Смотреть что такое "Лувр" в других словарях. Лувр — история строительства История создания лувра кратко

Лувр — история строительства. May 18th, 2014

Лувр с детства ассоциировался у меня с романами Дюма — там служила Констанция, позже прибавился образ легендарной Моны Лизы. Лувр — старая королевская резиденция и великолепный музей. История здания не менее интересна, чем сам музей. Первое здание на территории современного Лувра было построено еще во времена французского короля Филиппа-Августа . Король, перед отбытием в крестовый поход, решил укрепить свою столицу от возможный вторжений и построил вокруг Парижа крепостную стену. Крепость Лувр была частью крепостных сооружений Филиппа Августа, она защищала город с запада. Остатки крепости можно и сейчас увидеть в основании Лувра, а также перед входом в Лувр из метро Лувр-Риволи, из торгового центра Карузель. Первый король, который сделал Лувр своей резиденцией был Карл V . При нем были перестроены крепостные стены вокруг Парижа, и крепость оказалась внутри стен, тогда Карл перестроил крепость во дворец. Дальнейшее развитие Лувра связано с Франциском I. Этот король был большой любитель искусств, именно он привез из похода и Италию возрождение и Леонардо да Винчи . Франциск решил сделать своей главной резиденцией Лувр. Дворец в стиле возрождения строил архитектор Пьер Леско. Крыло Леско слева от выхода из Квадратного двора во Двор Наполеона и есть самое старое из дошедших до нас зданий современного Лувра. Плод трудов Леско считается шедевром французского Ренессанса.

Затем было построено еще одно крыло, которые полностью копировало павильон Леско. При Генрихе IV возвели длинную галерею вдоль берега – сейчас она скрыта от взгляда посетителя. При Людовике XIII построили центральный Павильон Часов.

Людовик XIV Париж не любил. Еще в детстве ему пришлось бежать из города, охваченного восстанием. Король сделал своей основной резиденцией Версаль.

Однако он строил и в столице. При Людовике был построен восточный фасад Лувра. Этот фасад работы архитектора Перро до сих пор считается шедевром классицизма и послужил образцом для многих архитекторов. В частности, в Петербурге по образу и подобию была построена арка главного штаба.

После того как королевский двор переехал в Версаль, работы приостановились и только в XIX веке были продолжены.

Двор Лувра, в центре которого находится пирамида, называется Двором Наполеона.

Строительство двора было завершено в середине XIX в. В целом архитекторы повторили стиль павильонов Леско и Часов. Однако были добавлены колонны, аркады и статуи великих людей Франции. Среди статуй есть памятники: Абеляру, Вольтеру, Пуссену, Рабле, Ришелье, Мазарини, Декарта и др. .

Стеклянная пирамида была построена уже в XX веке. До сих пор по поводу нее идут споры, кто-то считает ее шедевром, а кто-то кощунством. Съездите в Париж и составьте свое мнение. Что касается меня, то я считаю, что пирамида прекрасно вписалась в ансамбль Лувра и совершенно не выглядит как что-то инородное.

История того как разростался Лувр

История Лувра насчитывает более 700-та лет. Первоначально это была средневековая крепость, затем королевский дворец, а сегодня является всемирно известным музеем искусств.

Заложен Лувр был в конце 12 века королем Филиппом-Августом. С тех пор Лувр неоднократно перестраивался и реконструировался.

История строительства Лувра

Практически каждый из французских королей, даже если он не жил постоянно в Лувре, старался внести что-то свое в облик этой крепости. В общей сложности работы по строительству Лувра были закончены в 19 веке.

Король Филипп-Август строил Лувр не как королевскую резиденцию, а как крепость, которая должна была защищать западные подступы к Парижу. Само слово Лувр происходит от слова “lower” , что на языке древних франков обозначало крепость. Лувр времен Филиппа Августа представлял собой огромное сооружение, с центральной башней и множеством башен вокруг.

Королевская резиденция

Однако рос, и Лувр со временем оказался в черте городских стен. Король Карл Пятый решил перестроить замок таким образом, чтобы Лувр оказался пригодным и для пребывания в нем короля. Перестройка крепости была поручена архитектору Реймону де Тамплю , который в те годы уже заслужил славу искусного строителя.

Именно Тампль превратил в королевскую резиденцию. При этом архитектор позаботился и о защите короля, окружив Лувр мощными крепостными стенами .

Правда, в те годы быт королевского двора был очень простым. В том доме, где жил король, размещалась и королевская голубятня. В садах Лувра выращивали овощи к королевскому столу, и никакой роскоши при этом не наблюдалось.

Лувр при Короле Франциске Первом

Новый импульс развитию Лувра придал король Франциск Первый , большой любитель архитектуры эпохи Возрождения . Именно при Франциске Первом в 1546 году началась перестройка Лувра, которая и определила его современный облик. До правления Франциска французские короли не имели в Париже постоянной резиденции. Однако во время одной из военных компаний король попал в плен, и именно жители Парижа заплатили большую часть выкупа за своего короля. В благодарность король дал обет устроить постоянную резиденцию в Париже .

Новым архитектором строительства король назначил Пьера Леско , в честь которого было названо левое крыло Лувра. Перестройка Лувра шла в стиле эпохи Возрождения. В то время интерьер Лувра обогатился большим количеством скульптур , которые изображали божеств, знаменитых полководцев, фризы и картины. Сын Франциска, Генрих Второй также продолжил работы по украшению Лувра. При нем на фасаде Лувра появился и королевский вензель .

В Малой Галерее Лувра можно увидеть “окно Карла Девятого ”. Это именно то окно, из которого во время Варфоломеевской ночи король стрелял в гугенотов.

Во времена Карла Девятого в Лувре был устроен зверинец . Наследник Карла, Генрих Третий любил из окон своих апартаментов любил наблюдать кровавые бои между животными. Просуществовал зверинец до тех пор, пока Генриху не приснился сон, о том, что он будет растерзан своими же животными. После этого король приказал перестрелять всех животных.

