Современная экономика знаний - это что такое? Понятие, суть системы, формирование и развитие. Vivos voco: в.л. макаров, "экономика знаний: уроки для россии" Научные организации в экономике знаний

Определение

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал .

  1. Экономика знаний - экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни , в производстве знаний высоких технологий , инноваций и высококачественных услуг.
  2. В социологии : экономика ежедневной технологической революции.
    Экономика знаний -- высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики , а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран мира (США ,ЕС и Япония).

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.

История экономики знаний

По типу экономик и уровню развития различают страны :

с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);

страны со смешанными укладами экономик;

Развитые страны мира обладают основной долей мирового человеческого капитала. Причем большую часть инвестиций развитые страны осуществляют именно в человеческий капитал . Это дает им решающее преимущество в технологическом и интеллектуальном развитии, а также опережающем росте качества жизни населения.

Инфраструктура экономики знаний

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:

Эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни .

Эффективная фундаментальная наука.

Эффективный научно-технический венчурный бизнес .

Перспективы создания инфраструктуры и точек роста экономики знаний в России

России еще только предстоит постепенно создавать эффективную индустриальную экономику. Процесс индустриализации России, процесс создания эффективной экономики в РФ не завершен. К тому же, утрачены достигнутые в прошлом высокие в мире позиции в науке, образовании, медицине, безопасности и т.д.

Деградировали все составляющие человеческого капитала за последние 20 лет. И это существенно затрудняет развитие России и диверсификацию ее экономики, создание эффективных производств с высокой добавленной стоимостью .

Примечания

См. также

Ссылки

  • ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ Академик В. Л. Макаров
  • http://www.lerc.ru/?part=articles&art=1&page=46 Корчагин Ю.А. Человеческий капитал, экономика, инновации. – Воронеж: ЦИРЭ, 2009.
  • Экономика знаний , Экология и жизнь,№ 1, 2003
  • Корчагин Ю. А. Современная экономика России.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. ISBN 978-5-222-14027-7
  • Корчагин Ю.А. Три основные проблемы регионов. - Воронеж: ЦИРЭ, 2007, с.: 12. http://www.lerc.ru/?part=books&art=9&bin=1

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экономика знаний" в других словарях:

    Экономика знаний - экономика, основанная на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний. Это экономика, которая использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Определяющим фактором возникновения и развития… … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

    Экономические показатели … Википедия

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    Эта статья о хозяйственной деятельности; о науке см.: Экономика (наука). У этого термина существуют и другие значения, см. Экономика (значения) … Википедия

    Экономика труда это динамичная общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда. Как наука… … Википедия

    Игровая экономика моделирование в ролевой игре некоторых моментов реальной экономики соответствующего периода (товарообмен, денежный оборот и т. д.). Иногда (в основном в ролевых играх начала 90 х) также моделировался процесс производства.… … Википедия

    Военная экономика является одной из наиболее важных и развитых отраслей экономики, обеспечивающая военный (оборонный) потенциал государства. Развитие военной экономики неразрывно связано с общим развитием экономического потенциала страны, её… … Википедия

    Тип Еженедельная деловая газета Главный редактор Татьяна Иванова Основана 6 ноября 1918 Главный офис 125319, Москва, ул.Черняховского, 16 Тираж 220 000 … Википедия

    ЭКОНОМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ - ЭКОНОМИКА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ, складывающееся направление в науке, изучает закономерности определяющего воздействия экономики на развитие народонаселения, а также обратного влияния развития народонас. на экономику; базируется на марксистско ленинской … Демографический энциклопедический словарь

Экономика знания как инновационная система

Гоженко Констанция Николаевна

доцент кафедры экономики и менеджмента

НОУ ВПО "Кисловодский институт экономики и права"

Аннотация: в статье рассматриваются инновационные характеристики экономики знания.

Ключевые слова: экономика знания, инновационные технологии, современная экономическая теория.

Abstract: We consider its innovative features of the knowledge economy.

Keywords : economics of knowledge, innovative technology, modern economic theory.

Современная экономика отражает глубокие перемены, происходящие в об­щественной жизни и преобразующие базисные формы общества, его основные экономические характеристики, сущность общественного производства, торговли, занятости. Параметры экономической системы в ближайший период будет сильно отличаться от предшествующих периодов.

В аграрной экономике ключевым производственным ресурсом выступала земля. В индустриальной экономике основными ресурсами являлись труд и про­мышленные факторы производства. В экономике знания статус ключевого ре­сурса переходит к знанию.

В теоретическом аспекте «экономикой знания» является такой способ про­изводства, в котором генерация, использование и распространение знаний играют доминирующую роль в создании материального, вещного и интеллектуального богатства, а также общепризнанных социальных ценностей.

Экономика знания означает не просто выход на новые границы знания, на самом деле такая экономика означает формирование нового способа производства – рост эффективности экономики за счет рационального и системного использо­вании всех видов и типов знаний во всех сферах экономической деятельности.

Использование знания - не новая идея, знания всегда играли важную роль в экономике. Однако все предшествующие «экономике знания» формы экономики были основаны на «простом» («непосредственно-производительном») знании.

Экономическая значимость использования знания усилилась, начиная с эпохи со времен промышленной революции. Но степень включения знаний и
информации в экономическую деятельность в настоящее время настолько воз­росло, что это приводит к необратимым структурным и качественным измене­ниям в механизме функционировании экономики и трансформации того качества производства, которое долгие времена выступало основой конкурентного пре­имущества данной национальной экономики.

В качестве инновационной модели сферы образовательных услуг в эконо­мике знания ряд экономистов выдвигает так называемую «тройную спиральную модель» между университетами, индустрией и государством, которая может быть интерпретирована как движение от неоинституционального строения социальных сетей к неоэволюционной модели организации экономических отношений .

Глубинный экономический смысл инновационной трансформации системы специального образования в условиях экономики знания состоит в оптимальной связи трёх названных выше сфер – вузовской, промышленной и властной среды. Такое единство возможно только на базе преодоления разрозненности сфер соз­дания материальных благ, производства знаний и законодательства как социаль­ной регламентации, того единства, которое способна обеспечить только эконо­мика знания.

