9 стёкол», полки, которой уставлены разнообразной бело-голубой посудой.

А потемневшие от времени деревянные комоды очень органично сочетаются с простыми формами кресел, обтянутых кожей или тканью и ажурной старой бронзовой люстрой.

Окна

Особо стоит отметить голландский стиль за его окна. Как уже упоминалось выше, они классически делятся решёткой на 9 частей, высокие и за частую до самого пола, кристально вымыты и напрочь лишены занавесей.

Хотя городская жизнь с высокой плотностью населения, всё же внесла свои коррективы: дабы не вводить в смущение соседей напротив окна стали занавешивать тонким круженным тюлем.

Аксессуары

Особый шик и аромат голландский стиль приобретает благодаря ему присущим аксессуарам:

  • тончайшей росписи печных изразцов, украшающих центр гостиной и неизменный атрибут – камин,
  • и массивной грубости стола крестьянской работы,
  • потемневшего от времени дерева полок и кипенно-белой, кружевной пены ажурных салфеток на них,
  • старой керамической толстой посуды и горящих начищенной медью чайников с изящно изогнутыми ручками.

Особые гурманы старины, конечно же, постараются сыскать в антикварных магазинах старинные голландские часы с органным боем, старинные или стилизованные под XVII-XVIII век географические карты, картины и гравюры в простых чёрных рамах или старинный глобус. Ну а за прозрачностью окна необычайно «по-голландски» будет смотреться клумба с тюльпанами всех мастей.

Нидерланды

— это то место, где зародился и получил развитие голландский стиль, один из практичных и красивых интерьеров в стиле кантри. В некоторых странах королевство Нидерланды часто называют Голландией, что неверно. Южная и Северная Голландии — это только две провинции из двенадцати, входящих в состав королевства Нидерландов, хотя и самые развитые. Благодаря торговому мореплаванию и тому, что Южная и Северная Голландии больше, чем другие провинции общались с иностранными государствами, они получили большую известность за рубежами своей страны.

Как и на интерьеры других стран, на развитие голландского стиля повлияли природные факторы и местоположение страны.

Нидерланды в переводе означает «нижние земли». Такое название оправданно, так как вся территория страны находится ниже уровня моря и в устьях крупных европейских рек: Рейна, Мааса, Шельды.

На севере побережье омывается Северным морем. Всегда эта североевропейская страна вынуждена была бороться с водной стихией, с приспособлением для жизни приморских низинных земель.

Постоянно создавались гидротехнические сооружения- плотины и дамбы,

шлюзы и каналы.

На отвоёванных у океана землях возводились здания, имеющие своеобразный облик.

В Нидерландах мало леса и полезных ископаемых. Почвы в стране практически не пригодны для возделывания сельскохозяйственных культур, поэтому развивалось животноводство: мясное и молочное.

Кроме животноводства основными отраслями, получившими развитие в Нидерландах, были мореплавание, рыболовство и торговля.

Развитие в стране началось ещё в ХVII веке после освобождения от испанского владычества и возникновения первой в мире буржуазной республики. Началось быстрое строительство городов, где развивались маслобойная, мыловаренная, пивоваренная, суконная промышленности и вместе с ними оптовая торговля.

Расцвет был достигнут и в голландской живописи.

Слишком дорогая земля под застройку и её нехватка обусловили строительство домов тесно прижатыми друг к другу.

Их делали узкими, сильно вытянутыми в глубину.

Фасады их оформлялись высокими фронтонами.

За домом обычно располагался маленький дворик. По берегам речных рукавов и каналов одним длинным рядом стояли дома.


Вдоль каналов устраивались проезды, набережные засаживали зелёными насаждениями. Живописно смотрелись дома среди воды и зелени.

Дома не были роскошными дворцами, наоборот всё в них было рационально и экономно.

Однако внешне скромные, внутри они отличались комфортом и уютом.

Не зря Пётр I, побывавший в Голландии в ХVII веке, принял решение строить российскую столицу — Петербург по образцам голландских городов.

Привлекательно выглядит голландский дом с оштукатуренным и побеленным фасадом на фоне садовой зелени.

Внутреннее убранство не уступает внешнему виду.

Цвета, используемые при оформлении интерьера в голландском стиле: белый, цвет яичной скорлупы, жёлтый, синий, немного красного, охра, коричневый, бежевый.

СТЕНЫ

Штукатурят и окрашивают в цвета: светлая охра или бледно -синий.

Главное, чтобы стены выглядели светлыми. Они могут быть не идеально гладкими, их штукатурят крупной структурной штукатуркой и создаётся эффект неумело оштукатуренных стен. Но при этом создаётся уют и атмосфера старинного деревенского дома.

Большое распространение имеет декорирование стен кирпичом и искусственным камнем.

Его используют как снаружи,

так и внутри дома.

Кирпичная кладка используется в интерьере для зонирования пространства.

Используется также природный камень или светлый кирпич.

