Пифагор цитаты. Мудрость: символические афоризмы пифагора

Ямвлих собрал тридцать девять символических изречений Пифагора и дал им интерпретацию. Они были переведены с греческого Томасом Тейлором.

Афористические утверждения были одним из любимых методов Пифагора и широко использовались в пифагорейском университете в Кротоне. Ниже приведены десять наиболее важных афоризмов с краткими объяснениями их скрытого значения,

1. ОТКЛОНЯЙСЯ ОТ ДОРОГ ИСХОЖЕННЫХ, ИСПОЛЬЗУЙ НЕХОЖЕНЫЕ ПУТИ.
Это надо понимать так, что тот, кто ищет мудрости, должен искать ее в уединении.

2. БУДЬ ХОЗЯИНОМ СВОЕМУ ЯЗЫКУ ПРЕЖДЕ ВСЕХ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ, СЛЕДУЯ ПРИ ЭТОМ БОГАМ.
Этот афоризм предупреждает человека, что его слова вместо того, чтобы давать о нем подлинное представление, могут вводить других в заблуждение, и, когда есть какое-либо сомнение, что должно сказать, всегда лучше промолчать.

3. ДУЕТ ВЕТЕР, ПОКЛОНЯЙСЯ ШУМУ.
Пифагор напоминает здесь своим ученикам о том, что Бог указует слушать голос элементов и что все вещи в Природе проявляются через гармонию, ритм, порядок или действо, приписываемые Богу.

4. ПОМОГАЙ ЧЕЛОВЕКУ В ПОДНЯТИИ ТЯЖЕСТИ, НО НЕ ПОМОГАЙ В СЛОЖЕНИИ ЕЕ.
Следует учиться помогать старательным, но не помогать никогда тем, кто стремится избежать ответственности, грех помогать ленивым.

5. НЕ ГОВОРИ О ДЕЛАХ ПИФАГОРЕЙСКОГО УЧЕНИЯ БЕЗ СВЕТА.
Здесь мир предупреждается о том, что не следует толковать Божьи тайны и секреты науки без духовного и интеллектуального просветления.

6. ВЫЙДЯ ИЗ СВОЕГО ДОМА, НЕ ВОЗВРАЩАЙСЯ, ИНАЧЕ В НЕМ БУДУТ ОБИТАТЬ ФУРИИ.
Пифагор здесь предупреждает тех, кто, начав поиски истины и изучив некоторые таинства, попытается вернуться на свой путь порока и невежества, о страданиях. Лучше ничего не знать о Божественном, нежели изучить малость и остановиться на полдороге.

7. КОРМИ ПЕТУХА, НО НЕ ПРИНОСИ ЕГО В ЖЕРТВУ, ПОСКОЛЬКУ ПОСВЯЩЕН ОН СОЛНЦУ И ЛУНЕ.
Два великих урока скрыты в этом афоризме. Первый заключается в том, что не следует приносить в жертву богам живых существ, потому что жизнь священна, и не следует Разрушать ее, даже предлагая Богу. Второй заключается в предупреждении человеку, что человеческое тело, символизируемое здесь петухом, посвящено солнцу (Богу) и луне (Природе) и должно сохраняться как наиболее драгоценное средство человеческого воплощения. Пифагор предостерегал своих учеников также от самоубийства.

8. НЕ ПОЗВОЛЯЙ ЛАСТОЧКАМ СЕЛИТЬСЯ В СВОЕМ ДОМЕ.
Это предупреждение искателю истины, чтобы он не позволял проникать в свой ум блуждающим мыслям или же входить в свою жизнь людям, не способным к духовному изменению. Он должен окружать себя рационально мыслящими людьми и сознательными работниками.

9. НЕ ПРОТЯГИВАЙ ОХОТНО СВОЮ ПРАВУЮ РУКУ НИКОМУ.
Это предупреждение ученику: следует иметь свой собственный ум и не делиться мудростью и знанием (правая рука) с Теми, кто не способен это оценить.
Рука здесь представляет Истину, которая поднимает тех, кто упал по причине невежества; но поскольку многие из таких падших вовсе не нуждаются в мудрости, они скорее отрубят руку, протянутую им. Только время может помочь в искуплении невежества людей.

