Признаки раздвоения личности у подростков. Как развить раздвоение личности

Перепады настроения и беспокойство не всегда являются признаком неустойчивого характера. Это может быть симптом наиболее серьёзного в психиатрии расстройства, которое характеризуется раздвоением личности. Не так всё просто, как говорят в англоязычных странах, где впервые был открыт и описан учёными явление раздвоения личности.

Раздвоение личности: симптомы и признаки

Дезориентация в пространстве, депрессивные состояния, ощущение нереальности окружения – вот симптомы, при появлении которых человек ещё способен взять себя в руки и отправиться на приём к психиатру. Лечение у психиатра – не клеймо и не пятно на человеке, это обычный врач, у которого пациенты лечатся даже от мигрени и разнообразных головных болей. А при постановке диагноза «раздвоение личности» симптомы и признаки хорошо известны врачу, и он ни с чем их не спутает.

Как специальный термин в психологии и психиатрии, личностное раздвоение известно давно, и не вызывает особого удивления, если на приёме пациент рассказывает о тревожных состояниях, нарушениях пищевых ощущений. Симптомы перехода человека из одного состояния в другое проявляются в осознанном ощущении таких перемен. На этом этапе психиатр может помочь своему пациенту. Если же человек не осознаёт переходы из одной индивидуальности в другую, это может вызывать у врача опасения, так как такой пациент может быть потенциально опасен для общества.

Основные причины и признаки раздвоения личности у человека

Обычное нарушение сна в ощущении потерянности, непонимания самого себя как определённой личности приводят к тому, что у человека постепенно развивается определённая фобия. Так постепенно формируется раздвоение личности, определяющееся в психиатрии как MPD или DID – диссоциативное расстройство идентичности. Это одна из самых тяжелых форм данного психического расстройства, которое всегда проявляется соответствующей симптоматикой.

Психические расстройства диссоциативного характера проявляются несколькими формами: сложной, умеренной и лёгкой. Психологами разработан соответствующий тест на раздвоение личности, с указанием на симптомы и признаки, стоящие за этим расстройством у каждого конкретного человека. Индивидуальность проявляется в причинах отклонений от нормы и симптомах, однако психиатры отмечают общие факторы, присущие каждому пациенту.

Любые формы диссоциации развиваются у разных пациентов по общим причинам:

  • наследственная предрасположенность;
  • внешнее влияние других членов семьи с имеющимися у них расстройствами диссоциативного типа;
  • имеющиеся в памяти с детства случаи насильственного отношения в сексуальном или психическом плане;
  • отсутствие поддержки и помощи со стороны близких лиц в ситуации жестокого воздействия.

На этом фоне формируются расстройства диссоциативного типа, представляющие по симптомам и признакам раздвоение личности у детей и подростков со специфическими изменениями в поведении, речи, общении.

К отклонениям психики, являющимся признаками раздвоения, относятся:

  • функции памяти;
  • личностная идентичность;
  • сознание;
  • осознание непрерывной идентичности самого себя.

Это интегрированные составные компоненты психики, отражающие её функциональность. При формировании диссоциации они могут «вырываться» из цельного психического состояния человека и после отделения могут даже приобретать определённый уровень независимости. Утрачивается идентичность и целостность личности, параллельно с имеющимся сознанием возникает новая её форма. При этом сознание перестаёт помнить конкретные жизненные эпизоды, и психиатр рассматривает ситуацию психогенной амнезии.

Эта ситуация, особенно на фоне сильнейшего стресса, становится фактором провоцирования раздвоения личности. Если при этом у подростков налицо симптомы и признаки диссоциативного состояния, то они ярко проявляются в отрыве некоторых личных воспоминаний от собственного сознания.

Наряду с этим проявляются механизмы защиты, индивидуальные для психического состояния каждого конкретного человека.

Диссоциации у детей

Раздвоение личности – цельный, особенный механизм расстройства психики, когда сознание разделяется на различные компоненты, определяющиеся конкретными мыслями и событийными воспоминаниями. Они не стираются из памяти, но повторяются и неожиданно проявляются в детском осознании самого себя. Они оживают под воздействием пусковых механизмов, которыми могут стать травматические события или объекты, присутствовавшие при стрессовых ситуациях, связанных с психологической травмой.

В детском возрасте психиатр отмечает проявление защитных механизмов, связанных с недостатком заботы о ребёнке от окружающих его людей, допустивших получение ребёнком психической травмы. Однако в ситуации недостаточной защиты формируется опыт поведения в последующих нежелательных ситуациях. Унифицированная идентичность – не данное от рождения осознание, оно развивается с ростом детей и зависит от разных жизненных переживаний. Такая форма конверсивного расстройства зачастую развивается у мужчин, и раздвоение личности у них отличается особыми симптомами и признаками.

Между тем, расстройство диссоциативного типа не является психическим заболеванием, это ответ психики человека на пребывание в стрессовой ситуации. У детей конверсивные расстройства умеренной степени проявляются после аварии, после сложного стоматологического лечения. Психические расстройства диссоциативного типа в умеренной и сложной форме фиксируются надолго и остаются в сознании людей, перенесших в детстве травматический опыт и жестокое обращение. Насилие, пережитое детьми, выделяется как основной фактор диссоциативных расстройств в разных его формах. Такую же реакцию психики вызывает серьёзный стресс от потери детьми близких людей, от перенесенных сложных заболеваний. Психотерапевты, с разрешения человека или опекающих его родственников, записывают сеансы на видео, где раздвоение личности, его симптомы и признаки видны отчётливо и понятны специалистам, которым требуется получить опыт работы.

