Замена шины бензопилы. Когда менять шину на бензопиле. Причины неровного распила

Шины для бензопил служат направляющими для пильной цепи. Они могут иметь разную длину, шаг цепи, ширину паза в зависимости от модели устройства. Выбор зависит и от количества звеньев пильной цепи. Чтобы узнать какой должна быть шина для бензопилы, следует ознакомиться с данной статьей.

Разновидности

Хобби класс пил обычно оснащен направляющими 30-40 см. Полупрофессиональные пилы имеют шины протяженностью 38-45 см. А вот на профессиональных мощных моделях устанавливают направляющие для цепи от 50 см до 90 см. При наличии длинной цепи возрастает нагрузка на двигатель, и в то же время уменьшается сила движения на каждый зубец цепи.

Шины для бензопилы husqvarna и других марок соответствуют установленным цепям и различаются по такому шагу:

  • Направляющая с шагом 0,375 дюйма для низкого профиля цепи;
  • Направляющая с шагом 0,325 дюйма;
  • Направляющая с шагом 0,375 дюйма;
  • Направляющая с шагом 0,404 дюйма.

Также различается толщина паза, по которому перемещается пильная цепь. Выделяют такие направляющие для цепи:

  • Направляющая для пилы с толщиной паза 0,043 дюйма;
  • Направляющая для пилы с толщиной паза 0,050 дюйма;
  • Направляющая для пилы с толщиной паза 0,058 дюйма;
  • Направляющая для пилы с толщиной паза 0,063 дюйма.

Еще одно различие направляющих – количество звеньев в предназначенной для них цепи. На них ставится обозначение «DL» (от англ. drive link – ведущее звено). Можно для интереса самостоятельно определить количество звеньев сосчитав их. На фото представлены различные виды направляющих.

Как проверить длину

Номинальная или режущая длина шины бензопилы несколько отличается от общей. Режущая определяется как расстояние между корпусом пилы и вершиной наиболее отдаленного от нее зубца. Протяженность округляется до целого дюйма и является номером, по которому происходит выбор направляющей для каждой модели инструмента и для конкретной цепи. У разных производителей номера могут отличаться, поэтому шина на бензопилу Хускварна может не подойти как замена к пиле Партнер.

Бытовые пилы и шины к ним

К этому виду относится шина для бензопилы Штиль 180. Выбирая направляющую к инструменту следует обратить внимание на ее протяженность. От нее зависит величина столба дерева, которое она может спилить. Чтобы определить наибольшую длину свободного пропила необходимо вычесть 50 мм из заявленного размера направляющей. Например, шина на бензопилу Штиль в 45 см показывает, что такая пила может за один подход спилить ствол диаметром 40 см.

Не следует превышать рекомендуемый размер направляющей, ведь чем она длиннее, тем выше показатели сопротивления по отношению к вращательному моменту коленвала двигателя. Превышение рекомендуемого размера может повлечь быстрый выход инструмента из строя, а также увеличение расхода топлива. Потребуется ремонт шины бензопилы, двигателя и других механизмов или их замена.

Обычно бытовые пилы рассчитаны на направляющие 30-40 см. Для высотных работ выбираются облегченные специальные шины с заполненными полиамидом пустотами.

Фермерские и профессиональные модели

Хорошими производителями пил фермерского типа считаются Партнер и Эхо. Размер направляющих к таким пилам должен обязательно соответствовать мощности агрегата, иначе пильный механизм и двигатель быстро износятся и потребуется замена шины бензопилы и других деталей. Рекомендации по выбору направляющих и их технические характеристики можно прочитать в инструкции инструмента.

Профессиональные пилы от производителей Штиль, Эхо и Хускварна являются надежными помощниками и обладают высокой мощностью. В таких инструментах используют направляющие длиной от 50 см до 75 см со съемными головками.

Перед началом работы с инструментом необходимо проверить пильную гарнитуру. Если требуется смазка шины бензопилы или мелкий ремонт, то нужно этим заняться.

После приобретения нового инструмента его нужно проверить. Для этого нужно поработать на малых оборотах около получаса, а затем проверить натяжение цепи. Править цепь нужно регулярно. При работе инструмент разогревается, и масло попадает на нуждающиеся в смазке детали пильного механизма. Можно посмотреть особенности работы пилы на видео.