10. ПОДНЯВШИСЬ С ПОСТЕЛИ, СГЛАДЬ ОТПЕЧАТКИ ТЕЛА.
Пифагор считал, что ученики, проснувшиеся от спячки невежества и пришедшие в бодрствующее состояние разума, должны устранить все воспоминания о своей бывшей духовной темноте. Мудрый человек не оставляет позади себя форму, которую менее разумные могут принять за форму для изготовления идола.

Наиболее знаменитым из всех фрагментов Пифагора являются Золотые стихи, приписываемые ему самому, хотя относительно авторства тут имеются определенные сомнения. Золотые стихи содержат краткий вариант всей системы философии, которая лежала в основе образовательных доктрин италийской школы в Кротоне. Эти стихи открываются советом читателю возлюбить Бога, чтить великих героев и уважать духов природы. Затем человек призывается тщательно размышлять всю его дневную жизнь и предпочитать сокровища ума и души земным накоплениям. Стихи также обещают человеку, что, если он поднимет свою низшую материальную природу и будет культивировать самоконтроль, он будет замечен богами и соединится с ними, разделив с ними бессмертие.

(Важно заметить, что Платон очень высоко ценил этот манускрипт Пифагора, который сохранился после разрушений в Кротоне.)

Пифагор - биография

Пифагор Самосский (ок. 580 - ок. 500 до н. э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

В VI веке до нашей эры средоточием греческой науки и искусства стала Иония - группа островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии. Там в семье золотых дел мастера, резчика печатей и гравера Мнесарха родился сын. По преданию, в Дельфах, куда приехали Мнесарх с женой Парфенисой, - то ли по делам, то ли в свадебное путешествие - оракул предрек им рождение сына, который прославится в веках своей мудростью, делами и красотой. Бог Аполлон, устами оракула, советует им плыть в Сирию. Пророчество чудесным образом сбывается - в Сидоне Парфениса родила мальчика. И тогда по древней традиции Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает Пифагором, то есть предсказанным пифией.

В легенде ничего не говорится о годе рождения Пифагора, исторические исследования датируют его появление на свет приблизительно 580 годом до нашей эры. Вернувшись из путешествия, счастливый отец воздвигает алтарь Аполлону и окружает юного Пифагора заботами, которые могли бы способствовать исполнению божественного пророчества.

Возможности дать сыну хорошее воспитание и образование у Мнесарха были. Как всякий отец, Мнесарх мечтал, что сын будет продолжать его дело - ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Для упражнения памяти Гермодамас заставлял его учить песни из «Одиссеи» и «Илиады». Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам. «Есть еще другая Школа, - говорил Гермодамас, - твои чувствования происходят от Природы, да будет она первым и главным предметом твоего учения».

Прошло несколько лет, и по совету своего учителя Пифагор решает продолжить образование в Египте, у жрецов. Попасть в Египет в то время было трудно, потому что страну фактически закрыли для греков. Да и властитель Самоса тиран Поликрат тоже не поощрял подобные поездки. При помощи учителя Пифагору удается покинуть остров Самое. Но пока до Египта далеко. Он живет на острове Лесбос у своего родственника Зоила. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом - другом Фалеса Милетского. У Ферекида Пифагор учится астрологии, предсказанию затмений, тайнам чисел, медицине и другим обязательным для того времени наукам. Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет - к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. От него принято вести историю греческой философии.

Пифагор внимательно слушает в Милете лекции Фалеса, тогда уже восьмидесятилетнего старца, и его более молодого коллегу и ученика Анаксимандра, выдающегося географа и астронома. Много важных знаний приобрел Пифагор за время своего пребывания в Милетской школе. Но Фалес тоже советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь.

Перед Египтом Пифагор на некоторое время останавливается в Финикии, где, по преданию, учится у знаменитых сидонских жрецов. Пока он живет в Финикии, его друзья добиваются того, что Поликрат - властитель Самоса, не только прощает беглеца, но даже посылает ему рекомендательное письмо для Амазиса - фараона Египта. В Египте благодаря покровительству Амазиса Пифагор знакомится с мемфисскими жрецами. Ему удается проникнуть в «святая святых» - египетские храмы, куда чужестранцы не допускались. Чтобы приобщиться к тайнам египетских храмов, Пифагор, следуя традиции, принимает посвящение в сан жреца.