Симптомы при формировании личностного раздвоения

В детальном профессиональном рассмотрении симптоматика личностного раздвоения проявляется следующими аспектами:

  • как диссоциативная амнезия психогенного характера. Это может быть неожиданная потеря дисфункция свойств памяти после травмирующего стрессового события. Однако при этом новая информация усваивается человеком достаточно адекватно, и факт потери памяти человек вполне осознаёт. Такой вариант раздвоения личности с его симптомами и признаками у молодых женщин наблюдается чаще всего;
  • как диссоциативная фуга. Это состояние бегства психогенного типа, проявляющееся в форме беспричинного увольнения с работы или ухода из дома. При этом у человека существенно сужается сознание, частично или полностью теряется память. Зачастую человеком не осознается потеря памяти, он представляет себя в другом личностном состоянии и даже отзывается на чужие имена;
  • как диссоциативное расстройство идентификации. Здесь предполагается расстройство личности, когда она представляет себя во множественном числе. В человеке проявляются одновременно не одна личность, они поочерёдно доминируют, что заметно отражается на поведенческих реакциях и взглядах. Сформировавшиеся дополнительные личности часто имеют разные пол, возраст и даже национальное происхождение;
  • как деперсонализационное расстройство. Это отчуждение своего тела периодического или постоянного характера, осознаваемое самим человеком как сторонним наблюдателем, что похоже с осознанием снов. В таком состоянии искажается пространственное и временное восприятие, человек может видеть несоразмерные конечности и ощущать нереальность окружения. Здесь, как правило, присутствуют тревожное и депрессивное состояния;
  • как диссоциативное расстройство в виде транса. В таком состоянии расстраивается сознание, снижается реакция на раздражители, поступающие из внешнего окружения.

При любых видах личностных расстройств присутствуют попытки суицида, тревожные и депрессивные состояния, панические атаки, галлюцинации. Отмечаются комбинации разных видов расстройств, сопровождающиеся психогенной амнезией. На фото симптомы и признаки раздвоения личности отражаются мало, тем не менее, фотографии пациентов активно используются в обучающих курсах для студентов медуниверситетов.

Диагностика личностного раздвоения

Диагностирование расстройств диссоциативного типа производится по следующим факторам:

  • у человека сформированы два различимых личностных состояния, периодически контролирующих его мировоззрение и поведенческие реакции;
  • пациент забывает данные о себе, и это не простая забывчивость, вызванная соматическими заболеваниями, воздействием наркотиков или алкогольным опьянением.

При диагностике личностного раздвоения у детей важно не путать психическое состояние с играми фантазийного характера. Однако в любом возрасте врачи стремятся исключить наличие органического поражения в структурах мозга, и назначают проведение Энцефаллограммы, Магнито-ядерного или Компьютерного обследования. Требуется исключить инфекционные заболевания, опухоли мозга, органические поражения височных долей мозга, шизофрению, различные деменции. Исключается и симуляция состояния раздвоения, которая присуща совершенно другому психическому расстройству. Википедия о раздвоении личности, его симптомах и признаках пишет конкретно, что устанавливаются «диагнозы: расстройство множественной личности, расщепление личности, раздвоение личности».

Согласно Википедии, личностное раздвоение можно устанавливать как окончательный диагноз, если при обследовании подтверждены точные критерии:

  • пациент демонстрирует 2 или больше характерных личностных состояний, обладающих устойчивым мировосприятием, отдельным мировоззрением;
  • эти личности поочерёдно контролируют поведение человека;
  • пациент не помнит личную информацию, что нельзя определить как обычную забывчивость;
  • пациент не находится под воздействием алкоголя или наркотиков.

Правильными считаются разные формулировки диагноза – расстройство множественной личности, конверсионное расстройство, расщепление личности. Сегодня психотерапевты используют термин «диссоциативное расстройство идентичности», считая его наиболее точным и корректным. Эта формулировка диагноза наиболее точно отвечает характеристикам состояния пациентов.

Лечение раздвоения личности

Лечение диссоциативных расстройств представляет собой курсы психотерапии в комбинации с медикаментозной поддержкой. Психотерапевты помогают избавиться от раздвоения личности, основываясь на соответствующем опыте в избавлении своих пациентов от расстройств диссоциативного характера. Из медикаментов используются антидепрессанты и транквилизаторы, подавляющие избыточную активность, избавляющие от депрессивного состояния. Однако целенаправленных лекарств в арсенале медиков пока нет. Поэтому речь не идёт о медикаментозном лечении, а только о лекарственной поддержке.

Один из способов лечения – гипноз, благодаря которому психотерапевты «закрывают» лишние личности в сознании своих пациентов. Перспективы выздоровления носят индивидуальный характер. Диссоциативное бегство и амнезия вылечиваются достаточно быстро, однако они могут перейти в хроническую форму. В общем, все виды личностных раздвоений являются хроническими расстройствами, что требует длительного непрерывного лечения.

В мире людей существует множество различных расстройств психологического характера. Многие из них настолько похожи между собой, что часто путаются. Так, с шизофренией часто путают раздвоение личности . Хотя разница имеется существенная: шизофреник страдает от галлюцинаций, а больной диссоциативным расстройством – от множественности своих личностей. Рассмотрим симптомы данного заболевания.

Понятие

Раздвоением личности называют психическое заболевание, при котором человек обладает двумя и более отдельными личностями. Одно дело, когда индивид просто меняет свой подход к какому-то вопросу, осознанно меняет свое отношение. Совсем другое дело, когда он автоматически переключается с одного сознания на другое. У данного понятия есть множество названий:

  1. Расщепление личности.
  2. Диссоциативное расстройство.
  3. Синдром множественной личности.

В чем особенности данного заболевания? Человек неосознанно переключается с одной личности на другую. Это называют «альтер-эгом». У одного человека может быть множество различных «альтер-эг». Причем все они являются отдельными личностями со своими воспоминаниями, знаниями, навыками, прошлым.

В одном человеке находятся сразу несколько личностей. Когда сознание переключается, одни воспоминания пропадают и включаются другие. Таким образом, человек может и сам не понимать, почему очутился в каком-то месте, хотя он сам туда дошел, находясь при памяти другой личности.

Что запускает личности?

Что запускает процесс, когда одна личность сменяет другую? Определенная ситуация, часто . Именно стрессовая ситуация когда-то могла спровоцировать возникновение множественности личности. Когда человек снова переживает данный стресс, его сознание переключается, альтер-эго включается.

Если человек переживает психологическую травму, то у него возникает личность, которая защищает его психику от сильных переживаний. При этом личности не пересекаются, не запоминают, что делает другая, не контролируют. Это является первым симптомом раздвоения личности – диссоциативная амнезия – потеря знаний, воспоминаний, навыков одной личности и включение памяти другой.