Таким образом, модель тройной спирали позволяет выделить сектор знаний как базовый элемент экономики знания, который дополняется индустриальным и нормативным элементом. Соответственно, возникает проблема оптимизации и гармонизации взаимодействия трёх принципиально разных механизмов функцио­нирования, которые присущи каждому из названных секторов.

Производство знаний требует наивысшей степени дерегулирования управ­ленческого процесса добывания нового знания, оно может быть организованно только в либеральных и демократических формах построения креативного про­цесса.

Постиндустриальное производство требует уже большей регламентации и упо­рядоченности, хотя рыночные моменты – в виде конкуренции – неизбежно вносят элементы стихийности, непредсказуемости и либерализма.

Что касается сферы социального управления, то ей присуща наивысшая степень регламентации и директивности.

Постиндустриальное общество – это общество, в котором снижение объёма промышленного производства происходит не в результате экономического кри­зиса, рецессии или стагнации, а в результате опережающего роста сферы услуг, перерастающего в рост информационного сектора как основы возникновения эко­номики знания. В экономической структуре за­нятости населения уже сейчас преобладают тенденции превышения совокупного числа занятых в непроизводственных отраслях (транспорта и связи, торговле, об­разовании, финансовой сфере) над отраслями промышленности и сельского хо­зяйства.

В экономике знания – и практика свидетельствует об этом однозначно – именно универ­ситеты, в силу их универсальности, становятся основным учреждением нового общества. Если в индустриальном обществе главным субъектом экономики явля­лось промышленное предприятие, а доминирующий результат производства был представлен некой материальной (товарной) ценностью, в постиндустриальном обществе главным субъектом экономики является информационно-коммуникаци­онный центр, а доминирующим результатом производства выступает информа­ционно-коммуникационные технологии, то в экономике знания главным субъек­том будет университет, а доминирующим результатом производства – некое на­учно-техни­ческое знание. В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы пред­ставлена занятостью не в сфере материального производства или в сек­торе рас­пределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, техноло­гии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний. В экономике, в которой идеи, информация, знания составляют основу инноваций и экономиче­ского роста, там доминирует постоянный поток информации, а также мощный по­тенциал науки и техники.

Основной проблемой экономики знания является новый механизм её дви­жения, который сталкивается со специфической проблемой - проблемой асиммет­рии информации, которая не может быть полностью решена информационно-коммуникативными технологиями любой степени сложности.

Другими проблемами экономики знания следует считать - институциональ­ные способы организации производства и распространения знания, защита интел­лектуальной собственности в условиях новой экономики, повышенная конкурен­ция, отсутствие безопасности креативного труда и необходимой гибкости.

Теоретическое содержание экономики знания можно усмотреть в том, что одна модель капитализма (под видом технологического детерминизма) приобре­тает иную видимость, более соответствующую настоятельной потребности со­временности.

Структурная трансформация производства в экономике знания приводит к тому, что здесь основным элементом становится так называемый «сектор произ­водства знания» (в лице главного субъекта – университета, инновационно-образо­вательного центра), а также активные провайдеры этого знания. Возникает своего рода «неосязаемый капитал», который превышает величину инвестиций, сосредо­точенных в рамках «осязаемого капитала» и становится приоритетным объектом нарастающих инвестиционных потоков. Технический прогресс всё чаще смеща­ется в сторону нематериальных активов.

Одновременно повышается и средний уровень образования населения, и общий его культурно-технический уровень.

Таким образом, становление экономики знания – это процесс последова­тельной реализации двух названных выше параллельных тенденций. Изменения в факторах производства сопровождаются изменениями в структуре производства. Структурные изменения происходят в развитых странах уже с начала 1970-х го­дов, что привело к продуктивной деятельности преимущественно на основе соз­дания, использования и распространения новых знаний. Возникают так называе­мые «интенсивные технологии», такие, как - электроника, компьютеры, телеком­муникации и биотехнологии, которые растут гораздо быстрее традиционных от­раслей. Расширение знаний приводит, в свою очередь, к диффузии технологии создания новых знаний с технологией передачи информации, а также коммуника­ционных технологий, оборудования программного обеспечения, ин­тернет, теле­коммуникаций.

В результате отрасли, производящие информационно-коммуникативные технологии, становятся все более важными в производственной структуре инно­вационно-развитых национальных экономик. Инвестиции компаний, увеличи­вающих в своём корпоративном капитале долю информационно-коммуникатив­ных технологий, обеспечивают тот результат, что их производство становится всё более интенсивным именно в области информационных технологий, технических изменений и производительности труда. Это приводит к тому, что такие техноло­гии не только быстро распространяется, но и к тому, что они становятся «локомо­тивами» общего экономического роста для данной страны.

Для экономической науки приход информационно-коммуникативных тех­нологий стал сигналом актуализации проблем теоретического анализа «нематери­ального капитала» (нематериальных активов), поскольку именно такой капитал и составляет материальную основу производства знаний, развития науки, распро­странения технических навыков, а также повышения качества человеческого ка­питала. Но результаты экономики знания нуждаются переосмысления и в аспекте традиционного права собственности, и конкурентного механизма их использова­ния.

Поскольку знания по своей природе не являются объектом обособленного использования на правах исключительной собственности, то эти же знания могут быть использованы рядом экономических агентов, что ничуть не уменьшает про­изводительного потенциала, который они предоставляют каждому пользователю. Знанию присуща та характерная черта, что его производство ограничено в основ­ном фиксированной стоимостью. Поэтому и предельные издержки хранения ста­новятся со временем всё меньше, а это делает обработку и передачу информации гораздо проще и дешевле.

В то же время в экономике знания сохраняется разделение функций между организациями, которые производят новые знания (в основном университеты и специализированные исследовательские центры), и теми организациями, кто их применяет. Последние особенно заинтересованы в расширении собственной базы производства знаний для повышения собственной конкурентоспособности (пря­мой эффект) и расширения возможности поиска знания, произведенного за преде­лами их предприятия (эффект косвенный).