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. К этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь Скончался фараон Амазис, а его преемник по трону не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому Царю, что послужило достаточным поводом для войны. Персы не пощадили даже священные храмы. Подверглись гонениям и жрецы, их убивали или брали в плен. Так попал в персидский плен и Пифагор.

Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой. Эти науки у халдеев в значительной степени опирались на представления о магических и сверхъестественных силах, они придали определенное мистическое звучаний философии и математике Пифагора...

Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп, прослышавший о знаменитом греке. Пифагору уже шестьдесят, он решает вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.

С тех пор как Пифагор покинул Грецию, там произошли большие изменения. Лучшие умы, спасаясь от персидского ига, перебрались в Южную Италию, которую тогда называли Великой Грецией, и основали там города-колонии Сиракузы, Агригент, Кротон. Здесь и задумывает Пифагор создать собственную философскую школу.

Довольно быстро он завоевывает большую популярность среди жителей. Энтузиазм населения так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано, становится вскоре женой Пифагора.

В это время в Кротоне и других городах Великой Греции растет общественное неравенство, вошедшая в легенды роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается социальная угнетенность, заметно падает нравственность. Вот в такой обстановке Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания. Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца цензором нравов, своеобразным духовным отцом города. Пифагор умело использует знания, полученные в странствиях по свету. Он объединяет лучшее из разных религий и верований, создает свою собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в нерасторжимой взаимосвязи всего сущего (природы, человека, космоса) и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.

В совершенстве владея методами египетских жрецов, Пифагор «очищал души своих слушателей, изгонял пороки из сердца и наполнял умы светлой истиной». В Золотых стихах Пифагор выразил те нравственные правила, строгое исполнение которых приводит души заблудших к совершенству.

Вот некоторые из них:

Не делай никогда того, чего ты не знаешь, но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь;

Переноси кротко свой жребий, каков он есть, и не ропщи на него;

Приучайся жить без роскоши.

Со временем Пифагор прекращает выступления в храмах и на улицах, а учит уже в своем доме. Система обучения была сложной, многолетней. Желающие приобщиться к знанию должны пройти испытательный срок от трех до пяти лет. Все это время ученики обязаны хранить молчание и только слушать Учителя, не задавая никаких вопросов. В этот период проверялись их терпение, скромность.

Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики и астрономы.

Это был не только учитель, но и исследователь. Исследователями становились и его ученики. Пифагор развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов: найденные соотношения он выразил на языке математики. В Школе Пифагора

Впервые высказана догадка о шарообразности Земли.

Мысль о том, что движение небесных тел подчиняется определенным математическим соотношениям, идеи «гармонии мира» и «музыки сфер», впоследствии приведшие к революции в астрономии, впервые появились именно в Школе Пифагора.

Многое сделал ученый и в геометрии. Доказанная Пифагором знаменитая теорема носит его имя. Достаточно глубоко исследовал Пифагор и математические отношения, закладывая тем самым основы теории пропорций. Особенное внимание он уделял числам и их свойствам, стремясь познать смысл и природу вещей. Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.

Пифагорейцы полагали, что все тела состоят из мельчайших частиц - «единиц бытия», которые в различных сочетаниях соответствуют различным геометрическим фигурам. Число для Пифагора было и материей, и формой Вселенной. Из этого представления вытекал и основной тезис пифагорейцев: «Все вещи - суть числа». Но поскольку числа выражали «сущность» всего, то и объяснять явления природы следовало только с их помощью. Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики - теории чисел.

Все числа пифагорейцы разделяли на две категории - четные и нечетные, что характерно и для некоторых других древних цивилизаций. Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное - нечетное», «правое - левое» имеют глубокие и интересные следствия в кристаллах кварца, в структуре вирусов и ДНК, в знаменитых опытах Пастера с поляризацией винной кислоты, в нарушении четности элементарных частиц и других теориях.

Не чужда была пифагорейцам и геометрическая интерпретация чисел. Они считали, что точка имеет одно измерение, линия - два, плоскость - три, объем - четыре измерения.