Интересно, что в 16 веке в Лувр мог попасть любой человек. При этом он обязательно должен был быть прилично одетым, а также передвигаться пешком. Въезд в Лувр верхом был разрешен лишь принцам крови.

Следующим большим строителем Лувра стал король Людовик Тринадцатый , который продолжил грандиозную перестройку Лувра. Во время правления Людовика Лувр окончательно перестал быть средневековой крепостью и приобрел черты великолепного дворца. А воплощал в жизнь идеи Людовика архитектор Пьер Леско.

Людовик Четырнадцатый не любил Лувр. Дворцу в Париже он предпочитал загородный Версаль . Однако и он тоже продолжал вкладывать средства в строительство Лувра. В то время под руководством архитектора Луи Ле Во было закончено строительство Квадратного двора Лувра .

А фасад Лувра был завершен под руководством Клода Перро (родным братом знаменитого автора сказок Шарля Перро). Правда, полностью фасад Лувра закончили лишь в конце 17 столетия, так как Людовик все основные средства тратил на Версаль.

Зато при Людовике Лувр постепенно стал превращаться в музей , так как король открыл доступ к сокровищам королевского дворца для широкой публики.

Превращение Лувра в музей

Окончательно строительство Лувра была завершено в 1857 году под руководством архитекторов Луи Висконти и Рафаэля .

Стал музеем в 1793 году, во времена Французской Революции. Сегодня в музееразмещаются несколько музеев – Древнего Востока, Египта, Древней Греции и Древнего Рима, музей мировой скульптуры и живописи.

Лувр на карте Парижа

ЛУВР (Louvre) в Париже – памятник архитектуры и богатейший музей, не знающий равных себе по разнообразию и полноте собраний, их художественной и исторической ценности.