Отмеченные тенденции оказывают влияние на защиту знаний в сфере ин­теллектуальной собственности, что особенно важно не только для фирм, но и це­лых государств. Заметно расширяются возможности для патентования для про­граммного обеспечения (на основе прецедентного права).

Экономика знания формирует новый тип первичного звена производства, которые имеют такие непривычные для индустриальной стадии производства ха­рактеристики, что их трудно обеспечить финансами из традиционных финансо­вых источников и посредством традиционных финансовых посредников. Как пра­вило, это фирмы, действующие на новых рынках, существует неопределенность в отношении технических трудностей осуществления торговых операций, развитие стартапов требует наличия существенного венчурного капитала, а промышленные инновации требуют затрат на дополнительные организационные и институцио­нальные нововведения.

Изменяется в экономике знания и организация труда, производства, стиму­лирования трудовой активности работников, их ассоциированность и коллекти­визм, на смену приходит разобщённость, возрождающая принцип «рассеянной мануфактуры». Гибкие организации производства призваны заменить «тейлори­стские» модели. Таким гибким моделям присущи:

Уменьшение значимости участия работников в акционировании предпри­ятия,

Горизонтальное распространение информации,

Активное участие сотрудников в повышении производительности и каче­ства труда.

Более низкая стоимость обработки информации для новых проектов будет стимулировать передачу официальных полномочий (с правом окончательного решения) на самые низкие иерархические уровни. Достижения в области техноло­гии массового и текущего контроля позволяют контролировать усилия всё боль­шего числа работников, уменьшая размер и прерогативы промежуточных иерар­хий.

Одновременно реорганизация и реконфигурация научно-исследовательских структур приводит к снижению издержек и развитию аутсорсинга. А это создаёт условия для формирования новых видов услуг по координации и контролю ра­боты через локальные сети и производство промежуточных продуктов.

В экономике знания решающими становятся два вида капитала – человече­ский капитал и нематериальный информационно-коммуникативный капитал.

Существенное отличие в рыночной организации экономики знания привно­сит сетевая модель рынка, – в частности, традиционный феномен типичной орга­низации рынков, на которых обмен имеет «анонимный» характер, охватывая не­определённость цены, уступает, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, полной информации о клиентах и фактических (или потенциаль­ных) поставщиках. Эти же методы позволяют фир­мам избавиться от ограничений, налагаемых иерархической организацией.

Основанная на знаниях экономика предполагает серьезные изменения
в режимах корпоративной организации. В связи с возрастающей сложностью в управлении совокупностью знаний, которые могут прямо или косвенно затраги­вать производительность фирмы, последняя стремится специализироваться в со­ответствии с теми знаниями и навыками, которые доминируют и которые позво­лят ей сохранить свои конкурентные позиции.


См. напр.: Loet Leydesdorff & Martin Meyer. The Triple Helix Model and the Knowledge-Based Economy («Модель тройной спирали и экономика, основанная на знании») // Amsterdam School of Communications Research (ASCoR), University of Amsterdam. Kloveniersburgwal 48, 1012 CX Amsterdam, The Netherlands;

Современную экономику развитых стран зачастую характеризуют как «экономику знаний ». Этот термин был впервые использован в 1962 г. американским исследователем Ф. Махлупом.

В научной литературе пока не сложилось однозначное определение данного понятия. По этому вопросу высказываются различные позиции.

Так, Л.М. Гохберг считает, что «экономика знаний – это экономика, основанная на интенсивном и эффективном использовании знаний».

Г. Клейнер дает следующее определение: «Экономикой знаний мы называем такое состояние экономики данной страны, при котором: а) знания становятся полноценным товаром; б) любой товар несет в себе уникальные знания; в) знание становится одним из основных факторов производства».

Очевидно, что приведенные определения не претендуют на замену существующих классификаций типов экономических систем (ее простейший вариант: традиционная, плановая, рыночная системы). Скорее всего, речь идет об определенной ступени развития существующей экономики в ее преобладающем рыночном варианте. Так, в фундаментальной монографии «Экономика знаний» утверждается: «Собственно экономика знаний появляется тогда, когда знание становится рыночным продуктом».

С учетом характеристики современной экономики как экономики знаний необходимо рассмотреть, что из себя представляет «знание ».

Знание - продукт мыслительной деятельности человека по проникновению его в суть явлений окружающего мира.

Знание целесообразно отличать от информации – потоков зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.

Тогда информация, с одной стороны, выступает как источник для мыслительной деятельности, а с другой, как форма существования и сохранения знания.

Знание разделяется на 2 вида : кодифицированное и неотделимое от человека.

Кодифицированное знание сохраняется и передается с помощью носителей в виде текстов, схем, рисунков и т.д.

Неотделяемое знание , если и передается, то от учителя к ученику.

Бурный прогресс информационных технологий сделал возможным прирост знаний, облегчил доступ к нему, расширил возможности распространения и использования знаний во всех сферах общественной жизни. Вот почему информатизация общества послужила становлению экономики знаний или экономики, основанной на знаниях.

Основными чертами экономики знаний являются следующие.

  1. Высокая доля сферы услуг в структуре экономики. Например, в США в этой сфере работает свыше 75% всех занятых.
  2. Рост затрат на образование и научные исследования. Отношение затрат на образование и науку в экономически развитых странах к ВВП составляет около 6,5% (в середине 90-х гг. – 5,4%). В России этот показатель – 3,7%.
  3. Прогресс в информационно-коммуникационной сфере.
  4. Развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей.
  5. Формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т.д.
  6. Развитие сферы образования, когда среднее образование стало всеобщим, а высшее образование массовым, охватывающим до 60% населения соответствующего возраста, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни.
  7. Интернационализация экономик различных стран.

По своей природе знания быстро обновляются. Воплощаясь в новом товаре или услуге, новое знание приводит к инновациям. Экономика знаний постоянно генерирует инновации – превращает новые знания в новые товары и услуги.

Инновация – это применение результатов интеллектуальной деятельности для создания новых продуктов, процессов и услуг.

Встречается и определение инновации как продукции творческого труда, имеющей завершенный вид товара, готового к продаже. Этим подчеркивается связь инноваций со спросом, то есть с платежеспособной потребностью, что необходимо для реализации новых достижений в условиях рыночной экономики.