Десятка может быть выражена суммой первых четырех чисел (1+2+3+4=10), где единица - выражение точки, двойка - линии и одномерного образа, тройка - плоскости и двумерного образа, четверка - пирамиды, то есть трехмерного образа. Ну чем не четырехмерная Вселенная Эйнштейна?

При суммировании всех плоских геометрических фигур - точки, линии и плоскости - пифагорейцы получали совершенную, божественную шестерку.

Справедливость и равенство пифагорейцы видели в квадрате числа. Символом постоянства у них было число девять, поскольку все кратные девяти числа имеют сумму цифр опять-таки девять. Число восемь у пифагорейцев символизировало смерть, так как кратные восьми имеют уменьшающуюся сумму цифр.

Пифагорейцы считали четные числа женскими, а нечетные мужскими Нечетное число - оплодотворяющее и, если его сочетать с четным, оно возобладает; кроме того, если разлагать четное и нечетное надвое, то четное, как женщина, оставляет в промежутке пустое место, между двумя частями. Поэтому и считают, что одно число свойственно женщине, а другое мужчине. Символ брака у пифагорейцев состоял из суммы мужского, нечетного числа три и женского, четного числа два. Брак - это пятерка, равная трем плюс два. По той же причине прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре, пять был назван ими «фигура невесты».

Четыре числа, составляющие тетраду - один, два, три, четыре -имеют прямое отношение к музыке: они задают все известные консонантные интервалы - октаву (1:2), квинту (2:3) и кварту (3:4). Иными словами, декада воплощает не только геометрически-пространственную, но и музыкально-гармоническую полноту космоса. Среди свойств десятки отметим еще и то, что в нее входит равное количество простых и составных чисел, а также столько же четных, сколько и нечетных.

Сумма чисел, входящих в тетраду, равна десяти, именно поэтому десятка считалась у пифагорейцев идеальным числом и символизировала Вселенную. Поскольку число десять - идеальное, рассуждали они, на небе должно быть ровно десять планет. Надо заметить, что тогда были известны лишь Солнце, Земля и пять планет.

Знаменитая тетрада, состоящая из четырех чисел, повлияла через пифагорейцев на Платона, который придавал особое значение четырем материальным элементам: земле, воздуху, огню и воде. Пифагорейцы знали также совершенные и дружественные числа. Совершенным называлось число, равное сумме своих делителей Дружественные - числа, каждое из которых - сумма собственных делителей другого числа. В древности числа такого рода символизировали дружбу, отсюда и название.

Кроме чисел, вызывавших восхищение и преклонение, у пифагорейцев были и так называемые нехорошие числа. Это числа, которые не обладали никакими достоинствами, а еще хуже, если такое число было окружено «хорошими» числами. Примером тому может служить знаменитое число тринадцать - чертова дюжина или число семнадцать, вызывавшее особое отвращение у пифагорейцев.

Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной. Сведение астрономии и музыки к числу дало возможность более поздним поколениям ученых понять мир еще глубже.

После смерти ученого в Метапонте (Южная Италия), куда Пифагор бежал по окончании восстания в Кротоне, его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества.

В новое время, особенно благодаря бурному развитию естествознания, астрономии и математики, идеи Пифагора о мировой гармонии приобретают новых поклонников. Великие Николай Коперник и Иоганн Кеплер, знаменитый художник и геометр Дюрер, гениальный Леонардо да Винчи, английский астроном Эддингтон, экспериментально подтвердивший в 1919 году теорию относительности, и многие другие ученые и философы продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира.

(Самин Д. К. 100 великих ученых)

Древняя Греция. Пифагор

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, представляющих его в качестве совершенного мудреца и великого учёного, посвящённого во все таинства греков и варваров. Ещё Геродот называл его «величайшим эллинским мудрецом». Самые ранние известные источники об учении Пифагора появились лишь 200 лет спустя после его смерти.

В 530 до н. э. Пифагор поселился в греческой колонии Кротоне в Южной Италии, где нашёл много последователей. Их привлекала не только мистическая философия, которую он убедительно излагал, но и предписываемый им образ жизни с элементами здорового аскетизма и строгой морали.

Пифагор проповедовал нравственное облагораживание невежественного народа, достигнуть которого возможно там, где власть принадлежит касте мудрых и знающих людей, и которым народ повинуется в чём-то безоговорочно, как дети родителям, а в остальном сознательно, подчиняясь нравственному авторитету. Пифагору традиция приписывает введение слов "философия" и "философ".