Диссоциативная фуга является вторым симптомом, который отмечается в интернет-журнале сайт. Данный признак проявляется в том, что человек полностью уверен в том, что является другой личностью. Когда он переключается, то полностью забывает о том, кем был до этого. Таким образом, он может не понимать, как попал в то или иное место, почему общается с незнакомыми людьми, чем занимается.

Расстройство идентификации характеризуется тем, что личности могут быть очень разными. Одна личность может быть мужчиной 25 лет, а вторая – женщиной 55 лет. Одна личность может быть традиционной ориентации, а вторая – нетрадиционной. Одна личность может быть полицейским, а вторая – бандитом.

Синдром Ганзера является следующим симптомом диссоциативного расстройства, который выражается в продуцировании психического заболевания. Часто данное заболевание является реальным.

Состояние транса можно назвать сопутствующим признаком, при котором человек не реагирует на некоторые внешние раздражители. К примеру, он может не ощущать боли либо не слышать определенных звуков. Это происходит лишь в измененном состоянии. Но когда человек возвращается в сознание, то переживает все ощущения, которые присущи ему.

Другими признаками диссоциативного расстройства являются:

  • Неуравновешенность.
  • Потеря памяти.
  • Потеря связи с реальностью.

Диагностировать расстройство может только специалист, который точно поставит диагноз. Однако уже выше приведенные симптомы указывают на то, что человек не является нормальным. При их появлении уже можно обращаться за психологической помощью.

Бывают расстройства психики, когда в человеке сосуществуют сразу две разных личности. Это расстройство называется раздвоение личности. Зачастую оно сильно портит жизнь человека, так как он способен совершить преступление и даже суицид.

В современном мире часто причиной раздвоения личности бывает пристрастие людей к компьютерным играм. Человек настолько вживается в роль своего персонажа, что иногда она становится второй личностью человека. Игровая зависимость стала в наше время довольно частой проблемой особенно у молодежи. Наряду с ней существует и интернет зависимость. При этом человек живет в воображаемом мире и имеет виртуальных друзей. Иногда даже такая незаменимая часть жизни как семья также существует в виртуальной реальности. Кроме того, это расстройство может появится после сильных нервных потрясений, такими как травмы, заболевания или смерть близких людей.

Чаще раздвоением личности страдают люди, у которых слабый характер, не имеющие собственного мнения. Эти люди подсознательно ищут себе защиты, и этой защитой становится вторая личность человека.

Симптомы расщепления личности

Проявляется раздвоение личности в первую очередь потерей связи человека с окружающими людьми. Человек для окружающих ведет себя странно и люди перестают его понимать. Происходят проблемы с памятью, человек не может вспомнить, где был на днях и чем занимался. Частым симптомом является нарушение сна, тревога и сильные головные боли. Логичности в поступках человека не наблюдается, его действия сумбурные и спонтанные. Перепады настроения и противоречивые чувства, характерные для раздвоения личности, вводят родных людей в ступор.

Самым необычным симптомом раздвоения личности является появление второй личности. То есть человек начинает ощущать в себе двух людей сразу. Он может принять два противоположно разных решения одной задачи. Зависит мышление от того, какая из личностей сильнее в данный момент. То есть один человек совершает разные поступки как два различных человека.

Как лечить данное расстройство

Ученые просканировали мозг людей с раздвоением личности, чтобы выявить является ли это расстройство болезнью. Людей поделили на две группы и попросили вспоминать неприятные моменты из прошлого. У людей с раздвоением личности активность мозга была сильнее, чем у обычных людей. При этом обычных людей просили думать как-бы за двоих. Исследования выявили, что чаще всего раздвоение возникают у людей в детстве перенесших потрясение.

Без помощи специалиста раздвоение личности вылечить практически невозможно, так как зачастую человек может сам не замечать своего недуга. Психотерапия подбирается врачом индивидуально для конкретного пациента. В некоторых случаях для лечения используется гипноз и медикаменты. И даже после устранения симптомов рекомендуется наблюдение у врача.

Раздвоение личности является защитным процессом организма. Человек отрекается от своей личности, тем самым уходя от жизненных проблем. При наличии схожих симптомов стоит обращаться к специалисту.

Источник -

Раздвоение личности — грубый психологический конструктор, наличие которого проявляется особым феноменом мышления, когда обладатель имеет две и более личности одновременно. Существуют тяжёлые единичные случаи, когда количество личностей превышает десяток.

Прежде всего, имеет место быть нарушение психических функций в самых различных областях. Сознание и идентичность, непрерывность памяти, — все эти функции и их аномальность составляют базис данного феномена, подлежащего тщательному изучению.

У среднестатистического человека все эти функции являются едиными и слаженно работают, не представляя какого-либо значительного дискомфорта. Поток сознания является плавным, последовательным, типичным. У пациентов с рассматриваемым заболеванием, напротив, из потока сознания выделяется некая часть собственной идентификации.

Возможно, подобное внутреннее изъятие позволяет им обрести новую идентичность, стать независимыми от травмирующих воспоминаний, или же идеализировать своё Я. Некоторые из обрывков памяти просто блокируются мозгом пациента, что крайне напоминает такое известное состояние, как психогенная амнезия.

Причины

Прежде всего, необходимо отметить, что данный недуг представляет собой довольно сложный для понимания механизм, когда разум больного получает возможность некоего глубинного деления на несколько частей мыслей и обрывков памяти.

Разделённые таким образом, они перестают сообщаться друг с другом, за счёт чего и создаётся иллюзия наличия множества личностей. Эти мысли не подвергаются стиранию, что хорошо заметно при столкновении больного с так называемыми «триггерами», то есть людьми, предметами окружающей обстановки, запахами и даже музыкальными композициями из «стёртой памяти».