Первоначально Лувр – это королевский дворец (1546–19 в., арх. П.Леско, Лево, К.Перро и др.; скульптурный декор Ж.Гужона, оформление интерьеров Ш.Лебрена и др.), построенный на месте замка.
В 1793 декретом французской республики Лувр был объявлен общедоступным музеем, а его коллекции стали национальным достоянием.
Что такое Лувр? Один из величайших музеев мира. Королевский замок, гордость Франции, место действия романов Дюма. А еще – тюрьма и библиотека, сокровищница и заурядный средневековый замок…
Фундамент замка XII века полностью раскрыли во дворе нынешнего Лувра уже в ХХ веке при археологических раскопках. Этот замок велел построить король Филипп II Август для обороны Парижа. В те времена в случае опасности Сену перегораживали цепями, чтобы в нее не мог войти вражеский флот. С одной стороны цепь крепилась к замку, с другой – к башне Нель, которая располагалась на левом берегу реки, как раз напротив замка. Тогда здесь был далекий пригород Парижа… Именно этот замок-крепость и стал основой будущего королевского дворца. Откуда взялось название Лувр – Louvre – не совсем понятно. Самая известная версия сводится к тому, что название родственно слову «Loup» – «Волк». Как будто бы здесь держали и разводили специальных собак для охоты на волков – «луврье». Другие исследователи привлекают для сравнения древнесаксонское слово «Lower» – «Крепость». Кроме того, в текстах XII века упоминается деревня Лувр – Louvres, находившаяся к северу от парижского пригорода Сен-Дени, так что название это не было редким или необычным. Король Филипп Август, достойный противник знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце, был крупным фортификатором. За время его правления во Франции было построено много крепостей по образцу столичной. Парижский же замок имел квадратную планировку, на каждом углу находилось по башне, а в центре вздымалась мощная цитадель тридцатиметровой высоты. Стены были окружены рвом. Цитадель служила одновременно главным укреплением крепости, арсеналом, сейфом, где хранились главные ценности королевства, архивом, где ревностно сохранялись документы, тюрьмой для важных заключенных. Кстати сказать, и документы, и пленники могли быть приравнены к ценностям – за них было можно получить немалую цену…
А сам Филипп II жил еще в королевском дворце на островке Ситэ. Королевской резиденцией Лувр стал позже. Столица разрасталась. В начале XIII века в ней жило сто двадцать тысяч человек, насчитывалось триста улиц, основные из которых были замощены. В середине XIV века король Карл V приказал окружить Париж новой крепостной стеной, и Лувр полностью потерял свое значение в системе обороны города. Туда переехал сам венценосец и перевез свою знаменитую библиотеку. Появилась специальная библиотечная башня. В ней хранилась тысяча рукописных книг, собранных королем, которого современники прозвали Мудрым. Это собрание впоследствии стало основой Национальной библиотеки Франции. Карл V Мудрый стремился придать жилой и уютный вид мрачному детищу Филиппа Августа. Были пристроены новые крылья дворца, над тяжелыми боевыми башнями вознеслись изящные остроконечные крыши и флагштоки.
Но запустение снова поселилось здесь – после смерти Карла V, и полвека замок стоял заброшенным. Короли и двор предпочитали парижские дворцы Сен-Поль и Турнель или же уютные замки в долине Луары. Тур, нынешний центр департаментов Эндр и Луара, мог в те годы реально вырвать пальму первенства у Парижа и победить в борьбе за право стать столицей Франции…
Следующая важная дата в истории Лувра – 1527 год. Король Франциск I, находясь в отчаянном положении, искал способ пополнить пустую казну и нашел его: он решил взять контрибуцию с парижан. Но чтобы подсластить пилюлю, король решил польстить тщеславию горожан. Он объявил, что иной столицы для прекрасной Франции не видит и возвращается жить в Париж.
В Лувре начались работы. Цитадель была снесена, внешняя крепостная стена тоже – на ее месте разбили сад. Однако лишь через двадцать лет Франциск I отдал приказ приступить к строительству нового дворца на месте срытой крепости. Дальнейшую историю Лувра можно – при желании – свести к тому, при каком короле какой архитектор что пристроил, что перестроил и что снес. Всякий монарх делал это непременно, и по крайней мере этим входил в историю Франции. Великая Французская революция, например, и впрямь оказалась революцией для Лувра – она-то и превратила его в музей. Якобинцы решили устроить здесь «Центральный музеум искусств». А в годы революции и наполеоновских войн коллекция Лувра быстро разрослась за счет реквизиций у аристократов и конфискаций в ходе военных кампаний за границей… Вот так ход истории пополнял фонды музея! Коллекции музея «хорошели», чего нельзя было сказать о прилегающем к Лувру квартале, ставшем известным парижским гнездом преступности и нищеты. «Всякий человек, пусть даже приехавший в Париж на несколько дней, заметит покосившиеся фасады десятков домов, обескураженные хозяева которых не производят никакого ремонта. Эти здания остались от старинного квартала, который постепенно разрушается…», – так описал этот квартал Бальзак в романе «Кузина Бетта». Прошла пара лет после выхода книги в свет – и по приказу императора Наполеона III «рухлядь» снесли, квартал полностью уничтожили, а на месте его расположился новый центральный двор Лувра – «двор Наполеона». Именно этот свободный от строений двор и был раскопан археологами в последней четверти ХХ века, и оказалось, что круг замкнулся. Самая «молодая» часть ансамбля Лувра оказалась как раз над самой древней – над фундаментом того самого «заурядного средневекового замка».
Нужно признаться, что неуемные «строители Лувра» не остановились. После раскопок место «двора Наполеона» заняло весьма экстравагантное современное административное здание музея, и едва ли это последняя пристройка к дворцу… В годы кризисов и процветания, террора и реставрации то та, то иная часть Лувра обязательно стояла в лесах. Видимо, это естественное состояние Лувра, которое длится с 1190 года. Каждая эпоха добавляет свой кирпич.
История строительства Лувра. Коллекции музея занимают большой комплекс зданий, строительство которых осуществлялось в течение 8 веков. Начало было положено королем Филиппом II Августом (годы правления 1180–1223), по приказу которого была построена крепость, защищавшая подступы к острову Ситэ, где тогда находится центр Парижа. За цитаделью закрепилось название Лувр, возможно потому, что в этой местности издавна водилось много волков, и ее называли «волчье место» – Лувения. Есть и другие версии происхождения наименования замка.
Король Карл V (годы правления 1364–1380) сделал Лувр своей резиденцией, в связи с чем архитектору Р. дю Тамплю было поручено переделать и расширить замок.
При Франциске I, с 1527, начала осуществляться радикальная перестройка здания внутри и снаружи. Средневековые башни были снесены, и замок приобрел вид ренессансного дворца. Главные работы были осуществлены по проекту и под руководством П.Ляско.
В 1563 вдова Генриха II, Екатерина Медичи, поручила Филиппу Делорму возведение нового дворца. Он стал называться Тюильри, так как находился на месте бывшего черепичного завода (tuilerie). В 1871 дворец Тюильри сгорел и больше не восстанавливался. При Генрихе IV (годы правления 1589–1610) был составлен генеральный план, в результате осуществления которого общая площадь Лувра увеличилась в 4 раза. Между Лувром и Тюильри в 1608 вдоль берега Сены была возведена галерея (длина 420 м), получившая название Большой галереи. Она стала основой будущего музея, так как предполагалось, что здесь будут размещаться королевские коллекции.