Всё сущее есть число.

Не делай никогда того, что тебе не знакомо, но научись всему, что следует знать.

Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство.

Никогда не давай полной воли своему воображению: оно произведет чудовищ.

Есть три реальных угрозы человечеству: материализм учёных, невежество священников и хаос демократии.

Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком другом месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Если можешь стать орлом, не стремись стать первым среди галок.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.

До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Статую красит вид, а человека — его деяния.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Не делай ничего постыдного, ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Для познания нравов, какого ни есть народа, старайся прежде изучить его язык.

Делай великое, не обещая великого.

Миром правят цифры!

Привычка и с рабством примирит.

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих...

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.

Тело своё не делай гробом своей души.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

У бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Нет у тебя, человек, ничего, кроме души.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

(VI в. до н.э.) философ, математик, религиозный и политический деятель, основатель пифагорейской школы, родился на о-ве Самос

Числу все вещи подобны.

Все, что познается, имеет число, ибо невозможно ни понять ничего, ни познать без него.

Гармония есть (…) согласие разногласного.

Мудрецом, по его [Пифагора] словам, может быть только бог, а не человек. (…) А философ ["любомудр"] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

Жизнь (…) подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины.

Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Дружба есть равенство.

Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

Уходя на чужбину, не оборачивайся.

[Пифагор] запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.

Жизнь человеческую он [Пифагор] разделял так: «Двадцать лет – мальчик, [еще] двадцать – юнец, [еще] двадцать – юноша, [еще] двадцать – старец».

«Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай.

«Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь.

«Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает», – этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду.

Без ума человек не познает ничего здравого, ничего истинного и даже не способен ничего уловить какими бы то ни было чувствами, – только ум сам по себе все видит и все слышит,прочее же и слепо и глухо.

Где (…) необходимость, там и возможность.

Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.

Если совершается с удовольствием постыдное, то удовольствие проходит, а стыд остается; если же совершается с усилием достойное, то усилие проходит, а достойное остается.

Чаще теряют меру в питье, чем в еде.

Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь. (О самоубийстве).

Среди говорящих тварей есть боги, есть люди, а еще есть Пифагор.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падало в него горьких слез.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Статую красит вид, а человека – деяния его.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»

Делай великое, не обещая великого.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Полезнее камень наобум бросить, чем слово пустое.

Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.

Одно и то же, что от полыни горечь отнять и что у слова дерзость отсечь.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Как старинное вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях – до совершенной потери ума.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Земледелие покоряется свободолюбивым рукам. Не доверяй свою землю невольникам или рабам. Возделывай пашню с любовью и добрым сердцем.

Чтобы тебя помнили и почитали, стань хорошим семьянином и напиши добродетельную книгу. Продолжатели рода твоего должны быть почтительными людьми и с крепкой семьей. – Пифагор

Пусть жрецы исследуют божественные деяния, сам же познай сердце человеческое.

Найди себе друга верного, ибо счастье не бывает одиноким – оно удел двоих.

Людей с гладким лбом обходи стороной – мыслей умных от них не услышишь. Морщат лоб редко – разум свой не напрягают, мысли без тренировки умными не бывают.

Пифагор: Человек – это сеятель. Идет по полю уверенно, как хозяин. Вырывает с корнем сорняки, добавляет удобрений, передвигается смело на своей земле, наводя кругом порядок. Народные обычаи – самые строгие и важные правила и догмы людские.

Сборище ученых мужей вскорости теряет квалификацию, превращаясь в вече простолюдин.

Боги, по-мнению старцев, пожалели, что создали человека, теперь люди жалеют, что поклоняются идолам, мудрецам и жрецам.

Продолжение цитат читайте Пифагора на страницах:

Беседу следует вести так, чтобы собеседников из врагов делать друзьями, а не друзей врагами.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.

Никто не должен преступать меры ни в пище, ни в питии.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Молчи или говори что-нибудь получше молчания.

Не поднимайте пыли на жизненном пути.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым.

Говори мало, пиши еще менее.

У хвастунов, так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.

Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни - дружба.

