Объединения юридических лиц. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) Объединение юридических лиц ассоциация

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах член­ства объединение юридических лиц, созданное ими с целью коор­динации деятельности, а также представления и защиты их интере­сов (ст. 121 ГК РФ; ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Ассоциации и союзы представляют собой объединения раз­личных юридических лиц на началах членства, разновидности -территориальные (региональные) союзы потребительских об­ществ (райпотребсоюзы, облпотребсоюзы ит.п.), а также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов (облсовпрофы и т.д.).

Количество участников ассоциации (союза) не ограничено, но по смыслу закона союзы и организации должны иметь не ме­нее двух учредителей. Гражданский кодекс (п. 4 ст. 50) допускает возможность создания ассоциации (союза), членами которой яв­ляются как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Наименование некоммерческих организаций данного вида должно содержать слово «ассоциация» или «союз», а также указа­ние на основной предмет деятельности ее членов. Под «основным предметом деятельности» следует понимать общие черты (харак­теристики) основной деятельности всех членов объединения как самостоятельных хозяйствующих субъектов. Иными словами, это та предпринимательская деятельность или общие имущественные интересы, для координации, представления и защиты которых создается ассоциация (союз). В частности, в наименование этих объединений может быть включено указание на вид или террито­рию хозяйственной деятельности, форму ее осуществления и т.п. Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В первом из них определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во вто­ром - статус самого объединения.

Поскольку такая некоммерческая организация создается на началах членства, ее высшим (волеобразующим) органом всегда является общее собрание участников (их представителей), компе­тенцию и порядок работы которого в соответствии с законом дол­жен определять ее устав (п. 1-3 ст. 29 вышеупомянутого Закона). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются ее высшим органом.

Законодательство не устанавливает каких-либо требований к внесению имущественных взносов (учредительных, вступитель­ных, членских), размеру и порядку их внесения. Для ассоциаций (союзов), как и для других некоммерческих юридических лиц, не установлено требование о формировании уставного капитала (фонда) и его минимальном размере. Члены ассоциации (союза) юридических лиц не имеют имущественных прав в отношении имущества объединения, однако несут субсидиарную ответствен­ность по его обязательствам даже в случае выхода из нее участии в течение двух лет с момента выхода. По общему правилу ново лицо, вступающее в ассоциацию, не отвечает по обязательств ассоциации, возникшим до момента его вступления, однако учредительными документами может быть установлено иное правило,

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общи правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц.

ПУБЛИЧНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ

ПРАВООТНОШЕНИЙ

§ 1. Гражданская правосубъектность Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований

Публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), их структурные подразделе­ния, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществле­ние ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

Субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также город­ские, сельские поселения и другие муниципальные образования (п.1ст.124ГКРФ).

Муниципальное образование - городское или сельское поселе­ние, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального за­кона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации»).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления (глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования) в рамках их компетен­ции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ).

Являясь коллективными образованиями, они обладают всеми признаками субъектов гражданского права:

Организационное единство, характеризующее коллективное образование как единое целое, имеющее четко определенную струк­туру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений;

Обособление имущества проявляется в наличии права госу­дарственной собственности у Российской Федерации (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а так­же права муниципальной собственности у муниципальных образо­ваний (ст. 214, 215 ГК РФ);

Несение ответственности по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ) и наличие возможности выступления Российской Федера­ции, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступлении в суде (ст. 125 ГК РФ).

Публичные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений, с присущими только им особыми свойствами - объединены единой территорией и со­ставляют единую государственную (муниципальную) систему. Одно­временно каждый из них в этой единой системе, как отмечалось выше, организационно-структурно и имущественно обособлен и вы­ступает в гражданском обороте от своего имени и самостоятельно от­вечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве соб­ственности имуществом.

Включение Российской Федерации, субъектов РФ и муници­пальных образований в число участников гражданских правоотно­шений означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, среди которых первостепенное значение имеет принцип равенства участников регулируемых граж­данским законодательством отношений.

Таким образом, правоспособность названных образований следу­ет назвать целевой - она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества они выпол­няют.

