Составьте синквейн - понятие митоз (примерный вариант) Митоз. Мейоз редуционное деление, идущее с уменьшением числа хромосом (n) Синквейн на тему мейоз

1. Дайте определения понятий.
Интерфаза – фаза подготовки к митотическому делению, когда происходит удвоение ДНК.
Митоз – это деление, в результате которого происходит строго одинаковое распределение точно скопированных хромосом между дочерними клетками, что обеспечивает образование генетически идентичных клеток.
Жизненный цикл – период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления.

2. Чем рост одноклеточных организмов отличается от роста многоклеточных?
Рост одноклеточного организма – это увеличение размеров и усложнение строения отдельной клетки, а рост многоклеточных – это также и активное деление клеток – увеличение их количества.

3. Почему в жизненном цикле клетки обязательно существует интерфаза?
В интерфазе происходит подготовка к делению и удвоение ДНК. Если бы его не происходило, то при каждом делении клетки количество хромосом уменьшалось бы вдвое, и довольно скоро в клетке вообще бы не осталось хромосом.

4. Заполните кластер «Фазы митоза».

5. Используя рисунок 52 в § 3.4, заполните таблицу.


6. Составьте синквейн к термину «митоз».
Митоз
Четырехфазный, равномерный
Делит, распределяет, дробит
Поставляет генетический материал дочерним клеткам
Клеточное деление.

7. Установите соответствие между фазами митотического цикла и событиями, происходящими в них.
Фазы
1. Анафаза
2. Метафаза
3. Интерфаза
4. Телофаза
5. Профаза
События
A. Клетка растет, образуются органоиды, удваивается ДНК.
Б. Хроматиды расходятся и становятся самостоятельными хромосомами.
B. Начинается спирализация хромосом, разрушается ядерная оболочка.
Г. Хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки. Нити веретена деления присоединяются к центромерам.
Д. Исчезает веретено деления, формируются ядерные оболочки, хромосомы раскручиваются.

8. Почему завершение митоза – деление цитоплазмы происходит по-разному в животных и растительных клетках?
В животных клетках нет клеточной стенки, у них клеточная мембрана впячивается внутрь, и клетка делится путем перетяжки.
В клетках растений мембрана формируется в экваториальной плоскости внутри клетки и, распространяясь к периферии, делит клетку пополам.

9. Почему в митотическом цикле интерфаза занимает гораздо более продолжительное время, чем само деление?
Во время интерфазы клетка усиленно готовится к митозу, в ней идут процессы синтеза, удвоение ДНК, клетка растет, проходит ее жизненный цикл, не включая само деление.

10. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
В результате митоза из одной диплоидной клетки образуются:
4) 2 диплоидные клетки.

Тест 2.
Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в:
3) анафазе;

Тест 3.
Жизненный цикл - это:
2) жизнь клетки от деления до конца следующего деления или смерти;

Тест 4.
Какой термин написан с орфографической ошибкой?
4) телафаза.

11. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.


12. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – интерфаза.
Соответствие. Термин соответствует, и означает период между фазами митоза, когда происходит подготовка к делению.

13. Сформулируйте и запишите основные идеи § 3.4.
Жизненный цикл – это жизнь клетки от деления до конца следующего деления или смерти. Между делениями клетка подготавливается к нему в период интерфазы. В это время происходит синтез веществ, удвоение ДНК.
Клетка делится митозом. Он состоит из 4 стадий:
Профаза.
Метафаза.
Анафаза.
Телофаза.
Цель митоза: в результате его из 1 материнской клетки образуются 2 дочерние с идентичным набором генов. Количество генетического материала и хромосом при этом остается одинаковым, обеспечивается генетическая стабильность клеток.

Цели:


  • Создание условий для формирования знаний о «Мейозе» у учащихся, редуционном процессе деления клеток.

  • Воспитание уважительного отношения к ответам товарищей в процессе совместной работы.