Каждая деталь инструмента требует профилактического осмотра, смазки и замены в случае необходимости. Можно сделать вывод, что шина для бензопилы Stihl, Хускварна и других производителей выбирается в соответствии с маркой и моделью инструмента. Она должна четко подходить к пильной цепи, чтобы инструмент служил долго и надежно. Если не соблюдать правила эксплуатации инструмента при низких температурах, то вскоре ему понадобится ремонт.

Досталась как-то новая цепь «Орегон» на Хускварну-140. Дело хорошее, решил я, и убрал ее до лучших времен. А когда пришло время сменить старую, оказалось, что цепь не встает на бензопилу, хотя по всем показателям соответствовала предыдущей. По тому же случаю, что и цепь, тогда мне досталась и новая шина 16”. С этой шиной и цепью я рванул в магазин, в надежде с помощью опытных продавцов разобраться, что к чему…

Разобрались. Оказалось, что на руках была укороченная цепь для бензопилы.

В новой цепи 55 зубьев, тогда как в старой – 56. И ее длины не хватает, чтобы быть накинутой на звездочку шины. Продавец поведал, что под такие цепи есть своя разновидность шин и, естественно, их сейчас в продаже нет. На вопрос – что же делать, предложил старую шину под новую цепь адаптировать самостоятельно. Т.е. требуется небольшая доработка шины бензопилы. Там делов-то на 5 минут – немного срезать задник, чтобы шина, не упираясь в звездочку, откатилась назад на расстояние, достаточное для того, чтобы одеть укороченную цепь.

В первый же погожий день собираю в одном месте себя любимого, пилу и болгарку


При помощи универсального ключа, идущего с пилой в комплекте, снимаю крышку, чтобы приладить новую цепь к старой шине, и понимаю, что просто подрезать хвост будет недостаточно.


На фотографиях хорошо видно, что длины продольного паза на шине с укороченной цепью тоже не хватает, а, значит, ее придется удлинять. Красным маркером я обозначил, что нужно будет убрать на шине.


В принципе, действительно, времени ушло немногим более пяти минут, и то потому что после болгарки я решил немного пригладить кромку напильником


Уже предвкушая возросшую до небес производительность пилы с новой цепью, ставлю все на место. Не скажу, что легко, но шина становится, а цепь одевается и свободно прокручивается. А вот при попытке поставить на место крышку, натыкаюсь еще на один «нежданчик» — даже уведенный в крайнее левое положение палец натяжителя цепи не дотягивается до своего паза в шине.


Что-ж, значит следует отверстие сделать новое, чуть поближе. Как учили – сперва сверлом малого диаметра, потом диаметр побольше, обороты малые, дабы не перегреть сверло…


Отверстие получилось аккуратное и, что не менее удивительно – даже в нужном месте. Тем более, запас хода имеется.

В общем, собрал я пилу, убедился, что все, что должно двигаться… двигается, причем без помех и трения, долил цепного масла, топливной смеси и запустил свою Хускварну. Ничего необычного не произошло – пила легко завелась и так же легко (40,9 см?, да с новой цепочкой) впилась в предложенный ей ствол.


Отлично, можно и по дрова.

Инновационные виды бензопилы дают возможность их обладателям выполнять работу, без приложения особенных усилий. Работа будет выполнена отменно и в кратчайшие сроки, если установить цепь на бензопилу своевременно и качественно.


Перед тем, как приступить к сборке бензопилы, необходимо проконтролировать наличие всех компонентов. Также важно соблюдать технику безопасности и непременно одеть перчатки для защиты. Это необходимое условие при любом контакте с цепью пилы, поскольку существует угроза травмы зубьями цепи.

Пилы бывают с устройством быстрого натяжения цепи, боковым устройством натяжения и передним устройством натяжения цепи.

Следуя пошаговой инструкции, подготавливаем пилу к работе.

Чтобы установить цепь, надо воспользоваться установочным колесиком. При этом нет необходимости в использовании других инструментов.