Во второй половине 17 в. в Лувре были предприняты широкомасштабные работы с целью приблизить облик дворца к архитектуре эпохи барокко. В Париж из Рима был для этого приглашен один из главных создателей этого стиля Л Бернини. Однако проект, предложенный им, сочли слишком помпезным. Работа была поручена французским архитекторам. К Перро (1613–1688) построил знаменитую восточную колоннаду в стиле классицизм, которому отдавали предпочтение во Франции. П Лево(1612–1670) создал ряд интерьеров, в т.ч. зал Августа, предназначенный для размещения королевских коллекций античных статуй, оружия, медалей. После пожара в 1661 Лево заново воссоздал галерею Аполлона, отделку и роспись которой осуществил Ш Лебрен.По его рисункам были исполнены живописные панно для плафонов, облицовка стен, рельефы, даже замки и ручки – все, вплоть до малейших деталей.
С 1674 Людовик XIV принял решение сделать своей резиденцией Версаль. Работы в Лувре были приостановлены, многие помещения так и остались недостроенными в течение длительного времени.
В связи с тем, что Лувр утратил значение королевской резиденции, его стали постепенно занимать различные учреждения. Здесь отводились помещения для мастерских художников и для квартирантов. В Лувре жили мебельщик Буль, знаменитый декоратор Берен, скульптор Жирадон, разместивший в Лувре собственную коллекцию, в которой даже была египетская мумия.
Лувр становится музеем. Идея достойного служения идеалам Прогресса и, в связи с этим, превращения Лувра в общедоступный музей наук и искусств, была выдвинута французскими просветителями в середине 18 в. Художник Гюбер Робер предложил проект перестройки Большой галереи с целью создания в ней верхнего освещения через застекленный потолок (проект был осуществлен в начале 19 в.)
В 1793 часть залов Лувра была преобразована, и музей был открыт для публики. Однако работы в нем продолжались. Особенно грандиозный размах они приняли при Наполеоне Бонапарте. Крупнейшие архитекторы этой эпохи Ш Персье и П Фонтен значительно расширили площадь Лувра за счет новых пристроек. В это время была возведена еще одна галерея, параллельная Большой галерее.
Работы по реконструкции Лувра и увеличению его площади продолжали осуществляться и в последующие десятилетия, особенно интенсивно они производились в годы правления Наполеона III (с 1848).
После падения его режима в 1870 началась реконструкция зданий Лувра и строительство новых помещений, которое продолжается вплоть до нашего времени. С тех пор как Лувр перестал служить одной из резиденций властей Франции, бывшие административные помещения стали постепенно освобождаться и передаваться музею. Этот процесс затянулся на долгие годы. Только в 1960–1980-е последние административные учреждения покинули Лувр. К 1980-м в распоряжение музея перешел весь комплекс зданий, включая северное крыло, где до недавнего времени располагалось министерство финансов.
Новый этап строительных работ наступил в 1980-е, когда началось осуществление проекта «Большого Лувра», предпринятого по инициативе президента Ф Миттерана: перепланировка центра Лувра и устройство нового входа в музей. Проект разработал американский архитектор китайского происхождения Ео Минг Пей. Он создал большую стеклянную пирамиду, поднявшуюся в центре Двора Наполеона, а вокруг нее три пирамиды поменьше. Рецепт стекла для пирамид был специально разработан в соответствии с новейшими технологиями так, что эта конструкция излучает свет. Между пирамидами расположился треугольный бассейн из темного камня, едва возвышающийся над уровнем земли. Завершается композиция, которую архитектор назвал «ландшафтом», фонтаном.
В настоящее время вход в музей расположен в большой пирамиде. В центральную колонну вмонтирован лифт. В главном вестибюле расположились различные службы музея, билетные кассы, доска объявлений, гардероб и др. По установленным здесь эскалаторам можно подняться в разные залы музея.
Во время проведения строительных работ под двором Лувра, называемом «кур карре» – квадратный двор, были раскрыты фундаменты, часть стен и помещений старинной цитадели, построенной в 13 в. при Филиппе Августе. Этот комплекс, получивший название «Средневековый Лувр», стал новым подразделением музея.
История приобретения коллекций Лувра. Уже в 15 в. во Франции пробудился интерес к коллекционированию памятников искусства. В 15–16 вв., во время военных походов в Италию, французские короли не упускали возможности вывезти из этой страны античные статуи и другие художественные ценности. Так, король Карл VIII, захватив Флоренцию в 1494, перевез во Францию многие сокровища дворца Медичи и другие трофеи. Однако подлинным основоположником политики покровительства искусствам и планомерного приобретения коллекций был французский король Франциск I (годы правления 1515–1545). Он не только использовал любую возможность получить произведения искусства (главным образом, работы итальянских мастеров), но и стремился переселить во Францию самых лучших художников. Среди 74 иностранных художников, работавших в это время во Франции, 73 были итальянцами. В числе тех, кто прибыл в эту страну по приглашению короля, были Леонардо да Винчи (годы пребывания во Франции 1517–1519), прославленный ювелир и скульптор из Флоренции Бенвенуто Челлини, Андреа дель Сарто,Россо, Приматиччо, Пермиджанино и многие другие.Леонардо да Винчи умер во Франции, все находившиеся в его мастерской картины были приобретены Франциском I, в том числе знаменитая Джоконда. Тогда же во Францию были привезены Рабы Микэланджело, позднее попавшие в коллекцию Лувра.
Пополнение коллекций продолжалось и в последующие годы. Мария Медичи – регентша при малолетнем короле Людовике XIII заказала П.Рубенсу цикл, состоящий из 21 картины с изображением событий ее жизни. Картины предназначались для Люксембургского дворца, в 1846 они были переданы в Лувр.
Особенный размах собирательская деятельность получила в 17 в. Не только короли Франции, но и многие другие любители искусства имели богатейшие коллекции, например, всесильные министры: Ришелье, Мазарини, банкир Кроза. Большая часть коллекций Ришелье и Мозарини была унаследована Людовиком XIV. Король проявлял исключительный интерес к искусству, по его заказам французскими мастерами были созданы многочисленные картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, значительная часть которых сейчас находится в разных отделах Лувра. Тогда была приобретена большая часть коллекции картин Пуссена (у Людовика XIV их было 31), а также Рубенса. После смерти Рембрандта в 1669, Людовик XIV распорядился скупить все, что осталось в его мастерской. В течение 3 лет для королевской коллекции покупали картины этого мастера.
Особенно усердно старался приумножить королевские коллекции первый министр короля Кольбер. За годы его деятельности они увеличились с 200 картин до 2000.
Уже не столь масштабные приобретения делались и в последующие десятилетия. Тогда были куплены многие картины нидерландских мастеров 15–16 вв., ранее не привлекавшие к себе внимания.
После французской революции 1789, королевские коллекции, а также собрания, принадлежавшие эмигрантам, были национализированы, некоторые иконы и церковная утварь поступили из храмов.
К 1793 в Лувре насчитывалось 500 картин и 155 других художественных предметов, большая часть из них происходили из королевских коллекций. Располагались они в основном в Большой галерее.
Уже в период Директории было провозглашено, что Франция имеет суверенное право на произведения искусства из других стран, чтобы украшать «царство свободы». Первая партия захваченных французской армией художественных памятников поступила из Нидерландов в 1794. В 1796, после оккупации Италии французскими войсками под руководством Наполеона Бонапарта, из этой страны было вывезено все самое ценное из знаменитых коллекций Ватикана, виллы Боргезе, а также богатейших собраний Флоренции, Венеции и др. В Лувре тогда находились Аполлон Бельведерский, Лаокоон и др. Во Францию были отправлены многочисленные обозы с произведениями искусства из различных государств на территории Германии, из Австрии и др. стран Европы, в которые под звуки Марсельезы входила французская армия.
В военной кампании Наполеона в Египет приняли участие археологи и ученые. Во Францию была отправлена большая партия памятников Древнего Египта, ставшая основой для образования нового отдела Лувра.