Считается, что данное состояние возникает только в результате совокупности ряда факторов. Прежде всего, это непереносимый, запредельный уровень стресса, на который наложена способность мозга больного к диссоциации. Отчасти диссоциация здесь выступает как защитный механизм, но возможно действие и другого рода механизмов, так прочно запрятавших воспоминания в самый дальний чертог памяти. Кроме того, здесь определённо проявляется эндогенная предрасположенность больного к такого рода психическим процессам. Многие корни заболевания идут из самого детства, так как даже в столь юном возрасте за больными уже наблюдалось отсутствие идентичности как таковой, уход во внутренний мир из-за различного рода травмирующих переживаний. Недостаток родительского внимания и заботы на момент получения столь губительного опыта, во многом, только послужил развитию болезни. В ряде случаев процесс диссоциации свойственен и вполне здоровым людям. Причины могут быть различны: применение нмда-антагонистов при анестезии, депривация сна или сильные травматические повреждения мозга во время аварии. Но этот диссоциативный опыт является лишь кратковременным. В то время как раздвоение личности стойкий психический феномен. В качестве предрасположенности к подобного рода состояниям, отмечают крайнюю увлеченность каким-либо однообразным занятием. Человек настолько поглощён чтением книги, играми или просмотром видеофильмов, что окружающий мир словно теряет для него реальность. Отчасти это похоже на состояния, возникающие под воздействием гипноза. Известно, что диссоциативный опыт люди испытывают при проведении религиозных обрядов. Человек вводит себя в состояние транса, в немалой степени, при помощи специально используемых благовоний, музыки и ритмичных действий. Подобные состояния вызывает также медитация и полная сенсорная депривация. Диссоциативное расстройство идентичности при умеренных и сложных формах протекания соотносится с такими факторами предрасположенности, как наличие разбойных нападений, пыток, изнасилований и других примеров крайне жестокого обращения. Сюда же относятся автокатастрофы и стихийные бедствия. При дифференциальной диагностике очень часто обращают внимание на схожесть симптоматики с больными посттравматическим стрессовым расстройством. Рассматриваемое состояние, кроме того, связано с сильной соматизацией, когда уровень своего психического благополучия человек подсознательно связывает с заболеванием или неприятными ощущениями в той или иной части тела.

Исследования американских коллег указывают, что у 98% взрослых, испытывающих симптомы диссоциации, в детстве были обнаружены признаки физического и психического насилия. Причём 85% имеют документированные свидетельства.

С высокой степенью достоверности можно утверждать, что именно насилие является причиной последующей диссоциации в самых причудливых её формах. Даже среди тех, кто не имел столь явных причин, всегда были в наличии всевозможные стрессовые факторы, такие как потеря любимого человека, родителя-кормильца, и так далее. Всё это запустило дальнейший каскад диссоциативных реакций, вызвав раздвоение личности.

Группа диссоциативных расстройств

Расстройство множественных личностей (MPD), ныне определяемое как диссоциативное расстройство идентичности считается самой тяжелой формой заболевания, имеющей все соответствующие симптомы.
Указанные ниже факторы способствуют возникновению и обострению форм диссоциации.

    эндогенная предрасположенность к диссоциации; повторение насильственных эпизодов, отмечаемых в детстве; полное отсутствие психологической поддержки при наличии достаточно жёсткой травли; негативное воздействие со стороны других членов семьи с теми же симптомами.

В группу диссоциативных расстройств входят:

    психогенная диссоциативная амнезия; диссоциативная фуга (человек пропадает из дома и возвращается спустя длительное время, ничего не помня); диссоциативное расстройство идентичности; расстройство деперсонализации; синдром Ганзера; расстройство диссоциации в форме транса.

Симптомы

Основные симптомы, которые следует рассмотреть, представлены далее.

Наличие в психической сфере пациента более чем одной личности. Они, как правило, могут обладать самыми разными характеристиками вплоть до пола, имени, возраста и даже века проживания. Они с определённой периодичностью сменяют друг друга. Сам больной не осознаёт ненормальности происходящего. Признаки, схожие с сомнамбулизмом – зачастую пациент не осознаёт собственного тела. Речевые расстройства, — на банальные вопросы пациент даёт неадекватные ответы. Наличие психической неуравновешенности, лабильности психического состояния. Больной теряет связь с реальностью, его невозможно понять. Мигрени. Повышенное потоотделение. Бессонница Частичная потеря памяти, возникающая во время стрессового события. Заново полученная информация усваивается в нормальном порядке. Иной раз больной даже может понять, что то или иное воспоминание «тщательно заблокировано его мозгом». Там же, во время «приступов» теряется ориентация в пространстве, так называемая «фуга». Отличие в том, что это не единичный случай. Отсутствие целостного мировоззрения.

Больной в абсолютно аналогичных ситуациях может вести себя кардинально противоположным образом, как будто в нём уживаются две или более личности, одна из которых вытесняет другую на текущий момент. Именно этот фактор является доминирующим при постановке диагноза.

Раздвоение идентичности у детей проходит своеобразно: они, как правило, охотно откликаются на имена, данные им при рождении, но в то же время, демонстрируют признаки альтернативной личности, которая зачастую захватывает их сознание.

Для детей характерны следующие симптомы:

    постоянно меняющиеся пищевые пристрастия; разная манера разговора; лабильность настроения; агрессивность со «стеклянным взглядом»; амнезия; голоса в голове; разговоры с собой; невозможность объяснить собственные действия.

Все эти элементы могут быть лишь следствием затянувшегося игрового процесса нормального ребёнка, что следует учитывать при постановке диагноза. У многих малышей такого рода резонёрство (один из видов нарушения мышления) является вариантом нормы. Дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания вследствие перенесённых стрессов также испытывают стёртые диссоциативные симптомы.

Диагностика

Постановка диагноза основывается на соответствии состояния пациента следующим симптомам:

Наличие двух или более явно различимых идентичностей или личностных состояний, каждое из которых обладает собственным мировоззрением, установками по отношению к действительности, памятью и моделью мира. Каждая из идентичностей периодически сменяет друг друга. Больной находится не в состоянии вспомнить о себе значительную информацию, причём характер забывчивости не позволяет её отнести к обыкновенной. Состояние не наступало под воздействием различного рода наркотических и медикаментозных веществ. Важно также не перепутать детские игры с воображаемым другом, когда они отдают себе явный отчёт об отсутствии такового в действительности. Иначе говоря, стоит принимать во внимание что ребёнок, таким образом, может просто пытаться привлечь к себе внимание.