  • Подготавливаем поверхность для работы. Она должна быть удобной и ровной. Чтобы не испортить поверхность и сам инструмент, застилаем ее чем-то мягким, например ковриком. теперь выкладываем на поверхность отдельно шину, цепь и двигательный блок.
  • Следующий шаг – необходимо открыть барашковую гайку, после чего, снять крышку звездочки цепи.
  • Повернуть закрепленную на шине натяжную звездочку вправо до упора.
  • Постепенно накладываем цепь поверх шины, начиная с вершины шины. Важно следить за правильностью направления цепи. Не забываем о защитных перчатках.
  • Теперь цепь необходимо перевернуть так, чтобы шина была поверх цепи.
  • Теперь надеваем обратно крышку цепной звездочки на двигательный блок, при этом важно проследить, чтобы все штырьки зашли в соответствующие отверстия. Поворачиваем барашковую гайку до соприкосновения звездочки цепи с корпусом двигателя. Крышку звездочки не нужно затягивать полностью.
  • Далее по направлению вершины шины поворачиваем зажимной винт. Ведущие цепные звенья должны заходить в канавку шины.
  • Закручиваем барашковую гайку так, чтобы крышка цепной звездочки плотно сидела на двигательном блоке. Закрываем барашковую гайку до ее фиксации.
  • Проверяем визуально, чтобы цепь не провисала.
  • Далее проверяем, не перетянута ли у нас цепь. Для этого отпускаем цепной тормоз, оттягиваем рукой цепь по линии движения (при этом не забываем о защитных перчатках).
  • После этого пила готова к работе и остается только последний шаг – активизация цепного тормоза.

Таким образом, монтаж пильной цепи и шин с устройством быстрого натяжения цепи имеет свои явные преимущества, а именно то, что натянуть цепь не составляет труда и не требует дополнительного инструмента.

Рассмотрим пошаговую инструкцию монтажа при боковом устройстве натяжения цепи.

  • Как и в случае с устройством быстрого натяжения, первый шаг – это подготовка рабочей поверхности, на которую выкладываем блок, комбинированный ключ, шину и цепь.
  • Приводим двигательный блок в положение вертикально и комбинированным ключом откручиваем гайки. Теперь можно снять крышку цепной звездочки.
  • Проворачиваем натяжное приспособление для цепи влево, чтобы натяжной элемент соприкоснулся с углублением в корпусе.
  • Далее, как и при монтаже с устройством быстрого натяжения, осторожно накладываем цепь на шину. Начинаем процесс от вершины шины. Важно следить за правильностью направления цепи. Необходимым условием остается наличие перчаток для защиты при работе с острыми резцами цепи.
  • Поворачиваем цепь так, чтобы шина полностью была на цепи.
  • Повторно проверяем точность местоположения и направленность движения цепи. Резец, расположенный на верхушке шины должен быть обращен вперед.
  • Цепь в сборке с шиной надеваем на звездочку. В процессе направляющая шина надвигается на болт с буртиком.
  • Надеваем крышку на двигательный блок и затягиваем гайки. Теперь цепь с шиной жестко закреплены и есть возможность откорректировать цепное натяжение.
  • В случае если цепь натянута слабо и провисает, то ее звенья не будут находиться в канавке шины.
  • Далее проворачиваем зажимной винт цепи до такой степени, чтобы цепь провисала совершенно немного, а звенья располагались в канавке шины.
  • Вершину шины приподнимаем вверх и еще слегка прикручиваем винт. Звенья цепи должны полностью войти в канавку.
  • Комбинированным ключом затягиваем гайки.
  • Повторно проверяем нахождение цепи в канавке. И проверяем, чтобы не было провисания.
  • Можно активизировать цепной тормоз и начинать работу бензопилы.





А теперь расскажем, как установить цепь при наличии переднего устройства натяжения.