  • Развитие аналитического мышления, творческих способностей.
Задачи:

  • Изучить этапы «Мейоза», используя компьютерные и интерактивные технологии.

  • Создать схему «Этапы мейоза» используя метод моделирования.

  • Упражнять в умении защиты проектов по теме «Этапы мейоза».

  • Оценивать отчеты товарищей.
Оборудование: Компьютеры « Лабораторный практикум 6-11 классы». Интерактивная доска. Пластилин (бруски 2х цветов на группу).

Ход урока:

1.Организационный этап (приветствие, определение присутствующих).

2. Этап проверки домашнего задания. Использовать набор карточек по темам «Размножение», «Митоз». На одной стороне карточки написан термин, на другой определение. Работа по карточкам в парах, затем у доски (использовать взаимопомощь и самоконтроль учащихся).

3.Этап всесторонней проверки знаний. Тест. Тема «Митоз». Учащиеся, не справившиеся с заданием, в течение недели сдают термины консультантам.

4.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала


  • Вступительная беседа.
Учитель. Изучение нового материала я предлагаю начать с выяснения связи между понятиями размножение и наследственность.

            • Давайте вспомним определения терминов
РАЗМНОЖЕНИЕ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. (Размножение - это способность организмов воспроизводить себе подобных. Наследственность – это свойство организмов передавать следующему поколению свои признаки и особенности развития.)

            • Объясните: какая взаимосвязь существует между этими понятиями? (наследственность реализуется в процессе размножения).

            • Объясните, каким путем передается наследственная информация дочерним организмам при бесполом размножении? (Митотическим делением материнской клетки).

            • Объясните, как осуществляется процесс передачи наследственной информации при половом размножении? (Гаметы образуются в результате мейотического деления, с последующим слиянием половых клеток – оплодотворением).

            • В чем заключается биологический смысл митоза? (Дочерние клетки идентичны материнской и имеют диплоидный набор хромосом.)

            • В чем заключается биологический смысл мейоза? (Образование гамет, основа комбинативной, генотипической изменчивости.)
Учитель подводит учеников к формулированию темы . В чём суть мейоза? Каков механизм образования гамет?

Мейоз - редуционное деление, идущее с уменьшением числа хромосом (n) .

Запись темы на доске и в тетрадь.

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Учитель. Как вы думаете, исходя из темы урока, какая проблема стоит перед нами?

Ученики. (Понять: как происходит процесс редуционного деления , идущего с уменьшением числа хромосом).

Учебная проблема. Как происходит процесс редуционного деления?

Запись в тетрадь

Учитель . Какие учебные действия для этого мы можем предпринять.

Ученики. (Изучить этапы мейоза).

Учитель . Вы помните, что решение учебной проблемы начинается с формулирования гипотезы.

Как формулируется гипотеза? Как строится научная гипотеза?

Ученики вспоминают алгоритм построения гипотезы и выдвигают варианты. (Сначала записываем предполагаемый порядок действий: условия решения проблемы, затем предполагаемый результат исследования).

Учитель . Ваши варианты.

Гипотеза. Если мы изучим стадии мейоза,

То узнаем, как происходит редуционное деление.

Запись в тетрадь

Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.

Предлагаю сформулировать цель сегодняшнего урока, она связана с конечным результатом нашей деятельности.

Цель урока. Узнать, изучить: как происходит редуционное деление?

Запись в тетради и на доске

Задачи изучения материала – это определение последовательности действий.

Запись в тетради и на доске


    • Выполнить лабораторную работу «Мейоз» на компьютере. Лабораторный практикум 6-11 классы.

    • Прочитать параграф 6.2 стр. 202 –207; тема Мейоз.

    • Изготовление моделей «Распределение хромосом в мейозе» из пластилина

    • Подготовить отчет по фазам мейоза (устный и модель «Распределение хромосом в мейозе» из пластилина). Работа в 9 группах.

    • Представить отчет в форме проекта (групповой).

    • Подвести итог, какой результат мы получили?