Ученые говорят, что это всего лишь частное проявление расстройства более общего характера. Исследования подвергаются массированной критике: игнорирование важных особенностей болезни, некачественная статистическая база, неубедительные выводы.

Именно поэтому рекомендуется применение полиэтиологических критериев диагностики – более гибких и подразумевающих различные причины происхождения, опирающихся на эндогенную базу. Первым делом рекомендуется исключить возможность органического поражения мозга при помощи специальных высокофункциональных методик сканирования (различные виды МРТ).

Под дифференциальной диагностикой подразумевается исключение схожих состояний другой этиологии:

    инфекционные заболевания, опухоли мозга с поражением преимущественно височной доли; делирий; шизофрения; амнестический синдром; височная эпилепсия; умственная отсталость; расстройства, вызываемые приёмов наркотиков; посттравматическая амнезия; деменция; соматосенсорные расстройства; пограничные личностные расстройства; биполярное расстройство, характеризуемое быстротой чередования в нем эпизодов; ПТСР; симуляция.

Лечение

Рассматриваемый недуг — крайне запутанный психический феномен, слабо поддающийся лечению. Процесс лечения больных, страдающих таким тяжёлым расстройством, необычайно сложен и затягивается на долгие сроки, порой он длится на протяжении всей жизни пациента.

Стандартный план лечения предполагает:

Чаще всего используют третий подход, хотя даже в этом случае подавляющая часть больных так и не достигает хотя бы кратковременной ремиссии.

Медикаментозное лечение

Раздвоение идентичности, как заболевание довольно слабо реагирует на медикаменты, стирая лишь часть симптомов. Их набор определяется лечащим врачом исходя из его мнения о текущем состоянии пациента, находящегося под наблюдением.

Актуально применение следующих препаратов.

    антидепрессанты – прозак, амитриптилин, пароксетин, сертралин; нейролептики, в том числе и атипичные: галоперидол, клопиксол, абилифай, кветиапин, аминазин;
    транквилизаторы – клоназепам.

Применяется также электросудорожная терапия, но допущены к её проведению только те врачи, которые прошли курс специального последипломного обучения и практики.

Кроме того, психотерапия также оказывает некоторую роль в облегчении симптомов заболевания. Поддержка родственников и друзей пациента оказывается необычайно важной. Рассматривается и возможность применения гипноза, зачастую потому, что он сам непосредственно связан с введением в подобное состояние.

Следует учитывать и факторы лекарственной зависимости. На какой-то момент проявления самочувствия больного из-за применения тяжёлых психотропных препаратов уже невозможно отличить от течения самой болезни.

Прогноз

Перспективы выздоровления носят двоякий характер. Частичные случаи диссоциации, например, диссоциативное бегство или диссоциативная амнезия лечатся более-менее успешно, но иногда, впрочем, последняя переходит в хроническую форму. В целом же это крайне тяжелое хроническое состояние, лечение которого продолжается от 5 лет и вплоть до всей жизни пациента.

В конце 70-х годов прошлого столетия американское общество всколыхнула история Билли Миллигана, арестованного по подозрению в грабежах и изнасилованиях. Во время следствия выяснилось, что юноша страдает распадом личности. В нем, как в многоквартирном доме, живут разные 24 альтер-личности — от 3-летней девочки Кристин из Англии до 30-летнего югославского коммуниста Рейджена.

Невозможность вспомнить какое-либо значимое событие из своей жизни — это серьезный сбой в работе сознания человека. Данное явление носит название диссоциативная амнезия, и оно выражено в наиболее высокой степени, нежели обычная забывчивость, которая свойственна каждому. Как правило, такой провал образуется ввиду психической травмы, кроме этого диссоциативная амнезия может возникнуть на.

Диссоциативная анестезия (потеря чувственного восприятия) – конверсивное расстройство, при котором утрачена чувствительность одной или нескольких чувственных сфер, но поражения со стороны ЦНС объективно не регистрируются. Утрата чувственного восприятия сопровождается жалобами пациента на парестезию, гиперстезию, анестезию, уменьшение остроты и четкости зрения, слепоту и глухоту. парестезия – искажение чувствительности кожи, при котором.

Понятие диссоциативного ступора в психиатрии рассматривают как обездвижение человека посредством отказа двигательных функций, которое может длиться от двух минут до нескольких часов. Чтобы диагностировать эту патологию предусмотрены обследования и спектр исследований, что дает полную клиническую картину и наличие симптоматики. Предпосылки для диссоциативного расстройства – это психические травмы, стрессовые ситуации и.

Синдром Ганзера – заболевание, относящееся к категории искусственных расстройств психики. Для подобного рода отклонений характерно особое поведение пациента, как при наличии какого-либо физического/психического недуга, который в действительности отсутствует. Во многих случаях симптомы рассматриваемой патологии схожи с шизофренией. В медицинской среде данный недуг также известен под неофициальным названием «тюремный психоз», т. к.

Понятие деперсонализации трактуется как нарушение функции самосознания, расстройство восприятия. При этом свои действия человек не воспринимает со стороны и не может ими управлять. Первичное расстройство можно отнести к классу диссоциативных, теряется осознание себя как индивида. Деперсонализационное расстройство выступает как признак таких психических расстройств, как биполярное расстройство, депрессия, шизофрения. Являясь симптомом.

Диссоциативное расстройство идентичности (раздвоение или расщепление личности, расстройство множественной личности, синдром множественной личности, органическое диссоциативное расстройство личности) – редко встречающееся психическое расстройство, при котором утрачивается личностная идентичность и возникает впечатление, что в одном теле существует несколько разных личностей (эго-состояний).

МКБ-10 F44.8
МКБ-9 300.14
DiseasesDB Comorbid
MeSH D009105
eMedicine article/916186

Существующие в человеке личности периодически сменяют одна другую, и при этом активная в настоящий момент личность не помнит о событиях, которые происходили до момента «переключения». Пусковым механизмом для смены личности могут послужить какие-то слова, ситуации или места. Смену личностей сопровождают соматические нарушения.

«Личности» могут отличаться друг от друга умственными способностями, национальностью, темпераментом, мировоззрением, полом и возрастом.