Лувр при Наполеоне Бонапарте был объявлен центральным художественным музеем Европы, он стал символом мирового господства и мощи империи. Директором Лувра стал Виван Денон, участвовавший в военных походах Наполеона, в т.ч., в Египет. Виван Денон очень энергично проводил политику расширения коллекций. При нем собрание Лувра было впервые систематизировано по географическому и хронологическому принципу. Для того, чтобы восполнить пробелы собрания музея, в 1811 он отправился в Италию и приобрел произведения Чимабуэ и Джотто, а также картины итальянских художников 15 в., ранее почти не представленных в Лувре. Это был один из первых примеров систематического пополнения коллекции в истории музейного дела.
После падения империи Наполеона Бонапарта многие вывезенные им из других стран коллекции были возвращены, однако далеко не все. Так, почти половина захваченных в Италии картин осталась в Лувре.
В последующие годы в Лувр стали поступать произведения мастеров Франции 19 в:
Давида,Энгра,Делакруа. Многие частные коллекции были куплены дирекцией Лувра или поступили по завещанию, а также в качестве даров. Из этих источников была получена большая часть картин французских мастеров 18 в., а также такие шедевры как Цыганка Франса Хальса (написана в 1625, в Лувре с 1869), Король дураков И Босха (исполнен в 1500, в Лувре с 1918) и многие другие.
Чрезвычайно обогатили музей французские археологи 19 в. Так, знаменитый ученый О.Мариэтт (1821–1881) производил раскопки в Мемфисе (Египте) и переправил в Лувр 6 тыс. найденных им памятников. Среди них – Сидящий писец. В 1819 французским послом была подарена королю Венера Милосская, найденная на греческом острове Милос крестьянами, а в 1863 была приобретена Ника Самофракийская, обнаруженная французскими археологами. В 1863 была куплена часть знаменитой коллекции маркиза Кампана (другая ее часть была приобретена Эрмитажем), откуда происходят многие знаменитые греческие вазы.
Раскопки, осуществленные в районе Двуречья французским консулом Ботта в середине 19 в., послужили толчком для начала широкомасштабных археологических работ в этом регионе.
Очень важную роль в открытии и изучении цивилизаций древнего Востока сыграли французские ученые, такие как О.Мариетт, Г.Масперо. В связи с их археологическими находками был образован отдел Древнего Востока. В него поступили многие вещи, обнаруженные как французскими исследователями, так и археологами других стран.
Во время второй мировой войны, перед вступлением фашистской армии в Париж, коллекции Лувра были упакованы в 6 тысяч ящиков и спрятаны в тайниках средневековых замков (Шамбора, Монтабана и др.) Они полностью сохранились, и после войны снова вернулись в залы музея. Некоторые коллекции были открыты для посещений уже в 1945.
Главные отделы Лувра. Отдел Древнего Востока был образован в 1881. В него входят экспонаты, представляющие культуру Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилона, Палестины, Финикии, Персии, Урарту и других древнейших цивилизаций Азии и прилегающих к ней территорий. Начало этому собранию было положено консулом Ботта. В 1847 он передал в Лувр найденные им памятники, украшавшие дворец ассирийского царя Саргона II в Хореабаде, древней столице Ассирии. Поступившие позднее многочисленные археологические находки сделали необходимым выделение этой коллекции, ранее выставлявшейся вместе с памятниками Древнего Египта, в обособленный отдел музея.
Культура Древней Ассирии представлена экспонатами из Нимруда (в т.ч. рельеф, представляющий бога с головой орла, 883–859 до н.э.); Хорсабада (в т.ч. две гигантские статуи крылатых быков – «шеду» – из дворца Саргона II (722–705 до н.э.).
Древнейшие памятники отдела были созданы мастерами Шумера и Аккада, первых государств, возникших в Месопотамии (3 тыс. до н.э.). Мировой известностью пользуется часть Стелы коршунов (с изображением тяжеловооруженной пехоты), созданной в честь победы царя Шумера Эаннатума, завоевавшего соседнюю территорию (2450 до н.э.), Стела Нарамеина, царя Аккада (2270 до н.э.), портреты сановника Ебих-иль (ок. 2 500 г. до н.э.), правителя города Лагаша Гудеа (2 150 г. до н.э.). В Лувре хранится 11 изображений Гудеа (всего их сохранилось около 30).
Стела Хаммурапи – царя, правившего 1792–1750 до н.э., дает многообразные и ценные сведения о культуре Древнего Вавилона. Рельеф с изображением героя древних легенд Гильгамеша со львом (VIII в до н.э.) – важный памятник не только изобразительного искусства, но и литературы, т.к. этому герою посвящены многочисленные поэмы.
Памятники Древнего Ирана носят преимущественно придворный характер: мраморная капитель колонны с изображением быков, высотой 6 метров, происходит из дворца в Сузах – административного и культурного центра Персидского царства; на части стены, покрытой цветными изразцами изображены «лучники персидской гвардии» царя Дария I (правившего в 525–485 до н.э.)
В этом богатейшем отделе Лувре хранятся многочисленные предметы из серебра, золота, бронзы, глины, созданные на протяжении нескольких тысячелетий народами Древнего Востока.
Отдел Древнего Египта был образован в 1826. Первым его возглавил великий египтолог Ф.Шампольон, открывший тайну иероглифов. В коллекции отражены все этапы развития культуры Древнего Египта. Наряду с круглой скульптурой, рельефами, художественными предметами, украшениями, в экспозиции находятся саркофаги, папирусы, живопись и др.
Среди древнейших памятников – кремневый нож из Джебель-эль-Арака, рукоятка которого украшена изображением человеческих фигур (преддинастический период, ок. 3400 г. до н.э.). Имя одного из первых властителей Египта Джета (царя – змея) доносит до нас надгробная стела из Абидоса (ок. 3 тыс. до н.э.).
В Лувре находятся знаменитые портреты: Чиновник из Мемфиса и его жена (ок. 2500 г. до н.э.), Сельский староста, Сидящий писец р и др.
Особенно богата коллекция памятников Нового царства, в которой находятся стелы с надписями, прославляющими победы египетских фараонов, как например, Тутмоса III (1504–1450 до н.э.), портреты правителей: фараона-реформатора Эхнатона (1370–1352), Сети I, изображенного рядом с покровительствующей ему богиней Хатор (1300 до н.э.)
Отдел Древней Греции и Рима был образован в 1800 году. В его основу были положены коллекции античных памятников, приобретенных французскими королями еще в XVI–XVII вв. Однако впоследствии собрание было значительно приумножено за счет трофеев, полученных во время военных походов Наполеона в Италию и другие страны, а также за счет археологических находок.
В античной коллекции находится большое количество подлинных греческих памятников, начиная с эгинской эпохи (т.н. кикладские идолы 2–3 тыс. до н.э.) и до эпохи эллинизма. С большой полнотой в Лувре отражен период архаики. Среди скульптур этого времени Гера Самосская (1 пол. 6 в. до н.э.), Архаический курос (1 пол. 6 в. до н.э.), Аполлон из Пьомбино (нач. 5 в. до н.э.), т.н. голова Рампэн (названная по имени дарителя; 6 в. до н.э.).
Период классики представлен такими выдающимися произведениями, как фрагмент фриза Парфенона (442–432 до н.э.), 2 метопы храма Зевса в Олимпии (460 до н.э.).
Особенно богата шедеврами коллекция памятников эпохи эллинизма, среди которых выделяются Ника Самофракийская (3 – начало 2 в. до н.э.) и Венера Милосская (конец 2 в. до н.э.).
В античной коллекции Лувра представлены многочисленные памятники Древней Италии. Особую группу составляют произведения этрусков, древних обитателей Апеннинского полуострова (1 тыс. до н.э.). На саркофаге из Черветери (ок. 500 до н.э.) изображена возлежащая на нем супружеская пара. В этрусской коллекции много памятников, отлитых в бронзе, как например, зеркало с ручкой, украшенное гравировкой (4 в. до н.э.), статуя богини Тюран (520–510 до н.э.).
Среди памятников Древнего Рима особенную ценность представляет фрагмент Алтаря мира, созданного в честь победы Октавиана Августа, римского императора, над галлами. Алтарь был сооружен в 13–9 вв. до н.э. и находился на Марсовом поле в Риме. (Другие фрагменты находятся в музеях Италии).