  • Показ практической значимости изучения нового материала .
Зачем нужно изучать мейоз? Чтобы знать его биологическое значение, и к каким последствиям может привести нарушение процесса мейоза. Изучите причины, нарушающие мейоз.

  • Мотивация учащихся к его изучению .
Вы имеете возможность получить хорошие оценки

    • по результатам собеседования.

    • За презентацию проекта.

    • За синквейн.
5.Этап усвоения новых знаний.

  • Сбор информации:

    • Выполнение лабораторной работы «Мейоз» на компьютерах.
Лабораторная работа на компьютере «Фазы Мейоза».

Цель. Увидеть механизм процесса деления наследственного материала (хромосом) во время формирования половых клеток.

Оборудование. Электронное издание. Биология. Лабораторный практикум 6-11 классы. Глава 4. Жизненный цикл клетки 4.2. Мейоз.

Ход работы.

1.подготовка к работе. Ответить на вопросы по теме «Размножение».

2.Знакомство и изучение основных фаз первого и второго мейотического деления заполняя анимационную схему.

3. Наблюдение за ходом мейоза на анимационной схеме.

4. Упражнение. Хорошо ли вы запомнили фазы мейоза? Распределение схемы фаз мейоза в соответствующие ячейки таблицы.

5. Сравнить процесс образования мужских и женских клеток.

6. Проследить за динамикой кроссинговера по анимированной схеме.

7. Выполнить задания с использованием схемы и заполнением таблицы «Сходство и различие митоза и мейоза».


    • Чтение параграфа 6.2 стр202 – 207

  • Практическая работа «Приготовить презентации проектов».

    • Распределение обязанностей в группе: координатор, докладчик, содокладчик, конструктор.

    • Практическая работа.
Изготовление моделей из пластилина «Распределение хромосом в мейозе» и монтировка схемы «Этапы мейоза» на демонстрационном столе

Цель . Обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам рационально учиться.

Задания группам . Изготовить модели 2х гомологичных хромосом и продемонстрировать их поведение в заданной фазе мейоза и интерфазе. (9групп)


  • Создание устного отчета по защите проекта. (Создание ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становятся ученики).

  • Презентация проектов по группам с демонстрацией поведения хромосом в заданной фазе и фиксация модели на демонстрационном столе.

  • Обсуждение, дополнение, уточнение от других групп.

  • Оценка каждого отчёта.
6. Этап закрепления новых знаний.

  • 1 этап. Закрепление новых знаний и освоение новых умений. ( использовать «фишбоун» – приём обработки информации путем составления схемы на интерактивной доске представителями разных групп). Проверка понимания сущности новых понятий учащимися.

    • Голова – Определяем главный вопрос темы: значение мейоза?

    • Позвоночник – фазы мейоза.

    • На верхних косточках учащиеся определяют основные понятия темы
механизмы редуционного деления,

конъюгация,

кроссинговер


    • На нижних косточках отмечают суть понятий
Два деления: 1 -n2c, 2 клетки; 2 – nc, 4 клетки.

Сближение гомологичных хромосом, перекрест.

Взаимообмен участками гомологичных хромосом.


    • Хвост (вывод) - Образование гамет, основа комбинативной, генотипической изменчивости.

  • Оформление в тетради схемы «фишбоун» одновременно с работой на доске.

  • 2 этап. Закрепление только что полученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях. Выработка соответствующих навыков и умений.
Учитель. Предлагаю составить синквейн на тему Мейоз».

Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённому поводу. С. это стихотворение из 5 строк.

1 – название синквейна.

2. - Два прилагательных.

3. – три глагола.

4. – фраза на тему синквейна.

5. – существительное.

Например: Мейоз.

Редуционный, двухэтапный.

Перестраивает, комбинирует, уменьшает.

Образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом.

Деление.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его применению.


  • Домашнее задание: параграф 6.2; составить сравнительную таблицу «Митоз и мейоз».