Стены, как и потолок, часто украшают декоративными балкам и балясинами.

Обои лучше не использовать.

Преимущественно используется паркет из натурального дерева или, как альтернатива, ламинат, максимально напоминающий натуральное дерево.

Хороши на полу и доски, изготовленные из массива дерева.

Часто для пола используют керамическую плитку разных размеров,похожую на натуральный камень.

Важно, чтобы пол был тёмного цвета.

ПОТОЛОК

Тёмные, в тон пола, деревянные балки и балясины будут служить украшением для потолка.

Часто их»состаривают» и украшают резьбой по дереву.

ОКНА

Классические голландские окна — это рама из небольших стёкол с перегородками, которые делят окно на квадратики или прямоугольники.

Часто окна декорируют росписью по стеклу или витражами.


ОСВЕЩЕНИЕ

Максимально используется естественное освещение.В голланском интерьере уместна ажурная бронзовая люстра.

ИЗРАЗЦЫ

Украшение интерьера великолепными изразцами присуще голландскому стилю.

Ими украшали печи, камины

и просто стены в комнатах. Голландская очень нарядная.

Искусно сделанные изразцы выглядят очень нарядно.

Голубые дельфтские и ковровые роттердамские изразцы — неповторимое украшение для дома в голландском стиле.

Плитки расписывали с сюжетами: пейзажами, изображениями морских судов, ветряных мельниц, пастбищ и сценами из жизни голландцев.

ТЕКСТИЛЬ и КОВРЫ

Шторы в мелкую клетку

и шторы, не препятствующие проникновению солнечного света.


Кружевные салфетки на полках

Скатерти на столах

Домотканые коврики

Восточные ковры и шпалеры

Парусина, покрытая живописными композициями

МЕБЕЛЬ

Из натурального дерева, декорирована в «архитектурном стиле». Это значит, что во внешнем облике мебели воспроизводится фасад здания.

Стеклянные дверцы посудных шкафов разделены на квадратики стёкол также, как и окна на фасаде здания, а по бокам шкафы украшены башенками и колоннами.

Голландцами изобретена горка для посуды, где на открытых или застекленных полках расставлена красивая бело-голубая посуда.

Деревянные комоды и столы должны выглядеть потемневшими от времени или покрашены краской.

Встречаются расписанные вручную мебельные фасады.

Стулья с плетёными сиденьями.

Плетёные кресла.

Стулья и кресла обтянутые кожей или тканью.

Мебель в голландском стиле часто грубоватая и массивная, но удобная и комфортная.

Нельзя, однако, утверждать, что среди голландской мебели нет места роскошным моделям.

Ножки столов, стульев, кресел и диванов делают немного выгнутыми.

В оформлении мебели широко используется резьба по дереву, что придаёт ей неповторимость и изысканность.

Встречаются и экземпляры мебели с инкрустацией стеклом, кожей или металлом.

АКСЕССУАРЫ

Плетёные корзины

Медные изделия: кастрюли,

подсвечники

и другие медные предметы интерьера.

Бело-голубая посуда в шкафах и декоративные керамические тарелки на стенах




Хрупкие фарфоровые фигурки

Серебряные вещицы.

Зеркало в тёмной резной раме

Охотничьи трофеи

Старые географические карты. Бережное отношение и любовь к картам живёт в крови у потомков отважных мореплавателей.

Глобус не будет лишним в голландском интерьере.

Прославленная голландская живопись и гравюры, обрамлённые багетом.

Украшаются дома не только пейзажами, натюрмортами, портретами, но и изображениями внутреннего убранства дома. Художники Голландии увидели красоту в повседневных вещах, в обыденных бытовых мелочах. В их картинах отображена такая тихая и уютная жизнь простых вещей, наполненная особым смыслом. Пример такой картины «Старушка у камина» Я.Врель сер.17 века

или «Комната в голландском доме» П.Янсенс Эминга 1660-е годы,«Кухня» П.К.ван Слингеланд,1648г. Эти произведения наполнены чувствами и ощущениями ценности обычной повседневной жизни людей в простом и уютном домашнем мире.

Вазы-тюльпанницы,

и разнообразные керамические и фарфоровые изделия

Настенные часы в лаковом футляре

В голландскую морскую страну привозили произведения китайского и японского искусства и украшали ими жилище: вазы, подносы, лампы и другое

В Нидерландах любят и умеют разводить живые цветы. Страна славится своими тюльпанами, насчитывающие сотни разных видов.

Всё в интерьере голландского дома подчинено игре контрастов: тёмные полы и светлые стены, светлые подоконники и тёмные цветочные горшки на нём. При этом дом совершенно гармонирует с окружающей его природой.

Активное мореплавание и торговля Нидерландов со многими странами влияло на быт и уклады местного населения. Экзотика дальних стран, утончённость и изысканность Франции, Италии и Фландрии (близких соседей) нашли своё место в культуре и повседневной жизни народа Нидерландов.