Большой выразительностью отличаются многочисленные римские портреты, некоторые из них относят к высшим достижениям римского искусства в этом жанре.
В античном отделе музея хранится большое собрание греческих ваз, фаюмские портреты из Египта 2–4 вв. до н.э. (тогда Египет был частью древнеримской империи); мозаик, как например Суд Париса из Антиохии 2 в. н.э.
Отдел живописи и рисунка – самый обширный отдел Лувра, его коллекции занимают основную часть комплекса музейных зданий (2 и 3 этаж). Это самое большое в мире собрание, не имеющее себе равных по обилию шедевров, которое позволяет представить развитие европейской живописи от средневековья до конца 19 в.
Две трети коллекции живописи – произведения мастеров Франции. Французское Возрождение представлено произведениями Жана Фуке (среди них известный портрет Карла VIII, ок. 1445); Ф.Клуэ и других известных мастеров. В разделе живописи 17 в. находится более 40 картин Пуссена, большое собрание пейзажей К Лоррена, большие циклы картин, созданные придворными живописцами Людовика XIV: Ш Лебреном и П Миньяром. Портрет Людовика XIV, написанный Г.Риго в 1701, стал эталоном типа королевского портрета для многих европейских мастеров.
В Лувре представлены все создатели изящного и веселого стиля рококо: Ватто, Буше, Фрагонар, Ланкре, а также художники других направлений в живописи 18 в. как Шарден, Перроно,Грез.
Особого внимания заслуживают картины французских художников 19 в., так как на этом этапе Франция определяла пути развития европейского искусства: произведения Луи Давида, Энгра, Э Делакруа, Т Жерико и мастеров последующего времени.
В Лувре находится самая богатая коллекция итальянской живописи за пределами этой страны, в которой представлены почти все лучшие мастера Италии, начиная с Чимабуэ и Джотто, основоположников живописи эпохи Возрождения. Мировой славой пользуются 7 картин Рафаэля, полотна Тициана, Тинторетто, П.Веронезе, Бессано. Сельский концерт, начатый Джорджоне и законченный Тицианом, а также другие произведения Тициана повлияли на создание некоторых картин (Олимпия, Завтрак на траве Э.Мане, а также других мастеров Франции). Самая ценная часть коллекции итальянской живописи в Лувре – 5 картин Леонардо да Винчи, это самое большое в мире собрание живописных произведений великого художника.
Произведения художников Болонской Академии (Аннибале Караччи, Гвидо Рени и др.), Караваджо демонстрируют разнообразие направлений и высокие достижения итальянской живописи этого времени.
Другие национальные школы Европы представлены произведениями Гойи, Веласкеса, Дюрера, Рембрандта, особенно выделяется среди них коллекция живописи главы фламандской школы Рубенса. Среди многочисленных его полотен особенное значение имеет знаменитый ансамбль, состоящий из 21 декоративного панно на тему История Марии Медичи.
Отдел скульптуры начал формироваться в 1817, когда в Лувр было передано собрание музея французских памятников, созданное после революции на базе произведений, изъятых из храмов и покинутых особняков эмигрантов. Позднее в Лувр поступили скульптуры из Фонтенбло, Сен-Клу, Версаля и других королевских дворцов.
Как и в отделе живописи, здесь преобладают произведения французских скульпторов от раннего Средневековья до 19 в. Особого внимания заслуживают произведения лучшего французского скульптора эпохи Ренессанса Жана Гужона (рельефы Фонтана нимф и Фонтана невинных), а также скульптурный памятник Жермена Пилона, заказанный вдовой Генриха II – Екатериной Медичи: три женских фигуры, олицетворяющие добродетели, несут на голове урну, которая предназначалась для сердца короля.
Выдающимися произведениями представлены все ведущие скульпторы Франции 17–19 вв: Куазевокс, Жирардон, Кусту, Пажи, Ж.-Б.Пигаль, Фальконе, Гудон и др.
Из мастеров иностранных школ лучше всего представлены итальянцы, в т.ч. Бенвенуто Челлини, работавший некоторое время во Франции. Созданный им рельеф Нимфа Фонтенбло является одним из самых прославленных шедевров коллекции. Наибольшей известностью пользуются две скульптуры Микеланджело, т.н. Рабы, которые предназначались для мавзолея папы Юлия II в Риме (проект не был осуществлен). Представлены здесь и произведения последнего великого скульптора Италии конца 18 – начала 19 в., Антонио Кановы, как например один из вариантов группы Амур и Психея (другой вариант находится в Эрмитаже, СПб).
Отдел декоративно-прикладного искусства был образован в 1893. Сюда поступили некоторые памятники, ранее находившиеся в других отделах музея (в т.ч. Древней Греции и Рима), часть происходит из различных церквей (Сен-Дени, Сен-Шапель). После падения режима Наполеона III в 1870, в Лувр были переданы художественные предметы из Тюильри, Сен-Клу и других императорских дворцов: мебель , гобелены, предметы убранства. В 1901 драгоценности из специального хранилища государственных ценностей тоже стали частью коллекций.
В этом собрании экспонаты систематизированы по художественным отраслям и по эпохам. Так, например, в особую группу выделена итальянская майолика, коллекция табакерок, мебель, ювелирные изделия.
В ряде залов экспозиция создана по типу исторического интерьера, в т.ч. связанного с отдельными личностями или событиями, как например, «Музей Наполеона III».
Большую группу памятников составляют предметы эпохи Средневековья и Возрождения. Некоторые из них иллюстрируют важные события французской истории и напоминают о ее деятелях: золотой скипетр Карла V (14 в.) украшенный скульптурным изображением Карла Великого с атрибутами власти был передан в Лувр из аббатства Сен-Дени.
Великолепие французского двора при Людовике XIV стало составной частью политики, соответственно лучшая часть собрания – художественные предметы 17–18 вв. Их высокое качество обусловлено тем, что в их создании участвовали выдающиеся живописцы (как Ш.Лебрен и Ф.Буше), скульпторы (как Фальконе) и архитекторы. В годы правления короля-солнца была организована мануфактура королевской меблировки, во главе которой встал первый художник короля Ш.Лебрен. По его рисункам и под его руководством создавались гобелены, мебель, мозаики, ювелирные изделия, что обеспечило высокий художественный уровень и единство стиля всех предметов убранства дворцов. Многие из этих вещей находятся сейчас в коллекции Лувра. Здесь же находятся лучшие образцы мебели из мастерской Ш.Буля, поднявшего производство мебели на уровень высокого искусства. В них, как и в других видах искусства этого времени, проявился «Большой стиль», присущий французской культуре 17 в.
Ювелирные предметы выставлены в галерее Аполлона. Здесь хранятся короны, кольца, шпаги, предметы культа, украшенные драгоценными камнями. Один из них – алмаз Регент в 137 карат был привезен из Индии и принадлежал принцу Орлеанскому, который после смерти Людовика XIV был регентом при малолетнем короле Людовике XV.
Современный Лувр непрерывно обновляется, его коллекции постоянно пополняются: при музее работает «общество друзей Лувра», благотворительные организации и фонды, а также частные лица, способствующие комплектованию собрания. К числу недавно поступивших экспонатов относятся археологические находки из раскопок «Средневекового Лувра». Самая замечательная из них – шлем короля Карла VI, найденный в виде осколков и искусно восстановленный.
Наряду с этим осуществляется и перераспределение коллекций между разными музеями Франции. В декабре 1986 на другом берегу Сены был открыт музей Д’Орсэ в переоборудованном здании бывшего вокзала. Туда из Лувра были переданы произведения, созданные художниками с 1848 по 1914. Более поздний этап развития искусства, начиная с фовистов и кубистов, представлен в центре Жоржа Помпиду, открытом в 1977. В Лувре остались экспонаты до 19 в. включительно.
В настоящее время, как и в предыдущие периоды своей истории, Лувр находится в состоянии непрерывной модернизации, совершенствования своей структуры и экспозиции. Залы оборудованы новейшими техническими достижениями