  • Подведение итогов урока :

  • как работал класс,

  • кто из учащихся работал особенно старательно,

  • что нового узнали учащиеся.

  • Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

    • Как бы вы назвали метод, с помощью которого мы сегодня изучали тему Мейоз? (Метод проектов).

    • Конкурс. «Кто лучше усвоил учебные действия на данном уроке?» Какие учебные действия в рамках проекта мы осуществили сегодня на уроке?
Выявили учебную проблему, сформулировали гипотезу, определили цели и задачи, изучали тему с помощью учебника и компьютерной лабораторной работы, готовили презентацию – проект модель из пластилина «Распределение хромосом в мейозе», защищали его, монтировали схему «фишбоун» на интерактивной доске, оформляли вывод, сочиняли синквейн и получили по 3 хороших оценки. Спасибо!

«Деление клетки 6 класс» - Рассмотрите микропрепараты, сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника. Какие процессы происходят в телофазе? Жизненный цикл клетки. Значение. Образуются 2 клетки с точно таким же набором хромосом, как и у материнской клетки. В чём секрет такого деления? Удвоение хромосомы. Телофаза («телос» - конец, «фазис» - появление).

«Биология деление клетки» - Интерфаза. Хромосомы разъединяются, но всё ещё остаются попарно сцепленными. Цитокинез на завершающей стадии в животной клетке. Профаза. Когда масса клетки увеличивается в два раза, начинается митоз. Телофаза. Бинарное деление клетки. Фазы Митоза. Клеточный цикл. Интерфаза состоит из трех этапов. Деление клетки Митоз.

«Митоз и мейоз» - Гаметогенез. Митоз (лат. Телофаза 1. А – зиготный мейоз: зеленые водоросли, грибы. Какой набор хромосом в эндосперме зерновки пшеницы? Распространенность в природе: Телофаза. Метафаза 1. Рис.2. Яйцеклетка млекопитающих: 1 – оболочка, 2 - ядро, 3 – цитоплазма, 4 – фол-ликулярные клетки. В – споровый мейоз: бурые, красные водоросли и все высшие растения.

«Митоз деление клетки» - Затем происходит митоз (деление клетки), и цикл повторяется заново. При различных патологических процессах нормальное течение Митоза нарушается. Хромосомы. Кариокинез. Образование двух идентичных дочерних клеток. Метафаза. Профаза Метафаза Анафаза телофаза. Исчезновение веретена деления, образование ядерных мембран, деспирализация хромосом.

«Мейоз урок» - Круговорот азота в биосфере. Наследственные болезни. Пластический обмен. Обмен веществ. Хромосомное определение пола. Круговорот углерода в биосфере. Сравнение митоза и мейоза. Опорные конспекты, используемые на уроках. Мейоз. Круговорот фосфора в биосфере.

«Биология митоз» - В результате дочерние клетки оказываются с равным «наследством». Что должна получить в процессе роста каждая вновь образующаяся клетка? Биологическое значение митоза. К чему приводит деление клетки у одноклеточных организмов? Амитоз. Мейоз. Способы деления клетки. С чего начинается процесс роста и развития организма?

СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Золотарева И.Г., учитель биологии

МБОУ «ООШ №3» г. Мариинска

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма , возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология

Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей

Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь

Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег

Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое

Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!

Регенерация

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

Митоз
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,
Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

  1. Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы : они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Гук

  1. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример . Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

Сильная, разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО 2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4.

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?
Вирусная, химерная,
Кодировать, синтезировать, обусловливать
Одна хорошо, а две надежнее!
Хромосома

Синквейн 6.

?
Многофакторный, хромосомный
Нарушать, изменять, обусловливать
Беда не приходит одна.
Заболевание

Синквейн 7.

Устойчивый, инфекционный
Поражать, изменять, губить
Вот она загадка века – гибель мира человека!
Белок

Синквейн 8.

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

Синквейн 9.

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

Синквейн 10.

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.