Общие сведения

Синдром раздвоения личности упоминался еще в трудах Парацельса – сохранились его записи о женщине, которая считала, что у нее кто-то ворует деньги. Однако на самом деле деньги тратила ее вторая личность, о которой женщина ничего не знала.

В 1791 г. штутгартский городской врач Эберхард Гмелин описывал молодую горожанку, которая под влиянием событий французской революции (Германия в это время стала прибежищем для многих французских аристократов) обрела вторую личность – француженку с аристократическими манерами, прекрасно говорившую на французском, хотя первая личность (немецкая девушка) им не владела.

Встречаются также описания лечения подобных расстройств китайскими препаратами.

Расщепление личности часто описывается и в художественной литературе.

Болезнь считалась чрезвычайной редкостью – до середины XX века было задокументировано всего 76 случаев раздвоения личности.

О существовании синдрома раздвоения личности широким массам стало известно после исследований, проведенных в 1957 году психиатрами Корбеттом Тигпеном и Херви Клекли. Итогом их исследований стала книга «Три лика Евы», в которой подробно описывается случай их пациентки — Евы Уайт. Интерес к феномену вызвала и изданная в 1973 г. книга «Сибил», героине которой был поставлен диагноз «расстройство множественной личности».

После выхода и экранизации данных книг количество больных, страдающих диссоциативным расстройством идентичности, увеличилось (с 1980-х по 1990-е годы зарегистрировано до 40 тыс. случаев), поэтому некоторые ученые считают это заболевание ятрогенным (вызванным влиянием ).

«Диагностический и статистический справочник психических расстройств» включает расстройство множественной личности как диагноз с 1980 года.

В некоторых случаях люди, имеющие расстройство множественной личности, не считают это состояние расстройством. Так, автор бестселлера «Когда кролик воет» Трудди Чейз отказалась от интеграции своих субличностей в единое целое, утверждая, что все ее личности существуют как коллектив.

Диссоциативное расстройство идентичности в настоящее время составляет 3% от всего количества психических заболеваний. У женщин в связи с особенностями психики заболевание фиксируется в 10 раз чаще, чем у мужчин. Такая зависимость от пола может быть связана с затрудненной диагностикой расщепления личности у мужчин.

Причины развития

Этиология раздвоения личности в настоящее время до конца не изучена, но имеющиеся данные говорят в пользу психологической природы заболевания.

Диссоциативное расстройство идентичности возникает благодаря механизму диссоциации, под воздействием которого разделяются на части мысли или конкретные воспоминания обычного человеческого сознания. Изгнанные в подсознание раздвоенные мысли спонтанно всплывают в сознании благодаря триггерам (пусковым механизмам), которыми могут стать события и объекты, присутствующие в окружающей среде во время травматического события.

Для возникновения расстройства множественной личности необходимо сочетание:

  • Непереносимого стресса или сильных и частых стрессов.
  • Способности к диссоциации (человек должен уметь отделять от сознания собственное восприятие, воспоминания или идентичность).
  • Проявления в процессе индивидуального развития защитных механизмов психики.
  • Травматического опыта в детстве при недостатке заботы и внимания по отношению к пострадавшему ребенку. Аналогичная картина возникает при недостаточной защите ребенка от последующего негативного опыта.

Унифицированная идентичность (целостность Я-концепции) не возникает при рождении, она развивается у детей благодаря множеству переживаний. Критические ситуации создают препятствие для развития ребенка, и в результате многие части, которые должны интегрироваться в относительно унифицированную идентичность, остаются обособленными.

Исследования североамериканских ученых выявили, что 98% людей, страдающих раздвоением личности, в детстве стали жертвами насилия (у 85% имеются документальные подтверждения этого факта). Оставшаяся группа пациентов сталкивалась в детском возрасте с серьезными заболеваниями, смертью близких и другими серьезными стрессовыми ситуациями. На основании данных исследований предполагается, что именно пережитое в детстве насилие является главной причиной раздвоения личности.

Долговременное исследование Огавы и др. показывает, что предрасполагающим к диссоциации фактором также является отсутствие доступа к матери в двухлетнем возрасте.

Способность к генерации множественных личностей проявляется не у всех детей, переживших насилие, потерю или другие серьезные травмы. Пациенты, страдающие диссоциативным расстройством идентичности, отличаются способностью легко входить в состояние транса. Именно сочетание этой способности со способностью к диссоциации считается фактором, способствующим развитию расстройства.

Симптомы и признаки

Диссоциативное расстройство идентичности (DID) – современное название расстройства, которое известно широким массам как множественное расстройство личности. Это самое тяжелое расстройство из группы диссоциативных нарушений психики, которое проявляется большинством известных диссоциативных симптомов.

К основным диссоциативным симптомам относят:

  1. Диссоциативную (психогенную) амнезию, при которой внезапная потеря памяти обусловлена травмирующей ситуацией или стрессом, а усвоение новой информации и сознание не нарушено (часто наблюдается у людей, переживших военные действия или стихийное бедствие). Потеря памяти осознается пациентом. Психогенная амнезия чаще встречается у молодых женщин.
  2. Диссоциативную фугу или диссоциативную (психогенную) реакцию бегства. Проявляется во внезапном уходе пациента с рабочего места или из дома. Во многих случаях фуга сопровождается аффективно суженным сознанием и последующей частичной или полной потерей памяти без осознания наличия этой амнезии (человек может считать себя другой личностью, в результате наличия стрессового опыта вести себя иначе, чем до фуги, или не осознавать происходящее вокруг него).
  3. Диссоциативное расстройство идентификации, в результате которого человек идентифицирует себя с несколькими личностями, каждая из которых доминирует в нем с разным временным интервалом. Доминирующая личность определяет взгляды человека, его поведение и т.д. так, как будто эта личность – единственная, а сам пациент в период доминирования одной из личностей не знает о существовании других личностей и не помнит исходную личность. Переключение обычно происходит внезапно.
  4. Деперсонализационное расстройство, при котором человек периодически или постоянно испытывает отчуждение собственного тела или психических процессов, наблюдая за собой как бы со стороны. Могут присутствовать искаженные ощущения пространства и времени, нереальности окружающего мира, несоразмерности конечностей.
  5. Синдром Ганзера («тюремный психоз»), который выражается в умышленной демонстрации соматических или психических расстройств. Появляется как следствие внутренней потребности выглядеть больным без цели получить выгоду. Поведение, которое наблюдается при данном синдроме, напоминает поведение больных шизофренией. Синдром включает мимоговорение (на простой вопрос дается ответ невпопад, но в пределах темы вопроса), эпизоды экстравагантного поведения, неадекватность эмоций, снижение температурной и болевой чувствительности, амнезия в отношении эпизодов проявления синдрома.
  6. Диссоциативное расстройство, которое проявляется в виде транса. Проявляется в сниженной реакции на внешние раздражители. Раздвоение личности – не единственное состояние, при котором наблюдается транс. Состояние транса наблюдается при монотонности движения (летчики, водители), у медиумов и др., но у детей такое состояние обычно возникает после травмы или физического насилия.