Очевидно, что первое определение более широкое. Оно охватывает создание новшеств не только ради коммерческих целей, но и для общественного блага.

Существуют различные классификации инноваций .

В зависимости от объекта инновационной деятельности выделяют следующие виды инноваций:

  1. Инновация продукта (услуги) – реализация нового способа решения проблемы потребителя.
  2. Инновация процесса – новая технология, обеспечивающая повышение качества, уменьшение затрат, сокращение времени производства продукта.
  3. Инновация стратегии – новые методы управления.

В зависимости от масштабов инноваций различают следующие их виды:

  1. Базисная инновация, в основе которой лежит новое фундаментальное научное достижение, позволяющее создать предметы потребления, технологии, машины и оборудования следующих поколений.
  2. Интегрирующая инновация, полученная за счет использования оптимального набора ранее накопленных в мировой практике достижений.

Инновации, рассматриваемые в контексте крупных структурных сдвигов в экономике (в том числе смены доминирующих технологических укладов), дают основание говорить об «инновационных волнах». Например, выделяют волну, начавшуюся в конце 70-х – начале 80-х гг., когда малые инновационные компании (например, Dell) превратились в базу производства инновационных продуктов. Затем шли «волны», связанные с приобретением информационными технологиями стратегического характера, с Интернет - бумом и т.д.

Инновационное развитие дает существенные конкурентные преимущества, так как высокотехнологичные фирмы:

  • за одно и то же время выводят на рынок в 2-3 раза больше товаров, чем конкуренты;
  • используют в каждом новом продукте в 2-3 раза больше технологических нововведений;
  • выводят на рынок новый продукт в 2 раза быстрее, чем конкуренты;
  • имеют географию рынка в 2 раза больше, чем у конкурентов.

В качестве примера можно привести iPad фирмы Apple. В то время как конкуренты только-только выпустили свои аналоги первой модели iPad, фирма в марте 2011 г. начинает продажи второй модели.

Разграничение стадий инновационного процесса было предложено Йозефом Шумпетером (1883-1950), который разграничил:

  • стадию изобретения или генерации новых идей;
  • стадию нововведений, когда благодаря разработкам новые идеи превращаются в продукты и процессы, имеющие коммерческую ценность;
  • стадию распространения новых продуктов и процессов в рамках потенциального рынка.

На каждой стадии происходит отбор: лишь некоторые идеи доводятся до коммерциализации и лишь некоторые нововведения успешно распространяются.

Более развернуто этапы инновационного процесса можно представить в виде следующей последовательности этапов:

  1. замысел;
  2. НИОКР;
  3. прототип;
  4. малая серия;
  5. серийное производство;
  6. продажи;
  7. обслуживание.

Экономический смысл каждого из этапов продвижения технологии заключается в понижении рисков неудачи при выходе на рынок. При этом справедлива следующая формула:

S*R=const где S – величина инвестиций для осуществления этапа
R – величина риска (вероятность неудачи выхода на рынок).

Каждый этап требует в 10 раз больше затрат, чем предыдущий, так как связан с привлечением более широкого круга участников.

Общее всех этапов – покупка шансов на успех. Успешный проект коммерциализуем на каждом этапе исполнения.

Смысл этапа НИР состоит в снятии риска несоответствия законам природы.

НИОКР снимает риск нереализуемости при данном уровне развития общих технологий.

Создание прототипа и малой серии снимает риски несоответствия запросу рынка и условиям производства на конкретном предприятии.

Серийное производство снимает риски несоответствия спроса и предложения.

Стадии продажи и обслуживания снимают риски доставки товара потребителям.

На первых стадиях финансирование осуществляется государством и благотворительными фондами. С прототипа финансирует венчурный капитал. Если венчурные фонды уверены, что есть рыночный спрос на создаваемый товар, то оно может финансировать все этапы.

Следующая лекция...

ЛЕКЦИЯ 13

Оценка доходности инновационных проектов и программ

Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические ограничения на инновационные процессы, стремясь обеспечить себе гарантию не только возврата вложенных средств, но получения дохода. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является также период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а также период, необходимый для получения расчетной прибыли. Поэтому среди большого числа методов оценки экономической эффективности реализации инноваций наиболее популярными являются:

– метод чистого дисконтированного дохода (ЧДД);

– метод срока окупаемости;

– метод индекса доходности и рентабельности проекта;

– метод внутренней нормы доходности;

– расчет точки безубыточности проекта.

В литературе встречаются другие наименования этих методов:

– метод чистого дисконтированного дохода – интегральный эффект, чистая приведенная стоимость, Net Present Value (NPV);

– метод индекса доходности – индекс прибыльности, Profitability Index (PI);

– внутренняя норма доходности – внутренняя норма прибыли, рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие источники финансирования инновационной деятельности Вы знаете?

2. Каким образом определяется инвестиционная привлекательность проектов и программ в инновационной деятельности?

3. Расскажите об основных показателях оценки эффективности инвестиций в инновационные проекты.


Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Некоторые эксперты считают, что экономика знаний - новый этап общественного развития. Так или иначе, знания переворачивают экономическую картину мира. Приведем пример. Знаменитая фирма "Microsoft": ее рыночная стоимость оценивается в 350-400 млрд долларов, стоимость по прибыли - 50-70 млрд, а бухгалтерская стоимость - всего 5-10 млрд. (То есть стоимость основных фондов фирмы, включая стоимость «интеллектуального материала», во много раз ниже, чем ее оценивают на рынке.) К сожалению, у большинства российских предприятий отношение не в пользу рыночной стоимости. Но и в России есть примеры высокотехнологичного бизнеса, где доля знаний преобладает. Рыночная стоимость российской фирмы «Paragraph International» составляет 40 млн долларов при бухгалтерской стоимости 1 млн.


Знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По данному показателю Россия очень существен но отстает от наиболее развитых стран.

Сегодня в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе - идея о том, что нужный продукт - это тот, который кем-то куплен. Цена, по которой продукт куплен, является истинной оценкой его полезности. Здесь акт купли-продажи принципиален.