Российская Федерация и субъекты РФ участвуют в граждан­ском обороте не сами по себе, а через соответствующие органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной гостами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления также в их компетенции, установлен­ной законом.

Ассоциации и союзы являются формами объединения юридических лиц . Гражданский кодекс РФ различает союзы и ассоциации коммерческих и соответственно некоммерческих юридических лиц, а также ассоциации, состоящие из коммерческих и некоммерческих юридических лиц. Вне зависимости от этого и первые, и вторые, и третьи являются некоммерческими юридическими лицами. Поэтому, если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (п. 1 ст. 121 ГК).

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими в целях координации деятельности, а также представления и защиты их интересов.

В форме ассоциаций создаются кооперативные организации так называемого второго уровня (союзы потребительских обществ), объединения профсоюзов , ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации (ФЗ об ассоциациях экономического взаимодействия), общероссийское профессиональное объединение страховщиков (ФЗ об ОСАГО), торгово-промышленная палата (Закон о торгово-промышленных палатах). В качестве особой разновидности ассоциаций также могут рассматриваться саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг , создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг (а ими могут быть только юридические лица) и осуществляющие свою деятельность на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации (ст. 48-50 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»). Ассоциации и союзы могут создаваться биржами (ст. 4 Закона о товарных биржах)

Учредителями ассоциации могут быть только юридические лица, число которых не нормируется. Однако новый участник может войти в ассоциацию только с согласия членов ассоциации. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами . Член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации по окончании финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза), в частности за неуплату членских и иных взносов. В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциации и союзы создаются для координации деятельности своих членов. Организационное единство. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор , подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Помимо сведений, обязательных для всех организаций, учредительные документы ассоциаций должны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества , остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Высшим (волеобразующим) органом ассоциации является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять устав объединения (п. 1-3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются высшим органом объединения из числа физических лиц - органов (должностных лиц) или представителей участников.

Имущественная обособленность . Имущество ассоциации или союза первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и является объектом права собственности самого объединения. Оно предназначено исключительно для достижения целей, определенных его учредительными документами. Объединение не вправе распределять между участниками доходы от своей деятельности, а должно использовать их только на нужды объединения.

Самостоятельная имущественная ответственность является относительной. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (п. 4 ст. 121 ГК).

Тем не менее в одних ассоциациях (торгово-промышленные палаты - ст. 1 Закона о торгово-промышленных палатах) члены ни при каких условиях не несут ответственности по обязательствам ассоциации, в других несут дополнительную ответственность (общероссийское профессиональное объединение страховщиков - ст. 27 ФЗ об ОСАГО). Кроме того, в случае выхода из ассоциации член ассоциации несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода (п. 2 ст. 123 ГК). И наконец, вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления (п. 3 ст. 123 ГК).

Собственное имя . Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слов «ассоциация» или «союз».

Особенности реорганизации и ликвидации. На основании единогласного решения всех участников объединение может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями обязанности по осуществлению предпринимательской деятельности оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество или товарищество.

Остаток имущества, образовавшийся после завершения ликвидации объединения, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 ФЗ о некоммерческих организациях), и не может распределяться между его учредителями (членами).

Тема 4. Организационно-правовые формы юридических лиц

4.15. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие организации имеют право в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов по договору создавать объединения юридических лиц в форме ассоциаций или союзов.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация (союз) либо должна преобразоваться в хозяйственное общество или товарищество, либо создать хозяйственное общество для осуществления предпринимательской деятельности, либо участвовать в данном обществе. Как общественные, так и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) данных организаций. При этом члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с обязательным включением слова «ассоциация » или « союз» .

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор (подписывается ее членами) и утвержденный устав. Данные документы должны содержать следующие сведения:

Наименование ассоциации и место ее нахождения;

Порядок управления деятельностью определяет состав и компетенцию органов управления и порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза);

Предмет и цели деятельности.