Лувр

Лувр - это самый посещаемый музей мирового искусства. Один из самых больших музеев мира с самой ценной коллекцией произведений. Музей расположен в историческом центре Парижа, в бывшей резиденции королей Франции - дворец Лувр (фр. palais du Louvre). После французской революции, дворец был открыт для посещений (10 августа 1793 г.), фактически став музеем. В Лувре собраны экспонаты различных эпох со всего мира, которые сформированы по отдельным тематическим коллекциям: цивилизации древнего востока, древний Египет, античность (древняя Греция, Этрурия, Рим), скульптура, изобразительное искуство и живопись , графическое искусство, прикладное искусство, искусство исламского востока (создан в 2003 г.).

Изобразительное искусство представлено в Лувре одной из ценнейших коллекций (более 6000 картин). Они сформированы по периодам от Средневековья до середины 19 века. В коллекции картин Лувра находятся только произведения, созданные до 1848 года. Пополнение коллекции новыми произведениями так же ограничены этой датой. Это формат музея. Художественные произведения, созданные после 1848 года, были переданы в Музей Орсе (расположен на противоположном берегу Сены, напротив Лувра) в 1986 году. Экспозиция Орсе была создана из
собраний европейской живописи с 1849 по 1910 годы. А все произведения современного искусства (после 1910 года) переданы в Французский Государственный музей современного искусства (Жоржа Помпиду).

с 1985 по 1989 годы в Лувре проводится реорганизация и реконструкция, в результате которой во дворе Лувра построена Стеклянная пирамида (служит главным входом в музей). Строительство пирамиды подвергалось резкой критике и вызвало множество споров. Но в настоящее время, пирамида Лувра уже стала одним из символов Парижа.