Диссоциация может наблюдаться также как результат длительного и интенсивного насильственного внушения (обработка сознания заложников, различные секты).

Признаки раздвоения личности также включают:

  • Дереализацию, при которой мир кажется нереальным или отдаленным, но деперсонализация отсутствует (нет нарушения самовосприятия).
  • Диссоциативную кому, для которой характерна потеря сознания, резкое ослабление или отсутствие реакции на внешние раздражители, угасание рефлексов, изменение тонуса сосудов, нарушение пульса и терморегуляции. Возможен также ступор (полная обездвиженность и отсутствие речи (мутизм), ослабленные реакции на раздражение) или не связанная с соматоневрологической болезнью потеря сознания.
  • Эмоциональную лабильность (резкие перепады настроения).

Возможны тревожные или депрессивные состояния, попытки суицида, приступы панических атак, наличие фобий, расстройств сна или питания. Иногда у пациентов наблюдаются галлюцинации. Эти симптомы не связывают напрямую с раздвоением личности, поскольку они могут быть последствием психологической травмы, вызвавшей расстройство.

Диагностика

Диссоциативное расстройство идентичности диагностируется на основании четырех критериев:

  1. У пациента должно быть минимально два (возможно и больше) личностных состояния. Каждая из этих личностей должна обладать индивидуальными особенностями, характером, собственным мировоззрением и мышлением, они по-разному воспринимают действительность и в критических ситуациях отличаются поведением.
  2. Эти личности контролируют поведение человека по очереди.
  3. У пациента присутствуют провалы в памяти, он не помнит важных эпизодов своей жизни (свадьбу, рождение ребенка, прослушанный курс в университете и т.д.). Проявляются в виде фраз «Я не могу вспомнить», но обычно пациент приписывает это явление проблемам с памятью.
  4. Возникшее диссоциативное расстройство идентичности не связано с острой или хронической алкогольной, наркотической или инфекционной интоксикацией.

Раздвоение личности необходимо отграничивать от ролевых игр и фантазий.

Поскольку диссоциативная симптоматика развивается и при крайне выраженных проявлениях посттравматического стрессового расстройства, а также при расстройствах, связанных с появлением болевых ощущений в области каких-то органов в результате актуального психического конфликта, раздвоение личности необходимо отграничивать от этих расстройств.

У пациента имеется «базовая», главная личность, которая является обладательницей настоящего имени, и которая обычно не подозревает о наличии других личностей в своем теле, поэтому если у пациента предполагается наличие хронического диссоциативного расстройства, психотерапевту необходимо изучить:

  • отдельные аспекты прошлого пациента;
  • актуальный психический статус пациента.

Вопросы интервью группируются по темам:

  • Амнезия. Желательно, чтобы пациент привел примеры «провалов во времени», поскольку микродиссоциативные эпизоды при определенных условиях встречаются и у абсолютно здоровых людей. У пациентов, которые страдают хронической диссоциацией, ситуации с провалами во времени наблюдаются часто, обстоятельства амнезии не связаны с монотонной деятельностью или предельной концентрацией внимания, отсутствует вторичная выгода (она присутствует, например, при чтении увлекательной литературы).

На начальном этапе общения с психиатром пациенты не всегда признаются, что переживают подобные эпизоды, хотя у каждого пациента есть по крайней мере одна личность, которая переживала подобные провалы. Если пациент привел убедительные примеры наличия у него амнезии, важно исключить возможную связь этих ситуаций с употреблением наркотиков или алкоголя (наличие связи не исключает раздвоение личности, но усложняет диагностику).

Помогают прояснить ситуацию с провалами во времени вопросы о наличии в гардеробе (или на себе) пациентки вещей, которые она не выбирала. У мужчин такими «неожиданными» предметами могут быть средства передвижения, инструменты, оружие. Подобный опыт может затрагивать людей (незнакомцы утверждают, что знают пациента) и отношения (поступки и слова, о которых пациент знает по рассказам близких). Если незнакомые люди, обращаясь к пациенту, использовали другие имена, их надо уточнить, поскольку они могут принадлежать другим личностям пациента.

  • Деперсонализация/дереализация. Этот симптом чаще всего встречается при диссоциативном расстройстве идентичности, но он также характерен для шизофрении, психотических эпизодов, депрессии или височной эпилепсии. Преходящая деперсонализация наблюдается также в подростковом возрасте и в моменты предсмертного переживания в ситуации тяжелой травмы, поэтому нужно помнить о дифференциальном диагнозе.

У пациента нужно уточнить, знакомо ли ему состояние, при котором он наблюдает за собой как за посторонним человеком, смотрит «кино» про самого себя. Такие переживания свойственны половине пациентов с раздвоением личности, и обычно наблюдателем является главная, базовая личность пациента. При описании этих переживаний пациенты отмечают, что ощущают в эти моменты потерю контроля над своими действиями, смотрят на себя из некоей наружной, расположенной сбоку или сверху, фиксированной точки пространства, видят происходящее будто бы из глубины. Данные переживания сопровождаются сильным испугом, а у людей, не страдающих расстройством множественной личности и получивших подобный опыт в результате предсмертных переживаний, это состояние сопровождается ощущением отстраненности и покоя.