Общественные (публичные) блага потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление общественных благ отражаются в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.

Знания, по крайней мере, значительная их часть, являются общественным благом, более того, даже не национальным, а международным общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания.

Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Степень его использования может быть разной: от обращения к нему до производства нового знания на базе использованного.

Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания (образование и НИОКР); во-вторых, со стороны выхода, то есть, оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня или ведущих высоких технологий, включающих также отрасли оборонной промышленности, до высоких технологий среднего уровня и сферы высокотехнологичных услуг. При расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда культура и управление.

По оценкам соответствующих показателей можно рассчитать уровни поддержки сектора знаний и его использования в экономике России, определяемые относительно мирового уровня или уровня передовых стран. Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний - отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знании. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал, что сейчас наблюдается в России). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.

Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) и России для двух вариантов выбора отраслей (либо высшее образование, либо все уровни образования) показывает, что у нас относительно ВВП выделяется в первом случае в 3 раза, а во втором - в 2,1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в странах ОЕСD. В сравнении с США, со Швецией, с Южной Кореей Россия проигрывает еще больше.

Соотношение между показателями на входе и выходе подтверждает, что в настоящее время в нашей стране недооценен труд занятых в науке и образовании, финансирование этих отраслей приближается к уровню стран с невысоким научно-техническим и образовательным потенциалом.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности . Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Были сомнения, что в применении к знанию (как дискретному продукту) рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние исследования показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов.

Как следствие второй и третьей особенностей в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать больше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит - затраты на копирование чрезвычайно малы. Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены , то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.

Перечисленные особенности экономики знаний говорят о ее существенных отличиях от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям

Необходимо отметить три направления совершенствования экономики знаний: образование, НИОКР, ИКТ.

Образовательная сфера экономики , ориентированной на знания – одна из фундаментальных основ экономики знаний. Потому что система образования это в первую очередь кузница кадров для всех отраслей промышленности и источник интеллектуальной элиты страны. Университеты, в свою очередь, сегодня являются базой для большинства фундаментальных исследований и могут являться неплохой статьей для пополнения бюджета государства. Следует отметить, что основными статьями доходов для образовательных учреждений являются иностранные студенты, которые обучаются за собственный счет, или за счет собственной страны. Обратимся к опыту зарубежных стран.

Большая часть университетов Нидерландов ориентирована на обучение иностранных студентов, которые оплачивают свое образование. В пример можно привести и образовательную систему Австралии, где доля иностранных студентов выше, чем в большинстве других стран, за счет того, что цены на обучение в ВУЗах там вдвое дешевле чем в США и Европе, а преподавательский состав не уступает и имеет такие же возможности, как и их американские и европейские коллеги. Проводя такую политику Австралия, в данный момент, получает 10% валового национального продукта страны за счет обучения иностранных студентов.

Обратимся к ситуации в России. В начале 90-х годов образовательная система России подверглась настоящему испытанию, т.к. были произведены серьезные сокращения бюджетов, и что не менее важно начался массовый отток кадров за границу. Но, даже не смотря на все эти негативные факторы, Московские университеты находятся на 5-м месте в индексе цитируемости научных работ по естественным наукам, не уступая таким городам как Лондон, Париж и Токио. Вполне реально привлечь ещё больше иностранных студентов в российские университеты, что предполагает значительные инвестиции в образовательную отрасль, т.к. в настоящий момент затраты на неё в нашей стране недостаточны. Таким образом, инвестирование в систему образования позволит не только увеличить потенциал отрасли, что в свою очередь скажется на развитии фундаментальной и прикладной науки, но и повысит ее привлекательность, что сделает ее не только самоокупаемой, но и прибыльной.

Также, одним из способов окупаемости образовательных учреждений является создание коммерческих предприятий на базе ВУЗов, которые используя их инфраструктуру, кадры и интеллектуальный потенциал смогли мы реально конкурировать на рынке научно-технических разработок за счет постоянных инноваций и относительно низкой себестоимости. Такие предприятия являются не только источником прибыли, но и приносят дополнительную пользу, поскольку предоставляют учебному заведению опыт работы на рынке и дает возможность развивать интеллектуальный потенциал не только преподавательского состава, но и студентов.

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) напрямую зависят от образовательной сферы, используя ее кадры и научный фундамент. НИОКР в нашей стране имеют свои особенности, потому что до 90-х годов почти 100% советских ученых были заняты разработками для военно-промышленного комплекса, нужные исследования финансировались полностью государством. Переход на рыночную систему хозяйствования негативно сказался на них сокращением финансирования. Государственные заказы в области НИОКР перестали существовать, и пришлось в спешном порядке перепрофилироваться с уникальных научных разработок, например в аэрокосмической сфере на примитивные потребительские заказы. В настоящий момент ситуация изменилась таким образом, что конструкторские бюро и научные институты выполняют заказы сырьевого сектора экономики, лидирующего в стране. Это позволяет им сохранить свои интеллектуальные резервы. Инвестиции в НИОКР являются основополагающим фактором развития всей экономики знаний, поскольку формируют направление развития многих отраслей, как системы образования, так и всей экономики в целом. Выбор направления для развития НИОКР в настоящий момент важнейшая задача для нашей страны, следует учитывать множество факторов и ориентироваться не только на возможную отдачу, но и на существующую конкуренцию в этих направлениях.

Без ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) большинство инновационных проектов так и осталось бы на уровне нереализованных идей. Ведь основная задача информационных технологий в экономике знаний, это быстрый и качественный обмен информацией. Информационные технологии дают безграничные возможности по управлению явными (формализованными) знаниями, тем более что трудовой потенциал России в этой области поистине велик. Российские разработчики программного обеспечения признаны лучшими в мире, но, к сожалению, в нашей стране пока ещё нет достаточного количества предприятий, куда можно «пристроить» умы. Решением этой проблемы может стать создание своеобразной «силиконовой долины» – технопарка. В качестве такого технопарка может выступить создаваемый инновационный центр «Сколково».