Не исполняющий должности отца семейства не может быть ни законодателем, ни градоуправителем.

Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.

Прежде всего научайся каждую вещь называть ее именем: это самая первая и важнейшая из всех наук.

Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам.

Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.

Статую красит вид, а человека его деяния.

Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Если спросят: в чем состоит благополучие? Ответствуй: быть в согласии с самим собой.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

Сыщи себе верного друга; имея его, ты можешь обойтись без богов.

Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.

Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.

Мудрый! Будучи обязан жить среди простого народа, будь подобен маслу, плавающему поверх воды, но не смешивающемуся с ней.

Прежде всего прочего удерживай язык свой.

Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей.

Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

У друзей все общее, и дружба есть равенство.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь, в особенности юность.

Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.

Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

Измеряй свои желания, взвешивай свои мысли, исчисляй свои слова.

Не делай выговоров твоей жене при твоих детях.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Человек! Не делай другим животным того, чего не хочешь, чтоб они делали тебе.

Просыпаясь утром, спроси себя: Что я должен сделать?

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

Нужно отстаивать правду, даже принимая муки, но не стоит доводить защиту истины до нетерпимости.

На верность твоей собаки полагайся во всякое время, а на верность жены только до первого случая.

Глупцы во время распития спиртного пьянеют, а когда приходит беда, так и вовсе лишаются разума.

Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.

Учитесь понимать человеческую природу. Понимание человека принесёт больше пользы, чем познание разнообразных божеств.

Если спросят: что есть добродетель? Ответствуй: любомудрие, употребленное в действие.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Веди жизнь единообразную, если желаешь иметь смерть спокойную.

Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.

Воздержи себя от убийства животных: пролитие крови оных привело людей к неистовству проливать кровь подобных себе.

Делай великое, не обещая великого.

Статую красит вид, а человека - его деяния.

Если спросят: что есть древнее богов? Ответствуй: страх и надежда.

Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастии других.

Порядок да будет твоим божеством! Непрестанно воздавай ему сердечное служение: порядок есть союз всех вещей. Сама природа через него существует.

И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.

Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Важно быть царём в первую очередь для себя. Владычествуя над собой и правильно управляя собственными поступками, в твоих руках будет великолепная вотчина и наиглавнейшая должность.

Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

Совесть да будет единственным твоим божеством.

Старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем, прежде чем заснуть, спроси себя: Что я сделал?

Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.

Если не можешь иметь верного друга, будь сам себе другом.

Просыпаясь утром, спроси себя: Что я должен сделать? Вечером, прежде чем заснуть: Что я сделал?

Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.

Тело не должно быть усыпальницей души. В пьяном виде не приступай к зачатию будущего поколения.

Повинующийся разуму повинуется богам.

Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.

Строго накажи твое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство.

Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.

Ничему не удивляйся: удивление произвело богов.

Как ни коротки слова да и нет, все же они требуют самого серьезного размышления.

Добрые и прекрасные люди появились на земле не для того, чтобы почивать и предаваться развлечениям, они – опора слабым и обиженным.

Не просите у богов ни дождя, ни вёдра: боги не принимают в сем участия. В Природе все управляется неизменными законами.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтоб муж твой свободное время проводил подле тебя, то потщись, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Прежде чем станешь говорить, дай время созреть твоей мысли.

Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.

Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…

Смертный! Когда несчастье станет стучаться у дверей твоих, отвори ему их с веселым лицом, не дожидаясь, чтобы оно постучалось к тебе в другой раз: сопротивление раздражает его, покорность делает безоружным.

Начало есть половина всего.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.

Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит ее во зло.

Природа едина, и ничего нет ей равного: мать и дщерь себя самой, она есть Божество богов.

Не будь одним из тех, кои кажутся мудрыми только в своих сочинениях.

Вечером, слушая и сохраняя молчание, ты сделаешься мудрым, так как начало премудрости есть молчание.

Молчи или говори то, что лучше молчания.

Не почитай знания за одно с мудростью.

Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время.

Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть.

В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

Даже при большом желании уснуть, не смыкай глаз, пока не проанализируешь всё, что содеял за этот день.

Собака есть изображение друга.

Гражданин без собственности не имеет отечества.

Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Истину полезно видеть нагую. Ложь пусть покрывает себя одеждой.