В учредительном договоре определяются обязанности по созданию ассоциации (союза), а также порядок совместной деятельности, условия передачи имущества и участия в его деятельности. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, выхода участников из его состава. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации, но только по окончании финансового года. При этом он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остальных участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. При этом вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), которые возникли до его вступления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст.121) ассоциации или союзы - объединения юридических лиц, являются некоммерческими организациями. Но создавать ассоциации или союзы могут как коммерческие так и некоммерческие организации.

Ассоциации или союзы (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) создаются в целях координации деятельности этих организаций, а также для представления и защиты общих интересов на договорной основе.

Ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями и поэтому не могут участвовать в предпринимательской деятельности. Для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Если же по решению участников на ассоциацию(союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, она должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Гражданское право России: Учебник для вузов. - "Юстицинформ", 2007 г..

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Однако члены ассоциации (союза) несут дополнительную ответственность по ее долгам своим имуществом в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. В случае выхода или исключения члена ассоциации (союза) из объединения он несет субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течении двух лет с момента выхода или исключения. Прием в ассоциацию (союз) нового участника допускается с согласия всех его членов. При этом на нового участника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Учредительный договор и устав являются учредительными документами ассоциации (союза). В учредительных документах обязательно должны содержаться условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Приведенное в учредительных документах ассоциации (союза) фирменное наименование должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз».

Союзы и ассоциации - это объединения коммерческих организаций, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

Наряду с "учреждениями" (а также "предприятиями") указанные ассоциации и союзы являются обобщающими категориями, которые хотя и имеют некоммерческий характер, но создаются и функционируют в сфере коммерческих отношений, находятся на грани с ними (тем более, что "координация" коммерческой деятельности может приносить прибыль).

Вместе с тем, как это определено в ст. 121 ГК РФ, если ассоциация или союз непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность, они преобразуются в хозяйственные общества или товарищества.

В настоящее время все более широкое распространение получают такие объединения, как холдинги (холдинговые компании), которые, не являясь по ГК РФ юридическим лицом, имеют в немалой мере коммерческий характер и находят правовое обоснование через определение основного и дочерних хозяйственных обществ.

Ассоциация или союз может иметь свое имущество, создаваемое из взносов образовавших объединение коммерческих организаций. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, но последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации - учредительным договором. В ст. 122 и 123 ГК РФ характеризуются учредительные документы (договор) ассоциаций и союзов, а также права и обязанности их членов. В том числе предусматривается, что члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Автоно́мная некомме́рческая организа́ция - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденнаягражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставленияуслуг в области образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры испорта и иных услуг.

Особенности функционирования:

1. Имущество, переданное во владение автономной некоммерческой организации её учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

2. Учредители автономной некоммерческой организации не отвечают по обязательствам учрежденной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам её учредителей.

3. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять деятельность, приносящую доход, соответствующую тем целям, для достижения которых была создана данная автономная некоммерческая организация.

4. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют её учредители в порядке, предусмотренном её учредительными документами.

5. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться её услугами только на равных условиях с другими лицами.

39.Понятие и виды учреждений.

Учреждение - это организация, созданная собственником (органом, выполняющим властные полномочия) для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Наряду с тем, что учреждение можно рассматривать в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, есть достаточные основания видеть в них обобщающую категорию, которая находится в паре с другой однопорядковой обобщающей категорией - "предприятием".

Имущественной основой учреждения является вещное право в форме оперативного управления закрепленного за ним имущества- форме аналогичной (но не тождественной) имущественной основе казенных предприятий. Можно предположить, что категория "учреждение" может получить в последующем и более широкое распространение, например, при организации экономической жизни в области естественных монополий.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества в субсидиарном порядке.

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Если в отношении бюджетного учреждения распространяются общие правила субсидиарной ответственности собственника имущества, то в отношении автономных учреждений по обязательствам последнего ответственность собственника не предусмотрена (ст. 120 ГК РФ).

40.Государство и муниципальные образования как субъекты гражданского права: правоспособность, формы и порядок участия в гражданском обороте, гражданско-правовая ответственность.

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.