Возможны также ощущение нереальности кого-то или чего-то в окружающей действительности, восприятие себя как мертвого или механического и др. Поскольку подобное восприятие проявляется при психотической депрессии, шизофрении, фобиях и обсессивно-компульсивном расстройстве, необходим более широкий дифференциальный диагноз.

  • Жизненный опыт. Клиническая практика показывает, что у людей, страдающих расщеплением личности, определенные жизненные ситуации повторяются гораздо чаще, чем у людей без данного расстройства.

Обычно пациенты с расстройством множественной личности обвиняются в патологической лживости (особенно в детстве и подростковом возрасте), отрицании поступков или поведения, которое наблюдали другие люди. Сами пациенты убеждены, что они говорят правду. Фиксация подобных примеров будет полезна на этапе терапии, поскольку поможет объяснить непонятные для главной личности происшествия.

Пациенты с раздвоением личности очень чувствительны к неискренности, страдают обширной амнезией, охватывающей определенные периоды детства (установить это помогает хронологическая последовательность школьных лет). В норме человек способен последовательно рассказать о своей жизни, восстанавливая в памяти год за годом. У людей с раздвоением личности часто наблюдаются резкие колебания показателей школьной успеваемости, а также значительные лакуны в цепочке воспоминаний.

Часто в ответ на внешние стимулы возникает состояние флэшбэк, при котором в сознание непроизвольно вторгаются воспоминания и образы, кошмары и сноподобные воспоминания (флэшбек также входит в клиническую картину ПТСР). Флэшбек вызывает сильное беспокойство и отрицание (защитная реакция главной личности).

Наблюдаются также навязчивые образы, связанные с первичной травмой, и неуверенность в реальности некоторых воспоминаний.

Характерно также проявление неких знаний или навыков, которые удивляют пациента, поскольку он не помнит, когда их приобрел (возможна и внезапная утрата).

  • Основные симптомы К. Шнайдера. Пациенты с раздвоением личности могут «слышать» агрессивные или поддерживающие голоса, спорящие в их голове, комментирующие мысли и действия пациента. Могут наблюдаться феномены пассивного влияния (часто это автоматическое письмо). К моменту диагностики главная личность часто имеет опыт общения со своими альтернирующими личностями, но трактует это общение как разговор с самим собой.

При оценке актуального психического статуса внимание уделяется:

  • внешнему виду (может радикально меняться от сеанса к сеансу, вплоть до резких перемен в привычках);
  • речи (меняется тембр, словарный запас и т.д.);
  • моторике (тики, судороги, дрожание век, гримасы и реакции ориентировочного рефлекса часто сопровождают смену личностей);
  • процессам мышления, которые часто характеризуются нелогичностью, непоследовательностью и наличием странных ассоциаций;
  • наличию или отсутствию галлюцинаций;
  • интеллекту, который в целом остается неповрежденным (только в долговременной памяти выявляется мозаичная дефицитарность);
  • рассудительности (степень адекватности суждений и поведения может резко меняться от взрослого поведения к детскому).

Обычно у пациентов выявляется заметная неспособность к обучению на основании прошлого опыта.

Также проводят ЭЭГ и МРТ для исключения наличия органического поражения головного мозга.

Лечение

Диссоциативное расстройство идентичности – расстройство, при котором необходима помощь психотерапевта, имеющего опыт в лечении диссоциативных расстройств.

Основными направлениями лечения являются:

  • облегчение симптомов;
  • реинтеграция различных существующих в человеке личностей в одну хорошо функционирующую идентичность.

Для лечения используют:

  • Когнитивную психотерапию, которая направлена на изменение стереотипов мышления и нецелесообразных мыслей и убеждений методами структурированного обучения, эксперимента, тренировок в ментальном и поведенческом планах.
  • Семейную психотерапию, направленную на обучение семьи взаимодействию с целью снизить дисфункциональное влияние расстройства на всех членов семьи.
  • Клинический гипноз, помогающий пациентам достичь интеграции, облегчающий симптомы и способствующий изменению характера пациента. Раздвоение личности нужно лечить при помощи гипноза с осторожностью, поскольку гипноз может спровоцировать появление множественной личности. В работах специалистов по лечению расстройства множественной личности Эллисона, Кола, Брауна и Клафта описываются случаи применения гипноза, облегчающие симптомы, укрепляющие эго, снижающие тревогу и создающие раппорт (контакт с гипнотизером).

Относительно успешно применяют инсайт-ориентированную психодинамическую терапию, помогающую преодолеть полученную в детстве травму, вскрывающую внутренние конфликты, определяющую потребность человека в отдельных личностях и исправляющую определенные защитные механизмы.

Лечащий терапевт должен с одинаковым уважением относиться ко всем личностям пациента и не принимать какую-то одну сторону в имеющемся у пациента внутреннем конфликте.

Медикаментозное лечение направлено исключительно на устранение симптомов (тревоги, депрессии и др.), поскольку не существует медикаментов для устранения расщепления личности.

При помощи психотерапевта пациенты быстро избавляются от диссоциативного бегства и от диссоциативной амнезии, но иногда амнезия приобретает хроническую форму. Деперсонализация и другие симптомы расстройства носят, как правило, хронический характер.

В целом всех пациентов можно разделить на группы:

  • Первая группа отличается наличием преимущественно диссоциативных симптомов и посттравматических признаков, общая функциональность не нарушена, благодаря лечению полностью выздоравливают.
  • Вторая группа отличается сочетанием диссоциативных симптомов и расстройства настроения, пищевого поведения и др. Лечение пациентами переносится тяжелее, оно протекает менее успешно и более длительно.
  • Третья группа кроме наличия диссоциативных симптомов отличается выраженными признаками других расстройств психики, поэтому длительное лечение направлено не столько на достижение интеграции, сколько на установление контроля над симптомами.

Профилактика

Диссоциативное расстройство идентичности является психическим заболеванием, поэтому стандартных профилактических мер для данного расстройства нет.

Поскольку основной причиной данного расстройства считается насилие над детьми, в настоящее время над выявлением и устранением такого насилия работают многие международные организации.

В качестве профилактики диссоциативного расстройства необходимо своевременное обращение к специалисту при выявлении у ребенка психологических травм или пережитого сильного стресса.