  • Отдельные компоненты бензопилы: блок двигателя, цепь, шину, комбинированный ключ выкладываем на поверхность, застеленную мягким ковриком.
  • Как и в случае с боковым устройством натяжения цепи, приводим двигательный блок в положение вертикально и комбинированным ключом откручиваем гайки. Теперь можно снять крышку цепной звездочки.
  • Приспособление для натяжения цепи нужно повернуть влево таким образом, чтобы зажимной элемент передвинулся назад от звездочки.
  • Далее надеваем цепь на шину, начиная с верхушки шины.
  • Переворачиваем цепь так, чтобы шина полностью располагалось поверх неё.
  • Проверяем, чтобы цепь располагалась на шине правильно. Она должна располагаться так, чтобы зубья на верхней части шины были направлены вперед.
  • Далее берем цепь и шину, и надеть цепь на звездочку, надвинув направляющую шину на болты с буртом.
  • Крышку звездочки надо надеть обратно на блок двигателя и закрутить гайки от руки. Теперь шина и цепь закреплены и можно регулировать цепное натяжение.
  • При повороте зажимного винта вправо, цепные звенья входят в канавку шины.
  • Приподнять вершину вверх, еще чуть-чуть повернуть зажимной винт цепи. В результате этого звенья должны войти в канавку.
  • Теперь необходимо комбинированным ключом затянуть гайки.
  • Проверяем провисание цепи и нахождение цепи в канавке.
  • Далее проверяем, не перетянута ли у нас цепь. Для этого отпускаем цепной тормоз, оттягиваем цепь по линии движения (при этом не забываем о защитных перчатках). Если же цепь не движется, то надо снова отвернуть гайки и повторить вышеописанные манипуляции.
  • Пила подготовлена к работе. Осталось только активизировать тормоз цепи.


Инструкция

Одно из самых важных условий, которое должно соблюдаться для безаварийной работы бензопилы - это правильно натянутая и остро заточенная цепь. Эффективное и безопасное использование всего инструмента целиком зависит от постоянного контроля состояния его цепного устройства.

Пильная шина в этой конструкции удерживается посредством крышки сцепления, в которую встроен тормоз цепи. Для установки на устройство новой или ранее использовавшейся цепи нужно в первую очередь открутить гайки, расположенные на крышке цепной звездочки. Следует запомнить, что эта крышка не может быть демонтирована без предварительного ослабления цепного тормоза. Это делают путем оттягивания упора тормоза в направлении рукоятки бензопилы.

Отверстия для натяжения цепи позволяют устанавливать шину в любом положении. Пильную шину нужно сместить ближе к ведущей звездочке. При установке цепи на шину нужно быть очень внимательным. Режущие зубья цепи на верхней части шины должны располагаться по направлению к ведомой звездочке. Сначала цепь устанавливается на ведущую звездочку, а затем хвостовики цепи вставляются в паз пильной шины. Только потом цепь ставят на зубья ведомой звездочки. Следует следить за тем, чтобы хвостовики цепи вошли в паз шины и снизу. Это очень важно для дальнейшей эксплуатации.

Устройство для натяжения цепи, снабженное регулировочным винтом, установлено в крышке сцепления. Элемент натяжного устройства должен войти в отверстие на пильной шине так, чтобы он занял крайнее заднее положение. Установив крышку цепной звездочки, нужно только наживить гайки, не закручивая их окончательно. При помощи комбинированного ключа регулируют натяжение цепи. Затем пильная шина приподнимается вверх и только после этого гайки затягивают окончательно.

Если установка цепи была произведена правильно, цепь легко выходит из паза на 1 см и имеет свободный ход передвижения по шине. Барабан должен легко проворачиваться при продвижении цепи по пильной шине. Натяжение следует проверять при каждой заправке бензопилы. Недостаточно натянутая цепь может соскочить с шины и нанести значительные повреждения. Проверку натяжения нужно производить вручную, надев толстые рукавицы. Делать это нужно довольно часто, так как новые цепи имеют тенденцию к увеличению длины во время использования. Во время работы цепь нагревается и провисает на нижней стороне шины.

Бензопила – один из самых необходимых и имеющихся практически у любого радивого хозяина инструмент: без нее не обойдется ни дачник, ни владелец частного дома. Заготовка дров, обрезка деревьев и кустарников, строительство или ремонт беседок, скамеечек, веранд и т.д. – бензопила всегда первая помощница в таких бытовых хлопотах. Не обойдутся без нее и профессиональные мастера на серьезных строительных площадках и лесоповалах.