Роль государства в становлении экономики знаний должна быть основополагающей. Речь идет не только об инвестициях, но и о формировании новой нормативно-правовой базы , освещающей абсолютно все аспекты новой инновационной интеллектуальной экономики, регламентирующей новые виды деятельности и общественные отношения. Законопроекты в этой сфере условно можно разделить на два вида.

Первый вид – это законопроекты устанавливающие контроль над взаимоотношениями участников рынка экономики знаний. К таким законам можно отнести закон об авторском праве, использование которого может гарантировать любому участнику, что знания и опыт, полученные им, будут принадлежать ему и будут являться его собственностью. Ситуация с преступлениями в области нарушения авторских прав в нашей стране складывается не лучшим образом. Ко второму типу законопроектов можно отнести стимулирующие законы, которые создают благоприятные условия для развития экономики знаний. В качестве примера можно привести законопроект федерального закона «Об инновационной деятельности» (в рамках проекта «Инновационная Россия»), разъясняющий, что же такое инновация, инновационный проект, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, и т.д. Он предусматривает мероприятия по финансированию инновационной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В пакете также представлены несколько законопроектов, вносящих поправки в Налоговой кодекс РФ. В частности, предлагается снизить ставки единого социального налога до 15,5 процента для работодателей – научных организаций и инновационных предприятий, зарегистрированных в порядке предусмотренных законом о науке и научно-технической политике. Авторы законопроекта намерены освободить от налога на прибыль средства, полученные безвозмездно организациями науки и фондами поддержки науки и образования. Разработано много других налоговых преференций для организаций, работающих в сфере науки и инноваций.

Особое внимание следует уделять стимулирующим законам в регионах. Такие законопроекты позволяют учесть индивидуальные особенности местных условия и создать нужные условия для научных и инновационных проектов. Примером является законопроект о создании региональных венчурных фондов, задача которых заключается в инвестировании инновационных технических и потенциально полезных проектов.

Основной вопрос, актуальный в настоящее время в России, это ликвидация существенного отставания России от лидеров, наглядно демонстрирующих преимущество экономики знаний – США, стран Европы и Японии. Обратимся к цифрам. Так, на долю новых технологий в развитых странах приходится 8,3% ВВП по сравнению с нашими – 0,3%. Доля США в расходах на науку – 30% по сравнению с российскими – 1,6%. Экспорт высоких технологий в США – 14,6%, в России – 0,2%. Однако, по «утечке мозгов» Россия лидирует, наряду с такими странами как Польша, ЮАР, Филиппины, Венгрия. Примерно 1/3 наиболее талантливых российских ученых работает за рубежом, на этом мы теряем 60 млрд. дол/год.

Важной задачей является также перестроение экономики России на несырьевые источники дохода. Решением этой задачи является увеличение финансирования высшего образования, которое должно выйти на уровень западных стран. С одной стороны, это крайне необходимо, поскольку даже многие лучшие российские вузы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в зарубежных индустриально развитых странах. Но с другой стороны, внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг: далеко не все ВУЗы выпускают высококвалифицированных специалистов. Поэтому в данном случае более оправдано совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих инновационных вузах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов.

Другой резерв - это повышение синхронно со странами ЕС национальных расходов на НИОКР до 3% ВВП. Сделать это сегодня можно только за счет активизации инновационной активности промышленных предприятий, а для этого необходим целый комплекс дополнительных мер государственного стимулирования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте понятие «экономика знаний», когда оно появилось?

2. Какие три принципиальные особенности имеет экономика знаний?

3. Расскажите о трех направлениях совершенствования экономики знаний
ЛЕКЦИЯ 14

Тема 14 Показатели инновационной активности. Модели научно-технического прогресса

Инновационная активность и инновационный потенциал предприятия зависит от ряда различных факторов, но в научной литературе нет точного ответа на вопрос, от чего же зависит увеличение или снижение уровня инновационной активности предприятия. Для оценки инновационной активности любой организации можно применять три методических подхода:

– формальный;

– ресурсно-затратный;

– результатный.

Формальный подход позволяет разделить все организации на две группы: инновационно активные и инновационно неактивные. Принадлежность к категории инновационно активных определяется по факту выполнения работ, относимых к инновационной деятельности (новые технологии, новые механизмы управления, новые методы и приемы работы, новые организационные структуры и институциональные формы). Следовательно, основная задача – идентифицировать все виды деятельности, которые будут классифицированы как инновационные.

Ресурсно-затратный подход основан на определении величины различных ресурсов в стоимостном выражении, которые организация использует на всех стадиях инновационного процесса. Для реализации данного подхода необходимо определить: виды деятельности, классифицируемые как инновационные; виды ресурсов и затрат, которые будут учтены при оценке.

Результатный подход основан на идентификации возможных эффектов, которые получил или получит организация от осуществления инновационной деятельности и их стоимостной оценки. Для реализации данного подхода необходимо идентифицировать эффекты (экономические, научно-технические, социальные, экологические), которые будут учтены при оценке инновационной активности.

Данный показатель свидетельствует о том, насколько эффективным является вложение средств в производство нового продукта, показывает долю добавочной стоимости, следовательно, снижение его говорит о спаде и является сигналом для разработки и внедрения новой продукции. Предложенный показатель позволяет проследить динамику инновационного цикла.

Таким образом, оценка уровня инновационной активности предприятия очень важный показатель его деятельности. Чтобы предприятия развивались по инновационному пути, увеличивая свой инновационный потенциал им необходимо уметь применять методы для оценки уровня своей инновационной активности.

При формировании нового типа экономики страны, необходимо целенаправленно и эффективно использовать знания, воплощать их в инновации. Развитие и финансирование передовых и высоких технологий способствует динамичному и перспективному развитию конкурентоспособности национальной экономики страны.

В настоящее время в России разработка стратегии, направленной на развитие инновационной деятельности, поставлена в ряд основных задач экономической политики. В этой связи опыт развитых стран в формировании инновационной среды и стимулирования инновационной активности может послужить подспорьем при выработке программ инновационного развития России и регионов, формировании оптимального варианта инновационной стратегии страны.

От методических подходов оценки инновационной активности обратимся к конкретным инновационным показателям научно-производственных предприятий.