Официальный сайт Лувра

Постоянные штурмы Лувра требовали продолжения бесконечной реставрации дворца. К концу 1880-х годов Лувр составляет единый дворцовый комплекс. Остатки дворца Тюильри разобраны (сейчас это такое необычно пустое место с лужайкой) и Лувр приобретает окончательный вид, который мы можем видеть в наши дни (плюс небольшой креативный бонус от неугомонных потомков в виде стеклянной пирамидки).

Лувр… Это необычное, но очень красивое и звучное слово является названием одного из самых крупных и популярных музеев в мире. В нем представлено просто невероятное количество предметов истории, искусства, культуры и творчества разных людей, живших в разные временные эпохи. Ежегодно в Лувр приезжают тысячи туристов со всех уголков нашей планеты, чтобы увидеть всего его красоты и достопримечательности своими глазами. Вопроса уникальности Лувра мы ещё коснёмся, но для начала немного поговорим об истории этого музея.

Сейчас проверьте спецпредложения на авиабилеты в Париж:

Краткая история Лувра

Представляющий собой одно из самых замечательных общественных зданий Парижа , Лувр, примечателен не только хранимыми в нём драгоценностями, но также историей и архитектурой.

Здание под названием «Лувр» располагается в первом округе Парижа на правом берегу Сены. Название «Лувр» берёт своё начало от располагавшегося здесь в прежние века огромного лесного массива «Волчий лес», в котором обитало огромное количество волчих стай. Здесь стоял замок королей Франции. Один из них - король Карл V - сделал эти места частью столицы, а замок - своим дворцом.

Очень кстати в путешествии по Франции:

  • Бесплатный сервис для туристов от Трэвелджей, который позволяет не забыть, что надо взять в путешествие.
  • Сайт формирует список, в зависимости от того, куда и с какой целью Вы соберетесь. В чемодан попадают только нужные вещи.
  • Список можно скачать к себе на компьютере или вести записи взятого или подготовленного списка прямо на сайте.
  • Сервис доступен 8 дней в неделю, 25 часов из основного меню, по ссылке "Чемодан " или по картинке справа


Ещё позже другой король Франции Франциск I приказал уничтожить замок и заложить на его месте новый, более масштабный дворец, что и было осуществлено в 1741 году. Постройка нового замка началась с юго-западного угла настоящего «Старого Лувра» и соответствовала всем тенденциям эпохи французского Возрождения. Проектировал проект и руководил процессом его реализации французский скульптор и архитектор Пьер Леско. Сооружение замка происходило в несколько этапов и продолжалось вплоть до 1857 года, причём, помимо изменения старых частей дворца, к нему добавлялись новые.

После Пьера Леско главными строителями Лувра стали Батист Андруэ Дюсерсо (во время правления Генриха IV), Жак Лемерсье (во время правления Людовика XIII), Луи Лево (во время правления Людовика XIV), Шарль Персье и Пьер Фонтен, а позже - Луи Висконти и Гектор Лефюель (во время правления Наполеона III). В процессе внешней и внутренней отделки каждый из архитекторов руководствовался своими собственными предпочтениями и следовал тому направлению архитектуры, которое было характерно для его эпохи. По этой причине отдельные элементы здания не сочетаются гармонично. Но, несмотря на это, все вместе они образуют уникальнейшее самое масштабное, благородное и роскошное здание не только в одной Франции, но и во всей Европе.

  • Бесплатный сервис Трэвелджей для туристов, который позволяет запланировать затраты в путешествии.
  • На сайте формируется список планируемых затрат, которые вы в любое удобное время можете подкорректировать.
  • Из путешествия можно заносить фактические затраты, которые в последствии можно сравнить с запланированными затратами.
  • Сервис доступен 25 часов, 8 дней в неделю из основного меню или по ссылке "Бюджет " или по картинке справа.

Музеи и коллекции Лувра

Что касается музеев, то в Лувре их более десятка:

  • Музей живописи
  • Музей оригинальных рисунков известных художников
  • Музей скульптур средних веков и эпохи Возрождения
  • Музей новейшей скульптуры
  • Музей античного мрамора
  • Музей этрусских и греческих ваз
  • Музей египетских древностей
  • Музей ассирийских и финикийских древностей
  • Музей античной бронзы
  • Музей произведений прикладного искусства средних веков и эпохи Возрождения
  • Музей гемм, эмалей и ювелирных изделий
  • Морской музей
  • Этнографический музей
  • Музей гравированных медных досок

А все экспонаты Лувра разделены по следующим коллекциям:

  • Графическое искусство
  • Изобразительное искусство
  • Предметы искусства
  • Скульптуры
  • Искусство ислама
  • Древняя Греция, Этрурия и Древний Рим
  • Древний Египет

Давайте вместе приценимся к подборке цен на отели в Париже:

Что бы посмотреть фотографии отеля и подробности размещения, нажимайте на любой значок отеля и дальше "Показать цену"

Сравнить цены на отели в Париже хоть где:

Нажимайте на картинку, что бы получить бесплатную энциклопедию!

Лувр в наше время

На сегодняшний день Лувр - это самый популярный в мире музей. Только в прошлом году его посетило свыше 10 миллионов человек, и этот показатель постоянно растёт. Причём, большинство посетителей Лувра - иностранцы (около 70%). Львиная доля желающих побывать в Лувре приезжает из таких стран как Великобритания, США, Китай и Бразилия. Туристов из России гораздо меньше, чем из других стран. Нам же хочется пожелать, чтобы и вы побывали в Лувре, ведь, как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Не забудьте , чтобы получить более удивительные новости и советы прямо на вашу электронную почту!

Для поездки в гастрономические туры нужна туристическая страховка.
Это можно сделать прямо сейчас (кликайте по баннеру):