Классификация пильных шин

Пильной гарнитурой называются рабочие элементы бензопилы, которые предназначены для непосредственного выполнения распила: цепь и шина.

Одним из моментов, влияющих на выбор той или иной модели, является тип шины и ее длина. Пильные шины для бензопил классифицируются следующим образом:

  • узкая плоская – работает в паре с низкопрофильной цепью непрофессиональной бензопилы бытового уровня, минимизирует опасность получения травм за счет практического отсутствия эффекта «обратного удара», что особенно важно для новичков бензопиления;
  • облегченная – выполняется из двух стальных, соединенных полиамидной прослойкой пластин. Такое конструктивное исполнение значительно снижает общий вес самой бензопилы, что может послужить серьезным преимуществом при выполнении некоторого рода работ;
  • шина с заменяемой головкой – устанавливается на профессиональных бензопилах средней и высокой мощности, используемых для большого объема длительных работ.

Тип шины – серьезная характеристика, но не единственная, которую необходимо учесть при покупке бензопилы.

Длина шины. Обращаем внимание!

То, что не в последнюю очередь кидается в глаза при выборе бензопил – размеры шин: именно от них зависит, насколько крупного размера бревна можно будет распилить.

Длина шины бензопилы является одним из важнейших параметров, влияющих на удобство, скорость и безопасность работ. Эта характеристика должна быть согласована с рабочей мощностью двигателя бензопилы, именно поэтому любой серьезный производитель в техническом паспорте своей продукции указывает рекомендуемый параметр длины шины.

Чем чревато непродуманное использование слишком длинных или слишком коротких шин?
Следует начать с того, что превышать рекомендуемый производителем бензопилы размер шины нельзя категорически. Меньший размер допускается в разумных пределах, но также не рекомендуется: бытует мнение, что короткая цепь обеспечивает меньшую нагрузку на инструмент, но следует помнить, что это наносит серьезный вред пильной гарнитуре. Допустимый диапазон отклонения должен быть обязательно указан производителем в технической документации, прилагаемой к пиле.

Длинные шины бензопил дают большее удобство при работе со значительным по объему материалом, например, для выполнения глубокого пропила в толстом бревне. Однако использование длинной шины в паре с маломощным агрегатом даст одно разочарование: мощности двигателя не будет хватать на вращение коленвала, а, значит, быстрая распиловка будет просто невозможна. Процесс пиления будет проходить медленно, расход бензина будет увеличен, мотор моментально износится.

Меньшая длина шины при правильно подобранной мощности инструмента обеспечит высокую скорость распиловки и будет оптимальна для использования в работах с небольшими деревьями или досками.

Длину пильной шины, как правило, обозначают в дюймах и зарубежные, и отечественные производители. Шины маркируются с шагом в 2 дюйма. Ниже приведен эквивалент в привычной россиянину метрической системе длин:

10″ = 25 см;

12″ = 30 см;

14″ = 35 см;

16″ = 40 см;

18″ = 45 см.

Приобретение шины – непростое дело

При покупке шины, отличной от оригинальной модели, велика вероятность того, что старая цепь с новой шиной никак между собой не состыкуются. Идеальный вариант: примерить все три ключевые составляющие — пару шина/цепь и, собственно, сам бензоинструмент. Незначительная разница, иногда даже не заметная глазу, всего в одно звено может оказаться критичной для всей сборки: цепь либо не оденется вовсе, либо провиснет.

Следующий момент: разные бензопилы рассчитаны на разную ширину шинных пазов, соответственно и ведущие звенья предназначены под использование с разными шинами. Широкие пазы бензопилы придуманы для способной выдерживать значительные нагрузки цепи, отличающейся высоким качеством исполнения и эффективностью работы. При выборе цепи важно свериться с возможной шириной для данной модели бензопилы.

Краткое резюме

Уравновешенные между собой бензопила, цепь и внимательно выбранная шина позволят работать эффективно и спокойно, не затрачивая чрезмерные физические и материальные ресурсы. И всегда следует понимать, что выбор составляющих процесса бензопиления, в том числе и выбор шины, зависят от типа обрабатываемой древесины, условий работы, профессиональных навыков мастера – все это сугубо индивидуально и приходит с опытом.