Основным ядром развития инноваций являются фундаментальные исследования и наукоёмкая промышленность, которые концентрируют в себе основную массу необходимых ресурсов:

– технологических;

– производственных;

– научных;

– организационных;

– трудовых;

– финансовых.

Научно-производственные предприятия (НПП) Российской Федерации являются основными центрами по концентрации инновационного потенциала страны, владельцами всех необходимых вышеперечисленных ресурсов, способствующих созданию и развитию национальной науки.

Под инновационной активностью НПП принято понимать интенсивность осуществления ими деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот.

При анализе инновационной активности в основном принято оценивать развитие инфраструктуры предприятий в сфере НИОКР, а также определять их способности по коммерциализации инноваций.
Осуществить оценку инновационной активности и дальнейший выбор стратегии инновационного развития можно на основе расчета и анализа группы экономических показателей, характеризующих возможности предприятия в освоении новых или только улучшающих технологий. Затем на основе расчетов и в зависимости от степени текущей обеспеченности предприятия необходимыми инновационными ресурсами можно будет спланировать реализацию соответствующей стратегии инновационного развития.

Показатели, характеризующие инновационную активность, рассматриваемые в научной литературе и форме №4-инновация, были обобщены в три группы и представлены на рисунке 15.

Рисунок 15 – Показатели инновационной активности научно-производственного предприятия

Приведённые выше показатели позволяют комплексно и многогранно оценить инновационную активность научно-производственных предприятий различных отраслей экономики. Сравнение с базовыми и отраслевыми показателями позволяет судить о степени инновационной активности предприятия.

Модели научно-технического прогресса

В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности научно-техническому прогрессу (НТП) и научно-технической революции (НТР). Но в обобщенном плане можно дать следующие определения этим понятиям.

НТП – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний. Понятие НТП шире, чем понятие НТР. Научно-техническая революция – это составная часть НТП.

НТР – это высшая ступень НТП, означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.

Таким образом, НТР – это составная и более существенная по значимости часть НТП. Но если НТП может развиваться как на эволюционной, так и революционной основе, то НТР – это скачкообразный процесс. Различают макро- и микрореволюцию. Макро – это революция, результаты которой самым коренным образом затрагивают все общественное производство или многие его сферы. Примерами макрореволюции могут быть электрификация, внедрение ЭВМ, радиофикация и др.

Микро – это революция, результаты которой затрагивают только отдельные отрасли народного хозяйства или промышленности, например бездоменное получение стали в черной металлургии, ГПС в машиностроении и др.

Таким образом, основными отличиями макро- от микрореволюции являются масштабность распространения и значимость результатов НТР.

За все время существования и развития человечества происходило много научно-технических революций, и этапы этого развития называются по эволюции применяемых орудий труда: каменный век, бронзовый век, железный век. Многие ученые и специалисты говорят о том, что на смену железному веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш век чаще всего называют веком атома, кибернетики, ЭВМ и т.п.

Современная НТР существенно отличается от предшествующих по качественным параметрам и масштабности применяемых новых орудий труда и технологических процессов. Она имеет целый ряд особенностей, которые отличают ее от предшествующих. Эти особенности следующие:

Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Известно, что к производительным силам относятся средства производства (орудия + предметы труда) и рабочая сила. Но из этого не следует, что наука превращается в четвертый элемент производительных сил общества, она просто самым существенным образом влияет на каждый из этих элементов в качественном плане, тем самым усиливая каждый из них, а следовательно, и производительные силы общества в целом;

Сокращение временного интервала с момента появления открытий и изобретений до их реализации на практике. Например, человечеству потребовалось 112 лет, чтобы фотография из научной сферы стала применяться на практике, для электродвигателя – 56 лет, квантового генератора – 2 года. Но это не значит, что сейчас все открытия и изобретения можно реализовать на практике за столь короткое время;

Опережение развития науки, т.е. теория опережает практику. А из этого следует очень важный вывод, что сейчас можно достаточно точно спрогнозировать, какая техника и технология появятся в реальной жизни через 5–10–20 и более лет;

Расширение границ проникновения современной НТР и ее масштабность; современная наука все глубже проникает в познание космоса, земли и океана, атома и человека и других сфер.

Масштабность НТР означает не только масштабы этого познания, но и масштабы реализации.

Современная НТР, как и предыдущие, в первую очередь затронула орудия труда и слабо коснулась технологии, предметов труда и управления. И если она по-настоящему затронет эти элементы производства, то экономические и социальные последствия будут еще более значительными. Поэтому центр тяжести научных и прикладных исследований необходимо переориентировать именно на эти направления.

Формирование экономики, основанной на знании, становится сегодня одним из базовых стратегических приоритетов политики как развитых, так и развивающихся стран. В 2000 году на Лиссабонском саммите Совет Европы сформулировал стратегическую цель Европейского Союза в наступающем столетии – стать к 2010 году "наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире экономикой, основанной на знании, способной обеспечить устойчивый экономический рост, наряду с ростом числа и качества рабочих мест и укреплением социального согласия".

Зарубежный опыт показывает, что конкурентоспособными в настоящее время являются те компании, которые в составе имущества имеют высокий (по сравнению с конкурентами) уровень объектов интеллектуальной (промышленной) собственности. Этот факт является особенностью инновационной экономики.

Прежде всœего, следует сказать, что общее утверждение о важной роли знания в экономике не выглядит чем-то новым. Производство всœегда было основано на различных формах знания. Новая роль науки в преобразующей мир производственной деятельности человека, которую емко отражает идеологема "знание-сила", зафиксирована еще в трудах Фрэнсиса Бэкона в 17 веке. Что позволяет говорить об экономике, основанной на знании, как о новом феномене последних десятилетий? Мы рассмотрим несколько тенденций, которые, как считается, формируют фундамент экономики, основанной на знаниях, и позволяют говорить о новой роли знания:

Превращение знания в важнейший фактор производства наряду с природными ресурсами, трудом и капиталом.

Увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса.

Рост значения человеческого капитала и инвестиций в образование и подготовку кадров.

Развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Рост осознания в политических и деловых кругах важности знания и инноваций для обеспечения конкурентоспособности и экономического роста.

Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние определяют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Подсчеты экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями.

Можно сформулировать несколько принципиальных особенностей и тенденций развития инновационных процессов в современной экономике (некоторые из которых являются новым пониманием инноваций, но не новой тенденцией):

1. Исследования и разработки не являются единственным источником знания для инноваций. Изучение рынка, опыт конкурентов и партнеров и т.п. составляют не менее часто используемые источники инновационной информации.

2. Инновации не являются прерогативой исключительно наукоемких секторов экономики. Инновационная активность важна и осуществляется сегодня во всœех отраслях промышленности, сферы услуг и государственного сектора экономики, включая органы государственного управления.

3. Линœейная модель инновационного процесса (от фундаментальных исследований к коммерческой реализации) неточна. Современное понимание инноваций исходит из интерактивной и системной модели инновационных процессов, в которой ключевую роль играют инновационные системы (региональные, национальные и международные) в рамках которых создается, распространяется и используется новое научное и технологическое знание и осуществляется поддержка инновационных процессов.

4. Скорость инноваций возрастает, и их стимулирование является важным для обеспечения конкурентоспособности.

5. Инновационные процессы становятся всœе более глобальными.

6. Опираясь на широкий спектр технологий, предприятия всœе чаще вынуждены получать новые знания извне. Растет число технологических альянсов, соглашений с научными организациями, сетей и кластеров инновационно активных предприятий.

Концепция экономики, основанной на знании, примыкает к исходной теории "информационного общества" и по многим положениям близка ей. Она исходит из того, что деятельность по производству, распространению и использованию знания играет в современной экономике как никогда важную роль, определяя ее существенные черты и темпы развития.

С точки зрения формирования экономики, основанной на знании, важна четко фиксируемая тенденция последних лет – опережающий рост знание-емких услуг для бизнеса (различные виды консалтинга, системная интеграция, подготовка специалистов и т.п.), которые играют большую роль в диффузии знаний в отраслях экономики и стимулировании инноваций.

Термин "экономика знаний" был введен в научный оборот австроамериканским ученым Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики. Сейчас данный термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определœения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию " экономика знаний".

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды: в странах – членах OECР в 90-е годы – в среднем на 3.4% в год против 2.2%. Из всœего объёма знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет, аналогично тому, как 90% из общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях.

Отмечая высокую восприимчивость к инновациям постиндустриальных стран (Япония, США, страны ЕС и др.), крайне важно отметить следующее. Приспособление к интернационализации знаний позволило экономически высокоразвитым странам гармонизировать всœе виды инноваций: технологические, производственные, торговые, экономические, управленческие и другие. Οʜᴎ в инновационной деятельности участвуют системно в рамках разработанных программ. Как показывает американский опыт, наиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались комплексы или инкубаторы компаний, исследовательских центров научных учреждений и высших учебных заведений на базе специализированных поставщиков, потребителœей и производителœей, связанных технологическим циклом.

Проблема качественных преобразований в условиях современной экономики состоит в инновационной направленности стратегии и тактики развития производства. При этом главным ресурсом в новой хозяйственной системе становится воспроизводство знаний, или способность людей к нововведениям и инновациям. Это в конечном итоге и явилось тем, что в 90-е годы во многих западных странах, и, в первую очередь, в США, был преодолен ряд негативных тенденций посредством роста инвестиций в высокотехнологичном секторе экономики. Продукция информационного сектора, широко импортируясь за пределы рынков Запада, находила еще более распространенное применение внутри развитых стран, причем в целом не встречала ограничений со стороны спроса потому, что она характеризовалась способностью к удешевлению в силу возрастающих в ней потребностей.

Основой высокотехнологичного производства, как видно из вышеприведенного материала, стали инвестиции, которые затем воплотились в развитие новых технологий, научно-технический прогресс в информационной, компьютерной, биологической и общественной сферах экономики. И, как следствие, появились понятия ʼʼинформационная экономикаʼʼ и ʼʼэкономика знанийʼʼ, что не равно одно другому и имеет различия

И, как показал опыт развитых экономических государств, только знания посредством научно-технического прогресса более эффективно умножают результат. Очевидно и то, что экономика стран Запада более восприимчива к достижениям научно-технического прогресса. При этом определяющим фактором роста экономики западных стран стал рост расходов на научные исследования и образование. Так, в США с середины 40-х до середины 60-х годов расходы на НИОКР выросли в 15, а на образование – в 6 раз при росте ВНП за данный период только в 3 раза. В данный период были предприняты радикальные шаги стран Запада по внедрению сберегающих технологий и применению системы экономических, правовых, социальных мер по стимулированию научно-исследовательских и конструкторских работ.

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая – дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не должна быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступнывсœем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Свойство дискретности знания вызывало сомнения, что в применении к нему рыночный механизм должна быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Но отмечается, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов типа знаний или крупных инвестиционных проектов.

Вторая и третья особенности имеют своим следствием то, что в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит (затраты на копирование чрезвычайно малы). В случае если назначить высокую цену, покупателœей будет мало. При низкой цене покупателœей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В ряде работ показано, что в экономике знаний традиционный рыночный механизм не приводит к эффективным состояниям. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены, то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя (категорию потребителœей).

Отличительной чертой "экономика знаний", или новой экономикой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды хозяйственной деятельности. Производство, распределœение и использование знаний составляют основу новой экономики, а ее инфраструктурой становится всœемирная информационная "паутина" (табл. 6.1..). В этом заключается смена парадигмы экономического развития, которая существенно уменьшает материально-ресурсные и пространственные пределы границ темпов роста.

Экономисты первыми обратили внимание на данный факт, и в обиход вошел коэффициент Тобина – соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. Разрыв между этими показателями имеет разные названия: невидимые активы, интеллектуальный капитал, организационные возможности. Сегодня мало кто сомневается в том, что именно интеллектуальный капитал создает основную стоимость для акционеров фирмы, а компетентность ее менеджмента определяется качеством управления этими невидимыми активами.